- Обслуживание компрессора 2-ОК-1
- Компрессор 2ОК1
- Компрессор 2ОК1
- Состав изделия, принципы работы компрессора 2ОК1
- Устройство и работа компрессора и его основных частей
- Устройство и работа составных частей изделия.
- Станина
- Цилиндр высокого давления.
- Поршень
- Шатун
- В состав системы охлаждения входят:
- Холодильник I ступени
- Холодильник II ступени
- Водомаслоотделитель
- Предохранительные клапаны
- Указание мер безопасности
- Подготовка к работе
- Порядок работы
Обслуживание компрессора 2-ОК-1
Компрессор 2-ОК-1 служит для накачивания сжатого воздуха в пусковые резервуары судовых дизельных двигателей.
Температура в машинном помещении при работе компрессора 2-ОК-1 не должна быть ниже 8° С. При значительном понижении температуры необходимо после остановки компрессора выпустить воду из зарубашечного пространства цилиндров и всех водопроводных труб, так как при замерзании воды могут быть разорваны цилиндры и трубы водопровода. На это нужно обратить особое внимание, если компрессор должен быть остановлен на продолжительное время. Перед пуском компрессора 2-ОК-1 температура помещения должна обеспечивать нормальную вязкость и свободное протекание смазки. Для периодического пополнения воздухом пусковых резервуаров компрессор должен быть всегда готов к действию.
Важно:
1. Перед пуском проверить по маслоуказателю уровень масла в станине, который должен быть не ниже верхней 1.0 красной линии, нанесенной на станине около маслоуказателя, пустить охлаждающую воду, открыть продувочный вентиль воздухоочистителя и немного приоткрыть регулятор всасывания на всасывающих клапанах цилиндра первой ступени.
2. Для пуска включить рубильник электродвигателя и сразу после пуска открыть вентиль на пусковых резервуарах.
3. После пуска закрыть продувочный вентиль воздухоочистителя.
При обслуживании компрессора во время работы должны соблюдаться следующие правила:
1. Конденсат, выделяющийся при охлаждении сжатого воздуха, надо выпускать через каждые 15-20 мин., открывая продувочный вентиль воздухоочистителя.
2. Воздух из холодильника должен выходить достаточно охлажденным. Если замечается недостаточное охлаждение воздуха, необходимо холодильник осмотреть и подвергнуть чистке.
3. Температура выходящей воды должна быть в пределах 20-50° С. При температуре воды выше 50°С не разрешается резко увеличивать подачу холодной воды в компрессор, так как внезапное охлаждение может вызвать появление трещин в цилиндрах и заедание поршней, что приводит к значительному повреждению компрессора.
4. Во время работы компрессора 2-ОК-1 следует проверять температуру подшипников. Нагревание коренного подшипника определяется ощупыванием корпуса подшипника, а шатунного- ощупыванием боковых крышек станины. Нельзя допускать резкого охлаждения сильно нагретых подшипников, так как это может вызвать задиры на валу.
5. После остановки компрессора нужно закрыть вентиль на пусковом резервуаре, открыть продувочный вентиль воздухоочистителя и прекратить подачу к компрессору охлаждающей воды; затем коленчатый вал 2-3 раза повернуть. Немедленно после остановки компрессора проверить на ощупь температуру подшипников.
6. Раз в десять дней проверять у подшипников коленчатого вала и шатуна затяжку болтов и гаек. При надобности болты следует подтянуть.
При эксплуатации компрессоров наблюдаются случаи пуска компрессора при закрытом вентиле на пусковом резервуаре. При таком пуске происходит разрушение трубопровода или компрессора вследствие значительного повышения давления воздуха.
Для предупреждения таких аварий следует обязательно устанавливать на трубе между компрессором и резервуаром предохранительный клапан, прилагаемый к компрессору 2-ОК-1.
Производительность в м3 / час и необходимая для привода компрессора мощность в л. с. зависят от конечного давления сжатия в цилиндре второй ступени. При производительности 26 м3 / час свободного воздуха и конечном давлении сжатия 60 кг/см2 подача воды для охлаждения компрессора 600 л/час с температурой 12°С с давлением 0,2 кг/см2 вполне обеспечивает нормальную работу компрессора. Температура выходящей из компрессора воды при этом 36°С.
Поршень компрессора 2-ОК-1 необходимо вынимать и очищать каждые шесть месяцев. Если производительность компрессора заметно уменьшилась, о чем можно судить по увеличению времени для накачки резервуаров, то поршень следует осмотреть немедленно. Заедание поршневых колец не допускается; они должны свободно пружинить. Зазор (по 12 щупу) между кольцом и стенкой канавки по высоте должен быть 0,03-0,05 мм. При установке поршня после разборки не следует обильно смазывать кольца, так как при избытке смазки кольца будут пригорать и плохо пружинить; недостаточная же смазка способствует износу поршня.
При постановке новых поршневых колец необходимо предварительно поставить кольцо в цилиндр и проверить зазор в стыке кольца, который не должен превышать 0,5-0,6 мм.
Зазор между крышкой цилиндра и поршнем в в. м. т. должен быть: в цилиндре первой ступени 0,3-0,5 второй ступени 0,3-0,4 мм.
Этот зазор проверяется оттиском свинцовой пластинки. Увеличение зазора уменьшает производительность компрессора.
Клапаны компрессора 2-ОК-1 необходимо осматривать, очищать и, если требуется, притирать 2 раза в месяц. После притирки клапанов или замены их обязательно проверять ход клапана. Загрязнение клапанов указывает на избыток смазки цилиндра, на износ или заедание поршневых колец или на недостаточную очистку и охлаждение воздуха, поступающего в компрессор. При неплотности всасывающего или нагнетательного клапанов в цилиндре первой ступени производительность компрессора уменьшается. При заедании всасывающего клапана воздух выходит наружу. Если в холодильнике воздуха цилиндра первой ступени давление увеличивается, то это указывает на неплотность клапанов цилиндра второй ступени. Неплотность всасывающих клапанов цилиндра второй ступени вызывает нагревание прилегающего трубопровода цилиндра второй ступени.
Холодильники и воздухоочиститель компрессора 2-ОК-1 нужно осматривать каждые три месяца. При осмотре обнаруживается необходимость очистки стенок трубок от покрывающего их слоя масла. Для очистки секции кипятят в растворе соды. После кипячения трубки продувают воздухом.
Отверстия регулятора всасывания следует содержать в чистоте, чтобы не было торможения засасываемого воздуха.
Каналы для стока масла следует очищать не реже 1 раза в год. Фундаментную раму подвергать тщательной очистке через каждые полгода.
Зазоры в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала должны быть 0,07-0,10 мм.
Масло для смазки компрессора должно быть чистым, не бывшим в употреблении и без посторонних примесей. Смазка должна производиться компрессорным маслом марки Т ГОСТ 1861-44 или авиационным маслом марки МС-20 ГОСТ 1013-49
Источник
Компрессор 2ОК1
Компрессор 2ОК1
Электрокомпрессоры |
---|
2ОК1 без электрооборудования |
2ОК1.Э1 |
2ОК1.Э2 |
2ОК1.Э3 |
2ОК1.Э4 |
2ОК1.Э5 |
2ОК1.Э6 |
2ОК1.Э7 |
2ОК2.Э |
Состав изделия, принципы работы компрессора 2ОК1
Электрокомпрессор (рис. 1) состоит из компрессора, электродвигателя переменного или постоянного тока, смонтированных на общей фундаментной раме.
Передача вращения вала электродвигателя к валу копрессора осуществляется через клиновые ремни. Изменение натяжения ремней производится винтовым приспособлением.
Устройство рамы позволяет устанавливать ее на амортизаторы.
В зависимости от модификации электрокомпрессора давление на выходе из компрессора меняется установкой предохранительного клапана II ступени на 30 кгс/см2 или 60 кгс/см2.
Устройство и работа компрессора и его основных частей
Тип компрессора – поршневой, вертикальный, двухрядный.
Компрессор (рис. 2) производит сжатие воздуха в 2-х ступенях:
- I – находится в станине компрессора,
- II – в цилиндре высокого давления.
Компрессор состоит из следующих основных частей:
- станина,
- цилиндр высокого давления,
- поршень,
- шатун,
- коленчатый вал,
- всасывающие и нагнетательные клапаны,
- холодильники воздуха,
- водомаслоотделитель,
- водяной насос.
Основанием компрессора служил литая чугунная станина, на которой смонтированы все узлы и детали компрессора.
Двухопорный с двумя коленами коленчатый вал смонтирован в станине на подшипниках скольжения. На конец коленчатого вала насажен на шпонке шкив-маховик.
В верхнюю часть станины запрессованы чугунные втулки с уплотнительными резиновыми кольцами. Сверху втулки закрыты цилиндрами высокого давления.
Шатунно-поршневая группа состоит из поршня и шатуна.
Охлаждение воздуха после каждой степени сжатия компрессора осуществляется в холодильниках I и II ступеней.
Смазка подшипников, верхних головок шатунов, а также цилиндров I ступени производится разбрызгиванием. Смазка шатунных подшипников производится маслом, захваченным черпаком при прохождении нижней мертвой точки из картера. Цилиндры II ступени смазываются маслом, содержащемся в воздухе, поступившем из I ступени. Масло компрессорное К 19 ГОСТ 1861-73 или МС 20 ГОСТ 21743-76. При кратковременной работе допускается применять масло КС-19 ГОСТ 9243-75.
Очистка сжатого воздуха от воды и масла происходит в водомаслоотделителе, установленного после холодильника I ступени.
Компрессор снабжен двумя предохранительными клапанами. Один установлен на водомаслоотделителе, другой – на трубопроводе от компрессора в баллоны.
При движении поршня вниз в цилиндре I ступени создается разряжение. Под действием давления атмосферного воздуха всасывающий клапан I ступени открывается и воздух начинает поступать в цилиндр. Наполнение цилиндра продолжается до перемещения поршня в нижнюю мертвую точку. При ходе поршня вверх, всасывающий клапан закрывается и в цилиндре происходит сжатие воздуха, сопровождающееся повышением температуры. Когда давление в цилиндре несколько превысит давление за нагнетательным клапаном, он автоматически открывается. При дальнейшем движении поршня вверх воздух выталкивается через нагнетательный клапан и направляется в холодильник I ступени, затем в водомаслоотделитель и через всасывающий клапан в цилиндр II ступени. Из цилиндра II ступени сжатый воздух через холодильник нагнетается в баллоны.
Давление воздуха по ступеням сжатия контролируется манометром.
Устройство и работа составных частей изделия.
Станина
Станина чугунная, литая, коробчатого типа с лапами, в которых имеются четыре отверстия под болты крепления компрессора в фундаментной раме. В торцевых стенках станины имеются расточки под коренные подшипники коленчатого вала, в боковых стенках – окна для доступа к механизму движения.
Нижняя часть станины (картер) служит емкостью для масла.
В верхней части боковой стенки имеется окно, через которое вода из корпуса холодильника низкого давления поступает в станину.
Внутри станины имеются сборники разбрызгиваемого масла, из которого масло поступает на смазку коренных подшипников.
Цилиндр высокого давления.
К станине сверху, крепятся чугунные цилиндры высокого давления, центральные обработанные части которых являются цилиндрами II ступени (высокого давления)
В цилиндре высокого давления установлены всасывающий и нагнетательный клапаны I ступени, связанные каналами с камерой сжатия I ступени.
Поршень
Чугунный двухступенчатый поршень (рис. 3) посредством поршневого пальца соединяется с верхней головкой шатуна
На поршне I ступени установлены три уплотнительных поршневых кольца и два маслосъемных.
Поршень II ступени состоит из комплекта наборных колец, канавки которых вставлены уплотнительные кольца.
Крепление наборных колец производится через крышку винтом, который шплинтуется.
Поршень имеет кольцевую канавку и отверстия, по которым масло, снимаемое верхним маслосъемным кольцом со стенки цилиндра, поступает на смазку верхней головки шатуна.
Шатун
Шатун компрессора (рис. 4) состоит из стержня двутаврового сечения и отъемной нижней головки шатуна, соединенных между собой двумя шатунными болтами с корончатыми гайками.
Нижняя головка шатуна состоит из нижней и верхней крышек, залитых баббитом, набора прокладок, проставки и черпачка. Черпачок устанавливается отверстием в сторону вращения коленчатого вала.
Проставка необходима для регулировки зазора (объема вредного пространства) между поршнем и крышкой цилиндра I ступени.
Набор прокладок дает возможность регулировать зазор в шатунном подшипнике. Втулка верхней головки шатуна бронзовая.
Система незамкнутая с последовательным током воды через отдельные элементы.
В состав системы охлаждения входят:
водяной насос (рис. 8), навешенный на компрессор, или автономный водяной насос;
холодильники I и II ступени ;
полости для воды в цилиндрах компрессора;
трубопроводы охлаждающей воды.
Насос засасывает холодную воду и нагнетает ее в корпус холодильников I и II ступеней, откуда через окно она поступает в водяную рубашку цилиндров I ступени м далее по трубкам поднимается в водяные рубашки цилиндров II ступени, затем по трубопроводам направляется на слив.
Насос для охлаждения компрессора вихревого типа нереверсивный. Привод рабочего колеса насоса осуществляется от коленчатого вала компрессора через муфту, допускающее смещение валов. На вале насоса смонтированы рабочее колесо, сидящее на шлицах вала, и уплотнение водяного насоса; плотность обеспечивается бронзовым уплотнительным кольцом, притертым к торцу подшипника, и резиновой втулкой, сидящей с натягом на валу и прижатой к уплотнительному кольцу пружиной.
Вал насоса вращается в текстолитовых подшипниках, один из которых запрессован в корпус, другой – в крышке насоса.
В корпусе и крышке имеются спиральные каналы, глубина которых сначала увеличивается, затем остается постоянной и далее постепенно сходит на нет.
В корпусе имеется окно, сообщающееся с всасывающей полостью. При вращении рабочего колеса вала вода, заполняющая объем между лопатками, под действием центробежных сил вытесняется в спиральные каналы. При этом на участке с увеличивающейся глубиной каналов вода выталкивается в нагнетательную полость. Часть воды из нагнетательной полости через отверстие отводится на смазку и охлаждение подшипников: сначала подшипника, запрессованного в корпус насоса, а затем по каналам в вале насоса-подшипника крышки и далее выходит во всасывающую полость.
Зазор в подшипниках обеспечивает протекание количества воды, необходимого для смазки и охлаждения их.
Для обеспечения всасывания насос перед пуском должен быть заполнен водой. Подвод и отвод воды располагаются сверху, поэтому достаточно заполнить насос только перед первым пуском после установки компрессора или после спуска воды из насоса.
Холодильник I ступени
Холодильник I ступени ( рис.9) состоит из корпуса, в который вставлена секция охлаждения состоящая из трубных досок и трубок.
Нижняя трубная доска с крышкой имеет возможность перемещаться вдоль оси холодильника при удлинении трубок от нагревания.
Уплотнение водяной полости осуществляется резиновыми кольцами и медной прокладкой. Положение секции охлаждения относительно корпуса холодильника фиксируется с помощью штифта.
В средней части корпуса имеется окно, закрытие мембраной, предохраняющей корпус холодильника и станину от разрушения при попадании (в случае повреждения трубок холодильника) сжатого воздуха в водяную полость. Разрушение мембраны происходит при давлении 2,5…4 кгс/см 2 . В нижней части корпуса имеется штуцер для подсоединения трубы подвода охлаждающей воды, а в верхней – для частичного отвода воды из холодильника.
Холодильник II ступени
Холодильник змеевикового типа (рис. 10) помещается в полости охлаждения компрессора между холодильником низкого давления и втулками цилиндров. К трубе холодильника крепится цинковый протектор.
Водомаслоотделитель
Отделение частиц жидкости от воздуха в водомаслоотделителе (рис. 11) основывается на равности удельных весов и осуществляется путем изменения направления и скорости воздушного потока, что улучшает отделение жидкости от воздуха. Под действием центробежных сил частицы жидкости отбрасываются на стенку и стекают в нижнюю полость водомаслоотделителя (сборник), откуда периодически выпускаются при помощи вентиля.
Нижняя часть водомаслоотделителя имеет ребро, благодаря которому путь воздуха в холодильнике вдвое больше длины холодильника.
Сверху корпус водомаслоотделителя закрыт крышкой со штуцерами отвода воздуха.
На водомаслоотделителе установлены предохранительный клапан I ступени и манометр.
Предохранительные клапаны
Предохранительные клапаны I и II ступени компрессора пружинного типа. Устройство клапанов принципиально одинаково, но они отличаются усилием затяжки пружины и уплотняющей кромкой седла.
Давление открытия регулируется затяжкой пружины таким образом, чтобы не повышать рабочее давление на : 22…32% для клапанов I ступени; 5…10% для клапанов II ступени.
Давление закрытия регулируется установкой необходимого количества прокладок.
Указание мер безопасности
К самостоятельному обслуживанию воздушных электрокомпрессоров могут назначаться лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, специальное теоретическое и практическое обучение и имеющие удостоверение на право эксплуатации воздушных электрокомпрессоров. Периодическая проверка знаний обслуживающего персонала производится не реже одного раза в год.
Персонал, допущенный к обслуживанию электрокомпрессора должен знать:
- устройство и принцип действия установки, схему трубопроводов сжатого воздуха, воды, масла, а также места установки контрольно-измерительных приборов и предохранительных устройств;
- инструкцию по безопасному обслуживанию оборудования компрессорной установки;
- мероприятия по предупреждению аварии и меры устранения возникших неполадок.
Обслуживающий персонал должен строго соблюдать все требования по технике безопасности и помнить, что во время работы электрокомпрессора трубопровод сжатого воздуха находится под давлением и подтяжку соединений разрешается производить только на неработающем компрессоре при снятом давлении; узлы с отличительной окраской серебристого цвета имеют высокую температуру.
Не допускать загромождения рабочих мест посторонними предметами, содержать в чистоте помещение.
При монтаже электрокомпрессоров корпус электродвигателя должен быть заземлен.
Подготовка к работе
- Произведите наружный осмотр электрокомпрессора, тщательно осмотрите и убедитесь в отсутствии демонтажа.
- Проверьте уровень масла в картере и при необходимости долейте тщательно профильтрованное масло до верхнего уровня.
- При первоначальном пуске электрокомпрессора заполните насос или пустите в компрессор охлаждающую воду в случае охлаждения от автономного насоса.
- Откройте продувочный вентиль водомалоотделителя.
- Проверните вручную коленчатый вал компрессора на два-три оборота и убедитесь в свободном вращении.
- Проверните показания манометров. Стрелки манометров должны стоять на нуле.
Порядок работы
- Пустите в ход электродвигатель, привода компрессора.
- Проверьте показания электроприборов.
- Откройте запорный вентиль на нагнетательном воздухопроводе, соединяющем компрессор с баллонами.
- Наблюдайте за показанием манометра. закройте вентиль на водомаслоотделителе.
- Ведите непрерывный слуховой контроль за работой электрокомпрессора для своевременного обнаружения посторонних стуков.
- Поддерживайте уровень масла в картере в пределах контрольных линий.
- Следите за температурой воды, выходящей из компрессора, которая должна быть не выше 50 о С. При повышении температуры воды выше 50 о С увеличение подачи холодной воды произведите постепенно во избежание появления трещин в цилиндрах и заедания поршней.
- Периодически, через 15-20 мин., продувайте водомаслоотделитель, в течение примерно одной минуты.
- Периодически проверяйте температуру подшипников. Нагревание коренных определяется ощупыванием корпуса подшипника, а шатунных – ощупыванием боковых крышек станины.
Периодически, через каждые 150 часов работы электрокопрессора и при делительных перерывах между пусками (5-8 дней) производите после пуска проверку работоспособности предохранительных клапанов двух-трехкратным подрывом на второй ступени.
Следите за плотностью соединений в компрессоре, во вспомогательной аппаратуре и в системах трубопроводов.
Примечание: Категорически воспрещается производить подтяжку соединений, находящихся под давлением.
Перед остановом электрокомпрессора продуйте и осушите воздушные полости цилиндров и холодильников. Для этого необходимо открыть продувочные вентили, закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе и поработать не менее 2-х минут.
Перекройте подвод охлаждающей воды при охлаждении компрессора от автономного насоса.
Проверьте по манометрам падение давления в ступенях компрессора до нуля.
При длительной стоянке пустите воду из насоса и зарубашечного пространства.
Для экстренного останова электрокомпрессора необходимо остановить электродвигатель, открыть продувочный вентиль и закрыть вентиль на нагнетательном трубопроводе. Немедленный останов электрокомпрессора производится:
- при появлении резких стуков, ударов, посторонних шумов, при повышении или понижении давления в ступенях; если нагрев каких-либо частей электрокомпрессора непрерывно увеличивается и температура их превысила допустимую;
- при обнаружении неисправности, могущей привести к аварии;
- при прекращении или уменьшении подачи охлаждающей воды;
- при нарушении уплотнения и появлении значительной утечки воздуха или воды в соединениях;
- при подрыве предохранительного клапана;
- при повреждении предохранительной мембраны холодильника;
- при неисправности какого-либо манометра;
- при отсутствии освещения или пожаре.
Источник