«АВТОБУСЫ ПАЗ-320402-05 и ПАЗ-320412-05 РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ 320402-05-3902010 РЭ г. Павлово 2013 г. 320402-05-3902010 РЭ ВВЕДЕНИЕ . »
ООО «Павловский автобусный завод»
АВТОБУСЫ
РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ
г. Павлово 2013 г.
ВВЕДЕНИЕ
Автобусы ПАЗ-320402-05, ПАЗ-320412-05 и их модификации относятся к категории М3 класса I – II согласно Приложению 7 к «Сводной резолюции о конструкции транспортных средств» (СР.3).
Автобус ПАЗ-320402 малой размерности.
Автобус ПАЗ-320412 средней размерности.
Автобусы предназначены для перевозки пассажиров в условиях эксплуатации, соответствующих категориям I, II, III (кроме горного рельефа местности) при температурах окружающего воздуха от минус 45 0С до плюс 40 0С и относительной влажности до 75 % при 15 0С.
Автобусы ПАЗ-320402-05 и ПАЗ-320412-05 соответствуют по содержанию вредных выбросов в отработавших газах двигателя нормативам экологического класса 4 и имеют следующие коды VIN:
Наименование автобуса код VIN ПАЗ-320402-05, с двигателем CUMMINS типа ISF 3.8 Х1М32042R… ПАЗ-320412-05, с двигателем CUMMINS типа ISF 3.8 Х1М3204СR… Рис. 1-1 Автобус ПАЗ-320402-05 Регулярное обслуживание Вашего автобуса в соответствии с настоящим Руководством обеспечит его надежную эксплуатацию.
Конструкция автобусов постоянно совершенствуется, поэтому отдельные узлы и агрегаты могут отличаться от описанных в настоящем руководстве.
Отдельные устройства и элементы оборудования, включенные в настоящее руководство, на Вашем автобусе могут отсутствовать как не предусмотренные для данной модификации или комплектации.
Внимание! ООО «ПАЗ» не проводит согласований о переоборудовании автобусов, находящихся в эксплуатации.
При необходимости проведения переоборудования следует согласовать изменения с органами ГИБДД и аккредитованными организациями с оформлением соответствующих документов.
Взаимодействие с потребителями на ООО «ПАЗ» осуществляет отдел по работе с потребителями:
Телефон:– (83171) 2-82-62. Факс: (83171) 3-32-74. Адрес электронной почты : orp.sk@paz-bus.ru По вопросам приобретения автобусов обращаться в ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ»:тел.(83171) 3-57-64.
По вопросам приобретения запчастей обращаться в ООО «Русские автобусы – Группа ГАЗ»:тел.(83171) 3-57-48.
320402-05-3902010 РЭ Раздел 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ОСОБО ВАЖНЫЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ПРАВИЛА ТЕХНИКИ БЕЗОПАСНОСТИ
(обязательно прочесть перед началом эксплуатации) В настоящее предупреждение включены особо важные указания. Для успешной эксплуатации автобуса водитель должен прочесть всё руководство и строго соблюдать все указания.
Общие указания по технике безопасности
1. Эксплуатацию автобуса, его техническое обслуживание и ремонт проводить в соответствии с Типовыми инструкциями по охране труда для основных профессий рабочих автотранспортных предприятий, Правилами по охране труда на автомобильном транспорте и другими нормативными и методическими документами по охране труда.
2. Изучить устройство и правила эксплуатации автобуса и его агрегатов перед началом эксплуатации.
3. Для обеспечения безопасности пассажиров и транспортного средства, водитель при остановке или стоянке перед выходом из кабины должен выключить двигатель и затормозить автобус стояночным тормозом. Двигатель допускается не выключать в том случае, если это необходимо для проверки технического состояния автобуса водителем. При этом водитель должен находиться в непосредственной близости от автобуса.
4. Для аварийной эвакуации пассажиров в автобусе имеются запасные выходы: второе и четвертое окно левой боковины, окно в задней стенке кузова, люки на крыше с механизмом аварийного привода и пассажирские двери, оборудованные устройством открывания дверей изнутри и снаружи. Если аварийное окно боковины кузова установлено в резиновый профиль, то для его извлечения нужно вытянуть за кольцо фиксирующий шнур.
Для извлечения вклеенных окон следует применить специальный молоток, установленный в салоне. Окно в задней стенке кузова в аварийной ситуации, при необходимости, следует разбить молотком при любом способе его крепления в проёме.
5. При возникновении пожара автобуса:
а) во время стоянки — отсоединить аккумулятор от “массы” при помощи выключателя, расположенного на перегородке водителя, повернув его рукоятку или сняв наконечник провода с клеммы аккумулятора.
б) во время движения — немедленно остановить автобус и включить аварийный выключатель на щитке приборов, нажав кнопку в положение “до упора”, и отпустить. Затем отсоединить аккумулятор от “массы” как указано выше в пункте а).
После отсоединения аккумулятора от “массы” тушить огонь при помощи огнетушителя, песка или кошмы.
6. При эксплуатации двигателя выполнять следующие правила:
— запрещается прогревать двигатель в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом. Помещения, в которых производится пуск дизеля, должны иметь приточно-вытяжную вентиляцию, а система выпуска дизеля должна быть оборудована автономным газоотводом, обеспечивающим принудительный отвод выпускных газов за пределы помещения.
— соблюдать осторожность при проверке уровня разогретой жидкости в радиаторе системы охлаждения. Во избежание ожогов отворачивать пробку заливной горловины с использованием рукавицы или ветоши до появления выхода из-под нее паров. Снимать пробку радиатора после полного выхода паров из системы.
— техническое обслуживание и устранение неисправностей производить при неработающем дизеле при температуре охлаждающей жидкости не выше 600 С;
— следить, чтобы во время работы дизеля вблизи выпускного коллектора и глушителя не было легковоспламеняющихся материалов;
— не использовать открытый огонь для прогрева топливопроводов и масляного картера дизеля;
— не подогревать всасываемый воздух перед воздухоочистителем открытым пламенем;
— заправку горючесмазочными материалами производить механизированным способом с соблюдением правил пожарной безопасности;
— в случае воспламенения топлива пламя засыпать песком или накрыть брезентом или войлоком, использовать углекислотный огнетушитель, не заливать горящее топливо водой;
— слив масел и технических жидкостей производить в специальные ёмкости, не допуская пролива ГСМ.
7. Пpи пользовании пусковым подогревателем:
— помнить, что невнимательное обращение с подогревателем, нарушение требований руководства по его обслуживанию могут быть причиной пожара. Изучить руководство по эксплуатации подогревателя.
— перед запуском подогревателя следует проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке, положение вентильных кранов системы отопления автобуса, отсутствие засорения трубы выхода выхлопных газов. Краны при запуске должны находиться в открытом положении. Если подогреватель не работал некоторое время, то дополнительно перед его запуском следует обеспечить отсутствие воздуха в трубопроводах подвода топлива и рабочей жидкости.
— выключать подогреватель в местах заправки автобуса топливом;
— присутствовать при прогреве двигателя, следить за работой подогревателя до его выключения. Работа подогревателя (на установившемся режиме) с открытым пламенем на выхлопе не допускается.
— содержать подогреватель в чистоте и исправности, так как подтекание топлива может послужить причиной возникновения пожара;
— использовать подогреватель при незаполненной системе охлаждения;
— использовать подогреватель при наличии подтекания топлива в подводящих трубопроводах;
— работа подогревателя при частичном или полном перекрытии трубы выхода выхлопных газов (например, землёй или снегом, что может произойти при движении автобуса задним ходом);
— включать и выключать подогреватель до окончания цикла продувки;
— пользоваться пусковым подогревателем в закрытом помещении с плохой вентиляцией во избежание отравления угарным газом.
— запуск двигателя при включенной передаче и выключенном стояночном тормозе;
— находиться под автобусом, который поднят домкратом, если под кузов не установлены прочные опоры и не приняты меры, исключающие самопроизвольное движение автобуса;
— разбирать пружинный энергоаккумулятор тормозной камеры без использования специальных приспособлений, потому что в нем находится в сжатом состоянии мощная пружина;
— при приготовлении электролита вливать воду в концентрированную серную кислоту;
— вблизи батареи курить, пользоваться открытым огнём, допускать искрообразование, в том числе замыкать её полюсные выводы.
9. При шиномонтажных работах запрещается:
-приступать к демонтажу шины с обода, не убедившись в том, что из шины полностью выпущен воздух;
-использовать инструменты, не предусмотренные технической документацией автобуса, т.е. кувалды, ломы и другие тяжелые предметы, способные деформировать колесо;
-монтировать шину на обод, не соответствующий размеру данной шины;
-использовать ободья с нарушенной геометрией и поверхностными повреждениями: некpуглостью, местными вмятинами, трещинами, а также с коррозией, грязью и наплывами краски;
-использовать шины, на бортах которых имеются задиры и повреждения, препятствующие монтажу;
-накачивать шину воздухом выше рекомендуемого давления.
10. Перед подъёмом автобуса домкратом следует остановить автобус на ровной площадке, удалить пассажиров из салона, затормозить автобус стояночным тормозом, подложить противооткатные упоры под колеса, не подлежащие подъёму, выровнять площадку под домкрат и подложить под него широкую подкладку из древесины, исключающую смещение домкрата при подъёме автобуса. При снятии колес и выполнении ремонта под автобусом предварительно следует установить под кузов автобуса дополнительные опоры (козелки).
11. Низкозамерзающие жидкости ядовиты. Применять меры предосторожности, исключающие возможность занесения низкозамерзающих жидкостей в пищу, попадания на кожу и в рот.
12. При заправке аккумуляторной батареи электролитом остерегаться попадания электролита на кожу, так как это может привести к ожогам.
Указания по обеспечению безопасности движения
1. Буксировка автобуса разрешается только на жесткой сцепке при отсутствии пассажиров в салоне.
2. В процессе эксплуатации следить за исправностью тормозной системы. При падении давления воздуха в воздушных баллонах ниже (0,45…0,5) МПа на щитке приборов загораются лампы сигнализаторов соответствующего неисправного контура. В этом случае следует остановить автобус до устранения причин неисправности.
— начинать движение автобуса до тех пор, пока по показаниям манометра давление не поднимется выше 0,5 МПа (5,0 кгс/см2) и пока не погаснут лампы сигнализаторов падения давления воздуха на щитке приборов;
— превышать вместимость автобуса, указанную в технической характеристике;
— эксплуатация автобуса с неисправной системой гидравлического усиления рулевого привода. При возникновении неисправности (увеличении усилия на рулевом колесе) запрещается перевозка пассажиров. Допускается движение автобуса только к месту ремонта с соблюдением мер предосторожности.
— использовать для движения автобуса «длительный накат» с переводом рычага коробки передач в нейтральное положение, а также движение накатом с выключенным двигателем;
— выключать двигатель до полной остановки автобуса, так как при неработающем двигателе прекращается действие насоса гидроусилителя руля, что затрудняет управление автобусом.
Указания по повышению срока службы узлов и агрегатов
1. Так как смазка топливного насоса производится дизельным топливом, то применение смесей дизельного топлива с легкими топливами (бензин, керосин и т.п.), а также запуск двигателя при незаполненной топливом системе питания может привести к повреждению топливного насоса высокого давления. Для заполнения топливом необходимо удалить из системы питания воздух (прокачать систему).
2. При трогании с места использовать первую передачу коробки переключения передач.
3. Двигатель не должен долго (более 30 секунд) работать с полной нагрузкой при частоте вращения коленчатого вала ниже максимального крутящего момента (ниже 1700 мин-1). Своевременно переключать передачи в коробке перемены передач на низшие.
4. Перед остановкой двигателя после его работы с полной нагрузкой дать ему поработать на холостом ходу в течение (3…5) минут для обеспечения постепенного и равномерного охлаждения деталей двигателя.
5. После остановки дизеля отключать аккумуляторные батареи выключателем, который расположен на перегородке водителя, можно не ранее чем через 60 секунд, кроме случаев возникновения аварийных ситуаций.
6. В случае самопроизвольного увеличения оборотов двигателя при включенной передаче или самопроизвольного разгона двигателя необходимо заглушить двигатель с помощью выключателя приборов (ключа зажигания, переведя его в положение «0») и кнопки аварийного выключателя. После чего автобус следует отбуксировать к месту устранения неисправности с применением жесткой сцепки без пуска дизеля. Все действия по прекращению неуправляемого режима работы двигателя должны выполняться оперативно для предотвращения выхода его из строя.
7. При появлении повышенного шума двигателя, потери мощности, ограничении частоты вращения двигателя, возникновении неисправности педали газа (отсутствия реакции при её нажатии, двигатель не развивает обороты выше 1000 мин-1) допускается самостоятельное следование до места определения и устранения неисправности.
8. Для долговечной работы двигателя обеспечивать чистоту масла, топлива и воздуха, нагнетаемого турбокомпрессором. Своевременно сливать отстой из фильтра грубой очистки топлива и проверять герметичность впускного воздушного тракта двигателя.
9. Для работы двигателя следует применять дизельное топливо вида II по ГОСТ Р 52368-2005 «Топливо дизельное Евро» или класса 4 по Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу. «. В качестве дублирующего можно применять дизельное топливо вида III по ГОСТ Р 52368-2005 или класса 5 по Техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу. «.
10. Для смазки использовать смазочные материалы, указанные в «Карте смазки» настоящего руководства.
11. В системе охлаждения двигателя применять только низкозамерзающую жидкость.
12. Применять шины с индексом нагрузки в соответствии с рекомендациями данного руководства. Ежедневно следить за давлением воздуха в шинах колес.
13. Постоянно следить за исправностью изоляции проводов. При обнаружении повреждения изоляции немедленно заменить провод или изолировать поврежденный участок.
14. При проведении электросварочных работ с целью предотвращения выхода из строя электронных систем управления, а также реле-регулятора напряжения необходимо отключить выключатель «массы», отсоединить провода от аккумуляторной батареи, отсоединить разъёмы с проводами от электронных блоков управления двигателем, АБС тормозов и подогревателя, а также отсоединить провод с клеммы «+» генератора. Провод массы сварочного аппарата должен быть подсоединен в непосредственной близости от сварного шва. Принимать меры, исключающие попадание искр и брызг расплавленного металла, образующихся во время сварки, на жгуты электропроводов, трубопроводы и другие детали и узлы, подверженные тепловому повреждению.
15. Для предотвращения повреждения электронных блоков управления двигателем, АБС тормозов и подогревателя при отсоединении от них жгутов проводов или проводов аккумуляторной батареи, а также при замене предохранителей, зажигание и выключатель массы должны быть выключены. Отключение, замена элементов систем, имеющих электронное управление, допускается только при отключенном зажигании и выключенном положении рукоятки выключателя массы.
16. Не рекомендуется смешивание моторных масел различных марок и различных фирм производителей.
— движение с непрогретым двигателем. После пуска холодного двигателя недопустима его работа с большой частотой вращения, так как загустевшее холодное масло медленно поступает к трущимся поверхностям. Поддерживать тепловой режим двигателя в пределах от 75 0С до 95 0С. В случае загорания контрольной лампы перегрева охлаждающей жидкости на щитке приборов следует остановить автобус и устранить причину перегрева.
— оставлять автобус с включенной массой. При длительной стоянке автобуса (более двух часов) необходимо отключать аккумуляторные батареи поворотом рукоятки выключателя, расположенного на перегородке водителя.
— изменять полярность подключения аккумуляторных батарей во избежание выхода из строя диодов силового выпрямителя и изделий электрооборудования, содержащих электронные компоненты. Учитывать, что в системе электрооборудования все источники и потребители тока соединены отрицательной клеммой с корпусом («массой») автобуса.
— при включенном зажигании выключать «минус» аккумуляторной батареи выключателем, расположенным на перегородке водителя.
— при работающем двигателе удерживать рулевое колесо повернутым в крайнее положение более 5 секунд, так как при этом детали рулевого управления и насос гидроусилителя испытывают повышенные нагрузки, что может привести к отказу в работе насоса гидроусилителя руля. Также запрещается пускать двигатель при отсутствии или недостаточном уровне масла в бачке гидроусилителя руля.
— несанкционированное вмешательство в конструкцию автобуса, нарушение заводских регулировок и увеличение периодичности технического обслуживания.
— заменять неисправные предохранители электрической проводки на предохранители с большим номиналом тока или заменять предохранители какими-либо предметами, не являющимися штатными предохранителями.
Не выполнение данного требования может привести к возгоранию автобуса.
ОБЩИЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ
Рис. 2-4 Панель приборов 1- переключатель диагностики двигателя; 2- переключатель кодов диагностики двигателя; 3- переключатель обдува ветровых стекол; 4- выключатели отопителей левой и правой сторон салона; 5- выключатель аварийной сигнализации; 6- аварийный выключатель; 7- комбинация приборов с указателями и сигнализаторами; 8- указатель частоты вращения коленчатого вала двигателя (тахометр); 9- указатель давления воздуха в 1 контуре тормозной системы; 10- указатель цифровой (монитор); 11- указатель давления воздуха во 2 контуре тормозной системы; 12- указатель скорости (спидометр); 13- сигнализатор «Пониженные обороты двигателя»; 14- сигнализатор «Оптимальные обороты двигателя»; 15- сигнализатор «Повышенные обороты двигателя»; 16- сигнализатор «Резерв топлива»; 17- указатель уровня топлива в баке; 18- указатель температуры охлаждающей жидкости системы охлаждения двигателя; 19- сигнализатор «Аварийная температура охлаждающей жидкости»; 20- кнопка «Управление 1» (передвижение по меню экрана монитора вниз); 21- кнопка «Управление 2» (передвижение по меню экрана монитора вправо); 22- сигнализатор «Превышение скорости движения автобуса».
Пояснение к позициям рис. 2-4 «Панель приборов».
поз. 1 (рис. 2-4. «Панель приборов») Выключатель диагностической проверки предназначен для включения и выключения режима диагностики, проводимой на борту автобуса. При включении режима диагностики лампой останова (STOP) и лампой предупреждающей сигнализации (ДВС) будут высвечиваться все активные коды неисправностей. О диагностике двигателя смотри в соответствующем разделе настоящего руководства.
поз. 2 (рис. 2-4. «Панель приборов») Переключатель диагностики двухфункциональный двухпозиционный переключатель без фиксации положения. После включения режима диагностики переключатель позволяет осуществлять перемещение по перечню кодов неисправностей.
поз. 3, 4 (рис. 2-4. «Панель приборов») – переключатели обдува ветровых стекол и отопителей салона имеют два фиксированных положения, которые включаются последовательным нажатием на выступающую часть клавиши, регулируя частоту вращения вентиляторов отопителей.
поз. 5 (рис. 2-4. «Панель приборов) – выключатель аварийной сигнализации. При включении одновременно горят в мигающем режиме все лампы указателей поворота и сигнализатор, расположенный внутри выключателя аварийной сигнализации. Аварийную световую сигнализацию следует включать при вынужденной остановке автобуса на проезжей части дороги с целью предупреждения водителей других транспортных средств.
поз. 6 (рис. 2-4. «Панель приборов») – аварийный выключатель включается поворотом стопорного флажка с последующим нажатием до упора (и отпустить) на выступающую часть клавиши. При этом прекращается подача топлива, отключаются частично цепи питания, включается аварийная световая сигнализация и отключаются обмотки возбуждения генератора. Для приведения выключателя в исходное состояние нажать на вторую часть клавиши. При этом работоспособность ранее выключенных систем должна восстановиться и выключиться аварийная сигнализация.
поз. 7 (рис. 2-4. «Панель приборов») — комбинация приборов производства ОАО «ЭЛАРА» (рис. 2-4, 2-5) представляет собой электронный прибор с указателями и сигнализаторами, предназначенными для контроля параметров агрегатов и систем автобуса.
Комбинация приборов имеет шесть режимов работы:
1. «Работа. Фаза 1» – Основной режим. Напряжение питания включено. Зажигание выключено.
2. «Работа. Фаза 2» – Основной режим. Напряжение питания включено. Зажигание включено.
Внимание! Для выхода из режима «Работа» следует выключить зажигание, а затем не ранее чем через 10 секунд выключить напряжение питания.
3. «Диагностика» – предназначен для вывода на экран монитора диагностических и предупреждающих сообщений.
2.1 Аварийное открывание двери: При нажатии выключателей аварийного открывания двери, находящихся снаружи автобуса – лампа горит постоянно и зуммер звенит до появления импульсного сигнала на входе комбинации приборов от соответствующих выключателей закрытия двери на щитке приборов.
2.2 Требование остановки: При нажатии выключателя требования остановки – зуммер звенит на время нажатия, лампа мигает до появления импульсного сигнала на входе комбинации приборов от выключателей закрытия двери на щитке приборов.
2.3 Открытие двери (передней или задней) при замыкании аварийного выключателя на кожухе привода двери – зуммер звенит, лампа горит постоянно. Зуммер и лампа работают до размыкания аварийного выключателя.
Примечания 1 Знак «+» — дублирование имеется, знак «–» — дублирование отсутствует.
2 Время подачи периодического звукового сигнала в одном цикле в течение всего времени включения световых сигнализаторов должно соответствовать требованию: 3 сигнала в течение 1 секунды, пауза (30±3) секунд.
Примечание. 1. Знак «+» — дублирование имеется, знак «–» — дублирование отсутствует.
2. Сигнализаторы с 47 по 52 включаются от внешних контактов, соединяющих цепь по «двухпроводной схеме».
Управление работой монитора комбинации приборов Подробное описание управления работой комбинации приборов изложено в «Руководстве по эксплуатации комбинации приборов», которое входит в комплектацию поставки автобуса.
Управление комбинацией приборов производится с помощью двух кнопок 20 и 21 (рис. 2-4.
«Панель приборов»):
— кнопкой 20 «Управление 1» производится передвижение меню экрана монитора вниз,
— кнопкой 21 «Управление 2» производится передвижение по меню экрана монитора вправо.
6- Выключатель приборов и стартера (рис. 2-1). Схема положения ключа выключателя приборов и стартера показана на рис. 2-6.
7- Панель выключателей (рис. 2-1). Расположение выключателей панели показано на рис. 2-7.
Рис. 2-7 Панель выключателей
Пояснение к позициям рис. 2-7 «Панель выключателей»:
1– выключатель открывания передней пассажирской двери; 2– выключатель открывания задней пассажирской двери; 3– выключатель освещения рабочего места водителя; 4– выключатель освещения левой стороны салона; 5– выключатель освещения правой стороны салона; 6- выключатель освещения маршрутного указателя; 7– магнитола (магнитола работает при включении преобразователя питания магнитолы); 8- выключатель закрывания передней пассажирской двери; 9- выключатель закрывания задней пассажирской двери; 10– выключатель диагностики АБС тормозов;
11- переключатель ПБС «плохая дорога» предназначен для перевода работы ПБС в режим более редкого срабатывания с целью повышения проходимости автобуса и снижении нагрузки на тормозные механизмы при движении по глубокому снегу (грязи) или по дорогам с плохим состоянием покрытия. После первого нажатия клавиши лампа ПБС начинает работать в мигающем режиме. После второго нажатия клавиши ПБС возвращается в нормальный режим, лампа ПБС – гаснет (если колеса не проскальзывают или скорость автобуса превышает 40 км/).
12- выключатель моторного тормоза. Для включения моторного тормоза следует нажать клавишу 12.
Моторный тормоз включается автоматически при скорости автобуса более 30 км/ч, отпущенной педали управления подачей топлива и нажатой педали тормоза. При включении моторного тормоза загорается сигнализатор на щитке приборов с одновременным дублированием включения на клавише 12.
Моторный тормоз автоматически отключается при нажатии на педаль управления подачей топлива, а такРЭ –  –  –
рабочем месте водителя справа от панели щитка приборов. Подключение питания к устройству должно осуществляться от жгута проводов щитка приборов. На этом жгуте предусмотрен отвод с двумя проводами: 1) фиолетового цвета (номер на проводе – 18А) — «+»; 2) черного цвета (номер на проводе – 102ю) — «масса».
Отвод проводов предназначен для подключения оборудования с потреблением тока 5А.
Отвод проводов размещен рядом с розеткой для подключения дополнительного оборудования.
Автобус, оборудованный на заводе-изготовителе (ООО»ПАЗ») системой ГЛОНАСС, модели «Навигатор 2.07», имеет отдельное руководство по эксплуатации системы, где содержится информация по настройке и правилам пользования. Для получения дополнительной информации следует смотреть сайт: www.glorient.ru (раздел «Техническая поддержка») или направить запрос по адресу: arm2k8support@glorient.ru.
Тахограф предназначен для государственного контроля за режимом труда и отдыха водителей. Конструкция автобуса подготовлена под установку тахографа цифрового типа. Тахограф устанавливается справа от панели приборов. Установка и обслуживание тахографа производится в специализированном сервисном центре.
Перечень центров приведен на сайте www.rustahonet.com. Тахограф имеет руководство по эксплуатации, где содержится информация по правилам использования. Перечень тахографов, разрешенных к применению в РФ, указан на сайте www.mintrans.ru.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВТОБУСА
Внимание! Требования к эксплуатации двигателя Cummins изложены в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Cummins».
Дополнительно выполнять следующие рекомендации:
— для предотвращения повреждения блока управления системы “COMMON RAIL” при отсоединении от него жгутов проводов или проводов аккумуляторной батареи, а также при замене предохранителей выключатель приборов и стартера и выключатель массы должны быть выключены. Отключение, замена элементов системы “COMMON RAIL” допускается только при отключенных приборах (выключенном «зажигании»);
— проведение ремонтных, сварочных работ допускается только при отключенных клеммах аккумулятора и отсоединенных от электронных блоков управления разъёмах (ЭБУ двигателя, АБС и подогревателя).
Внимание! Запрещается проворачивание дизеля стартером при незаполненной топливом системе питания. Топливный насос высокого давления выйдет из строя.
1. Включить выключатель «массы».
2. Убедиться, что включен стояночный тормоз.
3. Убедиться, что рычаг управления коробкой передач находится в нейтральном положении.
4. Повернуть ключ выключателя приборов и стартера из положения «0» – всё выключено в положение «I» – включены приборы, при этом производится проверка электронной системы управления двигателем (сигнализатор диагностики должен погаснуть, на электронной комбинации приборов горит сигнализатор холодного пуска двигателя). Если сигнализатор диагностики горит, то возможно, электронная система управления имеет неисправность, которую необходимо устранить.
5. Включить стартер, повернув ключ до упора в нефиксированное положение «II», не нажимая на педаль управления подачей топлива. Как только двигатель начнет работать, отпустить ключ. Он должен вернуться в положение «I». Продолжительность непрерывной работы стартера не более 10 секунд и 20 секунд в холодное время года. Более длительная непрерывная работа стартера приведет к выходу его из строя из-за перегрева. Если через указанное время двигатель не начнет устойчиво работать, то спустя (1…2) минуты повторить пуск. Если после трех попыток двигатель не начнет работать, следует найти и устранить неисправность.
6. После того, как произойдет пуск двигателя, не трогаться с места, пока не погаснет сигнализатор давления воздуха в тормозной системе. После этого выключить стояночный тормоз и начать движение.
Остановка двигателя Перед остановкой двигателя после снятия нагрузки дайте ему поpаботать в течение (3…5) минут на холостых обоpотах для снижения темпеpатуpы охлаждающей жидкости и масла. Только после этого можно выполнить остановку. Несоблюдение указанного правила может привести к выходу из строя турбокомпрессора.
Остановка двигателя производится поворотом ключа выключателя приборов и стартера в фиксированное положение «0» (рис. 2-6).
Внимание! Отключение массы автобуса или плюсового провода аккумуляторной батареи допускается по истечении не менее 1 минуты после отключения выключателя приборов и остановки дизеля (за исключением аварийной ситуации).
Пуск двигателя в холодное время года При пуске двигателя в холодное время года используется предварительный нагрев топлива и воздуха при помощи системы электрического подогрева, которая включается автоматически. Дальнейшие действия выполняются как обычно при пуске двигателя.
Перед тем, как трогаться с места, необходимо дать двигателю поработать на холостых оборотах, чтобы стабилизировалась циркуляция масла в системе смазки.
320402-05-3902010 РЭ После пуска прогрев двигателя до рабочей температуры (80…100) 0С производить под нагрузкой. Не следует прогревать двигатель, допуская его длительную работу на минимальной частоте вращения холостого хода.
Как только двигатель начнет реагировать на изменение подачи топлива и в системе тормозов будет получено нормальное рабочее давление, следует постепенно увеличивать частоту вращения до средней рабочей и начинать движение на пониженных передачах.
Внимание! Полная нагрузка непрогретого до рабочей температуры двигателя не допускается.
Не допускать работу двигателя при температуре охлаждающей жидкости ниже 50 0 С, так как при этом значительно ухудшается процесс сгорания топлива, на стенках гильз цилиндров конденсируются продукты неполного сгорания, резко возрастает износ гильз цилиндров и поршневых колец, снижается экономичность двигателя.
Особенности эксплуатации и обслуживания дизеля в зимних условиях При низкой температуре окружающего воздуха эксплуатация дизеля усложняется. Чтобы обеспечить бесперебойную и надежную работу его в зимний период, который начинается при температуре окружающего воздуха ниже плюс 5 °С, заблаговременно подготовить двигатель к переходу на режим зимней эксплуатации. Для чего провести очередное техническое обслуживание двигателя, дополнив операциями сезонного технического обслуживания. Оборудовать дизель утеплительным чехлом (см. раздел «Кузов и его оборудование»), проверть работоспособность жидкостного подогревателя, проверить плотность незамерзающей жидкости в системе охлаждения двигателя и, при необходимости, довести значение плотности до нормы, проверить состояние аккумуляторных батарей и, при необходимости, произвести их подзарядку. Аккумуляторные батареи должны быть полностью заряженными. При недостаточной зарядке аккумуляторных батарей электронный блок COMMON RAIL блокирует запуск двигателя.
При переходе на режим зимней эксплуатации применять соответствующие сорта масел и топлива, указанные в карте смазки настоящего руководства.
Не подогревайте всасываемый воздух перед воздухоочистителем открытым пламенем и не производите запуск дизеля буксировкой автобуса.
Внимание! Во избежание образования накипи и повреждения двигателя не допускается применять воду в системе охлаждения.
Внимание! Для поддержания оптимального теплового режима двигателя при низких температурах все решетки люка радиатора следует закрывать утеплителем.
Обкатка нового автобуса Обкатка нового автобуса проводится в течение первой 1000 км пробега.
На время эксплуатации автобуса в период обкатки вводятся следующие ограничения:
1. Требования к эксплуатации двигателя в период обкатки указаны в «Руководстве по эксплуатации и техническому обслуживанию двигателей Cummins».
2. Запрещается перегружать двигатель. Полезная нагрузка автобуса не должна превышать 50 % номинальной. Кроме того, в период обкатки запрещается движение по дорогам с большим сопротивлением движению (грязь, глубокий снег и т.п.).
3. Запрещается двигаться со скоростью, превышающей 60 км/ч во избежание преждевременного износа узлов и деталей автобуса.
4. Запрещается трогаться с места и двигаться с непpогpетым двигателем.
5. Необходимо следить за темпеpатуpой тормозных барабанов. Если нагрев превышает 100 °С, что можно определить по кипению воды в момент прикладывания мокpой ветоши к ободу барабана, то нужно выяснить его причину и устранить неисправность.
6. Необходимо внимательно следить за состоянием всех креплений автобуса, которые нужно своевременно подтягивать. Особое внимание следует уделять проверке крепежа гайки сошки pуля, гайкам рычагов поворотных кулаков, гайкам шаpниpных соединений продольной и поперечной рулевых тяг, гайке силового цилиндра гидpоусилителя pуля, болтов крепления генератора, стартера, гайке стремянок pессоp.
Следует проверять затяжку гаек крепления колес через каждые (100…150) км. Если в ходе проверки ослабления гаек не наблюдается, то последующие проверки производить в сроки планового технического обслуживания. Момент затяжки гаек колес (392…490) Н·м.
По окончании обкатки следует выполнить техническое обслуживание ТО-1000. Перечень работ ТО-1000 указан в разделе «Техническое обслуживание» данного руководства.
Вождение автобуса Вождение автобуса по ниже приведенным рекомендациям повышает срок его службы.
Перед началом движения следует прогреть двигатель.
При трогании с места нужно включить первую передачу. Трогание с места со второй передачи вызывает ускоренный износ фрикционных накладок ведомого диска сцепления и его поломку.
320402-05-3902010 РЭ Все переключения передач должны осуществляться при полностью выключенном сцеплении плавным нажатием на рычаг, без рывков. Резкое трогание с места приводит к пробуксовыванию колес, ускоренному изнашиванию шин и перерасходу топлива.
Не допускается переключение передач с неполностью выключенным сцеплением, а также одновременные действия педалью сцепления и рычагом переключения передачи.
Почувствовав сопротивление перемещению рычага (т.е. момент соприкосновения конических поверхностей синхронизаторов), следует продолжать плавно нажимать на рычаг до полного включения передачи. Резкое движение рычагом не помогает, а препятствует включению передач.
Если при трогании с места не удается поставить рычаг в требуемое положение, то не следует пытаться включить передачу резкими толчками рычага. Надо отпустить педаль сцепления, вторично выключить сцепление и попытаться снова включить передачу.
Переключение с низших передач на высшие следует проводить плавным движением рычага с небольшой выдержкой в нейтральном положении. Время выдержки зависит от дорожных условий, но должно быть выбрано с учетом сохранения скорости, полученной во время разгона.
Включение заднего хода следует производить только после полной остановки автобуса.
Не следует при движении автобуса держать ногу на педали сцепления, так как это приводит к частичному выключению сцепления и к пробуксовыванию ведомого диска, что вызывает повышенный износ фрикционных накладок и разрушение выжимного подшипника сцепления.
Следить за исправной работой антиблокировочной системы тормозов (АБС). В случае её неисправности, не допускать резких торможений, так как блокировка колес приводит к увеличению тормозного пути, заносу автобуса и потере управляемости. По скользкой дороге необходимо двигаться равномерно, с безопасной скоростью.
При кратковременных остановках автобуса на спусках или подъёмах затормаживать автобус стояночным тормозом.
Для замедления автобуса при движении на спусках использовать низшие передачи коробки переключения передач в сочетании с применением тормозных механизмов основной тормозной системы и моторного тормоза.
Моторный тормоз предназначен для уменьшения нагруженности тормозных механизмов при движении автобуса на затяжных спусках со скоростью свыше 30 км/ч. Моторный тормоз автоматически отключается при нажатии на педаль управления подачей топлива, а также при снижении скорости автобуса до 30 км/ч.
На спусках и при движении накатом по горизонтальному пути запрещается выключать двигатель, чтобы не израсходовать всего запаса воздуха в баллонах тормозной системы и не прекратить действие насоса гидроусилителя рулевого управления. Если на спуске, при торможении двигателем, коленчатый вал двигателя будет развивать большую частоту вращения, то нужно снизить скорость движения автобуса, применяя рабочую тормозную систему.
При движении на подъём следует правильно выбирать передачи перед началом подъёма, избегая лишних переключений.
Для экономичной и топливо сберегающей эксплуатации автобуса следует двигаться в диапазоне средних частот вращения коленчатого вала двигателя, использовать по возможности повышенную передачу и избегать ненужных ускорений и торможений.
Буксировка автобуса с коробкой передач ZF без отсоединения карданного вала разрешается при выполнении следующих условий:
расстояние, на которое производится буксировка, не превышает 100 км;
скорость при буксировке не превышает 60 км/ч;
рычаг коробки передач находится в нейтральном положении.
Внимание! В случае подозрения на поломку коробки передач или при невыполнении вышеуказанных условий, необходимо отсоединить карданный вал на заднем мосту или снять полуось заднего моста.
Внимание! Запрещается буксировка с включенной передачей.
«ПАРАЗИТОЛОГИЯ, 34, 2, 2 0 0 0 УДК 576.893.1 : 556.55 (470.22) РОЛЬ ПАРАЗИТОВ РЫБ В ПРЕСНОВОДНЫХ ЭКОСИСТЕМАХ НА ПРИМЕРЕ ПАРАЗИТА КОРЮШКИ (OSMERUS EPERLANUS) © Е. П. Иешко, Н. В. Евсеева, О. П. Стерлигова Корюшка (Osmerus eperlanus L.), случайно занесенная в экосистему оз. Сямозера (Карелия) и достигшая высокой. »
«ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИОВЕЩАНИЯ Ю.В.КУЗНЕЦОВ ВВЕДЕНИЕ В ПРОБЛЕМЫ ЦВЕТОВОЙ КОММУНИКАЦИИ МОСКВА 2011г. Оглавление Предисловие 1. Представление цвета в современной и. »
«Том 7, №2 (март апрель 2015) Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ» publishing@naukovedenie.ru http://naukovedenie.ru Интернет-журнал «Науковедение» ISSN 2223-5167 http://naukovedenie.ru/ Том 7, №2 (2015) http://naukovedenie.ru/i. »
«МЕТРОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОСЛЕЖИВАЕМОСТЬ И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ Н.П. Моисеева ФГУП «ВНИИМ им. Д.И. Менделеева» Термин «метрологическая прослеживаемость» широко употребляется в международных станда. »
«Приложение 1. ГОУ ВПО РОССИЙСКО-АРМЯНСКИЙ (СЛАВЯНСКИЙ) УНИВЕРСИТЕТ Составлен в соответствии с У Т В Е Р Ж ДАЮ : государственными требованиями к минимуму содержания и уровню Ректор А.Р. Дарбинян подготовки выпускников по указанным направлениям и “_”. »
«НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ» Положение об организации научно-исследовательской работы студентов Научно-исследовательская часть СК-ВД-05-01-12 Содержание 1. Общие положения..3 2. Содержание, принципы и формы организа. »
«Государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский городской университет управления Правительства Москвы» Институт высшего профессионального образования Кафедра гос. »
«НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ Новые данные о костромской топонимии В июле 2003 г. Топонимическая экспедиция Уральского государственного университета им. А. М. Горького работала в Солигаличском и Буйском (Дьяконовский сельский совет) районах Костромской области. На данную террито. »
2017 www.net.knigi-x.ru — «Бесплатная электронная библиотека — электронные матриалы»
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Источник