Инструменты для монтажа и демонтажа подшипников
Для каждого из типов подшипников используется уникальная технология демонтажа. При этом крайне важно соблюдать осторожность, ведь при неправильном обращении с инструментом существует высокая вероятность поломки той или иной детали. Это может быть не только сам подшипник, но и вал либо корпус. Ремонт же их при этом может стоить немалых денег.
Чтобы максимально безопасно устанавливать, демонтировать и обслуживать подшипники, необходимо иметь в своем распоряжении специальный набор инструментов. Это залог того, что все детали будут иметь длительный срок эксплуатации. Что касается инструментов Betex, среди них особого внимания заслуживают индукционные нагреватели. Помимо этого нередко используют специальные съемники подшипников, которые бывают механическими, гидравлическими или же самоцентрирующиеся. С их помощью с легкостью можно демонтировать соответствующие компоненты привода.
Если же подшипник такими методами снять не удается, в дело можно пустить ударные инструменты. Они используются для принудительного демонтажа таких деталей.
Чтобы облегчить процесс монтажа таких элементов лучше всего использовать индукционные нагреватели. С их помощью в максимально короткие сроки могут быть нагреты не только сами подшипники, но и другие компоненты пары (зубчатое колесо, муфта, втулка).
Монтажный инструмент
Чтобы существенно облегчить задачу установки и демонтажа подшипников целесообразно использовать специальный монтажный инструмент. В большей степени это касается пар с жесткой посадкой, с натягом. Устанавливать и удалять их вручную крайне сложно.
Индукционные нагреватели используют для быстрого нагрева отдельных элементов и механизмов. Они имеют целый ряд преимуществ. Прежде всего при работе таких нагревателей отсутствует дым и вредные для организма пары отработанных масел. Благодаря этому такие приборы являются абсолютно безопасными для человека, что и послужило их широкому распространению.
Индукционные нагреватели могут иметь разные габариты, при этом размер сердечника может кардинально отличаться. Необходимо подбирать таким образом, чтобы сердечник был практически идентичного диаметра, что и внутреннее кольцо подшипника. Также можно использовать сразу два таких элемента, благодаря чему обеспечивается быстрый и равномерный нагрев металла. Однако при этом нужно быть крайне осторожным. Ни в коем случае нельзя допустить перегрев подшипников с уплотнителями, в ином случае они попросту выйдут из строя.
Чтоб не допустить ошибок при выборе правильного режима работы индукционного нагревателя, лучше воспользоваться данными из руководства по эксплуатации такого прибора. При этом лучше сначала выполнить пробный нагрев, что поможет определить время до нагрева металла до необходимой температуры. При этом лучше использовать термические мелки, которые начинают плавиться при достижении определенного температурного режима. Зонт нагревателя должен быть максимально близко к детали, а поверхность ее должна быть очищена.
Использовать ручку-зонд стоит с особой осторожностью, ведь это один из наиболее «нежных» элементов нагревателя. Стоимость же его достаточно высока, поэтому стоит соблюдать элементарные правила.
Для принудительного монтажа или демонтажа несущих компонентов с валов или корпуса целесообразно применять ударные инструменты. Их не рекомендуют использовать в случае с подшипниковыми узлами. Ударные инструменты изготавливаются из материалов, которые по своим прочностным характеристикам не могут нанести повреждения валу или корпусу. Для этого чаще всего используются ударопрочная пластмасса, некоторые виды металлов. Применяя ударный инструмент, необходимо избегать ударов молотом по корпусу или валу, что может повредить их.
Для ускорения процесса монтажа гидравлических гаек и облегчения установки подшипников на шейки валов, которые имеют коническую форму, рекомендуется использовать гидравлические гайки. Процесс же демонтажа в таких случаях также крайне проблематичен. Однако благодаря применению гидравлических гаек такая задача будет выполнена в кратчайшие сроки и без особых усилий. Поршень нагнетает давление, которое позволяет выполнить монтаж и точно разместить подшипник в заданном месте. При этом повредить любой компонент такой пары практически невозможно.
Съемники
Для демонтажа подшипников, шестеренок, муфт, других элементов, которые установлены с натягом, используются специальные ручные, а порой и гидравлические съемники. Если же речь идет про небольшие подшипники, можно с легкостью подобрать необходимый инструмент для их демонтажа с вала. Более подробную информацию об этом вы имеете возможность получить от специалистов компании «Механик-Техно». Что касается гидравлических съемников, их обычно используют лишь в тех случаях, где человеческого усилия будет не достаточно для демонтажа. Стоимость же их существенно выше, нежели у ручных.
- Используя съемники, стоит отталкиваться от следующих правил:
- • выбрать подходящий размер и усилие, которое способен развивать съемник;
- • проверить, что усилие инструмента больше по своей величине, нежели размер расчетного усилия для демонтажа подшипника;
- • проверить, что захваты инструмента четко зафиксированы вокруг извлекаемого элемента. Это крайне важно для достижения поставленной цели;
- • добавлять усилия плавно, но ни в коем случае не резко, что может повредить деталь;
- • используя ручной съемник, наносить удары молотом непосредственно по шпинделю запрещено.
Если же подшипники установлены на валу очень плотно или же и вовсе запрессованы, удалить их с применением ручного съемника крайне сложно. Для облегчения задачи выполняют нагрев внутреннего кольца, благодаря чему металл расширяется, а имеющийся зазор увеличивается. Для этого можно использовать газовую горелку, индукционный нагреватель или другие приборы. Применение горелки может грозить тем, что сталь потеряет свои свойства, а подшипник при этом будет забракован.
Предупреждение
Необходимо соблюдать технику безопасности при работе с такими инструментами, в ином же случае есть риск получения телесных повреждений. В некоторых случаях необходимо прикладывать немалые усилия, чтобы демонтировать или же установить подшипник. Если же переусердствовать с усилием, некоторые из компонентов могут быть разломлены. Вероятность получения травм о фрагменты металла достаточно высок. Лучше всегда использовать ограждения и съемники, с которыми процесс демонтажа подшипников превращается в формальность. Кроме этого не стоит забывать о средствах индивидуальной защиты, а в частности об очках.
Подъем крупногабаритных подшипников
Чтобы поднять и переместить крупногабаритные подшипники лучше всего воспользоваться стропами, крюками, цепью или же специальными устройствами. Некоторые из таких деталей имеют резьбовые отверстия в кольцах. Именно с использованием такого соединения и производится закрепление и дальнейший подъем подшипников.
Внимание
Лучше не пренебрегать правилами, иначе вы существенно увеличите риск получения травмы. Для повторного извлечения подшипника не стоит использовать тепло от открытого огня, что может повлечь за собой изменение структуры материала. При этом деталь станет непригодной для дальнейшего использования.
Для подъема и перемещения крупных подшипников лучше воспользоваться нейлоновой стропой. С ней точно не возникнет проблемы с заусенцами и царапинами на детали. Используя другие способы подъема, важно, чтобы внутренняя и внешняя поверхность подшипника осталась невредимой. Это гарантирует его дальнейшую пригодность. Особое внимание стоит уделить подшипникам, которые имеют внутреннее кольцо. Его легко повредить и деформировать, поэтому важно не перестараться.
Источник
Инструменты для ремонта автоматических стиральных машин
В следующем списке представлены инструменты, которые желательно иметь для проведения ремонта СМА:
- набор отверток разных со сменными наконечниками;
- набор гаечных и торцевых ключей;
- клещи с регулируемой шириной захвата;
- плоскогубцы;
- кусачки-бокорезы;
- длинный пинцет;
- пинцет с изогнутыми наконечниками;
- нож;
- паяльник 30—40 ватт;
- зеркало на длинной ручке для осмотра труднодоступных мест;
- небольшую лампу-переноску или фонарик;
- малогабаритную газовую горелку или хотя бы зажигалку;
- клещи для запрессовки соединительных проводов в контактные разъемы;
Клещи заводского производства показаны на рис. 1.
Рис. 1. Специальные клещи для запрессовки проводов в контактные колодки
Если подобные клещи недоступны, можно с равным успехом применить и самодельное приспособление для запрессовки проводов, показанное на рис. 2.
Рис. 2. Приспособление для запрессовки проводов в разъемы
- плоскую металлическую линейку длиной от 70 см.
Такая линейка может помочь провернуть барабан СМА в вертикальной загрузкой. Подобная ситуация возникает, когда СМА по невнимательности включают с незакрытыми створками барабана.
Действие линейки представлено на рис. 3.;
Рис. 3. Применение металлической линейки
- небольшой магнит, который можно закрепить на куске стальной проволоки или на конце телескопической антенны. Это приспособление Линейка может пригодиться для извлечения мелких металлических предметов, попавших внутрь СМА между баком и барабаном;
- молоток весом 300—400 г;
- специальные клещи для снятия пружинных хомутов. Подобными хомутами закрепляют резиновые патрубки и сливной шланг на помпе.
И клещи и хомут показаны на рис. 4.
Рис. 4. Клещи для снятия пружинных хомутов
Также при ремонте СМА необходим и минимум измерительных приборов. Необходимы малогабаритный стрелочный тестер или цифровой мультиметр. Неплохо иметь в распоряжении отвертку-фазоуказатель.
Для проверки номинального потребляемого СМА тока в режиме нагрева нужен амперметр переменного тока на 20 ампер или токоизмерительные клещи. Можно обойтись и без амперметра: индикатором потребляемой мощности может послужить обычный квартирный счетчик.
В момент начала нагрева будет хорошо заметно увеличение скорости вращения диска щетчика. Если счетчик электронный, то при включении режима нагрева будут чаще мигать индикаторные светодиоды на панели счетчика.
При ремонте СМА могут понадобиться и различные материалы:
- суперклей типа «Момент» или аналогичный;
- герметик силиконовый типа «Гермесил» иди «Эластосил». Продаются в магазине автозапчастей;
- компаунды типа «Холодная сварка» или «Алмаз»;
- набор контактных наконечников;
- флюс ЛТИ-120 или канифоль для пайки;
- трубки термоусадочные разных диаметров;
- отрезки проводов (монтажных многожильных);
- стягивающие хомутики пластиковые и металлические;
- предохранители на 4 или 5 ампер;
- изоляционная лента.
Конечно, можно обойтись и менее длинным списком, но все зависит от характера дефектов в СМА и от ее «возраста».
Для проведения капитального ремонта, который предполагает замену подшипников и уплотнений, предлагаются специальные приспособления, например, как на рис. 18.5.
Рис. 5. Комплект приспособлений для извлечения и замены подшипников
До начала работы по извлечению старых подшипников рекомендуется применять проникающую жидкость типа «Жидкий ключ».
Так будет легче снять или вытащить старые заржавевшие подшипники. На рис. 6, а показано, как работать: сначала извлекают подшипник меньшего диаметра, используя болт 3, стакан 1, опорную шайбу 2, промежуточную вставку 4 и гайку.
Рис. 6. Работа с приспособлениями
В отверстие болта 3 вставляют рукоятку-стержень, рожковым ключом фиксируют гайку и, вращая рукоятку, «выжимают» подшипник. Затем используют вставку большего диаметра. Ее вставляют во втулку подшипника большего размера и через эту вставку продевают болт 3. Затем стакан 1 и опорную шайбу переставляют и извлекают подшипник вместе с сальником.
Бывают случаи, когда разрушается сепаратор подшипника и шарики из него буквально высыпаются, и нужно извлечь наружную обойму, то применяют вставки-вкладыши 6 или 7, и извлекают кольцо-обойму. Последовательность действий показана на рис. 6, б.
Также возможна ситуация, когда при извлечении подшипника лопается по окружности наружная обойма-кольцо и вкладыш-вставки бесполезны. Половина кольца остается в посадочном отверстии. Чтобы выбить эту половинку, применяют «зуб» из стали. Эта .операция ясна из рис. 7.
Рис. 7. Извлечение половинки обоймы подшипника
Подобный набор вставка и вкладыш рассчитан на номера подшипников 6204 и 6205, но может быть изготовлен и для подшипников других типоразмеров. Чертежи (эскизы) деталей набора представлены на рис. 8.
Рис. 8. Чертежи комплекта приспособлений для извлечения и замены подшипников
Материалом для изготовления всех в может служить любая сталь или дюралюминий, а болт 3, гайку, опорную шайбу и вставки-вкладыши рекомендуется делать из прочной стали. На всех деталях, кроме стакана, нужно при изготовлении снять небольшие фаски по 0,5 мм и под углом 45 градусов.
Можно посмотреть видеоролики о том, как пользоваться этими приспособлениями. В видеороликах приспособления немного не такие, как описаны в статье, но суть работы с ними понятна.
При замене готовых сборных узлов вращения применяют другое приспособление. Чертеж (эскиз) этого съемника показан на рис. 9.
Рис. 9. Чертежи приспособлений для снятия готовых узлов вращения
Деталей в нем немного: пластина с отверстием диаметром 7 миллиметров и две шпильки с резьбой 6 мм. Гайки и шайбы используются стандартные.
Расскажем, как работать с таким съемником. В данном случае сборные узлы вращения имеют отверстия с резьбой 6 мм для шпилек. Сначала отвинчивают винты, которыми крепится узел. 3атем ввинчивают обе шпильки с помощью отвертки — для этого на концах шпилек сделаны шлицы. Чтобы при снятии узла не повредить полуось, в нее ввинчивают так называемый защитный болт.
Затем на шпильки устанавливают пластину и начинают поочередно затягивать гайки. При этом по центру пластины легонько постукивают молотком, затем снова подтягивают гайки. Таким образом подшипник узла вращения потихоньку «сползает» с полуоси.
На рис. 10 этот процесс также показан.
Рис. 10. Пример использования приспособления для снятия готовых узлов вращения
Если в готовом сборном узле разрушается сепаратор подшипника, то его втулка остается на полуоси. В таком случае втулку спиливают «болгаркой».
При установке новых узлов посадочные места полуосей шлифуют полоской наждачной бумаги так, чтобы новый узел насаживался на полуось с небольшим усилием. Нужно принять во внимание: у некоторых моделей СМА болт, которым закрепляется шкив, может быть «посажен» на замазку. В этом случае болт надо хорошо прогреть, чтобы замазка расплавилась. Иначе головку болта можно сорвать, и тогда придется высверливать остатки и исправлять резьбу.
При запрессовке новых подшипников внутренняя поверхность посадочного места протирается смоченной в бензине тканью и затем наносится немного смазки типа «Литол». Для запрессовки применяют те же приспособления.
Если сальники имеют выступающие рабочие кромки, то при их запрессовке необходимо использовать вставки, в которых сделаны проточки и углубления соответствующего диаметра и глубины. В рабочие канавки сальниковых манжет и под рабочие кромки перед установкой наносят немного смазки типа «Литол». Подобное мероприятие позволит существенно продлить срок службы уплотнения.
При снятии шкивов, которые закрепляются на полуоси без резьбы (на шлицах или на накатке), применяют съемники, показанные на рис. 11.
Рис. 11. Съемники для снятия шкивов
При этом в полуось также необходимо ввинтить защитный болт.
Удачи в ремонте!
Всего хорошего, пишите to Elremont © 2008
Источник