- Инструменты для ремонта сцепления камаз
- РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
- Сцепление КамАЗ-5320, -55102, -55111, -53212, -53211
- Сколько стоит
- Этапность работ
- Первый этап – регулировка педали
- Второй этап – отладка муфты
- Третий этап – регулировка хода толкателя
- Работы, связанные с заменой сцепления
- Регулировка корзины сцепления КамАЗа
- Техническое обслуживание
- Когда требуется замена сцепления?
- Фотогалерея
- Основные сведения. Функции сцепления
- Отладка полного хода толкателя усилителя
- Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»
- Как продлить срок службы сцепления
Инструменты для ремонта сцепления камаз
KAMA3-4310 (43101). РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ
ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА № 103
Инструмент и приспособления: стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления модель Р-724, зубило, молоток, сменная головка 13 мм, вороток, отвертка, ключ 17X19, бородок, посуда для роликов, слесарный верстак, установка для мойки деталей, шланг для обдува деталей воздухом, пресс для клепки фрикционных накладок, специальный пуансон, штангенциркуль, индикатор, штатив, струбцина, посуда для топлива и смазки, деревянная
лопатка, технологические пальцы 0 10,5 мм длиной 50 мм (4 шт.).
Разборка механизма сцепления
1. Установите кожух сцепления в сборе с нажимным диском на стенд и закрепите
2. Отогните усы запорных пластин 16 (рис. 123), выверните болты 17 крепления запорных и опорных пластин и снимите опорные 15 и запорные 16 пластины
3. Снимите стопорные шайбы 14 регулировочных гаек и отверните регулировочные гайки 13
4. Наметьте взаимное расположение кожуха 12 и нажимного диска./
5. Выверните стяжные болты 18 из нажимного диска 1 и снимите кожух
12 сцепления со стенда
6. Снимите упорное кольцо 2 отжимных рычагов и петли 11 пружин упорного кольца
7. Снимите нажимные пружины 20, шайбы 21 и подкладки 22 с нажимного диска сцепления
8. Снимите упорные кольца 6 и плоские шайбы 7 с осей 5 рычага, нажимного диска
9. Выпрессуйте оси 5 вилок рычагов нажимного диска, снимите рычаги 10 в сборе с вилками 8 и пружинами 9 упорного «кольца и выньте игольчатые ролики 4 отжимных рычагов 3
10. Снимите нажимной диск со стенда
11. Выпрессуйте оси 5 вилок рычагов, снимите пружины Р, отсоедините вилки 8 от рычагов 3 нажимного диска, выньте «игольчатые ролики из отверстий рычагов
12. Промойте игольчатые ролики в керосине, проверьте их состояние, покройте смазкой Литол-24 и сложите в специальную посуду
13. Промойте детали и проверьте их состояние
14. Установите ведомый диск в сборе на пресс, выпрессуйте заклепки 1 (рис. 124) крепления фрикционных накладок к диску сцеплении и снимите фрикционные накладки 2 и 4 с ведомого диска
15. Установите средний ведущий диск 1 (рис. 125) на верстак
16. Отогните края стопорных шайб 2, выверните оси 6, снимите втулку 5, отжимной рычаг 4 и пружину 3
17. Промойте детали среднего ведущего диска и проверьте их состояние
Источник
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЯХ КАМАЗ
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ
РЕМОНТ МЕХАНИЗМА СЦЕПЛЕНИЯ ОПЕРАЦИОННАЯ КАРТА № 103
Инструмент и приспособления: стенд для разборки, сборки и регулировки сцепления модель Р-724, зубило, молоток, сменная головка 13 мм, вороток, отвертка, ключ 17X19, бородок, посуда для роликов, слесарный верстак, установка для мойки деталей, шланг для обдува деталей воздухом, пресс для клепки фрикционных накладок, специальный пуансон, штангенциркуль, индикатор, штатив, струбцина, посуда для топлива и смазки, деревянная лопатка, технологические пальцы 0 10,5 мм длиной 50 мм (4 шт.).
Содержание операции (перехода)
12. Промойте игольчатые ролики в керосине, проверьте их состояние, покройте смазкой Литол-24 и сложите в специальную посуду
13. Промойте детали и проверьте их состояние
14. Установите ведомый диск в сборе на пресс, выпрессуйте заклепки 1 (рис. 124) крепления фрикционных накладок к диску сцепления и снимите фрикционные накладки 2 и 4 с ведомого диска
Инструмент и приспособления
Стенд для разборки, сборки и регулирования сцепления
Зубило, молоток,, сменная головка 13 мм, вороток
Отвертка, ключ 17 мм
Молоток, зубило Ключ 17 мм
Молоток, бородок, посуда для роликов
Слесарный верстак, молоток, бородок, посуда для роликов
Посуда для керосина и смазки. посуда для роликов
Установка для мойки деталей, шланг для обдува деталей воздухом
Рис. 123. Диск сцепления нажимной:
/ — диск нажимной сцепления; 2 —кольцо упорное оттяжных рычагов; 3 —рычаг оттяжной; 4 — ролик игольчатый оттяжки рычагов н вилок рычагов; 5 — ось вилки рычага; 6 — кольцо упорное; 7, 19 — шайбы; 8 — вилка рычага; 9 — пружина упорного кольца; 10 — рычаг оттяжной с вилкой н пружиной в сборе; II — петля пружины; 12 — кожух сцепления; 13 — гайка регулировочная вилки рычага; 14 — шайба стопорная; 1! — пластина опорная; 16 — пластина запорная; 17 — болт; 18 — болт стяжной; 20 — пружина нажимная сцепления; 21 — шайба подкладки; 22 — подкладке нажимной пружины
Инструмент и приспособления
Инструмент я приспособления
Содержание операции (перехода)
Содержание операции (перехода)
15. Установите средний ведущий диск / (рис. 125) на верстак
16. Отогните края стопорных шайб 2, выверните оси б, снимите втулку 5, отжимной рычаг 4 и пружину В
17. Промойте детали среднего ведущего диска и проверьте их состояние
Технические условия на дефектацию и ремонт деталей механизма сцепления
Нажимной диск (рис. 126). Не допускается:
— неплоскостность поверхности трения А более (0,07 мм);
— износ поверхности трения под отжимные рычаги более 0,5 мм;
— трещины на поверхности А (термические, радиальные) глубиной более 0,5 мм;
— ширина С пазов под рычаги нажимного диска сцепления более 12,2 мм;
— диаметр В отверстий под ось рычага нажимного диска сцепления более 10,85 мм;
— ширина Е шипов менее 59,64 мм.
Зубило, молоток. отвертка
Установка* для мойки деталей, шланг для обдува деталей сжатым воздухом
Игольчатые ролики. Не допускаются следы коррозии и вмятины на поверхности игольчатых роликов.
Кожух сцепления («рис. 127). Не допускается:
— износ направляющих поверхностей А под нажимные пружины до толщины стенок менее 5 мм; местный износ направляющих поверхностей 0,6 мм, не более;
— толщина В на сферических поверхностях под регулировочные гайки менее 3,2 мм.
Ведомый диск (рис. 128). Не допускается:
— биение фрикционных поверхностей А и С при центрировании по боковым поверхностям шлицев более 0,5 мм;
— ширина впадин й шлицевого отверстия ступицы более 6,1 мм;
— износ фрикционной накладки до заклепок.
Диски подлежат ремонту при следующих дефектах ;
— ослабление заклепок крепления фрикционных накладок, устранимое заменой заклепок;
— обломы, трещины, обгорание или износ фрикционных поверхностей накладок, устранимые заменой фрикционных накладок.
Средний ведущий диск (рис. .129). Не допускается:
— ширина А шипов менее 59,52 мм;
— термические радиальные трещины на фрикционных поверхностях С и В глубиной более 0,3 мм;
— толщина Е менее 24,56 мм.
Средний ведущий диск подлежит ремонту при следующих дефектах:
— коробление, задиры и неравномерный износ поверхностей С и В диска, устранимые шлифованием диска до толщины не менее 24,56 мм.
Рис. 124. Диск ведомый сцепления: / — заклепка; 1, * — «вкладка сцепления фрикционная; 3 — диск ведомый сцепления в сборе
Рис. 127. Кожух сцепления
Рис. 125. Диск сцепления средний ведущий: — диск сцепления ведущий средний; 2 — шайба стопорная; 3— пружина; 4 — рычаг отжимной; 5 —втулка отжимного рычага; 6 — ось отжимного рычага
Сборка механизма сцепления
18. Установите в отверстие оттяжных рычагов 3 (см. рис. 123) с помощью технологических пальцев игольчатые ролики 4, соедините рычаги 3 с вилками 8, запрессуйте оси 5 рычагов, поставьте пружины 9. наденьте плоские шайбы 7 и стопорные шайбы
Примечание. В каждое отверстие рычага устанавливайте по 20 роликов. При установке игольчатые ролики покройте смазкой Лнтол-24.
19. Установите нажимной диск на стенд
20. Установите в отверстия отжимных рычагов игольчатые (аналогично переходу 18)
21. Введите поочередно отжимные рычаги 10 в сборе с вилками и пружинами в прорези бобышек нажимного диска 1, вставьте оси 5 в совмещенные отверстия бобышек и рычагов, выталкивая технологические пальцы, и установите стопорные шайбы
22. Установите на нажимной диск подкладки 22, шайбы 21 и нажимные пружины 20
23. Установите петли 11 пружин Отвертка упорного кольца и упорное кольцо 2
24. Установите кожух 12 сцепления Ключ 17 на нажимные пружины, совместите концы вилок 8 с отверстиями кожуха 12, сожмите нажимные пружины, ввернув стяжные болты 18 в нажимной диск.
25. Наверните регулировочные гайки 13 на вилки рычагов
26. Проверьте положение упорного кольца 2 и при необходимости отрегулируйте его
Сменная головка 13 мм, во-роток, молоток, зубило, бородок
Примечание. Отгибку стопорных шайб 14′ регулировочных гаек производите через отверстия опорных и
Примечание. При установке кожуха проверьте совпадение меток (см. переход 4).
Штангенциркуль, ключ 17 мм, индикатор, штатив
Технические условия. 1. Перед регулированием обеспечьте установочный размер от поверхности трения нажимного диска 1 до фланца кожуха 12, равный 29± ±0,1) мм, и затем отпустите стяжные болты 18.
2. Правильное положение упорного кольца 2 определяйте монтажным размером от его поверхности трения до поверхности трения нажимного диска 1, равным (54±0,3) мм. Торцовое биение кольца 2 должно быть не более 0,2 мм. При нарушении положения упорного кольца регулировку производите регулировочными гайками 13, восстановив указанный размер, после чего вверните стяжные болты 18.
27. Установите стопорные шайбы 14 регулировочных гаек
Верстак слесарный, посуда для роликов,, посуда для смазки, деревянная лопатка, молоток, : , отвертка, техно-логические пальцы
Стенд для сборки и регулировки сцепления
Посуда для роликов, посуда для смазки, деревянная лопатка, технологические пальцы, бородок
28. Установите опорные 15 и запорные 16 пластины регулировочных гаек, вверните болты 17, застопорите болты отгибанием усов запорных пластин 16, застопорите регулировочные гайки 13 отгибанием стопорных шайб 14.
29. Проверьте и при необходимости произведите статическую балансировку кожуха сцепления в сборе с нажимным диском.
34. Проверьте правильность сборки ведомого диска сцепления.
35. Нанесите на ось 6 (см. рис. 125) смазку Лито л-24 тонким слоем
36. Установите на ось 5 втулку 5. рычаг 4, пружину 3. стопорную шайбу 2
Техническое условие. После вворачивания оси рычаг должен свободно вращаться вокруг оси от руки и под действием пружины возвращаться «в исходное положение.
Техническое условие. При установке диска на рычали диск яе должав проседать под собственным весом и должен возвращаться в исходное положение после прижатия его к поверхности верстак а.
Спрашивайте запчасти КАМАЗ МАЗ УРАЛ ЗИЛ в ООО «МИГ-Авто» под торговой маркой ZTD (ЗЧТД) или в розничных магазинах, реализующие запчасти, в городах — Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Нижний, Новгород, Казань, Самара, Омск, Челябинск, Ростов-на-Дону, Уфа, Волгоград, Красноярск, Пермь, Воронеж, Саратов, Краснодар, Тольятти, Тюмень, Ижевск, Барнаул, Ульяновск, Иркутск, Владивосток, Ярославль, Хабаровск, Махачкала, Оренбург, Новокузнецк, Томск, Кемерово, Рязань, Астрахань, Пенза, Набережные, Челны, Липецк, Тула, Киров, Чебоксары, Калининград, Курск, Улан-Удэ, Ставрополь, Магнитогорск, Брянск, Иваново, Тверь, Белгород, Сочи, Нижний, Тагил, Архангельск, Владимир, Калуга, Чита, Смоленск, Волжский, Курган, Сургут, Орёл, Череповец, Владикавказ, Вологда, Мурманск, Саранск, Якутск, Тамбов, Грозный, Стерлитамак, Кострома, Петрозаводск, Нижневартовск, Комсомольск-на-Амуре, Йошкар-Ола, Таганрог, Новороссийск, Братск, Сыктывкар, Нальчик, Дзержинск, Шахты, Орск, Нижнекамск, Балашиха, Ангарск, Химки, Старый, Оскол, Великий, Новгород, Благовещенск, Энгельс, Подольск, Псков, Бийск, Прокопьевск, Рыбинск, Балаково, Армавир, Южно-Сахалинск, Северодвинск, Королёв, Петропавловск-Камчатский, Люберцы, Мытищи, Норильск, Сызрань, Новочеркасск, Златоуст, Каменск-Уральский, Волгодонск, Абакан, Находка, Уссурийск, Электросталь, Салават, Березники, Миасс, Альметьевск, Рубцовск, Пятигорск, Коломна, Майкоп, Ковров, Железнодорожный, Копейск, Одинцово, Хасавюрт, Кисловодск, Новомосковск, Красногорск, Черкесск, Серпухов, Нефтеюганск, Первоуральск, Новочебоксарск, Нефтекамск, Орехово-Зуево, Димитровград, Дербент, Невинномысск, Камышин, Новый, Уренгой, Батайск, Кызыл, Щёлково, Муром, Октябрьский, Новошахтинск, Северск, Сергиев, Посад, Ноябрьск, Ачинск, Елец, Новокуйбышевск, Жуковский, Обнинск, Арзамас, Пушкино, Домодедово, Элиста, Каспийск, Назрань, Артём, Ессентуки, Ногинск, Раменское, Бердск, Сарапул, Междуреченск, Ленинск-Кузнецкий, Ухта, Серов, Воткинск, Тобольск, Зеленодольск, Великие, Луки, Мичуринск, Железногорск, Соликамск, Киселёвск, Гатчина, Глазов, Новотроицк, Магадан, Долгопрудный, Саров, Каменск-Шахтинский, Воскресенск, Канск, Реутов, Ханты-Мансийск, Бугульма, Губкин, Кузнецк, Кинешма, Ейск, Железногорск, Усть-Илимск, Бузулук, Новоуральск, Азов, Чайковский, Усолье-Сибирское, Юрга, Озёрск, Выборг, Балашов, Кропоткин, Клин, Лобня, Бор, Троицк, Шадринск, Кирово-Чепецк, Минеральные, Воды, Михайловск, Биробиджан, Анжеро-Судженск, Белово, Дубна, Черногорск, Чапаевск, Елабуга, Егорьевск, Георгиевск, Новоалтайск, Минусинск, Белогорск, Белорецк, Асбест, Туймазы, Кстово, Сосновый, Бор, Кунгур, Ступино, Ишимбай, Гуково, Чехов, Вольск, Зеленогорск, Павловский, Посад, Ишим, Борисоглебск, Славянск-на-Кубани, Лысьва, Воркута, Донской, Будённовск, Дмитров, Лениногорск, Заречный, Анапа, Ивантеевка, Полевской, Наро-Фоминск, Буйнакск, Туапсе, Сибай, Верхняя, Пышма, Россошь, Кумертау, Всеволожск, Лабинск, Ревда, Клинцы, Геленджик, Ржев, Чистополь, Александров, Горно-Алтайск, Лесосибирск, Тихорецк, Мелеуз, Котлас, Сальск, Нерюнгри, Когалым, Алексин, Белебей, Павлово, Краснотурьинск, Апатиты, Михайловка, Шуя, Гусь-Хрустальный, Тихвин, Щёкино, Искитим, Прохладный, Крымск, Видное, Фрязино, Свободный, Климовск, Избербаш, Лыткарино, Нягань, Жигулёвск, Вязьма, Краснокаменск, Лиски, Арсеньев, Волжск, Выкса, Берёзовский, Узловая, Тимашёвск, Краснокамск, Боровичи, Белореченск, Рославль, Кириши, Солнечногорск, Урус-Мартан, Назарово, Черемхово, Балахна, Вышний, Волочёк.
Источник
Сцепление КамАЗ-5320, -55102, -55111, -53212, -53211
Сколько стоит
Цена покупки отдельных механизмов высокая, поэтому регулировку системы сцепления лучше делать с исправлением недостатков уже имеющихся деталей.
- диск сцепления Евро 2 в зависимости от вида стоит 1500-6000 руб.;
- вилка выключения в комплекте — 3860 руб.;
- поршневая группа в зависимости от производителя и марки КамАЗа — 6000-25000 руб.
Для того чтобы ремонт сцепления выполнять нечасто, нужно регулярно делать технические осмотры и обслуживание машины.
Этапность работ
Регулировать корзину сцепления желательно с соблюдением существующих рекомендаций, строго придерживаясь порядка работ.
Первый этап – регулировка педали
Согласно техническим нормам, педаль сцепления должна свободно передвигаться, не встречая сопротивление, на 6-12 миллиметров. Если этот показатель изменился, значит, нужно его восстановить. Выполняется эта работа путем регулировки величины зазора между толкателем пневматического гидроусилителя. Для этого необходимо поворачивать эксцентриковый палец.
Второй этап – отладка муфты
Ее ход должен находиться в пределах 3,2-4 мм. Проверка осуществляется следующим образом: вилка отодвигается в сторону вручную, снимается пружина. Далее с помощью сферической гайки устанавливается необходимый диапазон хода муфты. Так же можете прочитать про Ручник на КамАЗе.
Третий этап – регулировка хода толкателя
Если его недостаточно, значит, полного отключения механизма не произойдет, то есть, диск не отсоединится от мотора. Величина нормального хода – примерно 25 мм. Проверить его можно, предварительно отжав педаль сцепления, пока она не упрется в днище.
Устранить существующую проблему можно двумя способами:
- доливка жидкости – о том, что ее недостаточно, свидетельствуют соответствующие отметки на бачке цилиндра;
- прокачка – метод заключается в устранении лишнего воздуха из системы. Прокачивать ее можно с помощью обычного насоса, шланга, стеклянной или пластиковой бутылки.
Если после проведения всех вышеописанных работ проблема с корзиной сцепления никуда не делась, придется прибегнуть к более сложному мероприятию – замене данного механизма.
Работы, связанные с заменой сцепления
Рекомендуется заняться заменой корзины, если были обнаружены следующие недостатки:
- автомобиль даже после регулировки дергается и резко стартует с места;
- посторонние звуки в корзине как присутствовали, так и присутствуют;
- машина долго «думает» и далеко не сразу начинает движение, несмотря на то, что сцепление было выжато по всем правилам;
- в салоне ощущается характерный запах гари – это говорит о том, что механизм сцепления элементарно сгорел.
Данное мероприятие начинается со снятия коробки передач. Это очень тяжелый узел, с которым нужно работать нескольким людям. После этого можно приступать к демонтажу корзины сцепления.
Видим, как стоят диски сцепления на КамАЗе – сначала ведомый, потом средний, далее – ведущий. Все они снимаются. На место демонтированных деталей устанавливаются новые. Как правильно поставить диски сцепления на КамАЗ:
их нужно устанавливать в строгом порядке – изначально идет первый ведомый, далее – средний, на заключительном этапе – ведущий;
- поскольку это сухой тип сцепления, не надо применять какую-то смазку, это лишь ухудшит качество механизма;
- вместо традиционных дисков с фрикционными накладками можно поставить более современные, оснащенные керамическими элементами – они намного надежнее и долговечнее;
- тщательно затяните все болты и гайки. Из-за больших нагрузок некачественно затянутые крепежные элементы со временем могут разбалтываться.
Самостоятельно ставить диски сцепления на КамАЗ нужно только в том случае, если вы хорошо понимаете, что конкретно делаете. Это сложная задача, при недостатке опыта или отсутствия необходимых инструментов настоятельно рекомендуется обратиться за помощью к профильным специалистам.
Регулировка корзины сцепления КамАЗа
Под регулировкой корзины сцепления понимают настройку лапок, размещенных на корзине. Такую отладку можно выполнить при снятой коробке или отрегулировать непосредственно на автомобиле.
При выполнении задачи без снятия коробки понадобится самодельный инструмент, который представляет собой проволоку толщиной 3,5 мм с концом длиной 20 мм, согнутым под прямым углом. При помощи такого импровизированного щупа проверяют зазор между выжимным подшипником и опорным кольцом лапок сцепления. Регулировку зазора ведут гайкой на штоке ПГУ. Подвести лапки к кольцу можно через люк в верхней части картера сцепления. При этом важно обеспечить максимально одинаковое прилегание лапок к поверхности. Но правильнее и надежнее регулировать снятое с мотора сцепление.
- Положить собранный нажимной диск на шаблон, который обеспечит зазор в пределах 29 мм.
- Отпустить болты крепления.
- Выставить положение упорного кольца для лапок. Все четыре лапки должны одновременно касаться кольца.
- Проверить биение рабочей поверхности диска.
- Смазать передний подшипник, расположенный в коленчатом вале.
- Установку сцепления провести с помощью оправки, которая позволит обеспечить соосность дисков механизма и вала двигателя.
Эту настройку проводят только с двухдисковым сцеплением. Агрегат с одним диском в такой регулировке не нуждается.
На видео от канала Авто и Мото показано снятие сцепления и хорошо видны особенности конструкции, а также привод для работы механизма.
Техническое обслуживание
Помимо настроек, сцепление автомобилей КамАЗ нуждается в регулярном обслуживании, поскольку это заметно увеличивает срок службы и надежность работы механизма на всех марках КамАЗ.
На примере модели 53215 обслуживание состоит из следующих основных пунктов:
- Проверка затяжки болтов крепления усилителя в цепи привода сцепления.
- Контроль за герметичностью гидравлических магистралей. На них не должно быть никаких масляных пятен.
- Общая проверка исправности деталей педального узла. Все элементы должны быть в целом состоянии и не иметь больших люфтов в соединениях.
- Контроль наличия смазки в подшипнике муфты и втулке соединения вилки. Для подачи масла в картере сцепления имеются три точки, снабженные пресс-масленками. В них нагнетают масло при помощи шприца.
- Слив конденсата из корпуса ПГУ.
- Контроль уровня жидкости в бачке усилителя.
Когда требуется замена сцепления?
Если все выполненные работы не приводят к восстановлению работоспособности механизма сцепления, то это становится одним из сигналов к его замене.
Другими признаками критического износа элементов конструкции являются:
- резкое включение дисков, при этом происходит жесткий рывок автомобиля;
- затрудненное включение всех передач, сопровождаемое характерным треском;
- вялый разгон автомобиля, при этом обороты двигателя явно не соответствуют выбранной передаче и скорости;
- запах горящих накладок при движении.
При появлении таких проблем необходимо как можно скорее прекратить движение и провести ремонт механизма. Дальнейшая эксплуатация автомобиля с неисправными или выгоревшими дисками сцепления приведет к выходу из строя коробки перемены передач.
Фотогалерея
На фотографиях ниже показаны некоторые элементы системы привода сцепления грузового автомобиля КамАЗах.
Обычное двухдисковое сцепление
Однодисковое сцепление Евро
ПГУ классического образца
Цилиндр сцепления, хорошо видна тяга для педали и штуцер для подачи жидкости в ПГУ
Основные сведения. Функции сцепления
Работа сцепления основывается на воздействии силы трения скольжения (муфты фрикционной). Вместе с передачей крутящего момента, она обеспечивает плавное переключение скоростей, гашение крутильных колебаний, кратковременное отсоединение трансмиссии от маховика двигателя. Сцеплением компенсируются вибрации и нагрузки от неравномерности работы мотора, снижается их негативное влияние на различные элементы двигателя и трансмиссии.
Сцепление кратковременно разобщает коленчатый вал двигателя внутреннего сгорания с силовой передачей машины. Это нужно для плавного переключения шестерёнок в коробке передач и для торможения автомобиля, вплоть до его полной остановки. Также сцепление предоставляет возможность плавно, без рывка, тронуться с места.
Эквивалентом сцепления на тракторах и бронетехнике являются фрикционы.
Было изобретено много разнообразных типов сцепления, однако самыми массовыми стали механизмы, основанные на одном или нескольких фрикционных дисках, которые пружинами плотно сжаты друг с другом или с маховиком.
Фрикционный материал, из которого состоят накладки на диски сцепления, аналогичен используемому в тормозных колодках. Ранее для его производства использовался асбест, а в последнее годы применяется без асбестовый материал.
Муфту сцепления устанавливают между двигателем внутреннего сгорания и коробкой переключения передач, и это один из наиболее загруженных элементов трансмиссии.
Отладка полного хода толкателя усилителя
Перед началом отладки механизма необходимо выяснить длину хода толкателя. Для этого нужно полностью выключить сцепление и замерить ход. Если его значение составляет 25 мм и менее, то сцепление не будет полностью отключаться. Такую проблему водитель заметит сразу по затрудненному включению передач. Для поиска причин неполадки необходимо проверить уровень рабочей жидкости в цилиндре толкателя. Нормативным объемом является значение в 380 куб. см. При недостаточном уровне вещества следует его долить.
Схема гидравлической системы
На примере модели КамАЗ 5511 доливка жидкости выполняется так:
- Нужно открыть крышку бачка, расположенного на корпусе привода.
- Долить жидкость до уровня на 15-20 мм ниже кромки горловины.
Второй причиной неудовлетворительной работы усилителя может стать воздух в системе. В таком случае систему привода необходимо прокачать. Эта процедура несколько сложнее.
На КамАЗе 55102 для этого необходимо:
- Долить жидкость до нормального уровня.
- Снять с клапана перепуска (установлен на корпусе ПГУ) защитный колпачок, надеть резиновый шланг и опустить его в емкость с жидкостью.
- Резко продавить до упора педаль сцепления.
- Открыть клапан на один оборот и нажимать на педаль до прекращения пузырения вещества на выходе из шланга. При этом необходимо постоянно подливать новую жидкость в расходный бачок, не допуская ее падения ниже отметки 40 мм от верхней части бака.
- Закрыть клапан, снять шланг и вернуть на место колпачок.
- Долить жидкость до рабочего уровня.
- Для контроля качества работы необходимо нажать на педаль до упора — ход толкателя не должен быть менее 25 мм.
Видео «Регулировка сцепления на КамАЗе»
На видеоролике, снятом для канала Авто и Мото, продемонстрирована регулировка сцепления, установленного на дизеле КамАЗ 740.
У Вас остались вопросы? Специалисты и читатели сайта AUTODVIG помогут вам, задать вопрос
Была ли эта статья полезна?
Спасибо за Ваше мнение!
Статья была полезнаПожалуйста, поделитесь информацией с друзьями
Пожалуйста, напишите, что не так и оставьте рекомендации по статье
Оценить пользу статьи: (9 голос(ов), среднее: 4,89 из 5)
Как продлить срок службы сцепления
Своевременное техобслуживание продлевает срок службы корзины – дорогостоящего и сложного механизма. В первую очередь, нужно знать, как правильно регулировать сцепление на КамАЗе. Время от времени проверяйте ход педали, ведь для этого не нужно ничего разбирать. Все доступные механизмы и узлы обязательно должны быть смазаны.
Долго держать педаль отжатой для упора, например, для пробуксовки, категорически не рекомендуется – это усиливает нагрузку на механизмы, соответственно, ускоряет их износ.
Игнорирование обнаруженных проблем со сцеплением гарантированно приведет к ухудшению функциональности всей машины. Логическим завершением такого игнора станет выход из строя коробки передач, ремонт или замена которой обойдется в круглую сумму. Также возможны поломки других механизмов и узлов трансмиссии КамАЗа.
Проверенное качество автомобилей не подведет водителя, если регулярно обслуживать механизмы. Внимание уделяют регулировке сцепления КамАЗ, так как устройство выполняет много функций. Механизм отделяет коробку переключения от мотора при переходе на другую скорость, затем соединяет их для минимизации ударов зубов шестеренок. С помощью модуля уменьшаются нагрузки на трансмиссию при изменении скорости.
Источник