Инженерные изыскания для капитального ремонта моста
4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 182-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33179-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Январь 2017 г.
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)
1 Область применения
1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие требования к изысканиям мостов, путепроводов и эстакад, а также мостовых переходов (далее по тексту мостовых сооружений) на автомобильных дорогах общего пользования по Техническому регламенту [1].
1.2 По отношению к настоящему стандарту на национальном уровне могут быть установлены дополнительные и/или конкретизирующие правила, которые распространяются на общие требования к изысканиям мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования, изменений к ним, а также правила применения и прекращения применения этих документов в отдельных государствах, в частности, касающихся общих требований к изысканиям мостовых сооружений на автомобильных дорогах общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ 12.1.012-2004 Система стандартов безопасности труда. Вибрационная безопасность. Общие требования
ГОСТ 12248-2010 Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 19179-73 Гидрология суши. Термины и определения
ГОСТ 19912-2012 Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
ГОСТ 20444-85 Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики
ГОСТ 20522-2011* Межгосударственный стандарт. Грунты. Методы статистической обработки результатов испытаний
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: ГОСТ 20522-2012. — Примечание изготовителя базы данных.
ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий
ГОСТ 25100-2011 Межгосударственный стандарт. Грунты. Классификация
ГОСТ 26775-97 Габариты подмостовые судоходных пролётов мостов на внутренних водных путях
ГОСТ 27296-87 Защиты от шума в строительстве. Звукоизоляция ограждающих конструкций. Методы измерений
ГОСТ 31191.2-2004 Вибрация и удар. Измерение общей вибрации и оценка ее воздействия на человека. Часть 2. Вибрация внутри зданий
ГОСТ 31295.2-2005 Шум. Затухание звука при распространении на местности. Часть 2. Общий метод расчета
ГОСТ 31296.1-2005 Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 1. Основные величины и процедуры оценки
ГОСТ 31296.2-2006 Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
3 Термины и определения
В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 воздушное лазерное сканирование: Метод топографической съёмки с помощью лазерного сканера.
3.2 вынос трассы в натуру: Комплекс полевых изыскательских работ в составе инженерно-геодезических изысканий по проложению (трассированию) и закреплению на местности проектного положения оси мостового перехода.
3.3 геодезическая основа для строительства мостового перехода: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на территории изысканий мостового перехода, используемых при осуществлении строительной деятельности и включающих государственные, опорные и съемочные геодезические сети, а также пункты геодезической разбивочной основы.
3.4 геодезическая привязка: Определение положений закрепленных на местности точек зданий и сооружений и их элементов в принятых системах координат и высот.
3.5 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.
3.6 геотехническая категория объекта строительства: Категория сложности строительства объекта, определяемая в зависимости от его уровня ответственности и сложности инженерно-геологических условий.
3.7 геотехнический мониторинг: Система наблюдений и контроля состояния и изменения грунтовых, природных и техногенных условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.
3.8 гидрометеорологические характеристики: Количественные оценки элементов гидрометеорологического режима, устанавливаемые по данным наблюдений путем их анализа и расчетов.
3.9 глубинный репер: Нивелирный репер специальной конструкции (основание которого устанавливается на плотные динамически устойчивые грунты), служащий высотной геодезической основой для выполнения геодезических наблюдений за деформациями зданий сооружений и земной поверхности.
3.10 грунтовый репер: Нивелирный репер, основание которого устанавливается ниже глубины промерзания, оттаивания или перемещения грунта и служащий в качестве высотной геодезической основы при создании (развитии) геодезических сетей.
3.11 инженерная цифровая модель местности; ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленные в форме, доступной для обработки на ЭВМ, и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач. Включает два основных компонента — цифровую модель рельефа и цифровую модель ситуации.
3.12 инженерно-геологические условия: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.
3.13 инженерно-геологические процессы: Изменение компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных и техногенных факторов.
3.14 инженерно-геологическое строение: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.
3.15 инженерно-геодезические изыскания: Комплекс топографических и геодезических работ, в процессе которых исследуется ситуация и рельеф на участке, где запланировано строительство.
3.16 инженерно-геологические изыскания: Комплекс исследований, в ходе которых проводится изучение инженерно-геологических условий района (объекта, площадки, участка, трассы) предполагаемого места строительства, включая рельеф, сейсмотектонические, геоморфологические и гидрогеологические процессы, геологическое строение и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий при взаимодействии данных объектов с геологической средой.
3.17 инженерно-геологическая рекогносцировка — это системный метод изучения геологических условий строительства, используемый на начальном этапе инженерно-геологических исследований. Инженерно-геологическая рекогносцировка проводится с целью описания инженерно-геологических условий изучаемой территории и включает геоморфологические, геологические, гидрогеологические, экологические и гидрометеорологические наблюдения. В ходе рекогносцировки решаются следующие основные задачи: осмотр места изыскательских работ; визуальная оценка рельефа; описание имеющихся обнажений, в том числе карьеров, строительных выработок и т.д.; описание водопроявлений; описание геоботанических индикаторов гидрогеологических и экологических условий; описание внешних проявлений геодинамических процессов; опрос местного населения о проявлении опасных геологических и инженерно-геологических процессов, об имевших место чрезвычайных ситуациях и т.д.
3.18 инженерно-геотехнические изыскания: Комплекс геотехнических работ и исследований с целью получения исходных расчетных значений для проектирования фундаментов, опор и др. на участках размещения объектов капитального строительства и индивидуального проектирования, необходимых и достаточных для построения расчетной геомеханической модели взаимодействия зданий и сооружений с основанием.
3.19 инженерно-гидрометеорологические изыскания: Комплекс работ по изучению элементов гидрометеорологического режима, включающий в себя как собственно наблюдения, выполняемые без каких-либо изменений — чисто визуально, так и действия, связанные с производством количественных оценок (измерений) характеристик гидрометеорологических явлений и процессов.
3.20 инженерные изыскания: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования мостового перехода и прилегающей к нему территории, автомобильной дороги с целью получения исходных данных, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.
3.21 камеральное трассирование мостового перехода: Трассирование вариантов положения оси мостового перехода, представленных в графической, цифровой или иных формах, выполняемое по картам, планам, аэро- и космоснимкам и другим картографическим материалам.
3.22 карта инженерно-геологических условий: Отображение на топографическом плане (карте) в цифровой, графической и иных формах компонентов геологической среды, оказывающих влияние на здания и сооружения.
3.23 карта инженерно-геологического районирования: Отображение на топографическом плане (карте) инженерно-геологических условий выделенных таксономических единиц (районов, подрайонов, участков и т.п.) с принятой (заданной) степенью однородности этих условий.
3.24 карта инженерно-экологическая: Графическое отображение на карте экологического состояния окружающей среды и (или) прогноза ее изменения на заданный интервал времени или латерального распределения техногенных нагрузок и содержания поллютантов.
3.25 карта опасности природных и техноприродных процессов (карта опасности): Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) характеристик опасности (интенсивности, повторяемости, вероятности и др.) природных или техноприродных процессов.
3.26 карта риска от природных и техноприродных процессов (карта риска): Отображение на специальной карте (в цифровой, графической и иных формах) вероятных потерь (социальных, материальных и др.) от воздействий природных и техноприродных процессов.
3.27 категории сложности инженерно-геологических условий: Условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-геологических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории, выполнение различного состава и объемов изыскательских работ.
3.28 координирование промерной точки: Определение местоположения промерной точки на водной поверхности.
3.29 маркирующий горизонт: Слой в толщах горных пород, хорошо выдержанный по простиранию и выделяющийся по одному признаку или их набору (составу, окраске, зернистости, наличию включений, прослоев, комплексу органических остатков). Является важнейшим элементом при геол. картировании и корреляции разрезов.
3.30 материалы инженерных изысканий: Фактические данные, полученные в процессе выполнения инженерных изысканий, являющиеся основой для построений, обобщений, выводов и рекомендаций, входящих в результаты инженерных изысканий.
Источник
Инженерные изыскания для капитального ремонта моста
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации на проведение изыскательских работ при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» (ФГУП «РОСДОРНИИ»).
Автор: д-р техн. наук, проф. А.М.Кулижников.
2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.
4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.
1 Область применения
1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее — методический документ) разработан в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона [1] и является актом рекомендательного характера в дорожном хозяйстве.
1.2 Настоящий методический документ определяет содержание и методику проведения изыскательских работ при капитальном ремонте и ремонте автомобильных дорог и предназначается для применения проектно-изыскательскими организациями, занимающимися изысканиями на сети существующих федеральных и территориальных автомобильных дорог общего пользования.
2 Нормативные ссылки
В настоящем методическом документе использованы нормативные ссылки на следующие документы:
ГОСТ 21.302-96 Система проектной документации для строительства. Условные графические обозначения в документации по инженерно-геологическим изысканиям
ГОСТ Р 21.1701-97 Система проектной документации для строительства. Правила выполнения рабочей документации автомобильных дорог
ГОСТ 5180-84 Грунты. Методы лабораторного определения физических характеристик
ГОСТ 5686-2012 Грунты. Методы полевых испытаний сваями
ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортирование и хранение образцов
ГОСТ 12248-2010 Грунты. Метод лабораторного определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 12536-79 Грунты. Методы лабораторного определения гранулометрического (зернового) и микроагрегатного состава
ГОСТ 19912-2012 Грунты. Методы полевых испытаний статическим и динамическим зондированием
ГОСТ 20276-2012 Грунты. Методы полевого определения характеристик прочности и деформируемости
ГОСТ 22733-2002 Грунты. Метод лабораторного определения максимальной плотности
ГОСТ 23740-79 Грунты. Методы лабораторного определения содержания органических веществ
ГОСТ 25584-90 Грунты. Методы лабораторного определения коэффициента фильтрации
ГОСТ 30416-2012 Грунты. Лабораторные испытания. Общие положения
ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования
СП 22.13330.2011 Основания зданий и сооружений (актуализированная редакция СНиП 2.02.01-83*)
СП 34.13330.2012 Автомобильные дороги (актуализированная редакция СНиП 2.05.02-85*)
СП 47.13330.2012 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения (актуализированная редакция СНиП 11-02-96)
СП 79.13330.2012 Мосты и трубы. Правила обследований и испытаний (актуализированная редакция СНиП 3.06.07-86)
СП 11-102-97 Инженерно-экологические изыскания для строительства
СП 11-103-97 Инженерно-гидрометеорологические изыскания для строительства
СП 11-104-97 Инженерно-геодезические изыскания для строительства
СП 11-105-97 Инженерно-геологические изыскания для строительства. Ч.1. Общие правила производства работ
СП 11-109-98 Изыскания грунтовых строительных материалов
3 Термины и определения
В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 изыскания автомобильных дорог для капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог: Исследования экономических, технических и природных условий, в которых будет осуществляться капитальный ремонт или ремонт автомобильной дороги с целью определения оптимального технико-экономического решения.
3.2 инженерно-геодезические изыскания для капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог: Комплекс работ по получению топографо-геодезических материалов и данных о ситуации и рельефе местности, существующей дороге, зданиях и сооружениях, необходимых для комплексной оценки природных и техногенных условий капитального ремонта или ремонта автомобильной дороги.
3.3 инженерно-геологические изыскания для капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог: Комплекс работ по определению инженерно-геологических условий района проектируемой автомобильной дороги, включая геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, строение и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы и составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий.
3.4 инженерно-экологические изыскания для капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог: Комплекс работ для оценки современного состояния и прогноза возможных изменений окружающей природной среды в процессе ремонта и последующей эксплуатации дороги с целью предотвращения, минимизации или ликвидации вредных и нежелательных экологических и связанных с ними социальных, экономических и других последствий, а также сохранения оптимальных условий жизни населения.
3.5 инженерно-гидрометеорологические изыскания для капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог: Комплекс работ по изучению элементов гидрометеорологического режима, устанавливаемых по данным наблюдений путем их анализа и расчетов.
3.6 капитальный ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых производится в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при осуществлении которых затрагиваются ее конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности и не изменяются границы полосы отвода.
3.7 ремонт автомобильной дороги: Комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются ее конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности.
4 Общие положения
4.1 Инженерные изыскания выполняют для получения материалов и сведений, необходимых для разработки:
— проектной документации капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог;
— рабочей документации для капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог.
Проектирование ремонта автомобильных дорог в зависимости от технического состояния автомобильной дороги может выполняться в одну стадию на усмотрение заказчика (застройщика).
4.2 Инженерные изыскания для проектной документации капитального ремонта проводят в соответствии с требованиями технических регламентов и состава работ [2], а также с учетом материалов и данных инженерных изысканий, которые хранят в государственном фонде материалов и данных ранее выполненных инженерных изысканий, в информационных системах обеспечения градостроительной деятельности.
4.3 Лицами, осуществляющими инженерные изыскания, являются заказчик (застройщик) либо привлекаемое на основании договора физическое или юридическое лицо. К договору на производство изысканий прилагают техническое задание и программу выполнения инженерных изысканий. Заказчик (застройщик) и исполнитель определяют состав работ, проводимых в ходе инженерных изысканий как основных, так и специальных видов, их объем и методы выполнения с учетом специфики соответствующих территорий и расположенных на них земельных участков, условия передачи результатов инженерных изысканий, а также иные условия, определяемые в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. Требования к составу и оформлению задания и программы проведения инженерных изысканий устанавливаются согласно Федеральному закону [3].
4.4 Исполнитель при выполнении инженерных изысканий применяет средства измерений, прошедшие в соответствии с законодательством Российской Федерации метрологическую поверку (калибровку) или аттестацию.
4.5 В состав инженерных изысканий для проектов капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог входят:
— изыскания для разработки раздела по обустройству дорог, организации и обеспечению безопасности движения;
— инженерно-геотехнические (при необходимости).
4.6 Инженерные изыскания проводят, как правило, в три этапа: подготовительный, полевой и камеральный.
4.7 На подготовительном этапе выполняют следующие работы: сбор, анализ и обобщение имеющихся материалов для района изысканий (в том числе получение исходной информации от заказчика (застройщика), анализ материалов диагностики, выполненной по нормам [4], за срок между текущими ремонтами (4-6 лет), комплекс дополнительных исследований и диагностических измерений, сбор информации в ГИБДД, органах местного самоуправления, ДРСУ, ДЭП и т.д., получение и анализ имеющейся проектной и исполнительной документации); организацию полевых изысканий (подготовку задания на проведение изысканий, составление программы инженерных изысканий и при необходимости согласование их с заказчиком, получение разрешения на производство работ, согласование в установленном порядке с ГИБДД схемы организации дорожного движения при проведении изыскательских работ непосредственно на дороге, формирование и оснащение изыскательской партии или отряда, решение вопросов развертывания и ликвидации изыскательских работ и т.п.).
4.8 На полевом этапе выполняют комплекс полевых работ и обследований, предусмотренных программой изысканий, получение технических условий и согласование принятых решений со сторонними организациями, а также необходимый объем камеральных работ для обеспечения контроля качества, полноты и точности изыскательских работ
4.9 На камеральном этапе проводят следующие виды работ: окончательную обработку полевых материалов, оформление всех графических и текстовых материалов, составление технических отчетов, сдачу отчетов заказчику (застройщику).
5 Инженерно-геодезические изыскания
5.1 Состав и объем
5.1.1 При инженерно-геодезических изысканиях для капитального ремонта и ремонта автомобильных дорог проводят комплекс работ, обеспечивающий получение топографо-геодезических материалов и данных, необходимых для выполнения проектов капитального ремонта и ремонта автомобильной дороги.
5.1.2 В состав работ входят:
разбивка пикетажа и определение геометрических параметров существующей трассы (протяженности трассы и прямых вставок, местоположения вершин кривых в плане, углов поворота);
— кривых (определение радиусов и протяженности круговых кривых в плане, радиусов вертикальных кривых),
— геометрических параметров поперечных профилей,
— существующих искусственных сооружений и системы водоотвода,
— планово-ситуационной полосы местности вдоль автомобильной дороги,
— пересечений и примыканий с автомобильными и железными дорогами,
— пересечений и сближений автомобильной дороги с линиями электропередач (ЛЭП), линиями связи (ЛС), объектами радиосвязи и радиорелейными линиями, определение ведомственной принадлежности коммуникаций,
— остановок, стоянок и площадок отдыха, дорожных устройств и обстановки дороги (существующих ограждений, сигнальных столбиков, дорожных знаков и т.д.),
— подземных коммуникаций и сооружений (магистральных трубопроводов, силовых кабелей и кабелей связи), определение их ведомственной принадлежности;
Источник