- Обеспечение работоспособности пожарных автомобилей при реализации основных видов ремонта
- технические науки
- Похожие материалы
- Список литературы
- Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
- Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность
- Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
- Ежедневное
- Техническое обслуживание на пожаре и АСР
- Первое техническое обслуживание
- Второе техническое обслуживание
Обеспечение работоспособности пожарных автомобилей при реализации основных видов ремонта
технические науки
- Кропотова Наталья Анатольевна , кандидат наук, старший преподаватель
- Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России
- УЗЛЫ И ДЕТАЛИ МАШИНЫ
- РЕМОНТ
- ПОЖАРНЫЙ АВТОМОБИЛЬ
- РАБОТОСПОСОБНОСТЬ
Похожие материалы
В механизмах пожарных машин в ходе их эксплуатации происходит постепенное изнашивание рабочих поверхностей деталей, что, в конечном итоге, требует их восстановления или замены. В связи с этим своевременный и качественный ремонт – это необходимое условие для содержания пожарных автомобилей в постоянной технической исправности. Ремонт пожарного автомобиля – комплекс операций по восстановлению работоспособного состояния пожарных автомобилей и обеспечению безотказной их работы. Представьте себе ситуацию, когда имеется вызов, отряд не имеет возможности выезда из-за нерабочего состояния пожарного автомобиля. Конечно в жизни этого не происходит, только потому что нерабочий пожарный автомобиль на дежурство не заступает. А это значит, прежде чем заступить на боевое дежурство, автомобиль дополнительно проверяется. Поэтому необходимо владеть информацией по состоянию не только рабочего механизма и отдельных деталей его образующих, но и состояние работоспособности автомобиля в целом.
В пожарной охране ремонт пожарных автомобилей организуется по планово-предупредительной системе. Он может выполняться по потребности или после определенного побега. Принятая система ремонта дает возможность:
- обеспечить плановость проведения ремонта, снабжение запасными частями и материалами;
- предупредить чрезмерный износ деталей машин, не допустить перерастание естественных износов деталей в аварийные;
- обеспечить увеличение сроков эксплуатации пожарных автомобилей и оборудования при заданной надежности.
В соответствии с назначением и характером выполняемых работ ремонт пожарных автомобилей подразделяется на следующие виды:
- для автомобилей: текущий, средний, капитальный;
- для агрегатов: текущий, капитальный.
Вид ремонта определяется, главным образом, количеством затронутых основных агрегатов, а также их базовых и основных узлов и деталей. Поясним эти термины следующими примерами:
Двигатель со сцеплением считается основным агрегатом, его базовой (корпусной) деталью является блок цилиндров, к основным же деталям относятся головка (головки) блока цилиндров, коленчатый вал, маховик, распределительный вал, картер сцепления.
Пожарный насос считается основным агрегатом, его базовой (корпусной) деталью является корпус насоса, к основными деталям насоса относятся вал насоса, рабочее колесо, крышка насоса, корпус подшипников.
Текущий ремонт пожарного автомобиля выполняется для обеспечения работоспособного состояния восстановлением или заменой отдельных агрегатов (в том числе одного основного), узлов и деталей (кроме базовых), а также проведением необходимых регулировочных, крепежных, сварочных, слесарно-механических и других ремонтных работ.
Капитальный ремонт пожарного автомобиля заключается в его полной разборке, замене или капитальном ремонте большинства агрегатов, механизмов, приборов и изношенных деталей, сборке и испытании автомобиля в соответствии с техническими условиями на производство капитального ремонта. Капитальный ремонт пожарного автомобиля назначается в том случае, если:
- кузов, кабина, цистерна, пожарный насос и не менее двух основных агрегатов базового шасси требуют капитального ремонта;
- его техническое состояние оценено по результатам диагностирования как неудовлетворительное (установлено снижение динамических качеств, мощности, увеличение расхода горюче-смазочных материалов и запасных частей).
Агрегат направляется в капитальный ремонт, если:
- базовая и основные детали требуют ремонта с полной разборкой агрегата;
- работоспособность агрегата не может быть восстановлена при текущем ремонте, либо если его восстановление экономически нецелесообразно.
На пожарные автомобили установлены нормы пробега до капитального ремонта, измеряемые в тысячах км общего пробега. Так, для пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 эта цифра составляет – 170, на шасси ЗИЛ-131 – 110, на шасси Урал-43202 – 100, на шасси КамАЗ-43105 – 170.
Моторесурс основных агрегатов пожарного автомобиля до капитального ремонта также нормируется в тысячах км общего пробега: так для двигателей пожарных автомобилей на шасси ЗИЛ-130 он составляет – 105, на шасси ЗИЛ-131 – 80, на шасси Урал-43202 – 130, на шасси КамАЗ-43105 – 130.
Моторесурс пожарного насоса нормируется в наработанных часах и составляет для насосов марки ПН-40УВ выпуска после 1990 года – 1130.
Необходимость в капитальном или среднем ремонте определяется комиссией, состоящей из представителей отдела пожарной техники органа управления ГПС, подразделения технической службы (ПТЦ), руководителя подразделения, из которого представлен автомобиль, и старшего водителя этого подразделения. Постановка пожарного автомобиля в ремонт оформляется актом сдачи (выдачи).
Рисунок 1. Ремонт пожарного автомобиля в ПТЦ
Техническое состояние пожарного автомобиля, агрегатов или узлов, сдаваемых в капитальный ремонт и качество выполнения этого ремонта должны соответствовать требованиям нормативной документации на капитальный ремонт.
Запрещается перед сдачей пожарного автомобиля или агрегата в ремонт разукомплектовывать их или заменять их составные части и детали негодными. Пожарные автомобили, сдаваемые в капитальный ремонт, независимо от способа доставки, должны быть в состоянии, обеспечивающем их передвижение своим ходом (кроме аварийных) или буксировку, при условии, что их техническое состояние обеспечивает безопасность такого перемещения.
Планирование ремонта пожарных автомобилей и агрегатов осуществляет техническая служба ТПО, для чего составляется годовой план-график, в котором отражается количество автомобилей (агрегатов) и затраты труда в человеко-часах. Так для пожарной автоцистерны на шасси ЗИЛ-131 нормативы трудоемкости ремонтов составляют:
- текущего – 18,4 чел.-час,
- среднего – 450 чел.-час,
- капитального – 823 чел.-час.
Время простоя пожарного автомобиля в среднем ремонте не должно превышать 30 календарных дней, а в капитальном – 60 дней. Отремонтированный пожарный автомобиль подвергается диагностированию (при наличии поста диагностики) или испытаниям: автомобиль – пробегом 2-5 км; агрегат – работой продолжительностью 0,5 часа.
Пожарный автомобиль после ремонта получает руководитель подразделения и старший водитель по акту сдачи (выдачи). Подразделение технической службы заправляет выдаваемый из ремонта пожарный автомобиль смазочными материалами и специальными жидкостями по установленным нормам, а ее руководитель несет ответственность за качество выполненных по ремонту работ. При обнаружении представителем пожарной части каких-либо неисправностей или отклонений от технических требований подразделение технической службы обязано устранить их.
После проведения ремонтных работ пожарный автомобиль перед постановкой на боевое дежурство, должен пройти обкатку в объеме: после капитального ремонта – пробегом 400 км и работой специальных агрегатов продолжительностью до 2 часов, после среднего и текущего ремонтов (с заменой или капитальным ремонтом одного из основных агрегатов) – пробегом 150 км и работой спецагрегата продолжительностью до 2 часов.
В последние годы стала широко применяться практика проведения капитальных ремонтов пожарных автомобилей на специализированных предприятиях.
Пожарные автомобили, проработавшие установленный амортизационный срок службы и не отвечающие требованиям боевой готовности, могут быть реализованы путем продажи, а автомобили, непригодные по своему техническому состоянию к дальнейшей эксплуатации, подлежат списанию.
Список литературы
- Приказ МЧС России от 18.09.2012 г. № 555 «Об организации материально-технического обеспечения системы МЧС», 128 с.
- Киселев В.В. Реализация безызносного трения в пожарной технике, как способ повышения ее надежности. / novainfo.Ru. – 2016. – Т. 1. –№ 51. – С. 33-37.
- Киселев В.В. Меры по снижению износа деталей пожарной техники. / NovaInfo.Ru. – 2016. – Т. 1. – № 51. – С. 37-40.
Завершение формирования электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Создание электронного архива по направлению «Науки о Земле и энергетика»
Электронное периодическое издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор), свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС77-41429 от 23.07.2010 г.
Соучредители СМИ: Долганов А.А., Майоров Е.В.
Источник
Техническое обслуживание пожарных автомобилей: виды, сроки, периодичность
Для обеспечения исправного функционирования и 100% готовности противопожарной техники к срочному выезду, техническим регламентом предусмотрено периодическое обслуживание. Оно призвано увеличить промежуток между ремонтами, заранее обнаружить возможные поломки, снизить негативное воздействие на природу и снизить потребление горючего. В России существует специальный закон: Приказ № 555 «Организация эксплуатации техники, Техническое обслуживание, Ремонт пожарных автомобилей», который устанавливает правила и требования к тех.обслуживанию пожарной техники.
Даже при постоянном техническом обслуживании, невозможно гарантировать отсутствие необходимости в ремонте. Поломки могут возникать непредвиденно, например, при тушении пожара, выполнении спасательных действий, езде по пересечённой местности, ДТП и тому подобном. Какое бывает ТО и ремонт, сроки их проведения и многое другое, мы опишем в данном материале.
Виды технического обслуживания пожарных автомобилей
Какой именно вид используется, напрямую зависит от того, используется ли техника ежедневно, либо находится на временном хранении в специальном помещении. В каждом случае выполняется целый комплекс работ.
Для пожарных автомобилей, использующихся ежедневно:
ЕТО – ежедневное техническое обслуживание.
Непосредственно при пожаре и выполнении аварийно-спасательных работ.
ТО-1, ТО-2 – комплексный осмотр, проверка и устранение имеющихся неисправностей. Включает в себя несколько видов работ по обслуживанию, выполняющихся по определённому графику.
СО – сезонное, при смене времени года.
Для пожарных автомобилей на хранении проводится 1 раз в определённый период:
На всю используемую пожарную технику МЧС РФ разрабатывает нормативный документ, в котором присутствуют инструкции, сроки, условия, меры безопасности и другие аспекты.
Ежедневное
Его производят непосредственно в части, в момент сдачи смены другому подразделению. Принимают участие водитель транспортного средства и личный состав. Задача – проверить готовность пожарного автомобиля выехать на место происшествия и произвести тушение, спасательные работы. Тут производится контроль над:
исправностью основных агрегатов;
функционированием ПТВ и АСО;
уровнем горючего, охладителя и ГСМ.
Ответственность за обнаружение и исправление всех неисправностей лежит на сдающем смену расчёте. Принимающий водитель обязан также проверить все элементы и внести необходимые отметки в эксплуатационную карту ПА. Причём имеются ограничения на работу ДВС в момент проведения проверки:
ПА общего применения, двигатель с карбюратором – 3 мин.;
ПА целевого применения, дизельные, снабжённые многоконтурными пневмотормозами – 5 мин.;
специальные ПА – 7 мин.;
АЛ и АЦПК – 10 мин.
В настоящее время в специализированных документах прописаны следующие виды проверок при ежедневном техническом обслуживании:
Наружный осмотр, проверка комплектации пожарного оборудования.
Состояние дверей, салона, кузова, стекол, зеркал, оперения, знаков, рамы, рессор, колёс.
Наличие пломб на спидометре, счётчике моточасов насоса.
Надёжность крепления элементов резервуара и кузова.
Отсутствие протечек в резервуарах и трубах.
Функционирование запирающих механизмов на трубах, насосах, пенообразователях.
Отсутствие остатков воды, растворов и посторонних вещей в насосе.
Степень натяжения ремней привода.
В зимний период – чехол-утеплитель.
Отсутствие протечек ГСМ.
Показатель масла во всех элементах двигателя.
Уровень жидкостей – вода: низкозамерзающая, тормозная, в гидроусилителе, сцеплении, горючее.
Функционирование сцепления и степень хода педали.
Работа двигателя при холостом ходе и в движении, функционирование датчиков приборной панели в кабине и насосном отделе, при его наличии.
Гидроусилитель руля, рулевые тяги, ограничители поворота.
Наличие свободного хода руля.
Осветительные приборы, звуковой сигнал, «дворники», обогрев, вентиляция.
Коробка переключения передач.
Переключение мостов, при их наличии.
Коробка отбора мощности дополнительной трансмиссии.
Работа моторно-трансмиссионной установки в насосном отделении.
Масло в пожарном насосе, включая ванну и бачок, смазка в пресс-маслёнке.
Соединение насоса и рамы.
Запуск мотора из насосного отделения.
КИП насосного отделения.
Масляный фильтр после отключения мотора.
Световая индикация открытия дверей и кузовных отделов.
Пожарное вооружение – исправность, укладка, крепление.
Мойка кабины, кузова, фар, сигнальных ламп, знаков.
Заправка и доведение смазочных материалов до необходимого уровня.
Если при проведении работ обнаруживаются какие-либо неисправности, которые могут быть устранены на месте, то ремонт возлагается на водительский состав обеих смен. В противном случае ПА отправляется на ремонт.
Все проверки необходимо указывать в Журнале учёта. Помимо отметок – исправен и неисправен, должны присутствовать числовые показатели:
масло в двигателе, холостой ход;
масло в двигателе, средние обороты;
напряжение, запуск мотора;
напряжение, рабочий режим;
давление пневматической системы, отключение аккумулятора;
давление пневматической системы, номинал;
давление в тормозах, нажатая педаль;
выход штоков тормозных камер;
свободный ход педали тормоза;
дистанция от пола до педали тормоза в момент нажатия.
свободный ход педали сцепления;
полный ход педали сцепления;
прогиб ремня привода;
разряжение в насосной полости, максимум;
разряжение в насосной полости, через 2,5 минуты работы.
Чтобы определить данные показатели применяются КИП, линейка, штангенциркуль, угломер, секундомер.
Каждые 10 дней при проведении ЕТО ПА также производится контроль:
давление в колёсах;
уровень затяжения колёсных гаек.
Техническое обслуживание на пожаре и АСР
В этом случае обеспечивается 100% функционирование ПА во время тушения пожара и при аварийно-спасательных работах. Перечень необходимых проверок для ПА общего применения:
безопасное удаление от пожара;
отсутствие перегибов рукавов и всасывающих сопел;
смазка уплотняющих элементов насоса каждые 60 минут;
отсутствие протечек – в двигателе, насосе, КПП, КОМ;
нагрев охлаждающей жидкости;
давление масла в моторе;
очистка пенообразователя и каналов от остатков ВМП;
заполнение резервуара воды после завершения тушения;
откачка воды из насоса и системы подачи;
ход – сцепление, КПП, мосты, руль, тормоза.
В случае выявления дефектов, не требующих остановку подачи воды и ВМП, их устраняет водитель. В более сложных ситуациях – в пожарной части. Непосредственно во время тушения возгорания, старший расчёта и водитель, обязаны выполнять следующее:
Грамотная прокладка рукавов – отсутствие изгибов, недопущение попадания в химические вещества, защита от наезда транспорта, утепление и отогрев в зимний период.
Всасывающая сетка или гидроэлеватор – отсутствие засоров и ила.
Гидрант – плотное соединение сальников.
Рукавные задержки – отсутствие острых элементов и конструкций, способных нанести вред петлям.
Трёхколенная лестница – полная фиксация ступеней колен.
Спасательная верёвка – отсутствие веществ, способных причинить вред.
Первое техническое обслуживание
Комплекс мероприятий, проводимых с целью снижения скорости изнашивания основных элементов, посредством обнаружения неисправностей и последующего выполнения определённых видов работ. ТО-1 производится:
основные ПА – 1 500 км пробега или ежемесячно;
специальные ПА – 1 000 км пробега или ежемесячно.
Учитывается общий пробег – сумма показателя спидометра и приведённого пробега. Приведённый – функционирование двигателя для работы специальных устройств, 60 минут работы – это 50 км пробега. Общий план ТО-1 на год создаётся техслужбой ТПО.
ТО-1 производится в пожарной части, на отдельном посту технического обслуживания. Участие в нём принимает личный состав и водитель транспортного средства. Срок, установленный на весь комплекс, составляет не более 2 суток. В комплекс проверок включаются ЕТО и следующие пункты:
Крепление каждого специального оборудования на автомобиле.
Исправность механизмов и величина зазоров между регулируемыми деталями.
Функционирование осветительных приборов и сигналов.
Работа насоса и всех коммуникаций.
При проведении ТО-1 возможно выполнение текущего ремонта – сварочные работы, замена дисков сцепления и так далее. Каждому из участников обслуживания отводятся определённые участки для проверки:
Старший водитель – подготовка места проведения, оборудования и материалов, контроль проведения, техника безопасности. Осмотр кабины и кузова, а также отсеков на отсутствие неисправностей и деформаций. После завершения работ выполняет проверку функционирования основных агрегатов и приборов, ходовые качества ПА, работу насоса и пенообразователя.
Водитель 1 смены – проверка двигателя, электроники, охлаждения и смазка необходимых деталей. Сливает отстой из бака для горючего и фильтров очистки, удаляет остатки электролита и загрязнения с аккумулятора.
Водитель 2 смены – исправность сцепления, элементов управления и ходовой части. Самостоятельно регулирует тормозную систему, удаляет конденсат из тормозной пневматики, очищает фильтр тормозного усилителя.
Водитель 3 смены – насосный агрегат. Снятие, полная разборка, удаление загрязнений, смазка элементов, сборка и установка на исходное место.
Водитель 4 смены – ходовая часть, элементы крепления кузова и оперения. При необходимости осуществляет покраску небольших участков, очищает протектор шин, прочищает КПП и мосты.
Личный состав – пожарно-техническое вооружение, связь и освещение.
Каждый участник ТО-1 оставляет свою подпись в журнале проверок и впоследствии несёт за них ответственность.
Второе техническое обслуживание
Аналогично ТО-1 необходимо для контроля над техническим состоянием и для выявления неисправностей основных элементов. Все работы направлены на раннее обнаружение и предупреждение крупных поломок, исправное функционирование агрегатов, экономии ТЭР, уменьшения негативного влияния на природу. Периодичность ТО-2:
основные ПА – 7 000 км пробега или ежегодно;
специальные ПА – 5 000 км пробега или ежегодно.
ТО-2 может проводиться в Пожарно-Техническом Центре (ПТЦ) или на посту ТО в пожарной части. Включает в себя полный комплект ТО-1, и также более углублённое тестирование агрегатов и систем:
кабина, рама, кузов, колёса, подвеска, оперение;
Источник