Сборка и испытания тяговых электродвигателей
Сборка. Тяговые электродвигатели собирают на кантователях или специальных стендах, оснащенных необходимым технологическим оборудованием, инструментами и приспособлениями. На позицию сборки детали (узлы) подают полностью отремонтированными, окрашенными после прохождения поузлового контроля качества ремонта. Сборку ведут по следующей схеме: монтаж деталей магнитной системы в остове, монтаж подшипниковых узлов с щитами, сборка остова с якорем и щитами, монтаж щеточного аппарата, контрольная проверка перед типовыми испытаниями, испытания, доукомплектовка и слесарная отделка, сдача работникам контрольного аппарата.
Основные требования к деталям магнитной системы: катушки главных и дополнительных полюсов должны иметь маркировку, соответствующую положению катушки в электрической цепи; наконечники выводных концов должны быть пролужены, без заусенцев и задиров, иметь исправные элементы крепежных соединений; сердечники должны быть исправны, а их опорные поверхности очищены. Сборку укомплектованных полюсов в остове ведут с помощью приспособлений в горизонтальном и вертикальном положениях остова. Монтаж обмоток катушек внутри остова выполняют в соответствии с их электрическими схемами (рис. 93 — 96). После монтажа магнитной системы проверяют качество монтажа межкатушечных соединений, надежность закрепления проводов монтажа внутри остова, лобовых частей компенсационной обмотки, правильность установки главных и дополнительных полюсов. Особое внимание обращают
Показатели | Тип тягового двигателя | Чертежные размеры, | Допустимыеразмеры при выпуске из ремонта, мм | |
заводского | деповского | |||
Зазор между якорем и полюсами главными/дополнительными | НБ-406 НБ-412П, ДТ-9Н GBM-50/1500 | 8-7,2/8,9-7,3 5/5 5/8,9 | 8-7,2/8,9-7,3 5/5 4,5/8,9 | 8-7/9-7 5-4/5-4 4-5/7,3-8,9 |
Зазор между щеткой и щеткодержателем: по толщине щетки по ширине щетки | Все » | 0,05-0,1 0,1-0,8 | 0,05-0,1 0,1-0,8 | 0,06-0,2 0,1-0,8 |
Наибольшее смещение щетки с геометрической нейтрали | НБ-406 НБ-412П ДТ-9Н GBM-5O/150O | 0,5 1,5 | 0,5 1,5 | 0,5 1,5 1,5 |
Радиальный зазор в роликовых подшипниках | Все | — | 0,08-0,16 | 0,1-0,2 |
Осевой разбег якоря | НБ-406 НБ-412П ДТ-9Н GBM 5O/15OO | 5,9-8,4 5,9-8 6-8 6-7,5 | 5,9-8,4 5,9-8 6-8 6,75 | 6-8,5 6-8 6,2-8,3 6,75-8 |
Биение рабочей поверхности коллектора | Все | 0,04 | 0,08 | 0,1 |
Диаметр рабочей поверхности коллектора | НБ-406 НБ-412П ДТ-9Н GBM-35O/15OO | 565+/-11 660 +2,5 -0,5 560 +1 -0,5 450+/-1 | 547-517 663-635 550-540 | 517-514 663-633 550-533 |
Нажатие пальцев на щетку номинальной высоты, Н | НБ-406 НБ-412П ДТ-9Н GBM-350/1500 | 38 +/- 3 29+/-3 29+/-3 22+/-0,98 | 38 +/- 3 29±3 29+/-3 22 +/- 0,98 | 38 +/- 3 29 +/- 3 29 +/- 3 22 +/- 0,98 |
Элемент | Диагностический признак | Применяемое оборудование или метод диагностирования | Предельное значение признака |
Щеточный аппарат | Смещение щеток с геометрической нейтрали | Снятие оттиска на бумажную ленту методом ложной щетки. Индуктивный метод | Не более 0,5-1,5 мм |
Коллектор | Биение коллектора, измеренное на рабочей поверхности | Индикатор ИЧ-10, закрепленный в щеткодержателе | Не более 0,07-0,08 мм |
Якорь | Небаланс якоря Осевой разбег | Виброметр ВР-1 Индикатор ИЧ-10. Измерение с поочередным сдвигом справа налево | Не более 180-200 г см Не более 5,9—8 мм 5О-55°С |
Моторно-якорные подшипники | Температура нагрева Уровень шума | Термопара Шумомер—уровень шума | Недопустимый уровень определяют опытным путем |
Якорь — полюс | Воздушный зазор | Шариковый щуп | В соответствии с таблицей допусков |
на качество монтажа соединений. Все соединения и крепления должны быть выполнены строго по чертежу. Испытание плотности соединений производят пропусканием двойного часового тока в течение 15 — 20 мин. Температуру соединений проверяют термопарой. Нагревшиеся соединения разбирают и перемонтируют. Изолировку производят только после проверки качества монтажа. Полярность полюсов проверяют магнитной стрелкой, правильность установки — в порядке и с помощью приспособлений, описанных выше. Посадочные поверхности подшипниковых камер щитов и наружных колец подшипников протирают, покрывают тонким слоем смазки ЖРО и подшипники запрессовывают. Запрессовку ведут на специальном прессе или с нагревом щита индукционным нагревателем до температуры 100 — 120°С. Пространство между роликами в подшипнике и лабиринтные канавки полностью заполняют смазкой, а подшипниковые камеры и крышки — на 2/3 их объема. Количество закладываемой смазки должно точно соответствовать установленным нормам (1,7-2 кг). Закладывают смазку также в лабиринтные канавки, кроме крышки щита. Монтаж подшипниковых узлов — ответственная операция, от качества выполнения которой зависит долговечность подшипников. Сборку остова с якорем ведут в порядке, обратном разборке, в горизонтальном положении остова с помощью скобы или в вертикальном положении — краном за рым-болт. Горизонтальный метод сборки отличается более высокой производительностью и качеством.
Основные требования при сборке: размеры лабиринтного кольца подшипникового гнезда должны обеспечивать плотное крепление наружного кольца подшипника при установке крышки щита; осевой зазор между деталями лабиринта должен быть на 1 мм больше половины разбега якоря в остове; радиальный зазор между лабиринтами должен быть в пределах 0,3 — 0,5 мм. Для повышения надежности подшипников целесообразно разность зазоров между зубьями в зубчатых передачах и осевой разбег двигателя на оси иметь наименьшими, а разбег якоря в остове — наибольшим в пределах установленного допуска.
Монтаж токосъемных устройств ведут в порядке, определяемом конструктивными особенностями. В остов четырехполюсных двигателей кронштейны устанавливают после постановки магнитной системы. Траверсу шестиполюсного двигателя монтируют предварительно на монтажном столе. При этом правильность установки корпусов щеткодержателей проверяют специальным шаблоном. Корпусы щеткодержателей с предварительно притертыми щетками на четырехполюсные двигатели устанавливают после монтажа якоря. Все размеры собранного двигателя при заводском или деповском ремонте должны соответствовать допускаемым (табл. 60). Диагностический тест проверок приведен в табл. 61.
Испытания.Перед типовыми испытаниями двигатель испытывают в режиме холостого хода при напряжении 200 — 250 В в течение 1 ч при вращении поочередно по часовой и против часовой стрелки.
После предварительных испытаний производят контрольные (приемосдаточные) испытания в соответствии с требованиями ГОСТ 2582-72, ГОСТ 183-74, ГОСТ 7217-79. Основная цель испытаний — проверка номинальных данных тяговых электродвигателей и качества ремонта.
Испытания проводят по специальной программе на стенде методом взаимной нагрузки (рис. 97). Стенд дополнительно оснащен диагностическими приборами: индикатором искрения ИИ-5, виброметром и шумомером ИШВ-1. Программа включает в себя: испытание на нагревание; проверку частоты вращения и реверсирования при номинальной мощности для двигателей; проверку напряжения при номинальной мощности для генераторов; испытание на повышенную частоту вращения; проверку коммутации и прочности изоляции.
Испытание на нагревание производят в течение 1 ч при часовой мощности и номинальном количестве охлаждающего воздуха. Допустимое превышение температуры обмоток над температурой окружающего воздуха в конце испытания не должно превышать значений, указанных в табл. 62.
Элемент тягового двигателя | Допустимое превышение температуры, о С, при классе изоляции | |||
А | Е | В | F | Н |
Якорь Полюсы Коллектор | 105 105 |
Отклонение частоты вращения от номинальной не должно превышать ±3%. Разность между частотами вращения в одну и другую сторону при токе, соответствующем часовой мощности, и номинальном возбуждении для тяговых электродвигателей должна быть не более, %: с волновой обмоткой без траверс – 4; с петлевой обмоткой без траверс — 3; с траверсами — 2.
Испытание на повышенную частоту вращения должны производить при скорости, превышающей наибольшую, гарантированную предприятием-изготовителем, не менее чем на 25%. Испытания производят на нагретой машине при холостом ходе в течение 2 мин, после чего в машине не должно быть каких-либо изменений, могущих отразиться на ее работе.
Проверку коммутации производят с помощью индикатора искрения ИИ-5. Проверку для реверсивных машин производят в течение 30 с при вращении в каждую сторону. Испытание тяговых электродвигателей электровозов и тяговых агрегатов переменного тока производят на пульсирующем токе с коэффициентом пульсации 25 — 30% при номинальной и повышенной частоте вращения электродвигателя.
Численные значения напряжения, тока якоря и возбуждения при номинальной частоте вращения во время коммутационных испытаний представлены в табл. 63.
Оценку коммутации производят согласно ГОСТ 183 — 74. При степени искрения 1; 1 1 /4; 1 1 /2 разрешается выдача тяговых двигателей в эксплуатацию. При этом следует учитывать, что под влиянием механической составляющей степень искрения в эксплуатации возрастает в среднем на 1 балл.
Сопротивление изоляции обмоток после испытания на нагрев на стенде при рабочей температуре, измеренное мегаомметром на 60-й секунде приложения напряжения, не должно быть менее 1,5 МОм. Проверку электрической прочности изоляции производят в течение 1 мин переменным напряжением.
Слесарную и малярную отделку тягового двигателя производят после того, как машина выдержала установленный объем испытаний. Устанавливают залитые (без расточки) вкладыши
Тип тягового электродвигателя | Ток якоря, А | Частота вращения, об/мин | Напряжение, В |
НБ-406 НБ-412П ДТ-9Н GBM-35O/ 1500 |
моторно-осевых подшипников и буксы, крышки коллекторных люков, сетки, проверяют замки. Болты крепления полюсов заливают горячей компаундной массой. На выводные провода надевают защитные чехлы. При необходимости окрашивают эмалью ГФ-92-ХК миканитовой конус. Укомплектованную машину предъявляют для осмотра и приемки работнику технического контроля. После приемки тяговый двигатель окрашивают черным лаком БТ-99 воздушной сушки. Комплектуют паспорт машины и вносят следующие данные: объем ремонта остова и якоря; время и место ремонта; перечень конструктивных и технологических изменений, выполненных при модернизации; пробег (время работы) от начала эксплуатации и последнего ремонта и т. п. Назначенная технология восстановления должна обеспечивать безотказную работу машины на время до следующего по циклу ремонта.
Вспомогательные машины
Двигатели АЭ-92-4.При деповском ремонте двигатели очищают продувкой и разбирают. Специальным приспособлением выпрессовывают подшипниковые щиты, вынимают ротор, спрессовывают вентилятор. Демонтируют капсюли подшипниковых щитов и выпрессовывают подшипники. Детали продувают, удаляя пыль, и протирают салфеткой, смоченной бензином. Подшипники промывают в ванне с эмульсией. После очистки детали подают на дефектировку.
Осматривают станину статора 8 (рис. 98), сердечник 4, видимую часть обмотки 2. Наиболее вероятные места появления трещины: горловины подшипниковых щитов 5, переводы от цилиндрической части к лапам крепления, сварные швы. Проверяют состояние резьбы и плотность посадки сердечника и нажимных колец. Сердечник должен плотно сидеть в станине и не иметь признаков распушения. Лобовые части обмотки не должны иметь механических повреждений, крепление увязкой должно быть плотным. Магнитные клинья должны прочно сидеть в пазах. Осматривают элементы ротора: вал 7, сердечник 3 и короткозамкнутую обмотку («беличье колесо»). Шейки вала проверяют магнитным дефектоскопом. Посадочные поверхности вала не должны иметь механических повреждений. Допускается исправление местных задиров общей площадью не более 5 — 6% площади посадочной поверхности шлифовкой шкуркой. Износ шеек устраняют металлизацией, вневанным осталиванием или вибродуговой наплавкой с последующей обточкой до чертежного размера. Шпоночные канавки исправляют наплавкой или уширением до 1 мм. Сердечник 3 должен плотно сидеть на валу 7. Стержни и кольца короткозамкнутой обмотки не должны иметь трещин и обрывов.
Подшипники роликовый 1 типа 2315КМШ (устанавливаемый со стороны привода) и шариковый 6 типа 7Н315Ш, устанавливаемый с противоположной стороны, промывают, осматривают и проверяют радиальные зазоры. Подшипники с дефектными элементами или радиальным зазором, превышающим допускаемые пределы, заменяют. Результаты замеров, полученные при дефектировке, сравнивают с допустимыми (табл. 64).
Показатели | Размер по чертежу, мм | Допустимый размер при выпуске из ремонта, мм | |
заводского | деповского | ||
Овальность посадочной поверхности горловины статора под подшипниковые щиты | — | 0,04 | — |
Натяг подшипниковых щитов при посадке в горловину статора | 0,031-0,126 | 0,031-0,126 | 0,031-0,126 |
Овальность и конусность гнезда для посадки подшипника | 0,02 | 0,02 | 0,02 |
Натяг при посадке подшипника в гнездо | 0 – 0,065 | 0 — 0,065 | 0 – 0,09 |
Натяг при посадке на вал шарикоподшипника или внутреннего кольца роликоподшипника | 0,025-0,01 | 0,025-0,01 | 0,025-0,01 |
Радиальный зазор: в шарикоподшипнике в роликоподшипнике Диаметр шейки вала Натяг на посадку вентилятора на вал | — — 75 +/- 0,01 0,07-0,14 | 0,011-0,05 0,011-0,05 75 +/- 0,01 0,07-0,14 | 0,011-0,075 0,011-0,075 75 +/1 0,01 0,07-0,14 |
Допустимый остаточный небаланс собранного ротора, г × см | |||
Осевой разбег якоря Зазор между сердечниками статора и ротора | — 1,1 | 0,1-0,4 1,1-1,17 | 0,1-0,4 1,1-1,17 |
Проверяют сопротивление изоляции обмоток статора относительно корпуса, и между фазами мегаомметром Ml 101М на 500 В. Сопротивление должно быть не ниже 1 МОм. При заниженном сопротивлении статоры подвергают сушке в печи при температуре 160°С.
Замеряют активное сопротивление обмоток статора по фазам, которое при температуре 20°С для каждой фазы должно быть 0,0576 Ом. Измерение производят двойным мостом Р329. Отклонение измеренного сопротивления более чем» на 10% не допускается. Производят проверку обмоток на межвитковое замыкание, для чего в каждую фазу включают амперметры и подводят пониженное напряжение. При отсутствии межвиткового замыкания показания амперметров будут одинаковыми.
После ремонта статор направляют в сушильно-пропиточное отделение, при необходимости сушат изоляцию обмоток. Лобовые части обмоток при температуре 50 — 60°С покрывают из пульверизатора эмалью ПКЭ-22. При изготовлении изоляция секций выполнена кремнийорганической класса Н. Обмотка трижды пропитана лаком К-47К, поэтому при деповском ремонте пропитка не требуется.
Сборку двигателя ведут в порядке, обратном разборке. Затем тщательно осматривают, проверяют правильность сборки, свободное вращение ротора, состояние выводов, правильность их маркировки и соединения. Если маркировка отсутствует, правильность соединения фаз определяют следующим образом. Фазы разъединяют, мегаомметром или контрольной лампой определяют принадлежность концов обмотки к отдельным фазам. Для определения начала и конца фаз к одной из фаз подключают через выключатель В (рис. 99) источник постоянного тока Б напряжением 2 В, а к другой — милливольтметр mV. В момент включения или отключения выключателя в обмотках двух других фаз будет наводиться электродвижущая сила, направление которой зависит от полярности концов обмотки фазы, в которую включен источник тока. Если к условному «началу» присоединен плюс источника, а к условному «концу» минус, то при отключении выключателя на других фазах будет плюс на «началах» и минус на «концах». Это можно определить по направлению отклонения стрелки милливольтметра. При включении выключателя полярность на других фазах будет обратной указанной. После всех проверок производят цикл испытаний на стенде с непосредственной нагрузкой в соответствии с требованиями ГОСТ 183 — 74. Диагностический тест проверок приведен в табл. 65.
Элемент | Диагностический признак | Применяемое оборудование или метод диагностирования | Предельное значение признака |
Обмотка | Активное сопротивление | Двойной мост Р329 | Каждой фазы 0,0576 Ом +/-10% |
Изоляция обмоток | Сопротивление корпусной и межфазовой изоляции Испытание межвитковой изоляции Электрическая прочность изоляции | МегаомметрМ1101М на 500 В. Вращение ручки не менее 1 мин Индукционный регулятор. Напряжение до 1,3 номинального в течение 5 мин Переменное напряжение 1320 В, 50 Гц в течение 1 мин | Не менее 1 МОм Отсутствие меж-витковых замыканий Пробоя изоляции не наступает |
Подшипники | Температура | Термопара. Работа под нагрузкой в течение 30 мин | 60-70 о С |
Заводской ремонт асинхронным двигателям производят в следующих случаях: если после сушки сопротивление изоляции не восстанавливается до требуемого уровня, при отклонении активного сопротивления обмоток более 10% от указанного в чертеже, при наличии межвитковых замыканий обмотки, пробой изоляции обмотки при испытании. Объем заводского ремонта отличается от приведенного выше тем, что на среднем ремонте производят пропитку обмотки в кремнийор-ганическом лаке КО-916К (бывший К-47К). Режимы сушки приведены в табл. 66.
Последовательность операций сушки | Давление воздуха в печи, кПа | Температура статора, °С | Продолжительность сушки, ч |
1. Перед первой пропиткой 2. После первой пропитки 3.Перед второй пропиткой | 70-100 190-200 | 2-5 12-14 10-12 3-6 3-4 | |
4. После второй пропитки | Режим аналогичен приведенному в п. 2 |
Режим пропитки: первую пропитку ведут под избыточным давлением 19 × 10 4 Па и выдерживают обмотку под этим давлением 30 — 40 мин; режим второй пропитки аналогичен первому.
На капитальном ремонте производят замену изоляции обмотки. Лобовую часть дефектной обмотки со стороны коллектора отрезают на станке, вынимают магнитные клинья и удаляют обмотку из пазов. Новую обмотку изготовляют по чертежу из прямоугольного провода ПСДК с кремнийорганической изоляцией класса Н. Новую обмотку подвергают трехкратной пропитке кремнийорганическим лаком КО-916К.
После заводского ремонта двигатель подвергают стендовым испытаниям методом непосредственной нагрузки в объеме, предусмотренном ГОСТ 183 — 74. Двигатели АО-42-2, А-51-4, А-71-4, АС-81-6 электровозов Д100 м и Д94 ремонтируют по технологической схеме, приведенной выше.
Коллекторные машины постоянного и пульсирующего тока.Эти машины ремонтируют по единой технологической схеме; очистка, разборка, ремонт остова с магнитной системой, якоря, токосъемочного устройства, подшипниковых щитов и подшипников, сборка, приемо-сдаточные испытания, отделка машины.
Ремонт вспомогательных машин организуют на специализированном участке электромашинного цеха. Разборку производят на специальных кантователях. Выпрессовывают отжимными болтами подшипниковые щиты и вынимают якорь, снимают траверсу и выпрессовывают якорные подшипники. Остов и якорь очищают в продувочной камере, затем протирают концами, смоченными в керосине, а затем сухими. Подшипниковые щиты, крышки очищают в моечной машине.
Ремонт остова, подшипниковых щитов, крышек, люков производят по тем же технологическим правилам, что и аналогичных деталей тяговых двигателей. Внутри остова осматривают состояние и прочность крепления магнитной системы, перемычек и соединительных проводов. Все соединения и крепления к остову должны быть выполнены по чертежу. Ослабление полюсных катушек устраняют постановкой прокладок из пропитанного электрокартона и подтяжкой болтов. Ослабленные в посадке катушки с изоляцией «Монолит-2» снимают с сердечника полюса, очищают остатки отслоившейся изоляции и протирают ветошью, смоченной в бензине. Нарезают прокладки из гибкого миканита ГФС-0,5 или стекломиканита Г1Ф1Г1 так, чтобы выровнять неровности и нарастить боковую стенку катушки. Готовят эпоксидный компаунд холодного отверждения следующего состава, м. ч.: эпоксидная смола ЭД-22 — 100; полиэтиленполиамин — 8 —10. Допускается применение компаунда ЭМТ-1 (ЭМТ-2). Срок годности компаунда 25 — 30 мин. Подготовленные прокладки промазывают компаундом, зазоры между катушкой и полюсом заполняют компаундом и устанавливают прокладки. Излишки компаунда удаляют, моноблок сушат при температуре 50 — 60°С в течение 6 — 8 ч. После сушки изоляцию испытывают переменным напряжением 6,8 кВ, частотой 50 Гц в течение 1 мин.
Катушку с поврежденным участком изоляции ремонтировать по следующей технологии: выпрессовать полюс катушки; очистить катушку и полюс от остатков изоляции и компаунда; от места повреждения удалить изоляцию в каждую сторону на 20 — 25 мм (рис. 100); напильником опилить края изоляции на конус; зачищенное место заполнить отрезками стеклослюдинитовой ленты ЛС1К-110-СП размерами 0,11 х 20 мм, промазывая каждый слой эпоксидным компаундом, приготовленным в порядке, изложенном выше; заизолировать полюс двумя слоями стеклослюдинитовой ленты на эпоксидном компаунде; промазать внутреннюю поверхность ка
тушки и наружную поверхность полюса компаундом; насадить катушку; заполнить образовавшиеся зазоры между катушкой и полюсом отрезками стеклоленты, пропитанными в эпоксидном компаунде; участок катушки с восстановленной изоляцией заизолировать фторопластовой лентой Ф-4ЭО размерами 0,025 х 50 мм одним слоем вполуперекрышу и затянуть стеклолентой.
Сушку и испытание катушки производят в порядке, приведенном выше. При использовании компаунда ЭМТ-1 сушку следует производить при температуре 130 — 140°С в течение 20 — 24 ч. После термообработки фторопластовую ленту снять, катушку покрыть эмалью КО-935 воздушной сушки. По аналогичной технологии производят ремонт дефектных катушек моноблоков тяговых двигателей. При повреждении изоляции на наружной боковой поверхности катушки дефектное место зачищают шлифовальной шкуркой, протирают ветошью, смоченной в бензине, и заполняют эпоксидным компаундом холодного отверждения следующего состава, %: эпоксидная смола ЭД-20 — 68; слюдинитовая пыль — 22; полиэтиленполиамин — 10. После наложения компаунда поврежденное место катушки обматывают фторопластовой лентой, выдерживают катушку на воздухе 18 — 20 ч, ленту сни мают, зачищают шлифовальной шкуркой отремонтированное место. Катушку испытывают на диэлектрическую прочность межвитковой и корпусной изоляции и покрывают эмалью КО-935.
Ремонт коллекторов на пластмассе без разборки производят в условиях депо (завода) при повреждении пластмассового корпуса дугой. При наличии следов дуги, потемнения корпус зачищают мелкой стеклянной бумагой до удаления дефектного места и старого эмалевого покрытия, после чего протирают салфетками.
Затем корпус покрывают двумя слоями эмали НЦ-929 или ГФ-92-ХК до получения на поверхности пластмассы глянцевого слоя. При прожогах дугой пластмассового корпуса на площади более 1 /6 поверхности корпус протачивают по всей поверхности на глубину не более 2 — 3 мм и у торца коллектора закругляют радиусом 3 мм. Если после проточки остаются следы прожогов площадью до 2 — 3 см 2 , допускается зачистка их стеклянной бумагой на глубину не более 1мм.
Проточенную и зачищенную поверхность обезжиривают салфеткой, смоченной в бензине (ацетоне), и покрывают эмалью. У коллекторов с трещинами между пластинами и корпусом, прогарами корпуса до 4 мм дефектное место разделывают сверлением или проточкой. Разделку тщательно очищают от пыли, обезжиривают и заполняют эпоксидным компаундом холодного отверждения следующего состава, м. ч.: смола ЭД-22 — 100; метафенилендиамин — 20; кварцевая мука — 300. Компаунд наносят шпателем и тщательно уплотняют. Коллектор после ремонта выдерживают 24 ч на воздухе, а затем 5 — 6 ч в печи при температуре 120°С. Место заделки зачищают, шлифуют и покрывают эмалью НЦ-929 или ГФ-92-ХК.
Ремонт с разборкой корпуса производят в заводских условиях при наличии следующих повреждений: замыкания между пластинами, сквозного пробоя или выгорания пластмассы, ослабления втулки и коллекторных пластин. После ремонта проверяют электрическую прочность изоляции между пластинами, металлическими армирующими узлами и между смежными коллекторными пластинами. Испытание ведут напряжением 8 кВ переменного тока, частотой 50 Гц в течение 1мин.
Замену бандажей производят при признаках ослабления, расслаивания, прожогов и других дефектах, снижающих их надежность. Дефектный бандаж разрезают вулканитовыми дисками размерами 100x20x3 мм, установленными на шлифовальной машинке ПШМ-08-60 вдоль оси якоря, и разрывают слоями вдоль намотки. Место под бандаж зачищают от наплывов лака и заусенцев. Новый бандаж наматывают стеклянной лентой ЛСБ-В размерами 0,2 х 20 мм или по ТУ 6-11-282 — 73. Намотку производят на специальном полуавтоматическом банда-жировочном станке конструкции ВНИИТЭлектропром или на станках других типов, имеющих устройство для натяжения ленты и контроля его усилия. Бандаж накладывают слоями в соответствии с требованиями чертежа. Для машин П-11М, П-21М, П-84 натяжение должно быть 294±98 Н; ЭТВ-2М2, ДТ-51 — 980 Н. Последний виток ленты закрепляют под натяжением с помощью горячего паяльника. Поверхность бандажей после намотки должна быть гладкой, иметь цилиндрическую форму. Намотанные бандажи для отверждения подвергают термообработке при температуре 135—150°С в течение 8 — 10 ч. Допускается применять ленту ЛСБ-F (ТУ 6-11-22-70).
После ремонта коллектора, замены бандажей якорь подвергают динамической балансировке. Допустимая остаточная неуравновешенность массы якоря должна быть не более указанной в чертеже (82 — 1132 г-см). При ремонте следует руководствоваться нормами допусков и износов деталей, приведенными в табл. 67, а при пропитке катушек и якорей, замене щеток и подшипников — в табл. 68.
Показатели | Тип машины | Размер по чертежу, | Допустимый размер при выпуске из ремонта, мм | |
заводского | деповского | |||
Натяг при посадке подшипниковых щитов в горловины остова | НБ-453 ДТ-51, ТЛ-110, ЭТВ-2М ДК-604 | 0,126-0,031 0,07-0,16 0,05-0,07 | 0,126-0,031 0,07-0,16 0,02-0,07 | 0,126-0,031 0,07-0,16 0,02-0,07 |
Расстояние между полюсами: главными дополнительными | ДТ-51 ТЛ-110 ЭТВ-2М ДК-604 ДТ-51 ЭТВ-2М ДК-604 | 431 +0,3 -0,5 431 +0,3 -0,1 198 +0,08 -0,55 367 0,04 -0,8 435 +0,9 -0,24 201,7 +0,1 -0,24 368-0,15 | 431,3-429,9 431,3-430 198-197,5 367,5-366 435-436 201,46-201,8 367,5-366,4 | 431,3-429,9 431,3-430 198-197,5 367,5-366 435-436 201,46-201,8 367,5-366,4 |
Нажатие пальца на щетку, Н | ДТ-51 ТЛ-110 ЭТВ-2М ДК-604: делитель напряжения генератор | 16-18 12-15 3-4 7-8 10-12 | 16-18 12-15 3-4 7-9 10-12 | 15-17 12-15 3-4 7-9 10-12 |
Высота щеток | ДТ-51, ТЛ-110 ЭТВ-2М ДК-604: делитель напряжения генератор | |||
Диаметр рабочей поверхности коллектора | ДТ-51 ТЛ-110 ЭТВ-2М ДК-604: делитель напряжения генератор | 324 +2 +1 390 +1 -0,5 125 +0,1 -0,5 311-1,5 234-1 | 323-325 391-377 124-125 311-293 234-220 | 325-310 391-370 124-119 311-290 234-216 |
Тип электрической машины | Серия т. п. с. | Тип и размеры щеток, мм | Класс изоляции и пропиточный лак | Подшипники |
НБ-453 | Д100 м , Д94 | — | В; ФЛ-98 | Шариковые № 317, роликовый № 2317 |
ДТ-51 | ПЭ1, ПЭ2, ПЭ2 М | ЭГ-61; 2(8х32х х50) | F; ПЭ-933 | Роликовые № 80-92317Л1, 80-32417М |
ТЛ-НОА | ПЭ1, ПЭ2, ПЭ2 М | ЭГ-2А; 10х25х х50 | Катушек F; якоря ВЭС-2; ФЛ-98 | Роликовые № 80-92317Л1, 80-32417Л1 |
ДК-604В | ПЭ1, ПЭ2, ПЭ2 М | ЭГ-2А; 8x25x50 | В; ФЛ-98 | Шариковый № 315, роликовый No ЗН32413Г |
ЭТВ-2М2 | ПЭ2 М , ОПЭ1, ОПЭ1А, ОПЭ2 | ЭГ-74; 80х12,5х х32 | F; ПЭ-933 | Шариковые № 6309К, В310 |
ДТ-53 | ОПЭ2, ОПЭ1А | ЭГ-61; 2(8х32х х50) | Катушек F; якоря ВЭС-2, ФЛ-98 | Роликовые № 80-92317Л1, 80-32417М |
ДП-62 | ОПЭ1 | ЭГ-14; 20x32x40 | Н; КО-916 | Роликовый № 2Н42620К1 |
ДМК-1/75 | ОПЭ1, ОПЭ2, ОПЭ1А | ЭГ-4; 10х12,5х х32 | В; ФЛ-98 | Шариковые № П304, ПЗО5 |
АЭ-92-4 | Н; КО-916 | Роликовый № 2315 КМШ, шариковый № 7Н315Ш |
Собранную машину подают на испытательную станцию. Контрольно-сдаточные испытания производят в объеме, регламентированном ГОСТ 183 — 74.
Тяговые трансформаторы
Общие сведения.Трансформаторы на тяговых агрегатах работают в тяжелых эксплуатационных условиях: значительные перегрузки, достигающие 40 — 45 % номинального тока; ударные нагрузки с ускорением, превышающим расчетное значение (до 3 g); высокая температура и запыленность окружающей среды и т. д. При этом трансформаторы сохраняют высокие значения характеристик надежности (см.табл. 3).
Безаварийную работу обеспечивает цикл планово-предупредительных работ, которые согласуются с существующей системой содержания тяговых агрегатов. Так как конструктивные различия трансформаторов, установленных на различных типах тяговых агрегатов, незначительны, объем и порядок проведения планово-предупредительных работ аналогичны.
Система содержания тяговых трансформаторов предусматривает: периодическое наблюдение за работой в эксплуатации; наружный осмотр; осмотр с замером сопротивления изоляции; ревизию активной части (магнитной системы) с выемкой из бака; ремонт магнитной системы с разборкой и промывкой системы охлаждения масла; ремонт с полной разборкой, заменой обмотки и деталей сердечника.
Наблюдение в эксплуатации и техническое обслуживание ТО-1 производят локомотивные бригады, которые следят за чистотой изоляторов, уровнем масла, его температурой и давлением. При нормальной работе температура верхних слоев масла не должна превышать 80°С, давление должно быть около 98 кПа, гудение трансформатора должно быть ровным и глухим. Запрещается эксплуатация трансформатора при резком повышении температуры масла, отключенном насосе, неисправной защите от внешних и коммутационных перенапряжений. Запрещается также включать трансформатор под напряжение при повторном срабатывании защиты, если причина отключения не установлена и не устранена.
При техническом обслуживании ТО-2 проверяют состояние вводов, убеждаются в отсутствии течи масла в сварных швах, соединениях и радиаторах системы охлаждения. Изоляторы протирают салфетками, течь масла устраняют. Проверяют работу электронасоса.
На техническом обслуживании ТО-3 выполняют работы в объеме технического обслуживания ТО-2 и дополнительно проверяют уровень масла и при необходимости доливают, заполняют карман датчика манометрического сигнализирующего термометра. Масло должно соответствовать требованиям ГОСТ 982 — 68 и иметь электрическую прочность не ниже 35 кВ на стандартном маслопробойнике. Производят осмотр вводов обмоток и крепления ошиновки. Изоляторы, имеющие следы переброса дуги на длине не более 15%пути возможного перекрытия, восстанавливают зачисткой мелкой шкуркой и покраской эмалью ГФ-92-ХК. Изоляторы, имеющие сколы, трещины, следы сквозного перекрытия дугой, ослабление в арматуре, заменяют. Проверяют подачу электронасоса.
При текущем ремонте ТР-1 выполняют все работы, предусмотренные техническим обслуживанием ТО-3, и дополнительно производят следующее. Осматривают снаружи бак и его арматуру. Особое внимание обращают на целость сварных швов кронштейнов и стаканов опорных узлов. Осмотр производят с помощью зеркала. Проверяют качество крепления и целость жил заземляющего провода, отсутствие течи масла в сварных швах и всех соединениях системы охлаждения. Дефектные изоляторы и радиаторы с текущими трубками заменяют. Замеряют сопротивление изоляции всех обмоток по отношению к корпусу и между собой мегаомметром напряжением 2,5 кВ. Так, сопротивление изоляции при температуре 15°С окружающей среды для трансформатора ОДЦЭ-8000/10А между выводами А — К, А — al, А — а2, a1 — а2, a1 — К, а2 — К, а3 — К должно быть не менее 1300 МОм, а между выводами А — а3, a1 — а3 и а2 — а3 — 1500 МОм (здесь К — корпус трансформатора).
Отбор масла для лабораторного исследования осуществляют в соответствии с требованиями ГОСТ 6581—75 через каждые 6 месяцев (календарных) работы тягового агрегата. Нормы браковки следующие (ГОСТ 989 — 75):
Кислотное число КОН на 1 г масла Реакция водной вытяжки | более 0,4 мг кислотная при общем кислотном числе 0,2 мг КОН и выше |
Содержание механических примесей Содержание воды Электрическая прочность Температура вспышки | более 0,007% следы 25 кВ ниже 125 °С |
На текущем ремонте ТР-2 выполняют ревизию магнитной системы с выемкой из бака. При этом проверяют все болтовые крепления, плотность постановки колец, прокладок, качество заземления активной части. Перед началом ремонтных работ закорачивают вводы вторичной обмотки, снимают емкостные заряды и заземляют специальной штангой ввод А. При отсоединенном заземлении проверяют сопротивление изоляции ярмовых балок и прессующих колец по отношению к магнитопроводу, которое должно быть не менее 5 МОм. Производят ревизию электронасоса с отъемкой от места. Активная часть трансформатора может находиться вне бака не более 12 ч. Относительная влажность воздуха в цехе должна быть не выше 75%. При превышении указанного времени или заниженном сопротивлении изоляции обмотку подвергают сушке.
Необходимость в выемке магнитной системы при текущем ремонте ТР-2 определяется фактическим состоянием активной части. При наличии статистических данных ревизий, свидетельствующих о хорошем состоянии обмоток, их соединений и магнитопровода, выемку магнитной системы можно производить только при ремонте ТР-3.
Источник