Источники загрязнения окружающей среды при ремонте транспорта

Анализ источников загрязнения окружающей среды автосервиса

8.1 Анализ источников загрязнения окружающей среды автосервиса

Одним из источников загрязнения окружающей среды являются отработанные шины, которые в больших количествах накапливаются в местах их эксплуатации, отягощая и без того тяжелую экологическую обстановку регионов. Вывозимые на свалки или рассеянные на окружающих территориях, они длительное время загрязняют природную среду вследствие высокой стойкости к воздействию внешних факторов. При складировании в шинах накапливается вода, что делает их идеальным местом для размножения кровососущих насекомых, переносчиков инфекционных заболеваний. Контакт шин с дождевыми осадками и грунтовыми водами сопровождается вымыванием ряда токсичных органических соединений: дифениламина, дибутилфталата, фенантрена и т.д. В жилых районах, находящихся рядом с шинными свалками, часто наблюдается рост уровня таких заболеваний, как энцефалит. Изношенные шины огнеопасны, хотя и не являются легковоспламеняющимся материалом, но в случае возгорания (вследствие поджога, удара молнии и т.д.), погасить их достаточно трудно, что приводит к продолжительным пожарам на свалках. При горении они выделяют огромное количество токсичных веществ, которые становятся источником повышенной опасности для человека: это прежде всего – бифенил и бенз(а)пирен, относящиеся к сильнейшим канцерогенам. К загрязнению почвы и грунтовых вод приводит также слив сточных вод от деятельности автомоек, в которых также растворены вредные и токсичные компоненты. Кроме предотвращения загрязнения грунтов большой проблемой встает нерациональное использование питьевой воды, т.к. практически все объекты автосервиса, в т.ч. и автомойки, используют обычную питьевую воду городского водоснабжения. Расчеты показывают, что водопотребление одной автомойки, состоящей в среднем из 4 боксов (

20 рабочих), составит примерно 164,25 куб. м в год. Свежей воды на производственные нужды используется 29 млн. куб. м. В связи с этим актуальным становится вопрос использования на объектах обслуживания автотранспорта системы оборотного водоснабжения с этапом очистки воды от вредных компонентов, что позволит на 80–90% снизить водопотребление на хозяйственные нужды свежей воды. Учитывая специфику производства станций технического обслуживания, их размещение и деятельность регламентируется многими санитарно-гигиеническими, экологическими и градостроительными нормативами, что обуславливает необходимость четкого соблюдения расстояний от селитебной территории, общественных зданий, объектов соцкультбыта, поверхностных водоемов и др. Однако, на данный момент многие станции технического обслуживания расположены в частной жилой зоне, которые осуществляют свою деятельность без согласования с органами охраны окружающей среды, санитарно – эпидемиологического надзора, не производится поверка оборудования в органах Госстандарта. Многие из них даже не имеют юридических документов на занятие данным видом деятельности и не производят оплату налогов и других обязательных платежей в бюджет. Отдельно стоящие пункты вулканизации помимо перечисленных проблем, ухудшают архитектурный облик города. Вокруг них нередко образуются места скопления производственных отходов (автомобильных покрышек, металлолома и т.д.). Станция технического обслуживания, сама является объектом загрязнения окружающей среды. В процессе ее происходит образование различных отходов производства, загрязнение воздушного бассейна, почвы, возможно загрязнение грунтовых и подземных вод. При ремонте двигателя, топливной системы, кузова в атмосферу выделяются до 20 загрязняющих веществ, в составе которых присутствуют вещества первого и второго класса опасности, причем основную долю выбросов составляют вещества, по которым в городе наблюдается стойкое фоновое превышении концентрации допустимых уровней. Также ремонт автомобиля сопровождается образованием значительных объемов производственных отходов: отработанные масла, фильтры, авторезина, использованные металлические узлы, возможность утилизации которых практически в городе Алма-Аты отсутствует, т.к. не развиты производство по переработке этих отходов. В результате чего производится повторное использование отработанных масел, их слив в почвы, сжигание авторезины в бытовых печах для нужд отопления частного сектора. Основными проблемами в области управления отходами остаются несовершенство существующей системы сбора, переработки и утилизации отходов, а также возникновение стихийных свалок. В этих условиях актуальной является задача регламентации деятельности станций технического обслуживания, повышения уровня контроля за своевременностью и качеством проведения технического обслуживания всеми владельцами транспорта, а также практическая реализация современных производств на основе отходов производства и потребления объектов автосервиса.

8.2 Повышение качества услуг, предоставляемых автосервисными предприятиями как метод уменьшения вредного воздействия автотранспорта на окружающую среду

Рассматривается сложившаяся ситуация в сфере автотранспортных услуг, а также возникшие проблемы, связанные с переходом к рыночному механизму хозяйствования. Определяется важность качества технического обслуживания автомобилей и актуальность исследований, направленных на его повышение. А также влияние технического обслуживания автомобилей на экологию окружающей среды и методы уменьшения вредного воздействия.

В настоящее время уменьшение загрязнения атмосферного воздуха токсичными веществами, выделяемыми промышленными предприятиями и автомобильным транспортом, является одной из важнейших проблем, стоящих перед человечеством.

Основная причина загрязнения воздуха заключается в неполном и неравномерном сгорании топлива. Всего 15% его расходуется на движение автомобиля, а 85% «летит на ветер». К тому же камеры сгорания автомобильного двигателя – это своеобразный химический реактор, синтезирующий ядовитые вещества и выбрасывающий их в атмосферу.

Двигаясь со скоростью 80–90 км/ч в среднем автомобиль превращает в углекислоту столько же кислорода, сколько 300–350 человек. Но дело не только в углекислоте. Годовой выхлоп одного автомобиля – это 800 кг окиси углерода, 40 кг окислов азота и более 200 кг различных углеводородов. В этом наборе весьма коварна окись углерода. Из-за высокой токсичности её допустимая концентрация в атмосферном воздухе не должна превышать 1 мг/м 3 . Известны случаи трагической гибели людей, запускавших двигатели автомобилей при закрытых воротах гаража. В одноместном гараже смертельная концентрация окиси углерода возникает уже через 2–3 минуты после включения стартера. В холодное время года, остановившись для ночлега на обочине дороги, неопытные водители иногда включают двигатель для обогрева машины. Из-за проникновения окиси углерода в кабину такой ночлег может оказаться последним.

Читайте также:  Ремонт акпп кия спектра своими руками

Из соединений металлов, входящих в состав твёрдых выбросов автомобилей, наиболее изученными являются соединения свинца. Это обусловлено тем, что соединения свинца, поступая в организм человека и теплокровных животных с водой, воздухом и пищей, оказывают на него наиболее вредное действие. До 50% дневного поступления свинца в организм приходится на воздух, в котором значительную долю составляют отработавшие газы автомобилей.

Поступления углеводородов в атмосферный воздух происходит не только при работе автомобилей, но и при разливе бензина. По данным американских исследователей в Лос-Анджелесе за сутки испаряется в воздух около 350 тонн бензина. И повинен в этом не столько автомобиль, сколько сам человек. Чуть-чуть пролили при заливке бензина в цистерну, забыли плотно закрыть крышку при перевозке, плеснули на землю при заправке на автозаправочной станции, и в воздух потянулись различные углеводороды.

Проблема качества предоставляемых услуг (в том числе и в области автосервиса) получила особую актуальность в мировой практике, вылившись в принятие серии международных стандартов качества ISO 9000. В нашей стране стандарты качества закреплены на законодательном уровне принятием стандарта ГОСТ Р ИСО 9000,являющегося переводом и адаптацией международного стандарта ISO 9000. Сертификация по ISO 9000 в мировой практике не является обязательным требованием к производителям. Она обязательна (по закону) только для поставщиков в военной и аэрокосмической отраслях, а также в некоторых отраслях, производящих продукцию, от качества которой зависят жизни людей.

В России количество дорожно-транспортных происшествий из года в год сохраняется в пределах 160–170 тыс.; количество раненых – 180–190 тыс., а количество погибших – 29–35 тыс. человек. По данным специальных исследований МАДИ (ГТУ) от 8 до 10% ДТП происходит по причине неудовлетворительного технического состояния автомототранспортных средств. Количество ДТП со смертельным исходом из-за неисправности автомобилей много больше, чем из-за ошибок водителей, пешеходов и пассажиров. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что автосервисные предприятия производят именно ту продукцию, от качества которой зависят жизни людей, а значит, эта отрасль требует контроля со стороны государства.

Особое внимание необходимо обратить на то, что автомобильный транспорт является основным источником загрязнения окружающей среды, особенно в крупных городах. Например, в Москве в отдельных ее районах количество вредных выбросов от автомобилей достигает до 80% от общего баланса загрязнения атмосферы. Большие города в буквальном смысле задыхаются от смога, основным источником которого является автомобильный транспорт. В связи с этим принятие законов по охране окружающей среды, разработка и внедрение эффективных мероприятий по сокращению вредных выбросов в атмосферу является исключительно актуальным. Надо отметить, что эта очень важная работа организована в настоящее время в России неудовлетворительно. Показателем является то обстоятельство, что отечественные грузовые автомобили и автобусы не пропускаются в Европу, так как они не удовлетворяют нормативам по вредным выбросам отработавших газов.

В экономически развитых странах мероприятиям по охране окружающей среды от вредного воздействия автотранспорта уделено огромное внимание. Например, в США, загрязнение, приходящееся на автотранспорт, в настоящее время составляет 36%. Эти показатели были достигнуты благодаря тому, что с 1968 г. проводится систематическая работа по сокращению вредных выбросов автотранспортом, включающая:

– регламентацию допустимого выброса вредных веществ;

– совершенствование конструкции автомобилей;

– повышение уровня контроля, ТО и ремонта автомобилей в эксплуатации;

– улучшения условий и организации дорожного движения.

Достигнуты впечатляющие результаты. По легковым автомобилям (на 1992 г.) количество выбросов углеводородов (СН) уменьшилось а 26 раз, окиси углерода (СО) в 25 раз, окиси азота (NOх) в 4 раза. По грузовым автомобилям соответственно снижение составляет 10, 10 и 1,5 раза. Наблюдается дальнейшее ужесточение нормативов и жесткий контроль со стороны государственных органов. Автомобилестроители достигают выполнение нормативов по расходу топлива и состава отработавших газов за счет установки бортовых компьютеров и совершенствования конструкции двигателей.

Уровень контроля, ТО и ремонта автомобилей на автосервисных предприятиях оказывает непосредственное влияние на экологическую ситуацию в городе, регионе и в стране в целом. Поэтому работа по повышению уровня технических воздействий на предприятиях автосервиса необходима для сохранения атмосферы городов, насыщенных автотранспортом.

В перспективе управление предприятиями автосервиса должно быть основано на сочетании принципов государственного регулирования, административного контроля и отраслевого самоуправления через отраслевые ассоциации и союзы. Происходящие на автомобильном транспорте изменения и его дальнейшая реформа должны быть увязаны с Федеральным законодательством, в частности с законами «О техническом регулировании», «Об охране окружающей среды», «О безопасности дорожного движения» и др., Федеральной целевой программой «Развитие автомобильной промышленности России», Концепцией транспортной политики Российской Федерации, постановлениями правительства.

Источник

Источники загрязнения окружающей среды от предприятий сервиса транспортных средств.

Негативные воздействия на окружающую среду от предприятий по эксплуатации, ремонту и обслуживанию автомобилей подразделяются на: загрязнение атмосферы, загрязнение гидросферы, загрязнение литосферы отходами производства и различные негативные энергетические воздействия (излучения, шум и т. д. ).

Основные выбросы от хозяйственной деятельности предприятий приходятся на атмосферный воздух. Любые выбросы следует считать загрязняющими, если они изменяют состав и свойства атмосферного воздуха и оказывают таким образом негативное воздействие на здоровье человека и состояние окружающей среды. Различные загрязняющие примеси можно подразделить на пыль, аэрозоли и газообразные примеси (диоксид серы, оксиды азота, оксид углерода и др. ).

Источниками загрязнения являются технологическое оборудование, производящее выбросы из-за неполной герметичности, склады с технологическими материалами и горюче-смазочными материалами, участки и цехи по обслуживанию и ремонту автомобилей.

Негативные факторы производственной деятельности, действующие на атмосферу, связаны прежде всего с материалами, используемыми в технологических процессах. От кузнечных участков при использовании пламенных печей в атмосферу попадают оксиды углерода, азота, серы и другие продукты сгорания. При механической обработке металлов на станках в воздух производственных участков и в окружающую среду через вентиляционные системы выделяются пыль, туманы масел и эмульсий. На сварочных участках состав загрязнений воздуха определяется видом сварки. Например, при ручной электродуговой сварке стали при расходе одного килограмма электродов в воздух выделяется до 40 г пыли, 2 г фтористого водорода, 1, 5 г оксидов углерода и азота и др. При проведении окрасочных работ загрязняющие вещества образуются в процессе обезжиривания поверхностей органическими растворителями, при подготовке лакокрасочных материалов.

Читайте также:  Буровые установки при ремонте скважин

Сточные воды предприятий — это воды, изменившие после использования в технологическом процессе свои физико-хими-ческие свойства и требующие отведения, последующей очистки, охлаждения. Сточные воды от предприятий в общем случае можно подразделить на:

• производственные условно чистые (незагрязненные воды, например используемые в охлаждении);

• атмосферные (ливневые, талые).

Бытовые сточные воды образуются в административных и в бытовых помещениях (столовые, душевые и т. д. ). В них содержатся загрязнения минерального и органического происхождения. Эти загрязнения могут находиться в нерастворенном, растворенном и коллоидном состояниях. Наибольшую санитарную опасность представляют загрязнения органического происхождения.

Производственные сточные воды образуются при реализации технологических процессов. К ним относятся отработавшие технологические растворы, применяемые для промывки топливной и охлаждающей систем автомобиля, мойки автомобилей, уборки производственного оборудования и производственных помещений и др. Например, при кузнечных работах вода применяется для охлаждения технологического оборудования и поковок, производственные сточные воды загрязняются при этом частицами пыли, окалины, масла. На участках механической обработки вода используется для приготовления смазочно-охлаждающих жидкостей, гидравлических испытаний и обработки помещений. Такая вода загрязняется пылью, металлическими и абразивными частицами, содой, маслом, растворителями и др.

Атмосферные сточные воды образуются в процессе выпадения дождей и таяния снега на территории предприятий. В дождевых водах содержится значительное количество нерастворенных минеральных примесей, а также загрязнения органического происхождения. Расход дождевых вод с 1 га площади достигает 150 л/с, что по интенсивности в 50—300 раз больше расхода бытовых вод. Но образование дождевых вод происходит весьма неравномерно. Их расход изменяется от нуля в сухую погоду до максимального значения в период выпадения интенсивных осадков. Поэтому общий расход дождевых вод за год составляет 1500. 2000 м с 1 га, т. е. в 5—30 раз меньше расхода бытовых вод.

Все указанные выше сточные воды требуют обязательной очистки при их отведении в открытые водоемы, так как концентрация загрязняющих веществ в них может значительно превышать предельно допустимые.

Отходы, образуемые в результате производственной деятельности, подразделяются на:

Твердые отходы состоят из отходов металлов, бумаги, абразивов, шламов, флюсов и др. К жидким отходам относятся осадки сточных вод предприятия после их очистки, а также шламы после мокрой очистки вентиляционных выбросов.

Из твердых отходов на переработку для повторного использования поступают в основном отходы черных и цветных металлов, бумага и картон. Остальные отходы вывозятся на свалки, загрязняя литосферу, или сжигаются, и тогда происходит дополнительное загрязнение атмосферного воздуха.

Производственный процесс по ремонту и обслуживанию автомобилей также является источником энергетических (параметрических) воздействий: шума и вибрации (кузнечные участки), теплового излучения (участки сушки автомобиля после покраски), электромагнитного и ультрафиолетового излучения (участки сварки, окраски в электростатическом поле) и др.

Специфика негативного воздействия автотранспортных предприятий. Процессы технического обслуживания и ремонта машин связаны с функционированием основных производственных подразделений — участком периодического технического обслуживания и зоной оперативных форм обслуживания. Выполнение ремонтных работ ведется на производственных участках, технологическое оборудование которых (станки, средства механизации и котельные установки) является стационарными источниками выделения загрязняющих веществ.

Основными отходами таких предприятий являются жидкие, сбрасываемые в поверхностные и сточные воды (растворители, нефтепродукты, взвеси), и твердые, вывозимые для захоронения на полигоны и свалки, или передаваемые на переработку и захоронение другим предприятиям, или используемые для собственных нужд.

Жидкие отходы, образующиеся при выполнении технологических процессов мойки, очистки деталей, электрохимической обработки, малярных работ и др., являются основными загрязнителями сточных вод. Автотранспортными предприятиями (АТП) в среднем на одну машину сбрасывается по 100 кг отходов в поверхностные водоемы в год, в том числе, кг: сухой остаток — 76, хлориды — 17, сульфаты — 4, взвеси — 1, остальное — 2. Образуется большое количество ила и грязи, где содержится много вредных примесей, в том числе нефтепродуктов и тяжелых металлов.

Объемы твердых отходов в технологических процессах зависят от периодичности проведения регламентных работ и номенклатуры используемого оборудования. При выполнении операций при обслуживании и ремонте машин используются: прокат металлов (прутки различного сечения, листовая сталь, фасонный прокат различных размеров, свинец, олово, медь, припой, латунные трубки); режущий инструмент; электротехнические материалы; фрикционные материалы и др.

В результате механической обработки деталей, их замены, а также других видов производственной деятельности объем твердых отходов, вывозимых с АТП на захоронение и свалки, составляет порядка 250 кг на одну машину в год, в том числе, %: смет в виде пыли — 41, отходы потребления — 19, древесные отходы и макулатура — по 16, тормозные накладки — 4, стеклобой — 3,резина (кроме шин) — 2. Объем отходов, передаваемых АТП на дальнейшую обработку другим организациям, составляет на одну машину порядка 900 кг в год, в том числе, %: лом черных металлов — 38, осадок очистных сооружений — 31, автопокрышки — 20, отработанные масла — 9, лом аккумуляторных батарей — 2. Часть образующихся твердых отходов используется непосредственно на предприятиях. Так, древесная стружка используется как поглотитель при уборке разливов нефтепродуктов, серная кислота сливается из отслуживших аккумуляторных батарей и повторно используется.

Читайте также:  Инструменты для беспокрасочного ремонта кузова

Таблица 1 — Источники выделения и состав вредных веществ в производственных процессах АТП

Название зоны, участка, отделения Производственный процесс Используемое оборудование Выделяемые вредные вещества
Участок мойки подвижного состава Мойка наружных поверхностей Механическая (моечные машины), шланговая мойка Пыль, щелочи, поверхностно-активные синтетические вещества, растворенные кислоты, фенолы
Зоны технического обслуживания, участок диагностики Техническое обслуживание Подъемно-транспорти-рующие устройства, смотровые канавы, стенды, оборудование для замены смазки и комплектующих, система вытяжной вентиляции Монооксид углерода, углеводорода, оксида азота, масляный туман, сажа, пыль
Слесарно-механиче-ское отделение Слесарные, расточные, сверлильные, строгальные работы Токарный, вертикаль-но-сверлильный, фрезерный, шлифовальный и другие станки Пыль абразивная, металлическая, масляный туман, эмульсии
Электротехническое отделение Заточные, изолировочные, обмоточные работы Заточной станок, элек-тролудильные ванны, оборудование для пайки, стенды испытаний Абразивная и асбестовая пыль, канифоль, пары кислот
Аккумуляторный участок Сборочно-разбороч-ные и зарядные работы Ванны для промывки и очистки, сварочное оборудование, стеллажи, система вытяжной вентиляции Промывочные растворы, пары кислот, электролит, шламы, щелочные аэрозоли
Отделение топливной аппаратуры Регулировочные и ремонтные работы по топливной аппаратуре Проверочные стенды, специальная оснастка, система вытяжной вентиляции Бензин, керосин, дизельное топливо, ацетон, бензол, ветошь
Кузнечно-рессорное отделение Ковка, закалка, отпуск металлических изделий Кузнечный горн, термические ванны, система вытяжной вентиляции Угольная пыль, сажа, оксиды углерода, азота, серы, загрязненные сточные воды
Медницко-жестяницкое отделение Резка, пайка, правка, формовка по шаблонам Ножницы по металлу, оборудование для пайки, шаблоны, система вытяжной вентиляции Пары кислот, третник, наждачная и металлическая пыль и отходы
Сварочное отделение Электродуговая и газовая сварка Оборудование для дуговой сварки, ацетиленокислородный генератор, система вытяжной вентиляции Минеральная пыль, сварочный аэрозоль, оксиды марганца, азота, хрома, хлористый водород, фториды
Арматурное отделение Резка стекол, ремонт дверей, полов, сидений, внутренней отделки Электрический и ручной инструмент, сварочное оборудование Пыль, сварочный аэрозоль, древесная и металлическая стружка, металлические и пластмассовые отходы
Обойное отделение Ремонт и замена изношенных и поврежденных сидений, полок и др. Швейные машины, раскройные столы, ножи для кроя и резки поролона Пыль минеральная и органическая, отходы тканей и синтетических материалов
Участок шиномонтажа и ремонта шин Разборка и сборка шин, ремонт шин Стенды для разборки и сборки шин, оборудование для вулканизации, станки для динамической и статической балансировки Минеральная и резиновая пыль, сернистый ангидрид, пары бензина
Участок лакокрасочных покрытий Удаление старой краски, обезжиривание, нанесение лакокрасочных покрытий Оборудование для пневматического или безвоздушного распыления, ванны, сушильные камеры, система вытяжной вентиляции Пыль минеральная и органическая, пары растворителей и аэрозоли красок, загрязненные сточные воды
Участок обкатки двигателей внутреннего сгорания Холодная и горячая обкатка двигателя Стенд для обкатки, система вытяжной вентиляции Оксиды углерода, азота, углеводорода, сажа, сернистый ангидрид
Стоянки и места отстоя подвижного состава Перемещение единиц подвижного состава, ожидание Оборудованная площадка открытого или закрытого хранения Оксиды углерода, азота, углеводорода, сажа, сернистый ангидрид
Склад топливно-сма-зочных материалов (ТСМ) Получение, хранение, выдача ТСМ Тара и емкости для хранения, весовое оборудование Пары и жидкие разливы топлива и масел
Участок механической обработки древесины Пиление, строгание, фрезерование, сверление Деревообрабатывающие станки, система вытяжной вентиляции Древесная пыль, стружка, масляный туман, эмульсии
Гальваническое отделение Нанесение металлопокрытий Электролитические ванны, система вытяжной вентиляции Соляная и серная кислоты, никель, медь, гидрооксид натрия, хромовый ангидрид
Котельные Теплоснабжение Водогрейные или паровые котлы, насосы питательные и рециркуляционные, оборудование для химической очистки воды Зола, сажа, пыль, сернистый ангидрид, оксид углерода, углеводороды

Интенсивное загрязнение сточных вод взвешенными веществами и нефтепродуктами происходит в результате очистки и обезжиривания поверхностей деталей и узлов машин с помощью щелочных и кислотных растворов, синтетических моющих средств (СМС), скипидара, жиров, формальдегида. Вместе с тем максимум загрязнений сточных вод связан с мойкой машин.

Отработанные растворы моющих средств содержат нефтепродукты и взвеси (до 5 г/л), поверхностно-активные вещества (ПАВ) (до 0, 1 г/л) и щелочные электролиты (до 20 г/л), и концентрация вредных примесей в этих растворах в 40. 90 тыс. раз превышает нормы.

Поскольку для восстановления деталей используются гальванические процессы, сточные воды содержат кислоты, щелочи, соединения хрома, соли меди, никеля, цинка и кадмия.

При периодической замене моторного масла, антифриза, аккумуляторных батарей происходят залповые выбросы этих компонентов, если их сливают на землю или в канализацию, что загрязняет сточные воды. Расход антифризов составляет в среднем 5 л на одну машину в год. В состав антифриза входит вода, эти-ленгликоль и различные присадки. Свойства этилен гликолевых антифризов регламентирует ГОСТ 28084—89. Однако в последнее время отечественные антифризы стали изготавливать по различным техническим условиям (ТУ), в которых приводятся другие требования к их качеству. Например, по ГОСТ 28084—89 допустимая скорость коррозии [г/(м2 • сут)] меди, латуни, стали, чугуна и алюминия в антифризах не должна превышать 0, 1, а по ТУ 6-57-48—91 допустимая скорость коррозии меди, латуни оставляет 0, 2, а алюминия — 0, 49. В результате увеличивается вероятность течи антифриза из радиаторов, печек, краников и шлангов. Этиленгликоль является токсичным веществом и при сливе его на землю вызывает гибель растительности. Отработанные антифризы следует сливать в специальные емкости и отправлять на переработку. За рубежом этиленгликоль заменяют пропилен гликолем, который является менее токсичным и даже применяется в косметической промышленности.

Источник

Оцените статью