- Изменения проекта при капитальном ремонте
- При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п. Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?
- Разъяснения Минстроя о требованиях к застройщикам по проектной документации при проведении капитального ремонта
- Ценообразование в строительстве
- Изменения проекта при капитальном ремонте
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2019 г. N 34072-ДВ/08 О порядке подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ
- О порядке подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ
Изменения проекта при капитальном ремонте
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п.
Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?
Ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), применяются нормы ГК РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ к контрактам на выполнение различных видов подрядных работ применяются общие положения ГК РФ о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ). К таким контрактам также применяются положения, регулирующие выполнение соответствующих видов работ, в частности, строительных работ — положения о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ, п. 1 ст. 763 ГК РФ, ст. 740 ГК РФ). Так, подрядчик, в частности, обязан осуществлять капитальный ремонт в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 469, 518, 531 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.
При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Положениями ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается в виде исключения выполнение работ с применением улучшенных материалов (по сравнению с материалами, предусмотренными контрактом), но лишь по согласованию с заказчиком и при условии, если их характеристики лучше по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте*(1). Данное изменение условий контракта оформляется путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537).
Таким образом, если материалы, с использованием которых подрядчик осуществляет выполнение работ, обладают улучшенными характеристиками, по сравнению с предусмотренными контрактом материалами, заказчик и подрядчик вправе согласовать использование именно этих материалов.
Более того, буквальное толкование вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что могут быть заменены не только материалы, используемые при выполнении работ, но и сами виды таких работ при условии, если вновь согласованные виды работ обладают улучшенными характеристиками по сравнению с содержащимися в контракте, а их замена не повлечет увеличение объема или стоимости работ*(2).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от 07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745 подчеркивается, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта.
В свою очередь, анализ видовых характеристик работ, содержащихся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), показывает, что, например, работы по отделке полов путем укладки плитки и путем укладки линолеума относятся к разным подгруппам работ (43.33.10 и 44.33.29 соответственно), а не к разным видам работ в пределах одной группы (подгруппы).
В связи с изложенным мы не исключаем, что подобное изменение может быть признано изменением предмета контракта и, соответственно, расценено как нарушение законодательства о контрактной системе, запрещающего в процессе исполнения менять предмет контракта. Однако окончательное решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается проведения повторной проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, то следует прежде всего учитывать, что такая проверка производится только в том случае, если указанный капитальный ремонт проводится полностью или частично за счет средств федерального бюджета (п. 6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, п. 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение N 427)).
При этом в соответствии с п. 30 Положения N 427 в случае, когда после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки, с учетом особенностей, установленных вышеуказанным пунктом.
Принимая во внимание, что согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ смета также является частью проектной документации, внесение изменений в смету относительно вида используемых материалов и (или) вида выполняемых в соответствии с ней работ влечет за собой необходимость повторной проверки достоверности определения сметной стоимости при условии, что капитальный ремонт полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
29 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Кроме случаев, когда в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запрещается замена товара или страны (стран) происхождения товара.
*(2) Обращаем Ваше внимание на то, что замену видов выполняемых работ и (или) используемых при их выполнении материалов на работы (материалы) с улучшенными характеристиками, осуществляемую в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует отличать от увеличения количества товара или объема работы, предусмотренных контрактом, производимую на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В последнем случае производится увеличение только количественных показателей работ (материалов), предусмотренных контрактом, без изменения их видов и (или) включения в смету новых видов работ, изначально контрактом не предусмотренных. В свою очередь, ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно того, какое количество видов работ из первоначально согласованной при заключении контракта сметы может быть заменено на иные виды работ с улучшенными характеристиками. Однако, как это уже отмечалось выше, при замене вида работ их объем должен оставаться прежним.
Источник
Разъяснения Минстроя о требованиях к застройщикам по проектной документации при проведении капитального ремонта
Ценообразование в строительстве
Минстрой России сообщает, что при проведении капитального ремонта обязанность застройщика по подготовке проектной документации в строгом соответствии с требованиями «Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 №87 градостроительным законодательством не предусмотрена.
Согласно части 12.2. статьи 48 Градостроительного Кодекса в случае проведения капитального ремонта, финансируемого с привлечением бюджетных средств, а также средств лиц, указанных в части 1 статьи 8.3 Градостроительного Кодекса, осуществляется подготовка сметы на капитальный ремонт на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком, и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов, и задания застройщика или технического заказчика на проектирование в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства. Также застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку иных разделов проектной документации.
В силу пункта 4 части 13 статьи 48 Кодекса проектная документация должна включать раздел «Смета на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объекта капитального строительства».
Частью 1 статьи 48 Кодекса предусмотрено, что при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в случаях, предусмотренных частью 12.2 настоящей статьи, осуществляется подготовка раздела проектной документации «Смета на капитальный ремонт объекта капитального строительства».
В силу пункта 27(4) «Положения об организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий» (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства РФ от 5.03.2007 №145, проверке сметной стоимости подлежит сметная стоимость капитального ремонта в случае, если такой ремонт включает:
а) замену и (или) восстановление всех видов строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) или замену и (или) восстановление всех строительных конструкций (за исключением несущих строительных конструкций) в совокупности с заменой отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов;
б) замену и (или) восстановление всех видов систем инженерно-технического обеспечения или всех видов сетей инженерно-технического обеспечения;
в) изменение всех параметров линейного объекта, которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования такого объекта и при котором не требуется изменение границ полосы отвода и (или) охранной зоны такого объекта.
Пунктом 27(3) Положения установлено, что при проверке сметной стоимости капитального ремонта проводится изучение и оценка соответствия расчетов, содержащихся в сметной документации, физическим объемам работ, включенным в ведомость объемов работ и акт, утвержденный застройщиком или техническим заказчиком и содержащий перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов по состоянию на дату обследования.
Таким образом, застройщик должен подготовить смету на проведение капитального ремонта на основании акта, утвержденного застройщиком или техническим заказчиком и содержащего перечень дефектов оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения сетей инженерно-технического обеспечения с указанием качественных и количественных характеристик таких дефектов (дефектной ведомости).
С полным текстом письма Минстроя РФ можно ознакомиться здесь.
Источник
Изменения проекта при капитальном ремонте
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 14 сентября 2019 г. N 34072-ДВ/08 О порядке подтверждения соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона от 27 июня 2019 г. N 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации» сообщает о размещении на сайте Минстроя России информации о порядке подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное включение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российский Федерации.
Указанная информация размещена в закрытой части сайта Минстроя России по адресу: http://www.minstroyrf.ru/docs/18761/.
Д.А. Волков |
О порядке подтверждении соответствия вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 Градостроительного Кодекса РФ
1. Настоящая информация подготовлена в целях информирования о порядке принятия застройщиком или техническим заказчиком (далее — Застройщик) решения об отсутствии необходимости проведения повторной экспертизы проектной документации, получившей положительное заключение экспертизы проектной документации, в связи с внесением в нее изменений после прохождения такой экспертизы.
2. В случае выявления в процессе строительства (реконструкции) объекта капитального строительства необходимости внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, такие изменения могут вноситься в виде отдельного изменения в соответствии с Градостроительным Кодексом Российской Федерации (далее — ГрК РФ), в том числе в порядке, предусмотренном частями 3.8 и 3.9 статьи 49 ГрК РФ (далее — Проектное и Экспертное сопровождение соответственно).
Изменение может быть выполнено в виде рабочей документации, при этом объем и состав изменений должны соответствовать требованиям Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию», обеспечивать совместимость с разделами проектной документацией, в которые изменения не вносились и быть оформлены в соответствии правилами, утвержденными Приказом Минрегиона РФ от 02.04.2009 г. N 108 «Об утверждении правил выполнения и оформления текстовых и графических материалов, входящих в состав проектной и рабочей документации».
3. Проектное и Экспертное сопровождение, по договорам, заключенным застройщиком, техническим заказчиком, должны выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (далее — проектная организация) на основании контракта (договора) о внесении изменений в проектную документацию. Выполнение таких работ обеспечивается специалистами по организации архитектурно-строительного проектирования — главными инженерами проектов.
4. Главным инженером проекта является физическое лицо, которое осуществляет по трудовому договору, заключенному с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, трудовые функции по организации выполнения работ по подготовке проектной документации.
Сведения о специалисте по организации архитектурно-строительного проектирования — главном инженере проекта должны быть включены в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования (в соответствии с требованиями, установленными статьей 55.5-1 ГрК РФ)
Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в 2019 будут установлены дополнительные обязательные требования к данным специалистам.
Застройщики могут устанавливать собственные, повышенные по сравнению с базовыми требования к проектной организации и главному инженеру проекта. Примером таких дополнительных требований могут быть:
— к проектной организации — отсутствие решения арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом), отсутствие недоимки по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, отсутствие у руководителя или главного бухгалтера юридического лица судимости за преступления в сфере экономики, отсутствие между участником конфликта интересов и др.;
— к главному инженеру проекта — стаж работы, информация об обучении, переобучении, повышении квалификации, стажировке, информация об успешно завершенных проектах и др.
Выбор проектировщика имеющего соответствующих специалистов является ответственностью Застройщика, так как Застройщик переутверждает измененную проектную документацию и несет ответственность за причинение вреда вследствие разрушения, повреждения здания, сооружения (либо его части), нарушения требований к обеспечению безопасной эксплуатации (ст. 60 ГрК РФ).
5. Проектная организация, осуществляющая Проектное сопровождение, дает подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ (далее — Подтверждение), в случае, если изменения, внесенных в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации (ч. 3.8 ст. 49 ГрК РФ) для строящихся или реконструируемых объектов капитального строительства (в том числе входящих в состав линейных объектов) одновременно:
1) не затрагивают несущие строительные конструкции объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы;
2) не приводят к нарушениям требований технических регламентов, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды, требований государственной охраны объектов культурного наследия, требований к безопасному использованию атомной энергии, требований промышленной безопасности, требований к обеспечению надежности и безопасности электроэнергетических систем и объектов электроэнергетики, требований антитеррористической защищенности объекта;
3) соответствуют заданию застройщика или технического заказчика на проектирование, а также результатам инженерных изысканий;
4) соответствуют установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований на осуществление капитальных вложений, принятом в отношении объекта капитального строительства государственной (муниципальной) собственности в установленном порядке, стоимости строительства (реконструкции) объекта капитального строительства, осуществляемого за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Внесение изменений в проектную документацию на строительство или реконструкцию линейного объекта, помимо вышеуказанных требований, не должно влечь за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования линейных объектов.
Главный инженер проекта утверждает данное Подтверждение соответствия вносимых в проектную документацию изменений требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
6. Подтверждение может быть подготовлено согласно рекомендуемой формы (согласно приложению), подписывается лицом (лицами), готовившими изменения в соответствующие разделы проектной документации.
7. Застройщик вправе утвердить изменения, внесенные в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, только при наличии Подтверждения. При этом направление проектной документации с внесенными в нее изменениями, на повторное прохождение экспертизы проектной документации не требуется.
8. При строительстве (реконструкции) объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, Застройщику рекомендуется организовать внесение изменений в проектную документацию и ее переутверждение таким образом, чтобы на момент проведения плановых проверок все выявленные в процессе строительства (реконструкции) отклонения параметров объекта капитального строительства от проектной документации были учтены.
После утверждения изменений, Застройщику необходимо направить сведения об утверждении изменений в проектную документацию и принятии решения о непрохождении повторной экспертизы проектной документации в органы государственного строительного надзора, осуществляющие надзор за строительством (реконструкцией) объекта капитального строительства не позднее десяти рабочих дней со дня утверждения таких изменений (ч. 5.2 ст. 52 ГрК РФ).
9. После окончания строительства (реконструкции) объектов, в отношении которых осуществляется государственный строительный надзор, перед подачей извещения об окончании строительства и проведением итоговой проверки, Застройщику необходимо проанализировать внесенные и переутверждение им изменения в проектную документацию на предмет их соответствия параметрам объекта капитального строительства, указанным в разрешении на строительство.
В случае утверждения Застройщиком изменений, внесенных в проектную документацию в соответствии с частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, предметом которых стало выделение (изменение) отдельных этапов строительства в отношении объекта капитального строительства и/или иных изменений, ему необходимо обратиться в орган государственной власти или местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, для внесения в него изменений. При этом направление переутвержденной проектной документации с внесенными в нее изменениями и Подтверждения является обязательным.
10. Выбор Застройщиком процедуры внесения изменений в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации, в форме Проектного (в порядке, предусмотренном частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ) или Экспертного (в порядке, предусмотренном частью 3.9 статьи 49 ГрК РФ) сопровождения — это право застройщика.
При этом, в случае использования Проектного сопровождения — изменения в проектную документацию должны соответствовать требованиям, установленным частью 3.8 статьи 49 ГрК РФ, а при Экспертном сопровождении, Застройщик получает возможность вносить любые изменения в проектную документацию.
¦ НОМЕР ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СООТВЕТСТВИЯ ИЗМЕНЕНИЙ ¦
Источник