Изоляционная машина при ремонте

Изоляционная машина при ремонте

Самоходные изоляционные машины выпускаются двух типов: типа ИМ для изоляции трубопроводов битумными покрытиями с последующей обмоткой армирующими и защитными рулонными материалами (бумагой, бризолом, гидроизолом) и типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами. Каждый тип машин выпускается нескольких типоразмеров, которые имеют примерно одинаковую конструкцию и охватывают весь диапазон диаметров труб, используемых на строительстве трубопроводов.

Машина типа ИМ (рис. 14.2) состоит из несущей рамы с ходовыми колесами, двигателя внутреннего сгорания, бака для битумной мастики, узлов трансмиссии, битумных насосов с системой битумопровода, устройства для нанесения изоляции — обечайки, обмоточной головки со шпулями для рулонного материала, подогревающего устройства и цоддерживающего механизма. Двигатель приводит в движение через трансмиссию ходовые колеса, битумные насосы и обмоточную головку. На раме машины укреплена специальная подвеска, с помощью которой она подвешивается на крюке трубоукладчика при подъеме и опускании. Машина работает в комплекте с трубоочи-стной машиной, битумовозом (или битумным котлом) и трубоукладчиками.

Современные изоляционные машины производят наложение изоляции поливом мастики на поверхность трубы при помощи кольцевой обечайки. Обечайка служит для приема битумной мастики, равномерного распределения ее по поверхности трубы и формирования изоляционного слоя толщиной 3—6 мм. Она выполнена в виде цилиндрического кольца, составленного в зависимости от диаметра изолируемых труб из трех, пяти или семи секций. Обечайка скользит по трубе с помощью пружинных опор, прикрепленных к секциям болтами. Внутренний диаметр обечайки должен быть несколько больше наружного диаметра изолируемой трубы для свободного прохода мастики в образовавшуюся полость, которая имеет зазор, соответствующий толщине слоя наносимой изоляции. Требуемая толщина изоляционного слоя обеспечивается регулировкой.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

Рис. 14.2. Самоходная машина для наложения битумной изоляции

Каждая изоляционная машина снабжается комплектом сменных обечаек в соответствии с диаметром труб, для изоляции которых она предназначена. Питание обечайки битумной мастикой производится одновременно через верхнюю и нижнюю горловины, расположенные в головной части. Горячая мастика (420—-450° К) в горловины подается под напором из битумного бака (рис. 14.3) двумя шестеренными насосами и через фильтр, напорную трубу, трехходовой крае по биту-мопроводу. В битумный бак горячая мастика заливается из битумовоза или перекачивается из битумного котла насосами бака при переключении их на «задний ход». Перед началом работы машины для разогрева битумной мастики, застывшей в битумном баке, насосах и битумопроводе применяется подогревающее устройство.

Для обертывания трубопровода рулонными материалами сразу же после нанесения изоляции в задней части рамы машины на роликах смонтирован (см. рис. 14.2) зубчатый обод с двумя или четырьмя шпулями, укрепленными на специальных кронштейнах. При вращении обода шпули вращаются вместе с ним и обертывают трубу изолирующей лентой. Угол наклона оси шпуль к оси трубы меняется в зависимости от ширины изолирующей ленты и диаметра трубопровода. Для обеспечения плотного прилегания рулонного материала к трубе шпули снабжены тормозным устройством. Наличие коробок скоростей в трансмиссии машины позволяет менять в широком диапазоне рабочие скорости ходового устройства и обмоточной головки в зависимости от конкретных условий производства изоляционных работ.

Рис. 14.3. Битумопровод изоляционной машины

Для обеспечения устойчивости машины при движении по трубопроводу, а также создания дополнительного тягового усилия служит поддерживающий механизм, установленный спереди машины. Механизм состоит из приводных поддерживающих роликов и натяжных пружин для прижатия роликов к трубе. Ролики приводятся в движение от ходового механизма. Управление машиной производится с земли при помощи рычагов, выведенных на обе ее стороны. Скорость передвижения (максимальная) машин типа ИМ 0,2—1,8 км/ч при мощности двигателей 5—55 кВт и общей массе машин от 0,35 до 8,4 т.

В последнее время все большее распространение получают машины типа ИЛ для изоляции трубопроводов полимерными лентами шириной 200—500 мм, которые наиболее эффективно используются при сооружении трубопроводов больших диаметров, вытесняя машины ИМ соответствующих типоразмеров. Машины типа ИЛ оборудованы устройством, наносящим на поверхность трубопровода слой клея для крепления полимерной ленты.

Каждая машина типа ИЛ (рис. 14.4) представляет собой самоходную тележку-раму, на которой смонтированы двигатель, узлы трансмиссии, обмоточный ротор со шпулями для полимерной ленты, а также устройства для нанесения клея и снятия статического электричества. Шпули обеспечивают равномерное натяжение ленты в процессе ее намотки на трубопровод с усилием до 2000 Н. Для облегчения установки рулонов ленты на шпули машина оборудуется
подъемником.

Читайте также:  Ремонт пластиковых деталей салона автомобиля своими руками

Источник

МАТЕРИАЛЫ ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ РЕМОНТЕ ОБМОТОК ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ.

При ремонте обмоток электродвигателей применяются различные изоляционные материалы, от качества которых зависит современный технический уровень изделий (техноэкономические показатели, надежность работы и срок службы электродвигателя).

Основным в развитии электроизоляционных материалов является:

широкое применение органических полимеров с повышенными электрическими и механическими характеристиками и нагревостойкостью;

замена материалов на основе щипаной слюды материалами из слюдяных бумаг (слюдиниты и слюдопласты);

создание материалов с высокой нагревостойкостью на основе неорганических полимеров;

повышение качества и более широкое внедрение пропиточных составов без растворителей;

разработка новых марок лаков для эмальпроводов более высоких классов нагревостойкости изоляции;

внедрение в крупных и тяговых электрических машинах стекло-слюдинитовой изоляции на термореактивных связующих (монолит).

Обмоточные провода. Обмоточные провода изготовляют из меди и алюминия с волокнистой, эмаль волокнистой и эмалевой изоляцией.
Для изготовления машин с изоляцией нагревостойкости класса А ранее применялись провода:
с двойной хлопчатобумажной оплеткой марки ПБД;
одной хлопчатобумажной и другой лавсановой (к проводнику) оплетками марки ПЛБД;
с эмаль волокнистым покрытием марки ПЭЛБО.
В настоящее время они почти полностью заменены проводами с эмалевой изоляцией марки ПЭВ-2 (винифлексовая изоляция).
Провода с эмалевой изоляцией имеют меньшую толщину изоляционного покрытия, чем провода с эмаль волокнистой и волокнистой изоляциями. Они имеют также скользкую гладкую поверхность, облегчающую укладку проводов в пазы сердечников.
Для машин других классов нагревостойкости изоляции больше применяют провода:
для классов Е и В — эмаль провода марки ПЭТВ (покрытые полиэтилентерефталатными лаками ПЭ — 939 и ПЭ — 943), провода со стекловолокнистой изоляцией марок ПСД с нормальной толщиной изоляции (0,23 — 0,33 мм) и марки ПСДТ с тонкой изоляцией (толщиной 0,18 — 0,23 мм);
для класса F — провод с полиэфирполимидным покрытием марки ПЭТ — 155, а также провода марок ПСД и ПСДТ;
для класса Н — провода марок ПСДК и ПСДКТ, имеющие стекло волокнистую изоляцию, подклеенную кремнийорганическими лаками К — 44 или К — 47.

Изоляционные материалы. В качестве основных изоляционных материалов применяются электрокартон, лакоткани и стеклоткани, пленки из синтетических материалов, стеклоленты, асбестовые материалы и материалы на основе слюды (гибкий, формовочный и прокладочный миканиты, микаленты и стекломикаленты, различные слюдинитовые и слюдопластовые материалы).
Лакоткани и стеклолакоткани применяются в качестве основной изоляции обмоток нагревостойкости класса А, а в сочетании с электрокартоном — в качестве пазовой изоляции.
В электрических машинах с изоляцией класса Е для изолирования пазов сердечников широко применяется синтетическая пленка типа лавсан толщиной 0,05 мм, обладающая высокими электроизоляционными свойствами и высокой механической прочностью.
Пазовые гильзы изготовляют из лавсановой пленки в сочетании с электрокартоном, толщина которого 0,2 мм.
Для более высоких классов нагревостойкости в электрических машинах в качестве изоляции применяют миканитовые, слюдинитовые и стекло волокнистые материалы.
Материалы для изолирования обмоток и пазов сердечников применяются в виде лент и простынок.
Для изолирования проводников в местах повреждения изоляции (в местах изгиба) при изготовлении катушек применяют стеклянные ленты, пленку из фторопласта 4 (толщиной от 20 до 200 мкм). Места изгиба круглых проводов катушек изолируют, одевая стеклянный «чулок» марки АСЭЧ(б).

Пропиточные материалы. Для пропитки обмоток применяют лаки: маслянобитумные марок 458 и 447; масляноглифталевые марок ГФ — 95, МГМ — 8, МЛ — 82; термореактивные марок АФ -17 и ФЛ — 98; водоэмульсионные марок 321Т и ПФЛ — 86; кремнийорганические марок К-47 и К-47К и лаки без растворителей типа КП.
Кроме лаков, для пропитки катушек возбуждения класса А и статорных обмоток высоковольтных электродвигателей используют термопластичные битумные компаунды, не содержащие растворителей и твердеющие при охлаждении.
Для пропитки обмоток некоторых машин специального назначения применяют термореактивные полиэфирные компаунды марок КМГС — 1, КМГС — 2 и МБК.
Применение того или иного лака или компаунда определяется классом нагревостойкости изоляции, назначением и условиями работы электрической машины.
Так, лаком 458 пропитывают обмотки с изоляцией класса А, лаком 447 — классов А и В.
Водоэмульсионные лаки применяются для пропитки обмоток с изоляцией классов А, Е и В.
Маслянобитумные, масляноглифталевые, термореактивные и кремнийорганические лаки разбавляют органическими растворителями (ксилол, толуол, уайт-спирит). Растворителем водоэмульсионных лаков (типа 321Т и ПФЛ — 88) служит обыкновенная вода с добавлением эмульгатора ОП — 10 и аммиака.
Для удаления растворителей после пропитки подвергают обмотки длительной печной сушке. Длителен и процесс компаундирования асфальтобитумными компаундами, которые применяются для пропитки обмоток с изоляцией класса А — полюсных катушек и катушек статоров высоковольтных электрических машин.
Наиболее технологичными являются лаки без растворителей типа КП ( КП — 10; КП — 18; КП — 23; КП — 24), которые обладают способностью быстрого отвердевания в толстом слое.
Лаки типа КП, имеющие нагревостойкость класса В, обладают хорошей цементирующей способностью, но имеют серьезный недостаток — невысокую влагостойкость, что сужает область их применения. Лаки типа КП могут применяться только для электрических машин нормального исполнения.

Читайте также:  Слесарь по ремонту автомобилей кузовной ремонт

Источник

Технологическая инструкция по применению новой системы изоляции при среднем и капитальном ремонтах электрических машин электровозов, тепловозов и электропоездов ТПС.

Технологическая инструкция

по применению новой системы изоляции на базе слюдолент пропиточного компаунда КП-303Г и защитного электроизоляционного состава ЭКП-303ГС при среднем и капитальном ремонтах электрических машин электровозов, тепловозов и электропоездов ТПС.

1.Введение

1.1 Настоящая технологическая инструкция предназначена для применения системы изоляции класса F при ремонте тяговых и вспомогательных электродвигателей электровозов ВЛ-8, ВЛ-10, ВЛ-15, ВЛ-80, ВЛ-85, ЧС-2(2Т), ЧС-7, тепловозов Т10, 2Т116, ТЭП70, ТМ2, ТМ7, М62 и электропоездов ЭР2в/и, ЭР9 в/и, ЭД4 н/и

1.2 Состав системы изоляции:

1.2.1 Витковая изоляция — лента ЛСп-F-2Пл т. 0,07 мм. или ЛСп-F-ТПл т.0,08. ТУ 3492-017-31885305-2003

1.1.2 Корпусная изоляция — лента ЛСП-F-ТПл т. 0,10 мм. ТУ 3492-017-31885305-2003

1.2.3 Изоляция паза — пленкослюдинит ГСП-F-2Пл т.0,15-0,17 ТУ 3492-005-31885305-2003

1.2.4 Междуслойная изоляция лобовых частей — пленкослюдинит ГСП-F-Пл т. 0,2-0,5мм ТУ 3492-005-31885305-2003

1.2.5 Полупроводящая стеклолента ППЛ-1, ППЛ-2, ППЛ-3 ТУ 3491 -015 -31885305 -2003

1.2.6 Пропиточный состав — модифицированный эпоксидный компаунд КП-303Г ТУ 2257-019-31885305-2003

1.2.7 Покровная электроизоляционная эмаль ЭКП-9303ГС ТУ 2311 — 001 — 31885305 — 2003

1.3 Настоящей технологической инструкцией необходимо пользоваться при применении вышеуказанной системы изоляции.

1.4 Настоящая технологическая инструкция является типовой при внедрении нового прогрессивного технологического процесса па заводах ГУ «Желдорреммаш ГМПС РФ» и служит основанием для разработки заводских технологических — инструкций применительно к условиям завода с учетом номенклатуры выпускаемой продукции.

2. Организация ремонта тяговых электродвигателей с применением новой системы изоляции.

2.1 Указания по организации ремонта.

2.1.1 Работы по изолировке катушек (якорей, полюсных и вспомогательных) пропитки, а также по их испытаниям должны проводить только обученные и аттестованные работники.

2.1.2 Рабочие места должны быть организованы с учетом требований
ГОСТов.

3. Меры безопасности

3.1 При выполнении работ по изолировке катушек обмоток (якоря полюсных и вспомогательных), пропитке следует руководствоваться требованиями соответствующих стандартов и правил техники безопасности, действующих на железнодорожном транспорте, а также соблюдать все меры безопасности, оговоренные в эксплуатационной документации на стенды, специальные механизированные приспособления и оборудование, применяемые при этом.

3.2 Установка и эксплуатация стендов и оборудования для проведения работ по изолировке катушек обмотке и пропитке должна производиться с учетом действующих правил пожарной безопасности на железнодорожном транспорте.

3.3 Устройства и сосуды, работающие под давлением, баллоны со сжатым газом должны эксплуатироваться по нормам работающих под давлением, и безопасной эксплуатации воздушных компрессоров и воздухопроводов.

3.4 Рабочие места, стенды, механизированные приспособления, оборудование сушильно-пропиточного отделения должны удовлетворять требованиям стандартов.

3.5 Электрооборудование должно эксплуатироваться по нормам и требованиям действующих Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей. Правил испытания и испытания защитных средств, применяемых в электроустановках.

3.6 Стенды и специальные механизированные приспособления, оборудования для производства работ по изолировке катушек, обмотке и пропитке должны подвергаться периодическому осмотру в соответствии с технической документацией на эксплуатацию.

3.7 Стенды для испытании обмоток во время эксплуатации подлежат периодической аттестации в соответствии с программой аттестации.

4. Изолировка катушек якоря

4.1 Изолировка катушки обмотки якоря витковой изоляцией.

4.1.1 Произвести изолировку проводов марок ЛММ, ПММ пли доизолировку поврежденных мест проводов марки ПЭТВСД одним слоем ленты JICп-F-2ТПл 0,07x 20мм или JICп-F-ТПл 0,08×20 мм с перекрытием 1/2 ширины, или 2 слоя встык со смещением слоев.

4.1.2 Изолировать головки каждого проводника с заходом на лобовую часть на 20±5 мм.

4.1.3 Изолировать углы второго и последнего проводника одним слоем с перекрытием 1/2 ширины с заходом на лобовые и пазовые части на 20±5 мм.

4.1.4 Изолировать концы каждого проводника одним слоем с перекрытием ½ ширины.

4.1.5 Выровнять витки, обжать катушку в пневмотисках, увязать концы и головку киперной лентой.

Читайте также:  Слесарные работы по ремонту автомобилей техника безопасности

4.2 Изолировка катушек якоря корпусной изоляцией.

4.2.1 Установить катушку на стойку станка для изолировки, зажать, предварительно устранить смещение витков в головке, пазовых и лобовых частях снять увязки из киперной ленты.

4.2.2 Изолировать катушку лентой ЛСп-F-ТПл 0,10×20 мм с перекрытием 1/2 ширины или встык. Количество слоев и порядок их наложения определяется типовой технологией наложения корпусной изоляции катушек якорей и в соответствии с требованиями чертежей на якорные катушки и д.б. не менее 5 слоев при толщине слюдоленты 0,10 мм.

4.3 Изолировка катушек покровной изоляцией.

4.3.1 Наложить по пазовой части катушки бандаж из полупроводящей ленты ППЛ-2 (ППЛ-3) 0,10х20мм встык. Затем по всему периметру катушки наложить бандаж из термоусаживающейся полиэфирной ленты марки ЛТЭ ТУ 391-025-31885305-2004.

4.4 Проверка и испытание готовых катушек.

4.4.1 Проверить визуально количество изолировки. Допускаются складки изоляции на переходах с прямолинейной части катушки на лобовые.

4.4.2 Проверить электрическую прочность витковой изоляции в соответствии с требования чертежа.

4.4.3 Проверить электрическую прочность корпусной соответствии с требованиями чертежа.

5. Укладка катушек обмотки в якорь.

5.1 Изолировать пазы якоря под укладку обмотки пленкослюдинитом ГСП-F-2Пл т. 0,15-0,17 мм. Размеры изоляции определяются в соответствии с требованиями чертежей.

5.2 Укладку катушек производить в соответствии с существующей технологией.

5.3 Междуслойная изоляция лобовых частей, концов катушек перед петушками коллектора осуществить пленкослюдинитом ГCп-F-Пл т. 0,2-0,5мм. Количество слоев и размеры изоляции, прокладки между нижним и верхним слоями катушек выполнить в соответствии с требованиями чертежа.

5.4 После окончания сборки якоря, испытания витковой и корпусной изоляции якоря отправить якорь в сушильно-пропиточное отделение.

6. Пропитка якоря и катушек полюсных и вспомогательных в компаунде

6.1 Пропитку якоря допускается производить без предварительной сушки.

6.2 Установить якорь или обмотки в автоклав. Автоклав заполнить компаундом КП-303Б.

6.3 Произвести пропитку якоря или обмоток в следующем режиме: вакуум 0,8 кгс/см время выдержки 1 час; создать в автоклаве давление воздухом — 1,9 кгс/см в течение 30 минут. Допускается пропитка окунанием с выдержкой до момента прекращения образования пузырей на поверхность компаунда.

6.4 Удалить пропиточный состав из автоклава, — создать в автоклаве атмосферное давление, дать стечь излишкам пропиточного состава в течение 5 минут.

6.5 Пропитанный якорь или катушки загрузить в нагретую печь и сушить при температуре 150-160°С в течение н/м 3-х часов. Отсчет времени начинается с момента набора температуры печи 150°С. Для обеспечения полной полимеризации стеклобандажа, допускается дополнительная выдержка в течении 10 часов при Т= 150-160°С.

6.6 Покрыть якорь защитным составом ЭКП-9303ГС и выдержать его при Т=150- 160°С в теч. 1 часа. Возможно покрытие производить путем окунания в эмаль ЭКП-9303ГС.

6.7 Допускается возможность исключения пропитки якоря, полюсных и вспомогательных катушек, но при этом следует обеспечить выполнение следующих условий:

    При сборке якоря производить лакировку секций эмалью ЭКП — 9303ГС с нанесением покрытия

100 мкм. Лакировку можно наносить краскопультом, кистью и др.способом.

  • После укладки бандажа на лобовую часть якоря, произвести его покраску эмалью ЭКП- 9303ГС.
  • Полюсные и вспомогательные катушки также отлакировать эмалью ЭКП — 9303ГС перед термообработкой.
  • 6.8. Термообработку, как якоря так и полюсных и вспомогательных катушек вести в соответствии с п.6.5. В случае наличия проплешин в эмалевом покрытии, повторно отлакировать эти места и термообработать в течении часа при Т=160°С — 180°. Повторную лакировку допускается наносить на горячую поверхность.

    Приложение №1

    К Технологической инструкции по применению новой системы изоляции на базе слюдолент ЛСп-F-ТПл (Пл), пропиточного компаунда КП-303 и защитного электроизоляционного состава ЭКП-303ГС при среднем и капитальном ремонтах электрических машин электровозов, тепловозов и электропоездов ТПС.

    Приложение №2

    К Технологической инструкции по применению новой системы изоляции на базе слюдолент ЛСп-F-ТПл (Пл) пропиточного компаунда КП-303 и защитного электроизоляционного состава ЭКП-303ГС при среднем и капитальном ремонтах электрических машин электровозов, тепловозов и электропоездов ТПС.

    Конструкция изоляции паза и секций якорей и статоров электрических машин класса F (до 155° С) .

    Приложение №3

    К Технологической инструкции по применению новой системы изоляции на базе слюдолент ЛСп-F-ТПл (Пл), пропиточного компаунда КП-303 и защитного электроизоляционного состава ЭКП-9303ГС при среднем и капитальном ремонтах электрических машин электровозов, тепловозов и электропоездов ТПС.

    Таблица изоляционных материалов,применяемых в системе изоляции класса F (до 155° С)на основе пропитанных лент ЛСп-F-ТПл(Пл) и компаунда КП-303.

    Источник

    Оцените статью