Изыскания при ремонте автодорог

Инженерные и геодезические изыскания дорог

Работы, которые направлены на исследования технических, экономических факторов ведения процесса строительства дорог, называют инженерно-геодезическими изысканиями. Главная их задача – это поиск решений при проектировании, эксплуатации, строительстве. Безусловно, это касается и экономической стороны вопроса тоже. Результаты изысканий могут быть использованы при составлении каких-либо схем развития дорог или при разработке конкретного рода документации.

Виды изысканий

В списке ниже представлены только основные виды. На самом деле их немного больше, но всё же можно сделать вывод, что те, о которых не будет упомянуто в списке, плавно вытекают из тех, что здесь представлены.

  1. Инженерно-геологические.
  2. Инженерно-гидрометеорологические.
  3. Инженерно-геодезические.

Главная цель данных видов – это грамотное обоснование выбора трассы, а также материалов, которые были использованы при строительстве. Также сюда можно отнести получение данных, которые в последствие помогут создать проект и определить – на каких условиях будет проводиться строительство, а затем и осуществляться эксплуатация. Такие работы подразумевают сбор, обобщение и анализ информации о самых разных условиях территории, например, о природной составляющей. При этом будут учитываться и старые данные, хранящиеся в архивах. В основном, такой подход требуется в инженерно-геологическом виде изысканий.

Здесь не обойтись и без буровых работ, исследований грунта. В такие исследования входит состав, структура, физические и химические свойства. Анализируются и исследуются подземные воды, для этого проводят исследования, которые называются геофизическими.

Изыскания о которых в данной статье будет больше информации, подразумевают анализ, а также сбор информации с топографических и геодезических материалов. Также, стоит упомянуть два самых основных процесса работы с ними. Первое – осуществление топографической съемки. Второе – составление планов, а также цифровых моделей отдельной местности.

Гидрометеорологические изыскания нацелены на сбор информации касательно гидрологического режима отдельно взятого водного объекта. Здесь целью является защита дорог от осадков. Чтобы грамотно подойти к защите, требуется тщательное исследование болот, рек, оврагов, которые находятся возле дороги. Результатом любого вида изыскания будет отчет, который послужит основой для подготовки проектной документации.

Геодезические и инженерные изыскания и строительство дорог

Инженерные и геодезические работы помогут сделать качественный ремонт дороги или построить новую линию для движения, которая будет успешно функционировать, поэтому пренебрегать этим этапом работы не стоит. Давайте отдельно рассмотрим автомобильные и железные дороги.

Автомобильные дороги – изыскания

Инженерные и геодезические изыскания дорог развиваются. Нам открываются новые методы и технологии работы с материалами. Но, неизменным остается качество дороги, которое зависит от того, насколько серьезно вы подойдете к её строительству, а затем к ремонту.

Первое, что стоит отметить – инструменты, которыми строительство дорог производится. На второе место нужно поставить специалистов-строителей, которые работают с дорогой. От их ответственности и грамотного подхода зависит многое, в том числе и длительная эксплуатация дорог без ремонта. И, безусловно, третьи лица, с которых нельзя снять ответственность, это геологи и геодезисты, то есть те люди, которые выполняют изыскания. Если за работу возьмется плохой специалист, мы сможем увидеть, как рушится мост или дорога сразу после постройки, поэтому важно знать инструкции для такого рода работам и четко следовать им.

Инженерные и геодезические изыскания дорог можно разделить на следующие этапы:

  1. Разбивка по оси.
  2. Закрепление трассы на местности.

Этапа всего два, но они включают в себя множество важных процессов. Например, разбивка по оси осуществляется в комплексе с другими работами. Она требует материалов, которые будут служить основой разбивки.

Прежде чем проводить геодезические изыскания, стоит учесть устройство обочин, кюветов, проезжей части, а также откосов. Такие работы требуют много времени, потому что только детальное изучение всех нюансов способствует качественной эксплуатации будущей дороги.

Железные дороги – изыскания

Инженерные и геодезические изыскания дорог, в данном контексте мы говорим о железных дорогах. Прежде чем они начнутся, свои работы выполняют геологи, экологи и геодезисты.

Проектирование дороги, а также строительство должны твердо стоять на базе, которую и готовят геодезисты, занимающиеся изысканием дорог. Безусловно, долговечность железного пути и безопасность наших жизней зависит в какой-то степени и от геодезистов. Поэтому, если вы являетесь владельцем дороги, то отдавайте предпочтение опытным инженерам, которые точно знают своё дело.

Читайте также:  Жидкая пластмасса для ремонта что это

Изыскания железной дороги, также как и автомобильной, предполагают изучение природных факторов, которые воздействуют на дороги, а также наличие каких-либо водоемов, кюветов, оврагов и так далее.

Важно, чтобы специалист разбирался и в документации, потому что планирование дороги на бумаге – это важная часть строительства. Именно по этому чертежу и будет проходить стройка.

Детальное изучение местности, территории, на которой будет дорога, а также ближайшей инфраструктуры поможет избежать частого ремонта железных путей, аварий, а также сохранит жизни людей.

Документация, которая является результатом геодезических работ

Как уже было упомянуто, в результате изысканий, мы получаем документацию. Следующий список поможет вам изучить то, что должно быть подготовлено в результате работы:

  • ведомости обследования;
  • схемы геодезических сетей;
  • материалы с вычислениями;
  • ведомости координат и точек;
  • акты, которые говорят о сдаче геодезических пунктов;
  • акты полевого контроля;
  • карточки установления знаков и центров;
  • журналы и сводки измерений;
  • ведомости превышений;
  • абрисы точек, которые закреплены знаками;
  • журналы с измерениями углов, линий.

Результаты могут быть представлены со следующих носителей:

  1. Данные с регистрирующих устройств.
  2. Спутниковая аппаратура в сфере геодезии.
  3. Другие носители информации.

Где заказать изыскания?

Как вы уже поняли, изыскания требуют огромного объема работы, поэтому вам придется найти такую компанию, которая не только готова оказать вам свои услуги, но и готова предоставить высококвалифицированных специалистов, которые настроены на успешный результат.

Когда вы начнете выбирать компанию, проверьте документы, подтверждающие право на подобные работы. В первую очередь это должна быть лицензия. Также стоит обратить внимание на отзывы, которые есть на сайтах компаний, если их нет, стоит задуматься – обращаться за помощью в данную организацию или нет.

Вы должны быть нацелены на определенный результат, которым стоит поделиться с работниками и описать им то, что вы хотите получить в итоге. В таком случае рабочие поймут, что ваш подход очень серьезен, и вы будете анализировать каждый их шаг. Это, безусловно, заставит их работать усерднее. Помните, что вы должны участвовать в процессе, чтобы быть в курсе того, что происходит на вашей дороге.

Источник

Изыскания при ремонте автодорог

Дороги автомобильные общего пользования

ИЗЫСКАНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Automobile roads of general use. Road surveying. General requirements

Дата введения 2015-07-01
с правом досрочного применения

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием «Российский дорожный научно-исследовательский институт» Министерства транспорта Российской Федерации (ФГУП «РОСДОРНИИ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 25 июня 2014 г. N 45)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Минэкономики Республики Армения

Госстандарт Республики Беларусь

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 186-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 32836-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает общие требования к изысканиям автомобильных дорог общего пользования.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 12.0.001-82* Система стандартов безопасности труда. Основные положения.

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ Р 12.0.001-2013.

ГОСТ 12071-2000 Грунты. Отбор, упаковка, транспортировка и хранение образцов

Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

Читайте также:  Ремонт эбу митсубиси аутлендер

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 геодезическая основа: Совокупность пунктов (точек) геодезических сетей на территории изысканий (районе, участке, трассе), закрепленных на местности специальными центрами, используемых при осуществлении строительной деятельности и включающих государственные, межевые, опорные, съемочные и специальные геодезические сети.

3.2 геологическая среда: Верхняя часть литосферы, представляющая собой многокомпонентную динамическую систему (горные породы, подземные воды, газы, физические поля — тепловые, гравитационные, электромагнитные и др.), в пределах которой осуществляется инженерно-хозяйственная (в том числе инженерно-строительная) деятельность.

3.3 геологический процесс: Изменение состояния компонентов геологической среды во времени и в пространстве под воздействием природных факторов.

3.4 геотехническая категория объекта строительства: Категория сложности строительства объекта, определяемая в зависимости от его уровня ответственности и сложности инженерно-геологических условий.

3.5 геотехнический мониторинг: Система наблюдений и контроля состояния и изменения грунтовых, природных и техногенных условий в процессе строительства и эксплуатации объекта.

3.6 инженерная цифровая модель местности, ИЦММ: Совокупность в векторно-топологическом представлении информации о пространственном положении, характеристиках объектов местности, связях между ними и топографической поверхности, представленные в форме, доступной для обработки на ЭВМ и обеспечивающая автоматизированное решение инженерных задач. Включает два основных компонента — цифровую модель рельефа (ЦМР) и цифровую модель ситуации.

3.7 инженерно-геологические условия; ИГУ: Совокупность характеристик компонентов геологической среды исследуемой территории (рельефа, состава и состояния горных пород, условий их залегания и свойств, включая подземные воды, геологических и инженерно-геологических процессов и явлений), влияющих на условия проектирования и строительства, а также на эксплуатацию инженерных сооружений соответствующего назначения.

3.8 инженерные изыскания; ИИ: Процесс комплексного изучения природных и техногенных условий района проектирования автомобильной дороги, сбор материалов, необходимых для принятия обоснованных проектных решений.

3.9 карта инженерно-геологических условий: Отображение на топографическом плане (карте) в цифровой, графической и иных формах компонентов геологической среды, оказывающих влияние на здания и сооружения.

3.10 карта инженерно-геологического районирования: Отображение на топографическом плане (карте) инженерно-геологических условий выделенных таксономических единиц (районов, подрайонов, участков и т.п.) с принятой (заданной) степенью однородности этих условий.

3.11 карта инженерно-экологическая: Графическое отображение на карте экологического состояния окружающей среды и/или прогноза ее изменения на заданный интервал времени или латерального распределения техногенных нагрузок и содержания поллютантов.

3.12 категории сложности инженерно-геологических условий: Условная классификация геологической среды по совокупности факторов инженерно-геологических условий, определяющих сложность изучения исследуемой территории, выполнение различного состава и объемов изыскательских работ.

3.13 лазерное сканирование: Метод сбора пространственной информации при топографической съемке с помощью лазерного сканера воздушного или наземного базирования.

3.14 материалы инженерных изысканий: Фактические данные, полученные в процессе выполнения инженерных изысканий, являющиеся основой для построений, обобщений, выводов и рекомендаций, входящих в результаты инженерных изысканий.

3.15 объект экологически опасный: Объект хозяйственной и иной деятельности, оказывающий вредное воздействие на окружающую среду и человека.

3.16 оценка воздействия на окружающую среду: Определение характера, степени и масштаба воздействия объекта хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и последствий этого воздействия.

3.17 план инженерно-топографический: Крупномасштабное (М 1:500

1:5000) знаковое изображение небольшого участка земли, построенное без учета ее кривизны и сохраняющее постоянный масштаб в любой точке и по всем направлениям, отображающее элементы ситуации и рельефа местности (в том числе дна водотоков, водоемов и акватории), ее планировки, пунктов (точек) геодезической основы, существующих зданий и сооружений (подземных, наземных и надземных) с их техническими характеристиками.

3.18 план подземных и/или надземных инженерных коммуникаций: Специальный план (в цифровой, графической и иных формах), на котором отображены подземные и/или надземные линейные сооружения, используемые для транспортировки жидкостей и газов, передачи энергии и информации с их техническими и пространственными характеристиками, как правило, с минимально необходимым отображением ситуации местности.

3.19 полоса варьирования трассы: Полоса местности, в пределах которой могут располагаться конкурирующие варианты трассы автомобильной дороги.

3.20 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.21 придорожная полоса автомобильной дороги: Земельные участки, которые прилегают с обеих сторон к полосе отвода автомобильной дороги и в границах которых устанавливается особый режим их использования в целях обеспечения требований безопасности дорожного движения, а также нормальных условий реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации автомобильной дороги, ее сохранности с учетом перспектив развития автомобильной дороги.

Читайте также:  Ремонт эксплуатация монтеро спорт

3.22 притрассовая полоса: Полоса местности под размещение автомобильной дороги, ширина которой складывается из ширины полосы отвода и ширины придорожных полос, расположенных с обеих сторон от полосы отвода.

3.23 прогноз изменения природных и техногенных условий: Качественная и/или количественная оценка изменения свойств и состояния природной среды во времени и в пространстве под влиянием естественных и техногенных факторов.

3.24 режим подземных вод: Характер изменений во времени и в пространстве уровней (напоров), температуры, химического, газового и бактериологического составов и других характеристик подземных вод.

3.25 риск экологический: Вероятность возникновения неблагоприятных для природной среды и человека последствий осуществления хозяйственной и иной деятельности (вероятностная мера экологической опасности).

3.26 ситуация экологическая: Сочетание условий, процессов и обстоятельств природного и техногенного характера, обуславливающих состояние природных или природно-технических систем.

3.27 скрытые работы (в инженерных изысканиях): Работы, выполнение которых не может быть проверено в натуре при приемке материалов инженерных изысканий.

3.28 стационарные наблюдения: Постоянные (непрерывные или периодические) наблюдения (измерения) за изменениями состояния отдельных факторов (компонентов) инженерно-геологических условий территории в заданных пунктах.

3.29 технический контроль: Система мероприятий и работ, с помощью которых контролируется выполнение технических требований к процессам выполнения инженерных изысканий.

3.30 техногенные воздействия: Воздействия на окружающую среду, обусловленные антропогенными факторами.

3.31 цифровая карта: Цифровая модель земной поверхности, сформированная с учетом законов картографической генерализации в принятых для карт проекции, разграфовке, системе координат и высот и служащая основой для изготовления обычных бумажных, компьютерных, электронных карт.

3.32 цифровая модель рельефа; ЦМР: Информация о рельефе местности, адекватная ее топографической реальности, представленная совокупностью точек с известными координатами и высотами, с возможностью аппроксимации рельефа в любой точке модели.

3.33 цифровая модель ситуации; ЦМС: Цифровое представление топографических объектов местности, включающее их геометрическое описание средствами векторной модели данных в виде набора точек и полилиний сплайновыми или пространственными координатами, определяющих их границы, отображение условными знаками и семантическое описание в виде набора характеристик определенных классификатором.

3.34 этап инженерных изысканий: Финансово-организационная форма процесса инженерных изысканий по выпуску промежуточной изыскательской продукции.

3.35 инженерно-геологические изыскания; ИГИ: Комплекс работ по определению инженерно-геологических условий района проектируемой автомобильной дороги, включая геологическое строение, геоморфологические и гидрогеологические условия, состав, структуру и свойства грунтов, геологические и инженерно-геологические процессы, а также составление прогноза возможных изменений инженерно-геологических условий.

3.36 инженерно-геологическая модель; ИГМ: Совокупность информации о пространственном положении инженерно-геологических элементов в среде взаимодействия объекта и геологической среды.

3.37 инженерно-геологический элемент; ИГЭ: Основная грунтовая единица при инженерно-геологической схематизации грунтового объекта.

3.38 инженерно-гидрометеорологические изыскания; ИГМИ: Комплексное изучение гидрометеорологических условий в районе расположения проектируемой автомобильной дороги и прогнозирование возможных их изменений в процессе ее эксплуатации с целью получения необходимых и достаточных материалов для принятия обоснованных проектных решений.

3.39 инженерно-экологические изыскания; ИЭИ: Комплексные исследования компонентов окружающей среды, а также техногенных и социально-экономических условий в районе расположения проектируемой автомобильной дороги с целью экологического обоснования ее строительства и эксплуатации.

3.40 линии связи; ЛС: Совокупность технических устройств и физической среды, обеспечивающая передачу и распространение сигналов от передатчика к приемнику. Составная часть канала электросвязи. По физической природе передаваемых сигналов различают электрические (проводные и радио), акустические и оптические линии связи.

3.41 линии электропередач; ЛЭП: Сооружение, состоящее из проводов и вспомогательных устройств, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии.

3.42 многолетнемерзлые грунты; ММГ: Грунт, имеющий отрицательную или нулевую температуру и обладающий, как правило, помимо других криогенными структурными связями.

3.43 особо охраняемые природные территории; ООПТ: Участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, которые решением органов государственной власти полностью или частично изъяты из хозяйственного использования, и на которых располагаются природные комплексы и объекты, имеющие особое природоохранное, культурное, научное, эстетическое и оздоровительное значение.

3.44 проектно-изыскательские работы; ПИР: Комплекс работ по проведению инженерных изысканий, технико-экономическому обоснованию строительства, подготовке проектной и рабочей документации для осуществления строительства автомобильных дорог.

3.45 расчетный грунтовый элемент; РГЭ: Основная грунтовая единица, выделяемая с учетом применяемого расчетного или экспериментального метода, включающая часть одного или нескольких инженерно-геологических элементов.

3.46 топографо-геодезические изыскания; ТГИ: Комплекс исследований рельефа и ситуации на местности с получением топографической информации для подготовки проектной и рабочей документации, а также осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта и текущего ремонта автомобильных дорог.

Источник

Оцените статью