- Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии
- От чего зависит качество ремонта автомобиля?
- 1. Оборудование станции технического обслуживания
- 2. Инструмент и программное обеспечение
- 3. Обученный персонал
- 4. Запасные части и вспомогательные материалы
- 5. Система контроля и организация процесса ремонта
- 6. Культура производства
- 7. Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии.
- 8. Магнитная дефектоскопия деталей.
Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии
Система управления качеством ремонта автомобилей должна охватывать максимальное число мероприятий. К наиболее важным из них следует отнести: определение потребностей в ремонте автомобилей и агрегатов; выявление уровня качества продукции ремонтных предприятий; прогнозирование перспектив роста уровня качества ремонта по возможностям ремонтных предприятий и экономической целесообразности; корректирование действующих и разработка новых технических условий и нормативов на ремонт автомобилей; ведение учета и отчетности по качеству ремонта, включая показатели надежности отремонтированных автомобилей и агрегатов; установление единых методов и средств контроля качества ремонта деталей, узлов, агрегатов и автомобилей; моральное и материальное стимулирование повышения качества ремонта; контроль качества ремонта и ответственность за нарушение технических условий и нормативов.
Эти мероприятия являются объектами управления, поскольку целенаправленное воздействие на них обеспечивает необходимый уровень качества КР на предприятии.
Основными факторами, влияющими на качество ремонта автомобилей и агрегатов, являются:
технологические — полнота и качество нормативно-технической документации; технологическая структура производства; качество технологического оборудования и инструмента; обеспеченность средствами технологического оснащения (приспособлениями, штампами и т. д.) и их качество; качество технологических процессов разборочно-сборочных и моечно-очистительных работ, дефектовки деталей, ремонта деталей и др.; стабильность основных и вспомогательных технологических процессов; качество запасных частей и материалов; методы и средства контроля качества; организационные—качество труда коллективов и исполнителей; производственная структура предприятия и подразделений; уровень специализации и кооперирования производства; организационная структура предприятия и подразделений; материально-техническое обеспечение производства; организация управления на предприятии; организация контроля качества; ритмичность работы производства; организация вспомогательных процессов (обслуживание и ремонт оборудования, транспортные процессы и т. д.); уровень НОТ и технической эстетики, условия труда работающих и состояние охраны труда;
экономические — применение различных форм оплаты труда; уровень заработной платы работающих; система материального стимулирования; технико-экономические показатели деятельности предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, объем реализации, чистая продукция и др.);
социальные — подготовка и профессиональное обучение кадров; подбор и расстановка кадров; моральное стимулирование высокого качества работ; трудовая дисциплина в коллективе; организация отдыха и культурно-просветительная работа; организация социалистического соревнования; участие общественных организаций в борьбе за качество (общественные советы по качеству, группы народного контроля, работа НТО и ВОИР и др.).
Источник
От чего зависит качество ремонта автомобиля?
Все автолюбители сталкиваются с проблемами ремонта. В недавней нашей статье мы рассказывали, как выбирать автосервис. Раскрывая эту тему шире, расскажем что в итоге влияет на главный результат автосервиса, а именно качество отремонтированного автомобиля.
После посещения автосервиса в идеальном случае не должно быть так называемых возвратов. К сожалению, по разным причинам они случаются и понятно, что есть прямая связь возвратов с качеством обслуживания и ремонта.
На качественный ремонт влияет большое количество факторов, рассмотрим наиболее важные и очевидные.
1. Оборудование станции технического обслуживания
Современный автосервис подразумевает широкий ассортимент разнообразных приспособлений, станков, подъемников и вспомогательного инструмента. К примеру, если в автосервисе установлен откалиброванный и современный балансировочный станок, то вероятность появления повторной жалобы о биении колес сводится к нулю. Старое, изношенное оборудование опасно для персонала автосервиса, и выполнить качественный ремонт автомобиля явно не получится. Если говорить про ремонт автомобилей бизнес и премиум класса, то риск поломок после такого ремонта высок и его последствия могут быть очень серьезными.
Кроме вышеперечисленных моментов наличие большого количества автосервисного оборудования позволяет оказывать большее количество услуг, и как итог быть более конкурентным на рынке услуг. Вывод простой: современное исправное оборудование позволяет решать самые сложные задачи и вносит вклад в обеспечение качественного ремонта.
2. Инструмент и программное обеспечение
Инструмент и его ассортимент — это основная база для выполнения ремонта. Недостаток инструмента сказывается на качестве и скорости и к тому же ограничивает объем и сложность выполняемого ремонта. Сейчас можно приобрести инструмент разных производителей от бюджетных до профессиональных с пожизненной гарантией. Часто из-за экономии или недостатка средств владельцы автосервисов покупают что-то подешевле. Дешевый инструмент не предназначен для профессионального использования, он просто не выдержит большой нагрузки и интенсивности использования.
Сканеры и программное обеспечение современной СТО — это неотъемлемая часть диагностического участка. Сейчас даже самые простые автомобили оснащены электронными модулями и компонентами. Трудно представить как можно сейчас обойтись без программного обеспечения и специальных сканеров. Без них диагностика практически невозможна. Чем совершеннее диагностическое оборудование, тем точнее и быстрее диагностика. Как результат клиент получает качественную услугу и за приемлемые деньги.
3. Обученный персонал
Обученный и квалифицированный персонал — это самый важный элемент автосервиса. Без персонала инструмент и оборудование пустое и мертвое железо. Руками, опытом, грамотным подходом решается проблема качественного ремонта автомобиля. Инвестиции в обучение и подбор кадров одна из самых главных задач владельцев автобизнеса. Подобрать профессионалов, создать сплоченную команду не легкая задача, но всегда к этому необходимо стремится. Только так можно уверенно чувствовать себя в высококонкурентной среде автобизнеса и предложить автолюбителям лучший сервис.
Опытный автомеханик обладает помимо опыта такими навыками как организованность, пунктуальность, аккуратность, внимательность, смекалка. Иногда при решении сложных задач приходится проявлять сноровку и мыслить творчески. Таким образом без опытных автомехаников невозможен успешный автосервис.
4. Запасные части и вспомогательные материалы
Технологический уровень изготовления запасных частей растет за счет использования современных технологий, применения высокоточных станков с числовым программным управлением, компьютерного моделирования и расчетов при изготовлении запасных частей.
Запасные части к автомобилю делятся на две основные категории: оригинальные и неоригинальные. Оригинальные запчасти гарантируют надлежащее качество и обычно имеют гарантийную поддержку. Неоригинальные запчасти — это аналоги оригинальных запчастей и их производят огромное число заводов. Цены и качество «гуляют» в широких диапазонах. Стоит отметить, что некоторые неоригинальные запасные части не уступают в качестве их оригиналу и даже дороже по цене.
Очевидно, что гарантировать качество ремонта можно только в случае применения проверенных и надежных запасных частей. Автомобильные запасные части — еще одно звено цепи качества ремонта. Руководители отдела запасных частей должны уделить особое внимание какие зачасти наиболее сочетают в себе формулу цена/качество.
5. Система контроля и организация процесса ремонта
Очевидная истина — все могут ошибиться. Если процесс ремонта отправить на самотек, то количество рекламаций будет расти как снежный ком и клиенты будут уходить к конкурентам. Отлаженная система контроля минимизирует количество ошибок и позволяет выявить слабые места процесса ремонта автомобиля. Все этапы должны быть контролируемыми и сами методы контроля ремонта обязательно должны совершенствоваться. Невозможно получить качественный ремонт автомобиля без контрольных проверок всех этапов. Все процессы от приемки автомобиля до выдачи проходят проверку. Это могут быть специальные контрольные карты или варианты чек-листов. Отсюда следует вывод: чем совершеннее система контроля, тем выше качество ремонта автомобиля. Как следствие выше репутация и доверие клиентов.
6. Культура производства
Понятие «культура производства» — это объемное и общее понятие, которое включает все выше перечисленные факторы. Что относится к культуре производства: исполнительская и технологическая дисциплина, оснащенность производства, чистота и порядок на рабочих местах, квалификация и инициативность сотрудников, понятные и четкие правила работы в организации, стремление к развитию предприятия, а в нашем случае автосервиса.
Культура производства можно сказать «склеивает» все процессы и в итоге приводит автосервис к развитию и успеху. Ведь приятно, когда вас встречает мастер-приемщик, четко соблюдает регламент, доходчиво объясняет и аргументирует все что касается ремонта, опрятно выглядит и активно проявляет интерес к проблеме клиента. Это только маленький пример как должен работать сотрудник и какой квалификацией обладать.
К культуре производства можно отнести и внедрение в некоторых техцентрах и автосервисах элементов бережливого производства. Например, за основу иногда берется японская практика кайдзен. Кайзден — это система непрерывного совершенствования процессов производства, управления и в целом всеми аспектами автосервиса или любого другого предприятия.
В заключении сделаем вывод, что качество ремонта это большая и многоступенчатая задача которая требует пристального внимания владельцев автобизнеса. Ничто не должно упускаться из виду, каждая проблема в ремонте — это повод для пристального рассмотрения причины ее появления, устранения и предотвращения в будущем.
Источник
7. Управление качеством ремонта автомобилей на предприятии.
Система управления качеством ремонта автомобилей должна охватывать максимальное число мероприятий. К наиболее важным из них следует отнести: определение потребностей в ремонте автомобилей и агрегатов; выявление уровня качества продукции ремонтных предприятий; прогнозирование перспектив роста уровня качества ремонта по возможностям ремонтных предприятий и экономической целесообразности; корректирование действующих и разработка новых технических условий и нормативов на ремонт автомобилей; ведение учета и отчетности по качеству ремонта, включая показатели надежности отремонтированных автомобилей и агрегатов; установление единых методов и средств контроля качества ремонта деталей, узлов, агрегатов и автомобилей; моральное и материальное стимулирование повышения качества ремонта; контроль качества ремонта и ответственность за нарушение технических условий и нормативов.
Эти мероприятия являются объектами управления, поскольку целенаправленное воздействие на них обеспечивает необходимый уровень качества КР на предприятии.
Основными факторами, влияющими на качество ремонта автомобилей и агрегатов, являются:
технологические — полнота и качество нормативно-технической документации; технологическая структура производства; качество технологического оборудования и инструмента; обеспеченность средствами технологического оснащения (приспособлениями, штампами и т. д.) и их качество; качество технологических процессов разборочно-сборочных и моечно-очистительных работ, дефектовки деталей, ремонта деталей и др.; стабильность основных и вспомогательных технологических процессов; качество запасных частей и материалов; методы и средства контроля качества; организационные—качество труда коллективов и исполнителей; производственная структура предприятия и подразделений; уровень специализации и кооперирования производства; организационная структура предприятия и подразделений; материально-техническое обеспечение производства; организация управления на предприятии; организация контроля качества; ритмичность работы производства; организация вспомогательных процессов (обслуживание и ремонт оборудования, транспортные процессы и т. д.); уровень НОТ и технической эстетики, условия труда работающих и состояние охраны труда;
экономические — применение различных форм оплаты труда; уровень заработной платы работающих; система материального стимулирования; технико-экономические показатели деятельности предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, объем реализации, чистая продукция и др.);
социальные — подготовка и профессиональное обучение кадров; подбор и расстановка кадров; моральное стимулирование высокого качества работ; трудовая дисциплина в коллективе; организация отдыха и культурно-просветительная работа; организация социалистического соревнования; участие общественных организаций в борьбе за качество (общественные советы по качеству, группы народного контроля, работа НТО и ВОИР и др.).
8. Магнитная дефектоскопия деталей.
Применяется для обнаружения нарушений сплошности (трещин, немагнитных включений и др. дефектов) в поверхностных слоях деталей из ферромагнитных материалов и выявления ферромагнитных включений в деталях из неферромагнитных материалов; для контроля толщины немагнитных покрытий на деталях из ферромагнитных материалов и толщины стенок тонкостенных деталей, а также для контроля качества термич. или химико-термич. обработки металлич. деталей. Для обнаружения нарушений сплошности материала ферромагнитных (гл. обр. стальных) деталей применяются методы, основанные на исследовании магнитных полей рассеяния вокруг этих деталей после их намагничивания. В местах нарушения сплошности происходит перераспределение магнитного потока и резкое изменение характера магнитного поля рассеяния. Характер магнитного поля рассеяния определяется величиной и формой дефекта, глубиной его залегания, а также его ориентацией относительно направления магнитного потока. Поверхностные дефекты типа трещин, ориентированные перпендикулярно магнитному потоку, вызывают появление наиболее резко выраженных магнитных полей рассеяния; дефекты, ориентированные вдоль магнитного потока, практически не вызывают появления нолей рассеяния.
Наиболее широко распространенным методом магнитной дефектоскопии является метод магнитного порошка. При этом методе намагниченную деталь посыпают магнитным порошком (сухой метод) или поливают магнитной суспензией (мокрый метод). Частицы порошка, попавшие в зоны магнитных полей рассеяния, оседают на поверхности деталей вблизи мест расположения дефектов. Ширина полосы, па к-рой происходит оседание порошка, значительно больше ширины «раскрытия» дефекта, поэтому невидимые до этого дефекты фиксируют по осевшему около них порошку даже невооруженным глазом. Метод магнитного порошка весьма прост и позволяет определять места и контуры нарушений сплошности материала, расположенные на поверхности деталей, а также на глубине до 2—3 мм под поверхностью. Намагничивание деталей, обработка их порошком (чаще суспензией), а также последующее размагничивание производятся с помощью магнитных дефектоскопов. Когда в контролируемых деталях возможна различная ориентировка дефектов, необходимо проводить двойной контроль с продольным и циркулярным намагничиванием. Более производительным является магнитно-порошковый контроль с использованием комбинированного намагничивания.
Циркулярное намагничивание является основным при магнитной дефектоскопии, продольное же намагничивание применяется только в тех случаях, когда в контролируемой детали предполагаются строго поперечные дефекты или применение циркулярного намагничивания затруднено или сопряжено с порчей детали (напр., из-за опасного перегрева детали в местах контактов с электродами дефектоскопа). Чувствительность магнитно-порошкового метода существенно зависит от степени намагниченности детали во время обработки магнитной суспензией (или порошком). В большинстве случаев для проведения магнитного контроля достаточна остаточная намагниченность материала контролируемых деталей после их намагничивания в тех или иных магнитных полях. Однако при контроле деталей из материалов с малой коэрцитивной силой (малоуглеродистая сталь или сталь в отожженном состоянии) остаточная намагниченность может быть недостаточной даже если намагничивание производилось в магнитных полях, близких к насыщению. В этих случаях обработка деталей суспензией или порошком должна производиться во время действия на деталь магнитного поля, требующегося для создания необходимой намагниченности материала. Такой вид контроля, в отличие от контроля на остаточной намагниченности, наз. контролем в приложенном магнитном поле. Выявляемость дефектов зависит также и от их гео- метрич. параметров. Лучше выявляются дефекты, имеющие большую высоту, большее отношение высоты к ширице и находящиеся на меньшей глубине. Режимы намагничивания выбираются с таким расчетом, чтобы в каждом конкретном случае хорошо обнаруживались дефекты материала, представляющие опасность для работы детали и не обнаруживались бы неопасные для данной детали дефекты. Так, для контроля высоконагруженных деталей, прошедших чистовую обработку поверхности, на поверхности создают намагничивающее поле —100 э — при контроле на остаточном намагничивании и — 30 э — при контроле в приложенном поле. При этом обнаруживаются выходящие на поверхность дефекты высотой более 0,05 мм и примерно половина дефектов такой же высоты, находящихся па глубине до 0,5 мм. Для обнаружения более мелких дефектов (волосовин, шлифовочных трещин и др.) применяется т.п. режим «повышенной жесткости», при к-ром создают магнитные поля на поверхности детали соответственно —180 и —60 э. При контроле на режиме «пониженной жесткости» используется обычно остаточная намагниченность после намагничивания в поле на поверхности детали —60 э\ при этом выявляются выходящие на поверхность трещины, вытянутые в глубь металла волосовины и часть более мелких поверхностных и подповерхностных дефектов. О характере дефекта судят по оседанию магнитного порошка. Так, закалочные, ковочные и др. трещины вызывают плотное оседание порошка в виде резких ломаных линий. Флокены выявляются в виде отдельных искривленных черточек, расположенных поодиночке или группами, слой осевшего порошка в этом случае также довольно плотен. Волосовины обнаруживаются по оседанию порошка в виде прямых или слегка изогнутых (по волокну) тонких черточек, интенсивность оседания порошка в этом случае меньшая, чем при трещинах поперечных разрезов этих дефектов.
Для улучшения видимости порошка его окрашивают в контрастные цвета по отношению к цвету контролируемых деталей. Наряду с обычными порошками красно- коричневого и темно-серого цветов, используемых при контроле деталей со светлой поверхностью, применяются порошки светло-серого, желтого или зеленого цветов для контроля деталей с темной поверхностью. Значительно ярче вырисовываются дефекты при использовании магнитных порошков, частицы к-рых покрыты слоем люминофора (см. Магнитно-люминесцентная дефектоскопия).
Магнитно-порошковый метод М. д. применяется не только в процессе производства изделий, но и при их эксплуатации, напр.
для обнаружения трещин усталостного происхождения. Переносные дефектоскопы позволяют применять магнитно-порошковый метод для контроля деталей, узлов и агрегатов без их разборки.
Весьма перспективным методом магнитной дефектоскопии является метод, основанный на использовании феррозондовых индикаторов полей рассеяния (см. Феррозондовыи метод дефектоскопии).
При контроле качества сварки трубопроводов широко используется магнитографический метод дефектоскопии.
Методы магнитной дефектоскопии, используемые для контроля качества термич. обработки, а иногда и для сортировки металла по маркам, основываются на связи между какой-либо магнитной хар-кой и структурномеханич. свойствами или химич. составом материала контролируемых деталей; эта группа методов известна под названием с т р у к- туроскопических. Чаще всего в магнитной структуроскопии используются следующие магнитные хар-ки: коэрцитивная сила (#с), остаточная индукция (£г), намагниченность насыщения (/макс), макс, магнитная проницаемость (р,макс). В соответствии с этим магнитно-структуроскопические методы разделяются на ферро- метрические (измерение /макс), пермеаметрические (измерение |Имакс), коэрцитиметрические (измерение #с), реманенцескопические (измерение Вг).
Важное преимущество широко распространенных коэрцитиметрич. методов заключается в том, что точность измерения коэрцитивной силы практически не зависит от формы и размеров контролируемых деталей. В коэрцитиметрич. приборах (ко- эрцитиметрах) контролируемая деталь намагничивается до технич. насыщения, после чего подвергается действию постепенно увеличивающегося магнитного поля обратного направления; при этом определяется величина магнитного поля (или тока, питающего размагничивающее устройство), при к-ром намагниченность детали становится равной нулю. В реманенцескопич. приборах оценивается обычно величина кажущейся остаточной индукции. Это осуществляется либо баллистическим способом — быстрым продвижением детали сквозь катушку, соединенную с измерительным прибором, либо магнитометрическим — измерением напряженности магнитного поля, создаваемого контролируемой деталью, на определенном расстоянии от этой детали. Большое распространение получили весьма простые пермеаметрич. приборы, в к-рых датчиком является система из первичной и вторичной катушек, располагаемых либо на контролируемой детали, либо на П-образном сердечнике, концы к-рого замкнуты деталью. По первичной катушке обычно пропускается ток промышленной частоты, а в цепь вторичной катушки включается измерительный прибор. Для повышения разрешающей способности пермеаметрич. метода применяются различные компенсационные схемы, позволяющие использовать измерительную аппаратуру более высокой чувствительности.
Феррометрич. методы магнитной структуроскопии, применяемые для определения количества ферромагнитной фазы в стали, основываются на измерении намагниченности насыщения; точность измерения тем больше, чем ближе намагниченность деталей в процессе контроля к магнитному насыщению. Только при полном насыщении имеется однозначная зависимость между интенсивностью намагниченности и количеством ферромагнитной фазы. На интенсивность намагниченности материала в меньших магнитных полях оказывают влияние также и др. мешающие факторы (напр., форма частиц и характер распределения ферромагнитной фазы). На практике обычно применяется контроль в более слабых полях; в ряде случаев для целей ферро- метрии применяются и довольно простые пермеаметрич. приборы.
Одной из важных областей магнитной дефектоскопии является измерение толщины покрытий магнитными методами. Эти методы применяются в тех случаях, когда материалы основы и покрытия резко отличаются по своим магнитным свойствам. Они используются, напр., для измерения немагнитных металлич. и неметаллич., а также слабомагнитных (никелевых) покрытий на стальных деталях. Распространены две группы магнитных толщиномеров. Приборы первой группы основаны на измерении силы притяжения постоянного магнита или сердечника электромагнита к контролируемой детали. Эта сила уменьшается с увеличением толщины слоя немагнитного (или слабомагнитного) покрытия. Сила притяжения обычно определяется по силе, необходимой для отрыва магнита (или сердечника электромагнита) от контролируемой детали, поэтому приборы, входящие в эту группу, называются «отрывными». Приборами второй группы определяется сопротивление магнитной цепи, составленной из контролируемого участка детали и сердечника электромагнита (или постоянного магнита). Величина этого сопротивления зависит от толщины покрытия; чем толще покрытие, представляющее собой немагнитный или слабомагнитный зазор между сердечником датчика и контролируемой деталью, тем больше сопротивление цепи.
Одним из приборов «отрывного» типа является магнитный толщиномер МТ2-54, представляющий собой силоизмерительный механизм, определяющий величину силы притяжения постоянного магнита к контролируемой детали. Прибор позволяет производить измерения в диапазоне от 0 до 600 мк с погрешностью, не превышающей 5% от измеряемой толщины. Действие другого магнитного толщиномера МТ-ДАЗ основано на измерении силы притяжения подвижного сердечника электромагнита к контролируемой детали. Толщина покрытия определяется по показанию гальванометра, включенного в цепь соленоида в момент отрыва сердечника; шкала гальванометра градуирована в микронах. Если в результате действия мешающих факторов показание прибора на детали без покрытия не равно нулю, то необходимо пользоваться переводным графиком с подвижной линейкой, аналогичным графику прибора МТ2-54. Магнитные методы успешно применяются для измерения толщины стенок деталей из ферромагнитных материалов. Особенно эффективны эти методы при одностороннем доступе к изделию. Применяемые в этих случаях методы прямо или косвенно связаны с измерением магнитного потока в контролируемом участке детали при намагничивании ее до технического насыщения.
В приборе Ферстера (ФРГ) датчиком является постоянный подковообразный магнит с измерительной обмоткой в средней части. При соприкосновении датчика с контролируемой деталью в результате уменьшения размагничивающего поля интенсивность намагничивания магнита увеличивается и в цепи обмотки возникает импульс тока, величина к-рого пропорциональна толщине стенки детали. В качестве измерительного прибора в этом случае использован флюксметр. Диапазон толщин, измеряемых указанным прибором, от 0 до 3 мм. В нек-рых магнитных толщиномерах датчиком является подковообразный электромагнит, питаемый переменным током промышленной частоты. Показания гальванометра, включенного в цепь вторичной (измерительной) обмотки датчика, зависят от толщины стенки контролируемой детали. В связи с сильным влиянием скин-эффекта приборы подобного типа используются при контроле стенок толщиной не более 1—1,5 мм. Для увеличения диапазона измеряемых толщин либо уменьшают частоту питающего тока (что значительно усложняет прибор), либо используют дополнительное подмагничивание контролируемого участка постоянным магнитным полем.
Магнитный метод с использованием феррозондов применяется и для измерения толщины стенок деталей из неферромагнитных материалов, однако в этом случае необходим доступ к обеим сторонам этих стенок.
В результате контроля методами магнитной дефектоскопии детали из ферромагнитных материалов приобретают остаточную намагниченность, что в ряде случаев может повести к нарушению нормальной работы изделия, в к-ром будут находиться намагниченные детали. Так, напр., намагниченность деталей может вызвать повышение девиации компаса самолета или повышенный износ в узлах трения в результате притяжения железных частиц. Поэтому после магнитного контроля необходимо производить размагничивание деталей.
Размагничивание осуществляется чаще всего путем продвижения намагниченных изделий через размагничивающие камеры (соленоиды), питаемые переменным током промышленной частоты. В случаях, когда необходимо размагничивать крупные детали (особенно намагниченные постоянным магнитным полем), используется размагничивающее поле пониженной частоты. В некорых дефектоскопах (напр., УМДЭ- 10 000) размагничивание крупных деталей производится путем коммутации пропускаемого по детали постоянного тока с постепенным уменьшением его величины до нуля.
Источник