- Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
- На что можно получить финансовую поддержку
- Условия получения государственной поддержки
- Правила подачи заявки в Фонд
- Как финансируется капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?
- Финансирование расходов на проведение капремонта общего имущества в МКД
- Определение понятий «региональный оператор» и «формирование фонда»
- Основания для перечисления средств на проведение капремонта
- Размер предельной стоимости услуг и работ по капремонту
Правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта
В постановлении Правительства РФ от 17.01.2017 N 18 вы найдёте правила предоставления государственной поддержки капитального ремонта. Их разработал Минстрой РФ, и касаются они энергоэффективного капитального ремонта.
Как получить государственную финансовую помощь на капремонт, расскажем сегодня.
На что можно получить финансовую поддержку
Вы проводите капитальный ремонт и хотите претендовать на государственную денежную поддержку. Выдаётся она на одну из двух целей:
- возмещение части расходов на уплату процентов за займ или кредит, взятый в целях оплаты услуг и работ по капитальному ремонту ОИ в МКД. Исключение – неустойка за нарушение условий договора займа или кредитного договора,
- возмещение части расходов на оплату услуг и работ по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, выполненных в ходе работ по капитальному ремонту.
Если вы хотите получить деньги на вторую цель, помните, что работы по энергосбережению должны соответствовать следующим требованиям:
- входить в перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности,
- в результате их проведения расходы на оплату коммунальных ресурсов должны уменьшиться не менее чем на 10 % по каждому МКД.
Государственная поддержка капитального ремонта не безлимитная, для одного МКД она не может превышать 50 % общей стоимости услуг и работ по капитальному ремонту этого дома, при этом быть не более 5 миллионов рублей.
Фонд содействия реформированию ЖКХ (далее – Фонд) размер денежной поддержки определяет индивидуально для каждого МКД. При этом учитывает расход на оплату:
- тепла и ГВС (по показаниям ОДПУ),
- электричества (разницу между объёмом потребления по показаниям ОДПУ и суммой объёмов потребления по показаниям ИПУ и ОДПУ в доме).
Деньги на возмещение части расходов на оплату процентов выдаются в размере прогнозных расходов за весь срок действия кредитного договора, но не более чем за 5 лет. Расчёт ведётся по 100% ключевой ставке ЦБ РФ, действующей на дату принятия решения о предоставлении финансовой поддержки. При этом берётся в расчёт ограничение размера помощи для одного МКД.
Условия получения государственной поддержки
Вы можете рассчитывать на финансовую поддержку государства только если в субъекте Федерации утверждены региональные программы проведения капитального ремонта ОИ в МКД или краткосрочные планы реализации региональных программ капитального ремонта, или нормативный правовой акт субъекта, оформленный согласно п. 1 ч. 2 ст. 168 ЖК РФ.
В этих документах должны содержаться:
- список МКД, которым планируется оказать финансовую помощь,
- виды работ и услуг по капитальному ремонту ОИ в МКД,
- срок окончания работ и услуг в МКД, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки не позднее 1 ноября 2017 г.,
- планируемая стоимость,
- размер и источники финансирования капитального ремонта.
К дому, в отношении которого вы хотите получить помощь, также предъявляется ряд требований (если дом им не соответствует, Фонд имеет право отказать вам в поддержке):
- не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции,
- с года ввода МКД в эксплуатацию прошло более 5 лет, но менее 60,
- оснащён ОДПУ потребления коммунальных ресурсов, необходимых для предоставления КУ (тепло, электричество), и расчёт за КУ ведётся по таким ПУ непрерывно в течение года, предшествующего дате утверждения региональной программы,
- капитальный ремонт ОИ в МКД не финансируется за счёт средств регионального оператора, сформированных взносами собственников помещений другого МКД.
Если вы хотите получить финансовую помощь на работы по энергосбережению, проверьте, что в МКД предусмотрен перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности.
Если деньги должны поступить на погашение расходов на уплату процентов, вы должны предоставить письмо кредитной организации о намерении выдать кредит ТСЖ, ЖК, ЖСК, УО в валюте Российской Федерации для проведения капитального ремонта общего имущества в МКД.
Правила подачи заявки в Фонд
Заявку в Фонд подаёт высшее должностное лицо субъекта РФ, на территории которого планируется осуществление капитального ремонта общего имущества в МКД.
Фонд проверяет предоставленные данные в течение 30 дней и, если с ними всё в порядке, принимает положительное решение. 5 дней отводится на уведомление соискателя о принятом решении.
После между Фондом и высшим должностным лицом субъекта заключается договор о предоставлении финансовой поддержки. В нём обязательно указываются:
- обязательство Фонда предоставить финансовую поддержку, сумма поддержки, цели, условия и порядок её перечисления,
- право Фонда проводить проверки соблюдения субъектом РФ условий договора;
- основания для одностороннего отказа Фонда исполнять договор, порядок возврата денег,
- ответственность сторон договора.
Высшее должностное лицо субъекта РФ после доставки ему проекта договора должно подписать его в течение 30 дней. В противном случае Фонд откажет в поддержке.
Для перечисления средств в Фонд необходимо направить подтверждения:
- выполнения работ и услуг,
- достижения значений целевых показателей экономии расходов на коммунальные ресурсы,
- привлечения кредитов на проведение капитального ремонта.
Фонд проверяет документы 20 рабочих дней, а после решает предоставить всю сумму сразу или частями. Средства поступают в бюджеты субъектов РФ, а после распределяются властями региона между муниципальными образованиями, желающими получить финансовую поддержку, согласно заявке.
ОМС делит поступившие деньги между МКД в течение 14 рабочих дней с момента их поступления.
Управляющая организация, в свою очередь, в течение 30 дней после получения приятного уведомления направляет в ОМС:
- уведомления о банковских счетах организации с указанием реквизитов,
- решение общего собрания членов ТСЖ, ЖК, ЖСК либо ОСС о проведении капитального ремонта общего имущества в МКД (с порядком использования средств).
В течение 5 дней после получения документов ОМС переводит деньги на указанные банковские счета.
Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Источник
Как финансируется капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах?
Капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируется за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников. Обязанность по уплате взносов в фонд возникает у собственников по истечении трех — восьми месяцев после опубликования региональной программы. Иной срок установлен, если дом введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы.
Источники финансирования капитального ремонта
Расходы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме финансируются за счет средств фонда капитального ремонта и иных не запрещенных законом источников (ч. 2 ст. 158 ЖК РФ).
Фонд капитального ремонта образуется в том числе за счет взносов на капитальный ремонт, уплаченных собственниками помещений в многоквартирном доме (ч. 1 ст. 170 ЖК РФ).
Оплата расходов на капитальный ремонт является обязанностью всех собственников помещений. Законом субъекта РФ может быть предусмотрена компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт следующим категориям граждан (ч. 3 ст. 158, ч. 2.1 ст. 169 ЖК РФ; ст. 1 Закона г. Москвы от 23.03.2016 № 10 «О мерах социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве»; п. 1.2 Порядка, утв. постановлением Правительства Москвы от 05.04.2016 №N 161-ПП «О порядке предоставления собственникам жилых помещений мер социальной поддержки по оплате взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в городе Москве»):
• одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50%, 80 лет — в размере 100%;
• проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста 70 лет, — в размере 50%, 80 лет — в размере 100%.
Кроме того, инвалидам I и II группы, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт в размере не более 50% указанного взноса (ч. 14 ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Минимальный размер взноса на капитальный ремонт устанавливается нормативным правовым актом субъекта РФ. Собственники помещений могут принять решение об установлении взноса в размере, превышающем установленный минимальный размер (ч. 8.1, 8.2 ст. 156 ЖК РФ).
Собственники помещений в многоквартирном доме вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта (ч. 3 ст. 170 ЖК РФ):
1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет.
В этом случае решением общего собрания собственников помещений нужно определить размер взносов (который не может быть меньше установленного минимального размера), владельца специального счета (например, ТСЖ или жилищный кооператив) и кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет (ч. 4 ст. 170 ЖК РФ);
2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора.
Справка. Региональный оператор
Региональный оператор — специализированная некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме фонда, которая осуществляет деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (п. 16.5 ст. 12, ч. 1 ст. 178 ЖК РФ).
Региональный оператор создается на основании нормативно-правового акта субъекта РФ (ст. 167, гл. 17 ЖК РФ; ч. 1 ст. 17 Закона Московской области от 01.07.2013 № 66/2013-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Московской области»).
Следует учитывать, что средства, перечисленные вами на счет регионального оператора, могут быть использованы на возвратной основе на капитальный ремонт общего имущества в других многоквартирных домах, собственники помещений в которых также перечисляют взносы на счет данного оператора (ч. 4 ст. 179 ЖК РФ).
Очередность ремонта определяется на основе объективных критериев, обеспечивающих первоочередное его проведение, в частности, в тех домах, проживание в которых опасно для жизни или здоровья граждан. При этом очередность проведения ремонта, а также неисполнение региональной программы, которая ее установила, могут быть оспорены (постановление Конституционного Суда РФ от 12.04.2016 № 10-П «По делу о проверке конституционности положений части 1 статьи 169, частей 4 и 7 статьи 170 и части 4 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации в связи с запросами групп депутатов Государственной Думы»).
Решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений не менее чем в течение трех месяцев и не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включен дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта. Точный срок устанавливается органом государственной власти субъекта РФ (ч. 5 ст. 170 ЖК РФ).
При этом собственники помещений в МКД обязаны уплачивать взносы на капитальный ремонт вне зависимости от того, был ли заключен договор о формировании фонда капитального ремонта и об организации проведения капитального ремонта между собственником помещения в многоквартирном доме и региональным оператором (Письмо Минстроя России от 05.08.2015 № 24470-ОД/04 «По вопросу уплаты взносов на капитальный ремонт собственниками помещений в многоквартирном доме»).
Если до наступления установленного региональной программой срока капитального ремонта общего имущества в МКД были выполнены отдельные работы по такому ремонту и их оплата была осуществлена без использования бюджетных средств и средств регионального оператора, средства в размере стоимости этих работ (но не свыше предельной стоимости) засчитываются в установленном порядке в счет исполнения на будущий период обязательств по уплате взносов на капитальный ремонт (ч. 5 ст. 181 ЖК РФ; постановление Правительства Москвы от 06.06.2016 № 306-ПП).
Срок уплаты взносов на капитальный ремонт
Обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт возникает у собственников помещений по истечении не менее трех и не более восьми календарных месяцев начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована региональная программа, в которую включен дом. Точный срок устанавливается законом субъекта РФ (ч. 3 ст. 169 ЖК РФ).
Иные сроки установлены, если дом введен в эксплуатацию после утверждения региональной программы и включен в региональную программу при ее актуализации. В этом случае обязанность уплачивать взносы на капитальный ремонт у собственников помещений возникает по истечении срока, установленного органом государственной власти субъекта РФ, но не позднее чем в течение пяти лет с даты включения дома в региональную программу капитального ремонта (ч. 5.1 ст. 170 ЖК РФ).
Взносы на капитальный ремонт уплачиваются собственниками жилых помещений на основании платежных документов в сроки, установленные для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1, 2 ст. 171 ЖК РФ).
По материалам («Электронный журнал «Азбука права», 2019)
Источник
Финансирование расходов на проведение капремонта общего имущества в МКД
Финансирование затрат региональным оператором в виде аванса может осуществляться в размере, который не превышает 30%.
Определение понятий «региональный оператор» и «формирование фонда»
В 2012 году был принят Закон, обязывающий владельцев квартир, которые размещены в многоквартирных домах, вносить ежемесячные платежи для уплаты расходов на капитальный ремонт собственного дома. При этом собственники имеют возможность выбрать одну из двух систем формирования фонда капитального ремонта:
- аккумуляция финансов на спецсчете многоквартирного дома;
- применение для этой цели счета регионального оператора.
Выбор одного из вышеперечисленных вариантов будущего источника финансирования должен быть сделан на протяжении полугода с того момента, как была издана региональная программа капремонта. Найти ее можно в открытых источниках: на официальном веб-сайте органов госвласти субъекта России, а также в печатных изданиях.
Если хозяева квартир, размещенных в многоквартирных домах, не сделают выбор или не успеют реализовать его в установленный термин, структурой местного самоуправления выносится вывод о том, что организация фонда капремонта будет произведена на счетах оператора и такие счета будут являться источником финансирования работ по проведению капремонта.
«Региональный оператор» — так называют специализированную организацию некоммерческого характера, которая имеет соответствующую организационно-правовую форму и реализует деятельность, направленную на своевременное проведение капремонта совместной собственности многоквартирного дома.
Таким образом, согласно ст. 190 Жилищного кодекса России региональный оператор обеспечивает компенсацию финансирования капремонта совместной собственности многоквартирного дома, в котором хозяева жилищ формируют фонд капремонта на его счетах и рассматривают его как надежный источник финансирования работ по проведению капремонта.
Основания для перечисления средств на проведение капремонта
Чтобы региональный оператор произвел компенсацию средств по контракту на предоставление услуг или по контракту выполнения работ на осуществление капремонта совместной собственности дома, необходим акт приемки предоставленных услуг или работ. Подобный акт следует предварительно согласовать со структурой местного самоуправления и в ситуации если осуществление ремонта в доме было инициировано хозяевами жилья, расположенного в многоквартирном доме — с особой, которая наделена полномочиями осуществлять действия от лица всех владельцев жилья, размещенного в многоквартирном доме в порядке, установленном законодательством России.
Финансирование затрат на осуществление капремонта дома региональным оператором в виде аванса может осуществляться в размере, который не превышает 30% от суммарной стоимости предполагаемого объема работ и услуг по капремонту совместной собственности дома, которая зафиксирована в смете, включая работы по подготовке проектных документов.
Чтобы были оплачены работы по капремонту дома из другого источника, которым является специальный счет, согласно предоставленной смете и в порядке, который определен законодательством, владельцы жилья должны предоставить владельцу спецсчета следующую документацию:
- протокольное решение высшего органа — общего собрания владельцев жилья такого дома, в котором отображено желание выполнить капитальный ремонт совместной собственности дома;
- контракт, на основании которого проводятся работы или оказываются услуги по капремонту совместной собственности дома;
- акт приемки предоставленных услуг и выполненных в рамках контракта работ. Подобный документ не может быть предоставлен, если речь идет о выплате авансового платежа, размер которого составляет не больше, чем 30% от общей суммы работ, которая отображена в смете, приложенной к контракту.
Оплата по смете тех видов работ, которые не упоминаются в перечне, зафиксированном в региональной программе, осуществляется из источников финансирования, которые составляют средства хозяев жилья, расположенного в МКД, которые внесены в определенном порядке сверх минимальной суммы взносов на капремонт. Основным условием для этого является решение владельцев об осуществлении подобных видов работ и определение размера взносов, который превышает минимально допустимую сумму.
Размер предельной стоимости услуг и работ по капремонту
Нормативно-правовые документы субъектов РФ определяют не только порядок выплаты компенсации средств для осуществления капитального ремонта, но и размер максимально возможной суммы, которая может быть отображена в смете, для оплаты услуг и работ по осуществлению капремонта совместной собственности, которая находится в многоквартирных домах.
Оператор может выплачивать подобную компенсацию из такого источника как фонд капремонта, исходя из минимальной суммы взноса, который определяет российское законодательство.
Соответствующий нормативно-правовой акт должен быть принят в порядке, который установлен статьей 166 Жилищного кодекса. В случае если компенсация согласно сметы превышает такую предельную стоимость, или предполагается компенсация, которая не указана в первой части статьи 166, она осуществляется из такого источника, как взносы владельцев жилья, расположенного в многоквартирном доме, которые выплачиваются в установленном порядке сверх минимальной суммы взноса, которая определена.
Источник