Как идет ремонт адмирала кузнецова

«Реанимация „Адмирала Кузнецова“ — дутый престиж в ущерб бюджету» — мнение

После очередного ЧП с тяжёлым авианесущим крейсером (ТАВКР) «Адмирал Кузнецов» — единственным авианосным кораблем России, входящим в состав Северного флота, специалисты разводят руками. Еще три года назад в Министерстве обороны должны были принять решение об отправке «старичка» на покой, но у нас всегда дутый престиж идет в ущерб практичности и бюджету на его реанимацию, исчисляемому десятками миллиардов рублей, считают они. ТАВКР уже давно превысил нормативные сроки своей службы. Так что случившийся на нем 12 декабря пожар (погибли двое военнослужащих, в реанимацию попали 12 человек) — это далеко не случайность.

За свою 30-летнюю карьеру ТАВКР был предметом не только гордости ВМФ России, но и критики. Особенно в последние годы неоднократно обращалось внимание на то, что после спуска на воду в 1989 году этот тяжелый авианесущий крейсер едва ли не большую часть времени провел не в дальних походах, а у причальных стенок ремонтных доков. Из-за низкой надежности судовых механизмов его всегда сопровождал буксир, который в случае чего может прийти на помощь.

«Если вы думаете, что пожар на „Кузнецове“ — это большая редкость, напомним один факт. На палубе корабля во время несения им боевой службы всегда стоял пожарный КамАЗ — а то и не один, — комментируют эксперты телеграм-канала „Взгляд человека в лампасах“. — Но это то, что и так было видно всем на соответствующих фотографиях. Не все, однако, знали, что в составе экипажа крейсера находились четыре (!) аварийные пожарные группы, которые, сидя в разных концах корабля (на разных палубах), постоянно дежурили одетыми в соответствующее снаряжение. Потому что возгорания на крейсере происходили ежедневно. Повторим — ежедневно! И это было еще в те времена, когда корабль был еще относительно свежим».

«А на сегодняшний день ТАВКР уже давно превысил нормативные сроки своей службы. Так что сегодняшний пожар — это далеко не трагическая случайность. Случайность — то, что его так давно на корабле не было (по меньшей мере — в таких масштабах)», — резюмируют они.

Напоминая слова президента Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексея Рахманова о том, что в конце октября завершилась полная дефектация корабля, которая показала необходимость проведения дополнительных работ в ходе ремонта авианосца, эксперты пояснили: для организации авиакрыла «Кузнецова» необходимо в теснейшей связке решить сразу несколько важнейших вопросов. И первый из них — судьба и подготовка даже не людей, а техники.

Суть проблемы

«К чему само существование специализированного авиакрыла, дорогостоящая подготовка корабельных летчиков, содержание двух (!) специализированных тренажеров НИТКА (в Крыму и Ейске), если сам ТАВКР дышит на ладан и неизвестно, когда выйдет из ремонта? Да и выйдет ли вообще? — рассуждают авторы „Взгляд человека в лампасах“. — Есть основания полагать, что объем работ на „Кузнецове“ перед его постановкой в док был явно недооценен. Не получится ли так, что в процессе дефектации и вскрытия внутренностей крейсера будет обнаружена такая степень его износа, что дешевле и уместней окажется строительство нового авианосца, нежели обновление старого? Поверьте, есть основания полагать, что именно так и произойдет».

Разумеется, указывают они, корабельной авиации не может быть без носителя. И военное, и политическое руководство страны полагает наличие авианосца в составе ВМФ неизбежной необходимостью, и в этом есть резоны. Достаточно сказать, что без авианосного прикрытия невозможно иметь уверенность в боевой устойчивости морской компоненты стратегических ядерных сил, а без этой уверенности чего вообще стоит ядерная триада России? Но если так, то подготовку авиакрыла и создание нового (ремонт старого) корабля необходимо плотно увязывать.

«За прошедшие три десятка лет „Кузнецов“ и его самолеты на 90% жили параллельной, независимой друг от друга жизнью. Моряки ненавидели и не понимали летчиков, а летчики презирали флотоводов. Исправить все это — и есть задача номер один», — говорят специалисты.

Срок службы российских (советских) военных кораблей — 25 лет. Исключения бывали, но чаще всего в меньшую сторону. «Адмиралу Кузнецову» уже более тридцати. На какой срок будет продлен срок его службы после того капитального ремонта, который на нем даже не начинался? На пять лет, на десять? А ведь срок годности плавающего железа имеет прямое отношение к сроку гордости железа летающего. Самолеты Су-33 сделаны в конце 1980-х — начале 1990-х, их ресурс выбит практически до конца. Уже понятно, что не позднее чем через 5−10 лет все эти самолеты должны быть списаны, и это значит, что любая подготовка летчиков на этих машинах перестает иметь хоть какой-то реальный смысл, подчеркивают авторы.

Читайте также:  Ремонт магнитофона идель 001 1

После того, как «Кузнецов» выйдет из ремонта, полеты с него начнутся вовсе не сразу. Корабль будет проходить разнообразные испытания и проверки, процедуры и мероприятия, размагничивания, мерные линии и прочее и тому подобное. Поскольку за все эти долгие годы ремонта экипаж корабля в значительной мере поменяется, потребуется время на его боевое слаживание, на сдачу соответствующих боевых задач.

«Все это — драгоценное время. Как минимум несколько месяцев, и то и более корабль и его экипаж будут заняты исключительно самими собой, а отнюдь не подготовкой летчиков двух приписанных к кораблю полков. О полетах с палубы не будет идти и речи. Иначе говоря, стране нужен корабль и нужны корабельные самолеты. И то и другое сегодня — в пенсионном, мягко говоря, состоянии. Обновление и того, и другого — гигантские деньги, выходящие за пределы текущего военного бюджета РФ», — высказали свое мнение эксперты.

И снова о перспективах

«Поскольку в ходе ремонта за безопасность судовых работ отвечает завод (центр судоремонта „Звездочка“), не должно быть никаких претензий к Северному флоту», — сразу пояснил свою позицию автор «Оперативной линии».

По его словам, во время пожара на корабле к нему подгоняют «все, что можно спасательное, пожаротушащее и медицинское».

«Как правило, гарнизонные пожарники сразу же ссылаются на незнакомство с устройством корабля, лезть внутрь не хотят, ибо опасно, а потому скорбно поливают его с причала потоками пенной водички, благополучно стекающей с палубы через шпигаты в глубокое синее море. То же самое делают и пожарные катера. И лишь аварийные партии самоотверженно лезут туда, где даже в воздухе парят комки горящего мазута и рвутся трубы и баллоны с воздухом высокого давления, пытаясь хоть что-то сделать в этой стальной печи. И, надо сказать, получается порой, хотя и ценой жизней», — говорит эксперт.

Он отмечает, что прилет 12 декабря представителей Минобороны РФ и ВМФ в столицу Северного флота — Североморск ситуацию никак не изменит, но «ознаменуется лишь тщательными проверками никому не нужных документов, глубокомысленным обозреванием несчастного авианосца и ревностным битьем по хвостам».

«Жаль, конечно, но, по моему мнению, „Кузнецов“ отжил свое. Еще три года назад надо было уйти на покой, но у нас всегда дутый престиж шел в ущерб практичности и бюджету», — резюмирует автор «Оперативной линии», напомнив о затоплении дока ПД-50 и постановке авианосца «Адмирал Кузнецов» к стенке 35-го судоремонтного завода в поселке Роста.

«В самом деле, огромная дороговизна содержания и эксплуатации ТАВКР давно вызывает головную боль у высшего командования. Морально и физически устаревший авианосец, несмотря на высокую результативность действий его авиации в сирийском походе, стал, по сути всего лишь сверхзатратным перевозчиком самолетов к району боевого применения. Так, большинство Су-33 с него тут же перелетели на Хмеймим, а оставшиеся на борту „сушки“ и МиГ-29к/куб, имеющие меньший тактический радиус, применялись по целям ограниченно. Куда дешевле, быстрее и легче было бы перегнать самолеты воздухом», — добавляет он.

По мнению эксперта, «Адмирал Кузнецов» даже при полной технической готовности с его весьма скромным боевым потенциалом и отвлечением на его охранение большей части ударных и противолодочных сил, не оправдывает расходы на содержание. А российская оборонительная доктрина делает его существование и вовсе ненужным, кроме как для демонстрации флага. Гораздо веселее и практичнее было бы пустить высвободившиеся средства на строительство ракетных кораблей класса «фрегат/корвет» с одновременным пополнением космической системы разведки и целеуказания.

EADaily уже сообщало, 9 декабря президент АО «ОСК» (Объединенная судостроительная корпорация) Алексей Рахманов сообщил, что ремонт авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» идет по графику, при этом он отметил, что в ходе проведенной дефектации корабля выяснилось, что необходимо увеличить объем работ. О каких дополнительных работах идет речь, он не сказал.

Читайте также:  Калейнар 3б ремонт диафрагмы

Ранее авианосец планировалось вернуть ВМФ России в 2021 году, теперь, по словам Рахманова, — к концу 2022 года. Согласно подписанному в апреле 2018 года контракту, ремонт и модернизацию авианосца выполняет 35-й СРЗ (входит в состав центра судоремонта «Звездочка»). Называлась и стоимость работ — 60 млрд рублей.

После пожара на «Кузнецове» 12 декабря Рахманов сообщил, что инцидент не должен отразиться на сроках ремонта единственного в России авианесущего крейсера.

Источник «Ведомостей» в Главном штабе ВМФ утверждает, что после этого ЧП речь о списании «Адмирала Кузнецова» не ведется. Он отмечает, что есть решение — корабль «нужно вернуть в строй любой ценой, поскольку строительство нового авианосца начнется не ранее 2030 года, а летчикам из 279-го и 100-го корабельных истребительных авиаполков необходимо практиковаться не только на наземных учебных тренажерах».

Источник

На ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов» после пожара потратят 251 млн руб.

Цена контракта на ремонт авианосца «Адмирал Кузнецов», на котором произошел пожар в декабре прошлого года, составляет 251,4 млн руб., следует из данных портала госзакупок.

Центр судоремонта «Звездочка» намерен заключить контракт на ремонтные работы с единственным участником тендера. Название компании, которая будет проводить восстановительные работы, не уточняется.

Согласно материалам, участник тендера предложил максимальную сумму контракта (252,5 млн руб.), однако по результатам преддоговорных переговоров она была снижена до 251,4 млн руб. Сам договор пока не заключен.

В сведениях о закупке говорится, что исполнителю работ предстоит очистить надстройку авианосца по правому борту, а также покрасить ее по правому борту. Ориентировочная площадь очистки и окраски — чуть более 2 тыс. кв. м. Кроме того, необходимо провести ремонт корпусных конструкций надстройки, говорится в материалах. Смонтировать и демонтировать строительные леса подрядчик тоже должен будет сам.

Пожар на авианосце «Адмирал Кузнецов» произошел 12 декабря, когда он стоял на ремонте в Североморске. Предварительно, возгорание произошло во время проведения сварочных работ. В результате инцидента двое военнослужащих погибли, еще 14 человек пострадали.

Авианосец находится на плановом ремонте на предприятии ОСК в Североморске с апреля 2018 года. Он прибыл туда по возвращении из похода в Средиземное море, откуда наносил удары по объектам боевиков в Сирии. Завершить ремонт «Адмирала Кузнецова» планируется в 2022 году.

«Коммерсантъ» со ссылкой на источник в штабе Северного флота писал, что ущерб от пожара, по предварительным данным, равен нынешней стоимости корабля — 95 млрд руб. В эту сумму вошли повреждения конструкций крейсера, ремонтного оборудования и ущерб от травм пострадавших. В ответ глава Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) Алексей Рахманов заявил, что такие данные не соответствуют действительности. По словам главы ОСК, «Адмирал Кузнецов» не получил критических повреждений.

В феврале Рахманов заявил, что ущерб от пожара на авианосце превысит 300 млн руб. В апреле он говорил, что ущерб составил 500 млн руб. При этом тогда Рахманов допустил, что в будущем эта сумма может скорректироваться, «но не очень значительно».

Источник

Модернизация ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: что получит Россия?

Длинная история с неизвестным финалом

В июне вновь заставил о себе говорить тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Ещё в 2018-м году российское Минобороны и Объединенная судостроительная корпорация заключили соглашение на средний ремонт и ограниченную модернизацию корабля. Согласно недавнему заявлению вице-президента по военному кораблестроению ОСК Владимира Королева, завершение работ перенесли на 2023-й.

В целом, это совершенно ожидаемое явление. Напомним, что за последние годы корабль стал фигурантом сразу нескольких громких ЧП. 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, авианосец получил повреждения от падения докового крана, но остался на плаву. А 12 декабря 2019 года на корабле произошёл пожар: если верить официальным данным, повреждения не были критическими. В Объединенной судостроительной корпорации ущерб от пожара оценили в 500 миллионов рублей.

Можно ещё вспомнить «странный» поход корабля к берегам Сирии, когда в результате летных происшествий потеряли два истребителя: старый Су-33 и более новый МиГ-29К, но это напрямую не относится к сути вопроса.

Детали модернизации

Авианесущий крейсер спустили на воду ещё в 1985 году. То есть он условный ровесник американского USS Theodore Roosevelt (CVN-71) типа Nimitz, который в обозримом будущем заменят новым кораблём типа Gerald R. Ford. Авианосец, чьё имя пока неизвестно, вступит в строй примерно в 2034 году. Пока что, напомним, американцы имеют лишь один корабль такого типа — USS Gerald R. Ford (CVN-78).

Читайте также:  Часы авео т250 ремонт

Логично, что корабль, который на Западе прозвали «проблемным», решили модернизировать «постольку поскольку». Можно сказать, что речь идёт об урезанном варианте модернизации. Напомним, в 2017-м источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что во время ремонта и модернизации на авианесущем крейсере ракетный комплекс «Гранит» будет заменён на ракетный комплекс «Калибр-НК».

Для запуска этих ракет используют универсальные вертикальные установки 3С14, примечательной особенностью которых является возможность применять новую гиперзвуковую ракету «Циркон» (вертикальные установки также позволяют использовать противокорабельные ракеты «Оникс»).

Вообще, П-700 «Гранит» — это то, что отличает российский корабль от других авианосцев. Гигантская ракета имеет массу 7000 килограмм и может поражать цели на дальности примерно 600 километров. Мы не можем судить точно про её возможности, так как ракету ни разу не применяли в бою. Однако, повторимся, другие страны избрали иной путь развития своих авианосцев, превратив их в большие плавучие аэродромы, лишённые ударного вооружения. Это касается не только США, но и, например, КНР, получившей ранее побратима ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в лице «Варяга» (теперь это «Ляонин»).

Как следует из текста заявления Владимира Королева, Россия решила «не изобретать велосипед» и пойти по стопам других стран мира. Боевая авиация — главное (по сути) единственное реальное оружие. Решение остальных задач, включая применение крылатых ракет, могут обеспечить другие корабли, входящие в состав авианосной ударной группы, а вот нести на борту истребители-бомбардировщики они не могут чисто физически (нужно сказать, сама по себе концепция ТАВКР изначально была как минимум странной).

Что касается авиационной группы, то заявление представителя ОСК тоже не должно никого удивлять. «Адмирал Кузнецов», в отличие от американских авианосцев, не имеет стартовой катапульты. Это изначально накладывает ограничения как на боевую нагрузку летательных аппаратов, так и на типы самолетов, которые можно применять.

Палубных истребителей у России два: это Су-33 и МиГ-29К. Если верить данным из открытых источников, корабль несёт 14 самолетов Су-33 и 10 истребителей МиГ-29К. Альтернатив им нет и не будет. Проект Су-33УБ давно ушёл в небытие, а создание палубной версии истребителя Су-57 в реалиях жёсткой экономии выглядит откровенно фантастично.

При этом самолет Су-33 сильно устарел: как морально, так и физически. Последнюю машину произвели в конце 90-х. С точки зрения боевых характеристик она находится примерно на уровне не модернизированного Су-27, чего явно недостаточно в наше время.

Фактически единственным палубным истребителем России останется МиГ-29К. Истребитель четвертого поколения с боевым радиусом 850 километров (без применения ПТБ) и боевой нагрузкой 4500 килограмм на 9 узлах подвески.

Что есть и что будет?

Вопрос о том, что делать с авианосцем «Адмирал Кузнецов», дискуссионный, но ответ, как видится, лежит на поверхности. В идеале корабль вообще лучше бы в обозримой перспективе отправить на покой, но это в идеале. Дело в том, что ТАВКР не просто единственный «полноценный» российский авианосец, но и останется таковым в будущем. Заменить его банально нечем, а совсем остаться без такого класса кораблей столь крупной стране, как Россия (имеющей свои интересы в разных частях мира), трудно хотя бы с моральной точки зрения.

Если посмотреть на проекты российских авианосцев последних лет, то становится понятно, что пока не определились с тем, какой именно корабль нужен. Гигантский авианосец проекта 23000 «Шторм», представленный в 2013 году сменил (дополнил?) более скромный, похожий на «Адмирала Кузнецова» корабль проекта 11430Э «Ламантин». А после него в 2021 году в России представили «Варан», на борту которого может базироваться ограниченная авиагруппа, включая два десятка пилотируемых боевых самолетов.

Для сравнения: предполагаемая авиационная группа упомянутого выше «Шторма» — до 90 летательных аппаратов, включая палубную версию истребителя пятого поколения Су-57. Сейчас такой проект кажется почти нереальным, но даже с учётом «миниатюризации» новый авианосец может быть для России чересчур дорог.

Само собой, модернизировать «Кузнецова» бесконечно не получится, но в нынешних реалиях средняя модернизация корабля выглядит единственным более или менее рациональным подходом. Какие-то задачи он ещё сможет решать: даже без ударного вооружения и с ограниченными возможностями авиагруппы.

Источник

Оцените статью