Расчёт числа постов и автомобиле мест
Посты и автомобиле-места по своему технологическому назначению подразделяются на рабочие, вспомогательные и автомобиле-места ожидания и хранения.
Рабочие посты – это автомобиле-места, оснащённые соответствующим оборудованием и предназначенные для технического воздействия на автомобиль для поддержания и восстановления его технически исправного состояния и внешнего вида (посты мойки, диагностирование ТО, ТР, ремонта кузовов и окрасочные).
Вспомогательные посты – это автомобиле-места, оснащённые или не оснащённые оборудованием, на которых выполняются технологические вспомогательные операции (по приёмке и выдаче автомобилей, контроля после проведения ТО и ТР, сушки на участке уборочно-моечных работ, подготовки и сушки на участке окраски).
Годовой фонд времени поста, ч, по формуле
, (3.15)
где Драб.г– число дней работы в году станции обслуживания, дн;
ТСМ – продолжительность смены, ч;
— коэффициент использования рабочего времени поста.
Годовой фонд рабочего времени поста, ч
ч
Количество рабочих постов уборочно-моечных работ (предшествующих ТО и ТР), постов ТО, диагностирования,, ТР, кузовных и окрасочных работ ТР,, а также вспомогательных постов для приёма и выдачи автомобилей определяется по формуле, ед, по формуле
, (3.16)
где ТП – годовой объём постовых работ, чел.ч;
— коэффициент неравномерности загрузки постов;
РСР – среднее число рабочих, одновременно работающих на посту.
Согласно ОНТП среднее число рабочих на одном посту ТО и ТР принимается 1 – 2 чел, а коэффициент неравномерности загрузки постов .
Принимаем 10 постов (рабочих и вспомогательных).
Число рабочих постов определяется по формуле
, (3.17)
где ТРП – постовая трудоёмкость рабочих постов, чел.ч.
Определяется исключением из постовых работ трудоёмкости вспомогательных постов (приёма-выдачи), т.е. ТП – Твп = 89000,1 – 21808,7 = 67191,4 чел.ч
Число рабочих постов находится в пределе от 5 до 10, значит коэффициент КП = 1,0 выбран правильно.
Расчёт общего числа постов по приведённой формуле можно считать примерным. Наиболее точно число постов можно определить по трудоёмкости вида работ и принятому числу рабочих для данного поста, а также времени работы данного поста.
Суточное число заездов автомобилей на городскую СТО, ед, по формуле
(3.18)
Число рабочих постов для выполнения коммерческой мойки не рассчитывается, так как СТО её не осуществляет.
Для хранения готовых автомобилей число автомобиле-мест, ед, по формуле
, (3.19)
где ТПР – среднее время пребывания автомобиля на СТО после его обслуживания до выдачи владельцу (около 4 ч);
ТВ – продолжительность работы участка выдачи автомобилей в сутки, ч.
Общее число автомобиле-мест для хранения автомобилей, ожидающих обслуживание и готовых к выдаче, принимаются из расчёта три автомобиле-места на один рабочий пост (ОНТП).
Открытые стоянки для автомобилей клиентуры и персонала станции определяются из расчёта 7-10 автомобиле-мест на 10 рабочих постов.
Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО представлено в таблице 8.
Таблица 8 – Распределение постов и автомобиле-мест ожидания по производственным участкам СТО
Источник
Расчет количества постов текущего ремонта
При этом расчете число воздействий по ТР неизвестно. Поэтому для расчета числа постов ТР используют годовой объем постовых работ по ТР.
Однако расчет необходимого числа постов ТР только исходя из объема работ не отражает действительной потребности в постах, так как возникновение ТР, как известно, обусловлено отказами и неисправностями, которые носят случайный характер. Колебания потребности в ТР как по времени возникновения, так и по трудоемкости выполнения весьма значительны и вызывают зачастую длительные простои подвижного состава в ожидании очереди постановки на посты устранения отказов и неисправностей. Поэтому для учета этих колебаний при расчете постов ТР вводится так называемый коэффициент неравномерности поступления автомобилей на посты ТР (φ), величина которого ≈ 1,2 … 1,5. Применение этого коэффициента увеличивает расчетное число постов ТР и сокращает время на ожидание ремонта.
Коэффициент φ зависит от многих факторов, в том числе от Аи в АТП и интенсивности их эксплуатации. Чем больше автомобилей на АТП и чем больше их пробег, тем меньше неравномерность поступления автомобилей на посты ТР.
Для расчета коэффициент φ = 1,5 – для АТП до 150…200 автомобилей; φ = 1,2 – для АТП с 400…500 и более автомобилей.
Другой особенностью расчета постов ТР является меньшее число одновременно работающих на постах ТР по сравнению с постами ТО. Это связано с ограниченным фронтом работы, так как устранение неисправностей на постах ТР требует не более 1…2 чел.
Согласно нормам ОНТП-I-86 число работающих на посту ТР: для легковых автомобилей — 1 чел.; для автобусов – 2 чел.; для грузовых – 1,5…2,5 чел.
При расчете постов ТР необходимо учитывать значительные потери рабочего времени, связанные с уходом исполнителей на другие участки, склады и т.д. Эти потери учитываются коэффициентом использования рабочего времени поста ηП, который при хорошей организации труда = 0,85 … 0,90, в средних условиях – 0,80 … 0,85 и при плохих условиях – 0,75 … 0,80.
Количество постов текущего ремонта определяется по формуле:
ТТРп – годовой объем постовых работ ТР, чел.-ч.;
Драб.г – количество дней работы в году зоны ТР;
Тсм – продолжительность смены, ч.;
С – число смен (2…3);
РП – количество рабочих на посту, чел.;
hП = 0,85…0,90 – коэффициент использования рабочего времени поста
— коэффициент, учитывающий неравномерность поступления автомобилей в зону ТР
При работе постов ТР в несколько смен с неравномерным распределением работ по сменам расчет числа постов производится для наиболее загруженной смены:
,
При числе постов ТР более 5…6 их специализируют по видам выполняемых работ. При этом распределение постов по их специализации (в % от общего числа постов) следующее:
Универсальные посты | 10…20 |
Пост ремонта трансмиссии, тормозов, рулевого управления и ходовой части | 40…50 |
Пост контроля и регулировки тормозов (при числе постов 10 и более) | 5…10 |
Пост регулировки и контроля углов установки колес (при числе постов более 15) | 5…10 |
Пост ремонта двигателя и его систем | 20…30 |
ИТОГО |
При числе постов более 10 допускается выделение постов по замене агрегатов и для шиномонтажных работ.
Тупиковые посты ТР: для легковых автомобилей – 20% — канав; 40% — подъемников; для грузовых автомобилей – 40% — канав; 20% — подъемников; для автобусов 80% — канав.
Источник
Расчет количества постов и автомобиле-мест
Технологическое проектирование зон ТО и ТР
Для выполнения комплекса работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту, а также для хранения автомобилей СТО должны располагать соответствующим количеством постов и мест хранения автомобилей.
Проектирование заключается в установлении рационального метода организации технологических процессов, определении количества постов и линий, расчете и распределении количества рабочих по постам, расчете и подборе оборудования, расчете площадей, разработке планировочного решения зон.
Для дорожной СТО рекомендуется проектировать только универсальные тупиковые посты с непосредственным наружным выездом для каждого поста. Хотя такое расположение постов противопоказано суровому климату из-за большого количества ворот, однако с этим приходится мириться, учитывая резкое сокращение посещаемости станций зимой, а также невозможность обеспечить иную, более экономичную планировку при малом числе постов.
Число рабочих постов Х для обслуживания или ремонта определяется исходя из годовой трудоемкости постовых работ , фонда рабочего времени поста и среднего количества рабочих на посту
:
(1.5)
Фонд рабочего времени:
час, (1.6)
где Д р.г. – количество дней работы в году станции технического обслуживания;
– продолжительность смены, ч;
– коэффициент использования рабочего времени поста (0,85-0,9).
Среднее количество рабочих на одном посту принимается по слесарно-монтажным работам, регулировке развала и сходимости колес, регулировки тормозов, смазке, диагностике, кузовным, жестяницким и окрасочным работам 1-2 чел., по уборочно-моечным 0,5-2 чел. (нижний предел – при механизированной мойке, верхний – при ручной).
При механизации моечных работ количество рабочих постов ХЕО определяется суточным количеством заездов автомобилей и производительностью моечной установки Ау:
, (1.7.)
где — коэффициент неравномерности поступления автомобилей на участок уборочно-моечных работ;
– продолжительность работы зоны мойки, ч;
— коэффициент использования рабочего времени механизированной установки (0,85-0,9).
Количество уборочно-моечных постов корректируется с учетом неравномерности поступления автомобилей коэффициентом , который принимается равным 1,2-1,4.
Для моечных работ в дорожных станциях обычно предусматривается наружный пост, оборудованный эстакадой.
Учитывая значительные сезонные колебания нагрузки дорожных станций, следует предусматривать наружные посты не только для моечных, но также для смазочных и крепежных работ, оборудуя их осмотровыми канавами, эстакадами или подъемниками и располагая под навесом.
Количество дополнительных постов, обусловленных неравномерностью заезда автомобилей на дорожную СТО, зависит от нескольких факторов. Для ориентировочного выбора числа дополнительных постов можно пользоваться табл. 1.10.
№ п/п | Тип подвижного состава | Суточ-ное коли-чество заездов, авт/сут | Время работы в сутки, ч | Количество основных постов | Производи- тельность поста авт/ч | Количество дополнитель-ных постов | Катего-рия дороги |
1. | Грузовые автомобили, автобусы | 10,5 | 1,7 | Ι | |||
2. | Грузовые автомобили, автобусы | 10,5 | 0,85 | 1,8 | ΙΙ | ||
Легковые автомобили | 10,5 | 1,6 | 0,72 | ΙΙΙ |
Расположение части постов вне здания должно быть обязательным условием проектирования дорожных станций на юге страны, в особенности на дорогах с интенсивным движением автобусов.
На дорожных станциях, в которых многие работы вообще не выполняются, для ремонтно-подготовительных работ следует предусматривать или одно-два помещения, или расположение рабочих мест для них в общем помещении с постами обслуживания.
На территории станции нужно предусматривать площадку для хранения автомобилей, ожидающих обслуживания или выдачи клиентам из расчета два-три автомобиле-места на один рабочий пост, причем желательно располагать места для хранения под навесами.
Таким образом, количество постов ожидания и хранения рассчитывается по формуле:
= (2-3)Х (1,8)
где Х – число рабочих постов СТО.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник