Как организовать ремонт тракторов

Как организовать ремонт тракторов

Производственный процесс ремонта тракторов — это сово­купность действий людей и орудий производства, выполняемых

в определенной последовательности и обеспечивающих восста­новление работоспособности, исправности и полного (или близ­кого к полному) ресурса трактора.

Производственный процесс состоит из технологических про­цессов.

Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по последо­вательному изменению состояния трактора или его составных частей при восстановлении их работоспособности, исправнос­ти и ресурса.

Технологический процесс капитального ремонта тракторов (рис. 3.1) включает в себя все элементы машиностроительного производства (изготовление деталей, сборка, обкатка, испыта­ние и окраска) и дополнительно специфические элементы (при­емка машин в ремонт, очистка, разборка, дефектация и комп­лектация). Ремонтное производство по числу входящих в него элементов превосходит машиностроительное. Единственный источник экономии при КР машин по сравнению с их изготов­лением — использование годных для дальнейшей эксплуатации деталей и их восстановление.

При изготовлении деталей машиностроительные предприя­тия (тракторные заводы) используют заготовки, получаемые литьем, ковкой, штамповкой и т.д. Стоимость материалов и за­готовительных работ при производстве тракторов составляет около 75 % затрат на их изготовление. При восстановлении де­талей в качестве заготовок применяют изношенные детали, поэтому затраты на литье, ковку, штамповку и частично на ме­ханическую обработку, на материалы и заготовительные работы фактически отсутствуют.

Износы большинства деталей тракторов измеряются десяты­ми или сотыми долями миллиметра, и их восстановление сво­дится к нанесению тонкого поверхностного слоя или заключи­тельным операциям механической обработки. Стоимость же восстановления изношенных деталей обычно не превышает 50. 60 % стоимости запасных частей.

Восстановление деталей способствует сохранению природных ресурсов и снижению загрязнения окружающей среды.

Структура технологического процесса во многом зависит от конструкции трактора и программы ремонтно-обслуживающе-го предприятия. Если программа большая, то число технологи­ческих процессов и рабочих мест велико, и наоборот. Если трактор можно расчленить на легко отделяемые агрегаты (дви­гатель, коробка передач, передний и задний мосты, рулевое уп­равление, кабина и др.), то процесс делят на большое число отдельных технологических процессов и их выполняют парал­лельно.

Технологическое оборудование — орудия производства, предназначенные для выполнения определенной части техно­логического процесса путем размещения объектов ремонта, средств воздействия на них, технологической оснастки и при необходимости источника энергии с целью придания заданных свойств трактору.

К. технологическому оборудованию относят металлорежущие станки, сварочные и наплавочные установки, нагревательные печи, испытательные стенды и др.

3.3. Предремонтная очистка тракторов

Качество ремонта во многом определяется наружной очист­кой трактора и его составных частей, которую рекомендуется проводить в помещениях для наружной мойки (в холодное вре­мя года) или на специальной площадке, оборудованной эстака­дой и устройствами для отстоя и улавливания грязи (в теплое время года). Для наружной очистки рекомендуется применять моечные машины высокого давления, представляющие собой аг­регаты без источника нагрева и с автономным источником на­грева моющего раствора, смонтированные на колесных тележ­ках.

Очистка агрегатов системы питания дизеля обусловле­на тем, что детали топливной аппаратуры в процессе эксплуа­тации покрываются пылью, масляно-грязевыми и смолистыми отложениями, лаковыми пленками, продуктами изнашивания и коррозии, нагаром. В топливных фильтрах и отстойниках, воздухоочистителе, топливном баке, на поверхности деталей форсунки, в картерах насоса и регулятора накапливаются за­грязнения, а стенки топливопр о водных каналов покрываются смолистыми и лаковыми отложениями. Эти загрязнения, со­держащие твердые механические частицы и активные соедине­ния, повышают силу трения в подвижных соединениях, усили­вают абразивное и коррозионное изнашивание деталей, ув^ли-чивают сопротивление прохождению топлива в фильтре и воз­духа в воздухоочистителе.

Применяют следующие способы очистки: струйную — горя­чим моющим раствором; погружение узлов и деталей в раство-ряюще-эмульгирующие растворы с одновременной активаци­ей раствора; выварку деталей в ваннах с растворителями; цир­куляционную очистку закрытых полостей и каналов; ультразву­ковую очистку; электрохимическую очистку; термическую очи­стку в расплаве солей; механическую очистку косточковой крошкой, дробью, волосяными и проволочными щетками, чи­стиками и скребками. При этом применяют синтетические,

растворяюще-эмульгирующие и органические моющие и очи­щающие средства: МС-37, -8, Лабомид-101, -102, -203, -315, Темп-109, АМ-15 и др. Для очистки узлов и деталей системы питания используют струйные моечные машины — ОМ-12078, -4610, -4267 и др. и погружные — ОМ-5287, -1600 и др. Для очи­стки распылителей форсунок от нагара и удаления зависшей иглы распылителя применяют ультразвуковую установку ОР-15702. Нагар с распылителей и других деталей форсунок удаля­ют круглыми проволочными щетками и оправками, закреплен­ными на вращающемся шпинделе станка (например, настоль­ного сверлильного станка).

Следует придерживаться следующей технологии очистки аг­регата:

очистка вместе с дизелем;

снятие агрегата с дизеля;

разборка на узлы;

разборка узлов на детали;

пассивирование (защита от коррозии);

очистка деталей перед сборкой или расконсервация;

обезжиривание перед окраской.

Сильнозагрязненные корпусные и другие детали очищают сначала погружением в растворяюще-эмульгирующие средства, а затем в струйной машине синтетическими средствами.

Очистка головки блока дизеля проводится в высокотемпера­турном расплаве солей электрохимическим методом, который отличается от обычной физико-химической очистки дополни­тельным воздействием электрического тока. Очищаемую деталь помещают в ванну, служащую анодом, с токопроводящей мою­щей средой — водным раствором щелочных препаратов или син­тетических средств.

3.4. Предремонтное диагностирование тракторов

Предремонтное диагностирование выполняется для того, чтобы определить целесообразность ремонта сборочной едини­цы или агрегата, т. е. выявить возможность дальнейшего исполь­зования составной части без ее ремонта.

Основные ресурсные параметры технического диагностиро­вания силовой передачи, ходовой системы и механизмов пово­рота трактора приведены в табл. 3.2.

Ресурсные параметры силовой передачи, ходовой системы

и механизмов поворота трактора и средства их технического

Определяемый параметр

Средства диагностирования

Трансмиссия трактора

Суммарный угловой зазор в сило­вой передаче

Угломер КИ- 13909

Износ составных частей коробки передач, главной передачи, диф­ференциала, конечных передач

Щупы (набор № 4), устрой­ство КИ-4850, штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1

Ходовая система гусеничного трактора

Состояние направляющих колес, опор, катков, поддерживающих роликов и натяжных устройств

ШтангенциркульШЦ-Ш-400-0,1

Зазоры в сопряжениях ходовой системы

Устройство КИ-4850, ломик, щупы (набор № 4)

Износ гусеничных цепей и веду­щих колес

Устройство КИ- 13927

Ходовая система и тормоза колесного трактора

Состояние шин и высота грунто-зацепов

Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1

Радиальные зазоры в сопряжени­ях поворотных цапф

Устройство КИ-4850

Расход топлива, затрачиваемый на торможение

Устройство КИ-8948 или -8927, -5654

Определение суммарного углового зазора в силовой переда­че. Угломер КИ-13909 устанавливают на ведущем колесе тракто­ра и измеряют суммарный угловой зазор всей кинематической цепи на каждой передаче, а затем зазор в каждой конечной пере­даче. Если зазор превышает допустимое значение Д1 (табл. 3.3), хотя бы на одной из передач, то вскрывают коробку передач и задний мост, осматривают шестерни, проверяют износ зубьев шестерен, шлицов и подшипников.

Проверка износа составных частей коробки передач, главной передачи^ дифференциала и конечных передач. Про­кручивая вручную валы силовой передачи, осматривают шестер­ни. При поломке зубьев шестерни более чем на 1/3 длины зуба или выкрашивании рабочей поверхности зуба общей площадью

Допустимые значения суммарного углового зазора в силовой

Тракторы

Общий угловой зазор

Зазор в конечной

передаче

МТЗ-80, -82 и их модификации

ВТ-175С, ДТ-75М, -75В, -75МВ, -75Н

Т-40М, -40АМ, ЛТЗ-55, -65

гоолее 25 % шестерня подлежит выбраковке. Проверяют с помо-ьщыо щупов зазоры в сопряжениях вилка — шестерня. Допусти-[мая величина зазора 1,3 мм. Измеряют ширину рабочей части )венцов шестерен непостоянного зацепления. Если износ венца [превышает 30 % его нерабочей части, то шестерню выбраковы-

При чрезмерном износе зубьев шестерен, шлицов валов, ви-|лок переключения передач, а также при наличии изломов, ско-]лов, трещин и других повреждений зубьев шестерен силовая (передача подлежит ремонту. При чрезмерном износе отдельных |пар, например шестерен главной передачи, заменяют изношен-•цые детали.

Приспособлением КИ-4850 измеряют осевой зазор в под-1,шипниках ведущей шестерни главной передачи ведущих мостов тракторов К-701 и Т- 150К, переднего ведущего моста тракторов |МТЗ. У тракторов Т-150К и МТЗ при зазоре более 0,3 мм регу-шруют конические подшипники. У тракторов К-701 при зазо-»е более 0,5 мм заменяют конический двухрядный подшипник. 1змеряют щупами боковой зазор между зубьями шестерен глав-Ецой передачи. Если зазор превышает 1,5 мм, то шестерни бра-|куют.

Читайте также:  Ремонт болгарки вихрь 125 1100

При осевом зазоре в подшипниках конечных передач (колес-;ных редукторов) более 0,3 мм у тракторов К-701 заменяют шари-[ ковые подшипники колесных редукторов, у тракторов Т-40АМ и -40АНМ заменяют подшипники ведомой шестерни колесного ‘ редуктора, у тракторов остальных марок регулируют конические

Проверка состояния направляющих колес, опорных кат­ков, поддерживающих роликов и натяжных устройств.

Убеждаются в отсутствии трещин, сколов и поломок ободьев колес, катков и роликов, а также их одностороннего износа. Проверяют исправность винтов натяжных устройств (не долж­но быть забоин резьбы), исправность пружины и убеждаются в отсутствии течи масла из полостей. Неработоспособные состав­ные части подлежат ремонту или замене.

Измеряют износ направляющих колес, опорных катков, под­держивающих роликов и сравнивают полученные результаты с допустимыми.

Можно оставлять без ремонта в напряженный период сельс­кохозяйственных работ опорные катки, износ которых превы­шает допустимый, если разность диаметров спаренных катков не более 4 мм.

У тракторов ДТ-75В, -75МВ, -75М, -75Н, ВТ-100, -175С и Т-150 определяют износ коленчатой оси и втулок, допускается увеличение зазора между ними до 2,5 мм.

Измерение зазоров в сопряжениях ходовой системы.

У тракторов Т-4А, -130, -170МЗ, -70В, -70С проверяют осевое перемещение направляющих колес и поддерживающих роликов с помощью устройства КИ-4850. Если перемещение колеса (ро­лика) превышает допустимое значение, то заменяют изношен­ные детали или проводят соответствующие регулировки.

У тракторов Т-150, ДТ-175С, ВТ-100, ДТ-75В, -75М, -75МВ, -75Н проверяют радиальный зазор между втулками балансиров и цапфами кареток, осевое перемещение кареток и опорных катков, а также осевые зазоры в подшипниках поддерживающих роликов.

Если результаты измерений превышают допустимые значе­ния, то заменяют изношенные детали или проводят соответству­ющие регулировки.

Определение износа гусеничных цепей и ведущих колес.

Измеряют с помощью устройства КИ-13927 длину 10 звеньев верхней ветви гусеничной цепи. Предельная длина 10 звеньев для трактора Т-4А составляет 1800 мм, для тракторов Т-150, ДТ-75М, -75МВ, -75В, ВТ-100, -175С, ДТ-75Н — 1900 мм, для Т-70Е и -70С — 1870 мм. Если длина 10 звеньев превышает соответствен­но 1740, 1770 и 1795 мм, а разность длин 10 звеньев обеих гусениц трактора составляет более 10 мм, то гусеницы меняют местами.

Если же длина 10 звеньев превышает соответственно 1740, 1770 и 1795 мм, а пальцы ранее не заменяли, устанавливают но­вые пальцы и меняют местами ведущие колеса для работы не­изношенной стороной.

Если пальцы ранее меняли, а длина 10 звеньев оказалась пре­дельной, то гусеницы следует заменить новыми или восстанов-

ленными. П0и предельном износе гусеницы цевка звена, выхо­дящего из зацепления с колесами, упирается в тыльную сторо­ну зуба. Если длина 10 звеньев не близка к предельному значе­нию и при движении трактора цевка звена гусеницы, выходяще­го из зацепления с колесом, упирается в тыльную сторону зуба, это свидетельствует о предельном износе зубьев ведущих колес и необходимости их замены.

Проверка состояния шин и высоты грунтозацепов. При трещинах в боковых стенках и расслоении каркаса шины вы­браковывают. В случае удовлетворительного состояния каркаса и других элементов шины глубиномером штангенциркуля изме­ряют высоту грунтозацепов. Если высота грунтозацепов шин ве­дущих колес менее 7 мм, а шин направляющих колес менее 2 мм, то шины заменяют.

Проверка радиальных зазоров в сопряжениях поворотных цапф. Тормозят задние колеса и стопорят педали тормозов. Поднимают домкратом переднюю ось трактора до отрыва коле­са от опоры.

Установив приспособление КИ-4850 на передней оси и пере­мещая колесо в осевом направлении, фиксируют показание ин­дикатора. Допустимый зазор в сопряжениях поворотная цап­фа — втулка 0,4 мм, если зазор больше, то заменяют втулки по­воротных цапф.

Источник

Как организовать ремонт тракторов

Для выполнения многих сельскохозяйственных работ необхо­димы такие средства мобильной энергетики, как тракторы. Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в дей­ствие сельскохозяйственных и других машин, а также буксиро­вания прицепов.

Тракторы классифицируют по тяговому классу (2; 6; 9; 14; 20; 30; 40; 50; 60 кН); по типу движителя (гусеничные, полугусенич­ные, колесные); по типу остова (рамные, полурамные, безрам­ные); по назначению (общего назначения, универсально-про­пашные, специальные).

В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин по­строил трехколесную коляску-самокатку, механизмы которой: коробку передач, рулевое управление и тормоза — используют в современных тракторах. Самокатка приводилась в движение мускульной силой человека.

В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель создал экономич­ный двигатель внутреннего сгорания, который позднее стал на­зываться дизелем — по имени его изобретателя.

В 1898 г. механик Федор Блинов построил первый в мире гу­сеничный трактор. В качестве двигателя на раме длиной 5 м сто­ял котел с двумя паровыми машинами. От каждой из них через шестеренные передачи передавалось вращение к ведущим коле­сам, находящимся в зацеплении с гусеницами. Трактор обслу­живали два человека. Скорость его движения была 3 км/ч.

В 1910 г. изобретатель Яков Мамин, ученик Ф. Блинова, со­здал первый отечественный колесный трактор с дизелем и на­звал его «русский трактор». В 1918 г. был построен опытный оте­чественный трактор «Богатырь* с нефтяным двигателем мощно­стью 5 л. с. С 1923 г. началось производство тракторов «Запоро­жец» (12 л. с.) и «Коломенец-2» (25 л. с.), двигатели которых ра­ботали на сырой нефти. В этом же 1923 г. было принято реше­ние о массовом производстве колесных тракторов с керосино­вым двигателем мощностью 20 л. с. Спустя год наладили выпуск трактора «Коммунар» с керосиновым двигателем мощностью 50 л.с. Всего было построено 3 тыс. таких тракторов. В октябре 1924 г. с конвейера Путиловского завода в Ленинграде сошел первый трактор «Фордзон-Путиловец», а до апреля 1932 г. их было выпущено почти 50 тыс.

Для удовлетворения потребностей страны в тракторах воз­никла необходимость в строительстве специализированных тракторных заводов.

В 1930 г. вступил в строй первенец отечественного тракторо­строения — Сталинградский тракторный завод (СТЗ), а в 1931 г. — Харьковский (ХТЗ). Эти заводы были самыми большими в мире и выпускали колесные тракторы СТЗ-ХТЗ с керосиновым дви­гателем мощностью 32 л.с. До 1937 г. сельское хозяйство полу­чило 397 тыс. таких тракторов. С 1932 г. наша страна отказалась от ввоза тракторов из-за границы.

В 1933 г. вступает в строй Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). До 1937 г. он дал стране 69 тыс. гусеничных тракторов с лигроиновым двигателем мощностью 72 л.с. В 1934 г. на Киров­ском (бывшем Путиловском) заводе началось производство про­пашных колесных тракторов «Универсал» с керосиновым двига­телем мощностью 22 л.с. До 1940 г. на этом заводе, а в 1944 — 1955 гг. на Владимирском тракторном заводе было выпущено 209 тыс. таких машин. «Универсал» — первый трактор, который экспортировали за границу (в Голландию, Иран, Турцию).

В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы наладили производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ с ке­росиновым двигателем мощностью 52 л.с. До 1952 г. их было выпущено более 210 тыс. На Челябинском тракторном заводе в 1937 —1941 гг. было построено более 37 тыс. гусеничных тракто­ров С-65 с дизелем мощностью 75 л.с,; это первый советский трактор, удостоенный высшей награды на международной выс­тавке в Париже.

В 1938—1941 гг. Харьковский тракторный завод выпустил 16 тыс. гусеничных тракторов ХТЗ-Т2Г с газовым двигателем, топливом для которого служили древесные чурки; это позволи­ло сэкономить немало жидкого дефицитного топлива.

Всего за десять предвоенных лет (1932—1941 гг.) промыш­ленность дала сельскому хозяйству около 700 тыс, тракторов, год от года совершенствуя их конструкцию. К началу Великой Отечественной войны по выпуску гусеничных тракторов Со­ветский Союз занимал первое место в мире. Общий выпуск тракторов составил 40 % мирового производства. В послевоен­ные годы работы по строительству новых и реконструкции ста­рых заводов приобрели большой размах. Восстановленные тракторные заводы в Сталинграде и Харькове продолжали вы­пуск тракторов СТЗ-НАТИ. Реконструированный завод в Ли­пецке начал выпуск гусеничных тракторов КД-35, а затем КДП-35. Всего было произведено около 40 тыс. тракторов этих моделей.

Читайте также:  Псд для текущего ремонта

В послевоенные годы вступили в строй новые тракторные заводы: Минский, Кишиневский, Павлодарский, Ташкентский и др. К 1950 г. отечественная промышленность достигла дово­енного уровня производства тракторов, а с 1960 г. Советский Союз занимал первое место в мире по выпуску тракторов.

Кировский завод в Ленинграде, производивший в 1924 г. ко­лесные тракторы «Фордзон-Путиловец» с керосиновым двига­телем мощностью 20 л. с., в настоящее время выпускает колес­ные тракторы К-701 с дизелем мощностью 300 л. с. Отечествен­ные тракторы по техническим достоинствам находятся на уров­не лучших мировых образцов, получают высшие награды на международных выставках, пользуются большим спросом за ру­бежом и экспортируются в США, Францию, Канаду, Швецию, Индию и десятки других стран.

В 1930—1978 гг. тракторная промышленность нашей страны выпустила 10 млн тракторов. За 1981— 1985 гг. в СССР произве­дено 2 млн 700 тыс. тракторов. Причем основное значение при­давалось энергонасыщенным маркам (МТЗ-80, Т-150К, ДТ-75М, К-701), в том числе с повышенными рабочими скоростями (9. 15 км/ч).

Начиная с 1990 г. численность тракторов в агропромышленном комплексе России существенно снизилась (с 1425 до 900 тыс. шт.), а нагрузка на трактор увеличилась. По состоянию на начало 2004 г. средняя нагрузка на один трактор в России составляла 103 га, что в 4,9 раза больше, чем в США, и в 17,1 раза больше, чем в Германии.

Тракторы подвержены естественному процессу физического и -морального старения в течение их жизненного цикла. По мере увеличения наработки под действием нагрузок и окружающей среды искажаются формы рабочих поверхностей и изменяются размеры деталей; уменьшаются упругие и эластичные свойства используемых материалов, откладываются нагар и накипь; по­являются усталостные и коррозионные разрушения и т.д. В ре­зультате при различных наработках некоторые детали и соеди­нения теряют работоспособность.

За срок службы, определяемый долговечностью базовых де­талей, значительное число деталей трактора необходимо заме­нять или восстанавливать.

Надежность тракторов во многом зависит от технического сервиса, т.е. от качества выполнения технического обслужива­ния и ремонта, а также от обеспечения запасными частями и материалами.

СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАКТОРОВ

1.1. Общие положения

Управление техническим состоянием тракторов в сельском хозяйстве осуществляется на базе научно обоснованной систе­мы технического обслуживания и ремонта, позволяющей обес­печивать достаточную работоспособность и исправность машин.

Под системой технического обслуживания и ремонта трак­торов понимается совокупность взаимосвязанных средств, доку­ментации и исполнителей, необходимых для поддержания и вос­становления их работоспособности.

Описание системы техническою обслуживания и ремонта пред­ставляет собой утвержденный в установленном порядке документ, который называется «Комплексная система технического обслужи­вания и ремонта машин в сельском хозяйстве (Часть I )».

Комплексная система предназначена для решения следующих основных задач:

• повышение производительности труда в сельском хозяйстве и
увеличение производства продукции на основе обеспечения над­
лежащей технической готовности машин (в том числе тракторов)
при минимальных трудовых и денежных затратах на эти цели;

• улучшение организации и повышение качества работ по
техническому обслуживанию и ремонту тракторов, обеспечение
их надлежащей сохранности и продления сроков службы;

• оптимизация структуры и состава ремонтно-обслуживаю­щей базы (РОБ), ее сбалансированного развития в условиях аг­ропромышленного комплекса (АПК);

• ускорение научно-технического прогресса в эксплуатации тракторов.

Документ отражает ряд особенностей, характеризующих си­стему технического обслуживания и ремонта тракторов.

Во-первых, система предусматривает выполнение главным образом предупредительных (профилактических) работ, повы­шающих надежность тракторов путем предотвращения отказов. Предусматривается также восстановление исправности или ра­ботоспособности при внезапных отказах.

Во-вторых, система основывается на использовании наибо­лее эффективного способа управления техническим состояни­ем тракторов, предусматривающего применение средств диагно­стирования. При этом контроль за техническим состоянием проводится регламентировано в соответствии с установленной периодичностью, а содержание операций технического обслужи­вания и ремонта тракторов конкретных марок определяется, как правило, результатами оценки их технического состояния.

Важным фактором, влияющим на работоспособность тракто­ров и величину издержек на ремонт, является обоснованное определение вида, объема, места и времени ремонта. В связи с этим правильная оценка критериев предельного состояния, регламентирующих обоснованную постановку трактора в ре­монт с учетом полноты использования технического ресурса ее составных частей, позволяет увеличить на 20. 30% фактичес­кую межремонтную наработку и уменьшить на 15. 20 % расхо­ды на ремонт.

Документ содержит также полную и взаимоувязанную систе­му нормативов для определения плановых объемов работ по тех­ническому обслуживанию, хранению и ремонту тракторов.

В документе предусмотрено применение прогрессивных ме­тодов и средств проведения технического обслуживания и ре­монта, что существенно влияет на повышение производительно­сти труда и качество ремонтно-обслуживающих работ.

Все ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от сложности их выполнения подразделяют следующим образом: техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ре­монт.

Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание включает в себя обкаточные, очистные, конт­рольные, диагностические, регулировочные, смазочно-заправочные, крепежные работы, а также работы по консервации, расконсервации машин и их составных частей.

Виды, содержание, периодичность и условия проведения ТО устанавливает изготовитель тракторов в соответствии с действу­ющими стандартами (положениями),

Текущий ремонт (ТР) — это комплекс работ по поддержа­нию или восстановлению работоспособности машины, включая операции самого сложного ТО и работы предупредительного ха­рактера по замене составных частей, достигших предельного со­стояния. Восстановление работоспособности иногда ограничи­вается заменой отказавшей составной части. В связи с этим в первом случае текущий ремонт называют плановым, а во вто­ром — неплановым.

Капитальный ремонт (К.Р) — это вид ремонта, выполняе­мый для восстановления исправности и полного (или близко­го к полному) восстановления ресурса трактора с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базо­вых. Различают капитальный ремонт трактора и его составных частей.

При капитальном ремонте трактор подвергают очистке, раз­борке на составные части, дефектации, ремонту (восстановле­нию) или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, ок­раске, испытаниям.

Для поддержания технико-экономических показателей трак­тора в установленных пределах необходимо управлять его тех­ническим состоянием. Для этого следует проводить эксплуата­ционную обкатку трактора, рационально его использовать, об­служивать, ремонтировать и хранить. При выполнении этих мероприятий используют РОБ, соответствующую нормативно-техническую документацию, кадры необходимой квалифика­ции и т.д.

При управлении техническим состоянием конкретного трак­тора измеряют параметры состояния его составных частей, срав­нивают установленные значения с допускаемыми или предель­ными величинами, определяют остаточный ресурс составных частей, назначают виды и объемы ремонтно-обслуживающих воздействий, а также наработки до их проведения и, наконец, выполняют все установленные работы по ТО и ремонту тракто­ра и его составных частей, используя средства технического ди­агностирования.

Назначаемые ремонтно-обслуживающие воздействия в зави­симости от конструкции и функции составных частей тракто­ра могут иметь характер планового сезонного мероприятия с постоянным или изменяющимся составом работ; в то же вре­мя их могут выполнять по заявкам без ограничений какими-либо сроками. Используют следующие основные стратегии ТО и ремонта:

• по потребности после отказа — С,;

• регламентированная в зависимости от наработки (календар­
ного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживаю­
щих воздействий — С2;

• по состоянию, с периодическим или непрерывным контро­
лем (диагностированием) — С3.

Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Применительно к ним последствия отказов, возник­ших до назначенного срока проведения ремонтных работ, уст­раняют по мере необходимости.

Система ТО и ремонта тракторов в сельском хозяйстве мак­симально ориентирована на стратегию проведения ремонтно-

Варианты стратегий, применяемые при техническом обслуживании и ремонте тракторов

Вид технического обслуживания и ре­монта

Варианты стратегий

Ежесменное и номерное техниче­ское обслуживание

С2 или С^

Сезонное техническое обслужива­ние и техническое обслуживание при хранении

Текущий ремонт

Капитальный ремонт

обслуживающих воздействий по состоянию (табл. 1.1), с перио­дическим или непрерывным контролем, являющуюся наиболее эффективной. Стратегия С3 имеет три варианта, позволяющих уточнить порядок контроля и назначения ремонтно-обслужива­ющих воздействий:

С] — срок выполнения ремонтно-обслуживающих воздей­ствий жестко не планируется, состояние контролируют перио­дически по принятым критериям и правилам с учетом производ­ственной ситуации, объем ремонта строго регламентирован;

Читайте также:  Задачи капитального ремонта оборудования

Сз — то же, но содержание работ не регламентируется, а оп­ределяется по результатам диагностирования;

С^ — срок выполнения предупредительных ремонтных работ планируют жестко, содержание работ не регламентируют и оп­ределяют техническим состоянием по результатам контроля (ди­агностирования) с учетом производственной ситуации. Послед­ствия отказов устраняют по мере их возникновения.

1.2. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тракторов

Система ТО и ремонта с помощью ремонтно-обслуживающих воздействий обеспечивает исправное техническое состояние тракторов и их работоспособность в течение всего периода экс­плуатации.

При использовании тракторов предусматривают следующие виды ТО:

• при подготовке трактора к эксплуатации (ТО-О);

• номерные (СТО-1, ТО-2, ТО-3);
. сезонные (СТО-ВЛ и СТО-ОЗ)

Цель ТО тракторов при использовании их по назначению — систематический контроль их технического состояния, выпол­нение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждение отказов и неисправностей.

В начальный период эксплуатации новые и капитально отре­монтированные тракторы подвергают обкатке (использованию по назначению с ограниченными режимами скорости, нагрузки и дополнительным объемом работ по ТО), призванной обеспе­чить нормальную приработку деталей и сопряжений. Режимы обкатки трактора указывают в Техническом описании и инст­рукции по эксплуатации.

После транспортирования в частично разобранном виде трак­тор подвергают досборке, регулированию и обкатке.

Техническое обслуживание тракторов при использовании следует проводить в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.

Техническое обслуживание при подготовке тракторов к хра­нению, в процессе хранения и при подготовке к использованию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7751—85.

Основным содержанием работ по ТО при хранении является защита трактора от коррозии, старения резинотехнических из­делий и деформации несущих элементов конструкции.

Использование тракторов без проведения очередного ТО не допускается. Восстановление (регулирование) параметров со­стояния трактора при ТО проводят по результатам контроля или диагностирования, если фактическое отклонение параметров превышает допускаемое.

Ежесменное ТО выполняет тракторист-машинист. Другие виды ТО выполняет, как правило, специализированный персо­нал — звенья мастеров-наладчиков, организуемые в хозяйствах, а также предприятия технического сервиса.

Трактор ист-машинист участвует в выполнении номерных и сезонных видов ТО.

Виды ТО, их периодичность и содержание едины как для новых, так и капитально отремонтированных тракторов. Сведе­ния о проведении каждого ТО (кроме ежесменного) заносят в формуляр трактора (сервисную книжку).

Техническое состояние трактора контролируют с помощью средств и методов диагностирования. Цель диагностирования состоит в определении технического состояния и причин воз­никновения неисправностей машин, а также в выдаче рекомен­даций по выполнению необходимых операций ТО и ремонта. Для этого необходимо решить следующие задачи:

• проверить исправность и работоспособность трактора в це­лом и (или) его составных частей с установленной вероятностью правильного диагностирования;

• отыскать дефекты, нарушившие исправность и (или) рабо­
тоспособность трактора;

• собрать исходные данные для прогнозирования остаточно­
го ресурса или вероятности безотказной работы трактора в меж­
контрольный период.

По результатам диагностирования дают рекомендации о не­обходимости регулирования механизмов, замене и ремонте не­которых составных частей, замене материалов.

Контроль технического состояния проводят подготовленные мастера-наладчики или диагносты, что обеспечивает высокое качество выполнения работ.

Различают следующие виды диагностирования:

• заявочное (при обнаружении причин отказов);

• ресурсное (при определении остаточного ресурса).
Диагностирование в процессе ТО выполняют в соответствии

с планом ТО и ремонта. Его обычно совмещают с номерными ТО и ремонтом.

Цель этого диагностирования — установить необходимость ре­гулировки механизмов, замены деталей и ремонта отдельных со­ставных частей. Комплексы операций диагностирования в процес­се ТО тем сложнее и больше по объему работ, чем выше номер ТО.

Заявочное диагностирование выполняют при отказах машин или по заявкам трактористов-машинистов.

Цель такого диагностирования — выявление причин отказа или неисправности и их оперативное устранение или определе­ние перечня и объемов восстановительных работ.

Ресурсное диагностирование тракторов проводят при ТО-3 и после межремонтной наработки. Такое диагностирование пред­ставляет собой комплекс работ по определению технического со­стояния и прогнозированию остаточного ресурса всех составных частей и машины в целом.

По результатам ресурсного диагностирования принимают решение о целесообразности дальнейшего использования или ремонта трактора.

1.3. Виды технического обслуживания и ремонта

Тракторы всех марок при их использовании по назначению (ГОСТ 20793-86) и хранении (ГОСТ 7751-85) подвергают ТО (табл. 1.2).

Периодичность номерных ТО тракторов установлена в мото­часах. Допускается регламентация периодичности номерных ТО по количеству израсходованного топлива или в условных эта­лонных гектарах.

Таблица 1.2 Виды и периодичность технического обслуживания тракторов

Вид технического обслуживания

Периодичность или условия проведения

При обкатке (ТО-О)

Перед началом, в ходе и по оконча­нии обкатки

Ежесменное (ЕТО)

Первое (ТО-1)

125 мото-ч

Второе (ТО-2)

500 мото-ч

Третье (ТО-3)

1000 мото-ч

Сезонное при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО- ВЛ)

При установившейся среднесуточ­ной температуре окружающего возду­ха выше 5 °С

Сезонное при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ)

При установившейся среднесуточ­ной температуре окружающего возду­ха ниже 5 «С

В особых условиях эксплу­атации

При эксплуатации трактора: в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышен­ных температурах; на каменистых почвах; в условиях высокогорья; на болотистых почвах

При подготовке к длитель­ному хранению

Не позднее 10 дней с момента окон­чания периода использования

В процессе длительного хранения

Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях

При снятии с длительного хранения

За 15 дней до начала использования

В зависимости от условий использования тракторов допуска­ются отклонения (опережение, запаздывание) фактической пе­риодичности ТО-1, ТО-2 и ТО-3 до 10 % от установленной ве­личины.

Текущий ремонт трактора, выполняемый для обеспечения или восстановления его работоспособности, состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей. Такой вид ремонта рассматривают как основной способ возобновления работоспособности тракторов при эксплуатации.

Текущий ремонт в зависимости от сложности работ можно выполнять как на месте использования, так и в соответствующих мастерских, на станциях технического обслуживания или рай­онных предприятиях технического сервиса.

Текущий ремонт тракторов состоит из непланового (заявоч­ного) ремонта, связанного с устранением неисправностей и про­ведением предупредительных работ, необходимость которых ус­танавливают в процессе использования или при техническом обслуживании, и планового ремонта, который проводят по ре­зультатам ресурсного диагностирования, выполняемого через 1700. 2100 мото-ч наработки (за исключением гарантийного периода).

Капитальный ремонт тракторов и их составных частей вы­полняют, как правило, на районных предприятиях техническо­го сервиса.

Ресурс новых тракторов до капитального ремонта достигает 6000 мото-ч.

Последующие капитальные ремонты, если таковые проводят, выполняют через 4000. 5000 мото-ч. Конкретный трактор на­правляют в капитальный ремонт на основании оценки его тех­нического состояния, в том числе с помощью ресурсного диаг­ностирования.

Капитальный ремонт трактора можно выполнять следующи­ми методами:

• необезличенным — сохраняется принадлежность восстанав­ливаемых составных частей к определенному трактору;

• обезличенным — не сохраняется принадлежность восста­навливаемых составных частей к определенному трактору;

• агрегатным — разновидность обезличенного метода^ при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или ранее отремонтированными.

Агрегатным методом ремонтируют тракторы, конструктивные особенности которых позволяют расчленять их на агрегаты и узлы (составные части),

При этом каждая составная часть должна быть автономным, конструктивно законченным элементом, легко отделяемым без сложных разборочно-сборочных работ от других составных ча­стей трактора. Благодаря автономности составные части тракто­ра можно самостоятельно восстанавливать на ремонтных пред­приятиях.

Подготовка к хранению тракторов заключается в очистке, снятии составных частей, подлежащих отдельному хранению! наружной и внутренней консервации, герметизации полостей, установке на подставки (подкладки).

В период хранения проводят контроль тракторов и устраня­ют обнаруженные нарушения.

При снятии тракторов с хранения проводят работы в после­довательности, обратной подготовке к хранению, а также про­филактические операции в объеме ТО-1.

1. Что понимается под системой технического обслуживания и ре­монта тракторов в сельском хозяйстве?

2. Дайте определение следующим терминам: «техническое обслужи­вание!»; «текущий ремонт»; «капитальный ремонт».

3. Назовите виды и периодичность технического обслуживания.

4. Назовите методы ремонта тракторов.

5. Назовите методы капитального ремонта тракторов.

6. В чем заключается подготовка трактора к хранению?

Источник

Оцените статью