Как организовать ремонт тракторов
Производственный процесс ремонта тракторов — это совокупность действий людей и орудий производства, выполняемых
в определенной последовательности и обеспечивающих восстановление работоспособности, исправности и полного (или близкого к полному) ресурса трактора.
Производственный процесс состоит из технологических процессов.
Технологический процесс — это часть производственного процесса, содержащая целенаправленные действия по последовательному изменению состояния трактора или его составных частей при восстановлении их работоспособности, исправности и ресурса.
Технологический процесс капитального ремонта тракторов (рис. 3.1) включает в себя все элементы машиностроительного производства (изготовление деталей, сборка, обкатка, испытание и окраска) и дополнительно специфические элементы (приемка машин в ремонт, очистка, разборка, дефектация и комплектация). Ремонтное производство по числу входящих в него элементов превосходит машиностроительное. Единственный источник экономии при КР машин по сравнению с их изготовлением — использование годных для дальнейшей эксплуатации деталей и их восстановление.
При изготовлении деталей машиностроительные предприятия (тракторные заводы) используют заготовки, получаемые литьем, ковкой, штамповкой и т.д. Стоимость материалов и заготовительных работ при производстве тракторов составляет около 75 % затрат на их изготовление. При восстановлении деталей в качестве заготовок применяют изношенные детали, поэтому затраты на литье, ковку, штамповку и частично на механическую обработку, на материалы и заготовительные работы фактически отсутствуют.
Износы большинства деталей тракторов измеряются десятыми или сотыми долями миллиметра, и их восстановление сводится к нанесению тонкого поверхностного слоя или заключительным операциям механической обработки. Стоимость же восстановления изношенных деталей обычно не превышает 50. 60 % стоимости запасных частей.
Восстановление деталей способствует сохранению природных ресурсов и снижению загрязнения окружающей среды.
Структура технологического процесса во многом зависит от конструкции трактора и программы ремонтно-обслуживающе-го предприятия. Если программа большая, то число технологических процессов и рабочих мест велико, и наоборот. Если трактор можно расчленить на легко отделяемые агрегаты (двигатель, коробка передач, передний и задний мосты, рулевое управление, кабина и др.), то процесс делят на большое число отдельных технологических процессов и их выполняют параллельно.
Технологическое оборудование — орудия производства, предназначенные для выполнения определенной части технологического процесса путем размещения объектов ремонта, средств воздействия на них, технологической оснастки и при необходимости источника энергии с целью придания заданных свойств трактору.
К. технологическому оборудованию относят металлорежущие станки, сварочные и наплавочные установки, нагревательные печи, испытательные стенды и др.
3.3. Предремонтная очистка тракторов
Качество ремонта во многом определяется наружной очисткой трактора и его составных частей, которую рекомендуется проводить в помещениях для наружной мойки (в холодное время года) или на специальной площадке, оборудованной эстакадой и устройствами для отстоя и улавливания грязи (в теплое время года). Для наружной очистки рекомендуется применять моечные машины высокого давления, представляющие собой агрегаты без источника нагрева и с автономным источником нагрева моющего раствора, смонтированные на колесных тележках.
Очистка агрегатов системы питания дизеля обусловлена тем, что детали топливной аппаратуры в процессе эксплуатации покрываются пылью, масляно-грязевыми и смолистыми отложениями, лаковыми пленками, продуктами изнашивания и коррозии, нагаром. В топливных фильтрах и отстойниках, воздухоочистителе, топливном баке, на поверхности деталей форсунки, в картерах насоса и регулятора накапливаются загрязнения, а стенки топливопр о водных каналов покрываются смолистыми и лаковыми отложениями. Эти загрязнения, содержащие твердые механические частицы и активные соединения, повышают силу трения в подвижных соединениях, усиливают абразивное и коррозионное изнашивание деталей, ув^ли-чивают сопротивление прохождению топлива в фильтре и воздуха в воздухоочистителе.
Применяют следующие способы очистки: струйную — горячим моющим раствором; погружение узлов и деталей в раство-ряюще-эмульгирующие растворы с одновременной активацией раствора; выварку деталей в ваннах с растворителями; циркуляционную очистку закрытых полостей и каналов; ультразвуковую очистку; электрохимическую очистку; термическую очистку в расплаве солей; механическую очистку косточковой крошкой, дробью, волосяными и проволочными щетками, чистиками и скребками. При этом применяют синтетические,
растворяюще-эмульгирующие и органические моющие и очищающие средства: МС-37, -8, Лабомид-101, -102, -203, -315, Темп-109, АМ-15 и др. Для очистки узлов и деталей системы питания используют струйные моечные машины — ОМ-12078, -4610, -4267 и др. и погружные — ОМ-5287, -1600 и др. Для очистки распылителей форсунок от нагара и удаления зависшей иглы распылителя применяют ультразвуковую установку ОР-15702. Нагар с распылителей и других деталей форсунок удаляют круглыми проволочными щетками и оправками, закрепленными на вращающемся шпинделе станка (например, настольного сверлильного станка).
Следует придерживаться следующей технологии очистки агрегата:
очистка вместе с дизелем;
снятие агрегата с дизеля;
разборка на узлы;
разборка узлов на детали;
пассивирование (защита от коррозии);
очистка деталей перед сборкой или расконсервация;
обезжиривание перед окраской.
Сильнозагрязненные корпусные и другие детали очищают сначала погружением в растворяюще-эмульгирующие средства, а затем в струйной машине синтетическими средствами.
Очистка головки блока дизеля проводится в высокотемпературном расплаве солей электрохимическим методом, который отличается от обычной физико-химической очистки дополнительным воздействием электрического тока. Очищаемую деталь помещают в ванну, служащую анодом, с токопроводящей моющей средой — водным раствором щелочных препаратов или синтетических средств.
3.4. Предремонтное диагностирование тракторов
Предремонтное диагностирование выполняется для того, чтобы определить целесообразность ремонта сборочной единицы или агрегата, т. е. выявить возможность дальнейшего использования составной части без ее ремонта.
Основные ресурсные параметры технического диагностирования силовой передачи, ходовой системы и механизмов поворота трактора приведены в табл. 3.2.
Ресурсные параметры силовой передачи, ходовой системы
и механизмов поворота трактора и средства их технического
Определяемый параметр
Средства диагностирования
Трансмиссия трактора
Суммарный угловой зазор в силовой передаче
Угломер КИ- 13909
Износ составных частей коробки передач, главной передачи, дифференциала, конечных передач
Щупы (набор № 4), устройство КИ-4850, штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1
Ходовая система гусеничного трактора
Состояние направляющих колес, опор, катков, поддерживающих роликов и натяжных устройств
ШтангенциркульШЦ-Ш-400-0,1
Зазоры в сопряжениях ходовой системы
Устройство КИ-4850, ломик, щупы (набор № 4)
Износ гусеничных цепей и ведущих колес
Устройство КИ- 13927
Ходовая система и тормоза колесного трактора
Состояние шин и высота грунто-зацепов
Штангенциркуль ШЦ-1-125-0,1
Радиальные зазоры в сопряжениях поворотных цапф
Устройство КИ-4850
Расход топлива, затрачиваемый на торможение
Устройство КИ-8948 или -8927, -5654
Определение суммарного углового зазора в силовой передаче. Угломер КИ-13909 устанавливают на ведущем колесе трактора и измеряют суммарный угловой зазор всей кинематической цепи на каждой передаче, а затем зазор в каждой конечной передаче. Если зазор превышает допустимое значение Д1 (табл. 3.3), хотя бы на одной из передач, то вскрывают коробку передач и задний мост, осматривают шестерни, проверяют износ зубьев шестерен, шлицов и подшипников.
Проверка износа составных частей коробки передач, главной передачи^ дифференциала и конечных передач. Прокручивая вручную валы силовой передачи, осматривают шестерни. При поломке зубьев шестерни более чем на 1/3 длины зуба или выкрашивании рабочей поверхности зуба общей площадью
Допустимые значения суммарного углового зазора в силовой
Тракторы
Общий угловой зазор
Зазор в конечной
передаче
МТЗ-80, -82 и их модификации
ВТ-175С, ДТ-75М, -75В, -75МВ, -75Н
Т-40М, -40АМ, ЛТЗ-55, -65
гоолее 25 % шестерня подлежит выбраковке. Проверяют с помо-ьщыо щупов зазоры в сопряжениях вилка — шестерня. Допусти-[мая величина зазора 1,3 мм. Измеряют ширину рабочей части )венцов шестерен непостоянного зацепления. Если износ венца [превышает 30 % его нерабочей части, то шестерню выбраковы-
При чрезмерном износе зубьев шестерен, шлицов валов, ви-|лок переключения передач, а также при наличии изломов, ско-]лов, трещин и других повреждений зубьев шестерен силовая (передача подлежит ремонту. При чрезмерном износе отдельных |пар, например шестерен главной передачи, заменяют изношен-•цые детали.
Приспособлением КИ-4850 измеряют осевой зазор в под-1,шипниках ведущей шестерни главной передачи ведущих мостов тракторов К-701 и Т- 150К, переднего ведущего моста тракторов |МТЗ. У тракторов Т-150К и МТЗ при зазоре более 0,3 мм регу-шруют конические подшипники. У тракторов К-701 при зазо-»е более 0,5 мм заменяют конический двухрядный подшипник. 1змеряют щупами боковой зазор между зубьями шестерен глав-Ецой передачи. Если зазор превышает 1,5 мм, то шестерни бра-|куют.
При осевом зазоре в подшипниках конечных передач (колес-;ных редукторов) более 0,3 мм у тракторов К-701 заменяют шари-[ ковые подшипники колесных редукторов, у тракторов Т-40АМ и -40АНМ заменяют подшипники ведомой шестерни колесного ‘ редуктора, у тракторов остальных марок регулируют конические
Проверка состояния направляющих колес, опорных катков, поддерживающих роликов и натяжных устройств.
Убеждаются в отсутствии трещин, сколов и поломок ободьев колес, катков и роликов, а также их одностороннего износа. Проверяют исправность винтов натяжных устройств (не должно быть забоин резьбы), исправность пружины и убеждаются в отсутствии течи масла из полостей. Неработоспособные составные части подлежат ремонту или замене.
Измеряют износ направляющих колес, опорных катков, поддерживающих роликов и сравнивают полученные результаты с допустимыми.
Можно оставлять без ремонта в напряженный период сельскохозяйственных работ опорные катки, износ которых превышает допустимый, если разность диаметров спаренных катков не более 4 мм.
У тракторов ДТ-75В, -75МВ, -75М, -75Н, ВТ-100, -175С и Т-150 определяют износ коленчатой оси и втулок, допускается увеличение зазора между ними до 2,5 мм.
Измерение зазоров в сопряжениях ходовой системы.
У тракторов Т-4А, -130, -170МЗ, -70В, -70С проверяют осевое перемещение направляющих колес и поддерживающих роликов с помощью устройства КИ-4850. Если перемещение колеса (ролика) превышает допустимое значение, то заменяют изношенные детали или проводят соответствующие регулировки.
У тракторов Т-150, ДТ-175С, ВТ-100, ДТ-75В, -75М, -75МВ, -75Н проверяют радиальный зазор между втулками балансиров и цапфами кареток, осевое перемещение кареток и опорных катков, а также осевые зазоры в подшипниках поддерживающих роликов.
Если результаты измерений превышают допустимые значения, то заменяют изношенные детали или проводят соответствующие регулировки.
Определение износа гусеничных цепей и ведущих колес.
Измеряют с помощью устройства КИ-13927 длину 10 звеньев верхней ветви гусеничной цепи. Предельная длина 10 звеньев для трактора Т-4А составляет 1800 мм, для тракторов Т-150, ДТ-75М, -75МВ, -75В, ВТ-100, -175С, ДТ-75Н — 1900 мм, для Т-70Е и -70С — 1870 мм. Если длина 10 звеньев превышает соответственно 1740, 1770 и 1795 мм, а разность длин 10 звеньев обеих гусениц трактора составляет более 10 мм, то гусеницы меняют местами.
Если же длина 10 звеньев превышает соответственно 1740, 1770 и 1795 мм, а пальцы ранее не заменяли, устанавливают новые пальцы и меняют местами ведущие колеса для работы неизношенной стороной.
Если пальцы ранее меняли, а длина 10 звеньев оказалась предельной, то гусеницы следует заменить новыми или восстанов-
ленными. П0и предельном износе гусеницы цевка звена, выходящего из зацепления с колесами, упирается в тыльную сторону зуба. Если длина 10 звеньев не близка к предельному значению и при движении трактора цевка звена гусеницы, выходящего из зацепления с колесом, упирается в тыльную сторону зуба, это свидетельствует о предельном износе зубьев ведущих колес и необходимости их замены.
Проверка состояния шин и высоты грунтозацепов. При трещинах в боковых стенках и расслоении каркаса шины выбраковывают. В случае удовлетворительного состояния каркаса и других элементов шины глубиномером штангенциркуля измеряют высоту грунтозацепов. Если высота грунтозацепов шин ведущих колес менее 7 мм, а шин направляющих колес менее 2 мм, то шины заменяют.
Проверка радиальных зазоров в сопряжениях поворотных цапф. Тормозят задние колеса и стопорят педали тормозов. Поднимают домкратом переднюю ось трактора до отрыва колеса от опоры.
Установив приспособление КИ-4850 на передней оси и перемещая колесо в осевом направлении, фиксируют показание индикатора. Допустимый зазор в сопряжениях поворотная цапфа — втулка 0,4 мм, если зазор больше, то заменяют втулки поворотных цапф.
Источник
Как организовать ремонт тракторов
Для выполнения многих сельскохозяйственных работ необходимы такие средства мобильной энергетики, как тракторы. Трактор — это самоходная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения, приведения в действие сельскохозяйственных и других машин, а также буксирования прицепов.
Тракторы классифицируют по тяговому классу (2; 6; 9; 14; 20; 30; 40; 50; 60 кН); по типу движителя (гусеничные, полугусеничные, колесные); по типу остова (рамные, полурамные, безрамные); по назначению (общего назначения, универсально-пропашные, специальные).
В 1791 г. русский механик и изобретатель Иван Кулибин построил трехколесную коляску-самокатку, механизмы которой: коробку передач, рулевое управление и тормоза — используют в современных тракторах. Самокатка приводилась в движение мускульной силой человека.
В 1897 г. немецкий ученый Рудольф Дизель создал экономичный двигатель внутреннего сгорания, который позднее стал называться дизелем — по имени его изобретателя.
В 1898 г. механик Федор Блинов построил первый в мире гусеничный трактор. В качестве двигателя на раме длиной 5 м стоял котел с двумя паровыми машинами. От каждой из них через шестеренные передачи передавалось вращение к ведущим колесам, находящимся в зацеплении с гусеницами. Трактор обслуживали два человека. Скорость его движения была 3 км/ч.
В 1910 г. изобретатель Яков Мамин, ученик Ф. Блинова, создал первый отечественный колесный трактор с дизелем и назвал его «русский трактор». В 1918 г. был построен опытный отечественный трактор «Богатырь* с нефтяным двигателем мощностью 5 л. с. С 1923 г. началось производство тракторов «Запорожец» (12 л. с.) и «Коломенец-2» (25 л. с.), двигатели которых работали на сырой нефти. В этом же 1923 г. было принято решение о массовом производстве колесных тракторов с керосиновым двигателем мощностью 20 л. с. Спустя год наладили выпуск трактора «Коммунар» с керосиновым двигателем мощностью 50 л.с. Всего было построено 3 тыс. таких тракторов. В октябре 1924 г. с конвейера Путиловского завода в Ленинграде сошел первый трактор «Фордзон-Путиловец», а до апреля 1932 г. их было выпущено почти 50 тыс.
Для удовлетворения потребностей страны в тракторах возникла необходимость в строительстве специализированных тракторных заводов.
В 1930 г. вступил в строй первенец отечественного тракторостроения — Сталинградский тракторный завод (СТЗ), а в 1931 г. — Харьковский (ХТЗ). Эти заводы были самыми большими в мире и выпускали колесные тракторы СТЗ-ХТЗ с керосиновым двигателем мощностью 32 л.с. До 1937 г. сельское хозяйство получило 397 тыс. таких тракторов. С 1932 г. наша страна отказалась от ввоза тракторов из-за границы.
В 1933 г. вступает в строй Челябинский тракторный завод (ЧТЗ). До 1937 г. он дал стране 69 тыс. гусеничных тракторов с лигроиновым двигателем мощностью 72 л.с. В 1934 г. на Кировском (бывшем Путиловском) заводе началось производство пропашных колесных тракторов «Универсал» с керосиновым двигателем мощностью 22 л.с. До 1940 г. на этом заводе, а в 1944 — 1955 гг. на Владимирском тракторном заводе было выпущено 209 тыс. таких машин. «Универсал» — первый трактор, который экспортировали за границу (в Голландию, Иран, Турцию).
В 1937 г. Сталинградский и Харьковский тракторные заводы наладили производство гусеничных тракторов СТЗ-НАТИ с керосиновым двигателем мощностью 52 л.с. До 1952 г. их было выпущено более 210 тыс. На Челябинском тракторном заводе в 1937 —1941 гг. было построено более 37 тыс. гусеничных тракторов С-65 с дизелем мощностью 75 л.с,; это первый советский трактор, удостоенный высшей награды на международной выставке в Париже.
В 1938—1941 гг. Харьковский тракторный завод выпустил 16 тыс. гусеничных тракторов ХТЗ-Т2Г с газовым двигателем, топливом для которого служили древесные чурки; это позволило сэкономить немало жидкого дефицитного топлива.
Всего за десять предвоенных лет (1932—1941 гг.) промышленность дала сельскому хозяйству около 700 тыс, тракторов, год от года совершенствуя их конструкцию. К началу Великой Отечественной войны по выпуску гусеничных тракторов Советский Союз занимал первое место в мире. Общий выпуск тракторов составил 40 % мирового производства. В послевоенные годы работы по строительству новых и реконструкции старых заводов приобрели большой размах. Восстановленные тракторные заводы в Сталинграде и Харькове продолжали выпуск тракторов СТЗ-НАТИ. Реконструированный завод в Липецке начал выпуск гусеничных тракторов КД-35, а затем КДП-35. Всего было произведено около 40 тыс. тракторов этих моделей.
В послевоенные годы вступили в строй новые тракторные заводы: Минский, Кишиневский, Павлодарский, Ташкентский и др. К 1950 г. отечественная промышленность достигла довоенного уровня производства тракторов, а с 1960 г. Советский Союз занимал первое место в мире по выпуску тракторов.
Кировский завод в Ленинграде, производивший в 1924 г. колесные тракторы «Фордзон-Путиловец» с керосиновым двигателем мощностью 20 л. с., в настоящее время выпускает колесные тракторы К-701 с дизелем мощностью 300 л. с. Отечественные тракторы по техническим достоинствам находятся на уровне лучших мировых образцов, получают высшие награды на международных выставках, пользуются большим спросом за рубежом и экспортируются в США, Францию, Канаду, Швецию, Индию и десятки других стран.
В 1930—1978 гг. тракторная промышленность нашей страны выпустила 10 млн тракторов. За 1981— 1985 гг. в СССР произведено 2 млн 700 тыс. тракторов. Причем основное значение придавалось энергонасыщенным маркам (МТЗ-80, Т-150К, ДТ-75М, К-701), в том числе с повышенными рабочими скоростями (9. 15 км/ч).
Начиная с 1990 г. численность тракторов в агропромышленном комплексе России существенно снизилась (с 1425 до 900 тыс. шт.), а нагрузка на трактор увеличилась. По состоянию на начало 2004 г. средняя нагрузка на один трактор в России составляла 103 га, что в 4,9 раза больше, чем в США, и в 17,1 раза больше, чем в Германии.
Тракторы подвержены естественному процессу физического и -морального старения в течение их жизненного цикла. По мере увеличения наработки под действием нагрузок и окружающей среды искажаются формы рабочих поверхностей и изменяются размеры деталей; уменьшаются упругие и эластичные свойства используемых материалов, откладываются нагар и накипь; появляются усталостные и коррозионные разрушения и т.д. В результате при различных наработках некоторые детали и соединения теряют работоспособность.
За срок службы, определяемый долговечностью базовых деталей, значительное число деталей трактора необходимо заменять или восстанавливать.
Надежность тракторов во многом зависит от технического сервиса, т.е. от качества выполнения технического обслуживания и ремонта, а также от обеспечения запасными частями и материалами.
СИСТЕМА ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ И РЕМОНТА ТРАКТОРОВ
1.1. Общие положения
Управление техническим состоянием тракторов в сельском хозяйстве осуществляется на базе научно обоснованной системы технического обслуживания и ремонта, позволяющей обеспечивать достаточную работоспособность и исправность машин.
Под системой технического обслуживания и ремонта тракторов понимается совокупность взаимосвязанных средств, документации и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления их работоспособности.
Описание системы техническою обслуживания и ремонта представляет собой утвержденный в установленном порядке документ, который называется «Комплексная система технического обслуживания и ремонта машин в сельском хозяйстве (Часть I )».
Комплексная система предназначена для решения следующих основных задач:
• повышение производительности труда в сельском хозяйстве и
увеличение производства продукции на основе обеспечения над
лежащей технической готовности машин (в том числе тракторов)
при минимальных трудовых и денежных затратах на эти цели;
• улучшение организации и повышение качества работ по
техническому обслуживанию и ремонту тракторов, обеспечение
их надлежащей сохранности и продления сроков службы;
• оптимизация структуры и состава ремонтно-обслуживающей базы (РОБ), ее сбалансированного развития в условиях агропромышленного комплекса (АПК);
• ускорение научно-технического прогресса в эксплуатации тракторов.
Документ отражает ряд особенностей, характеризующих систему технического обслуживания и ремонта тракторов.
Во-первых, система предусматривает выполнение главным образом предупредительных (профилактических) работ, повышающих надежность тракторов путем предотвращения отказов. Предусматривается также восстановление исправности или работоспособности при внезапных отказах.
Во-вторых, система основывается на использовании наиболее эффективного способа управления техническим состоянием тракторов, предусматривающего применение средств диагностирования. При этом контроль за техническим состоянием проводится регламентировано в соответствии с установленной периодичностью, а содержание операций технического обслуживания и ремонта тракторов конкретных марок определяется, как правило, результатами оценки их технического состояния.
Важным фактором, влияющим на работоспособность тракторов и величину издержек на ремонт, является обоснованное определение вида, объема, места и времени ремонта. В связи с этим правильная оценка критериев предельного состояния, регламентирующих обоснованную постановку трактора в ремонт с учетом полноты использования технического ресурса ее составных частей, позволяет увеличить на 20. 30% фактическую межремонтную наработку и уменьшить на 15. 20 % расходы на ремонт.
Документ содержит также полную и взаимоувязанную систему нормативов для определения плановых объемов работ по техническому обслуживанию, хранению и ремонту тракторов.
В документе предусмотрено применение прогрессивных методов и средств проведения технического обслуживания и ремонта, что существенно влияет на повышение производительности труда и качество ремонтно-обслуживающих работ.
Все ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от сложности их выполнения подразделяют следующим образом: техническое обслуживание, текущий ремонт и капитальный ремонт.
Техническое обслуживание (ТО) — это комплекс работ по поддержанию работоспособности или исправности машин при их использовании, хранении и транспортировании. Техническое обслуживание включает в себя обкаточные, очистные, контрольные, диагностические, регулировочные, смазочно-заправочные, крепежные работы, а также работы по консервации, расконсервации машин и их составных частей.
Виды, содержание, периодичность и условия проведения ТО устанавливает изготовитель тракторов в соответствии с действующими стандартами (положениями),
Текущий ремонт (ТР) — это комплекс работ по поддержанию или восстановлению работоспособности машины, включая операции самого сложного ТО и работы предупредительного характера по замене составных частей, достигших предельного состояния. Восстановление работоспособности иногда ограничивается заменой отказавшей составной части. В связи с этим в первом случае текущий ремонт называют плановым, а во втором — неплановым.
Капитальный ремонт (К.Р) — это вид ремонта, выполняемый для восстановления исправности и полного (или близкого к полному) восстановления ресурса трактора с заменой или восстановлением любых составных частей, в том числе базовых. Различают капитальный ремонт трактора и его составных частей.
При капитальном ремонте трактор подвергают очистке, разборке на составные части, дефектации, ремонту (восстановлению) или замене деталей, сборке, регулированию, обкатке, окраске, испытаниям.
Для поддержания технико-экономических показателей трактора в установленных пределах необходимо управлять его техническим состоянием. Для этого следует проводить эксплуатационную обкатку трактора, рационально его использовать, обслуживать, ремонтировать и хранить. При выполнении этих мероприятий используют РОБ, соответствующую нормативно-техническую документацию, кадры необходимой квалификации и т.д.
При управлении техническим состоянием конкретного трактора измеряют параметры состояния его составных частей, сравнивают установленные значения с допускаемыми или предельными величинами, определяют остаточный ресурс составных частей, назначают виды и объемы ремонтно-обслуживающих воздействий, а также наработки до их проведения и, наконец, выполняют все установленные работы по ТО и ремонту трактора и его составных частей, используя средства технического диагностирования.
Назначаемые ремонтно-обслуживающие воздействия в зависимости от конструкции и функции составных частей трактора могут иметь характер планового сезонного мероприятия с постоянным или изменяющимся составом работ; в то же время их могут выполнять по заявкам без ограничений какими-либо сроками. Используют следующие основные стратегии ТО и ремонта:
• по потребности после отказа — С,;
• регламентированная в зависимости от наработки (календар
ного времени) по сроку и содержанию ремонтно-обслуживаю
щих воздействий — С2;
• по состоянию, с периодическим или непрерывным контро
лем (диагностированием) — С3.
Две последние стратегии имеют планово-предупредительный характер. Применительно к ним последствия отказов, возникших до назначенного срока проведения ремонтных работ, устраняют по мере необходимости.
Система ТО и ремонта тракторов в сельском хозяйстве максимально ориентирована на стратегию проведения ремонтно-
Варианты стратегий, применяемые при техническом обслуживании и ремонте тракторов
Вид технического обслуживания и ремонта
Варианты стратегий
Ежесменное и номерное техническое обслуживание
С2 или С^
Сезонное техническое обслуживание и техническое обслуживание при хранении
Текущий ремонт
Капитальный ремонт
обслуживающих воздействий по состоянию (табл. 1.1), с периодическим или непрерывным контролем, являющуюся наиболее эффективной. Стратегия С3 имеет три варианта, позволяющих уточнить порядок контроля и назначения ремонтно-обслуживающих воздействий:
С] — срок выполнения ремонтно-обслуживающих воздействий жестко не планируется, состояние контролируют периодически по принятым критериям и правилам с учетом производственной ситуации, объем ремонта строго регламентирован;
Сз — то же, но содержание работ не регламентируется, а определяется по результатам диагностирования;
С^ — срок выполнения предупредительных ремонтных работ планируют жестко, содержание работ не регламентируют и определяют техническим состоянием по результатам контроля (диагностирования) с учетом производственной ситуации. Последствия отказов устраняют по мере их возникновения.
1.2. Характеристика системы технического обслуживания и ремонта тракторов
Система ТО и ремонта с помощью ремонтно-обслуживающих воздействий обеспечивает исправное техническое состояние тракторов и их работоспособность в течение всего периода эксплуатации.
При использовании тракторов предусматривают следующие виды ТО:
• при подготовке трактора к эксплуатации (ТО-О);
• номерные (СТО-1, ТО-2, ТО-3);
. сезонные (СТО-ВЛ и СТО-ОЗ)
Цель ТО тракторов при использовании их по назначению — систематический контроль их технического состояния, выполнение плановых работ для уменьшения скорости изнашивания элементов, предупреждение отказов и неисправностей.
В начальный период эксплуатации новые и капитально отремонтированные тракторы подвергают обкатке (использованию по назначению с ограниченными режимами скорости, нагрузки и дополнительным объемом работ по ТО), призванной обеспечить нормальную приработку деталей и сопряжений. Режимы обкатки трактора указывают в Техническом описании и инструкции по эксплуатации.
После транспортирования в частично разобранном виде трактор подвергают досборке, регулированию и обкатке.
Техническое обслуживание тракторов при использовании следует проводить в соответствии с Техническим описанием и инструкцией по эксплуатации.
Техническое обслуживание при подготовке тракторов к хранению, в процессе хранения и при подготовке к использованию проводят в соответствии с требованиями ГОСТ 7751—85.
Основным содержанием работ по ТО при хранении является защита трактора от коррозии, старения резинотехнических изделий и деформации несущих элементов конструкции.
Использование тракторов без проведения очередного ТО не допускается. Восстановление (регулирование) параметров состояния трактора при ТО проводят по результатам контроля или диагностирования, если фактическое отклонение параметров превышает допускаемое.
Ежесменное ТО выполняет тракторист-машинист. Другие виды ТО выполняет, как правило, специализированный персонал — звенья мастеров-наладчиков, организуемые в хозяйствах, а также предприятия технического сервиса.
Трактор ист-машинист участвует в выполнении номерных и сезонных видов ТО.
Виды ТО, их периодичность и содержание едины как для новых, так и капитально отремонтированных тракторов. Сведения о проведении каждого ТО (кроме ежесменного) заносят в формуляр трактора (сервисную книжку).
Техническое состояние трактора контролируют с помощью средств и методов диагностирования. Цель диагностирования состоит в определении технического состояния и причин возникновения неисправностей машин, а также в выдаче рекомендаций по выполнению необходимых операций ТО и ремонта. Для этого необходимо решить следующие задачи:
• проверить исправность и работоспособность трактора в целом и (или) его составных частей с установленной вероятностью правильного диагностирования;
• отыскать дефекты, нарушившие исправность и (или) рабо
тоспособность трактора;
• собрать исходные данные для прогнозирования остаточно
го ресурса или вероятности безотказной работы трактора в меж
контрольный период.
По результатам диагностирования дают рекомендации о необходимости регулирования механизмов, замене и ремонте некоторых составных частей, замене материалов.
Контроль технического состояния проводят подготовленные мастера-наладчики или диагносты, что обеспечивает высокое качество выполнения работ.
Различают следующие виды диагностирования:
• заявочное (при обнаружении причин отказов);
• ресурсное (при определении остаточного ресурса).
Диагностирование в процессе ТО выполняют в соответствии
с планом ТО и ремонта. Его обычно совмещают с номерными ТО и ремонтом.
Цель этого диагностирования — установить необходимость регулировки механизмов, замены деталей и ремонта отдельных составных частей. Комплексы операций диагностирования в процессе ТО тем сложнее и больше по объему работ, чем выше номер ТО.
Заявочное диагностирование выполняют при отказах машин или по заявкам трактористов-машинистов.
Цель такого диагностирования — выявление причин отказа или неисправности и их оперативное устранение или определение перечня и объемов восстановительных работ.
Ресурсное диагностирование тракторов проводят при ТО-3 и после межремонтной наработки. Такое диагностирование представляет собой комплекс работ по определению технического состояния и прогнозированию остаточного ресурса всех составных частей и машины в целом.
По результатам ресурсного диагностирования принимают решение о целесообразности дальнейшего использования или ремонта трактора.
1.3. Виды технического обслуживания и ремонта
Тракторы всех марок при их использовании по назначению (ГОСТ 20793-86) и хранении (ГОСТ 7751-85) подвергают ТО (табл. 1.2).
Периодичность номерных ТО тракторов установлена в моточасах. Допускается регламентация периодичности номерных ТО по количеству израсходованного топлива или в условных эталонных гектарах.
Таблица 1.2 Виды и периодичность технического обслуживания тракторов
Вид технического обслуживания
Периодичность или условия проведения
При обкатке (ТО-О)
Перед началом, в ходе и по окончании обкатки
Ежесменное (ЕТО)
Первое (ТО-1)
125 мото-ч
Второе (ТО-2)
500 мото-ч
Третье (ТО-3)
1000 мото-ч
Сезонное при переходе к весенне-летнему периоду эксплуатации (СТО- ВЛ)
При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха выше 5 °С
Сезонное при переходе к осенне-зимнему периоду эксплуатации (СТО-ОЗ)
При установившейся среднесуточной температуре окружающего воздуха ниже 5 «С
В особых условиях эксплуатации
При эксплуатации трактора: в условиях пустыни и песчаных почв; при длительных низких и повышенных температурах; на каменистых почвах; в условиях высокогорья; на болотистых почвах
При подготовке к длительному хранению
Не позднее 10 дней с момента окончания периода использования
В процессе длительного хранения
Один раз в месяц при хранении на открытых площадках и под навесом; один раз в два месяца при хранении в закрытых помещениях
При снятии с длительного хранения
За 15 дней до начала использования
В зависимости от условий использования тракторов допускаются отклонения (опережение, запаздывание) фактической периодичности ТО-1, ТО-2 и ТО-3 до 10 % от установленной величины.
Текущий ремонт трактора, выполняемый для обеспечения или восстановления его работоспособности, состоит в замене и (или) восстановлении отдельных составных частей. Такой вид ремонта рассматривают как основной способ возобновления работоспособности тракторов при эксплуатации.
Текущий ремонт в зависимости от сложности работ можно выполнять как на месте использования, так и в соответствующих мастерских, на станциях технического обслуживания или районных предприятиях технического сервиса.
Текущий ремонт тракторов состоит из непланового (заявочного) ремонта, связанного с устранением неисправностей и проведением предупредительных работ, необходимость которых устанавливают в процессе использования или при техническом обслуживании, и планового ремонта, который проводят по результатам ресурсного диагностирования, выполняемого через 1700. 2100 мото-ч наработки (за исключением гарантийного периода).
Капитальный ремонт тракторов и их составных частей выполняют, как правило, на районных предприятиях технического сервиса.
Ресурс новых тракторов до капитального ремонта достигает 6000 мото-ч.
Последующие капитальные ремонты, если таковые проводят, выполняют через 4000. 5000 мото-ч. Конкретный трактор направляют в капитальный ремонт на основании оценки его технического состояния, в том числе с помощью ресурсного диагностирования.
Капитальный ремонт трактора можно выполнять следующими методами:
• необезличенным — сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному трактору;
• обезличенным — не сохраняется принадлежность восстанавливаемых составных частей к определенному трактору;
• агрегатным — разновидность обезличенного метода^ при котором неисправные агрегаты заменяют новыми или ранее отремонтированными.
Агрегатным методом ремонтируют тракторы, конструктивные особенности которых позволяют расчленять их на агрегаты и узлы (составные части),
При этом каждая составная часть должна быть автономным, конструктивно законченным элементом, легко отделяемым без сложных разборочно-сборочных работ от других составных частей трактора. Благодаря автономности составные части трактора можно самостоятельно восстанавливать на ремонтных предприятиях.
Подготовка к хранению тракторов заключается в очистке, снятии составных частей, подлежащих отдельному хранению! наружной и внутренней консервации, герметизации полостей, установке на подставки (подкладки).
В период хранения проводят контроль тракторов и устраняют обнаруженные нарушения.
При снятии тракторов с хранения проводят работы в последовательности, обратной подготовке к хранению, а также профилактические операции в объеме ТО-1.
1. Что понимается под системой технического обслуживания и ремонта тракторов в сельском хозяйстве?
2. Дайте определение следующим терминам: «техническое обслуживание!»; «текущий ремонт»; «капитальный ремонт».
3. Назовите виды и периодичность технического обслуживания.
4. Назовите методы ремонта тракторов.
5. Назовите методы капитального ремонта тракторов.
6. В чем заключается подготовка трактора к хранению?
Источник