Как сменить подрядчика по капитальному ремонту

Содержание
  1. Как сменить подрядчика по капитальному ремонту
  2. В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы. Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов. 1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)? 2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?
  3. Общественники предлагают упростить смену подрядчика капремонта
  4. Эксперт ОНФ предложил упростить порядок смены подрядчика при выполнении капремонта

Как сменить подрядчика по капитальному ремонту

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в ноябре 2019 года заключен контракт на выполнение ремонтно-реставрационных работ. В ходе выполнения работ было выявлено, что проектно-сметная документация не предусматривает всех необходимых работ по одним разделам проекта и в то же время предусматривает избыточные работы по другим разделам сметы.
Кроме того, подрядчик предложил лучшие решения в отношении способов выполнения работ, ведущие к увеличению надежности их результата, и применение лучших материалов. Предмет договора при этом не меняется, работы, не учтенные изначально, необходимы для достижения изначально предусмотренного результата. Контрактом предусмотрена возможность изменения объема и видов выполняемых работ, с условием о том, что цена договора изменится не более чем на десять процентов.
1) Будет ли являться нарушением изменение видов и объемов работ в смете, если в суммовом выражении объем изменений составит 25% от цены договора, но при этом цена договора не изменится или изменится в пределах 10% (например, убрали одних работ и материалов на 50 млн. руб. добавили других работ и материалов на 50 млн. руб.)?
2) Нужно ли повторно проходить проверку достоверности сметной стоимости работ при внесении изменений в смету в части изменения видов работ и замены материалов, притом что первоначальная смета была проверена в рамках действия постановления Правительства РФ от 18.05.2009 N 427, которое на сегодняшний день утратило силу?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Стороны описанного контракта вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Повторная проверка достоверности сметной стоимости должна проводиться только в случае повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации, которое обязательно только в случае внесения в нее изменений, затрагивающих конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства.

Обоснование позиции:
1. По смыслу положений ст. 33, ч.ч. 1, 2 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), а также требований ст.ст. 309, 310 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте. При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Частью 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ также установлено, что изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается, за исключением их изменения по соглашению сторон в перечисленных в ней случаях.
Так, в соответствии с пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается изменение контракта при изменении объема и (или) видов выполняемых работ по контракту, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия (далее — строительные работы). При этом допускается изменение с учетом положений бюджетного законодательства РФ цены контракта не более чем на 10% цены контракта. Как следует из содержания ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, указанный пункт применяется, только если возможность изменения условий контракта была предусмотрена документацией о закупке и контрактом, а в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) — контрактом.
Как видим, пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ прямо предусмотрено изменение как объема, так и видов выполняемых работ. По нашему мнению, очевидно, что изменение объемов выполняемых работ должно относиться к работам, предусмотренным изначальными условиями контракта, технической документацией, в то время как возможность изменения видов выполняемых работ предполагает именно возможность исключения работ, включенных в указанные изначально согласованные условия, равно как и добавления новых, замены одних работ на другие. В противном случае указание на возможность изменения видов работ не имело бы смысла. При этом масштаб и качество изменений (в том числе по видам работ) не ограничиваются, ограничена только возможность изменения цены контракта, которое допускается не более чем на 10% цены контракта (хотя это само по себе, по самым очевидным соображениям, «технически» ограничивает масштаб изменения работ).
Отсюда можно сделать вывод, что стороны контрактов, указанных в пп. «в» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, вправе изменить состав видов работ, исключив одни и добавив другие.
Официальных разъяснений или материалов правоприменительной практики, которые прямо подтверждали бы данный вывод, нам, к сожалению, найти не удалось. Однако, заметим, совпадения с вышеописанным подходом можно найти в разъяснениях, данных в письмах Минфина России от 22.11.2019 N 24-03-07/90712, от 26.11.2019 N 24-03-07/91491. Косвенно вывод подтверждает также постановление Одиннадцатого ААС от 09.09.2019 N 11АП-14083/19, в котором подтверждалась правомерность выполнения дополнительных, то есть не предусмотренных технической документацией и сметой, работ, со ссылкой на п. 12 Обзора судебной практики. утвержденного Президиумом ВС РФ 28.06.2017.
2. В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки строительных работ документация о закупке должна содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, за исключением случая, если подготовка проектной документации в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с ч.ч. 16 и 16.1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Частью проектной документации строительных работ на объектах капитального строительства (за исключением проектной документации линейных объектов), финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований составляет более 50%, является смета (п. 11 ч. 12 ст. 48 ГрК РФ). Такая смета составляется с обязательным применением сметных нормативов, сведения о которых включены в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в силу ч. 1 ст. 8.3 ГрК РФ. Согласно ч. 2 ст. 8.3 ГрК РФ сметная стоимость строительства объектов капитального строительства в указанных случаях подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации. При проведении капитального ремонта таких объектов указанная сметная стоимость подлежит такой проверке в случаях, установленных Правительством РФ.
При этом ч.ч. 9, 9.1 ст. 22 Закона N 44-ФЗ предусмотрено применение проектно-сметного метода для определения начальной (максимальной) цены контракта (далее также — НМЦК), цены контракта с единственным подрядчиком именно в случаях заключения контрактов на выполнение строительных работ. Однако очевидно, что при проведении закупки конкурентными способами смета, составленная заказчиком в соответствии с ч.ч. 1, 9 ст. 22 Закона N 44-ФЗ, только обосновывает НМЦК. Именно эта смета и подлежит проверке в ходе государственной экспертизы проектной документации, которая по общему правилу осуществляется до начала закупки строительных работ*(1). Непосредственно же цена контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, как это следует из ст. 32, п. 2 ч. 2 ст. 51, ч. 1 ст. 54, ч. 2 ст. 54.4, ч. 5 ст. 54.6, ч. 4 ст. 68, п. 2 ч. 3 ст. 73, ч. 14 ст. 78, ч. 2 ст. 82.3, ч. 17 ст. 83, п. 7 ч. 9 ст. 83.1, ч. 2 ст. 83.2, ч. 3 ст. 90, ч. 4 ст. 91 Закона N 44-ФЗ, определяется предложением контрагента, определенного по итогам соответствующей процедуры. Заказчик не может корректировать эту цену в одностороннем порядке.
При этом в соответствии с ч. 6.1 ст. 110.2 Закона N 44-ФЗ оплата выполненных работ осуществляется в пределах цены контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, в соответствии с их сметой в сроки и в размерах, которые установлены таким контрактом или графиком оплаты выполненных по контракту работ (при наличии) с учетом графика выполнения строительно-монтажных работ и фактически выполненных подрядчиком работ. Причем составление сметы такого контракта осуществляется в пределах цены контракта без использования предусмотренных проектной документацией в соответствии с Градостроительным кодексом РФ сметных нормативов и сметных цен строительных ресурсов. Приведенная норма не указывает, кто должен готовить такую смету. Однако поскольку представляется очевидным, что только подрядчик может знать все нюансы формирования предложенной им цены (п.п. 8-11 письма Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889), то и представить смету, то есть расчет этой цены, может только он. Безусловно, смета при этом подлежит утверждению заказчиком и вступает в силу после такого утверждения, как это и предусмотрено п. 3 ст. 709 ГК РФ.
По смыслу положений п. 44 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.03.2007 N 145 «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий», проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы, должна быть направлена на повторную экспертизу в случае внесения в нее изменений в части изменения технических решений, которые затрагивают конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, и может быть направлена на повторную экспертизу по инициативе застройщика или технического заказчика в случае внесения в нее иных изменений.
Соответственно, отсутствие изменения технической части проектной документации, влияющей на конструктивные и другие характеристики безопасности объекта капитального строительства, свидетельствует об отсутствии обязанности по получению положительного заключения госэкспертизы на сметную документацию с увеличением стоимости спорных объектов в виде дополнительных затрат. Данный вывод косвенно подтверждается постановлением АС Дальневосточного округа от 19.02.2018 N Ф03-135/18, которое было вынесено на основании ранее действовавших норм, также предусматривавших обязательную проверку достоверности сметной стоимости.

Читайте также:  Для ремонта тарелки клапана

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите в следующем материале:
— Энциклопедия решений. Определение предмета контракта на выполнение подрядных работ на проектирование и строительство.

Источник

Общественники предлагают упростить смену подрядчика капремонта

Активисты ОНФ предлагают упростить процедуру замены подрядчика в ходе капремонта. Согласно существующему законодательству региональный оператор капремонта может снять исполнителя с заказа только через суд, что существенно затягивает сроки и влияет на качество ремонта.

Роман Клясюк, руководитель ЖСК в Томской области и эксперт регионального отделения ОНФ рассказал, что в 2018 году в томское отделение ОНФ обращались жители домов с одной и той же проблемой: подрядчик начал капремонт крыши, снял кровельное покрытие, но не уложился в график работ. В результате крыша начала протекать и жителям верхних этажей дома был причинён материальный ущерб.

Региональный фонд капремонта в случаях несоблюдения графика не меняет подрядчика. Так как снять с заказа подрядчика, который уже приступил к работам, можно только через суд. В ходе судебного разбирательства работы по капремонту дома приостанавливаются, а Фонд капремонта не может провести повторный конкурс, пока официально подрядчик не будет отстранён от выполнения заказа.

«Необходимо упростить процедуру смены подрядной организации в сфере капремонта в ситуациях, когда она грубо нарушает условия договора», – считает Роман Клясюк. Кроме того, для защиты от недобросовестных подрядчиков, эксперт предлагает закреплять в контракте не только дату начала и окончания работ, но и прописывать сроки по каждому этапу. И если уже на первом этапе компания-исполнитель не справляется, то у Фонда капремонта, как у заказчика, должны быть полномочия для выбора нового подрядчика на объект или проведение конкурса в упрощённом порядке.

Читайте также:  Ремонт насосного оборудования смета

По мнению Романа Клясюка, в контрактах на проведение капремонта необходимо прописать жёсткие требования к победителям конкурсов. Компания должна доказать, что у неё есть опыт работ по капремонту МКД, квалифицированные кадры, а также необходимое количество материалов или договоры на их поставку в определённый срок.

Некачественный капремонт может стать проблемой для управляющих компаний, так как они несут ответственность за содержание общего имущества дома. Если из-за ненадлежащего состояния общего имущества МКД будет причинён ущерб собственнику помещения, то ответственность понесёт прежде всего управляющая компания.

В некоторых случаях вину подрядной организации, которая проводила капитальный ремонт, придётся доказывать. О том, кто платит за причинение ущерба имуществу собственника, мы подробно рассказали в этой статье.

Источник

Эксперт ОНФ предложил упростить порядок смены подрядчика при выполнении капремонта

Предложение обусловлено практикой выяснения экспертами ОНФ ситуаций несоблюдения сроков выполнения и некачественного осуществления работ по капремонту МКД. В связи с этим назрел вопрос о необходимости законодательных изменений в части регулирования процедуры смены недобросовестного подрядчика.

Высказанное мнение принадлежит Роману Клясюку, Эксперту региональной рабочей группы Общероссийского народного фронта «Качество повседневной жизни» в Томской области, председателю жилищного кооператива «Добро».

Роман привел примеры случаев недовольства населения проведением работ по капитальному ремонту. По его словам в этом году в региональное отделение ОНФ обратились жильцы МКД, в которых осуществлялся капремонт крыши. Собственники столкнулись с серьезными проблемами в результате протекания крыш, которые возникли по причине затянутых сроков проведения ремонтных работ со стороны подрядной организации.

«То, что происходит в этих домах, просто ужасно. На всех проблемных объектах работает один и тот же подрядчик. Его представители постоянно ссылаются на всевозможные причины: то на отсутствие лесоматериалов, то на провода и кабели, проходящие по кровле. На данную подрядную организацию не может повлиять никто», — поделился Клясюк.

Читайте также:  Ремонт аллиона своими руками

Действительно, при разбирательстве в таких ситуациях не хватает законодательной поддержки. Как правило, заказчик не может отказаться от подрядчика, даже в случае несвоевременного выполнения работ. Это связано с тем, что если расторгнуть договор, подрядчик непременно подаст иск, а пока будет идти длительный судебный процесс, объект капитального ремонта будет простаивать. К тому же заказчик в этот момент будет не вправе проводить новый дополнительный конкурс, который в свою очередь тоже занимает длительное время. Тогда проведение работ капремонта в МКД просто останавливается, в результате чего жителям может быть нанесен немалый ущерб. Поэтому заказчик в лице Фонда капитального ремонта вынужден самостоятельно искать способы влияния на подрядные организации посредством штрафных санкций, которые являются единственной мерой воздействия на них.

«Необходимо упростить процедуру смены подрядной организации в сфере капремонта в ситуациях, когда она грубо нарушает условия договора. Для того чтобы объект не простаивал, можно предоставить право заказчику самостоятельно назначать нового подрядчика на проблемный объект, либо определить победителя конкурса в упрощенном порядке», — заявил эксперт ОНФ.

Он также считает, что есть необходимость в заключаемых договорах прописывать четкие сроки этапов реализации работ и уточнять ответственность подрядчиков за несоблюдение условий. Данные поправки должны наделять заказчика правом на расторжение договора в случае нарушений подрядчиком прямых обязательств на ранних этапах осуществления работ.

Кроме того, Роман Клясюк призвал расширить полномочия органов регулирования и контроля над подрядными организациями и подробно прописывать в договорах требования к победителям конкурса.

«Подрядчик должен предоставить гарантии, что у него есть не только квалифицированные кадры, техника, опыт выполнения такого вида работ, но также имеются строительные материалы, либо договоры на их поставку в конкретный срок. Если подрядчик не делает этого – до объекта его допускать нельзя. Только так можно оградить жителей от недобросовестных подрядчиков в сфере капремонта», — пояснил в заключение эксперт.

По материалам Информационного портала «Управление ЖКХ».

Источник

Оцените статью