Независимая экспертиза недорогих осциллографов для автомобилей
Оборудуем диагностический пост. Часть 2.
Тесты осциллографов.
Осциллографы низкой ценовой категории
В статье «Правильный выбор осциллографа для диагностического поста» были рассмотрены функциональные возможности осциллографов, критерии их выбора. На современном рынке представлен очень большой выбор приборов с различными характеристиками и разных ценовых категорий. Как не ошибиться с выбором, какой прибор приобрести? Реклама не всегда бывает объективной, поэтому при комплектации диагностического поста техцентра ИнжекторКар еще в середине 90-х годов мы пошли по пути предварительного тестирования приобретаемого оборудования в реальных (а не лабораторных) условиях. Большими деньгами мы не располагали, но брать дешевое и бесполезное оборудование нам не хотелось. Поскольку основной задачей работника автосервиса является ремонт автомобилей, а не обслуживание оборудования, основное внимание уделялось удобству пользования, кругу решаемых задач, вопросам технической поддержки и цены. На сегодняшний день у нас накопился большой опыт практического использования различного оборудования в условиях реального сервиса. Сотрудничество с рядом ведущих фирм по его продаже позволяет нам не прекращать эту работу, и мы охотно делимся полученной информацией. В рамках учебного курса ИнжекторКар проводиться специальный семинар, посвящённый обзору оборудования, во время которого курсанты своими руками могут оценить достоинства и недостатки этих приборов.
Предлагаем обзор осциллографов, в разное время прошедших у нас испытания.
Тестирование данных приборов проводилось на одном из учебных стендов обучающего центра ИнжекторКар, а так же на реальных автомобилях в ремонтной зоне техцентра ИнжКар. Участие принимали курсанты учебного центра (как опытные пользователи, так и начинающие диагносты). Для исключения субъективной оценки, были сделаны замеры одних и тех же датчиков: датчик положения дроссельной заслонки (медленно меняющийся сигнал) и одновременный просмотр более скоростных сигналов датчиков коленвала и распредвала (согласование валов). Замеры шины CAN проводились в ремонтной зоне техцентра и часть приборов участия в нем не принимала.
Приборы низкой ценовой категории вызывают неизменный интерес у начинающих диагностов. Их можно приобрести по цене от 3-5 тысяч до 15-20 тысяч рублей. При проведении тестирования особое внимание уделялось мнению о них именно новичков. У более опытных специалистов приборы данной группы вызывают меньший интерес.
На тестирование нам были предоставлены 3 прибора этого класса:
1. Недорогой прибор производства Китай
Одноканальный, максимальная горизонтальная развертка 100 наносекунд на деление. Предназначен для радиолюбительских целей. В комплект входит сам прибор, диск с русифицированным программным обеспечением и кабель USB для подключению к компьютеру. Цена 16 тысяч рублей. Техническое описание крайне не информативное. Марка прибора, изготовитель часто бывает не указан. Вопросы гарантий и технической поддержки отсутствуют.
Сигнал шины CAN «увидел» в мельчайших подробностях. Но такая высокая частота дискретизации для автосервиса является избыточной, можно выбрать прибор с меньшей частотой дискретизации, и соответственно более низкой ценой.
Комплекта датчиков не имеет, способен только отобразить сигналы различных устройств.
Интерфейс простейший и дружественный, понятный даже новичку.
Недостаток наличия только одного канала (нет возможности просмотра рассогласования валов) устраняется применением простейшей схемы, состоящей из обычного высокоомного потенциометра и двух разъемов типа «байонет».
Вывод: Приборы для радиолюбителей не предназначены для работы с автомобилями. Их можно рекомендовать небольшим автосервисам «гаражного» типа на начальном этапе и для личного использования для проведения простых проверок датчиков и сигналов управления. Отсутствие гарантий вынуждает работать по схеме «Сломался — выкинул — купил новый».
2. Прибор «Диско-2», Россия
Большой интерес у работников автосервисов различного уровня вызывает осциллограф Диско (ценовая категория до 10 тыс. рублей) производства г. Тула.
Первые версии этого прибора проходили у нас тестирование лет 5-10 назад. Результаты неутешительные — для профессионального использования были непригодны. Но производитель провел большую работу по модернизации прибора, и последняя версия Диско-2 приятно порадовала не только новичков, но и опытных диагностов.
Программное обеспечение устанавливается без особых проблем. Разбито на два программных модуля:
1.Обычный осциллограф DiSco Express. Интерфейс простейший, содержит минимально необходимый набор кнопок, интуитивно понятен. Очень удобен для быстрого анализа работоспособности различных датчиков, идеально подходит для начинающих пользователей. Частота дискретизации 100 Гц … 200 КГц.
2. Более наполненный осциллограф USB Мотор Мастер. Интерфейс более нагруженный, но позволяет проводить детальный анализ исследуемого сигнала. Частота дискретизации также 200 КГц. Выбор данного режима рекомендован более опытным пользователям.
В обоих режимах прибор блестяще справился с поиском дефектов датчика положения дроссельной заслонки.
Приятно порадовало расположение и доступность отсчетных реперов. Во втором режиме сигнал приобрел более информативный вид:
А вот при проверке более высокочастотных сигналов датчика коленвала и распредвала прибор в первом режиме вывел не очень качественный сигнал. Во втором режиме сигнал стал выводиться значительно лучше.
Сигнал вторичного напряжения системы зажигания прибор вывел плохо. Причиной является низкая частота дискретизации и крайне высокая погрешность измерительных датчиков. Но данный дефект наблюдается и на других датчиках отечественного производства. В комплект входят так называемые линейные СОР адаптеры («линейки»).
Хорошо работают только линейки производства фирмы SUN (США), никому из отечественных производителей пока не удалось их грамотно скопировать. Поэтому анализ вторичного напряжения систем зажигания данным прибором можно провести только оценочно.
Шину CAN мы данным прибором не тестировали, но судя по характеристикам, получение качественного сигнала маловероятно.
По вопросам техподдержки можно обратиться на сайт производителя (приятно порадовало постоянное обновление программного обеспечения), либо на фирмы по продажам данного прибора.
Хороший прибор за свои деньги для начинающих диагностов. Мнение начинающих курсантов курсов ИнжекторКар было однозначное: «Начну с него, потом куплю более хороший». Более опытных пользователей данный прибор не заинтересовал.
Диамаг -2, Россия
По сравнению с предыдущим прибором имеет расширенную комплектацию и как следствие, большую цену. Распространяется только через интернет-магазин, техподдержка осуществляется через сайт и форум. Максимальная частота дискретизации: в режиме самописца 1 мГц, в режиме осциллографа 1 мГц.
Программное обеспечение более наполненное. Интерфейс дружественный, интуитивно понятный. Имеет много общего с предыдущим прибором. Так же включены аналоги скриптов Шульгина. Они разрабатывались для другого прибора, погрешность обработки и интерфейс немного уступает оригиналу. Но вполне информативно.
При проверке датчика положения распредвала вывел хороший сигнал:
Приятно порадовало удобство расположения отсчетных реперов и отображаемые ими цифровые значения. Но более высокочастотный сигнал коленвала вывел хуже:
Причиной низкого качества изображения является отсутствие заземления во время проведений наших замеров. Производителю не удалось полностью решить вопрос с его экранированием, поэтому он рекомендует применять заземление своего прибора. Это усложняет пользование устройством и увеличивает время на проведение диагностики автомобиля.
Датчики для проверки вторичного напряжения систем зажигания включают в себя:
1. Датчик первого цилиндра (датчик синхронизации). Требования к этому типу датчиков невысокие, работают неплохо.
2. Измерительный датчик для проверки систем зажигания с распределителем (» трамблером») — датчик «классика», набор датчиков для проверки систем зажигания DIS (двойные катушки) и емкостной датчик для проверки систем СОР (индивидуальные катушки).
Погрешность высокая, но форму сигнала выводят правильно. Можно рекомендовать для оценочного состояния систем зажигания.
Датчик давления в цилиндре значительно расширяет функциональные возможности прибора. Предел измерений — 16 bar, позволяет произвести проверку фаз ГРМ, а так же замерить компрессию. Точность показаний хорошая. Для дизельных двигателей не применим.
Датчик разряжения позволяет замерить пульсации во впускном и выпускном коллекторах. Поскольку волны в них сугубо индивидуальны для каждого типа двигателей, анализ показаний данного датчика рекомендуется проводить только опытным пользователям. Датчики этого типа имеют большой уровень акустических шумов, что сильно снижает информативность сигнала.
В данном приборе фильтрация практически отсутствует. Улучшить качество сигнала можно попробовать путем подбора длины трубки опытным путем для каждого конкретного случая. Можно использовать для предварительной (грубой) оценки состояния как бензиновых, так и дизельных двигателей.
Результаты тестирования ДИАМАГ-2:
Прибор вобрал в себя все достоинства (а так же недостатки) других приборов этой ценовой группы. Производителю удалось совместить параметр «цена-качество». Мнение начинающих диагностов из числа курсантов курсов ИнжекторКар о нем сложилось положительное именно из-за цены при приемлемом качестве. Опытные пользователи, пришедшие на наш курс, были более сдержаны в оценке его приобретения. Предпочли устройства более высокой ценовой категории с лучшими характеристиками и более подходящие для профессионального использования.
Примечание: Акустические и программные фильтры лучше всего реализованы в английском приборе PicoScope :
Частота дискретизации до 400 МГц, имеет более высокую ценовую категорию и будет рассмотрен отдельно.
Рязанов Федор
Преподаватель Школы Диагностов Курсов ИнжекторКар
Написать комментарий
Ваш комментарий: Внимание: HTML не поддерживается! Используйте обычный текст.
Оценка: Плохо Хорошо
Введите код, указанный на картинке:
Источник
В этой статье мы расскажем про осциллограф, зачем он нужен, его особенности и типы, а также как правильно с ним работать.
Итак, с помощью осциллографа можно диагностировать работу датчиков, форсунок и всей системы зажигания, не снимая всего этого с автомобиля. Мастера, искушённые в диагностике различных электрических систем автомобиля знают, какие возможности предоставляет тот или другой диагностический прибор.
Осциллограф в этом списке занимает одно из самых почётных мест. Он даёт возможность проследить весь процесс в динамике, поставить правильный диагноз и принять все необходимые меры для своевременного ремонта.
Типы приборов
В практике, в зависимости от поставленных задач, используются несколько типов осциллографических машин:
- Стробоскопы.
- Запоминающие осциллографы.
- Специальные.
- Скоростные.
- Универсальные.
Стробоскопы позволяют выделить на временной шкале осциллографа только те электрические импульсы от исследуемых узлов, которые интересуют в текущем отрезке времени.
В скоростных осциллографах используется принцип «бегущей волны». Широкополосный сигнал, «бегущий» синусоидой по монитору с большой скоростью, позволяет быстро оценить ситуацию в целом.
Задача специальных осциллографов – исследование высоковольтных импульсов. Применяются в основном для установки правильного момента зажигания и для анализа работы различных телевизионных систем.
У запоминающих или цифровых осциллографов, помимо основных диагностических свойств, отличительное достоинство– память. В комплект последних моделей включены устройства с вычислительными функциями. Это значительно расширяет возможности данных аппаратов.
Для автомобиля больше других подходит универсальный осциллограф. Его можно запитать от прикуривателя. Номинальное напряжении – 12В и 24В. Он экономичен и имеет малые габариты.
Технический потенциал
Универсальный осциллограф отображает гармонические, а также импульсные сигналы, передаваемые датчиками со всех электрических узлов. Он регистрирует и исследует:
- группы импульсов,
- фрагменты импульсной «волны»,
- моментальные изменения.
На одной электронной развёртке можно получить изображение сразу двух импульсов.
Для диагностики автомобиля это открывает возможность сравнивать различные показатели, в том числе номинальные и существующие в данный момент.
Особенности
Перед началом работы с осциллографом следует обратить внимание на две его характеристики:
- полярность входа и выхода;
- входное сопротивление.
Большинство современных осциллографов снабжены дифференциальной развязкой питания. То есть для пользователя не имеет значения на «плюс» он попал или на «минус», подключая прибор к бортовой сети. Но в любом случае не лишним будет перестраховаться, и проверить полярность контактов.
Входное сопротивление осциллографов, выпускаемых в настоящее время, указывается в специальном описании. Обычно оно колеблется от 0,1 до 1 Мом. Этот диапазон адаптирован под автомобильную электрическую сеть.
Если конкретное сопротивление не указано, прибор следует включать в соответствии с инструкцией по эксплуатации.
Диагностика
Проверка автомобиля осциллографом, как и любым другим диагностическим прибором, начинается с подключения к электронному блоку управления (ЭБУ).
Однако, возможности конкретного ЭБУ могут быть уже поставленных задач. Вследствие этого часть работ (если не все) переносится на неподконтрольную сферу электрических узлов автомобиля. Так, например, можно выявить отклонения в газораспределительном механизме, подключив осциллограф к датчику расхода воздуха (он вне поля зрения ЭБУ).
Осциллограф для ремонта автомобиля воспроизводит на мониторе графическое отображение импульсов в виде колеблющейся синусоиды с любой из систем управления, установленной на двигателе.
Отчётливость изображения зависит от диапазона частот, на которые настроен прибор. Частоты подбираются в зависимости от того, связана диагностика с системой зажигания или нет. Если связана, то осциллограф следует настраивать на диапазон 0 – 40 кГц. Если нет – на диапазон 0 – 10 кГц.
То есть детальный анализ электронных систем требует более широкого диапазона частот. 40 кГц – это максимум, соответствующий собственным колебаниям наиболее ответственных узлов ДВС.
Как научиться
Освоить осциллограф – несложное дело. Оно займёт у вас какое-то время. Но не большее, чем освоение компьютера или просто смартфона. Достаточно прочитать инструкцию и просто поэкспериментировать на своём автомобиле.
Понадобятся и средства, чтобы приобрести этот прибор. Учитывая расходы на диагностику в специализированных автоцентрах, цена осциллографа вас едва ли смутит. Затраты окупаются быстро. К тому же и выбор на рынке в настоящее время богат.
Купить осциллограф для диагностики автомобиля легко в любом интернет-магазине.
Таким образом, у вас появится прекрасная возможность провести диагностику вашего авто своими руками.
Что выбрать
Какой осциллограф выбрать – решать вам самим. В конечном итоге всё зависит от задач, которые вы ставите перед собой.
В автосервисах обычно используют профессиональные автомобильные осциллографы. Они имеют в комплекте целый набор специальных датчиков, сориентированных на любые параметры электрической системы автомобиля:
- наличие тока в сети,
- высокое и низкое напряжение,
- возникновение разряжения в цепи и т.д.
В самостоятельной практике вполне достаточно обычного осциллографа типа С1. С его помощью можно проверить в автомобиле все электрические цепи.
Единственные недостатки прибора – его габариты (348 х 200 х 502) и необходимость питающего напряжения 220В.
Портативные осциллографы типа Hantek лишены подобных недостатков. Они эффективны и наиболее удобны для диагностики автомобиля в пути. Но здесь высока и цена.
USB осциллограф DISCO 2
Комплект DISCO 2 состоит из:
- щупы разборные с кучей элементов
- линейка ёмкостная
- линейка индуктивная
Комплект линеек. USB осциллограф DISCO 2
Щупы. USB осциллограф DISCO 2
Емкостной датчик. USB осциллограф DISCO 2
С помощью прибора за пару секунд, без снятия клапанной крышки и прочего можно точно определить верность установки фаз ГРМ. С его помощью можно также диагностировать работу датчиков, форсунок и всей системы зажигания, не снимая всего этого с автомобиля.
Заключение
Многие автолюбители, сталкиваясь с проблемами в электрике своего автомобиля, сразу спешат за советом к специалистам. Иногда без этого действительно не обойтись. Но как, например, поступить в дороге, когда единственный советчик – вы сами?
Диагностика по осциллографу – ваше единственное спасение. Этот прибор – надёжный помощник. Нужно помнить об этом и заранее быть наготове.
Андрей Гончаров Эксперт рубрики Ремонт двигателей
Источник