- Заблуждение — Мне нужно настроить всего несколько нот…
- Как настраивается пианино?
- Если пианино настраивалось более года назад.
- Если пианино настроено недавно, но расстроились несколько нот
- Заключение
- Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения
- Ноты
- Длительности нот
- Что означает музыкальный размер и что такое такт
- Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
- Как правильно писать диезы и бемоли
- Скрипичный и басовый ключи
- Паузы в музыке
- Нотный стан — что на нем располагается
- Звукоряд Октава Диапазон
- Динамика
- Музыкальные штрихи
- Дополнительные музыкальные знаки
Заблуждение — Мне нужно настроить всего несколько нот…
Одно из распространенных заблуждений звучит так.
Если расстроились несколько нот, достаточно их исправить и все будет в порядке.
Ни один уважающий себя мастер не возьмется за настройку одной или двух нот, и речь идет не о том, что все настройщики хапуги. И все поголовно намерены показать большой объем работ и срубить побольше денег.
Настроить одну клавишу невозможно. Для того чтобы объяснить почему, необходима демонстрация принципа настройки фортепиано.
Как настраивается пианино?
Пианино (вернее первая его нота в процессе настройки) настраивается по камертону. Каждая последующая нота по предыдущей.
Выглядит это следующим образом:По камертону настраивается нота «Ля»
По уже настроенной ноте «Ля» настраивается нота «Ми»
Ориентируясь на «Ми» настраивается «Си»
И так далее. Таким образом, настраивается так называемая зона темперации.
После того как зона темперации настроена, можно приступить к настройке октав. Как и в случае с темперацией, к уже настроенным нотам, подстраиваются другие. Звуки, по сути, копируются с учетом повышения количества колебаний ровно на октаву.
Ля – Ля следующей октавы
Си – Си следующей октавы
То есть настройка одной ноты всегда делается по другой, уже настроенной, ноте!
Соответственно — каждая следующая октава настраивается по нотам предыдущей.
Благодаря этому каждая октава, впоследствии, тоже имеет правильные интервалы, то есть в любой октаве, выше или ниже, нажимая Ля – Ми, Ми – Си и другие сочетания мы услышим правильные звуковые сочетания, такие же как и в настроенной прежде зоне темперации с учетом, опять же, повышения или понижения частот.Правильно будут звучать и аккорды, сочетания трех и более клавиш в любой октаве.
Если пианино настраивалось более года назад.
На расстроенном инструменте настройка одной клавиши в принципе не возможна.
Сделать примерно, «абы как», иногда возможно, но владелец инструмента все равно будет недоволен звучанием пианино в целом. А кто ему настраивал в последний раз? Некто Нектович? Значит Некто Нектович настройщик плохой. О чем хозяин пианино обязательно расскажет любому заинтересованному лицу.
Если пианино настроено недавно, но расстроились несколько нот
Казалось бы, возможны исключения. Если пианино было настроено недавно, но одна или две ноты расстроились вполне можно вызвать настройщика и настроить эти ноты недорого. Их же мало.
Но возникает вопрос. Почему не вызывается тот мастер, который настраивал этот инструмент ранее и почему так быстро расстроились ноты?
Такие ситуации возможны, когда работу выполнял неквалифицированный или недобросовестный настройщик, который не хочет выезжать на гарантийное обслуживание.
То есть «мастер» выполнил работу без учета неисправностей инструмента и возможно вполне серьезных. Зная это, он просто не хочет связываться с гарантией. Деньги получены — вопрос закрыт. И то, что некоторые инструменты вообще не имеет смысла настраивать, его не волнует.
Что подумает клиент, когда на просьбу настроить две ноты следующий мастер скажет ему, что пианино необходимо ремонтировать, а затем снова настраивать? И еще цену озвучит вдвое или втрое от цены первого настройщика.
Что его обманывают? Что настройщик, опять же, жадный хапуга?
Заключение
Как не поверни, заказ по настройке одной или двух нот это всегда негатив, некачественная работа и/или плохая репутация.
Выходит настройка нескольких нот проблему решить не сможет. Если инструмент в последний раз настраивался больше года назад, его необходимо настраивать полностью, начиная с первой и заканчивая последней нотой.
Если же фортепиано настраивалось недавно но несколько нот уже расстроилось, нужно быть готовым к неприятным сюрпризам. Вероятность их не стопроцентная, но довольно большая.
Источник
Нотная грамота для начинающих фортепиано — основные положения
Музыкальные произведения, кроме самих нот, содержат массу различных цифр и знаков. Эту систему символов принято называть нотной грамотой.
С первого взгляда эти обозначения могут напугать, но не спешите отчаиваться. В этой статье мы рассмотрим 9 основ, необходимых чтобы овладеть нотной грамотой.
Мы будем рассматривать нотную грамоту для фортепиано, но не переживайте — она такая же, как для тромбона, балалайки или скрипки.
Ноты
В переводе с латинского языка, слово нота означает «знак» или «метка». Наравне с буквами алфавита, ноты – это графические символы. Находясь на нотном стане, нота обозначает конкретный звук и его протяженность. По изображению ноты вне нотоносца, мы можем судить только о ее протяженности. То как долго звучит нота называется длительностью, о ней-то мы и поговорим.
Длительности нот
Перед тем как мы начнем, представьте: вам дали яблоко и попросили съесть его как можно быстрее. На это у вас уйдет какое-то количество времени. А теперь представьте, что вам дали не целое яблоко, а всего половину. Логично, что с половиной вы справитесь в два раза быстрее. А теперь вам предложили съесть четверть яблока — вы управитесь в 4 раза быстрее и так далее.
А теперь посмотрите на основные длительности и внимательно прочитайте названия.
А вот как выглядит деление нот.
Целая – самая протяженная длительность.
Половинная – длительность, звучание которой в два раза короче целой. Четвертная – в два раза короче половинки и в четыре раза короче целой.
Восьмая – длительность, по протяженности звучания в 2 раза короче четверти, в 4 раза короче половинки и т.д. Для того чтобы заполнить восьмушками (так их еще называют) время звучания целой ноты, их потребуется целых 8 штук.
Существуют и более мелкие длительности, такие как шестнадцатые, тридцать вторые и шестьдесят четвертые. Но о них вы можете узнать в статье «Ноты и длительности».
Сразу надо сказать, что восьмые и более мелкие длительности могут объединяться в группы и их внешний вид будет несколько меняться.
Так будут выглядеть восьмые объединенные в одну группу.
Пока все ясно 334
Не все понятно 86
Что означает музыкальный размер и что такое такт
Каждое музыкальное произведение имеет размер. Но что же это такое? Чтобы разобраться с этим, нам придется познакомиться с понятием пульсация, доля и метр.
Вы наверняка бывали на концертах, где зрители начинали аплодировать артисту во время его выступления. Сперва хлопки могут звучать вразнобой, но спустя несколько секунд все равно начинают звучать одновременно. Люди чувствуют пульсацию, поэтому хлопают в ладоши равномерно и синхронно. Равномерность, которая характеризует музыкальное движение и есть ПУЛЬСАЦИЯ.
Пульс имеет свою единицу измерения, и называется она ДОЛЕЙ. Доли равномерны, но не одинаковы по силе. Есть сильные доли и слабые. Первая доля всегда сильная, на картинке она изображена красным цветом. Слабые доли изображены синим.
Очерёдность сильных и слабых долей создает МЕТР произведения. В данном примере мы видим три доли, но это только один из возможных вариантов.
Расстояние от одной сильной доли, до следующей сильной доли называется Т АКТОМ . На письме такты разделены тактовыми чёрточками.
Теперь мы знаем, что такое метр, доля, такт, и можем поговорить о размере.
Размер произведения выглядит как математическая дробь, но без разделительной черты. Вот несколько примеров:
Верхнее число говорит сколько долей содержит один такт.
Нижнее число обозначает длительность каждой доли.
Число, расположенное наверху указывает до ско́льких нужно считать в каждом такте (2, 4, 3, 6 и прочие.).
Число, расположенное внизу говорит какими длительностями нужно отбивать пульс (четверти, восьмые и пр.).
Несмотря на то, что доли равномерны, такты могут быть наполнены нотами разной протяженности. Так в одном такте могут сочетаться восьмые, шестнадцатые, четверти и другие длительности.
Размеры бывают простыми и сложными, но подробнее об этом вы можете узнать из статьи «Музыкальный размер».
Все понятно 334
Знаки альтерации – диез, бемоль, бекар
Нотная грамота полна различными знаками и некоторые напоминают иероглифы, о них мы и поговорим.
Альтерацией в музыке называется изменение основных ступеней лада. Ступени эти представлены нотами (До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си). Изменить звучание ступени можно вверх или вниз. Для обозначения этих изменений придумали специальные знаки:
Диез –повышает звучание ноты на полтона.
Бемоль – понижает звучание ноты на полтона.
Полутоном называется расстояние от одной клавиши до ближайшей соседней клавиши.
На картинке ниже вы можете увидеть расположение диезов на клавиатуре пианино.
Обратите внимание, что Ми диез занимает клавишу ноты Фа. Это происходит потому, что между клавишами Ми и Фа расстояние всего полтона. Как я сказал, диез повышает ноту на полтона, вот и получается, что Ми диез – это Фа. То же самое будет с Си диезом, Фа бемолем и До бемолем.
А на этой картинке указано расположение бемолей:
Вы заметили, что диезы и бемоли занимают одни и те же клавиши? Получается, что ре диез – это ми бемоль? Отчасти, вы правы — звучание этих клавиш абсолютно одинаковое, но на бумаге записывать их придется в соответствии с правилами, которые диктуют тональности. Подробнее о тональностях читайте в этой статье.
Как правильно писать диезы и бемоли
Несмотря на то, что мы произносим сначала название ноты, а затем название знака альтерации, при записи все делается наоборот. Сначала знак, потом нота. Взгляните:
Важное место среди знаков альтерации занимает бекар.
Бекар — это такой знак, который отменяет действие и бемоля, и диеза. Если вы увидели такой знак перед нотой, это значит, что нужно сыграть обычную белую клавишу. То есть ноту без применения альтерации. Выглядит бекар вот так:
Также существует дубль-диез :
Первый выглядит как крест и повышает ступень на два полутона (то есть на целый тон). Второй выглядит как два бемоля подряд и понижает ступень на два полутона. Условно, если в нотах написана нота фа дубль-диез, то на инструменте мы сыграем ноту соль.
Это может показаться странным, ведь зачем такие трудности, когда можно было бы написать просто ноту соль? Оказывается, музыка имеет очень много общего с математикой и в ней тоже есть законы, которые нельзя нарушать. Именно из-за них и появились такие знаки как дубль-диез и дубль-бемоль. Если вам интересно узнать больше о знаках альтерации, добро пожаловать в статью «Знаки альтерации».
Тем, кому приятнее смотреть, а не читать, могу порекомендовать Ютуб канал Ирины Машковской — педагога с многолетним опытом. Ее уроки не дадут вам заскучать, а информация понятна даже детям! Вот один из ее многочисленных уроков.
Скрипичный и басовый ключи
С помощью нотного стана мы можем реально видеть какой звук выше, а какой ниже, но только относительно друг друга!
А что делать, если на нотном стане располагается одна нота? Как определить её высоту? Для того, чтобы разобраться в этом вопросе нам потребуется ввести такое понятие, как ключ.
Ключ – это знак, указывающий местоположение конкретной ноты на нотном стане. Давайте разберем подробнее.
Сейчас ноты на нотоносце располагаются так:
Видите, низкие ноты в скрипичном ключе пишутся на дополнительных линейках, так же, как высокие ноты в басовом. Представьте себе, как бы выглядела нотная запись, если бы в музыке существовал лишь один ключ. Клавиш на пианино 88 и каждую из них нужно как-то отобразить на нотном стане. Линеек при этом всего 5. Пришлось бы использовать множество дополнительных линеек, что неудобно для визуального восприятия и чтения нот.
Поэтому музыкальный теоретик Гвидо д’Ареццо еще в XI веке ввел особые знаки – ключи. Смысл ключей заключался в том, чтобы служить отправной точкой на нотном стане — указывать ноту, от которой следует отсчитывать все остальные.
Как вы знаете, ноты имеют слоговые названия (До, Ре, Ми…), но также их можно обозначать буквами латинского алфавита.
Нота соль обозначается буквой G. Именно эта буква и стала прообразом для скрипичного ключа.
Как видите, основной завиток обвивает вторую линейку нотного стана. Тем самым ключ говорит нам: на второй линейке находится нота Соль. Зная это, мы с легкостью можем отсчитать остальные ноты.
Название «Скрипичный» он получил потому, что охватывает диапазон в котором играет скрипка. Вот как выглядит расположение нот в скрипичном ключе, в первой октаве.
Басовый ключ своим завитком цепляется за четвертую линейку нотного стана. Две точки также обрамляют ее с двух сторон. Как и скрипичный ключ, басовый является точкой отсчета – в данном случае это нота Фа. Зная это, мы с легкостью вычислим расположение остальных нот. В Малой октаве они будут располагаться на следующих позициях:
Басовый ключ можно называть еще «Ключ Фа».
Все понятно 334
Совсем запутался 86
Паузы в музыке
Паузой в музыке принято называть момент тишины. Как и ноты, паузы бывают разными по протяженности. Название пауз соответствует названиям длительностей нот, но графическое изображение отличается. Ниже представлены основные паузы и длительности нот, которым они соответствуют.
Мы условились, что пауза — это тишина . Однако играя на пианино и выполняя паузу в партии только одной руки, никакой тишины вы не услышите. А если вам хочется узнать, что такое настоящая музыкальная тишина, вам стоит послушать произведение Джона Кейджа, которое называется «4,33» . По задумке автора, музыканты, исполняющие эту композицию, не издают ни единого звука. Аудитория прислушиваться к звукам окружающей среды и, тем самым, приходит в гармонию с ней. Это произведение в авторском исполнении вы можете найти на просторах интернета.
Нотный стан — что на нем располагается
Звук обладает рядом физических свойств. Один из них – частота, но в музыке частоту звука называют высотой или звуковысотностью. Но как же изобразить эту самую высоту на бумаге?
Этот вопрос в начале XI века решил итальянский монах, педагог и теоретик Гвидо Аретинский (Гвидо д’Ареццо). Именно он предложил изображать разные по высоте звуки на параллельных линейках, расположенных друг под другом. Эта система получила название нотный стан.
Обратите внимание, на то, что линейки принято считать снизу-вверх.
Звукоряд Октава Диапазон
Напомню, что нот всего семь. Они располагаются друг за другом в строгой последовательности: До, Ре, Ми, Фа, Соль, Ля, Си. Эта последовательность называется звукоряд. Детей в школе учат: если звуки встали в ряд – значит это звукоряд.
Эта последовательность может повторяться бесконечное количество раз. То есть после ноты Си снова идет До и т д. Расстояние между одной нотой До и следующей До называется октавой (с лат. «восемь»).
И действительно, если посчитать: До – 1я, Ре – 2я, Ми – 3я … Си – 7я, а следующая после неё До – 8я. И она же 1я в следующей октаве.
Исторически сложилось, что чаще всего в музыке применяется девять октав.
Каждый музыкальный инструмент, а также голос имеет определенный предел. То есть самую низкую и самую высокую ноту, которую он может исполнить. Так вот, расстояние от крайней ноты в нижнем регистре до крайней ноты в верхнем называется диапазон. У каждого инструмента и человеческого голоса он свой. Диапазон принято измерять количеством октав. Например, на пианино семь полных и две неполные. Соответственно, если нажимать клавиши поочередно снизу-вверх, то звукоряд (до, ре, ми, фа, соль, ля, си) повторится полностью семь раз.
Динамика
Музыкальный язык, как и человеческая речь очень эмоционален. Он обладает множеством разных оттенков, которые в музыке достигаются за счет динамики и штрихов. В переводе с греческого «динамис» – сила. Получается динамика в музыке – это сила звука. Для обозначения силы звука используют специальные итальянские термины. В таблице ниже, приведены обозначения основных динамических оттенков с расшифровкой.
Сочиняя музыку, композитор указывает динамические оттенки того или иного фрагмента. Так, в одной композиции динамика может меняться несколько раз.
Музыкальные штрихи
Музыкальный справочник гласит: Штрих – это способ извлечения звука на музыкальных инструментах. Если на пианино звукоизвлечение зависит от манеры прикосновения к клавишам, то на скрипке все зависит от прикосновения смычка к струнам. Для каждой группы инструментов (клавишные, ударные, струнные и пр.) приемы извлечения звука будут разными. Эти приемы имеют название – туше. С французского языка это означает «касаться», «дотрагиваться».
Есть ряд штрихов, которые возможно выполнить практически на любом инструменте. Но существуют и такие штрихи, которые принадлежат какому-то конкретному инструменту. Например, штрих «пиццикато» возможен лишь на смычковых струнных инструментах. Ниже я приведу примеры нескольких музыкальных штрихов.
Дуга, нарисованная под нотами, называется лигой. Звук этих нот плавно перетекает из одного в другой. Такой штрих имеет название «Легато»:
Точки под каждой нотой означают, что звук таких нот должен быть коротким, отрывистым. Термин, описывающий такой прием, зовется «Стаккато»:
Есть масса других музыкальных штрихов, с которыми вы можете познакомиться самостоятельно.
Дополнительные музыкальные знаки
В этой статье мы познакомились с нотной грамотой и основными знаками нотного письма. Тем не менее существует множество знаков, которые мы не затронули, а ведь они представляют собой не меньшую ценность. Есть группа знаков, отвечающая за мелизмы – украшения в музыке; встречаются и такие, которые помогают упростить запись и чтение нот. Есть масса других, но я приведу лишь некоторые:
Заключение
Нотная грамота включает в себя много разных обозначений, терминов и символов. С основными мы познакомились, а если хотите знать больше — переходите по ссылкам и узнаете много нового, ведь музыкальный мир так интересен.
Надеюсь статья была полезной и теперь вы гораздо больше знаете о том, что такое нотная грамота и какую роль она играет для фортепиано. Если у вас остались вопросы, пишите в комментариях, разберемся во всем вместе. Не забывайте вступать в группу вконтакте и подписывайтесь на мой youtube канал. До скорых встреч!
Источник