Какие стропы подлежат ремонту восстановлению

Нормы браковки стропов

Грузоподъемные работы представляют собой большую опасность для жизни персонала и людей, находящихся в рабочем пространстве. Поэтому первое условие работы с грузоподъемным оборудованием и приспособлениями — это обеспечение их безопасности. В «Межотраслевых правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» ПОТ РМ-007-98 и других нормативных документах разработаны нормы и рекомендации по осмотру и браковке всех видов съемных грузоподъемных приспособлений. В этой статье мы расскажем о нормах и правилах браковки цепных, канатных и текстильных стропов.

Осмотр и браковка стропов осуществляется инженерно-техническим персоналом, ответственным за исправность оборудования и безопасность проводимых работ. Для выявления неисправностей стропы проходят наружный, инструментальный и внутренний осмотр, при которых оценивается соответствие стропов их характеристикам, отраженным в паспорте изделия. Результаты оценки отражаются в журнале осмотра, который составляется по установленной форме. В журнале должны также отражаться сведения об устранении дефектов и повреждений и стоять подписи ответственных лиц.

Как часто нужно проводить осмотр стропов?

Осмотр должен проводиться в соответствие с интенсивностью использования стропов. Если стропы применяются постоянно, то осмотр и выбраковка должны проводиться регулярно.

Инженерно-технический персонал, ответственный за исправность грузоподъемного оборудования, должен проводить осмотр стропов каждые 10 дней. В случаях, когда стропы применяются редко, осмотр должен проводиться непосредственно перед использованием.

Что бывает, когда стропы вовремя не осматриваются

Нормы выбраковки стропов

Стропы из стального каната

Канатные стропы производятся по ГОСТу 25573-82 и РФ-10-33-93. Они должны проходить все 3 этапа осмотра: наружный, инструментальный и внутренний. При выявлении несоответствий требованиям безопасности, а также при повреждениях выше установленных норм канатные стропы не должны подпускаться к работе.

При осмотре канатных стропов основное внимание обращается на следующие аспекты:

  • соответствие стропа и данных на бирке с паспортными данными изделия;
  • петли на конце каната и их исправность;
  • дефекты и повреждения по длине каната и их допустимый уровень;
  • состояние внутренних прядей и сердечника.

В каком случае канатные стропы подлежат браковке?

  1. Канатные стропы подлежат браковке, если отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. Износ наружных проволок не должен превышать 40% от их диаметра
  3. Канат не должен применяться при разрыве и выдавливании сердечника.
  4. Канат подлежит браковке, если диаметр уменьшился на 7% и более при коррозийном износе, на 3% и более при некрутящемся канате и на 10% и более при внутреннем износе и разрыве сердечника.
  5. Также при деформации, трещинах или износе коушей с уменьшением толщины более чем на 15% и втулок с уменьшением толщины более чем на 10%, при повреждениях оплеток и других защитных элементов.
  6. При признаках смещения каната в заплетке, во втулках и зажимах.
  7. При наличии выступающих концов проволоки в местах заплетки более чем на половину диаметра каната.
  8. Строп подлежит браковке при волнистости, если диаметр спирали, совпадающей с направлением свивки, на 1.08 раза превышает диаметр каната, а если диаметр спирали не совпадает с направлением свивки, то на 1.33 раза.
  9. Канат также не должен допускаться к работе при дефектах, полученных в результате воздействия температуры или электрического дугового разряда.
  10. Число обрывов не должно превышать следующие нормы:
Количество обрывов Длина каната
4 3 x диаметр каната
6 6 x диаметр каната
16 30 x диаметр каната

В случаях, если износ наружных проволок доходит до 30% диаметра каната или в результате износа диаметр каната уменьшается на 5% и более, вышесказанные показатели снижаются вдвое.

Цепные стропы

Цепные стропы производятся в соответствии с ПБ-10-382-00 и ТУ3150-001-52466920-2005. Среди всех стропов цепные модели имеют наибольший срок службы — 18 месяцев. В регулярный осмотр цепных стропов входят визуальный и инструментальный этапы, в ходе которых изучаются:

  • бирки и маркировки, а также их соответствие с паспортом изделия;
  • исправность соединительных элементов на конце стропа;
  • диаметр и длина цепных звеньев и отклонения от исходных размеров.
Читайте также:  Не платим за ремонт автобуса

Цепные стропы подлежат браковке при следующих случаях:

  1. Когда отсутствует бирка или маркировка на ней.
  2. При любых трещинах, разрывах, деформациях и расслоениях металла.
  3. При удлинении звена более чем на 3%.
  4. При его уменьшении более чем на 10% вследствие механического износа и коррозии.
  5. При повреждениях из-за газовой резки, сварки, электрического дугового разреза или температурного воздействия.

Текстильные стропы

Для оценки исправности текстильные стропы должны пройти визуальный осмотр на соответствие маркировки с паспортом, исправность швов и петель, соединительных элементов и захватов. Они также должны пройти инструментальный осмотр на определение размеров и дефектов. При выявлении следующих недостатков текстильные стропы не должны подпускаться к работе.

  1. При отсутствии бирки или маркировки.
  2. Если на несущих лентах стропа есть узлы или поперечные разрывы, несмотря на их размеры.
  3. Длина продольных порезов или разрывов не должна превышать 50 мм, а суммарная длина — 10% длины ветви стропа.
  4. При местном расслоении ленты более чем на 0.5 м с разрывом трех и более строчек. А также при расслоениях на заделке краев более чем на 0.2 м и отклонений края у петли длиной более 10% длины сшивки.
  5. При поверхностных обрывах ленты, повреждениях от химических веществ, а также единичных повреждениях размером более 10% ширины ленты.
  6. При сквозных отверстиях от острых предметов или ожогов диаметром более 10% ширины ленты. Не допускается также наличие трех и более отверстий с расстоянием менее 10% ширины ленты.
  7. При загрязнениях более 50% длины стропа цементом, грунтом, красками, нефтепродуктами и так далее.

Вышеперечисленные пункты относятся к ленточным текстильным стропам. К нормам браковки круглопрядных стропов добавляются также следующие: разрыв чехла, обрывы 6-ти и более проволок, разрывы ниток в узле сшивки на 10 и более процентов от ее длины и сквозные отверстия в чехле.

Многоветвевые стропы подлежат браковке при разности ветвей из-за их удлинения. В таблице указано минимально допустимое остаточное удлинение ветвей разных стропов:

Источник

Какие стропы подлежат браковке?

Безопасность строительно-монтажных и комплектовочных работ во многом зависит от технического состояния тросового оборудования. Несмотря на высокую прочность, стальные стропы, работающие в условиях переменных нагрузок, изнашиваются весьма интенсивно. Каждый дефект троса сказывается на его прочности и других эксплуатационных характеристиках.

Для предотвращения аварийных ситуаций в подъёмно-транспортных работах практикуется периодический мониторинг технического состояния стропов, с последующим отстранением от эксплуатации повреждённых и дефектных изделий.

Контроль исправности стальных стропов производится подготовленным специалистом из числа инженерно-технического персонала, в соответствии с ГОСТами 25573-82 и РД-10-33-93. Результаты проверки заносятся в прошнурованный и опечатанный журнал с указанием:

марки стропа и его грузоподъёмности;

порядкового номера и наименования изготовителя;

даты последней проверки.

Заключение о допуске изделия к эксплуатации подтверждается личной подписью контролирующего лица. Срок хранения документации соответствует эксплуатационному ресурсу наличного стропового ассортимента.

Стропы из каната двойной свивки Число видимых обрывов проволок на участке канатного стропа длиной
3d 4
6d 6
30d 16

Основные причины досрочного выхода из строя стальных строп

Главными факторами досрочной выбраковки являются:

использование стропов меньшей грузоподъёмности по отношению к массе поднимаемого груза;

неправильная строповка тяжелого или нестандартного оборудования;

использование стропов не по прямому назначению и небрежное хранение.

Особенности инструментального и визуального контроля

Правила техники безопасности и строительные нормативы предусматривают проверку исправности стропа непосредственно перед началом работ, а также с периодичностью 10 и 30 дней. Изделия с высокой степенью износа и явными дефектами тестируются вне очереди.

При ежемесячной проверке необходимо использовать варианты наиболее эффективного контрольного оборудования, для текущих проверок обязательно наличие штангенциркуля или микрометра.

Категорически запрещается эксплуатация изделий, не прошедших полного цикла тестовых испытаний, не имеющих бирки с указанием грузоподъёмности, даты изготовления и других обязательных данных.

Читайте также:  Пункты текущего отцепочного ремонта грузовых вагонов

Критерии выбраковки

Причиной выбраковки может стать удлинение стропа более чем на 5 процентов, наличие деформации колец и петлевых законцовок, следов глубокой коррозии, количества оборванных нитей на шаге свивки более 10 процентов, цвета побежалости и другие признаки высокотемпературного термического воздействия.

Критерии отбраковки тросов работающих в среде с агрессивными температурными и химическими воздействиями более жесткие. В частности, строп отстраняется при наличии на свивке 5-ти процентов оборванных нитей.

Строп также снимается с эксплуатации при выходе заплёточных концов более чем на половину диаметра троса, наличии усталостных трещин на стяжной втулке или при минимальных подвижках троса в зажимах и втулках.

Табл.1. Нормы браковки стальных стропов – по начальному коэффициенту запаса прочности, по количеству оборванных проволок на длине 1 шага свивки каната (первая цифра – крестовой свивки, вторая – односторонней).

Табл.2. Нормы браковки стальных канатов

Последствия возможных дефектов:

заломы, скрутки и другие механические повреждения инициируют образование критических разрывных нагрузок;

поврежденная или отсутствующая бирка исключает получение информации о происхождении, производителе и грузоподъёмности стропа;

коррозионное уменьшение диаметра каната более чем на 7 % свидетельствует о существенных ограничениях по использованию стропа на ответственных подъёмно-транспортных работах;

выдавливание пропитанного смазкой пенькового сердечника повышает коэффициент трения между отдельными прядями и способствует их ускоренному износу.

следы интенсивного высокотемпературного нагрева прямо указывают на выгорание сердечника и изменение структуры металла.

Строп стальной снимается с эксплуатации при наличии вмятин, сплющенных отдельных участках и других видах деформации. Изделие также бракуется после визуального изменения конфигурации крюка и 10-ти процентного износа его зева.

Полностью исключается реставрация изношенных крюков посредством электродуговой сварки, а также прессовое устранение деформации. Изделия с видоизменённой структурой и большим количеством внутренних напряжений для эксплуатации непригодны по всем параметрам.

Так называемый «запас прочности» предназначен для предотвращения аварийных ситуаций и при подборе стропа нужной грузоподъёмности не учитывается.

В любом варианте рекомендуется использовать строповые изделия заводского изготовления или другого специализированного предприятия. К самостоятельному изготовлению стальных стропов привлекается рабочий персонал, прошедший курс обучения, а также получивший допуск и удостоверение установленного образца.

Источник

Браковка строп: нормы, правила, порядок

В грузоподъемных работах почти всегда используется такой элемент такелажа как стропы. Они могут быть канатными, текстильными либо цепными. Для того, чтобы стропы обеспечивали безопасность подобных работ, их необходимо регулярно инспектировать. При выявлении нарушения целостности приспособлений они подлежат выбраковке и списанию. Браковка строп осуществляется на основании Правил охраны труда и других документов, в которых прописаны специальные правила и нормы.

Осмотр съемного такелажа проводят инженерно-технические специалисты. Они же принимают решение о возможности восстановления либо необходимости списания. Анализ пригодности строп осуществляется несколькими методами – наружным, внутренним и инструментальным. Результат осмотра заносится в специальный журнал за подписью лиц, в чью сферу ответственности входит данная процедура.

Если грузоподъемные приспособления применяются регулярно и часто, осматривать их нужно не реже, чем раз в 10 дней. Если же они используются от случая к случаю, осмотр строп целесообразно проводить непосредственно перед началом такелажных работ.

Важным параметром пригодности изделий к эксплуатации является маркировка. Она наносится на бирку, которая прикрепляется к приспособлению. В дальнейшем инженерный работник, осуществляющий проверку стропов, ориентируется на соответствие осматриваемого изделия данным, указанным на бирке. Маркировка наносится только после того, как успешно проведены испытания строп.

Нормы выбраковки стальных канатных строп

Эти грузоподъемные приспособления представляют собой одно- или многоветвевые, петлевые или кольцевые изделия, основой который является высокопрочный стальной канат.

В процессе осмотра таких строп ответственный работник обязан обратить внимание на:

соответствие параметров и характеристик приспособления той информации, которая отображена на бирке;

целостность, петель, сердечника, коушей;

состояние наружных и внутренних прядей.

Поводом для браковки каната могут стать:

непригодность к дальнейшей эксплуатации сердечника;

износ внешних прядей более чем на 40%;

уменьшение диаметра (вследствие коррозии – более 7%, от 3% — при некрутящемся тросе и 10% и более при деформации сердечника);

Читайте также:  Ремонт датчик sas volvo xc90 своими руками

повреждения коушей с одновременной утратой 15% толщины троса;

деформация втулок и потеря более 10% толщины;

смещение троса по отношению к фиксирующим его элементам;

состояние, при котором из заплетки значительно выступают отдельные проволочные элементы;

повышенная волнистость, заломы, перекручивания каната;

повреждения, полученные вследствие воздействия экстремальных температур или электрических разрядов;

в случае отсутствия бирки либо читаемой информации на ней.

Существуют определенные нормы обрывов в зависимости от длины каната. Если при осмотре выявлено их превышение, браковка тросанеизбежна. Вот эти нормы:

для канатов длиной в 3 собственных диаметра – 4 обрыва;

для изделий, длина которых равна 6 собственным диаметрам, — 6 обрывов;

для тросов длиной в 30 собственных диаметров – 16 обрывов.

При этом, если износ наружных проволок каната определен на уровне 30% от его диаметра, а также если износ привел к уменьшению самого диаметра на 5 и более процентов, нормы, о которых мы говорим, делятся на два.

По каким параметрам бракуются цепные стропы

Цепной такелаж представляет собой группу изделий с основным несущим элементом в виде цепи из легированной стали облегченного типа 8 класса прочности. Определяют параметры повреждения строп нормативные документы, в которых прописаны правила, касающиеся этого типа такелажного оборудования.

Подход к осмотру и браковке таких строп имеет свои особенности. Для начала технический работник уделяет внимание:

наличию бирки и ее соответствию изделию;

состоянию элементов, соединяющих концы цепи с крюком и с общим звеном;

форме, длине и диаметру каждого звена цепи.

Аргументами в пользу выбраковки могут стать следующие повреждения:

любая выраженная деформация металла;

механические, термические или иные повреждения – трещины, расслоения, вмятины, волосовины;

истончение звеньев вследствие коррозии или износа на 10% и более;

удлинение звена цепи на величину 3% или более от ее диаметра.

Также цепной строп подлежит списанию, если на нем отсутствует бирка, если бирка есть, а данных нет, либо если данные вызывают сомнения относительно того, действительно ли эта бирка принадлежит именно осматриваемому приспособлению.

Нормы браковки текстильных строп

Текстильные стропы – это разновидность съемного такелажного оборудования, конструктивно состоящая из широкой и прочной текстильной ленты, а также петель, крюков, скоб, захватов – в зависимости от разновидности изделия.

При осмотре с целью определения безопасности и целесообразности дальнейшей эксплуатации ленточных строп ответственный сотрудник обращает внимание на:

целостность самой ленты, в том числе, прострочки, петель, соединений с элементами для захвата грузов;

отсутствие критичных загрязнений, способных повлиять на качество и безопасность эксплуатации;

наличие маркировки и ее соответствие паспортным данным изделия.

Выбраковываются текстильные стропы, которые не оснащены биркой с маркировкой или имеют:

узлы либо поперечные разрывы;

продольные порезы и порывы длиной более 50 мм общей длиной более 10% длины ленты;

расслоения, превышающие установленные нормативы;

крупные отдельные повреждения, в том числе, сквозные проколы и прожоги, длина которых превышает 10% ширины текстильной ленты;

три и более сквозных повреждения, которые находятся друг от друга на расстоянии менее 10% ширины стропа;

загрязнения строительными смесями, лакокрасочными изделиями и продуктами переработки нефти – если общая площадь таких загрязнений превышает половину площади ленты.

Каждый тип строп можно гарантированно безопасно использовать только на протяжении определенного периода. Так оптимальный срок эксплуатации канатов и текстильных строп при правильной транспортировке, хранении и применении составляет от 3 до 6 месяцев при работе в одну смену. Съемный такелаж цепного типа можно использовать на протяжении 18 месяцев. Стоит учесть, что гарантийный срок, который дает на свою продукцию производитель, всегда меньше реального периода эксплуатации.

После осмотра грузоподъемных приспособлений при подтверждении их непригодности к дальнейшему использованию составляется акт списания строп. Его подписывают несколько человек – технический работник, который осуществлял осмотр, руководитель и материально-ответственное лицо. В документе должен быть констатирован тот факт, что стропы не подлежат ремонту, восстановлению и дальнейшей эксплуатации.

Источник

Оцените статью