- Виды ремонтов электрических машин.
- Виды и объемы ремонтов
- Текущий ремонт
- Капитальный ремонт
- Текущий и капитальный ремонт электродвигателя
- Подписка на рассылку
- Текущий ремонт электродвигателя
- Капитальный ремонт электродвигателя
- Плановый технический ремонт электродвигателя
- Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя
- Организация и виды ремонта электрических машин
Виды ремонтов электрических машин.
Различают текущие и капитальные ремонты электрических машин. При текущем ремонте, осуществляемом без снятия электрической машины с экскаватора, производятся ее продувка сжатым воздухом, очистка изоляции от пыли грязи и следов масла, очистка коллектора, замена щеток, проверка сопротивления изоляции, устранение местных повреждений изоляции и другие операции.
Раньше проводился средний ремонт, при котором производилась разборка машины, выполняются все работы текущего ремонта и, кроме того, — пайка обмотки с коллектором, состояние бандажей, окраска изоляционного конуса коллектора эмалью, сушка пропитывается и лакируется обмотка; при необходимости пропаиваются или заменяются бандажи, производится исправление незначительных повреждений секций, протачивается коллектор и испытывается прочность корпусной и витковой изоляции якоря. Сушку и пропитку работающих обмоток якоря при средних ремонтах электрических машин производят независимо от состояния этих обмоток. Как показывает практика, такая профилактическая пропитка обмоток повышает надежность работы электрических машин, однако в настоящее время в связи с большой трудоемкостью и стоимостью среднийремонт исключен из системы ППР.
При капитальном ремонте производится полная перемотка якоря и все работы, осуществляемые при среднем ремонте.
Наиболее прогрессивным методом ремонта электрического оборудования является агрегатный (узловой) метод. Его осуществление возможно при наличии на ремонтной базе или в эксплуатационном хозяйстве переходящего комплекта (резервного фонда) заранее отремонтированных машин, аппаратов и узлов. Еще лучше, когда в резервный фонд или переходящий комплект входят агрегаты электрических машин (например, преобразовательные агрегаты в сборке с рамой). Число машин, входящих в резервный фонд, определяется числом эксплуатационных машин данного типа.
Дата добавления: 2015-06-12 ; просмотров: 3564 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Виды и объемы ремонтов
В соответствии с Правилами технической эксплуатации в системе планово-предупредительных ремонтов электрооборудования (ППРЭО) предусматривают два вида ремонтов: текущий и капитальный.
Текущий ремонт
Проводится с периодичностью (установленной главным энергетиком) для всех электродвигателей, находящихся в эксплуатации. В типовой объем работ при текущем ремонте входят следующие виды работ: наружный осмотр электродвигателя, промывка и замена смазки в подшипниках и при необходимости замена подшипников качения, проверка и ремонт вентиляторов и чистка вентиляционных устройств и каналов, чистка и продувка сжатым воздухом обмоток, контактных колец, коллекторов, щеточного аппарата, проверка состояния крепления лобовых обмоток, восстановление лакового покрова этих обмоток, шлифование контактных колец и коллекторов, регулировка щеточного аппарата, протирка и замена щеток, продороживание коллекторов, проверка и затяжка всех резьбовых крепежных соединений, проверка защитного заземления, проведение профилактических испытаний.
Капитальный ремонт
Проводят в условиях электроремонтного цеха (ЭРЦ) или специализированного ремонтного предприятия (СРП). В объем капитального ремонта входят работы, предусмотренные текущим ремонтом. Он включает в себя также следующие виды работ: полную разборку электродвигателя, проверку всех узлов и деталей и их дефектация, ремонт станин и подшипниковых щитов, магнитопроводов ротора и статора, валов, вентиляторов, роторов, коллекторов, устранение местных дефектов изоляции обмоток и соединений, проведение послеремонтных испытаний.
Периодичность капитальных ремонтов электродвигателей Правилами технической эксплуатации не устанавливается. Она определяется лицом, ответственным за электрохозяйство предприятия на основании оценок общей продолжительности работы электродвигателей и местных условий их эксплуатации.
После транспортировки для монтажа электродвигателей на фундаментах производят следующие дополнительные работы: выверка положения электродвигателя, центровка и соосность ил нов электродвигателя и агрегата, крепление, подливка оснований. Частичная замена обмоток целесообразна в случае повреждения нескольких однослойных катушек или стержневых обмоток (частичная замена двухслойных обмоток статора не целесообразна, так как при этом повреждается изоляция исправных катушек).
Провода, снятые с поврежденных электродвигателей в период ремонта, используют повторно. В этом случае необходимо восстановить электрические и механические параметры обмоток до их первоначальных значений. Для очистки проводов см старой изоляции применяют отжиг в печах, а механическое отделение остатков изоляции от провода — волочением через деревянные или текстолитовые клицы. После рихтовки провода обматывают новой изоляцией на станках.
При ремонте статорных обмоток из жестких катушек медные провода прямоугольного сечения используют повторно Изоляцию восстанавливают с помощью обматывания лентой внахлестку, перекрывая на ½ ширины изолировочной ленты. Замену коллекторов проводят лишь при значительных повреждениях (пяти и более коллекторных пластин) с пробоем и выгоранием изоляции.
Кроме того, коллекторы подлежат замене целиком, если запас размера коллекторных пластин по высоте не обеспечивает их естественного износа без уменьшения этого размера ниже допустимого предела за время до следующего капитального ремонта.
Источник
Текущий и капитальный ремонт электродвигателя
Подписка на рассылку
Детали электродвигателей (далее ЭД), как и любых электрических машин, со временем изнашиваются и приходят в негодность. Чтобы восстановить их работоспособность и изначальные эксплуатационные параметры, проводят ремонтные работы.
В зависимости от степени вмешательства и периодичности различают текущий, капитальный и плановый ремонты.
Текущий ремонт электродвигателя
При текущем ремонте ЭД проверяют уровень износа машины. Сама эта операция направлена на замедление общего износа и устранение мелких неисправностей, которые в дальнейшем могут привести к более серьёзным поломкам.
Так, при текущем ремонте:
- очищают корпус машины от различных загрязнений, включая масляные следы и пылевой налёт;
- меняют – при необходимости – подшипники;
- проверяют, насколько правильно подключено заземление и работу его цепей в целом;
- восстанавливают изоляцию на выводных концах;
- измеряют с помощью мегаомметра сопротивление на изоляции обмоток;
- проверяют правильность выбора и установки плавких вставок;
- оценивают количество и качество смазочных материалов в подшипниках;
- проверяют целостность и наличие щитков для зажимов;
- оценивают надёжность фиксации электродвигателя;
- проверяют соответствие ширины радиального и осевого зазоров нормативам;
- проверяют плавность вращения и общую работу смазочного кольца.
Разумеется, полный набор сервисных операций, проводимых при текущем ремонте, зависит от множества внешних факторов. На него влияют условия использования ЭД, тип машины, место установки и другие явления. Например, у ЭД постоянного тока также проверяют щеточно-коллекторный механизм.
Текущий ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки машины, так и в специальном цеху.
Капитальный ремонт электродвигателя
При капитальном ремонте проводят сервисные операции, затрагивающие основные функциональные части машины. Кроме того, во время такого вмешательства может быть целесообразно провести модернизацию электродвигателя.
Так, при капитальном ремонте:
- меняют обмотки – частично или полностью;
- меняют вал ротора;
- балансируют ротор;
- меняют вентилятор и подшипниковые щиты;
- очищают электродвигатель изнутри, разбирая, собирая и испытывая его под нагрузкой.
По завершению капитального ремонта составляется акт, в котором описываются все проведённые сервисные процедуры. Этот документ прикладывается к паспорту электродвигателя.
Капитальный ремонт электродвигателя может проводиться как по месту установки, так и в специальном ремонтном цеху.
Плановый технический ремонт электродвигателя
Также целесообразно рассмотреть плановый ремонт электродвигателя. Этот комплекс сервисных операций направлен на поддержание машины в нормальном рабочем состоянии. В плановый ремонт входят все процедуры из текущего, а также:
- покрытие обмоток лаком;
- замена изоляции обмоток;
- промывка металлических деталей машины и подшипников;
- замена прокладок на подшипниковых щитах;
- заварка и проточка заточек у щитов ЭД.
Также при плановом ремонте проверяют чертежи, снимают эскизы, тестируют отдельные узлы электродвигателя. Эти операции могут проводиться как по месту установки машины, так и в ремонтном цеху, если размеры и крепление позволяют переместить ЭД.
Периодичность текущих и капитальных ремонтов электродвигателя
Периодичность текущих, плановых (средних) и капитальных ремонтов электродвигателя устанавливается главным энергетиком предприятия. Основанием для её принятия являются условия использования машин, техническая документация ЭД, климатические факторы и требования заводов-изготовителей оборудования.
В среднем текущий ремонт электродвигателей проводится 1-2 раза в год. Но в некоторых случаях эта частота может быть увеличена или уменьшена – например, до 1 раза в 2 года.
Плановый ремонт электродвигателей в среднем проводится 1 раз в 2 года.
Для определения периодичности капитального ремонта используют значение ресурса устройства. В паспорте электродвигателя указывается норматив выработки в часах, после которого и требуется произвести капитальный ремонт. Затем это число делится на фактическое время использования.
Например, если указано, что норматив ресурса электродвигателя составляет 103680 часов, а сама машина работает круглосуточно (то есть 8640 часов в год), то свой ресурс она выработает за 12 лет. И капитальный ремонт должен проводиться через каждые 12 лет.
Источник
Организация и виды ремонта электрических машин
Приведены перечни мероприятий, необходимых при проведении различных видов ремонта — малого, техобслуживания и капитального.
Эксплуатация электрических машин — это содержание их в исправном состоянии, предупреждение и устранение мелких неисправностей, и восстановление вышедших из строя. Основной задачей эксплуатации электрических машин является уменьшение числа аварий, благодаря чему значительно повышаются технико-экономические показатели предприятий, и повышается производительность труда.
Основой грамотной эксплуатации электрических машин являются эксплуатационные документы, предназначенные для изучения электрических машин и правил их эксплуатации. Эксплуатационные документы поставляются заводом-изготовителем вместе с машиной и должны удовлетворять требованиям ГОСТ 2.601—95.
Эксплуатационные документы содержат:
- техническое описание (ТО);
- инструкцию по эксплуатации (ИЭ);
- инструкцию по техническому обслуживанию (ИО);
- инструкцию по монтажу, пуску, регулированию и обкатке машин (ИМ);
- формуляр (ФО) (составляется на машины, для которых необходимо вести учет их технического состояния и данных по эксплуатации);
- паспорт (ПЗ) (составляется на машины, для которых технические данные гарантированы заводом-изготовителем);
- ведомость запасных частей, инструментов, принадлежностей и материалов;
- ведомость эксплуатационных документов (ЭД).
На основе практики эксплуатации электроустановок предприятия разных отраслей промышленности применяют планово-предупредительный ремонт — определенную систему работ по поддержанию электрических машин и других элементов электроустановок в нормальном состоянии.
До недавнего времени отсутствовала научно- обоснованная классификация видов ремонта. В зависимости от толкования они имели разное наименование и содержание. В связи с введением в стране Единой системы конструкторской документации возникла необходимость регламентировать требования к ремонтной конструкторской документации в зависимости от видов ремонта (стандартизированы в ГОСТ 2.602—95).
В зависимости от особенностей, степени повреждения и износа электрических машин и их составных частей, а также трудоемкости ремонтных работ производят следующие виды ремонта: текущий (малый) или техническое обслуживание и капитальный. Применение среднего ремонта в настоящее время ограниченное. Текущий ремонт или техническое обслуживание является минимальным по объему, обеспечивающим нормальную эксплуатацию электрической машины до очередного планового ремонта. Во время текущего ремонта или технического обслуживания неисправности устраняют заменой или восстановлением отдельных быстроизнашивающихся частей электрической машины, а также выполняют регулировочные работы. Текущий ремонт выполняется эксплуатационным персоналом или ремонтными службами на месте установки электрических машин. Капитальный ремонт заключается в полной разборке и дефектации электрической машины, замене при ремонте всех составных частей, проверке их состояния, сборке машины, регулировке и испытании. Капитальный ремонт выполняет стационарное ремонтное предприятие. В качестве примера приводим содержание планового осмотра, текущего и капитального ремонтов асинхронного электродвигателя.
Плановый осмотр и текущий ремонт
Осмотр внешнего вида электродвигателя.
Осмотр крепления электродвигателя.
Проверка плотности посадки шкива или шестерни и установление степени износа зубьев.
Проверка затяжки крепящих болтов на крышках.
Осмотр щеткоподъемного механизма и проверка одновременности опускания всех щеток на кольца (для двигателей с фазным ротором).
Проверка уровня масла и вращения смазочных колец в подшипниках скольжения.
Осмотр доступных частей обмотки ротора и проверка отсутствия задевания ротора за статор.
Осмотр лобовых частей обмотки статора.
Проверка плотности контактов проводов, подводящих ток.
Проверка исправности заземления станины.
Проверка воздушного зазора щупом.
Полная очистка доступных частей электродвигателя.
В зависимости от результатов планового осмотра или характера происшедшей аварии капитальный ремонт может включать:
- полную замену обмоток статора;
- полную замену обмоток ротора;
- замену поломанного вала;
- перешихтовку магнитных сердечников;
- замену станины;
- замену подшипниковых щитов и подшипников;
- замену контактных колец и щеткодержателей (в электродвигателях с фазным ротором).
Необходимость того или иного вида ремонта и объемы ремонтных работ для каждого конкретного случая окончательно определяют (выявляют) после дефекговки, контрольных испытаний и разборки поставленной на ремонт электрической машины.
В. М. Леонов
Журнал «Ремонт, восстановление, модернизация», №9, 2004г.
Источник