СНиП III-42-80 : Сборка, сварка и контроль качества сварных соединений трубопроводов
4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо:
произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техническими условиями на поставку труб);
очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;
выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;
очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.
При стыковой сварке оплавлением следует дополнительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.
4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформированных концов труб безударными разжимными устройствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без подогрева. При отрицательных температурах окружающего воздуха необходим подогрев на 100—150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более — с местным подогревом на 150—200° С при любых температурах окружающего воздуха.
Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.
Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.
Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.
4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренних или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.
4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.
4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, переходами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:
если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;
если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.
Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.
При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредственная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.
Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно превышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.
Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.
Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)
4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма должны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопротивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и более маркируются несмываемой краской снаружи трубы.
Клейма наносятся на расстоянии 100—150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.
4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катодных выводов, в местах расположения поперечных кольцевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом предусмотрена приварка элементов к телу трубы, то расстояние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.
4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распределительной арматурой разрешается при условии, что толщина свариваемой кромки патрубка арматуры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.
Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматурой специального переходника или переходного кольца.
Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами
4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.
4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.
4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.
4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.
При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.
4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на монтажных опорах. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.
4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допускаются сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора России, имеющие удостоверения и выдержавшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16—4.23 настоящего раздела.
4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.
4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае сварки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сварить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и более в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:
он (они) впервые приступил(и) к сварке магистрального трубопровода или имел(и) перерыв в своей работе более трех месяцев;
сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с применением новых сварочных материалов, технологии и оборудования;
изменился диаметр труб под сварку (переход от одной группы диаметров к другой — см. а — в на рис. 3);
изменена форма разделки торцов труб под сварку.
Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний
а — трубы диаметром до 400 мм включительно; б — трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в — трубы диаметром 1000 мм и более; 1 —образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 — образец на изгиб корнем шва наружу (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 — образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996—66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро
4.17. Допускной стык подвергается:
визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;
радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;
механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.
4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26,4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик признаются не выдержавшими испытание.
4.19. Механическими испытаниями предусматривается проверка образцов на растяжение и изгиб, вырезанных из сварных соединений. Схема вырезки и необходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать указанным на рис. 3 и в табл. 3.
Диаметр трубы, мм
Количество образцовдля механических испытаний
Источник
Требования к сварочным материалам газопроводов
При проведении РВР на газопроводах методами, приведенными в 1.3, применяются сварочные материалы – электроды, проволоки сплошного сечения, порошковые проволоки, самозащитные порошковые проволоки, керамические и плавленые флюсы, защитные газы и их смеси. Сварочные материалы должны отвечать требованиям раздела 7 “Требования к сварочным материалам” СТО Газпром “Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I”.
При ремонте газопроводов сваркой (наплавкой, заваркой), вваркой заплат или приваркой патрубков, стальными сварными муфтами применяются электроды с основным видом покрытия, приведенные в таблицах Г.1, Г.2 приложения Г. Допускается применять проволоки сплошного сечения и самозащитные порошковые проволоки при условии выполнения требований 4.2.
Назначение сварочных материалов выполняется исходя из классов прочности сталей ремонтируемого газопровода и конструктивных элементов сварных соединений, при этом при сварке сталей различных классов прочности сварочные материалы назначаются:
для соединений одной толщины стенки – по меньшему классу прочности;
для соединений разной толщины стенки – по большему классу прочности.
Сварочные материалы, не регламентированные к применению настоящим стандартом, должны пройти экспертизу ТУ и квалификационные испытания в соответствии с требованиями СТО Газпром 2-3.5-046.
Требования к сварочному и вспомогательному оборудованию для газопроводов
Для проведения РВР на газопроводах должно применяться основное сварочное и вспомогательное оборудование. Основное сварочное оборудование – источники сварочного тока (сварочные выпрямители тиристорного и инверторного типа, одно-, двух-, четырехпостовые сварочные агрегаты типа АДД, автономные многопостовые передвижные и самоходные сварочные установки) – и вспомогательное оборудование – оборудование для предварительно-
го и сопутствующего (межслойного) подогрева, послесварочной термической обработки, оборудование для размагничивания труб и сварных соединений – должно отвечать требованиям раздела 8 “Требования к сварочному оборудованию” СТО Газпром “Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I”.
Источники сварочного тока тиристорного и инверторного типа, предназначенные для работы в составе многопостовых передвижных (блок-контейнеров или на базе колесной техники) и самоходных (на базе колесной или гусеничной техники) сварочных установок должны обеспечивать необходимые характеристики для работы в автономной электросети переменного тока ограниченной мощности.
Основное сварочное и вспомогательное оборудование, рекомендованное к применению, приведено в таблицах Д.1–Д.8 приложения Д.
Основное сварочное и вспомогательное оборудование, не регламентированное настоящим стандартом, должно пройти экспертизу ТУ и квалификационные испытания в соответствии с требованиями СТО Газпром 2-3.5-046.
Выбор метода ремонта газопроводов
Методы ремонта газопроводов, находящихся в эксплуатации, определяются по результатам внутритрубной или наружной дефектоскопии, визуального, измерительного контроля до начала проведения РВР.
В зависимости от выявленных дефектов основного металла труб и сварных соединений газопроводов (поверхностные и внутренние дефекты), параметров (длина, ширина, глубина), их количества (отдельно расположенные единичные дефекты, групповые дефекты) и типоразмеров, а также технических характеристик газопроводов (диаметр, толщина стенки, класс прочности трубной стали), условий их прокладки (подземная, наземная, надземная) и эксплуатации (категории) могут применяться следующие методы ремонта газопроводов:
ремонт непротяженных участков методом замены с временным выводом ремонтируемых участков из эксплуатации или прокладки лупингов;
ремонт сваркой (наплавкой, заваркой), вваркой заплат или приваркой патрубков с временным выводом ремонтируемых участков из эксплуатации;
ремонт стальными сварными муфтами под давлением с транспортировкой или без транспортировки газа или с временным выводом ремонтируемых участков из эксплуатации.
Ремонт газопроводов методом замены выполняется по технологиям сварки, приведенным в СТО Газпром “Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I”.
Ремонт газопроводов сваркой (наплавкой, заваркой), вваркой заплат или приваркой патрубков, стальными сварными муфтами выполняется по технологиям, приведенным в 11.8–11.9.
Ремонт сваркой (наплавкой) поверхностных несквозных дефектов основного металла труб и сварных соединений газопроводов допускается выполнять на участках категорий II–IV.
Ремонт сваркой (заваркой) внутренних несквозных дефектов сварных соединений газопроводов допускается выполнять на участках категорий В, I–IV.
Ремонт сваркой (заваркой) сквозных дефектов (трещин) сварных соединений газопроводов допускается выполнять на участках категорий II–IV.
Ремонт вваркой заплат несквозных и сквозных дефектов основного металла труб и сварных соединений газопроводов допускается выполнять на участках категорий II–IV.
Ремонт приваркой патрубков несквозных и сквозных дефектов основного металла труб и сварных соединений газопроводов допускается выполнять на участках категорий В, I–IV.
Ремонт стальными сварными муфтами несквозных и сквозных дефектов основного металла труб и сварных соединений газопроводов допускается выполнять на участках категорий II–IV.
Ремонт сварными стальными муфтами рекомендуется выполнять в случаях невозможности или нецелесообразности ремонта заменой и прокладкой лупингов, сваркой (наплавкой, заваркой), вваркой заплат или приваркой патрубков, в том числе по причинам невозможности временного вывода газопровода из эксплуатации.
При ремонте газопроводов допускается применять несколько методов ремонта, а также выполнять ремонт газопровода со сквозными и несквозными дефектами труб и сварных соединений методом сварки (наплавки, заварки), вварки заплат с последующей установкой сварных стальных муфт.
Ремонт дефектов газопроводов из термоупрочненных и спирально-шовных труб сваркой (наплавкой), вваркой заплат, приваркой патрубков, стальными сварными муфтами допускается выполнять по отдельным технологическим инструкциям (операционно-технологическим картам), разработанным по технологиям сварки, согласованным с разработчиком настоящего стандарта и аттестованным в соответствии с требованиями СТО Газпром 2-3.5-046. Ремонт дефектов газопроводов из спирально-шовных труб, изготовленных из сталей контролируемой прокатки, выполняется согласно требованиям настоящего стандарта.
Технологическая документация по ремонту сваркой газопроводов разрабатывается организацией, выполняющей РВР, и согласовывается в установленном порядке с организацией, эксплуатирующей ремонтируемый газопровод.
Требования к сварным соединениям, швам и наплавкам газопроводов
Ремонт газопроводов должен выполняться дуговыми способами сварки по технологиям, регламентированным настоящим стандартом, а также СТО Газпром “Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I”.
Сварные швы стыковых, угловых, нахлесточных сварных соединений должны быть многослойными, без конструктивного непровара, наплавочные швы ремонтных участков труб и сварных соединений должны быть многопроходными, многоваликовыми.
Не допускается применять присадки, непосредственно подаваемые в сварочную дугу или предварительно закладываемые в разделку кромок свариваемых элементов.
Внешний вид и геометрические параметры сварных швов, выполненных при ремонте газопроводов методом замены или прокладки лупингов, должны соответствовать требованиям 9.3 СТО Газпром “Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I”.
Внешний вид и геометрические параметры сварных швов, наплавок, выполненных при ремонте газопроводов ручной дуговой сваркой (наплавкой, заваркой), вваркой заплат или приваркой патрубков, сварными стальными муфтами, должны соответствовать требованиям настоящего стандарта, операционно-технологических карт ремонта, разработанных по аттестованным технологиям сварки, при этом:
а) корневой (первый) слой шва стыковых, угловых сварных соединений не должен иметь недопустимые поверхностные дефекты (утяжины, провисы, непровары, несплавления), усиление обратного валика должно быть от 0,5 до 3,0 мм;
б) подварочный слой корневого (первого) слоя шва стыковых сварных соединений (в случае необходимости его выполнения) должен быть выполнен с плавным переходом к основному металлу без образования подрезов по кромкам и иметь ширину от 8,0 до 10,0 мм, усиление от 1,0 до 3,0 мм для кольцевых стыковых соединений, катет от 6,0 до 8,0 мм для угловых соединений.
в) заполняющие и облицовочные слои шва стыковых, угловых сварных соединений, швов наплавок могут выполняться за один или несколько проходов;
г) при выполнении заполняющих, облицовочного слоев шва стыковых, угловых сварных соединений, швов наплавок несколькими валиками каждый последующий проход (валик) должен перекрывать предыдущий не менее чем на одну третью часть его ширины, при этом:
усиление каждого валика облицовочного слоя шва не должно превышать 3,0 мм,
усиление в каждой межваликовой канавке должно быть не менее 1,0 мм,
глубина каждой межваликовой канавки должна быть не более 1,0 мм;
д) облицовочный слой шва стыковых сварных соединений должен быть выполнен с плавным переходом к основному металлу без образования подрезов по кромкам и перекрывать основной металл в каждую сторону на расстояние от 2,5 до 3,5 мм;
е) облицовочный слой шва должен иметь усиление:
от 1,0 до 3,0 мм для стыковых соединений;
3,0 +2,0 мм для угловых соединений элементов муфт, патрубков (тройниковых соединений) с толщиной стенки элементов муфт, патрубков до 10,0 мм включ. и 5,0 +2,0 мм – с толщиной стенки более 10,0 мм;
ж) участки облицовочного слоя с чешуйчатостью, при которой превышение гребня над впадиной составляет более 1,0 мм, участки с превышением усиления шва более 3,0 мм, а также при отсутствии плавного перехода от усиления к основному металлу должны быть обработаны механическим способом шлифмашинками с набором абразивных кругов и дисковых проволочных щеток * до достижения требуемых параметров;
д) величина катета угловых швов нахлесточных соединений должна быть не менее толщины стенки свариваемой кромки привариваемого элемента;
з) наружная поверхность сварных швов и прилегающие участки околошовной зоны должны быть зачищены механическим способом до полного удаления шлака и брызг наплавленного металла.
Методы, объемы и нормы оценки качества сварных соединений должны соответствовать требованиям раздела 6 СТО Газпром 2-2.4-083.
Механические свойства сварных соединений должны определяться при производственной аттестации технологий сварки согласно требованиям приложения А. Виды механических испытаний сварных соединений при производственной аттестации технологий сварки приведены в приложении Б.
Механические свойства кольцевых стыковых сварных соединений “новая труба + новая труба” при ремонте участков газопроводов методом замены или прокладки лупингов должны отвечать требованиям 9.6 СТО Газпром “Инструкция по технологиям сварки при строительстве и ремонте промысловых и магистральных газопроводов. Часть I”.
Механические свойства кольцевых стыковых сварных соединений “новая труба + труба ремонтируемого газопровода”, “труба ремонтируемого газопровода + труба ремонтируемого газопровода” при ремонте участков газопроводов должны отвечать требованиям:
В тексте стандарта вместо термина “обработка или зачистка механическим способом шлифмашинками с набором абразивных кругов и дисковых проволочных щеток” далее, за исключением особых случаев, употребляются термины “механическая обработка или зачистка”, “обработка или зачистка механическим способом”.
а) временное сопротивление разрыву при испытаниях на статическое растяжение должно быть не ниже нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла труб, установленного по ТУ на ремонтируемые трубы;
б) угол изгиба при испытаниях на статический изгиб, определяемый как среднее арифметическое значение по результатам испытаний, должен быть не менее 120°, при этом минимальное значение угла изгиба должно быть не менее 100°;
в) ударная вязкость по металлу шва и ЗТВ при испытаниях на ударный изгиб должна быть не менее значений, установленных в СНиП 2.05.06 [12];
г) твердость металла шва и ЗТВ должна быть не более 300 HV 10 .
Механические свойства стыковых сварных соединений при ремонте участков газопроводов методом сварки (наплавки, заварки), вварки заплат или приварки патрубков, стальными сварными муфтами должны отвечать требованиям:
а) временное сопротивление разрыву при испытаниях на статическое растяжение должно быть не ниже нормативного значения временного сопротивления разрыву основного металла труб, установленного по ТУ на ремонтируемые трубы;
б) угол изгиба при испытаниях на статический изгиб, определяемый как среднее арифметическое значение по результатам испытаний, должен быть не менее 120°, при этом минимальное значение угла изгиба должно быть не менее 100°;
в) ударная вязкость по металлу шва и ЗТВ при испытаниях на ударный изгиб должна быть не менее значений, установленных в СНиП 2.05.06 [12];
г) твердость металла шва и зоны термического влияния сварных соединений должна
быть не более 395 HV 10 .
Механические свойства угловых и нахлесточных сварных соединений при ремонте газопроводов методом замены или прокладки лупингов, а также приваркой патрубков, стальными сварными муфтами должны отвечать требованиям:
а) испытания на излом должны продемонстрировать полный провар, сплавление между слоями шва, отсутствие внутренних дефектов недопустимых размеров, регламентированных СТО Газпром 2-2.4-083;
б) твердость металла шва и зоны термического влияния не должна превышать значений, указанных в 10.9 в перечислении г), при ремонте газопроводов методом замены или прокладки лупингов или значений, указанных в 10.10 в перечислении г), при ремонте газопроводов приваркой патрубков, стальными сварными муфтами.
При наличии в проектной документации специальных требований к механическим свойствам сварных соединений они должны быть подтверждены результатами производственной аттестации технологий сварки, регламентированных настоящим стандартом.
Источник