Канава для ремонта авто

Осмотровые канавы

Наиболее распространенным оборудованием рабочего поста для технического обслуживания автомобилей являются осмотровые канавы.

По способу заезда автомобиля на канаву и съезда с нее различают канавы:

Рис. Узкие межколейные изолированные канавы:
а — тупиковая; б — прямоточная

В первом случае автомобиль въезжает на канаву передним ходом, а съезжает задним. Во втором случае автомобиль проезжает над канавой передним ходом.

По ширине канавы делят на:

Ширина узких канав меньше расстояния между внутренними боковыми поверхностями шин автомобиля, широких — больше расстояния между наружными боковыми поверхностями шин.

Узкие канавы могут быть расположены посередине между колесами автомобиля — межколейные канавы или по обе стороны от него — боковые.

Межколейные узкие канавы выполняют либо изолированными, т. е. не имеющими сообщения между собой, либо траншейными.

Узкие межколейные изолированные канавы наиболее просты по устройству и наименее удобны для работы. Такие канавы встречаются в мелких автохозяйствах.

Рис. Узкая траншейная межколенная канава:
а — тупикового типа; б — прямоточного типа

Узкие межколейные траншейные канавы имеют траншею, соединяющую несколько канав по их торцам. Соединительная траншея служит для удобства сообщения канав с помещением и между собой. У тупиковых канав траншею делают открытой. Прямоточные канавы имеют закрытую сверху траншею, используемую только как коридор для прохода. Открытые траншеи должны иметь ширину не менее 1 м и не более 2 м (при установке в ней верстаков и другого технологического оборудования). Глубина открытой траншеи 1,2—1,6 м, закрытой не менее 1,9 м от пола до низа выступающих частей перекрытия траншеи.

Вдоль открытой траншеи устраивают перила высотой не менее 0,9 м. Д л я входа и выхода из траншей делают не менее одной лестницы на каждые пять канав. Кроме того, в стенах канав предусматривают скобы для запасного выхода.

Канаву окаймляют внутренней железобетонной или стальной ребордой, заканчивающейся со стороны въезда сплошным клинообразным или полукруглым возвышением (отбоем) для выравнивания колес. В тех случаях когда колея передних колес по размеру близка к колее наружных задних колес (например, у легковых автомобилей или автобусов), можно устраивать канавы с наружной ребордой.

Иногда в автохозяйствах применяют безребордные канавы, однако они не отвечают требованиям техники безопасности. Для удобства работы спереди автомобиля канава со стороны примыкания ее к открытой траншее перекрывается деревянным настилом. Крайнее положение автомобиля на канаве со стороны траншеи фиксируется упорами а.

Габаритные размеры межколейных канав определяются типом обслуживаемых автомобилей. Рабочую длину канавы принимают равной не менее суммы длин переднего свеса и базы автомобиля, увеличенной иа 0,8—1,0 м. Длина канавы с открытой траншеей должна быть увеличена иа 0,6—0,7 м со стороны примыкания к траншее.

Ширина узкой канавы в зависимости от конструкции реборд может быть равна 0,9—1,0 м. Глубина канавы зависит от величины дорожного просвета автомобиля и колеблется в пределах 1,2—1,4 м от уровня пола помещения. Пол канавы делают с уклоном 1 — 2 % в сторону траншеи для стекания воды, масла и топлива. Стены облицовывают плиткой.

Преимуществами межколейных узких канав являются:

  • простота устройства — возможность одновременных работ снизу, сбоку и сверху автомобиля
  • относительная универсальность типов обслуживаемых автомобилей
  • наименьшая стоимость по сравнению с канавами других типов
  • минимальные требования к высоте помещения
  • простота и возможность их устройства средствами автохозяйства
Читайте также:  Учетная документация по ремонту автомобилей

К недостаткам канав этого типа следует отнести стесненные условия работы под автомобилем (одновременно могут работать не более 3 — 4 чел.), невозможность одновременного вывешивания колес без дополнительных подъемных приспособлений, неудобство работ с нижними наружными частями автомобиля (колеса, ступицы, тормоза) и неудовлетворительное естественное освещение нижней части автомобиля. На рисунке показана канава узкого типа (несколько увеличенная по ширине), оборудованная тележками с подъемными устройствами.

Рис. Узкая канава с механизированным вывешиванием колес автомобиля

Тележки 1, перемещающиеся по швеллерам 3, при заезде автомобиля устанавливаются в передней части канавы. Домкраты 2 задней тележки, предназначенной для вывешивания заднего моста, в этом случае находятся в опущенном состоянии. Домкраты 2 передней тележки установлены на такую высоту, чтобы при въезде передних колес автомобиля на трамплин 6 передняя ось могла зацепить за выступы опорных подушек (подхватов) и увлечь их за собой.

При скатывании передних колес с трамплина передняя ось опускается на опорные подушки и передние колеса автомобиля оказываются вывешенными. При дальнейшем движении автомобиля передний мост с вывешенными колесами перемешается на тележке, а задние колеса двигаются, опираясь на пол, до тех пор, пока передняя тележка не подойдет к ограничителям направляющих. Для правильной установки автомобиля на канаве на трамплинах предусмотрены короткие металлические реборды 5.

Рис. Тележка для вывешивания передней оси автомобиля на осмотровой канаве:
1 — направляющая канавы; 2 — катки; 3 — боковина рамы; 4 — шариковый подшипник; 5 — домкрат с рукояткой; 6 — рама; 7 — регулировочная шайба; 8 — подхват (размер, указанный в скобках, относится к тележке для осмотровой канавы шириной 1 100 мм)

Задние колеса в случае необходимости вывешивают гидравлическими домкратами задней тележки, приводимыми в действие электронасосной установкой 4 или вручную домкратами дорожного типа. На рисунке представлена тележка ГАРО для вывешивания автомобиля под оси (для канав шириной 1400 и 1100 мм).

Недостатком такой канавы является ограниченная универсальность.

Рис. Узкая боковая канава прямоточного типа:
1 — труба для отвода сточной воды в канализацию; 2 — направляющая реборда: 3 — металлическая решетка

Узкая боковая прямоточная канава представляет собой две прямоугольные узкие канавы, сделанные в полу помещения и расположенные параллельно по боковым сторонам обслуживаемого автомобиля. Канавы этого типа ограничивают возможность выполнения работ непосредственно под автомобилем и применяются чаще всего для мойки автомобилей.

Рис. Широкая канава с колейным мостиком

Широкая канава с колейным мостиком представляет собой прямоугольную яму, сделанную в полу помещения, шириной, превышающей габаритную ширину автомобиля, с двумя металлическими или железобетонными узкими мостиками, расстояние между осями которых равно колее автомобиля.

Недостатком канавы с колейным мостиком является ее недостаточная универсальность, так как расстояние между мостиками равно ширине колеи обслуживаемого автомобиля, а мостики для удобства работы делают узкими.

Рис. Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля

Широкая канава с вывешиванием колес автомобиля имеет ширину, превосходящую габаритную ширину автомобиля.

Автомобиль перемещается по канаве, опираясь передним и задним мостами на опоры тележек 1, катящихся по рельсовому пути 2, проложенному посередине канавы. Колеса вывешиваются автоматически во время въезда автомобиля на канаву, для чего рельсы 3, выходящие за пределы канавы со стороны въезда, опущены под некоторым уклоном ниже уровня пола. Пол 4 перед канавой по обеим сторонам углубления для рельсов делают с уклоном, обращенным в сторону канавы.

Перед въездом автомобиля тележки 1 устанавливают на рельсах в углублении впереди канавы. Ширина канавы 2,6 м, расстояние между рельсами 0,8 м.

Читайте также:  Курсовая работа ремонт автомобиля введение

Для работ с боков автомобиля предусматриваются съемные трапы (мостики), перекрывающие пространство между рельсами и продольными стенками канавы.

Преимуществом канав этого типа является удобство работы под автомобилем, возможность производить работы с колесами без дополнительных вывешивающих устройств (домкратов), проверять трансмиссию и задний мост при работающем двигателе и включенной коробке передач и другие работы, а также возможность увеличения числа одновременно работающих людей.

К недостаткам канавы относятся:

  • сложность въезда на нее
  • неудобство работы сбоку автомобиля на уровне пола помещения (для чего требуется наличие специальных мостиков)
  • большая относительная площадь пола помещения

Источник

Расчет оптимального размера смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля: ширина и глубина, фото

В статье пойдет речь о смотровой яме в гараже. Она дает дополнительные возможности при выполнении ремонта. С её помощью можно производить лёгкий и средний ремонт автомобиля, слив/замену масла.

Для автовладельца, обладающего навыками ремонта, оборудовать гараж смотровой ямой будет весьма удачным решением.

Чтобы построить её правильно, следует учитывать рекомендации по характеристикам конструкции. Рекомендации, в первую очередь, касаются размеров, гидроизоляции и материалов. Соблюдая нормы и правила, вы получите удобную и безопасную площадку для выполнения ремонта.

Что такое смотровая яма?

Смотровая яма повышает функциональные возможности гаража. Автовладелец может производить сложные виды ремонта, избегать лишнего похода в сервисный центр. Смотровая яма в гараже зачастую существенно экономит деньги и время. Обладая навыками, можно самостоятельно выполнить одну из наиболее регулярных процедур — слить и заменить масло.

Возводить конструкцию можно самостоятельно, в процессе постройки гаража и когда гараж уже построен.

Если придерживаться предписаний и технологий, данная конструкция будет безопасна и комфортна при использовании. Гараж со смотровой ямой значительно расширяет возможности автовладельца при выполнении самостоятельного ремонта.

Смотровая яма в гараже — фото:

Конструкция и постройка

Смотровую яму можно возводить на любом этапе строительства гаража. Но лучшим решением будет спланировать строительство «с нуля» и закладывать фундамент для гаража с ямой. Иначе придется приложить больше сил и потратить большее количество времени.

Если вы только приступаете к строительству гаража, то настоятельно рекомендуется для повышения гидроизоляции сразу же создавать дренажную систему. Трубы соединяются с коллектором. С помощью этого количество влажности и испарений удастся сильно снизить и минимизировать вред автомобилю.

Чтобы узнать, какие есть требования к смотровым ямам в гараже, давайте разберем наиболее важные вопросы.

Размер смотровой ямы в гараже

Размер конструкции напрямую зависит от размеров автомобиля и водителя. Для расчетов необходимо узнать точную длину и ширину машины. Помимо этого, следует учитывать рост автовладельца.

Оптимальный размер смотровой ямы в гараже для легкового автомобиля должен быть следующий: ширина около 80 сантиметров, глубина смотровой ямы в гараже должна быть на 10-20 сантиметров больше роста автовладельца. Это делается, чтобы обеспечить удобство при проведении ремонта — не приходилось сгибаться, без труда получалось дотягиваться до нужных частей автомобиля.

Длинна смотровой ямы должна быть приблизительно на метр больше длины вашей машины. Дополнительный метр нужны для создания лестницы, то есть входа/выхода.

Таким образом, размеры ямы в гараже для стандартного автомобиля:

  • длинна — 5 метров;
  • ширина — 80 сантиметров;
  • высота/глубина — 2 метра.

Схема смотровой ямы в гараже — ширина:

Гидроизоляция

В гараже смотровая яма нередко вызывает опасения у автовладельцев. Одним из них является влажность и ее потенциальный вред. В этом есть доля правды. Если яма под гаражом была плохо покрыта гидроизоляцией, влага может конденсироваться, образовывать испарения. В таком случае автомобиль подвергается опасности.

Читайте также:  Дефектовочная ведомость автомобиля ремонт

Постоянное нахождение над углублением, из которого поднимаются испарения, будет негативно влиять на металл. Процессы коррозии ускоряются, детали начинают ржаветь. Самым лучшим решением будет подобрать размеры гаража с ямой таким образом, чтобы было два места для вашей машины. Первое место — обычный грунт/пол гаража, второе — смотровая яма.

По необходимости автомобиль следует завозить на смотровую яму, производить ремонт. Остальное время машина стоит на грунте, и не может быть даже теоретически подвержена влиянию влажности. Но подобное не всегда удается осуществить. Гараж может быть попросту слишком мал для двух отдельных стоянок. В таком случае вопросом гидроизоляции придется заняться основательно.

Самое важное, что необходимо выяснить — на каком уровне залегают грунтовые воды. При высоких уровнях — 2.5 метра и меньше яму лучше не строить. Единственным возможным решением при таких уровнях грунтовых вод будет лежачая яма. Её глубина гораздо меньше, следовательно, влажность/испарения станут меньшей проблемой.

Помимо отделки специальными материалами для обеспечения гидроизоляции, следует дополнительно использовать щит, которым закрывают яму, чтобы влажность не распространялась по помещению, и тем самым не наносила вред автомобилю.

Щит из дерева должен быть толщиной 30-50 миллиметров. Относительная тонкость объясняется тем, что щит не нагружается массой автомобиля. Его основная функция — защита помещения от влажности.

Еще одной полезной процедурой станет периодическое осушение гаража. Яму осушать лучше всего летом — для этого нужно ее открыть, если вы уехали на сутки или дольше.

Материалы и технология

Яму в гараже из кирпича и бетона, при желании можно отштукатурить или даже выложить плиткой. Перед этим стены покрывают глиной и застилают полиэтиленом. После покрытия монтируют опалубку, её толщина составляет 15 сантиметров.

Для гидроизоляции лучше брать качественный материал, так как конструкция подвергается постоянному воздействию влажности. Одним из стандартных решений является полимерная мембрана. Для однослойной мембраны толщина составляет 1.5-2 миллиметра, для двухслойной — около трёх миллиметров. Полимерные мембраны — это долговечный и стойкий материал, но достаточно дорогой.

Более дешевым вариантом является использование битумных материалов (рубероид, битумная смазка). Их срок службы не превышает двадцати лет, после этого гидроизоляция придет в негодность. Склеивать куски изоляции можно нагревом или же битумным растворителем.

Помимо гидроизоляции, можно использовать теплоизоляцию. Теплоизоляционный материал следует наклеивать на бетон/кирпич конструкции. Распространенным решением является пенополистирол.

При постройке необходимо позаботиться о страховой рейке. Страховая рейка блокирует попадание колес автомобиля в смотровую яму. Второй плюс — вода с колес собирается в углублении, и не попадает вниз. Выполнить рейку необходимо в виде буквы T, используя металл. Она должна быть выполнена прочно, выдерживать вес автомобиля.

Заключение

Как видите, смотровая яма избавит вас от лишних походов в сервисный центр. Главным условием является постройка с соблюдением норм и правил. Конструкцию можно возвести своими силами, даже если гараж уже построен. Особое внимание нужно уделять гидроизоляции и размерам.

Если грунтовые воды залегают слишком высоко (2.5 метра и выше), то строить яму не рекомендуется. Влажность будет слишком велика, и испарения, скорее всего, навредят автомобилю. Как обойтись без ямы в гараже? Возможным решением будет создание лежачей ямы. Тогда грунтовые воды не смогут вызывать коррозию металла.

Полезное видео

Смотрите видео о смотровой яме в гараже:

Источник

Оцените статью