- Капремонт многоквартирных домов: старый долг государства в новом свете
- Капитального ремонта многоквартирных домов с 2013 г не будет
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 марта 2020 г. N 6644-ОГ/06 О принятии решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме
- Обзор документа
- Изменения в Жилищном кодексе РФ о капитальном ремонте в МКД
- Об обязанностях собственников и полномочиях ОСС
- О региональных операторах и региональных программах капремонта
- О фонде капитального ремонта
Капремонт многоквартирных домов: старый долг государства в новом свете
Плата за капитальный ремонт: причины и следствия
С начала 1990-х годов, когда в России начался процесс приватизации государственного имущества, многие граждане получили возможность стать собственниками жилых помещений в многоквартирных домах. До этого момента государство было практически единоличным (не считая кооперативов) хозяином объектов жилого фонда, и следовательно, проводило капитальный ремонт этих объектов за свой счет.
Однако появление частной собственности на недвижимость привело к тому, что собственникам квартир многоквартирного дома стало принадлежать и общее имущество дома (ст. 290 ГК РФ). Поэтому встал вопрос о финансировании ремонта здания за счет средств тех, кому оно принадлежит.
В связи с этим интересен тот факт, что собственниками квартир многие граждане стали еще в начале 90-х годов, а обязанность по финансированию капитального ремонта здания появилась у них только спустя 20 лет. Более логично выглядело бы введение такой платы одновременно с появлением права частной собственности на недвижимое имущество.
Формирование фонда капитального ремонта: «общий котел» или свой счет?
Напомню, что собственники могут выбрать один из следующих вариантов: перечислять деньги на специальный счет и осуществлять капитальный ремонт своего дома своими силами или производить отчисления на счет регионального оператора и дожидаться ремонта в порядке очереди.
Что лучше? Здесь каждый решает для себя сам, но, на мой взгляд, аккумулировать средства на собственном счете и самостоятельно управлять деньгами более эффективно и надежно, чем рассчитывать на заботливого человека со стороны, который когда-нибудь отремонтирует вашу собственность. Но практика показывает, что сегодня намного чаще реализуется второй вариант.
С появлением новой системы финансирования капитального ремонта возникла необходимость защитить права тех, кто участвует в формировании фонда капитального ремонта на счете регионального оператора. К сожалению, в положениях Жилищного кодекса РФ находятся нормы, вариации использования которых могут привести к незаконному расходованию денежных средств граждан. Нами разработаны и внесены в Госдуму два законопроекта: первый предлагает привлекать подрядные организации для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома исключительно на конкурсной основе 1 , а второй вводит запрет на осуществление региональным оператором предпринимательской деятельности 2 . Искренне надеюсь, что эти предложения будут приняты и помогут избежать нецелевого расходования и «потери» средств собственников.
«Недоремонт», или Что должно нам государство
К сожалению, на фоне беспокойства по поводу введения платы за капитальный ремонт все забыли, что государство не выполнило в полном объеме свое обязательство по компенсации «недоремонта» многоквартирных домов, существовавшее на момент приватизации квартир. Часть средств на эти цели выделяется из Фонда содействия реформированию ЖКХ, но полностью этот «недоремонт» до сих пор не компенсирован. А оценивался он на момент начала приватизации в несколько триллионов рублей. На сегодняшний день этот вопрос по-прежнему висит в воздухе.
Поэтому плату за капитальный ремонт, которая будет введена во всех регионах (в некоторых – уже приняты региональные программы его проведения), нужно рассматривать неразрывно с обязательством государства по ремонту многоквартирных домов, которое не было выполнено до начала приватизации квартир. Так будет правильно и справедливо.
Документы по теме:
Новости по теме:
Материалы по теме:
Председатель Комитета Госдумы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Галина Хованская подвела итоги работы комитета за 2013 год на пресс-конференции, состоявшейся 19 декабря текущего года в пресс-центре РИА Новости. Предлагаем краткий обзор основных законодательных инициатив, а также тенденций применения действующих законов в сфере жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства.
Интернет-мероприятия:
Председатель Комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Государственной Думы ФС РФ Хованская Г.П.
Источник
Капитального ремонта многоквартирных домов с 2013 г не будет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 4 марта 2020 г. N 6644-ОГ/06 О принятии решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме
1. Согласно ч. 4.1 ст. 170 ЖК РФ, если на спецсчете достаточно денег или определен способ финансирования соответствующих мероприятий, собственники помещений в МКД вправе на общем собрании принять решение о проведении капремонта в более ранние сроки, чем предусмотрены региональной программой капремонта.
С другой стороны, ч. 4 ст. 168 ЖК РФ допускает перенос сроков капремонта на более поздний срок или сокращение его объема по решению ОСС помещений в МКД.
Прошу разъяснить, сколько голосов от общего количества голосов в МКД необходимо для принятия на ОСС указанного решения об ускорении либо отложении сроков капремонта общего имущества МКД:
— простое большинство при условии кворума в 50% голосов от общего количества голосов (поскольку ч. 1 ст. 46 ЖК РФ специально не установлено иное), либо
— не менее двух третей голосов от общего числа голосов в МКД, поскольку оба указанных решения являются решениями о капитальном ремонте общего имущества в МКД, а оно, в свою очередь, согласно п. 1 ч. 2 ст. 44, ч. 1 ст. 46 ЖК РФ требует для утверждения не менее чем 2/3 голосов собственников.
2. Согласно ч. 9, ч. 9.1 ст. 173 ЖК РФ владелец специального счета, получивший уведомление от органа ГЖН о 50% дефиците фактического размера средств ФКР по сравнению с начисленными, и если его взаимодействие с должниками по взносам не привело к положительному результату, обязан инициировать проведение ОСС помещений в данном МКД в целях принятия решения о порядке погашения задолженности. Аналогичная обязанность есть у управляющей организации, если владельцем спецсчета является региональный оператор.
В связи с этим прошу разъяснить:
— какого рода решение может принять ОСС, созванное по указанному поводу?
— какое количество голосов собственников необходимо будет для утверждения данного решения?
3. Согласно ч. 6 ст. 190.1 ЖК РФ собственники помещений в МКД, который требовал проведения капремонта на дату первой приватизации помещения в данном доме, вправе на общем собрании определить то лицо, которое будет от их имени участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по проведению капитального ремонта общего имущества в МКД, в том числе подписывать соответствующие акты.
В связи с этим прошу разъяснить, сколько голосов от общего количества голосов в МКД необходимо для принятия на ОСС указанного решения о наделении лица полномочиями по приемке работ по капремонту:
— простое большинство при условии кворума в 50% голосов от общего количества голосов (поскольку ч. 1 ст. 46 ЖК РФ специально не установлено иное),
— квалифицированное большинство — в 50% либо 2/3 от всех голосов (по иным соображениям).
Ответ: Департамент стратегических проектов Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел обращения, направленные в форме электронного документа от 4 февраля 2020 г. N 132401, от 10 февраля 2020 г. N 132992, от 14 февраля 2020 г. N 133603 (вх. в Минстрое России от 4 февраля 2020 г. N 3909-ОГ, от 10 февраля 2020 г. N 4927-ОГ, от 14 февраля 2020 г. N 5945-ОГ), о разъяснении отдельных положений законодательных актов Российской Федерации и в рамках компетенции сообщает следующее.
В соответствии с Положением о Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. N 1038, Минстрой России осуществляет выработку и реализацию государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, оказывает государственные услуги, управляет государственным имуществом в соответствующей сфере.
Согласно статьи 46 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме (пункт 1 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации), поставленным на голосование, принимаются большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
При формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, собственники помещений могут провести капитальный ремонт раньше запланированного региональной программой срока, в таком случае самостоятельно обеспечив его проведение. Израсходовать средства фонда капитального ремонта со специального счета собственники вправе в любое время, приняв решение о капитальном ремонте многоквартирного дома на общем собрании при условии, что на момент вынесения такого решения на специальном счете достаточно средств, или же, если средств на таком счете недостаточно, определить иные способы финансирования.
Согласно части 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
По вопросу о порядке погашения задолженности по взносам на капитальный ремонт сообщаем, что в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме перечисляют взносы на капитальный ремонт на специальный счет и они остаются собственниками своих денежных средств, поэтому владелец специального счета все действия, связанные с распоряжением данным счетом, вправе осуществлять только по решению общего собрания собственников помещений. В связи с чем, наделение владельца специального счета полномочиями по взысканию задолженности по уплате взносов на капитальный ремонт может быть осуществлено только решением общего собрания собственников помещений в любое время.
Частью 5.1 статьи 189 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что в случае формирования фонда капитального ремонта на специальном счете решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме должно быть, в частности, определено лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
На основании изложенного, собственники помещений, накапливающие средства на капитальный ремонт на специальных счетах, самостоятельно решают все вопросы, связанные с проведением капитального ремонта, путем принятия решения большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Дополнительно сообщаем, что в соответствии с пунктом 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, письма федеральных органов исполнительной власти не являются нормативными правовыми актами.
В этой связи, следует учитывать, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве общеобязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента стратегических проектов | М.С. Гилев |
Обзор документа
Минстрой разъяснил, что собственники помещений в многоквартирном доме, накапливающие средства на капремонт на спецсчетах, самостоятельно решают все вопросы, связанные с капремонтом.
Решения принимаются не менее 2/3 голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
Источник
Изменения в Жилищном кодексе РФ о капитальном ремонте в МКД
29 июля был подписан Федеральный закон от 29.07.2017 N 257-ФЗ. Он внёс изменения в Жилищный кодекс РФ, касающиеся проведения капитального ремонта в МКД.
Сегодня мы расскажем, как собственникам нежилых помещений в МКД вносить плату за капитальный ремонт, переходят ли обязательства по расходам на капремонт к новому владельцу помещения в МКД и какие новые полномочия появились у общего собрания собственников.
Об обязанностях собственников и полномочиях ОСС
Пункты 1.1 и 1.1-1 части 2 статьи 44 ЖК РФ теперь излагаются в новой редакции. В этой статье перечислены вопросы, относящиеся к компетенции общего собрания собственников.
ОСС может принимать решения о выборе способа формирования фонда капитального ремонта. Может выбирать уполномоченного на открытие спецсчёта в банке, совершать операции с денежными средствами, находящимися на таком счёте.
Кроме того общее собрание собственников имеет право принимать решения о размере взноса на капитальный ремонт, о минимальном размере фонда, о размещении временно свободных средств фонда.
N 257-ФЗ установил порядок уплаты взносов на капитальный ремонт для собственников нежилых помещений в МКД. Они могут платить за капремонт один раз за предстоящий календарный год или каждый месяц равными долями в течение календарного года (ч. 3 ст. 171 ЖК РФ).
Взносы на капитальный ремонт собственники платят на основании платёжных документов. Если собственник нежилого помещения – юридическое лицо, квитанция доставляется по адресу места нахождения постоянно действующего исполнительного органа ЮЛ.
Платить за проведение капитального ремонта в МКД должны все собственники помещений в таком доме. Вместе с правом собственности на помещение новому владельцу переходит и обязанность выплачивать взносы на капитальный ремонт.
Не переходит такая обязанность по наследству, если её не исполнила Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование. Это положение относится ко всем правоотношениям, которые возникли с 1 января 2013 года.
О региональных операторах и региональных программах капремонта
Внесение в региональную программу капитального ремонта изменений по:
- переносу установленного срока капитального ремонта на более поздний период,
- сокращению планируемых видов услуг или работ по капремонту
осуществляется при наличии соответствующего решения ОСС.
Такого решения не нужно получать в нескольких случаях, все они перечислены в ч. 4 ст. 168 ЖК РФ. Теперь к ним добавился ещё один пункт – 4. Получать решение ОСС не нужно, если была определена невозможность оказания услуг или работ по капитальному ремонту из-за воспрепятствования со стороны собственников или управляющей организации.
Что такое воспрепятствование? Это значит, что перечисленные лица не допустили подрядную организацию в помещения МКД или к строительным конструкциям дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому или другому оборудованию.
В связи с этим у регионального оператора появляется новая обязанность (п. 4.1 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ). Он должен обеспечить установление фактов воспрепятствования проведению работ по капитальному ремонту.
N 257-ФЗ установил возможность вносить изменения в региональную программу капитального ремонта – изменять сроки оказания услуг или выполнения работ по капитальному ремонту. Переносить сроки можно только тогда, когда нет возможности их своевременно оказать из-за вмешательства собственников или лиц, которые управляют МКД (ч. 4.2 ст. 168 ЖК РФ).
Дополнен перечень принципов, исходя из которых формируются краткосрочные планы реализации региональной программы. Теперь к ним относится принцип актуализации в связи с проведением капитального ремонта МКД в объёме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.
О фонде капитального ремонта
Поменялась формулировка ч. 1 ст. 170 ЖК РФ, которая касается фонда капремонта и способов его формирования. Уточнены источники средств, из которых формируется фонд капитального ремонта. К ним относятся:
- взносы на капремонт;
- пени;
- проценты, начисленные за пользование деньгами, находящимися на спецсчёте, счёте, счетах регионального оператора;
- доходы, полученные от размещения средств фонда капитального ремонта;
- средства финансовой поддержки;
- кредитные и заёмные средства, привлечённые собственниками помещений на проведение капитального ремонта.
Новая редакция п. 9.1 ст. 173 ЖК РФ рассказала, как региональным операторам бороться с задолженностью. Если владелец специального счёта – региональный оператор и его выбрали на общем собрании собственников, он не позднее пяти дней после получения уведомления от ГЖИ информирует в письменной форме управляющую организацию и должников о необходимости погашения задолженности.
Если задолженность не гасят за два месяца до истечения срока, установленного ГЖИ, управляющая организация инициирует проведение общего собрания собственников помещений для принятия решения о порядке погашения задолженности.
Дополнен список операций, которые можно совершить со специального счёта (ст. 177 ЖК РФ):
- списание денег по решению суда;
- списание ошибочно зачисленных на спецсчёт денег при представлении владельцем специального счёта заявления на возврат денежных средств и документа, подтверждающего оплату.
Если ОСС решает, что фонд КР формируется счете регионального оператора, то нужно определить и утвердить:
- перечень услуг и работ;
- предельно допустимую стоимость услуг и работ по капитальному ремонту;
- уполномоченное лицо, которое будет участвовать в приёмке оказанных услуг и выполненных работ.
Тоже самое, а ещё сроки проведения капитального ремонта и источники финансирования нужно утвердить, когда фонд капитального ремонта по решению собственников МКД формируется на специальном счёте.
Источник