Капитальный ремонт битумных покрытий

Ремонт плоской кровли: обзор возможных повреждений и способов их устранения

Любые покрытия и кровельные в том числе — не вечные. Даже самые современные из них подвержены износу и постепенной потере своих защитных качеств. Под воздействием осадков, перепадов температур, механических факторов материал кровли разрушается, на нем появляются трещины, пузыри, отслоения, разломы и т.п. А тут уж и до протечек рукой подать! Плоская кровля особенно склонна к подобным повреждениям, в силу своей геометрии и применения в качестве покрытий мягких материалов.

Причем первые незначительные дефекты могут появиться буквально через пару лет эксплуатации. Что же, перекрывать крышу заново? Вовсе нет. Устранить повреждения можно, выполнив своевременный ремонт плоской кровли. Несложные мероприятия по восстановлению кровельного покрытия помогут продлить срок его службы, и, что немаловажно, не потребуют крупных затрат.

Содержание

Какие виды повреждений бывают?

К основным повреждениям плоской кровли относят:

  • растрескивание поверхности;
  • локальные механические повреждения (пробоины, сквозные трещины, порезы);
  • отслаивание кровельного покрытия по краям и в швах;
  • появление складок;
  • гниение покрытия;
  • вздутия, пузыри;
  • изнашивание (утрата) посыпки верхнего слоя кровельного ковра.

Причинами возникновения дефектов являются различные факторы: ошибки при проведении монтажа, недостаточное утепление чердачных перекрытий, механические воздействия, влияния окружающей среды.

В любом случае, повреждения целостности кровли рано или поздно приведут к протечкам, разрушениям бетонных перекрытий. Этим вызвана необходимость в проведении текущего локального ремонта плоской кровли в период, когда полная ее замена еще не нужна.

Ремонт рулонных битумных кровель

Чаще всего плоские кровли покрывают рубероидом или его аналогами из серии наплавляемых битумных гидроизоляторов (еврорубероидом, рубемастом, стеклоизолом и т.п.). Поэтому начнем с них.

Локальные повреждения (порезы, прорывы, пробития)

Механические повреждения на поверхности кровли могут возникнуть в результате ее очищения от снега в зимний период, попадания града, перемещения человека. Другие возможные причины: деформация основания и изначальный брак, допущенный при монтаже покрытия.

Локальные дефекты устраняются посредством установки на поврежденное место заплатки. Заплатку вырезают из того же материала, что и основное покрытие. Края ее закругляют, чтобы снизить вероятность отслоения, а размер делают таким, чтобы перекрыть дефект на 10-15 см по всем направлениям.

Традиционный алгоритм ремонтных работ:

  • место повреждения очищают (в том числе и от защитной посыпки) и высушивают;
  • вырезают заплатку;
  • наклеивают ее на мастику или наплавляют с помощью строительного фена;
  • разглаживают заплатку валиком или другим подходящим предметом, чтобы сравнять края заплатки с основной поверхностью.

Если сделать все правильно, то целостность кровли будет полностью восстановлена, а заплатка – практически незаметна.

Процесс установки заплатки поверх трещины в битумном покрытии заснят на видео:

Обширное повреждение битумной кровли

Возникает чаще всего, если влага просачивается под битумный слой, повреждается и начинает гнить большой участок кровли. Для восстановления целостности покрытия выполняют следующие действия:

  • поврежденный участок очищают от гравия (при наличии посыпки);
  • вырезают квадратный или прямоугольный кусок полотна, содержащий повреждение (слой за слоем);
  • вычищают и высушивают образованную прореху;
  • используя вырезанный кусок полотна в качестве шаблона, вырезают из битумного материала столько заплаток, сколько слоев было решено заменить;
  • намазывают на оголившийся участок мастику и приклеивают заплатку впритык, разглаживают ее валиком;
  • аналогично приклеивают следующие слои заплаток;
  • вырезают еще одну финишную заплатку, таким образом, чтобы она перекрыла поврежденный участок на 10-15 см со всех сторон;
  • намазывают мастику и приклеивают на нее латку, разглаживают валиком.

При использовании наплавляемого материала ремонт производится аналогично, за исключением использования для приклеивания латок битумных мастик. Вырезанную из гидроизоляции заплатку прогревают снизу термофеном до расплавления клеящего битумного слоя. После чего латку укладывают на место, фиксируют и приглаживают валиком.

Растрескивание битумной поверхности

Битумные материалы подвержены образованию мелких поверхностных трещин, возникающих под воздействием солнца и высокой температуры.

Для заделки поверхностных трещин выполняют следующее:

  • испорченный участок очищают от грязи, старой мастики и посыпки (при ее наличии);
  • просушивают;
  • замазывают мастикой в 2 слоя;
  • засыпают обновленный участок крупнозернистой посыпкой.

Допускается также наложение на участок с сетью трещин заплатки из того же материала, что и основное покрытие. При этом ее размер должен перекрыть площадь дефекта на 10-15 см со всех сторон. Заплатку приклеивают сверху на мастику, при выборе способа наплавления нижняя сторона заплатки предварительно разогревается струей термофена.

Воздушные или водяные пузыри

Образуются в результате сезонных или суточных колебаний температур в летний период, когда кровля быстро остывает и разогревается. Находящийся в изоляционных слоях кровельного ковра воздух расширяется и «надувает» пузыри. То же самое происходит, если в подкровельное пространство просочилась влага. При нагреве она испаряется, образуя вздутия.

Читайте также:  G teq 8843 mc ремонт

Ремонтные работы по устранению пузырей:

  • удаляют слои посыпки с места вздутия;
  • место вздутия разрезают ножом вдоль или конвертом (крест-накрест), края отгибают до сухих частей;
  • высушивают внутреннюю поверхность;
  • очищают ее от загрязнений;
  • обрабатывают полость битумной мастикой;
  • приклеивают отогнутые края обратно на мастику, прижимают и прокатывают восстановленное полотно валиком;
  • заранее подготовленную заплатку приклеивают мастикой или наплавляют на место разреза с его перекрытием не менее, чем на 10-15 см, прижимают валиком.

Отслоение гидроизоляционного ковра от основы

Возникает, если в процессе монтажа рулонного полотна основа (бетонная плита или стяжка) была недостаточно очищена от пыли и грязи. Или же монтаж велся без огрунтовки основания битумным праймером. Все это приводит к низкой степени адгезии между гидроизоляционным материалом и основой.

Для устранения описанной неприятности:

  • отслоившуюся часть полотна снизу очищают от мастики;
  • удаляют грязь с основания, просушивают его;
  • наносят на основание мастику и приклеивают на нее отслоившийся участок;
  • прижимают восстановленное место валиком;
  • если полотно материала в месте отслоения было надорвано, то по линии разрыва накладывают заплатку шириной от 20 см.

Ремонт мембранных кровель

Полимерные мембраны – материал более прочный, чем любая битумная гидроизоляция. Срок их службы достигает 50 лет. Но даже мембранные кровли не застрахованы от различного рода механических повреждений, в том числе проколов, разрывов, разгерметизации швов. Чаще всего покрытия повреждаются при выполнении различных работ на крыше, например при очистке снега или установке оборудования.

Восстановление повредившейся мембраны обычно представляет собой заделку дефектов полимерными заплатками, а при расхождении швов – их повторное запаивание.

Механические повреждения

Разрывы и трещины на поверхности полимерного полотна могут возникать, как последствия неаккуратного передвижения по кровле, очистки от снега и льда с использованием острых инструментов, падения предметов или их волочения.

Последовательность восстановительных работ:

  • ремонтируемый участок полотна очищают и обезжиривают;
  • вырезают заплатку из мембраны, желательно того же вида и производителя, что и основное покрытие; ее размеры должны быть такими, чтобы перекрыть дефект на 5-10 см с каждой стороны;
  • заплатку припаивают струей горячего воздуха с помощью сварочного аппарата;
  • укатывают запаянное место валиком.

Вся технология выглядит так:

При установке заплатки на мембрану ЭПДМ, можно воспользоваться клеевым методом крепления, без использования сварки.

Разгерметизация швов

Отрыв соседних полотен в местах шовных соединений возникает при неправильном выборе силы продува и температуры сварки во время монтажа, скорости хода сварочного аппарата. Другая возможная причина – монтаж мембраны с изначальным «натягом», с помощью которого неумелые монтажники визуально компенсируют неровности основания.

Устраняется разгерметизация так:

  • место расслоения обрабатывают специальным очистителем;
  • швы спаивают сварочным аппаратом;
  • в некоторых случаях, для усиления мест расслоения, поверх проблемного шва накладывают латку из мембраны.

Существует и другая возможность избавиться от повреждений, не применяя сварочные аппараты и дорогостоящие компоненты. Речь идет о современных технологиях Eternabond, используемых для восстановления герметичности швов и небольших повреждений.

Ремонтный материал Eternabond представляет собой рулонную ленту, с одной стороны которой нанесен клеящий слой. Лента способна образовывать с мембраной однородную поверхность, по прочности не уступающую цельному полотну.

Ремонтные работы с использованием ленты EternaBond выполняют следующим образом:

  • поверхность дефекта обрабатывают специальным растворителем;
  • отрезают необходимую часть от рулона ленты;
  • снимают защитную пленку с клеящей стороны ленты;
  • прижимают ленту к месту дефекта и прокатывают ее валиком.

Ремонт мастичных кровель

Не всегда плоские кровли перекрывают рулонными материалами или полимерными полотнами, довольно часто в последние годы для этих целей применяют жидкую гидроизоляцию. На основание кровли наносят специальную мастику, которая, под воздействием воздуха, твердеет и приобретает вид полимерной мембраны.

Через несколько лет эксплуатации на мастичной кровле могут появиться трещины. Их следует очистить от пыли и грязи, а затем заполнить заподлицо мастикой или полимерцементным раствором.

Если необходимо усилить кровельный ковер, на площадку наносят слой битумной мастики, в нее втапливают полотнище стеклосетки до его полной пропитки. После того, как мастика высохнет, укладывают второй слой мастики, который является завершающим.

Дополнительный сплошной слой мастики укладывают, если площадь повреждений составляет более 40%. В этом случае вначале восстанавливают поврежденные места локально мастикой, а затем по всей поверхности наносят еще один слой мастики толщиной не менее 3-4 мм, а после его отвердения – защитный слой.

Особенности капитального ремонта

Все мероприятия по частичному восстановлению кровли относятся к текущему (плановому) ремонту, в процессе которого могут быть устранены только небольшие повреждения. Если же срок службы покрытия подходит к концу, а дефекты составляют более 50% его площади, проводят капитальный ремонт плоской кровли.

Читайте также:  Идеальный ремонт для татьяны догилевой

Заключается он в замене всего кровельного покрытия, а по необходимости и всех составляющих кровельного пирога (теплоизоляции, пароизоляции).

Комплекс работ, проводимых при капитальном ремонте кровли:

  • старое покрытие демонтируется;
  • если основанием служила цементно-песчаная стяжка, то, в большинстве случаев, она также снимается – при помощи нарезчиков швов, отбойников;
  • осматриваются все слои, входящие в состав кровельного пирога (утеплитель, гидроизоляционные мембраны, пароизоляционные пленки);
  • при обнаружении повреждений – проблемный слой заменяется;
  • заливается новая цементно-песчаная стяжка (если она была предусмотрена изначально);
  • укладывается новое кровельное покрытие.

Кроме этого, капитальный ремонт может включать замену или монтаж кровельных аэраторов, установку водосточных воронок, устройство примыканий и карнизных свесов.

При выполнении капитального ремонта кровли существует возможность ее полной реконструкции. К примеру, включив в конструкцию слой утеплителя, обычную кровлю можно преобразовать в утепленную. Или, добавив верхний прочный слой, из неэксплуатируемой крыши сделать эксплуатируемую.

При реконструкции может происходить замена одних материалов на другие, более подходящие для конкретных условий эксплуатации. Частая ситуация: замена битумного покрытия на полимерную мембрану. Демонтаж старого материала в этом случае выполнять необязательно. ПВХ мембраны монтируются на битумную кровлю через геотекстиль, играющий роль разделительного слоя. Если же используется ТПО или ЭПДМ мембраны, то их укладывают без геотекстиля, непосредственно на битумное покрытие.

Капитальный ремонт – мероприятие дорогостоящее, в большинстве случаев осложненное демонтажем старого покрытия. Поэтому не стоит доводить кровлю до плачевного состояния раньше, чем окончится срок ее эксплуатации. А для этого необходимо периодически проводить профилактические осмотры кровли и при обнаружении дефектов выполнять своевременный текущий ремонт.

Источник

Капитальный ремонт битумных покрытий

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по ремонту дорожных одежд, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями, на автомобильных дорогах общего пользования

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)»

Авторы: д-р. техн. наук, проф. В.В.Ушаков, д-р. техн. наук, проф. В.А.Ярмолинский

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований и информационного обеспечения Федерального дорожного агентства

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

1 Область применения

1.1 Настоящие «Методические рекомендации» предназначены для разработки технологии ремонта дорожных одежд автомобильных дорог общего пользования, состоящих из цементобетонных покрытий, перекрытых асфальтобетонными слоями.

1.2 Методические рекомендации содержат основные методы ремонта и капитального ремонта дорожных одежд, состоящих из цементобетонных и асфальтобетонных слоев, а также вопросы контроля качества ремонтных работ.

1.3 В методических рекомендациях рассмотрены методы восстановления транспортно-эксплуатационного состояния дорожных одежд и необходимое технологическое оборудование.

2 Нормативные ссылки

В методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

ГОСТ 33133-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические требования

ГОСТ 32703-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Щебень и гравий из горных пород. Технические требования

ГОСТ 32870-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Мастики битумные. Технические требования

ГОСТ 32872-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Герметики битумные. Технические требования

ГОСТ 32825-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Дорожные покрытия. Методы измерения геометрических размеров повреждений

ГОСТ 9128-2013 Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 31015-2002 Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные. Технические условия

ГОСТ 12801-98 Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

ГОСТ 10060-2012 Бетоны. Методы определения морозостойкости

ГОСТ 18105-2010 Бетоны. Правила контроля и оценки прочности

ГОСТ 30740-2000 Материалы герметизирующие для швов аэродромных покрытий. Общие технические условия

ГОСТ 26633-2012 Бетоны тяжёлые и мелкозернистые. Технические условия

ГОСТ 28570-90 Бетоны. Методы определения прочности по образцам, отобранным из конструкций

ГОСТ 30412-96 Дороги автомобильные и аэродромы. Методы измерений неровностей оснований и покрытий

ГОСТ 12801-98* Материалы на основе органических вяжущих для дорожного и аэродромного строительства. Методы испытаний

* Текст документа соответствует оригиналу. Повтор (см. выше) — Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 22690-2015 Бетоны. Определение прочности механическими методами неразрушающего контроля

ГОСТ 17624-2012 Бетоны. Ультразвуковой метод определения прочности

ГОСТ 11508-74 Битумы нефтяные. Методы определения сцепления битума с мрамором и песком

ГОСТ 8267-93 Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия

ГОСТ 8269.0-97 Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний

ГОСТ 11955-82 Битумы нефтяные дорожные жидкие. Технические условия

ГОСТ 10585-2013 Топливо нефтяное. Мазут. Технические условия

ГОСТ 25607-2009 Смеси щебеночно-гравийно-песчаные для покрытий и оснований автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия

ГОСТ 22245-90 Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ГОСТ 427-75 Линейки измерительные металлические. Технические условия

ГОСТ 166-89 Штангенциркули. Технические условия

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям безопасности дорожного движения

Читайте также:  Какие краски для ремонта использовать

ГОСТ Р 52128-2003 Эмульсии битумные дорожные. Технические условия

ГОСТ Р 52129-2003 Порошок минеральный для асфальтобетонных и органоминеральных смесей. Технические условия

ГОСТ Р 55028-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Материалы геосинтетические для дорожного строительства. Классификация, термины и определения

ГОСТ Р 54401-2011 Дороги автомобильные общего пользования. Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования

ГОСТ Р 52056-2003 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол. Технические условия

ГОСТ Р 52368-2005 Топливо дизельное ЕВРО. Технические условия

ГОСТ Р 52289-2004 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств

ГОСТ Р 52290-2004 Технические средства организации дорожного движения. Знаки дорожные. Общие технические требования

ОСТ 218.010-98 Вяжущие полимерно-битумные дорожные на основе блоксополимеров типа СБС. Технические условия

ПНСТ 1-2012 Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия

ПНСТ 2-2012* Дороги автомобильные общего пользования. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Методы определения растяжимости

* На территории Российской Федерации действует ГОСТ 33138-2014. — Примечание изготовителя базы данных.

Примечание — При пользовании настоящим методическим документом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов, составленных по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

автомобильная дорога: Комплекс конструктивных элементов, предназначенных для движения с установленными скоростями, нагрузками и габаритами автомобилей и иных наземных транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров и (или) грузов, а также участки земель, предоставленные для их размещения;

дорожная одежда: Конструктивный элемент автомобильной дороги, воспринимающий нагрузку от транспортных средств и передающий ее на земляное полотно;

дорожное покрытие: Верхняя часть дорожной одежды, устраиваемая на дорожном основании, непосредственно воспринимающая нагрузки от транспортных средств и предназначенная для обеспечения заданных эксплуатационных требований и защиты дорожного основания от воздействия погодно-климатических факторов;

покрытие дорожное асфальтобетонное: Покрытие капитального типа, построенное из плотных асфальтобетонных смесей (горячих или холодных) и уплотнённое;

покрытие цементобетонное монолитное: Капитальное покрытие монолитное, устроенное из цементобетонных смесей, уплотняемых на месте работ;

асфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня (гравия) и песка с минеральным порошком или без него) с битумом, взятых в определенных соотношениях и перемешанных в нагретом состоянии;

асфальтобетон: Уплотненная асфальтобетонная смесь;

полимерно-битумное вяжущее (ПБВ): Вяжущее на основе вязких дорожных битумов, полученное введением полимеров — блоксополимеров типа стирол-бутадиен-стирол, пластификаторов и поверхностно-активных веществ (ПАВ);

полимерасфальтобетонная смесь: Рационально подобранная смесь минеральных материалов (щебня, песка и минерального порошка) взятых в регламентированных настоящим стандартом соотношениях, с ПБВ и перемешанных в нагретом состоянии;

полимерасфальтобетон: Уплотненная полимерасфальтобетонная смесь;

бетонная смесь: Рационально подобранная смесь вяжущего (цемента), заполнителей, воды и необходимых добавок до её затвердения и превращения в каменовидное тело. Бетонные смеси должны обеспечивать получение бетонов с заданными показателями по прочности, морозостойкости и водонепроницаемости (при необходимости) и другими нормируемыми показателями качества бетона;

бетонополимеры: Специальные бетоны на минеральном вяжущем, пропитанные мономерами или полимерами с их последующим отверждением;

пластификаторы: вещества, которые вводят в состав полимерных материалов для придания (или повышения) эластичности и (или) пластичности при переработке и эксплуатации;

полимерцементобетон: Искусственный материал, получаемый в результате затвердения рационально подобранной смеси щебня, песка, цемента, воды и полимерной добавки. В качестве добавок используют дивинильный и дивинильстирольный каучук, формальгидные полиэфирные и кремнийорганические смолы;

фибробетон: бетон с добавлением фибровой арматуры;

повреждение дорожного покрытия: Нарушение целостности (сплошности) или функциональности дорожного покрытия, вызванное внешними воздействиями, либо обусловленное нарушениями технологии строительства автомобильных дорог;

выбоина: Местное разрушение дорожного покрытия, имеющее вид углубления с резко очерченными краями;

износ покрытия: Уменьшение толщины покрытия в процессе эксплуатации за счёт истирания и потери износившегося материала в результате суммарного воздействия транспортных средств и природно-климатических факторов;

колейность: Плавное искажение поперечного профиля автомобильной дороги, локализованное вдоль полос наката;

вертикальное смещение дорожных плит: Смещение дорожных плит цементобетонного покрытия относительно друг друга в вертикальном направлении;

трещина: Разрушение дорожного покрытия, проявляющееся в нарушении сплошности покрытия;

сетка трещин: Взаимопересекающиеся продольные, поперечные и криволинейные трещины, делящие поверхность ранее монолитного покрытия на ячейки;

отраженное трещинообразование: Трещины на поверхности асфальтобетонного покрытия, возникающие из-за комплекса горизонтальных (растягивающих) и вертикальных (сдвиговых) деформаций у основания слоя асфальтобетона;

герметик (мастика): Герметизирующий материал горячего или холодного применения для заливки трещин и швов в покрытиях, обеспечивающий их водонепроницаемость и устойчивость к влаге в течение длительного времени;

герметизация швов и трещин (заливка): Технологическая операция заполнения камеры шва или паза трещины герметиком;

Источник

Оцените статью