Капитальный ремонт дома памятника архитектуры

Минкультуры России от 19.07.2017 N 212-01.1-39-ВА «Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия»

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 19 июля 2017 г. N 212-01.1-39-ВА

О ПРОВЕДЕНИИ РАБОТ ПО ФАСАДАМ ОБЪЕКТОВ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия по вопросу проведения работ по фасадам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объектов культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения.

Работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон) проводятся на основании статьи 45 Федерального закона.

Требованиями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Таким образом, до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

На фасаде и его декоративных элементах, являющихся предметом охраны, в силу статьи 43 Федерального закона проводится реставрация в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности таких элементов объекта.

К реставрационным работам по фасаду, являющемуся предметом охраны, относятся в том числе вычинка, докомпоновка фасадной стены, элементов декора, лепного декора, воссоздание отдельных элементов, реставрация оконных и дверных приборов, являющихся историческими, реставрация исторического штукатурного слоя, заделка трещин в стене.

Для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 «Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия» и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 (далее — Порядок).

В отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия в соответствии со статьей 42 Федерального закона может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

К ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются в том числе заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец.

Читайте также:  Помощник мастера по ремонту квартир вакансии

Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.

Промывка и очистка фасадов проводится в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованные письмом Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ, и не требует получения разрешительных документов.

Источник

Жильцы домов-памятников не будут платить взносы за капремонт

Государство может взять на себя расходы по замене коммуникаций в жилых исторических зданиях

Владельцев квартир в зданиях-объектах культурного наследия могут освободить от ежемесячной платы за капремонт общедомовых помещений. В России много городов, где таких изменений в законодательство ждут давно — Санкт-Петербург, Москва, Самара, Тверь. И ожидание может увенчаться успехом, если будет принят соответствующий законопроект Минкульта РФ. Сейчас документ проходит общественное обсуждение, которое должно завершиться 18 октября. Затем инициативу, предполагающую изменения в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия Российской Федерации», рассмотрят на заседании Правительства и, если нареканий не будет, внесут в Госдуму.

Легче отреставрировать, чем переселить

Пару лет назад на рассмотрении Госдумы находился законопроект Самарской губернской думы, предполагающий освобождение граждан, живущих в домах — памятниках архитектуры, от взносов за капремонт, но документ был составлен некорректно и депутаты его отклонили.

Затем Правительство пообещало, что передаст в Комитет по культуре Госдумы данные о том, сколько в стране всего домов-объектов культурного наследия и какое количество из них требует безотлагательного ремонта. Как рассказала «Парламентской газете» первый зампред Комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко, Минкульт должен предоставить сведения до начала 2019 года.

«Министерство должно было давно подготовить проект постановления о компенсации собственникам таких домов понесённых затрат, но, раз уже готов законопроект, где эта тема тоже затрагивается, думаю, мы постановления уже не дождёмся», — констатировала депутат.

Она напомнила, что Жилищный кодекс вообще не рассматривает особенности жилых зданий-памятников. При этом, считает Драпеко, государство обязано выделять дополнительные средства на ремонт таких домов. «Памятники истории и культуры — это общенародная собственность. Поэтому их финансирование и реставрации должны идти сверху. Но одного законопроекта мало, надо будет ещё внести поправки в Гражданский кодекс РФ. И когда весь комплекс изменений заработает, граждане смогут быть уверены в результате», — отметила парламентарий.

Дома Петербурга как наглядное пособие

Летом 2018 года Комитет Правительства Санкт-Петербурга по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП) решил вернуть под свой контроль ремонт жилых домов-памятников, забрав его у фонда капремонта города. Чиновники разработали поправки в Закон «Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге», согласно которому правительство Северной столицы будет формировать программы сохранения зданий-памятников, включая многоквартирные дома.

Планируется, что до конца 2018 года на ремонт домов-памятников Северной столицы будет потрачено 2,1 миллиарда рублей на 252 объектах.

«Дома-памятники не все одинаковы. У нас есть жилые здания — объекты культурного наследия, где полностью проведена реставрация и располагается элитное жильё. Так вот граждан, которые им владеют, считаю, освобождать от взносов не нужно», — высказал свою точку зрения «Парламентской газете» глава фракции «Единая Россия» Заксобрания Санкт-Петербурга Александр Тетердинко.

Читайте также:  Ремонт потолок жидкие обои

При этом, напомнил депутат, в Петербурге есть и дома-памятники, где расположены «убитые квартиры, коммуналки которые надо расселять, но пока этого не произошло жители вполне могут не платить взносы за капремонт». Он также отметил, что в законодательстве сложно прописать критерии отличия элитного дома-памятника от неэлитного, а потому внимание надо обращать не на то, где живут собственники, а на уровень их дохода.

Нет ничего более постоянного, чем временное

Законопроект Минкульта содержит и ряд других норм, которые до этого в нашем законодательстве не фигурировали. Речь, в частности, идёт о возможности легально строить на территориях объектов культурного наследия и под ними хозяйственные сооружения, которые должны поддерживать памятники в надлежащем состоянии. Пока в законодательстве о них ничего не сказано, так же, как и о понятии «текущее содержание объекта культурного наследия». В инициативе оно прописано, при этом уточняется, что нужно разграничивать работы по поддержанию объектов культурного наследия в надлежащем состоянии и по их сохранению.

Это могут быть работы по ремонту инженерных сетей и лифтового оборудования, локальный ремонт интерьеров, замена оконных рам, локальный ремонт повреждения здания, благоустройство территории, установка легковозводимых конструкций при проведении временных мероприятий.

Глава департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры РФ Владимир Цветнов назвал эти поправки самой крупной попыткой изменения закона, направленной на привлечение внебюджетного капитала для сохранения объектов культурного наследия. «Сейчас, чтобы покрасить окно, по закону нужно провести историко-культурную экспертизу. Теперь многие виды работ, в том числе текущий ремонт, из-под историко-культурной экспертизы будут выведены», — уточнил он.

В том, что законодательство нужно менять, не сомневается и член Совета при Президенте России по культуре и искусству Константин Михайлов. При этом он опасается, что временные постройки будут плавно становиться постоянными и потом их уже не убрать.

У нас в стране зафиксировано множество случаев использования подземных пространств под памятниками.

«Если повсеместно разрешить временные постройки на территории памятников, то со временем они начнут служить другим целям. Кроме того, у нас в стране зафиксировано множество случаев использования подземных пространств под памятниками. Например, известно, что под Домом Пашкова в Москве есть целый подземный городок со множеством инженерных коммуникаций», — сообщил Михайлов «Парламентской газете». По его словам, проведение многих ремонтных работ без историко-культурной экспертизы тоже чревато негативными последствиями, поскольку в случае их ненадлежащего исполнения, не с кого будет спросить.

Как граждане могут добиться для дома статуса «объект культурного наследия»?

Сегодня жильцы вправе только рекомендовать органам охраны культурного наследия провести государственную экспертизу (ГИКЭ). При этом дом может годами её ждать и разрушаться. Тем не менее с момента согласия чиновников на проведение экспертизы у здания появляется статус «заявленного памятника».

После проведения экспертизы объекту либо присваивается статус ОКН, либо его переводят в разряд «ценных градоформирующих» (ЦГФО) или прочих объектов.

Оспорить решение ГИКЭ нельзя, подавать заявку на повторную экспертизу — тоже.

Заявление о возможности проведения экспертизы подаётся в службу «одного окна» местного департамента культурного наследия. К нему необходимо приложить краткую историческую справку по дому, с упоминанием всех знаменитых людей, бывавших в его стенах, фильмов, где он снимался, литературных произведений и исторических событий, в которых играл какую-то роль.

Читайте также:  Классическая ремонт потолки гипсокартон

Каждый ОКН имеет свой «предмет охраны». Это может быть уникальный внешний или внутренний декор здания — лепнина, аутентичные двери, уникальные оконные переплеты или другие детали, благодаря которым дом получил статус ОКН.

В случае, если охраняемые части «памятника архитектуры» нуждаются в обновлении или ремонте, то его жильцам нужно обращаться за помощью или разрешением в те же органы охраны культурного наследия.

Источник

Кто должен ремонтировать жилой дом — объект культурного наследия?

Вопрос

Прошу Вас сформулировать ответ на вопрос кто же должен ремонтировать фасад здания памятника архитектурного наследия, если памятник является многоквартирном домом, состоящий из 4 квартир и двух нежилых помещений, и не ремонтировался лет 60, и людям, живущим там, ни за что не потянуть ремонт фасада, как быть?

Ответ

Обязанностью нести расходы на содержание объекта недвижимости, а в случае с многоквартирным домом — и общедомового имущества? Жилищным кодексом РФ, постановлением Правительства № 491, Правилами благоустройства г.Н.Новгорода №56 от 2007 г., а в вашем случае еще и ФЗ №73 «об объектах культурного наследия…» возлагается прежде всего на собственника/собственников.

Однако, в рамках ФЗ №73, на уровне субъекта РФ должна быть разработана региональная программа сохранения объектов культурного наследия, в рамках которой за счет средств как областного, так и местного бюджетов может быть предусмотрено софинансирование расходов собственников на поддержание надлежащего состояния объектов культурного наследия.

К сожалению, в данную программу включаются далеко не все объекты культурного наследия расположенные в городе, т.к. это не обязанность, а право Правительства НО и Администрации города.

В вашем случае есть смысл написать соответствующий запрос в УГООКН (управление государственной охраны объектов культурного наследия) по НО с просьбой включить ваш дом в программу софинансирования.

В противном случае, обязанность по поддержанию надлежащего состояния фасадов дома вам придется выполнять за свой счет средствами, накопленными по статье капитальный ремонт.

Дополнительно обращаем ваше внимание на то, что вступившие в настоящее время изменения в Жилищный кодекс предусматривают обязанность разработки на уровне субъекта федерации региональной программы капитального ремонта. По каждому дому ТСЖ или управляющая компания должны были составить необходимый перечень работ по кап. ремонту и отправить его в Государственную жилищную инспекцию для включения в указанную программу с обозначением необходимых сроков проведения кап. ремонта.

Таким образом, если вы (собственники помещений в доме) выберете способ формирования фонда кап. ремонта на счете регионального оператора и срок кап. ремонта вашего здания будет обозначен в ближайшие несколько лет, то фасад вашего дома будет отремонтирован за счет общих средств фонда кап ремонта и вам не придется ждать когда по статье кап. ремонт вы (жильцы) накопите необходимые средства.
Текущий тариф на кап. ремонт, который будет собираться с февраля 2015 г. составляет 6,30 руб./кв.м.

Автор статьи: Лариса Жданова

Опытная команда юристов. Успешные решения споров. Звоните! Более 8 лет успешной работы. Без выходных. Эффективно. Честно. Конфиденциально. Профессионально. Услуги: Консультация юриста, Составление претензий, Составление исков.

Источник

Оцените статью