Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава
Техническое обслуживание (ТО) — комплекс операций по поддержанию работоспособности и исправности подвижного состава.
Ремонт — комплекс операций по восстановлению исправности, работоспособности и ресурса подвижного состава.
Объёмы и порядок выполнения обязательных работ при плановом техническом обслуживании и ремонте, браковочные признаки и допускаемые методы восстановления деталей и сборочных единиц определяются действующей эксплуатационной и ремонтной документацией, согласованной и утверждённой в установленном порядке.
Содержание
Локомотивы
Система технического обслуживания локомотивов включает 5 видов технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется локомотивной бригадой при приёмке-сдаче и экипировке локомотива, а также при остановках на железнодорожных станциях. Объём работ включает осмотр, крепление и очистку ответственных агрегатов, узлов и деталей.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется работниками пунктов технического обслуживания локомотивов на специально оборудованных смотровых канавах. Объём работ включает осмотр ходовой части, тормозной системы, тяговых двигателей, вспомогательных машин, трансформаторов и электрических аппаратов.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив. Объём работ включает обслуживание и испытание тормозного оборудования, автосцепных устройств, скоростемеров, автоматической локомотивной сигнализации, колёсных пар и т. д.
Техническое обслуживание ТО-4 выполняется с целью поддержания профиля бандажей колёсных пар в установленных пределах. Обточка бандажей выполняется без выкатки колёсных пар из-под локомотива.
Если обточка бандажей совмещается с операциями по техническому обслуживанию ТО-3 или текущему ремонту ТР-1 и ТР-2, то локомотив на техническое обслуживание ТО-4 не зачисляется, а учитывается как находящийся на техническом обслуживании ТО-3 (текущем ремонте ТР-1, ТР-2) с обточкой.
Техническое обслуживание ТО-5а выполняется для подготовки локомотива к постановке в запас или резерв железной дороги.
Техническое обслуживание ТО-5б выполняется для подготовки локомотива к отправке в недействующем состоянии.
Техническое обслуживание ТО-5в выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива, прибывшего в недействующем состоянии после постройки, ремонта вне локомотивного депо или передислокации.
Техническое обслуживание ТО-5г выполняется для подготовки к эксплуатации локомотива после содержания его в запасе (резерве) железной дороги.
Текущий ремонт (ТР) проводится для обеспечения или восстановления работоспособности локомотива. Объём работ включает ревизию, ремонт и замену отдельных деталей, узлов и агрегатов, регулировку и испытания, а также частичную модернизацию.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется в локомотивном депо, к которому приписан локомотив.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется в специализированных локомотивных депо железной дороги, к которой приписан локомотив.
Текущий ремонт ТР-3 выполняется в специализированных локомотивных депо ОАО «РЖД» (базовых локомотивных депо).
Средний ремонт СР проводится для восстановления исправности и частичного восстановления ресурса локомотива. Выполняется в базовых локомотивных депо, на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление повреждённых агрегатов, узлов и деталей, а также их модернизацию.
Капитальный ремонт КР проводится для восстановления эксплуатационных характеристик, исправности локомотива и его ресурса, близкого к полному. Выполняется на локомотиворемонтных заводах ОАО «РЖД» или в сторонних организациях, осуществляющих ремонт локомотивов. Объём работ включает замену или исправление всех повреждённых агрегатов, узлов и деталей (включая базовые), полную замену проводов и кабелей, а также модернизацию конструкции.
Грузовые вагоны
Система технического обслуживания грузовых вагонов включает 1 вид технического обслуживания, 3 вида деповского ремонта и 1 вид заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО выполняется для вагонов, находящихся в составах или поездах, а также порожних вагонов при подготовке под погрузку без отцепки их от состава или группы вагонов.
Специальные виды ТО автономных рефрижераторных вагонов выполняются на станциях погрузки, в пути следования на станциях выгрузки, а также на пунктах технического обслуживания для поддержания работоспособного состояния энергетического, холодильного и вспомогательного оборудования.
Текущий ремонт ТР-1 выполняется для порожних вагонов при подготовке к перевозкам с отцепкой от состава или группы вагонов и подачей на специализированные пути.
Текущий ремонт ТР-2 выполняется для вагонов с отцепкой от транзитных и прибывших поездов или от сформированных составов.
Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительный объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.
Капитальный ремонт КР предусматривает частичную или полную разборку вагона, дефектацию, замену или восстановление всех частей, комплектовку сборочных единиц, общую сборку и проверку.
Пассажирские вагоны
Система технического обслуживания пассажирских вагонов включает 3 вида технического обслуживания, 2 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Техническое обслуживание ТО-1 выполняется в пунктах технического обслуживания вагонов перед каждым отправлением в рейс, а также в поездах в пути следования и на промежуточных станциях.
Техническое обслуживание ТО-2 выполняется в пунктах формирования поездов перед началом летних и зимних перевозок.
Техническое обслуживание ТО-3 выполняется на специализированных путях с отцепкой вагонов от составов через 6 месяцев после постройки или планового ремонта. Объём работ включает ревизию основных узлов и агрегатов.
Текущий ремонт ТР выполняется в процессе эксплуатации и предусматривает замену или восстановление отдельных частей вагона и их регулировку.
Деповский ремонт ДР выполняется в вагонном депо и предусматривает незначительных объём разборочно-сборочных работ, включая замену или ремонт отдельных составных частей.
Капитальный ремонт КР-1 и капитальный ремонт КР-2 предусматривают частичное вскрытие кузова, замену изоляции и электропроводки и т. д.
Вагоны метрополитена
Система технического обслуживания вагонов метрополитена включает 3 вида технического осмотра, 3 вида деповского ремонта и 2 вида заводского ремонта.
Технический осмотр ТО-1 выполняется слесарями-осмотрщиками и локомотивной бригадой в пунктах технического осмотра вагонов. Объём работ включает проверку состояния ходовых частей вагона, токоприёмников, автосцепок, отсутствие повреждений подвагонного оборудования, степень нагрева подшипников колёсных пар и тяговых двигателей, уборку пассажирского салона.
Технический осмотр ТО-2 дополнительно к объёму работ ТО-1 предусматривает осмотр электрических аппаратов с вскрытием их кожухов, оборудования в кабине машиниста и пассажирском салоне, проверку регулировки тормозов.
Технический осмотр ТО-3 дополнительно к объёму работ ТО-2 предусматривает осмотр коллекторов и щёток тяговых двигателей, проверку некоторых габаритных и регулировочных размеров.
Малый периодический ремонт ТР-1 дополнительно к объёму работ ТО-3 предусматривает расцепку и прокатку вагонов для осмотра поверхности катания колёс, зачистку коллекторов тяговых двигателей, осмотр тяговой зубчатой передачи, прослушивание подшипников колёсных пар и тяговых двигателей. Производится вскрытие, осмотр, зачистка и регулировка всех электрических аппаратов и пневмоприборов.
Большой периодический ремонт ТР-2 дополнительно к объёму работ ТР-1 предусматривает обточку колёсных пар на специальных станках (без выкатки из-под вагона) для ликвидации проката и других дефектов на поверхности катания колеса (восстановление чертёжного профиля колеса), проточку коллекторов тяговых двигателей и частичную замену колёсных пар, двигателей и других узлов и деталей с износом выше установленных норм.
Подъёмочный ремонт ТР-3 дополнительно к объёму работ ТР-2 предусматривает выкатку, полную разборку и ремонт тележек. Ответственные детали проверяют на магнитном и ультразвуковом дефектоскопах. Все колёсные пары и тяговые двигатели отправляют на полное освидетельствование и заводской ремонт. Ремонтируют раздвижные двери и другое оборудование. При необходимости производят внутреннюю и наружную окраску вагона.
ТО-2, ТО-3 и ТР-1 выполняет комплексная бригада слесарей-ремонтников на отстойных путях электродепо.
ТР-2 и ТР-3 выполняет бригада слесарей подъёмочного ремонта в цехе подъёмочного ремонта, оборудованном грузоподъёмными механизмами (домкратами, мостовыми кранами). После производства этих видов ремонта производится обкатка вагона на специальном деповском пути или на линии во внепиковое время.
Кроме осмотров и ремонтов, вагоны в депо по специальному графику подвергают мойке на вагономоечной машине и очистке от пыли в продувочной камере.
Средний ремонт СР и капитальный ремонт КР выполняются на заводах по ремонту электроподвижного состава или в депо на специально оборудованных и должным образом оснащённых ремонтных участках. Объём работ включает разборку и освидетельствование всех частей оборудования, замену негодных частей новыми и восстановление изношенных, полную замену проводов и кабелей, восстановление гальванического декоративного покрытия внутривагонного оборудования, обивку диванов, замену покрытия пола, стен и потолка, окраску всего вагона.
При этих ремонтах выполняют основной объём работ по модернизации вагона.
Источник
Капитальный ремонт электроподвижного состава
ОБЪЕМ РАБОТ ПРИ ТЕКУЩИХ И КАПИТАЛЬНЫХ РЕМОНТАХ промышленных электровозов и тяговых агрегатов
Объем работ при всех видах ремонтов определяется Правилами ремонта, отраслевой нормативной документацией, а также ремонтной документацией, разработанной в соответствии с требованиями ГОСТ 2.602—68 и 2.609—79. При производстве работ необходимо строго соблюдать требования ПТЭ, государственных и отраслевых стандартов, а также специальных отраслевых инструкций или инструкций МПС.
При текущем ремонте ТР-1 выполняются все работы в объеме технического обслуживания ТО-3 и дополнительно производят очистку, осмотр и ревизию основных узлов и деталей ходовых частей, сочленения тележек и возвращающих устройств, рессорного подвешивания, тормозной рычажной передачи, автосцепных устройств, песочниц, опор и рамы кузова, тормозного, пневматического оборудования и компрессоров; осмотр тяговых двигателей, вспомогательных машин, токоприемников и электрической аппаратуры; проверку правильности работы всех электрических цепей в соответствии со схемой и испытание тормозов. Проверяют состояние уплотнений крышек баков тяговых трансформаторов, трубопроводов масляной системы охлаждения и изоляторов выводов на крышках баков. Производят отбор пробы масла, а при необходимости добавляют его. Осматривая бак тягового трансформатора, радиаторы и трубопровод системы охлаждения, убеждаются в отсутствии утечек масла в кранах, пробках, местах соединения труб и радиаторах, в случае наличия течи устраняют ее.
Осматривают и очищают выпрямительные установки, проверяют крепления шунтов кремниевых выпрямителей, состояние пайки проводов на резисторах и конденсаторах, а также в блоках защиты. При замене неисправных вентилей устанавливают новые вентили класса не ниже допускаемого по комплектованию выпрямительных установок.
Осматривают сглаживающие и переходные реакторы, индуктивные шунты, подтягивают болтовые токоведущие соединения, проверяют надежность контактных соединений. У алюминиевой обмотки сглаживающих реакторов осматривают все места сварных соединений выводиых шин, особенно на нулевых выводах, так как сварка в этих местах наиболее подвержена разрушению.
Производят ревизию и регулировку пневматической системы разгрузки, механизмов наклона кузова и открывания продольных бортов моторных думпкаров. Осуществляют ревизию систем дизель-генераторов, источников автономного питания со снятием форсунок и последующим их ремонтом, регулировкой и опрессовкой.
Перед началом ремонта ТР-1 проверяют работу вспомогательных машин под напряжением, регулятора напряжения, действие тормозов и песочниц, наличие утечек воздуха в пневматических системах, подачу компрессоров, продувают сжатым воздухом давлением не выше 300 кПа тяговые двигатели, вспомогательные машины, аппаратуру.
Объем работ при ТР-1 и последовательность их выполнения определяются ремонтной документацией и графиком технологического процесса, а также дополнительными записями в книге ремонта, проведенными старшим машинистом.
При текущем ремонте ТР-2 выполняют все виды работ* входящие в объем текущего ремонта ТР-1, а-также обточку бандажей колесных пар без выкатки из-под локомотива, переборку дизеля, замену смазки в компрессорах, моторноосевых подшипниках, заправку смазкой буксовых, якорных подшипников тяговых двигателей и вспомогательных машин, ревизию выпрямительной установки, тягового трансформатора с отбором пробы масла, блока силовых аппаратов, блока пуско-тормозных резисторов, полный осмотр автосцепного устройства и другие работы.
Текущий ремонт ТР-2 производят в специализированных цехах локомотивных депо, оснащенных необходимым оборудованием, технологической оснасткой и ремонтной документацией.
В качестве основного оборудования должны быть мостовой кран грузоподъемностью 10 т, подрельсовый станок для обточки колесных пар без выкатки, подъемник для одиночной смены колесно-моторных блоков, электродомкраты грузоподъемностью 30 т для подъемки кузова и др.
Для предварительной заготовки узлов и деталей старший машинист за двое суток до постановки локомотива в текущий ремонт ТР-1, ТР-2 производит запись объема дополнительного ремонта, не входящего в характеристику планового. Для текущего ремонта ТР-3 аналогичная запись производится старшим машинистом локомотива совместно с мастером депо на последнем ТР-1.
Текущий ремонт ТР-3 является разборочным, наиболее эффективным видом ремонта, выполняемым в условиях локомотивных депо. Восстановление, осмотр, освидетельствование и регулировку узлов и агрегатов производят в специализированных отделениях и участках. Локомотивные депо, выполняющие ремонт ТР-3, должны быть оснащены необходимым оборудованием, технологической оснасткой, инструментом, ремонтной конструкторской и технологической документацией. Этот вид ремонта выполняют комплексные и специализированные бригады.
При текущем ремонте ТР-3 может производится капитальный ремонт отдельных основных составных частей электровоза и тягового агрегата (дизеля, компрессора, тяговых двигателей, вспомогательных машин, кузова моторного думпкара и др.).
По окончании ремонта электровоз или тяговый агрегат должен быть принят от мастера депо начальником службы тяги совместно со старшим машинистом и испытан пробной поездкой.
Капитальный ремонт КР-1 заключается в восстановлении эксплуатационных характеристик, исправности и ресурса путем замены, ремонта изношенных и поврежденных агрегатов, узлов и деталей, а также модернизации. Ремонт КР-1 и модернизацию промышленных электровозов и тяговых агрегатов выполняют на специализированных заводах МПС, специализированных отраслевых ремонтных базах и цехах отдельных крупных промышленных и горнодобывающих предприятий, имеющих оборудование, технологическую оснастку и ремонтную документацию. При капитальном ремонте КР-1 выполняют следующие основные работы:
по тележкам — выкатку, разборку, проверку и ремонт рам со снятием всех деталей, замену негодных крепежных деталей с восстановлением разработанных отверстий, ремонт сочленения с восстановлением или заменой негодных деталей, буксового узла с заменой наличников у челюстных тележек, опор и возвращающих устройств, рессорного подвешивания с переборкой листовых рессор и заменой цилиндрических пружин (при необходимости) и изношенных втулок и валиков новыми, ремонт и восстановление деталей тормозной рычажной передачи, ремонт автосцепных устройств;
по колесным парам — полное освидетельствование и ремонт колесных пар в соответствии с Инструкцией по освидетельствованию, ремонту и формированию колесных пар локомотивов;
по кузову — ревизию и ремонт опор кузова с восстановлением размеров в пределах норм допусков и заменой негодных болтов, осмотр и проверку рамы, стен и крыши кузова, жалюзи, люков, окон, дверей, лестниц поручней, полов и обшивы кабин, а также каркасов с устранением дефектов, полную наружную и внутреннюю окраску кузова с очисткой старой краски при необходимости;
по тяговым двигателям и вспомогательным машинам — ремонт в соответствии с Правилами ремонта тяговых и вспомогательных машин электроподвижного
состава, действующей технологической документацией, нормами допусков и взносов;
по тяговым трансформаторам, выпрямительным установкам и реакторному оборудованию — ремонт магнитной системы с выемкой ее, ремойт бака и системы охлаждения с полной разборкой, очисткой и заменой уплотнений и дефектных деталей тягового трансформатора, ремонт выпрямительных блоков с проверкой состояния уплотнений, сопротивления изоляции и электрической прочности и последующим испытанием на стенде, ремонт сглаживающих и переходных реакторов со снятием с локомотива и последующей проверкой электрической прочности изоляции между выводными шинами и корпусом и окраску;
по электрическим аппаратам и электрической проводке — очистку, разборку, ремонт, регулировку, проверку и испытание всех электрических аппаратов с заменой деталей и негодных аппаратов, установку новых аккумуляторных батарей, осмотр н проверку состояния высоко- и низковольтных проводов с проверкой их целости, электрической прочности, замену негодных проводов, наконечников, зажимов, окраску пучков проводов;
по тормозному и пневматическому оборудованию — очистку, разборку, ремонт и испытание всего тормозного оборудования, ремонт и гидравлическое испытание воздушных резервуаров, снятие, очистку, ремонт и испытание пневматического оборудования, очистку, продувку и ремонт воздухопроводов с заменой негодных труб и соединений;
по моторным думпкарам — снятие верхней рамы, ремонт механизмов наклона кузова и открывания продольных бортов с частичной заменой деревянного настила, ремонт или замену продольных бортов, торцовых стенок и настила пола (кузов моторного думпкара ремонтируют в объеме капитального ремонта КР-2);
по дизелю и его системам — масляной, водяной и топливной — снятие, очистку, разборку, ремонт и регулировку в зависимости от наработки ресурсного времени.
При капитальном ремонте КР-1 производят ремонт и проверку действия всех защитных устройств по технике безопасности и противопожарной технике.
Капитальный ремонт КР-2 заключается в полной разборке и дефектации изделия, замене при ремонте всех составных частей, в том числе и базовых, в проверке всех составных частей, сборке изделия и его комплексной проверке, регулировке и испытании. При этом имеется в виду, что указанные виды работ должны производиться с учетом возможностей улучшения технических параметров электровозов и тяговых агрегатов и их модернизации.
При капитальном ремонте КР-2 выполняют объем работ, предусмотренный капитальным ремонтом КР-1, а также ремонт опор кузова со снятием пят, восстановление или замену изношенных частей рамы, каркасов и обшивы кузова, замену внутренней обшивы и полов кабин вместе с теплоизоляцией, негодных деталей окон и дверей, очистку поверхностей кузова с удалением старой краски снаружи и поврежденной внутри, а также восстановление антикоррозионных покрытий всех элементов кузова, полную разборку и очистку воздухопроводов с заменой негодных труб и соединений, полную замену высоковольтных и низковольтных проводов.
Провода силовой цепи можно не заменять, если они пригодны для дальнейшей работы до капитального ремонта КР-1, при этом годность проводов определяется в соответствии с требованиями ГОСТ 6598—73. Капитальный ремонт КР-2 промышленных электровозов и тяговых агрегатов должен производиться в специальных ремонтных мастерских или ремонтных заводах в соответствии с требованиями ремонтной документации, действующих стандартов, а также норм допусков и износов на основе взаимозаменяемости унифицированного оборудования, узлов и деталей.
Ремонт локомотивов с их модернизацией является достаточно эффективным средством борьбы с физическим износом, однако не устраняет его последствий полностью, а следовательно, не дает возможности поддерживать постоянную работоспособность на одинаковом уровне.
По мере увеличения продолжительности эксплуатации и снижения работоспособности ЭПС наступает момент, когда дальнейшая его эксплуатация становится невозможной, а восстановление работоспособности по экономическим соображениям — нецелесообразным.
При повреждениях ЭПС, требующего восстановительного ремонта по стоимости, превышающей 60% первоначальной, а также при невозможности восстановления рамы и кузова согласно правилам капитального ремонта такие локомотивы подлежат исключению из инвентаря.
Не подлежат капитальному ремонту также одиночные локомотивы, не принятые в серию, морально устаревшие, после наработки установленных техническими условиями сроков службы, ремонт илн модернизация которых экономически нецелесообразны.
Таким образом исключение локомотивов из инвентаря производят по двум причинам: по физическому износу, когда дальнейшее восстановление работоспособности становится нецелесообразным по экономическим соображениям, и по моральному износу, когда представляется возможность заменить эксплуатируемые устаревшие конструкции новыми, более эффективными и экономичными.
Источник