Капитальный ремонт канализационного коллектора методом санации

Водоканал провёл ремонт канализационного коллектора

01.06.2017, 11:37 просмотров: 965

МУПП «Саратовводоканал» выполнило работы по капитальному ремонту двух линий напорной канализации, проходящих под железнодорожными путями в районе Астраханского переезда. В процессе ремонта был применен метод санации полимерно-тканевым рукавом, который позволяет существенно продлить срок эксплуатации трубопровода. В настоящее время обе линии запущены в работу. Об этом сообщает пресс-служба МУПП «Саратовводоканал».

В начале недели МУПП «Саратовводоканал» завершило работы по капитальному ремонту двух линий канализационного коллектора d800, проходящего под железнодорожными путями. По коллектору через канализационную насосную станцию отводятся сточные воды от населения и предприятий части Волжского, Октябрьского, Фрунзенского, Кировского, Заводского районов города. На данном участке неоднократно фиксировались аварийные ситуации.

В марте текущего года было проведено обследование канализационных линий, по результатам которого было принято решение о проведении неотложного капитального ремонта трубопровода.

Сточные воды отводятся по двум отдельным канализационным коллекторам d800 мм каждый, капитальный ремонт проводился поочередно на каждой нитке напорной канализации с полным выводом ее из работы.

Из-за особенностей прохождения трассы коллектора (глубокого заложения трубопроводов, прохождения под железнодорожными путями) замена участка трубы традиционным способом была невозможна, поэтому техническими специалистами предприятия принято решение о капитальном ремонте водопровода бестраншейным способом: санацией полимерно-тканевым рукавом.

Для проведения санации полимерным рукавом санируемая поверхность трубопровода должна быть ровной и гладкой. Поэтому на первом этапе были проведены очистка внутренней поверхности канализационного коллектора от отложений (осадочных масс) и гидродинамическая промывка. После видеодиагностики в часть трубопровода, подлежащую ремонту, спецустановкой был введен мягкий тканый рукав, заранее изготовленный и пропитанный специальной эпоксидной композицией. Затем модульной водогрейной котельной за счет циркуляции горячей воды через рукавное покрытие производился прогрев рукава, в результате чего эпоксидная композиция отвердела, тем самым образовав полимерную трубу в трубе. Новая сформировавшаяся труба отличается высокой коррозийной стойкостью, прочностью и надежностью, на нее не воздействуют блуждающие токи, что особенно важно, так как трубопровод проходит под железнодорожными путями.

30 мая были завершены все работы на канализационном коллекторе. Он был опрессован и пущен в работу. В настоящее время водоотведение осуществляется по двум линиям коллектора.

«Капитальный ремонт двух линий напорной канализации под железнодорожными путями – это работы исключительной важности, ведь по ним осуществляется отведение сточных вод с центральной части города. В силу особенностей прохождения трубопроводов была применена санация полимерным рукавом. Данный способ был впервые применен в Саратове в прошлом году при капитальном ремонте магистрального водовода на ул. Аткарская и хорошо себя зарекомендовал. Восстановленный таким методом трубопровод способен выдерживать необходимую нагрузку. Проведенный капитальный ремонт продлил эксплуатационный ресурс канализационных коллекторов, а также усилил показатели прочности и несущую способность конструкции трубопровода. Тем самым надежность канализационных сетей, проходящих под железнодорожными путями, была существенно повышена», – рассказал заместитель главного инженера по эксплуатации МУПП «Саратовводоканал» Вячеслав Всемирнов.

Фото: пресс-служба МУПП «Саратовводоканал»


Источник

САНАЦИЯ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КОЛЛЕКТОРОВ МЕТОДОМ СПИРАЛЬНОЙ НАВИВКИ: ПЕТЕРБУРГСКИЙ ВАРИАНТ

Спирально-навивная технология восстановления канализационных коллекторов

Создание современной инженерной инфраструктуры городов является актуальнейшей задачей для коммунальных служб и муниципальных властей большинства российских городов. Особое значение при решении данной задачи отводится городским канализационным сетям, способным в силу своей специфики в случае повреждения нанести серьезный экологический ущерб окружающей среде (загрязнение подземных и поверхностных вод, почвы, атмосферы). Наибольшую остроту эти задачи принимают в малых городах, где старение трубопроводов различного назначения достигло критического уровня. Поэтому научно обоснованный выбор и разработка эффективной технологии восстановления сетей водоотведения становится задачей не только технической, но и социальной.

В последние десятилетия Россия активно «догоняет» европейские страны в освоении и применении в сфере ЖКХ бестраншейных технологий восстановления (санации) старых и прокладки новых трубопроводов. Наряду с оперативностью и экономичностью, эти технологии позволяют не нарушать сложившийся ритм городской жизни, экологическую обстановку, сохраняют исторические памятники и т. д.

Отдельное место в перечне современных бестраншейных технологий санации занимает метод спиральной навивки, который по праву считается одним из лучших для реабилитации канализационных трубопроводов. Во-первых, он обеспечивает не только устранение всех видов дефектов по длине труб и в местах их стыковки, но и полное восстановление структуры трубопровода при сохранении исходных гидравлических характеристик течения потока жидкости. Во-вторых, позволяет вести работы в условиях эксплуатации при непрерывном потоке. Для российских систем водоотведения, не имеющих в большинстве своем коллекторов-дублеров, при выборе технологии санации этот фактор вкупе с остальными достоинствами может сыграть ключевую роль.

Читайте также:  Ремонт часов немецких с боем

На мировом рынке разработчиками подобных технологий считаются известные японская и немецкая компании, именно их решения берут на вооружение российские предприятия, специализирующиеся на прокладке и ремонте инженерных систем. Ряд петербургских компаний имеют в своем арсенале данную технологию, в той или иной степени усовершенствованную с учетом весьма специфических инженерно-геологических условий Северной столицы, физического состояния коллекторов, а также национального менталитета в отношении объектов ЖКХ в целом и водоотведения в частности.
Нам показалась интересной научно-практическая работа, которую проводят петербургские ученые и инженеры. Рассказать о ней мы попросили главного специалиста института «Ленгипроинжпроект», кандидата технических наук, доцента Николая Алексеевича Перминова, под общим научным руководством которого было осуществлено обследование тоннельных канализационных трубопроводов, подбор технологии и проведена санация пилотных участков.

Петербургская специфика
Главной «артерией» в системе водоотведения, транспортирующей сточные воды от канализационных сетей до очистных сооружений, являются канализационные коллекторы. Строительство канализационных тоннелей методом щитовой проходки в Санкт-Петербурге было начато в 1947 году, а эксплуатация – в 1960 году. Наибольшее количество ТКК было введено в эксплуатацию в 1960–1970 годах, соответственно, возраст их достигает 45–50 лет. Сегодня эксплуатируется около 270 км тоннелей, на которых имеется более 1300 шахт и буровых скважин. Диаметр тоннельных канализационных коллекторов в Петербурге составляет от 1,2 м до 5,6 м, глубина заложения – от 3 м до 80 м. Петербург отличают очень большое заглубление искусственных канализационных сооружений, большой интервал между шахтами, искривление контура трубопроводов.
В качестве основного конструктивного решения приняты железобетонные тюбинги с внутренней железобетонной обделкой (рубашкой) или торкретированием (штукатуркой). Воздействие на внутреннюю сторону обделки зависит главным образом от качества сточной жидкости (ее агрессивности), а также массообменных процессов, происходящих на границе жидкость – газ во внутреннем пространстве. Высокие концентрации агрессивных газов вызывают появление газовой коррозии и последующее разрушение железобетонных конструкций тоннеля и шахт.

Анализ и выбор технологии
С 2004 года специалистами «Ленгипроинжпроект» проводится в Петербурге углубленное техническое и инструментальное обследование тоннельных канализационных коллекторов диаметром от 1,2 м до 5,5 м. На данный момент закончено обследование более 15 тыс. м тоннельных коллекторов, включающее внутреннюю диагностику дефектов, гидравлические условия работы тоннеля, инструментальные исследования, маркшейдерские работы, физико-механические исследования строительных конструкций, химические исследования воздушной среды, продуктов разрушения бетона и биологических отложений внутри коллектора. Анализ полученных результатов позволяет выявить причины разрушений и выбрать адекватный метод ремонта и защиты сооружений.

Основные дефекты тоннельных канализационных коллекторов:
– разрушение свода коллектора,
– просадки коллектора,
– истирание лотка коллектора, оголение тюбинговой обделки,
– силовые трещины,
– протечки сквозь трещины и свищи в железобетонной рубашке коллектора,
– оголение и коррозия арматурного каркаса железобетонной «рубашки»,
– микробиологическая (газовая) коррозия бетона, приводящая к снижению прочностных характеристик бетона, его разрушению, а в дальнейшем – к разрушению свода и его обрушению с образованием провала на поверхности земли.

Н. А. Перминов:
– Мы долго изучали различные способы санации, прорабатывали отдельные аспекты, прежде чем наш выбор остановился на спирально-навивной технологии восстановления канализационных коллекторов. Данный метод мы посчитали оптимальным для Петербурга, и опыт применения его на городских объектах доказал правильность нашего выбора. Взяв за основу японскую технологию, мы существенно ее доработали, усовершенствовав настолько, что японские коллеги, на первом этапе помогавшие нам в освоении, отозвались о результатах нашей работы с большим уважением. В результате «наша» технология позволяет при больших диаметрах и больших глубинах, со значительным расстоянием между шахтами и при искривлении контура трубопроводов, без остановки потока восстанавливать тоннели и трубопроводы, в том числе находящиеся в критическом состоянии. Технология была с успехом применена на водопропускных сооружениях ГУП «Водоканал Санкт-Петербурга» и тоннелях РЖД, ремонт которых проводился в условиях движения поездов.

Читайте также:  Суппорт тормозной задний тойота королла 150 ремонт своими руками

Суть и преимущества метода
Спирально-навивная технология основана на формировании в действующем канализационном коллекторе новой трубы (формируется непосредственно в старом трубопроводе при помощи специального навивного станка) путем конструкционной склейки жесткого профиля полимер-цементным составом с телом старой трубы.

Преимущества:
• Позволяет выполнять работы по восстановлению тоннелей (коллекторов) переменного диаметра и переменного сечения, повторяя контур старой трубы. Ее применение оптимально для канализационных тоннелей (коллекторов), имеющих разнообразное сечение (круглое, прямоугольное, трапецеидальное).
• Не требует дополнительного проведения строительных и земляных работ, применима для восстановления тоннелей при расстоянии между шахтами до 1000 м; позволяет выполнять санацию трубопроводов с поворотом оси радиусом до 60°.
• Возможно применение при наличии в стоках песка, других включений.
• Проведение работ в любое время (всесезонность).
• Применяемое особое компактное оборудование позволяет выполнять работы по санации, используя небольшую по размерам стройплощадку. В исключительных случаях в условиях плотной городской застройки возможно выполнение работ с колес.
• Навивка ребристого ПВХ профиля производится с помощью специальной навивочной машины, обеспечивающей плотное прилегание и надежное скрепление основного профиля в замок. Пространство между поверхностями старой трубы и профиля заполняется полимер-цементным составом для конструкционной склейки, благодаря чему создается единая монолитная конструкция.
• Контроль качества заполнения пространства, сканирования стенок и сводов санированного коллектора осуществляется геофизическими методами.

Таким образом, технология спиральной навивки обеспечивает комплексный ремонт изношенных тоннелей (канализационных коллекторов) и труб и увеличение их эксплуатационной надежности, включающей одновременно усиление конструкции для восприятия повышенных динамических и статических нагрузок, увеличение несущей способности тоннеля, санацию поверхности старого тоннеля, увеличение пропускной способности канализационного коллектора, повышение стойкости к химическим воздействиям и сопротивление стиранию.

Подготовила Светлана Соснова

Источник

Технология восстановления канализационных коллекторов методом релайнинга по технологии компании KWH PIPE

ТЕХНОЛОГИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ КАНАЛИЗАЦИОННЫХ КОЛЛЕКТОРОВ МЕТОДОМ РЕЛАЙНИНГА ПО ТЕХНОЛОГИИ КОМПАНИИ KWH PIPE

Увеличение ресурса городских инженерных сетей можно обеспечить используя несколько подходов. Один из подходов — применение современных материалов в сочетании с технологиями их монтажа.
Работая с 1994 года с сантехническими системами из разных материалов, мы все чаще слышали о проблеме ремонта канализационных коллекторов. В частности о том, что замена их с перекладкой влечет за собой массу проблем из-за стесненных условий городских коммуникаций. Так возникла идея ремонта канализационных коллекторов без перекладки с применением современных полимерных материалов. Существует несколько принципиально различных методов восстановления трубопроводов.
Условно их можно разделить на два типа: с уменьшением диаметра ремонтируемой трубы и без. Для реализации способа без уменьшения диаметра трубы необходимо специальное технологическое оборудование — установки горизонтального бурения или установка бестраншейной прокладки, т. н. «крот».
Стоимость такого оборудования составляет не одну сотню тысяч гривень. В свою очередь, восстановление работоспособности коллектора с уменьшением диаметра трубы можно произвести по нескольким технологиям, предложенным в разное время компаниями, специализирующимися на изготовлении труб из полимерных материалов. Анализ технологий показал, что некоторые способы имеют ограничение по диаметрам восстанавливаемых трубопроводов (например, технология восстановления короткими отрезками труб, соединяемых последовательно и проталкиваемых в коллектор, максимальный диаметр 500 мм.).
Технология — т. н. «чулок», при которой в просвет коллектора вводится сложенная труба, которая разворачивается под действием внутреннего давления, температуры и т. д. требует использования дорогостоящего оборудования.
Подобная ситуация и со способом ремонта путем напыления полимерных материалов. В результате анализа была найдена оптимальная технология, не требующая специального дорогостоящего оборудования и имеющая широкий диапазон диаметров (до 3000 мм.). Суть технологии заключается в размещении внутри старого поврежденного коллектора полиэтиленовой трубы особой конструкции (СПИРО).
Разработчиком технологии является компания KWH Pipe. Компания KWH Pipe образована в 1929 году и входит в состав международной корпорации KWH Group. Центральный офис расположен в Финляндии. 15 отделений расположены в Европе, Северной Америке и Азии. Компания является одним из мировых лидеров в производстве труб большого диаметра из полиэтилена. С 1995 года начато производство ПЭ труб на заводе в Польше, что существенно сократило расходы и время поставки труб в страны Восточной Европы.
Материалом для новой трубы служит полиэтилен. Выбор материала не случайный. В сравнительных тестах, проводимых в университете Дармштадта (Германия) полиэтиленовая труба показала наибольшее сопротивление истираемости среди тестируемых материалов (ПВХ, бетон, сталь, стекловолокно, керамика). Химическая стойкость полиэтиленовой трубы была проверена к более чем 200 химическим соединениям, встречающимся в хозяйственно-бытовых стоках. Испытания подтвердили устойчивость трубы к химическим воздействиям, что особенно важно в агрессивной среде канализационного коллектора.
Сама труба СПИРО имеет спиральную конструкцию и представляет собой спирально витой полиэтиленовый короб, соединенный боковой стороной. Конструкция трубы определяет широкий спектр ее применения:
Назначение труб СПИРО:

Читайте также:  Нко нижегородский фонд ремонт мкд

— восстановление канализационных сетей

— трубопроводы ливневой канализации

— водопропускные трубы под транспортными магистралями

— трубопроводы технологической воды

— понтоны.
Трубы изготавливаются в соответствии с европейскими стандартами ISO TC 138 SC 1/WG 3 DP 9971 и CEN/TC 155/WG13.

Технология восстановления коллекторов с применением труб СПИРО может быть реализована тремя способами:
1. Протяжка длинных отрезков трубы на всю длину коллектора. Этот способ наиболее предпочтительный, т. к. сокращается время ремонта.
2. Укладка непосредственно в коллектор и протяжка отрезков трубы любой длины, насколько позволяет пространство для котлована. Способ применяется, когда ремонт проводится в ограниченном пространстве и нет возможности подготовки одного длинного отрезка трубы.
3. Ремонт производится без котлована, непосредственно через канализационный колодец отрезками по 0,6 м. Отрезки последовательно соединяются и вводятся в коллектор.

Область применения — ремонт в стесненных условиях городских инженерных сетей. Последовательность операций для первого способа санации канализационного коллектора приведена ниже:
1. Телевизионный контроль состояния коллектора с записью на видеокассету. В процессе осмотра выявляется масштаб повреждений, наличие осевых сдвигов бетонных труб и т. п. В результате выбирается способ прочистки и длина санируемого отрезка.

2. Прочистка — с применением гидромашины, протягивание ковша, ручная очистка канала коллектора. Особое внимание стоит обратить на остатки арматуры, корни деревьев, крупные камни и все, что может препятствовать прохождению трубы.

3. Монтаж направляющих конструкций для протягивания троса лебедки. Трос необходимо направить в коллектор от лебедки на поверхности. Конструкция должна выдержать нагрузку даже в случае затруднений при протягивании.

4. Сварка трубы производится на ровной поверхности у входа в коллектор. Максимальная длина одного отрезка трубы для санации ограничена прямолинейным участком коллектора и мощностью втягивающей лебедки. Движению трубы на поверхности не должны препятствовать твердые предметы, могущие нанести царапины на поверхности трубы. На оголовке трубы монтируется прицепное устройство для крепления троса.

5. Протяжка короткого отрезка трубы — шаблона. С целью убедиться, что при протягивании основной трубы не возникнет препятствий. Производится 2-3 раза.

6. Собственно процесс протягивания трубы. Скорость движения выбирается исходя из условий работы. Работа лебедки должна быть плавной, что бы исключить избыточную нагрузку на трос и направляющие.

7. Герметизация трубы в месте входа и выхода для исключения попадания воды в межтрубное пространство.

8. Заполнение межтрубного пространства цементным раствором, включая полости, образовавшиеся от вымывания грунта при разрушении трубы.

9. Закрытие котлована. В случае необходимости производится санация канализационных колодцев по аналогичному принципу. При этом вертикальная и горизонтальные трубы свариваются, что предотвращает воздействие сточных вод на конструкции колодца. Соединение труб в процессе санации производится методом экструзионной сварки с применением сварочного аппарата — ручного экструдера. При этом прочность сварного шва сопоставима с прочностью самой трубы. Конструкция трубы позволяет произвести нарезку внутренней — наружной резьбы, что существенно упрощает процесс сборки трубопровода.

При прокладывании новых коллекторов из труб СПИРО соединение возможно производить посредством надвижной муфты с уплотнением резиновой манжетой. Представленная технология на сегодняшний день не является экспериментальной для коммунального хозяйства Украины. Процесс опробования технологии нами успешно завершен. Ее высокая эффективность при низких затратах на производство обусловила широкое применение процесса санации с использованием труб СПИРО.

По этой технологии восстановлено огромное количество канализационных коллекторов. В настоящее время работы проводятся в Киеве и Харькове. Недавно завершены работы в Ахтырке и Одессе. Применение труб СПИРО при ремонте коллектора Ø 1500 мм. по ул. Ньютона в Харькове позволило предотвратить остановку движения по проспекту Гагарина.

Источник

Оцените статью