Капитальный ремонт многоквартирных домов энергосбережение

Минстрой РФ: методические рекомендации по энергоэффективному капремонту

Минстрой РФ представил методические рекомендации по проведению энергоэффективного капитального ремонта в МКД. В документе, где собственно методические советы составляют четыре страницы, описаны возможные проекты по повышению качества и энергоэффективности МКД. Обязательны ли они для применения и что в них входит, расскажем сегодня.

Рекомендации по энергоэффективному капремонту

Приказом от 19 сентября 2016 года N 653/пр Минстрой РФ утвердил методические рекомендации по выполнению проектов, направленных на улучшение качества и энергетической эффективности МКД при капитальном ремонте общего имущества. Рекомендации необязательны к выполнению, но желательны.

Разработаны они для стимулирования проектов и мероприятий в области энергоэффективного ремонта. А ответственность за контроль реализации приказа возложена на заместителя министра строительства и ЖКХ РФ Андрея Чибиса.

Зачем нужны подобные мероприятия и проекты? Минстрой РФ отвечает, что необходимо это для определения системного подхода к выработке целого перечня мероприятий по энергоэффективному ремонту общего имущества в каждом конкретном МКД.

В пояснительной записке есть предупреждение, что Минстрой РФ не гарантирует одинаковый результат от применения рекомендованных мероприятий в отдельных домах. Дело в том, что техническое состояние разных МКД, состояние инженерных внутридомовых систем и, конечно, климатические условия, в которых расположен дом, могут существенно отличаться. Поэтому рекомендации носят усреднённый характер.

Если вы хотите воспользоваться рекомендованным Минстроем РФ перечнем проектов при подготовке к проведению капитального ремонта общего имущества в МКД, то делать это необходимо с учётом технического состояния МКД и, соответственно, возможности осуществления технических мероприятий и решений.

Перечень мероприятий для энергоэффективного капитального ремонта

Перечень рекомендованных мероприятий состоит из трёх блоков:

  • мероприятия, направленные на улучшение теплозащиты ограждающих конструкций МКД;
  • проекты по повышению энергоэффективности внутридомовых инженерных сетей;
  • дополнительные события по улучшению состояния инженерных коммуникаций.

Теплозащиту ограждающих конструкций МКД можно улучшить, если:

  • постепенно улучшать теплозащиту наружных стен, окон и наружных дверей дома, крыши и чердачных перекрытий, пола и стен подвала;
  • следить за остеклением лоджий, заделкой и герметизацией межпанельных швов, ликвидировать утечки тепла;
  • уплотнять наружные входные двери в подъездах;
  • дополнительно разделять входные тамбуры;
  • утеплять чердак.

Для повышения энергоэффективности инженерных внутридомовых сетей Минстрой РФ рекомендует:

  • ставить общедомовые приборы учёта потребления тепловой энергии и горячей воды;
  • следить за теплоизоляцией внутридомовых инженерных систем теплоснабжения и горячего водоснабжения в подвале и на чердаке;
  • устанавливать теплоизоляцию внутридомовых трубопроводов системы отопления и ГВС;
  • позаботиться об установке автоматизированного узла управления системой теплоснабжения;
  • организовать автоматизированный индивидуальный тепловой пункт;
  • поставить энергосберегающие осветительные приборы;
  • поставить датчики движения в местах общего пользования.

Что касается дополнительных мероприятий по улучшению энергоэффективности МКД, то Минстрой РФ предлагает:

  • поставить балансировочные клапаны на вертикальных стояках системы отопления и клапаны, регулирующие температуру на отопительных приборах;
  • установить частотное регулирование приводов насосов в циркуляционном трубопроводе системы ГВС;
  • ночью понижать температуру в узлах управления системой теплоснабжения;
  • для каждого фасада МКД регулировать тепловой режим;
  • установить первую ступень приготовления горячей воды при помощи тепловых насосов или утилизации тепла вентиляционных выбросов;
  • обустроить гибридную систему ГВС, которая позволит сэкономить и как можно дольше сохранить тепло. Сделать это можно двумя способами: с насосами, использующими теплоту грунта и тепло вентиляционных выбросов, и с применением солнечных коллекторов воды.

Дополнительно с перечнем мероприятий Минстрой РФ приводит в процентном соотношении предполагаемое снижение вида нагрузки или мощности систем отопления и вентиляции и горячего водоснабжения, затрат электроэнергии на покрытие вида нагрузки, а также средние годовые затраты на эксплуатацию, обслуживание и ремонт.

Особенности проведения мероприятий

Мероприятия из перечня могут проводиться при формировании взносов на капремонт в размере выше минимального, при реализации энергосервисных договоров, а также при проведении капитального ремонта по инициативе собственников МКД, определивших источник финансирования такого капитального ремонта.

Андрей Чибис рассказал, что часто собственники при обсуждении капитального ремонта решаются на повышение энергоэффективности дома. В таком случае МКД не просто содержится в удовлетворительном состоянии, в нём проводится модернизация, за счёт чего улучшается качество жизни доме.

Такие работы стоят недёшево, однако, по словам Андрея Чибиса, «затраты на энергосбережение компенсируются за счёт снижения платы за ЖКХ – экономия может достигать 30% от суммы платежа за ЖКУ».

Читайте также:  Проекты ремонта кухни хрущевка

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Мы помогаем управляющим компаниям соответствовать ФЗ N 209 (заполнение ГИС ЖКХ). А ещё мы запустили сервис по проведению ОСС «ОСС на 100%». Теперь организовать общее собрание собственников станет проще. Мы всегда рады вам помочь!

Источник

Повышение энергоэффективности при капитальном ремонте многоквартирных домов

А. В. Раевская, директор Муниципального фонда поддержки малого предпринимательства Восточного административного округа города Москвы, координатор Московского инновационного промышленно-строительного кластера

В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 29 декабря 2014 года № 832-ПП «О региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории города Москвы» в Восточном административном округе (ВАО) в течение 2016–2019 годов запланировано проведение капитального ремонта в 2 057 домах. Работа уже началась. Рассмотрим, какие основные энергосберегающие мероприятия внедряются, насколько успешно работают новые методы инвестирования в модернизацию инженерных систем, а также сформулируем вопросы, требующие законодательного решения.

Цель и основные работы при выполнении капремонта

Основная цель капремонта – приведение качества многоквартирных домов (МКД) в соответствие с действующими требованиями путем замены и восстановления отдельных частей или целых конструкций и оборудования в связи с их физическим износом и разрушением.

Критериями отбора жилых домов старой постройки для проведения капремонта являются:

  • продолжительность эксплуатации инженерных систем и конструктивных элементов;
  • оценка технического состояния инженерных систем и конструктивных элементов.

В рамках сформированной системы капитального ремонта производится ремонт (или замена) внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения; лифтового оборудования и лифтовых шахт, крыши и подвальных помещений, фасада и фундамента.

Анализ объектных сметных расчетов показал, что основными работами, выполняемыми в рамках капремонта МКД, являются строительно-монтажные по восстановлению несущей способности фундамента, стен, перекрытий, а также работы по ремонту кровли, замене (ремонту) стояков холодного и горячего водоснабжения, теплоснабжения – то есть все, что связано с безопасностью здания (7–8 видов работ). Здесь стоит отметить, что федеральным законом № 417-ФЗ 2 был сокращен перечень обязательных работ: утепление фасада, устройство выходов на крышу, переоборудование невентилируемой крыши, установка общедомовых приборов учета.

Внедрение энергосберегающих мероприятий

92 % жилых зданий в ВАО превышает 20 лет (построены до 1995 года). Кроме того, более половины домов имеют степень износа около 50 %, и энергопотребление большинства из них значительно превышает потребность в энергии аналогичных зданий, но возводимых с учетом современных требований по энергосбережению. Учитывая все это, префектура округа уделяет большое внимание техническим, организационным и законодательным мероприятиям, позволяющим существенно повысить энергоэффективность жилых зданий типовых строительных серий.

В число основных энергосберегающих мероприятий, внедренных в 2016 году (без учета работ в рамках капитального ремонта), вошли:

  • заделка и герметизация межпанельных соединений и ликвидация мостиков холода;
  • уплотнение наружных входных дверей в подъездах с установкой доводчиков;
  • устройство зарадиаторных теплоотражающих экранов;
  • дополнительное секционирование входных тамбуров;
  • теплоизоляция внутридомовых инженерных сетей ГВС, ХВС;
  • балансировочные клапаны на вертикальных стояках системы отопления;
  • терморегулирующие клапаны на отопительных приборах;
  • частотное регулирование приводов насосов в циркуляционном трубопроводе системы ГВС;
  • замена ламп ЛБ 20, ЛБ 40 в местах общего пользования путем привлечения средств инвесторов на модернизацию систем освещения общего имущества в МКД и автоматизации систем управления тепловой энергией.

В 203 многоквартирных домах установлены АУУ и в 260 – индивидуальные тепловые пункты (ИТП) с автоматическим погодным регулированием.

Привлечение инвестиций на энергосбережение

В ВАО накоплен определенный опыт внедрения энергосберегающих мероприятий с учетом оценки стоимости жизненного цикла товара или созданного в результате выполнения работ объекта капитального ремонта, т. е. выбор мероприятий и оценка их эффективности производятся с учетом стоимости эксплуатационных затрат на период минимум 5 лет. Но это возможно решать только при инвестировании мероприятий в рамках энергосервисных договоров либо факторинга.

Законодательной основы для учета стоимости жизненного цикла работ, направленных на повышение энергоэффективности МКД, при размещении заказа для обеспечения государственных и муниципальных нужд не имеется, т. к. уровень цены госзакупки продолжает оставаться главным критерием.

В порядке эксперимента на четырех многоквартирных домах отрабатывается автоматизация процессов дистанционного снятия показателей расходования ХВС и ГВС на базе отечественного программно-технического комплекса.

Кроме того, имеется решение собственников помещений на модернизацию систем отопления на основе ИТП с автоматическим погодным регулированием.

Читайте также:  Ремонт бетонного балкона своими руками

Энергосервисные контракты

В течение 2016 года округ внедрил энергосервисные договоры на освещение мест общего пользования по 196 МКД на сумму 180,5 млн руб. (строительные серии П-68, П-44, 1–515, I-209, П-49). Экономия электрической энергии в расчете на один МКД достигает 24 570 кВт•ч. Суммарная экономия составляет 4 816 000 кВт•ч, или 4,5 % общего потребления за 2016 год. Это значит, удельное потребление электроэнергии по МКД аналогичных строительных серий, прошедших модернизацию, в 2 и более раз ниже, чем у домов, где системы освещения не модернизированы (см. табл.).

Вместе с тем, до настоящего времени в сфере ЖКХ механизм энергосервиса не заработал в полную силу. В числе основных причин можно назвать отсутствие:

  • достоверной информации о фактическом потреблении топливно-энергетических ресурсов, необходимой для принятия решения об экономической целесообразности;
  • заинтересованности управляющих и энергоснабжающих компаний в экономии энергоресурсов;
  • специального инвестиционного контракта, гарантирующего инвестору возврат вложенных инвестиций за счет реально полученной экономии. Инвестиционный контракт в сфере ЖКХ заключается на базе договора подряда и не гарантирует своевременность возврата средств. Энергосервисные контракты только начинают внедряться, но уже отпугивают инвесторов, т. к. растет задолженность управляющих компаний (УК) за выполненные работы.

Факторинг

Для расширения участия инвесторов в модернизации коммунальной инфраструктуры округом совместно с «ВТБ Банком» отрабатывается новый источник привлечения инвестиций в ЖКХ – факторинг. Это комплекс финансовых услуг, нацеленных на поставщиков, испытывающих потребность в оборотных средствах, и на покупателей услуг, желающих иметь отсрочки платежа, т. е. превращение экономии в дебиторскую задолженность как источник оплаты поставленных услуг.

Капитальный ремонт как повышение энергоэффективности здания

Вопрос включения мероприятий по энергосбережению в схему проведения капитального ремонта обсуждается не первый год, практических решений мало. Существующее положение не способствует качественному проведению капитального ремонта. Как показал анализ, из 53 подрядных организаций, выигравших конкурс на проведение капремонта, только 11 имеют собственную производственно-техническую базу и персонал, остальные нанимают субподрядчиков.

Качество материалов определяется подрядчиком, основной показатель – цена. В проектно-сметной документации технические параметры заказчик не указывает.

Продукция московских производителей применяется в ограниченном количестве, доля импорта, при наличии московских производителей 3 , велика. Так, рынок радиаторов в 2016 году сократился почти в 2 раза по отношению к 2014 году. При этом страна потребляет 45 % всех радиаторов, производимых в мире, а производит 22,1 %. В то же время Китай потребляет 26,5 % мирового производства, а производит 65,8 %. Вся разница поступает на наш рынок. Аналогичное положение по композитным материалам, лифтам, лакокрасочным изделиям, сухим смесям. При объеме капитального ремонта 4,7 млн м 2 ежегодно московские предприятия строительного комплекса снижают объемы производства.

Таблица
Экономия электроэнергии за счет модернизации системы освещения мест общего пользования многоквартирных домов
Многоквартирный дом Удельное потребление
электроэнергии, кВт•ч/м 2
Модернизированная система
освещения
Не модернизированная
система освещения
серия П-44 0,41 0,74
серия II-18 0,65 1,38
серия 1-515 0,66 1,21

Актуальность данного вопроса резко повышается в связи с требованиями по повышению энергетической эффективности зданий, установленными на государственном уровне. Действующими документами 4 утверждены правила установления энергетической эффективности и класса энергетической эффективности МКД, план мероприятий, требования энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий, строений, сооружений для облегчения платежной нагрузки на население за коммунальные услуги.

Достичь установленных показателей без привлечения частных инвестиций и решения ряда важнейших вопросов очень проблематично. Согласно расчетам значение суммарного удельного годового расхода тепловой энергии на отопление, вентиляцию, горячее водоснабжение, а также электрической энергии на общедомовые нужды в МКД высотой более 12 этажей составляет 163,5 кВт•ч/м 2 , включая 62 кВт•ч/м 2 в год на отопление и вентиляцию. Это на 60–70 % превышает нормативное значение.

В настоящее время для капитального ремонта, как и для нового строительства МКД, действуют единые нормативы и требования по энергоэффективности. Однако, в отличие от нового строительства, проектно-сметная документация на различные виды капремонта не проходит государственную экспертизу, а само производство работ выведено из сферы ответственности органов строительного надзора, все отдано на откуп подрядным организациям. Региональный оператор отвечает перед собственниками за результаты своей деятельности в размере внесенных взносов на капитальный ремонт.

Во многих случаях после капремонта МКД потребляют энергии больше, чем до него. И это притом что в капитальном ремонте находятся основные резервы экономии энергоресурсов. Весь капитальный ремонт осуществляется вопреки действующему федеральному законодательству по энергосбережению, запрещающему ввод в эксплуатацию домов после капремонта, если они не соответствуют требованиям энергоэффективности.

Читайте также:  Ремонт квартир как этим заняться

Московский инновационный промышленно-строительный кластер

Для изменения ситуации по инициативе предприятий промышленности и науки создан Московский инновационный промышленно-строительный кластер (далее – Кластер). В него вошло 50 организаций, на которых работает около 6,5 тыс. чел., разрабатывающих и серийно выпускающих практически всю номенклатуру строительных материалов, конструкций, приборов, оборудования.

В настоящее время Кластер активно работает с Фондом капитального ремонта города Москвы. На базе имеющегося научно-технического Центра по энергосбережению при ОАО «Сантехпром» (П. М. Зелиско) создается обучающий центр на базе оборудования и технологий, рекомендуемых фондом для проведения капитального ремонта. Кластер подготовил программу работ, включающую:

  • создание центра логистики;
  • разработку предложений по дополнению перечня продукции, утвержденного постановлением Правительства РФ № 982 5 ;
  • усиление взаимодействия предприятий промышленности и науки, направленного на внедрение энергосберегающего отечественного оборудования в модернизацию коммунальной инфраструктуры.

Кластер готов принять участие в разработке первоочередных требований энергетической эффективности МКД, предусматривающих обязательное использование эффективного освещения, ИТП с автоматическим погодным регулированием, а также перевод системы централизованного теплоснабжения на закрытую схему.

Вопросы, требующие решения

Принятие решений о применении для МКД того или иного набора (пакета) энергоэффективных технических решений должно осуществляться на основе рассмотрения стоимости жизненного цикла рассматриваемого набора (пакета) технических решений на временном горизонте 30 лет с учетом прогнозируемого повышения тарифов на энергоресурсы и инфляционных процессов. При этом экономический эффект (чистый дисконтированный доход) от применения рассматриваемого пакета решений должен учитывать:

  • потребительскую составляющую (эффект у жильцов дома от экономии энергии),
  • муниципальную составляющую – экономию бюджетных инвестиций, субсидий и дотаций в создание муниципальной инфраструктуры (создание, ремонт и содержание генерирующих мощностей, тепловых и электрических сетей, дотирование тарифов на энергоресурсы и пр.).

Приоритетным критерием выполнения требований к энергетической эффективности капитально отремонтированного дома должно являться выполнение нормативных требований по удельному энергопотреблению. Поэлементные требования вторичны и должны контролироваться только в исключительных случаях, при отсутствии технической возможности реализации при капремонте необходимых технических решений.

Необходимо организовать натурный инструментальный контроль показателей энергоэффективности многоквартирных домов, как при новом строительстве, так и при капитальном ремонте. Это сегодня ключевая проблема. От ее решения будет зависеть успех государственной политики в области энергосбережения. В противном случае огромные средства, которые государство и частные инвесторы начинают вкладывать в энергосбережение, окажутся выброшенными на ветер! Построенные здания очень часто отличаются от проекта, технологии устройства теплозащитной оболочки в реальных условиях строительной площадки нарушаются, и в конечном счете мы получаем здания с повышенным энергопотреблением.

Важно узаконить правила и порядок возврата средств в рамках энергосервисных контрактов в долгосрочной перспективе. В настоящее время договор на энергосервисную деятельность, осуществляемый в рамках договора подряда, не гарантирует своевременного возврата средств за счет реально полученной экономии. Нужно разъяснить порядок применения ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в части заключения энергосервисного договора в бюджетной сфере на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств.

Требуется утверждение в установленном порядке методики определения базового уровня потребления ресурсов. Имеется в виду, что в показаниях приборов учета фиксируется существующее положение, зачастую не соответствующее нормативным значениям.

В части повышения качества капитального ремонта необходимо:

  • внести изменения в порядок закупки, утвержденный мэром, в части требований допуска к выполнению работ только организаций, имеющих собственную производственно-техническую базу, деловую репутацию, имеющих регистрацию в Москве;
  • допускать к торгам только сертифицированную продукцию от производителей. Приобретение продукции посредством электронных торгов поощряется авансированием в размере до 30 % стоимости контракта для оплаты предприятиям-поставщикам.

2 Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 417-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

3 Хочется отметить, что предприятиями промышленности и науки ВАО разрабатывается новый тип радиаторов на базе теплопроводных полимерных композитов вместо алюминия.

4 Распоряжение Правительства РФ от 1 сентября 2016 года № 1853-р «Об утверждении плана мероприятий (дорожной карты) по повышению энергетической эффективности зданий, строений и сооружений» и Постановление Правительства РФ от 25 января 2011 года № 18 «Об утверждении Правил установления требований энергетической эффективности для зданий, строений, сооружений и требований к правилам определения класса энергетической эффективности многоквартирных домов».

5 Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии» (в редакции от 2 апреля 2015 года).

Источник

Оцените статью