- Капитальный ремонт только достоверность смет
- Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 июня 2017 г. № 23028-СМ/09 О проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов
- Обзор документа
- Экспертиза сметной документации на капитальный ремонт – основные моменты
- Кем может проводиться экспертиза сметы на капитальный ремонт?
- Экспертное заключение об оформлении сметной стоимости капитального ремонта с нарушениями
- Выводы
- Капитальный ремонт только достоверность смет
- При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п. Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?
Капитальный ремонт только достоверность смет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Обзор документа
Письмо Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 30 июня 2017 г. № 23028-СМ/09 О проверке на предмет достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы РФ, средств юридических лиц, созданных РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля РФ, субъектов РФ, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов
Департамент ценообразования и градостроительного зонирования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации рассмотрел письмо и сообщает.
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений.
Понятия «дооборудование» и «дополнительное оснащение» действительно не содержатся в градостроительном законодательстве.
При этом следует отметить, что в российском законодательстве широко используется понятие «дооборудование». Прежде всего в бухгалтерском учете при изменении первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету.
Согласно части 2 статьи 257 Налогового кодекса Российской Федерации к работам по дооборудованию относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализаций, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капитального строительства. Работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем инженерно-технического обеспечения могут осуществляться как при реконструкции объекта капитального строительства, так и при капитальном ремонте.
Сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, в силу части 2 статьи 8.3 Градостроительного кодекса Российской Федерации подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Такой порядок утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. № 427 «О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».
Дополнительно сообщается, что письма Минстроя России и его структурных подразделений, в которых разъясняются вопросы применения нормативных правовых актов, не содержат правовых норм, не направлены на установление, изменение или отмену правовых норм, а содержащиеся в них разъяснения не могут рассматриваться в качестве обязательных государственных предписаний постоянного или временного характера.
Директор Департамента ценообразования и градостроительного зонирования | С.В. Мочалова |
Обзор документа
Разъяснено, что системы видеонаблюдения, охранной и пожарной сигнализации, системы автоматического газового пожаротушения, фотолюминесцентные эвакуационные системы, устройства электронные проходные относятся к системам инженерно-технического обеспечения объекта капстроительства.
Работы по монтажу новых и дооборудованию существующих систем могут выполняться как при реконструкции объекта, так и при его капремонте.
Сметная стоимость строительства, реконструкции, капремонта объекта, финансируемого с привлечением средств бюджетов; юрлиц, созданных Российской Федерацией, ее субъектами, муниципальными образованиями; юрлиц, доля в уставных (складочных) капиталах Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований составляет более 50%, подлежит проверке на предмет достоверности ее определения.
Источник
Экспертиза сметной документации на капитальный ремонт – основные моменты
Капитальный ремонт связан со значительными затратами, связанными с необходимостью приобретения стройматериалов, выдачи материального вознаграждения нанятым специалистам и аренды спецтехники. Кроме того, в ряде случаев заказчик сталкивается с недобросовестным подрядчиком, который искусственно завышает стоимость включенных в смету работ. Или же указывает на необходимость привлечения тех специалистов (единиц техники), без которых вполне можно было бы обойтись. В таких ситуациях, дабы разрешить спор между сторонами, выполняется оценка адекватности сметной стоимости капитального ремонта, на основании которой можно будет делать соответствующие выводы. Кроме того, заключение эксперта потребуется в ходе проведения судебного разбирательства.
Хотя некоторые заявители утверждают, что заказывают проведение экспертизы смет даже в том случае, если совершенно уверенны в добропорядочности подрядчика — просто так, ради подстраховки.
Кем может проводиться экспертиза сметы на капитальный ремонт?
Выполнение подобного рода работ осуществляют как государственные структуры, так и частные компании. В том случае, если же проводится капитальный ремонт здания за бюджетные средства, то необходимо будет привлечение только гос. экспертов. При том условии, что возникли разногласия между частными лицами, вполне будет достаточно заключения, выданного специалистами компании, уполномоченной на проведение таких экспертиз. Причем для проведения экспертизы достаточно будет заявления одной из сторон (важный момент — сейчас все документы отправляются в электронной форме, и заверяются электронной усиленной подписью).
Законодательной базой, исходя из положений которой осуществляется проверка адекватности сметной стоимости капитального ремонта, является постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 427.
Документы, которые необходимо предоставить для того, чтобы стало возможным проведение экспертизы сметной стоимости капитального ремонта?
- Заявление, оформленное согласно установленным требованиям. Подается на сайте экспертной организации;
- Акт о проведенном техосмотре объекта (документ, содержащий информацию о состоянии помещения на момент проведения экспертизы);
- Ведомость о выявленных дефектах;
- Информация относительно объемов работ, которые были заложены в смету;
- Непосредственно задание на проведение капитального ремонта;
- Задание на проведение и результаты инженерных изысканий.
- Документация на проект, завизированная ответственным лицом.
- В том случае, если же заявитель не является владельцем помещения, в котором проводится капремонт, необходимо предоставление документов, удостоверяющих его полномочия представлять интересы заказчика;
Возможен ли отказ в проведении экспертизы достоверности сметной стоимости капитального ремонта?
В перечисленных ниже случаях, организация, уполномоченная проводить экспертную оценку сметной стоимости капитального ремонта (в рассматриваемой ситуации не имеет значение форма собственности) не возьмется за проведение работ:
- Выполнение экспертной оценки сметы в данном случае имеет право проводить только какая-то другая организация. Например, объект, на котором выполнялся капитальный ремонт за бюджетные деньги находится в одном регионе РФ, а заявитель подает документы в контору, осуществляющую свою деятельность в другой области. Кроме того, частные компании не уполномочены осуществлять экспертизу смет в тех случаях, если проведение капитального ремонта финансируется государством;
- Имеет место несоответствие предоставленной проектной документации установленным стандартам. Сюда относится также и подача сметы не в текущих ценах;
- Предоставление не полного пакета документов, предусмотренного соответствующей законодательной базой. Тоже самое справедливо и в отношении представления документации, оформленной с нарушением указанных 14 пунктом упомянутого выше Положения, а именно:
- отправленные электронные документы не подписаны лицом, которое наделено соответствующими юридическими полномочиями (используется только электронная усиленная подпись);
- формат, в котором подаются электронные документы, не проходит по стандартам, регламентированным контролирующими государственными структурами.
Анализ адекватности составления проектно-сметной документации может осуществляться только после составления контракта и оплаты услуг организации, предоставляющей экспертное решение. То есть, вначале проверяется наличие всей необходимой документации, и только потом организация дает согласие на проведение подобного рода работ. Хотя следует отметить, что эксперты оставляют за собой право требовать дополнительную информацию в отношении проводимых работ.
Немаловажный момент — экспертное решение выносится за 30 рабочих дней (это максимум). Кроме того, при необходимости, сроки можно будет продлить на аналогичный промежуток времени.
Экспертное заключение об оформлении сметной стоимости капитального ремонта с нарушениями
Документ, в котором эксперты укажут наличие факта оформления сметной документации на капитальный ремонт с нарушениями будет выдан в следующих случаях:
- В ходе проведения экспертизы были обнаружены недостатки, устранение которых по определению невозможно в процессе проверки (по времени она не может длиться более 60 рабочих дней, и то — при условии продления по настоянию заказчика). Или же заявитель не устранил на протяжении определенного срока выявленные нарушения. Важный момент — детальную информацию относительно всех выявленных экспертами нарушений, заявитель получает на указанную электронную почту;
- Какие-то из расчетов, которые указаны в предоставленной сметной документации, выполнены с нарушениями. Чаще всего они касаются несоответствия с установленными в федеральном реестре нормативами;
- Предоставленная экспертам документация содержит погрешности, так или иначе связанные с некорректным и/или необоснованным использованием различных расходных материалов, которые были необходимы в ходе выполнения капремонта. Или же если их стоимость откровенно завышена (тоже самое справедливо и в случае привлечения специалистов, без помощи которых можно было обойтись).
Выводы
Проверка сметной документации на адекватность ее составления проводится только организациями, уполномоченными на предоставление подобного рода услуги (они могут быть как частными, так и государственными). Заказ экспертного заключения — единственный вариант удостовериться, имели ли место какие-либо нарушения. Только так можно будет разрешить спорные ситуации между заказчиком и подрядчиком.
Проверка достоверности сметы по капитальному ремонту и полученное соответствующее экспертное заключение еще не является документом, на основании которого (в случае выявления каких-либо нарушений или несоответствий) можно требовать компенсации причиненного материального ущерба. Для того, чтобы возместить понесенные убытки (взыскать их с нарушителя договора), необходимо получение судебного решения. Кстати сказать, проверка достоверности сметы по капитальному ремонту объекта (имеется в виду оплата работы экспертов), также могут быть взыскана в судебном порядке.
Источник
Капитальный ремонт только достоверность смет
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
При исполнении муниципального контракта на выполнение капитального ремонта были внесены изменения (не затрагивающие конструктивные положения) в локальную смету, прошедшую государственную экспертизу на достоверность стоимости, в объеме более 10%. Общая стоимость работ по смете не изменилась, объем тех или иных видов работ не увеличивался и не уменьшался, имела место лишь замена материалов, используемых при капитальном ремонте. Например, вместо укладки на пол линолеума будет осуществлена укладка плитки и т.п.
Возможно ли изменение локальной сметы в объеме более 10%? Нужно ли было проходить повторную экспертизу на достоверность стоимости?
Ко всем договорам (контрактам), заключаемым заказчиками, руководствующимися Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ), применяются нормы ГК РФ, если самим Законом N 44-ФЗ не предусмотрено иное (смотрите ответ на вопрос N 81 приложения к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
В соответствии с п. 2 ст. 702 ГК РФ к контрактам на выполнение различных видов подрядных работ применяются общие положения ГК РФ о подряде (параграф 1 главы 37 ГК РФ). К таким контрактам также применяются положения, регулирующие выполнение соответствующих видов работ, в частности, строительных работ — положения о строительном подряде (параграф 3 главы 37 ГК РФ, п. 1 ст. 763 ГК РФ, ст. 740 ГК РФ). Так, подрядчик, в частности, обязан осуществлять капитальный ремонт в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ (п. 1 ст. 743 ГК РФ). По смыслу положений ст. 33, ч. 1 и ч. 4 ст. 34, п. 2 ст. 42, ч. 5 ст. 63, ч. 10 ст. 70, ст. 94, ст. 95 Закона N 44-ФЗ, а также требований ст.ст. 309, 469, 518, 531 ГК РФ функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики выполняемых работ, а также материалов, которые должны использоваться при выполнении работ, должны соответствовать требованиям, установленным заказчиком в контракте.
При этом согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ при заключении и исполнении контракта изменение его условий по общему правилу не допускается, за исключением случаев, предусмотренных данной статьей и ст. 95 Закона N 44-ФЗ.
Положениями ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ допускается в виде исключения выполнение работ с применением улучшенных материалов (по сравнению с материалами, предусмотренными контрактом), но лишь по согласованию с заказчиком и при условии, если их характеристики лучше по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте*(1). Данное изменение условий контракта оформляется путем подписания дополнительного соглашения к контракту (п. 1 ст. 452 ГК РФ, смотрите также письмо Минфина России от 06.10.2017 N 24-06-01/65537).
Таким образом, если материалы, с использованием которых подрядчик осуществляет выполнение работ, обладают улучшенными характеристиками, по сравнению с предусмотренными контрактом материалами, заказчик и подрядчик вправе согласовать использование именно этих материалов.
Более того, буквальное толкование вышеприведенной нормы свидетельствует о том, что могут быть заменены не только материалы, используемые при выполнении работ, но и сами виды таких работ при условии, если вновь согласованные виды работ обладают улучшенными характеристиками по сравнению с содержащимися в контракте, а их замена не повлечет увеличение объема или стоимости работ*(2).
Вместе с тем необходимо учитывать, что в письмах Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28И-2759 и N Д28и-2705, Минфина России от 07.11.2014 N 02-02-08/56116, от 07.11.2014 N 02-02-08/56115, а также от 16.06.2017 N 24-03-07/37745 подчеркивается, что изменение технических и функциональных характеристик результатов выполнения работ возможно исключительно в случае, если оно не влечет изменение предмета контракта.
В свою очередь, анализ видовых характеристик работ, содержащихся в Общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), показывает, что, например, работы по отделке полов путем укладки плитки и путем укладки линолеума относятся к разным подгруппам работ (43.33.10 и 44.33.29 соответственно), а не к разным видам работ в пределах одной группы (подгруппы).
В связи с изложенным мы не исключаем, что подобное изменение может быть признано изменением предмета контракта и, соответственно, расценено как нарушение законодательства о контрактной системе, запрещающего в процессе исполнения менять предмет контракта. Однако окончательное решение по данному вопросу может вынести лишь суд с учетом конкретных обстоятельств дела.
Что же касается проведения повторной проверки достоверности определения сметной стоимости капитального ремонта объекта капитального строительства, то следует прежде всего учитывать, что такая проверка производится только в том случае, если указанный капитальный ремонт проводится полностью или частично за счет средств федерального бюджета (п. 6.2 Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, п. 1 Положения о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — Положение N 427)).
При этом в соответствии с п. 30 Положения N 427 в случае, когда после получения положительного заключения в проектную документацию были внесены изменения, проверка сметной стоимости производится повторно в порядке, установленном для проведения первичной проверки, с учетом особенностей, установленных вышеуказанным пунктом.
Принимая во внимание, что согласно п. 11 ч. 12 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ смета также является частью проектной документации, внесение изменений в смету относительно вида используемых материалов и (или) вида выполняемых в соответствии с ней работ влечет за собой необходимость повторной проверки достоверности определения сметной стоимости при условии, что капитальный ремонт полностью или частично финансируется за счет средств федерального бюджета.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
кандидат юридических наук Широков Сергей
Ответ прошел контроль качества
29 августа 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Кроме случаев, когда в соответствии с ч. 6 ст. 14 Закона N 44-ФЗ запрещается замена товара или страны (стран) происхождения товара.
*(2) Обращаем Ваше внимание на то, что замену видов выполняемых работ и (или) используемых при их выполнении материалов на работы (материалы) с улучшенными характеристиками, осуществляемую в соответствии с ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, следует отличать от увеличения количества товара или объема работы, предусмотренных контрактом, производимую на основании пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. В последнем случае производится увеличение только количественных показателей работ (материалов), предусмотренных контрактом, без изменения их видов и (или) включения в смету новых видов работ, изначально контрактом не предусмотренных. В свою очередь, ч. 7 ст. 95 Закона N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно того, какое количество видов работ из первоначально согласованной при заключении контракта сметы может быть заменено на иные виды работ с улучшенными характеристиками. Однако, как это уже отмечалось выше, при замене вида работ их объем должен оставаться прежним.
Источник