- Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов
- Особенности и виды ремонта трансформаторов
- Кто устанавливает периодичность текущих ремонтов трансформаторов
- Вывод в ремонт силового трансформатора последовательность
- Текущий ремонт силовых трансформаторов
- Капитальный ремонт силовых трансформаторов
- Ремонт сварочных трансформаторов
- Видео капитального ремонта трансформатора
Средний и капитальный ремонты силовых трансформаторов
С помощью среднего ремонта предупреждают опасность чрезмерного износа наиболее ответственных деталей и сборочных единиц электрооборудования или же предотвращают его аварийный выход из строя. При этом виде ремонта заменяют отдельные детали механизмов и аппаратов, восстанавливают надежность электрических соединений.
Средний ремонт выполняют по утвержденным планам силами ремонтно-ревизионных участков при участии персонала тяговых подстанций. На проведение его составляют программу и график работ с указанием всех операций, времени и условий разгерметизации трансформаторов. В состав среднего ремонта, кроме работ указанных в п. 4.2, входит:
— замена или ремонт дефектных комплектующих узлов (маслоохладителей, вводов, резиновых уплотнений, регуляторов напряжения и др.);
— проверка релейных защит и схем автоматики управления трансформатора;
— внутренний осмотр и очистка расширителя;
— очистка и покраска бака трансформатора;
— ревизия азотной или пленочной защиты масла;
— подсушка или сушка изоляции (при необходимости).
Разгерметизация активной части трансформатора при среднем ремонте производится при необходимости по результатам испытаний и измерений, указанных в п. 4.3. Эти же испытания и измерения проводят после среднего ремонта, если имела место разгерметизация.
При капитальном ремонте восстанавливают или заменяют отдельные базисные части и детали электрооборудования. К капитальному ремонту относят, например, перемотку и установку новой обмотки силового трансформатора.
Выполнение капитальных ремонтов электрооборудования связано, как правило, с необходимостью частичной или полной его разборки. В некоторых случаях при капитальных ремонтах электрооборудование модернизируют, т.е. совершенствуют конструкцию,
улучшают эксплуатационные качества, повышают надежность, ремонтопригодность. Основная цель модернизации — приближение технических параметров старого и конструктивно несовершенного электрооборудования к техническим характеристикам современных, более совершенных электрических аппаратов. Затраты времени, средств, труда и материалов на модернизацию электрооборудования должны быть оправданы теми техническими или экономическими результатами, которые достигаются после его переделки.
Капитальный ремонт трансформатора выполняют в специализированных мастерских или, в порядке исключения, на месте его установки. Предварительно на трансформатор, требующий капитального ремонта, составляют дефектную ведомость и проектно-сметную документацию, утверждаемую установленным порядком.
Показателями для вывода трансформаторов в капитальный ремонт являются:
— развивающееся повреждение, выявленное по результатам хроматографического
анализа, испытаний и измерений, неустранимое при среднем ремонте;
— аварийное повреждение, вызвавшее необходимость ремонта или замены обмоток
из-за нарушения электродинамической стойкости, виткового замыкания и т. д.
При капитальном ремонте выполняют следующие работы.
При вскрытии трансформатора и осмотре сердечника отсоединяют ошиновку (провода), сливают масло в промытую и просушенную тару; отсоединяют и снимают краном расширитель, выхлопную трубу, затем газовое реле. Проверяют отсутствие масла в радиаторах, ослабляют фланцы, удаляют болты и с помощью подъемного крана перемещают радиаторы на место, подготовленное для очистки и ремонта.
Открывают люк на крышке трансформатора и, опустившись в бак, отсоединяют отводы от вводов низкого и высокого напряжения и штанги переключателей напряжения от приводов. Застропив крышку краном, удаляют болты, снимают ее с трансформатора и укладывают на подготовленные брусья.
Подъем выемной части можно выполнять только в том случае, если температура ее не более чем на 5° С ниже окружающей среды. При низкой температуре бак трансформатора устанав-
|
ливают в помещении. В этом случае сердечник можно поднимать лишь после того, как сойдет роса по всей высоте бака, т. е. примерно через 25—35 ч. Во избежание повреждений обмоток сердечник трансформатора поднимают медленно и тщательно следят за тем, чтобы не сломать деревянные детали, крепления переключателя и отводов. Подтянутую над баком выемную часть тщательно промывают сухим трансформаторным маслом из шланга, а затем кистью. После стекания остатков масла сердечник устанавливают на шпальную клетку и тщательно осматривают.
Рис. 4.11. Расклиновка обмоток: 1—дополнительный деревянный клин; 2 — вспомогательный клин; 3 — деревянный брусок |
При осмотре особое внимание обращают на характер шлама, покрывающего выемную часть, на наружное состояние изоляции, ее цвет, упругость или хрупкость и механическую прочность. Например, если вырезанные из нескольких мест полоски электрокартона, ломаются при тупом угле сгиба, то изоляция плохая и подлежит замене. Проверяют плотность закрепления прокладок, уравнительной и ярмовой изоляции. Ослабление витков обмотки устраняют путем ее подпрессовки и расклиновки (рис. 4.11). Подпрессовывают обмотки также подтяжкой шпилек прессовочных колец, после чего резьбу шпилек и гаек накернивают по окружности в трех местах, чтобы исключить самоотворачивание.
В местах выпучивания отдельных витков накладывают бандаж из киперной ленты, а повреждение витковой изоляции устраняют наложением лакоткани. Проверяют крепление переключателей и отводов, правильность расположения изоляционных прокладок ярмовой изоляции, осматривают изоляционные цилиндры, деревянные детали, крепления отводов переключателей.
Мегаомметром измеряют изоляцию стяжных шпилек и обмоток и результаты сравнивают с предыдущими замерами. Поврежденные изолирующие втулки заменяют. После ревизии и ремонта вторично промывают выемную часть трансформатора сухим маслом.
При ремонте переключателя напряжения сначала его снимают с трансформатора, очищают от шлама, разбирают и зачищают контактные поверхности стеклянной бумагой. При значительных выгораниях поврежденные детали заменяют. Замеряют контактное давление, исходя из среднего арифметического трех измерений. При этом разброс значений не должен превышать 10 % от среднего. Замер давления производят в момент отрыва контакта, о чем судят либо по показаниям сигнальной лампы, либо по освобождению предварительно проложенного между контактами щупа или полоски бумаги толщиной не более 0,1 мм. Величина давления контактов должна соответствовать паспортным данным.
После проверки состояния контактов проверяют работу привода переключателя и приступают к снятию круговой диаграммы переключающего устройства. Обычно применяют метод сигнальных ламп.
Устанавливают переключатель на место и проверяют все соединения и пайку, а также состояние демпферных соединений выводов с изолятором. Мостом постоянного тока замеряют сопротивление контактов постоянному току во всех положениях переключателя РПН, при этом разброс значений не должен превышать 2 %, а положение привода переключателя должно соответствовать действительному положению контактов переключателя.
Ремонт бака трансформатора сводится к его очистке и завариванию трещин. Внутреннюю часть бака тщательно очищают, промывают 15—20 % раствором каустической соды и просушивают постепенным и равномерным нагревом паяльной лампы.
Места течи масла заваривают газосваркой. Качество сварных швов во многом зависит от чистоты бака, так как при попадании частиц масла при сварке образуются раковины. Кроме того, при сварочных работах соблюдают правила пожарной безопасности во избежание взрыва паров и воспламенения остатков масла в баке.
После сварки внутреннюю часть бака протирают салфетками без ворса, а затем промывают чистым сухим маслом. Присохшую грязь с крышки и наружных частей бака удаляют скребками, металлическими щетками и ветошью, смоченными в масле, затем сухой ветошью.
По окончании сварки бак полностью собранного трансформатора в течение 1-2 ч испытывают избыточным давлением столба масла высотой 1,5м над уровнем масла в расширителе. На время испытания все отверстия, связанные с баком и расширителем, герметически закрывают.
Свисающие из зазоров или вдавленные внутрь, выкрошенные или разбухшие прокладки необходимо заменить. Их изготавливают из специальной маслобензостойкой или маслоупорной резины толщиной 8 мм марки С-90 или С-14. Для этого резину размещают непосредственно на крышке, фланце и т.п. или на шаблоне. С помощью специального приспособления для резки вырезают по разметке прокладку и отверстия под болты.
Ремонт неисправных вводов выполняют при необходимести замены поврежденного и отбракованного изолятора, который при этом отсоединяют от вывода обмотки и снимают крышки. Перед установкой такого же нового изолятора основание его фланца и место установки на крышке трансформатора тщательно зачищают. Предварительно изолятор тщательно осматривают, выявляя возможные дефекты и проводя электрические испытания. Прокладку под фланец изготовляют из пластичной маслоупорной резины марки С-90.
Непосредственно перед установкой прокладку с обеих сторон, а также крышку трансформатора под фланцем и фланец изолятора покрывают тонким слоем бакелитового лака или клея БФ-4. После установки прокладки болты фланца изолятора равномерно подтягивают. Армировка и крепление не должны допускать скопления влаги.
При опускании выемной части с помощью крана после ревизии ее поднимают над баком с соблюдением тех же предосторожностей, что и при выемке. Тщательно протирают салфеткой опорные планки магнитопровода, закрепляют гайки, крепящие эти планки в трех местах и опускают выемную часть в бак. Сердечник во время опускания и установки удерживают от касания стенок бака. Мегаомметром проверяют исправность заземления, то есть наличие цепи между магнитопроводом, прессующими консолями и баком. Затем устанавливают крышку бака с вводами, после чего электромонтер с переносной лампой на 12 В опускается в бак трансформатора через люк и присоединяет отводы к вводам и штанги переключателя напряжения к приводу. После проверки присоединения снимают термосигнализатор, проверяют его, заменяют прокладку и гильзу, промывают штуцер, устанавливают обратно на место и подключают.
Расширитель, выхлопную трубу и газовое реле очищают от грязи, расширитель промывают сухим маслом, очищают от пыли медную сетку дыхательной трубки, промывают маслоуказательную трубку. Кран на маслопроводе от бака к расширителю проверяют и при необходимости ремонтируют. Затем расширитель и газовое реле поднимают на крышку бака, устанавливают новые прокладки, их фланцы, затягивают болты и подключают провода газового реле. Выхлопную трубу и заглушки протирают, проверяют их целостность, поднимают на крышку бака и устанавливают на новую прокладку, сохранив правильное положение колена трубы.
При ремонте радиаторов очищают их от пыли, грязи и потеков масла, обнаруженные трещины заваривают. Если повреждения радиаторов устранить сваркой не удается, то разрешается с помощью заплат заглушить не более четырех труб. При необходимости каждый радиатор испытывается давлением аналогично испытанию трансформатора. Затем радиаторы промывают чистым сухим маслом с помощью центрифуги или фильтр-пресса, при этой операции должен быть открыт один из фланцев. При обнаружении течи масла в радиаторном кране его снимают, перебирают и меняют сальниковую набивку из асбестового шнура, ставят на место новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, подготавливают новые прокладки, проверяют состояние пробок для выпуска воздуха, после чего отремонтированные радиаторы навешивают на болты фланцев и затягивают прокладки болтами.
Заполнение трансформатора маслом выполняют после проверки закрепления всех уплотнений трансформатора. Для этого к нижнему крану (фланцу) бака подключают шланг вагона масляного хозяйства, убеждаются, что все краны находятся в открытом положении, и включают насос. По мере заливки масла воздушные пробки в радиаторах, расширителе, выхлопной трубе и т.п. устраняют. Воздух из трансформатора должен свободно удаляться через дыхательное отверстие расширителя. Заливку прекращают, когда уровень масла достигнет примерно середины расширителя. Перекрывают кран трансформатора и отключают шланг вагона масляного хозяйства. Для заливки применяют свежее сухое масло, удовлетворяющее требованиям указанного заводом ГОСТа. Температура заливаемого в бак масла не должна превышать температуру сердечника более чем на 10° С. После заливки масла трансформатор протирают сухими салфетками. Отбор пробы масла можно брать через 10 ч после окончания его заливки.
После капитального ремонта обязательно проводят испытания трансформатора в полном объеме и оформляют протокол испытаний.
Источник
Особенности и виды ремонта трансформаторов
Во время работы трансформатора в электроустановке он постепенно теряет свои первоначальные свойства, и без соответствующего обслуживания просто выйдет из строя. Это происходит от постоянного негативного влияния электродинамических, термических и механических нагрузок. Для того чтобы предупредить выход из строя любого трансформатора необходимо проводить помимо ежедневного внешнего осмотра ещё и такие виды ремонтов:
Они являются планово-предупредительными ремонтами. Существует ещё один особый вид ремонта — внеочередной. Он проводится в случае обнаружения дефекта, если он может привести к отказу в работе. Это решение простой электротехнический персонал не принимает, это должен сделать или руководитель Потребителя, или же лицо ответственное за электрохозяйство данного цеха или участка. Персонал только сообщает своему руководству о неисправностях в работе.
Один из самых распространённых на производстве типов трансформаторов имеет сокращение ТМГ (трансформатор масляный герметичный) и используется почти на всех типах подстанций и распределительных устройств. Ремонт обмоток и их обслуживание является очень нелёгкой задачей, так как только, чтобы их осмотреть нужно сливать всё масло и разбирать герметично зажатый корпус.
Кто устанавливает периодичность текущих ремонтов трансформаторов
В зависимости от местных условий работы, а также состояния трансформатора текущий ремонт производится по мере необходимости. Периодичность их устанавливает технический руководитель или лицо ответственное за электрохозяйство. Чаще всего эти работы выполняются не реже одного раза в год. Иногда этот срок может быть продлён до 1 раза в три года. С капитальными ремонтами немного другая история. Капитальный ремонт выполняется по типовой номенклатуре работ и должен проводиться:
- Для трансформаторов 110 кВ и выше, мощность которых от 125 МВА и больше, не позднее чем через 12 лет после момента ввода его в работу. Это делается с учётом результата диагностического контроля. Дальнейшие ремонты производятся по мере необходимости;
- Все остальные менее мощные трансформаторы (ТМГ) подлежат капитальному ремонту в соответствии с их состоянием и по итогам диагностического контроля.
Вывод в ремонт силового трансформатора последовательность
Во время эксплуатации любой трансформатор, понижающий или повышающий, выводится с работы аварийно в следующих случаях:
- Внутреннее потрескивание, которое характерно для электрического разряда между двумя разно полярными проводниками;
- Ненормального или неравномерного шума, который появляется как с нагрузкой, так и без неё;
- При необоснованном нагреве, который увеличивается даже при номинальной нагрузке и исправном охлаждении;
- При выбросах масла, которые могут быть и с расширителя и с разрушенной диафрагмы выхлопной трубы;
- При сильной течи масла, а также при достижении минимального допустимого уровня;
- После получения из лаборатории плохих результатов проведённого химического анализа масла.
Последовательность действий персонала при выводе с работы трансформатора в ремонт чётко регламентируется под роспись. В зависимости от местных условий и схемы включения трансформаторов эти переключения могут немного отличаться друг от друга, но основная логическая цепочка всё же остаётся неизменной. Главное, они должны быть выполнены без последствий для питаемого оборудования и для источников, потребляющих электроэнергию, а также безопасно, то есть с применением как основных, так и дополнительных средств индивидуальной защиты.
Вот последовательность отключений и переключений в схеме понижающего трехфазного масляного или сухого трансформатора подстанции, для вывода его в ремонт:
- Если имеется секционный разъединитель и масляный выключатель с низкой стороны, то для обеспечения бесперебойного электроснабжения питающихся потребителей. при этом в первую очередь включается разъединитель а уже потом секционный масляный выключатель;
- Отключается масляный выключатель с низкой стороны. Теперь обе секции питаются от одного трансформатора, который во время ремонта другого будет питать обе секции. Естественно, это если их всего две, как и трансформаторов;
- Отключается вводной масляный выключатель, то есть с высокой стороны;
- Теперь можно уже обеспечивать видимый разрыв к силовым шинам выводимого в ремонт трансформатора путём отключения линейных или шинных разъединителей;
- С низкой и с высокой стороны должны быть установлены переносные заземления, естественно, после непосредственной проверки отсутствия напряжения и вывешивания плакатов безопасности.
После чего на ремонтируемый трансформатор допускается бригада, с соблюдением всех организационных и технических мероприятий.
Текущий ремонт силовых трансформаторов
В объем работ, выполняемых во время текущего ремонта, входят:
- Тщательный наружный осмотр;
- Читка корпуса, протирка изоляторов;
- Обтяжка всех болтовых соединений, особое внимание нужно уделить токоведущим соединениям, в случае их окисления необходимо раскрутить, зачистить и заново обтянуть;
- Проверка системы охлаждения и работы маслоуказательного устройства;
- Срабатывание газовой защиты и чистка блок-контактов в нём;
- Если есть автоматические устройства охлаждения, необходимо проверить их срабатывание и работоспособность;
- Спуск ваги и конденсата с отстойника расширителя;
- Проверка степени влажности силикагеля. Частички розового цвета должны быть заменены на новые;
- Доливка масла в расширительный бачок в случае необходимости;
- Замер сопротивления изоляции, эту процедуру выполняют мегомметром, рассчитанным на напряжение 2500 Вольт. Погрешность прибора не должна превышать 10–15%.
Если между текущими ремонтами во время эксплуатации были замечены мелкие неисправности они должны быть устранены ремонтным персоналом. При этом число узлов и деталей которые должны быть заменены на новые должно быть минимальным.
При текущих ремонтах сухих трансформаторов нужно обязательно снять кожух и удостоверится в отсутствии электрического нагрева и механического повреждения всех его частей. После обтяжки обязательно продуть сжатым воздухом, только после этого ставить назад кожуха. Ремонт импульсного трансформатора из-за его небольших габаритов может выполняться даже в домашних условиях.
Капитальный ремонт силовых трансформаторов
При капитальном ремонте обязательно производится вскрытие крышки, и тщательная проверка всех узлов. После чего испытывают его в соответствии с нормативными документами. Ремонт крупных силовых масляных трансформаторов (ТМГ) производится непосредственно на месте установки с применением сборных конструкций, без отправки его в ремонтный цех. Если существуют трансформаторные башни, сооружённые вблизи распределительных устройств или ремонтные площадки машинных залов с подъездными путями тогда задействуют и их. Ремонт масляных трансформаторов (ТМГ) должен включать в себя полную замену старого масла на новое.
Трансформаторы небольшой мощности (сварочные, импульсные и т. д.) ремонтируют в специальных оборудованных мастерских или ремонтных цехах. Эти помещения должны надёжно защищать разобранные трансформаторы от попадания на их части пыли и различных атмосферных осадков. Виды особо важных работ, которые должны выполнять только узкоспециализированные работники, обладающие навыками и знаниями:
- Доставка ТМГ на ремонтную площадку. Его погрузка, разгрузка и транспортировка;
- Снятие контактных выводов;
- Ремонт активной части трансформатора;
- Перемещение и установка отдельных комплектующих и узлов.
Причём работники должны качественно уметь выполнять не только электрические работы, но и такелажные. Пройдя соответствующее обучение со сдачей экзаменов, а также получив подтверждающий документ. Технологический процесс ремонта трансформатора должен быть выполнен качественно и строго по графику тогда это неприхотливое оборудование прослужит десятки лет. Испытание трансформатора после ремонта сводится к:
- определению коэффициента трансформации. Он определяется для всех существующих обмоток и ответвлений;
- замеру сопротивления изоляции обмоток;
- подаче повышенного напряжения на первичную обмотку. Этому испытанию подвергают каждую обмотку. Технология этого процесса выполняется с помощью повышающего автотрансформатора. Именно он даёт возможность повышения и понижения испытательного напряжение плавно
Ремонт сварочных трансформаторов
Перед тем как перейти непосредственно к ремонту сварочного трансформатора, стоит убедиться в отсутствии подгорания клемм для подключения силового провода. Клеммная колодка, к которой подключаются концы сварочных проводов, самое слабое место этого устройства. Фазные замыкания обмоток редкость, чаще всего это замыкания на заземлённый корпус, а если всё же они произошли, то будет наблюдаться сильный нагрев. То есть при ремонте сварочных трансформаторов нужно обратить особое внимание на все болтовые соединения, так как все-таки процесс сварки связан постоянной работой трансформатора в режиме короткого замыкания. Также этот ремонт направлен на ревизию механизма, соединяющего сердечник, и надёжное закрепление обмоток на магнитопроводе. Ремонт обмоток очень редкая процедура и сводится она к нанесению специального лака на поврежденные её участки или полной её замены на новую.
Качественный текущий и капитальный ремонт трансформаторов, выполненный в полном объёме, часто становится основной составляющей долгосрочной безаварийной его работы.
Видео капитального ремонта трансформатора
Источник