Капитальный ремонт трубопроводов нефтепродуктов

Капитальный ремонт трубопроводов нефтепродуктов

ПРАВИЛА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА МАГИСТРАЛЬНЫХ
НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ НА ПЕРЕХОДАХ ЧЕРЕЗ ВОДНЫЕ ПРЕГРАДЫ,
ЖЕЛЕЗНЫЕ И АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ I-IV КАТЕГОРИЙ

Дата введения 2001-06-01

1 РАЗРАБОТАН многопрофильной научно-производственной фирмой (МНПФ) «Санретро» и Институтом проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР), доработан с учетом замечаний и предложений ОАО «АК «Транснефтепродукт» и его дочерних организаций при участии специалистов, эксплуатирующих магистральные нефтепродуктопроводы

Разработчики: Гумеров А.Г., Векштейн М.Г., Гараева В.А., Султанов М.Х., Бадритдинова Г.Р., Самойлова М.В., Нефедова Н.Ф.

2 ВНЕСЕН Открытым акционерным обществом «Акционерная компания трубопроводного транспорта нефтепродуктов «ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ»

3 СОГЛАСОВАН Госгортехнадзором России (письмо от 18.05.98 N 10-03/247), Министерством природных ресурсов России (письмо от 21.07.98 N 21-17/272), Министерством путей сообщения России (письмо от 29.12. 98 N ЦПИ-22/43), Министерством транспорта России (письмо от 27.12.00 N АН-3/1403-Ж)

5 ВВОДИТСЯ ВПЕРВЫЕ

«Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги 1-4 категорий» устанавливают основные требования к организации и производству работ при капитальном ремонте магистральных нефтепродуктопроводов, проложенных на переходах через реки с естественным и зарегулированным режимом и водоемы, автомобильные дороги 1-4 категорий и железные дороги, выполненные в защитном кожухе, проложенными открытым и бестраншейным способом, и обязательны для всех организаций трубопроводного транспорта нефтепродуктов и сторонних организаций, занимающихся проектированием и ремонтом нефтепродуктопроводов».

1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Область применения Правил

1.1.1 Настоящие «Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов на переходах через водные преграды, железные и автомобильные дороги I-IV категорий» (далее РД) устанавливают основные требования к организации и производству работ при капитальном ремонте магистральных нефтепродуктопроводов, проложенных на переходах через водные преграды, автомобильные дороги I-IV категорий и железные дороги.

1.1.2 РД распространяется на подводные переходы через реки с естественным и зарегулированным режимом и водоемы шириной более 30 м или глубиной свыше 1,5 м, а также на переходы через железные и автомобильные дороги I-IV категорий, выполненные по типу «труба в защитном футляре» и проложенные следующими способами:

— открытым способом прокладки футляров при глубине не более 4 м (при пересечении автодороги II категории и ниже или в случае невозможности применения бестраншейного способа);

— бестраншейным способом, выполненным следующими методами:

а) горизонтального бурения, применяемого для грунтов I-IV категорий, кроме плывунов и водонасыщенных песков и супесей (при укладке кожухов большого диаметра и длиной от 40 до 60 м);

б) прокола, применяемого в грунтах I-III категории, а также в глинистых грунтах IV категории, не имеющих твердых включений;

в) продавливания кожуха в грунт с последующей ручной разработкой грунта в трубе, прокладываемой в любых грунтах за исключением скальных.

1.1.3 РД не распространяется на переходы и сооружения через водоемы (моря, лиманы, озера) шириной более 10 км, устьевые участки рек в зоне приливно-отливного течения, на переходы через малые водные преграды с глубинами до 1,5 м в межень и шириной не более 30 м, ремонт которых не требует специальной техники и технологии.

1.1.4 РД разработан в развитие Правил капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов диаметром 100-720 мм без остановки перекачки [11] на основе обобщения опыта эксплуатации и ремонта переходов магистральных нефтепродуктопроводов через естественные и искусственные преграды, железные и автомобильные дороги, а также действующих нормативно-технических документов по строительству, техническому обслуживанию и ремонту магистральных нефтепродуктопроводов. В РД предусматривается использование серийно выпускаемых механизмов, оборудования, средств контроля, материалов и приспособлений.

Читайте также:  Обращение по ремонту фасада

1.1.5 Требования РД должны учитываться при разработке проектно-сметной документации и производстве капитального ремонта переходов через водные преграды, железные дороги всех категорий и автомобильные дороги I-IV категорий (далее переходов МНПП) и быть обязательными для всех организаций трубопроводного транспорта нефтепродуктов и сторонних организаций, занимающихся проектированием и ремонтом вышеуказанных объектов магистральных нефтепродуктопроводов.

1.1.6 Все виды работ по подготовке и проведению капитального ремонта переходов магистральных нефтепродуктопроводов осуществляются в соответствии с проектом и действующими нормативно-техническими документами по ремонту магистральных нефтепродуктопроводов: СНиП 2.05.06-85*, СНиП III-42-80*, [3, 5, 8, 10-12,18-23].

1.1.7 Технические мероприятия по подготовке и проведению капитального ремонта переходов магистральных нефтепродуктопроводов, не оговоренные в настоящем РД, должны осуществляться с соблюдением соответствующих разделов нормативных документов [3, 4, 5, 7, 10, 11,23].

1.1.8 В процессе выполнения работ по капитальному ремонту переходов магистральных нефтепродуктопроводов составляется исполнительная документация в соответствии с требованиями ВСН 012-88, ч.II.

1.1.9 Контроль качества и приемку отдельных видов работ с оформлением соответствующей документации СНиП III-42-80*, ВСН 006-89 [1] осуществляет заказчик (ОАО, эксплуатирующее переход) с привлечением в необходимых случаях специализированных организаций (ОАО «Подводспецтранснефтепродукт» и др.).

1.1.10 Ответственность за подготовку и сдачу переходов магистральных нефтепродуктопроводов к проведению капитального ремонта несет руководящий инженерно-технический работник, назначенный соответствующим приказом открытого акционерного общества или производственного отделения.

1.2 Нормативные ссылки

В РД используются ссылки на следующие нормативные документы:

Источник

РД 153-39.4-044-99 Правила капитального ремонта магистральных нефтепродуктопроводов, проложенных по территории городов, населенных пунктов и заходящих на территории нефтебаз и перекачивающих станций

МИНИСТЕРСТВО ТОПЛИВА И ЭНЕРГЕТИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
АКЦИОНЕРНАЯ КОМПАНИЯ ТРУБОПРОВОДНОГО
ТРАНСПОРТА НЕФТЕПРОДУКТОВ
«ТРАНСНЕФТЕПРОДУКТ»

ПРАВИЛА
КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ,
ПРОЛОЖЕННЫХ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ,
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ
И ЗАХОДЯЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ НЕФТЕБАЗ
И ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

Издательство «Нефть и газ»

РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина

Настоящие Правила предназначены для подразделений ОАО «АК «Транснефтепродукт» и сторонних организаций, занимающихся разработкой проектов и выполнением работ по капитальному ремонту магистральных нефтепродуктопроводов.

Правила разработаны Институтом проблем транспорта энергоресурсов (ИПТЭР) при участии специалистов МНПФ «Санретро».

Разработчики: А.Г. Гумеров, М.Г. Векштейн, Р.С. Гумеров, В.А. Гараева, М. X . Султанов, Г.К. Ермилина, Г.Р. Бадритдинова, Р.Ф. Гайфуллин.

Правила согласованы с Госгортехнадзором России (письмо от 09.08.1999 г. № 10-03/526)

Введены в действие приказом ОАО «АК «Транснефтепродукт» от 13 октября 1999 г. № 56.

ПРИНЯТЫЕ В ПРАВИЛАХ СОКРАЩЕНИЯ

ВОХР — Военизированная охрана

ВПО — Ведомственная пожарная охрана

ГПС — Государственная противопожарная служба

ГСМ — Горюче-смазочные материалы

КИП — Контрольно-измерительный пункт

КР — Капитальный ремонт

ЛПДС — Линейно-производственная диспетчерская станция

ЛЭП — Линия электропередач

МНПП — Магистральный нефтепродуктопровод

МЧС — Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий

НТД — Нормативно-техническая документация

ОАО — Открытое акционерное общество

ПД — Пожарная дружина

ПДВК — Предельно допустимая взрывобезопасная концентрация

ПО — Производственное отделение

ПОС — Проект организации строительства

ППР — Проект производства работ

ПС — Перекачивающая станция

ПСД — Проектно-сметная документация

Читайте также:  Задвижка кппс 65х140 порядок проведения работ по обслуживанию ремонту

РСК — Ремонтно-строительная колонна

РСУ — Ремонтно-строительное управление

ЭХЗ — Электрохимическая защита

1. Общие положения . 3

2. Оценка технического состояния нефтепродуктопровода . 4

3. Виды и способы капитального ремонта нефтепродуктопроводов . 5

4. Организационно-техническая подготовка капитального ремонта . 14

5. Земляные работы .. 19

6. Подъем и укладка трубопроводов . 29

7. Очистка наружной поверхности трубопровода . 33

8. Сварочные работы .. 33

9. Противокоррозионная изоляция . 39

10. Монтаж защитного кожуха . 43

11. Испытание отремонтированного участка нефтепродуктопровода . 44

12. Порядок сдачи и ввод отремонтированного участка в эксплуатацию .. 46

13. Меры безопасности . 47

14. Пожарная безопасность . 50

15. Охрана окружающей среды .. 53

Приложение 1 Перечень рекомендуемых машин и механизмов . 56

Приложение 2 Передача рекультивированных земель землевладельцам .. 59

Приложение 3 Исполнительная документация, представляемая при сдаче отремонтированного участка нефтепродуктопровода в эксплуатацию .. 61

ПРАВИЛА КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА
МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДОВ,
ПРОЛОЖЕННЫХ ПО ТЕРРИТОРИИ ГОРОДОВ,
НАСЕЛЕННЫХ ПУНКТОВ И ЗАХОДЯЩИХ НА ТЕРРИТОРИИ
НЕФТЕБАЗ И ПЕРЕКАЧИВАЮЩИХ СТАНЦИЙ

Дата введения 1999-11-01

В Правилах изложены основные положения механизированного ремонта магистральных нефтепродуктопроводов, проложенных по территории городов, населенных пунктов и заходящих на территории нефтебаз и перекачивающих станций по замене изоляционного покрытия, восстановления стенки трубы или полной замене дефектного участка.

Правила разработаны с учетом опыта проведения капитального ремонта нефтепродуктопроводов, а также замечаний и предложений акционерных обществ магистральных нефтепродуктопроводов и Центрального округа Госгортехнадзора России по улучшению содержания указанного документа.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Требования настоящих Правил распространяются на капитальный ремонт магистральных нефтепродуктопроводов (далее МНПП), проложенных по территории городов, населенных пунктов и заходящих на территории нефтебаз и перекачивающих станций.

Специфическими условиями капитального ремонта являются: близость строений, насаждений и деревьев; ограниченная величина полосы отвода земли; наличие сооружений и сетей, пересекающих МНПП или проходящих в одном техническом коридоре, а также другие факторы.

1.2. Настоящие Правила разработаны в дополнение и развитие «Правил капитального ремонта МНПП диаметром 100 — 720 мм без остановки перекачки» [ 1]. В Правилах устанавливаются основные требования по капитальному ремонту МНПП с заменой труб, а также с заменой изоляционного покрытия с восстановлением или без восстановления стенки трубы, не содержащиеся в [ 1].

Капитальный ремонт МНПП с заменой труб — это комплекс операций по замене дефектного участка трубопровода с целью восстановления его исправности до состояния, определенного проектными технико-экономическими показателями и характеристиками.

Капитальный ремонт МНПП с заменой изоляционного покрытия с восстановлением стенки трубы — это комплекс операций по замене поврежденного (не соответствующего требуемым техническим характеристикам) изоляционного покрытия и проведение, при необходимости, сварочных и других работ по устранению дефектов стенки трубы с целью восстановления его исправности до состояния, определенного проектными технико-экономическими показателями и характеристиками.

1.3. Целью капитального ремонта МНПП с заменой труб является приведение его технического состояния в соответствие требованиям проекта и действующих на момент строительства нормативных документов (ГОСТ, СНиП, ВСН и др.) путем замены дефектных труб и других конструкций на новые.

Экономическая и техническая целесообразность замены, приводящая к изменению технических характеристик ремонтируемого участка трубопровода должна быть обоснована в рабочем проекте на капитальный ремонт (пояснительной записке).

1.4. Целью капитального ремонта МНПП с заменой изоляционного покрытия с восстановлением или без восстановления стенки трубы является приведение его технического состояния в соответствие требованиям проекта и действующих нормативных документов путем замены старого изоляционного покрытия на новое, а при наличии дефектов стенки трубы — ремонт путем шлифовки, заварки (наплавки), приварки накладных элементов (муфт) или другими методами.

Читайте также:  Ремонт переключения обдува нексия

1.5. Ответственность за обеспечение безопасных условий производства ремонтных работ при производстве работ хозспособом несет должностное лицо акционерного общества АК «Транснефтепродукт», назначенное соответствующим приказом.

При производстве ремонтных работ подрядным способом такая ответственность возлагается на должностное лицо подрядной организации, оформленное соответствующим приказом.

1.6. Ответственность за соблюдение требований НТД по охране труда, пожарной безопасности и охране окружающей среды при выполнении ремонтных работ несет инженерно-технический работник организации, производящей ремонт (РСУ или подрядной организации), назначенный соответствующим приказом.

1.7. Для осуществления технического надзора за качеством ремонта, выполнением работ в соответствии с рабочим проектом и проектом производства работ, приемки выполненных работ, приказом по производственному отделению (ПО) акционерного общества АК «Транснефтепродукт» или акционерному обществу АК «Транснефтепродукт» назначается лицо из числа работников, прошедших обучение и аттестацию на право осуществления технадзора с привлечением, при необходимости, представителей специализированных организаций.

2. ОЦЕНКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ НЕФТЕПРОДУКТОПРОВОДА

2.1. Для оценки технического состояния МНПП необходимо провести следующие мероприятия:

— выявить наиболее опасные участки МНПП в отношении:

а) внешней коррозии;

б) внутренней коррозии;

в) напряженного состояния МНПП;

— осуществить ревизию наиболее опасных участков МНПП;

— осуществить ревизию запорной арматуры, установок электрохимзащиты (ЭХЗ), защитных противопожарных средств, линий технологической связи, сооружений линейной производственно-диспетчерской службы;

— провести испытания МНПП на прочность и проверку их на герметичность в соответствии с ВСН 011-88;

— принять решение по отбраковке труб и деталей и ремонту МНПП.

2.2. Критериями опасности в отношении внешней коррозии являются:

— значение разности потенциалов «труба — земля», не удовлетворяющая требованиям ГОСТ 9.602-89;

— высокая коррозионная агрессивность среды (грунт, грунтовые и другие воды) по ГОСТ 9.602-89;

— наличие дефектов изоляционного покрытия по результатам обследования;

— для МНПП, проложенных в зоне действия блуждающих токов, опасное (по ГОСТ 9.602-89) смещение разности потенциалов между трубопроводом и электродом сравнения;

— величина замеренного коррозионного износа по данным толщинометрии или определенного с помощью внутритрубной диагностической аппаратуры;

— отказы по причине наружной коррозии.

2.3. Наиболее вероятными местами проявления внутренней коррозии являются:

— пониженные места по рельефу МНПП со скоростью течения рабочей среды ( V ), не обеспечивающей вынос водных скоплений. Скорость течения ( V кр ), достаточная для выноса водных скоплений, определяется по следующей формуле [ 46]:

где i — геометрический уклон восходящего участка, град.;

l — коэффициент гидравлического сопротивления;

r — плотность перекачиваемой жидкости, кг/м 3 ;

D — разность плотностей воды и перекачиваемой жидкости, кг/м 3 ;

k — коэффициент поправки к теоретической формуле;

g = 9,8 м/с 2 — ускорение свободного падения;

D — внутренний диаметр трубы, м.

Коэффициент поправки определяется по формуле:

k = 0,564 — 0,133 × ln( n) + (2,437 — ( i) 0,272 — 1) × (0,06 × ln( n) — 0,278),

где п — отношение кинематических вязкостей перекачиваемого продукта и воды.

Формула применима при 0,02 n б , в — с рекультивацией земли

Параметры рабочих зон на полосе отвода земли (с рекультивацией)

Глубина траншеи, м

Параметры зон, м

Полоса отвода земли, м

Зона работы грузоподъемных машин

Зона разработки траншеи

Зона работы бульдозера при засыпке траншеи

Зона расположения отвала плодородного слоя почвы

Источник

Оцените статью