Карбон для ремонта авто

Что такое карбоновая пленка и как правильно её клеить?

Сделать автомобиль стильным и уникальным легко с помощью тюнинга и стайлинга. Это очень популярный способ украшения авто, используется для этого виниловая пленка. Карбоновая пленка – один из видов винила, получившая свое название из-за внешнего вида. Что касается структуры, то ничего общего с карбоном она не имеет. Чтобы определиться, подходит ли такой метод тюнинга для вашего авто, нужно изучить все плюсы и минусы использования.

Что такое карбоновая пленка?

Такой вид винила чаще называют «пленка под карбон», она представляет собой углепластиковый состав. Вместе с прорезинеными частицами образуется узор и формируется неповторимая текстура. Волокна на внешней стороне пленки ложатся особым образом, в результате появляется эффект карбона – очень хороший вариант оклеивания машины, в последнее время он активно набирает популярность. Такое покрытые, благодаря неповторимой текстуре, создает статусный вид и добавляет изысканности.

Карбоновая пленка на кузове автомобиля

В начале нынешнего столетия пленка для автомобилей под карбон использовалась в основном для гоночных моделей. Главной функцией было выделение машин из толпы и защита от мелких повреждений. Со временем тенденции перешли на любительский уровень, и пленка начала появляться на обычных автомобилях. Ее используют для покрытия всего кузова или отдельных деталей, в любом случае выглядит это очень красиво. Сегодня приобрести материал не составляет особой трудности, можно купить в автомагазине, салоне или заказать карбоновую пленку на авто в интернете.

Свойства виниловой пленки

Большой популярности такой метод покрытия набирает не только из-за неповторимой структуры. Это отличный способ сделать свое авто неповторимым и уникальным быстро и недорого. К самым востребованным свойствам виниловой пленки относят такие:

  • Приемлемая цена. Если тюнинг делать другим способом, например, использовать настоящий карбон, это будет стоять в несколько раз дороже.
  • Защитная функция. Винил бережно наклеивается на поверхность, при этом она остается нетронутой, а пленка защищает ее от царапин, мелких ссадин и грязи.
  • С помощью винилового покрытия можно спрятать мелкие дефекты.
  • Материал стойкий к температурным колебаниям, он не морщится и не пружинится на морозе.
  • В любой момент пленку можно снять без лишних усилий, и на машине не остается повреждений.
  • Покрытие винилом не требует дополнительного ухода, бережное отношение к поверхности обеспечит идеальный вид на несколько лет.
  • Разнообразие расцветок и стилей.

На рынке существует множество разновидностей винила, они отличаются ценой и, соответственно, качеством. Автолюбитель подберет подходящий вариант по возможности и желанию. В любом случае авто преобразится в лучшую сторону.

Карбоновая пленка имеет защитную функцию

Особенности

Все без исключения виниловые пленки имеют свои достоинства. Почему же лучшим вариантом считается пленка под карбон для автомобилей? Материал особенный и обладает множеством преимуществ. Главным достоинством покрытия является неповторимая текстура. Оставшиеся виды гладкие, блестящие, красочные, но без особых эффектов. Несмотря на такую уникальность, спектр предлагаемых цветов – обширный. Любая расцветка, создавая карбоновый эффект, выглядит безупречно.

Кроме этих качеств, карбон пленка на авто выгодно выделяется следующими свойствами:

  • легко наклеивается на все делали автомобиля, принимает любую форму;
  • значительно повышает прочность, из-за чего ее используют для защиты кузова, особенно в случае лакокрасочного покрытия;
  • маскирует мелкие неровности. Текстура под карбон создает визуальный эффект общего фона и не выдает дефектов поверхности;
  • стойкость к воздействию ультрафиолета – преимущественное свойство, в отличие от простого винила, который со временем теряет яркость цвета;
  • стоимость материала несколько выше обычного винила, но значительно ниже натурального карбона.

Виды карбоновой пленки

Развитие индустрии предлагает широкий спектр карбоновых пленок. Они классифицируются по свойствам и образуют три группы:

  • Пленка 2D. Это самый простой вид. На пленку наносят рисунок под карбон. Современные технологии позволяют сделать с легкостью, и эффект полностью отвечает внешним характеристикам первоначального материала. Чтобы рисунок закрепить, его ламинируют. Верхний слой также прибавляет прочности и является защитой. Карбон 2D используют для выделения некоторых деталей авто.

Карбоновая пленка 3D

  • Пленка 3D – более дорогостоящий метод покрытия. Пленку делают по специальной методике, она представляет собой трехмерную текстуру. С помощью специального оборудования на пленку наносится углеволокно и резиновые полоски. Такой метод создает эффект рельефа. Визуально образуется цветовой 3D-эффект: поверхность меняет цвет в зависимости от угла обзора. 3D-карбон не только по внешнему виду, но и тактильным ощущениям напоминает настоящий карбон. Это самый популярный вид тюнинга на сегодня.
  • Пленка 4D. Технологии не стоят на месте, и 4 года назад на рынке появился новый вид тюнинга. 4D-технология создает усиленный визуальный эффект, отличить такую пленку от настоящего карбона сможет только опытный специалист. Методика нанесения похожа на ЗD, однако волокна наносятся не полосками, а полусферами. Таким образом, уливается эффект и на ощупь винил не отличается от первоначального материала.

Пленка 4D – наиболее дорогостоящий вариант.

Подбор высококачественной карбоновой пленки с требуемым дизайном

По внешним характеристикам трудно определить качество пленки, но от этого будет зависеть срок эксплуатации. Высококачественная пленка всегда хорошо ложится без трещин, пузырей и лишних складок. Дешевые варианты обычно представлены китайскими производителями, такой винил слишком тонкий, рвется и склеивается. Кроме того, не всегда выдержана технология, за счет чего образуется контраст на швах.

Качественный карбон для авто производится по специальной технологии. Каландрирование поливинилхлорида – сложная методика нанесения текстуры. Должна быть выдержана одинаковая толщина, нанесение происходит на микроуровне при специальной температуре.

Глянцевый черный 4D карбон

Особое внимание стоит обратить на полимер ПВХ. Это вещество, позволяющее ровно разглаживаться и ложиться на поверхность автомобиля под воздействием температуры. Качественный полимер обеспечивает ровное покрытие неровных деталей однотонным слоем.

Еще одним важным показателем, на который стоит обратить особое внимание, становится клей, нанесенный на поверхность пленки. Качественный состав должен содержать точки для выхода воздуха. С помощью таких каналов избавляются от воздуха и выравнивают поверхность. Клей должен хорошо закреплять углы и край пленки, но при этом бережно ложиться на поверхность машины.

Наклеивание карбоновой плёнки на авто сухим и мокрым методами

Наклеить пленку на поверхность можно двумя способами. Если вы начинающий, то лучше проконсультироваться с профессионалами, они подскажут верный способ использования выбранного материала. Существует два метода: сухой и мокрый. Чтобы определить преимущества, необходимо охарактеризовать каждый:

  • Сухой метод. Пленка карбон накладывается на чистую, абсолютно сухую и обезжиренную поверхность и закрепляется магнитами. Заготовки отрезать острыми ножницами, оставляя по краям около 3 см, делается надрез и снимается защитный слой. Процедуру необходимо делать медленно, двигаться от центра до краев. Специальным ракелем разглаживать поверхность, не оставляя пузырей. Если все же они есть, избавиться можно с помощью фена. Повторить манипуляцию с каждой частью, оставшиеся отрезки закрепить на внутренней стороне, использовать только качественный клей.
  • Мокрый метод. Для начала следует очистить и обезжирить поверхность так же, как и при сухом методе. Затем дополнительно используется пульверизатор. С его помощью мыльный раствор необходимо распылить равномерно по всем деталям. Наклеивать нужно внимательно, слегка растягивать пленку, для повышения эластичности можно использовать фен. Такой метод используется для неровных деталей. Тюнинг готов после высыхания раствора под пленкой.
Читайте также:  Машина калина универсал ремонт

Наклеивание карбоновой плёнки на авто сухим и мокрым методами

Необходимый инвентарь

Пленка карбон на авто значительно преобразит автомобиль, если выдерживать технологию наклеивания. Перед началом работы нужно выбрать помещение. Оно должно быть светлым и теплым, не менее 20 градусов. Особый акцент делается на пыль – она повышает сложность работ, и есть вероятность образования пузырей.

Стоит подготовить полный инвентарь. Все должно быть под руками – пленка ждать не любит. Набор для тюнинга карбоном включает в себя:

  • два рекеля разной ширины;
  • ножницы и острый канцелярский нож;
  • обезжиривающее средство;
  • фен высокой мощности;
  • магниты (можно заменить малярным скотчем);
  • салфетка из микрофибры.

Для мокрого метода дополнительно нужен пульверизатор и подготовленный мыльный раствор. Весь инвентарь можно заказать вместе с пленкой или купить отдельно. Для оклеивания лучше выбрать теплый жаркий день, в таком случае скорее сохнет клей.

Фен высокой мощности

Этапы нанесения карбоновой пленки

При нанесении важно действовать по схеме. Процесс проходит в несколько этапов, которые стоит соблюдать для получения положительного результата:

  • Подготовка инвентаря и покупка пленки. Цена напрямую зависит от качества и производителя. Лучше приобретать проверенные марки, информацию о них можно получить в интернете или от пользователей.
  • Очищение и обезжиривание поверхности автомобиля.
  • Вырезание макета по контурам, оставляя края с запасом.
  • Отклеивание защитного слоя и приклеивание пленки к деталям, с разглаживанием ракелем.
  • Устранение дефектов с помощью горячей воздушной струи от фена.
  • При использовании мокрого метода после наклеивания поверхность нужно оставить на 20 минут и дать высохнуть.
  • Закрепление краев и удаление лишней пленки с помощью ножниц.
  • Натирание поверхности салфеткой из микрофибры. Она снимает отпечатки и другие следы без повреждений, придает материалу блеск.

По окончании процесса на капоте еще остаются пузыри. Но карбон пленка на авто имеет свои преимущества – эти изъяны почти незаметны и самостоятельно исчезают через несколько недель через микроканалы. Соблюдение технологии дает гарантию положительного результата.

Важные моменты работы своими руками

Сделать стильный и оригинальный тюнинг самостоятельно можно – нужно только заказать пленку карбон и пройти подготовительный этап. При первых попытках могут возникнуть сложности. Чтобы избежать неприятностей, следует соблюдать несколько правил:

  • большие детали после оклеивания нужно оставить на несколько часов в теплом помещении;
  • на протяжении месяца после проведения такого тюнинга не стоит мыть машину на мойках;
  • при вырезании трафарета оставлять большой запас – его будет легче закрепить;
  • на изгибах остаются пузыри и складки. В таких местах ракель может повредить пленку, поэтому рекомендуется разглаживать их пальцем;
  • чтобы пленка надолго оставалась красивой и безупречной, ежедневно необходимо протирать ее салфеткой. Не стоит использовать много моющих средств. На внешний вид карбоновой пленки негативно также влияет грязь.

Полный процесс оклейки длится около часа, если это первый опыт, то требуется немного больше времени. В итоге получается новый, стильный и статусный автомобиль за приемлемую цену.

Источник

[REVVED] Карбон: урок по композитным материалам

  • Посетителям
  • Новеньким
  • Патриотам

Ах, этот карбон! Это черное волокно с шелковистой поверхностью. Уложенный на поверхности со сложной геометрией, этот соблазнительный материал является предметом вожделения и фетишем многих продвинутых поклонников гоночных каров. Карбон – это не просто показной блеск, имитирующий виниловую «обертку» или текстурное покрытие деталей из ABS пластмассы. Вовсе нет. Это высокотехнологичный материал, имеющий конкретные качества, способы применения, недостатки и характеристики. Если речь заходит о карбоне, мы неизменно говорим об экономии веса, о прочности, жесткости и эстетике. И хотя все эти факторы имеют место быть, существует много заблуждений об этом шелковистом на ощупь и простейшем по своему составу материале.

Техническая составляющая любых разговоров о композитных материалах представляет собой огромное «поле», в котором непрерывно ведутся научные исследования и постоянно совершаются различные открытия. Мы собираемся затронуть всего лишь некоторые основы и, надеемся, сможем пополнить ваш запас знаний об этой удивительной технической ткани.

Карбон – это техническая ткань, состоящая из тысяч переплетенных между собой углеродных волокон, образующих ту самую ткань. Карбон выпускается в виде тканей с самыми разнообразными переплетениями в зависимости от целевого применения и является всего лишь одной частью конструкционных материалов, включающих в себя много частей, которые известны всем, как композитные материалы. Композиты производятся из составляющих, которые объединяют в себе качества разных материалов, а целью является отсутствие жесткости или получение прочности. В случае с карбоном, стекловолокном, Кевларом или другими аналогичными тканями, композитный материал, о котором идет речь, носит название «FRP» (Fiber Reinforced Polymer – полимер, армированный волокнами). В производстве такого полимера ткань используется для того, чтобы «усилить» конструкционную жесткость смолистого подслоя. Смола обеспечивает прочность композита, а карбон добавляет структурную целостность пластику, который в ином случае будет хрупким.

Как производится карбон?

Карбон (углеволокно), как видно из его названия, это ткань, состоящая только из угля и не имеющая иных элементов в своем составе. Но начинать производство просто с карбона и с создания ткани с переплетениями волокон было бы настоящим, но труднодостижимым, подвигом. Вместо использования карбона в качестве сырья, заводы по производству текстиля начинают с пластмасс с более сложным молекулярным составом, где толщина нити меньше толщины человеческого волоса. Затем требуется выполнить ряд определенных действий, начиная от термообработки и заканчивая химической обработкой. Окончательным результатом этих сложных процессов является доводка состава полимерных материалов до его самой эмпирической формы – формы чистого карбона.

Карбон часто замеряется и продается с ориентиром на несколько критериев, на тип плетения волокон, на абсолютные значения (измерение прочности отдельно взятого волокна) и вес ткани. Все замеры идут в унциях на квадратный ярд, плюс указывается количество волокон (обычно в диапазоне от 3 000 до 12 000 волокон).

Какие существуют типы переплетения?

Однонаправленное плетение подразумевает направление всех карбоновых жгутов (волокон) в одном и том же направлении. Плетение в этом стиле не является видимым невооруженному глазу. Поскольку плетение, как таковое, отсутствует, нити волокна необходимо как-то удерживать вместе. И в этом случае необходимо протягивать другую нить по диагонали или перпендикулярно так, чтобы ткань оставалась гладкой и равномерной (и этот элемент плетения не является конструкционным). В результате того, что жесткость ткани обеспечивается только в одном направлении, такой тип плетения редко применяется в автоспорте, где нагрузка может идти в любом направлении.

Двунаправленное плетение волокон:

Карбон двунаправленного плетения – это базовый и наиболее часто встречающийся тип переплетения волокна. Жгуты переплетаются друг с другом под требуемым углом, за счет чего ткань получает структуру типа «шахматная доска», где нити полотна прокладываются боком и по вертикали. В этом случае все волокна направлены таким образом, чтобы нагрузка могла налагаться в любом направлении, при этом композитный материал должен сохранять свою прочность.

Читайте также:  Ремонт нижней кромки двери автомобиля

Плетение по диагонали в две через две нити

Плетение по диагонали в две через две нити – это самый распространенный тип плетения карбона, который повсеместно применяется в автоспорте. Это плетение немного сложнее по сравнению с двунаправленным волокном, поскольку две нити проходят над другими двумя нитями, либо одна над двумя или две над одной. В результате такого переплетения нитей на ткани создается рисунок «елочка». Из-за того, что плетение две через две нити по диагонали идет как с вертикальными, так и с горизонтальными нитями (нить основы и уток), ткань становится очень гибкой и может принимать различные сложные формы. При работе с карбоном этого типа плетения не требуется выполнять такие работы, как «пакетирование», «растягивание» или резка.

Плетение по диагонали в четыре через четыре нити

Аналогично плетению по диагонали в две через две нити, а именно в четыре через четыре нити, этот тип относится к двустороннему переплетению по диагонали, где один жгут включает в себя четыре нити. В результате ткань не настолько плотная по сравнению с плетением в две через две нити, но в случае с изогнутыми поверхностями достигается лучший коэффициент покрытия, поскольку между фактическими точками переплетения «над и под» расстояние больше, что эффективнее, поскольку в этом случае достигается меньшее количество жестких швов. Благодаря этому покрытие карбоном изогнутых литых форм становится простым.

Прорезиненная карбоновая ткань – это очень специфический способ изготовления ткани, который встречается намного реже по сравнению со всеми типами плетения, которые мы обсуждаем. Прорезиненное плетение волокон означает, что каждая прядь состоит от 3000 до 12000 нитей, при этом каждая нить выкладывается плотно в ряд, одна за другой, образуя тончайшую карбоновую ленту. Стандартные пряди соединяются вместе посредством нескольких слоев карбоновых нитей. Прорезиненную ткань можно определить за счет наличия широких открытых участков. За счет шахматного порядка двунаправленного карбонового волокна со структурой прорезиненной ткани образуются квадратные участки размером один дюйм.

Карбон так же доступен в форме слоистого карбонопласта с предварительной обработкой. Если вам нужен блок, пластина, труба или другая форма, вы можете приобрести слоистый карбонопласт, изготовленный заводским способом.

Слоистые композиты могут включать в себя разнообразные материалы, а не только карбон: например, Кевлар, металлы, металлические или полимерные пены, сотопласты и т.д.

Слоистые блоки могут проходить механообработку, чтобы получить в итоге цельные детали из композитных материалов, внешне напоминающих слоистый песчаник.

Поскольку за счет крупного размера этих участков переплетения ткань теряет в своей плотности, точки плетения «над и под» находятся на большом расстоянии друг от друга. Итак, точки пересечения нитей находятся на расстоянии друг от друга, частота изменения направления сильно снижена, и ткань может намного плотнее прилегать к поверхности.

Как было описано на сайте Easy Composites , английском поставщике материалов и полимеров, «прорезиненные ткани набирают свою популярность в сфере применения высокотехнологичных композитов благодаря своему невероятно плоскому профилю, который практически исключает так называемый «копир-эффект» и эффект проявления определенной текстуры на поверхностях, требующих идеальной гладкости (например, крылья самолета).

Поскольку слой ткани намного тоньше, можно накладывать слой поверх другого слоя и тем самым достичь необходимых прочностных характеристик. Этот тип карбона часто используется в тех сферах, где аэродинамические характеристики преобладают над прочностными. Прорезиненная ткань имеет внешний вид, отличный от стандартного, который сразу вызывает или любовь, или ненависть.

Карбоновая ткань является только одной составляющей композитного материала, на который ссылаются, когда говорят об автоспорте и гонках на треках. Другим важным компонентом является смола, которая обогащает саму ткань и придает ей фактическую жесткость. Смолы применяются в различных полимерных «блюдах». Два наиболее часто используемых материала — это эпоксидная смола и полиэфирная смола. Любой, кто когда-либо работал со стекловолокном, чтобы просто починить хоть свою доску для серфинга, хоть деталь от автомобиля, знает, что эта смола может оказаться самой настоящей проблемой. Летучие органические соединения (ЛОС) – это пары, которые являются отличительной чертой многих вид смол, хотя в свободном доступе есть и такие, в которых эти химические составляющие, способные повредить ваш мозг, не применяются. Практически всем известен обратный эффект работы со смолой, когда надлежащие средства индивидуальной защиты не используются, но при этом развивается гиперчувствительность и аллергия. И эти случаи стали уже настолько привычными, что мы часто слышим анекдоты про людей, не способных находиться в помещении, в котором идет работа со смолой.

Эпоксидная смола – это самая распространенная многоцелевая структурная смола. Как и в случае с практически всеми типами смол, это двухкомпонентный раствор из смолы и катализатора. Время реакции варьируется, но при этом напрямую зависит от условий окружающей среды. Срок годности (рабочее время), в основном, составляет от пяти до тридцати минут. В общем, тепловое воздействие всегда ускоряет процесс «созревания», но весь процесс схватывания обычно занимает, ни много, ни мало, а целые сутки (24 часа) – если на смесь никак не воздействовать. По сравнению с полиэфирной смолой эпоксидная смола отличается более высокой прочностью, но требует терпения при работе с ней.

Полиэфирная смола – это более дешевая альтернатива эпоксидной смоле, с быстрым временем схватывания. В основном, она используется в тех ситуациях, когда структурная целостность уступает эстетической стороне вопроса, как утверждают специалисты с сайта easycomposites.co.uk: «Тем не менее, существуют ситуации, в которых многослойная структура имеет наименьшее значение, а такие свойства, как внешний вид, стойкость к УФ излучению и цена, стоят на первом месте по своей значимости».

Препреги (ткани с предварительной пропиткой)


http://www.easycomposites.co.uk/

Некоторые ткани из карбона могут выпускаться, как предварительно пропитанные раствором смолы, где катализатором выступает термообработка. Препреги используются во многих промышленных сферах, занятых производством композитов, поскольку их применение не требует выполнения каких-то сложных процессов, а при непосредственной работе беспорядок сведен к минимуму: нужно всего лишь смешать смолы и уложить влажную ткань слоями.

Препреги также являются предпочтительным материалом в тех сферах промышленности, где вес играет важную роль. К таким сферам относится авиация, где большая часть от массы деталей приходится на смолу, а не на ткань. С учетом того минимума, который нужен для тщательной и равномерной пропитки ткани смолой, препрег может применяться для создания самой прочной и легковесной конструкции.


Для достижения фактурности используется обычная малярная кисть, с помощью которой смола наносится на ткань внутри формы.

Традиционно небольшие детали выкладываются во влажном состоянии, вместе с вогнутой формой, затем создается пробка (но это уже другая история). Сухая ткань размещается внутри формы. Смола наносится малярной кистью до тех пор, пока ткань не будет ей насквозь пропитана или насыщена. Следующие слои ткани кладутся поверх первого слоя, при этом нужно соблюдать направление плетения: 45 градусов для двунаправленного плетения и 90 градусов для ткани с саржевым переплетением. Если слои ткани не совпадают по направлениям, на выходе деталь потеряет свою жесткость по одной оси, а по другой будет слишком усилена.


Формовка с помощью вакуумного мешка помогает удалять воздушные пузырьки и излишки смолы с поверхности композитных деталей.

Уложив, таким образом, столько слоев ткани, сколько необходимо для получения нужной толщины, излишек смолы соскребается с помощью скребка так, будто вы убираете воду со своего ветрового стекла. Затем деталь подвергается обработке в вакуумном мешке под низким давлением. В результате смола заполняет все оставшиеся воздушные пустоты, вытесняя тем самым мельчайшие воздушные пузырьки, а излишки смолы уходят.


Автоклавы – это духовки, внутри которых происходит затвердевание деталей из композитных материалов.

В некоторых случаях все эти манипуляции выполняются в обратном порядке. Сухая ткань подвергается обработке в вакуумном мешке в форме, и только затем наносится смола. Благодаря этому методу отходы и грязь отсутствуют. На финальном этапе проходит термообработка. Все детали «запекаются» внутри духовки под давлением, так называемом автоклаве, и смола полностью схватывается.

Хотя большинство не имеет доступа к специализированному оборудованию, такие процедуры, как обработка в вакуумном мешке и запекание в автоклаве являются факультативными для рабочих деталей, структура которых не должна отвечать специфическим требованиям.

Карбон набрал свою силу в автомобильной сфере промышленности. На вторичном рынке карбон – это материал, который чаще всего используется для покрытия деталей. Кузовные детали, детали для внутренней отделки салона – и все это выполнено из карбона, который обеспечивает автомобилю внешний вид высочайшего класса. Функционально детали из карбона применяются практически во всех сферах – начиная от автомобильной промышленности, продолжая судостроением и заканчивая авиацией.

Карбон используется в постройке гоночных кресел, карданных валов, таких защитных приспособлений, как шлемы и средства пассивной безопасности (подголовники), и даже технология производства составных пружин начинает применять карбон для систем подвесок.


Карбон также служит для покрытия труб, обеспечивая тем самым необходимую прочность на разрыв.

Карбон – это не панацея

Привлекательность карбона настолько высока для многих, что сегодня существует тенденция неверного использования этого материала в тех сферах, где наилучшим решением до сих пор является металлический сплав. Карбон, а особенно смола, плохо переносят работу в высокотемпературной среде, с теплозащитой, с компонентами выхлопной системы или любыми другими деталями двигателя. Когда в этих случаях карбон выбирается в качестве исходного материала, следует очень тщательно проводить оценку рабочих условий. Существуют жаропрочные смолы, но сфера их применения до сих пор имеет свои ограничения.


Слабым местом любых композитов являются повреждения при ударе.

Карбон может похвастаться тем, что эта (уже ставшая крылатой) фраза полностью отвечает его сущности: чем легче алюминий, тем прочнее сталь. Хотя это действительно правда, важно понимать, что речь идет о прочности на разрыв, а не об ударной вязкости или жесткости. С инженерной точки зрения «ударная вязкость» — это технический термин, который говорит об износостойкости, поскольку этот композит является армированным слоистым полиэстером, сопротивление удару которого — низкое. И даже слабый точечный удар может привести к отслаиванию и, в кончено итоге, выходу материла из строя. По этой причине карбон не может применяться для создания износостойких или многоразовых опорных плит седельно-сцепного устройства удовлетворительного качества, для производства различных компонентов подвески или любых других деталей, которые эксплуатируются в условиях максимальной нагрузки.

Карбон является проводимым материалом! Чистый карбон чрезвычайно эффективно передает тепло сам по себе. Например, капот автомобиля, выполненный из карбона, может очень быстро нагреваться на солнце до нескольких сот градусов. Ультрафиолетовые лучи могут повредить композит: придать ему желтый оттенок или стать причиной растрескивания смолы, поэтому деформация является распространенным дефектом. В авиации многие запчасти из карбона покрываются глянцевой белой краской, поскольку тепло, образующееся от воздействия УФ лучей, может деформировать раму, оказать негативное воздействие на аэродинамические характеристики. Кроме того, УФ лучи могут как-то иначе изменить структуру самолета.

Карбон – это еще и электропроводящий материал. Возможно, вас смутит то, каким же образом композит на основе пластмассы может вдруг стать электропроводящим, но ткань из чистого карбона «прокладывает» своеобразный путь электричеству, даже если карбон обогащен изоляционным полимером. Когда карбон выбирается в качестве поверхности для электроники или в качестве кожуха охлаждающего вентилятора, убедитесь в наличии заземления, которое не должно «проходить» через карбон. Анекдот из жизни: мы как-то были свидетелями чуть не начавшегося возгорания в двигателе владельца грузовика Geiser Trophy, поскольку он просто-напросто не верил, что карбон является проводимым материалом, а возгорание смолы – это вам не шутки.


Ткань из карбона является электропроводящим материалом. Фото любезно предоставлено SAE.

Работа с карбоном

Если стекловолокно когда-нибудь попадало вам на кожу, то вы знаете, как сильно раздражают эти невидимые глазу частички. А карбон гораздо хуже! Избегайте прикасаться голыми руками к рваным краям карбона и к рубленому волокну.


Запрещено сгибать ткань из карбона, хранить его можно только в рулонах.

При заказе ткани из карбона важно убедиться, что он поставляется в рулонах, как оберточная бумага. Карбон, упакованный «сложениями», будет иметь загибы и, в результате, конструкционная целостность его загнутых волокон будет нарушена. Соблюдайте эти инструкции при работе с материалом, и храните ткань в чистоте во избежание появления пыли и жирных отпечатков пальцев, обеспечивая при этом максимально правильную укладку. Смешивать смолу необходимо в небольших емкостях, что является нормой. Будьте внимательны, смолу нельзя смешивать в емкостях, покрытых воском. Воск вступает в реакцию со смолами, в результате чего смола затвердевает. Затвердевание смолы – это экзотермическая реакция, что значит нагнетание тепла в качестве побочного продукта в результате химической реакции. Смешивая большое количество смолы, убедитесь, что ее излишки находятся вне зоны хранения горючих материалов, иначе существует высокий риск возникновения пожара.

Объем базовых знаний, которые мы даже не затронули в этой статье, просто огромен. Но мы надеемся, что этот общий обзор помог вам лучше представить себе, что такое карбон. Это крайне универсальный и прочный материал, если с ним обращаться с умом. Но если его использовать неверно, он становится самым настоящим бельмом на глазу. Создание простых деталей в домашних условиях не представляет собою никаких сложностей, но приготовьтесь выделить немного больше времени на работу с ним по сравнению со стекловолокном. Учитывайте в своем проекте все – цели, бюджет. И только потом принимайте решение, является ли карбон правильным выбором или вам просто хочется добавить эстетики своему автомобилю?

Цветной кевлар и карбон – это один из способов «приодеть» композитные детали собственного производства.

Источник

Читайте также:  Особенности ремонта кузова автомобиля
Оцените статью
Слоистый карбонопласт

Фото: «Rockwest Composites»