Категории ремонта ремонт корпуса судна

Общие понятия о технологии ремонта корпуса судна

Основной технологический процесс ремонта корпуса судна разделяют на стадии, определяющие последовательность выполнения всех ремонтных работ.

Подготовительная стадия технологического процесса заключается в подготовке судна и производства для ремонта корпуса. При подготовке судна производят удаление топлива, остатков груза, очистку -помещения и другие работы. Основой подготовки производства являются ремонтная документация, включающая составленные экипажем судна ведомости, определяющие объем ремонта, техническая и технологическая ремонтная документации, разрабатываемые проектными организациями. На основании этой документации судоремонтное предприятие производит заготовку конструкций корпуса и другие работы, которые можно выполнить до подхода судна к ремонтной базе. Эти работы называют «нулевым этапом ремонта». Одновременно производят материально-техническую подготовку производства.

Стадия дефектации заключается в производстве освидетельствования корпуса судна с целью определения технического состояния корпуса и отдельных его конструкций и установления объема и способов выполнения ремонта.

В стадию подготовки деталей, узлов и конструкций корпуса входят работы по обработке металла, заготовке и предварительной сборке заменяемых деталей, узлов и конструкций корпуса в цехе.

Стадия замены и восстановления конструкций корпуса предусматривает выполнение всех работ по ремонту корпуса судна как на плаву, так и в доке, на слипе. На этой стадии производят разборку корпусных конструкций, подлежащих ремонту, а также демонтаж трубопроводов, механизмов и других устройств и оборудования, выемку защитных щитов в трюмах, разборку изоляции зашивки и отделки кают, деревянного настила, удаление цементных ящиков и др. После окончания всех работ испытывают корпус или отдельные конструкции на водонепроницаемость.

Применительно к ремонту корпуса судна существуют следующие виды обобщенных корпусных работ: замена поврежденных или изношенных элементов и конструкций в целом; установка новых (дополнительных) деталей конструкций; правка деформированных корпусных конструкций или отдельных элементов; демонтаж отдельных элементов конструкций по технологическим причинам (например, для доступа в отсек); наплавка разрушенных коррозией сварных швов и коррозионных язвин.

Порядок и очередность выполнения работ по ремонту корпуса должен быть увязан с работами по ремонту механизмов, устройств, систем и другими ремонтными работами.

На судоремонтных предприятиях ремонт корпуса осуществляют индивидуальным (подетальным), секционно-блочным методами ремонта.

При индивидуальном методе производят ремонт отдельных элементов конструкций корпуса. Такой метод ремонта применяют при текущем ремонте корпуса, когда объем ремонтных работ небольшой.

Секционно-блочный метод (см. § 53) является наиболее эффективным способом ремонта конструкций корпуса при наличии больших повреждений. Одним из главных преимуществ этого способа является возможность производства работ в цехе, а также предварительное изготовление секций и блоков до прихода судна на ремонт по «нулевому этапу».

В процессе производства ремонта корпуса инспекция Регистра ведет техническое наблюдение и контроль. Работы по ремонту судна, подлежащие обязательному контролю Регистра СССР или речного Регистра РСФСР, следующие:
выборочная проверка материала, применяемого для ремонта прочного металлического корпуса судна (листовой, профильной, полосовой) ;
выборочная проверка качества применяемых электродов, заклепок, флюсов, защитного газа, гужонов и др.;
наружный осмотр после монтажа корпусных литых и кованых деталей (штевни, мортиры, кронштейны) и проверка качества сварных швов;
выборочная проверка качества работ по сборке под сварку и клепку корпусных конструкций;
наружный осмотр качества выполненных работ и выборочная проверка размеров элементов набора, калибров швов (наружная обшивка, палубы, платформы, двойное дно, продольные и поперечные связи, водонепроницаемые переборки, шахты, туннели гребных валов, надстройки, рубки и др.), а также проверка качества сварных швов дефектоскопией;
проверка качества материала, наружный осмотр, выборочная проверка размеров элементов фундаментов под главные механизмы и котлы и под другие ответственные механизмы и устройства;
выборочная проверка качества работ и испытание на водонепроницаемость грузовых люков, лацпортов, световых и прочих люков и закрытий (иллюминаторы, водонепроницаемые двери и прочие отверстия и их закрытия в корпусе судна);
испытания на водонепроницаемость отсеков корпуса судна, перекрытий, цистерн, наружной обшивки, палуб, переборок и др.

Читайте также:  Механика ремонт двигателей варшавка

Непосредственно перед началом ремонта владелец судна согласовывает с инспекцией Регистра ведомости на ремонт корпуса, а также чертежи на восстановление, переоборудование или модернизацию корпуса, проводимые во время ремонта.

Завод, выполняющий ремонт корпуса судна, должен получить одобрение инспекции Регистра на выпускаемые рабочие чертежи, технические условия, различные технологические процессы ремонта или изготовления ответственных конструкций корпуса.

В процессе проверки и испытания материалов и изделий, используемых при ремонте корпуса, а также выполнения ремонта корпусных конструкций инспекция Регистра устанавливает их соответствие Государственным стандартам (ГОСТам), утвержденной и согласованной технической документации и правилам Регистра.

Результаты осмотров или освидетельствований предъявляемых узлов, деталей и механизмов инженер Регистра заносит в акт специальной формы.

Для успешного и качественного выполнения ремонта корпуса судна используется соответствующая технологическая документация, в которой дается подробное описание работ, подлежащих выполнению в процессе ремонта; способы их выполнения; инструмент приспособления и оснастка, необходимые для ремонта; последовательность производства работ; перечень материалов (по маркам, видам и размерам); состав бригады и квалификация рабочих; время, необходимое для производства ремонтных работ, и порядок производства испытания конструкции на непроницаемость. Для обычных текущих работ по ремонту корпуса судна подробные технологические процессы не составляют. В этом случае пользуются обычно типовым технологическим процессом. Для конкретного судна выпускают чертеж или эскиз, на котором указывают поврежденные места, а при помощи условных обозначений видов ремонта — метод ремонта данной конструкции (рис. 110). Дополнительно к таким чертежам (эскизам) даются технологические указания о марке материала (листов, профилей), испытании конструкции на непроницаемость.

Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, обводя на чертеже (эскизе) соответствующим цветом контуры заменяемых (ремонтируемых) конструкций корпуса, участков листов и набора.

Источник

Подготовка судна к ремонту корпуса

Классификация ремонта

При надлежащем техническом обслуживании судна в эксплуатационных условиях и правильном своевременном выполнении профилактических работ, а также при своевременном обнаружении дефектов и их устранении можно добиться бесперебойной эксплуатации судна без ежегодного ремонта или с незначительным ремонтом.

Для поддержания судна в рабочем состоянии в течение всего срока его службы проводится планово-предупредительный ремонт (ППР).

Ремонт наряду с правильной организацией технической эксплуатации судна обеспечивает предупреждение износов элементов судна, превышающих допустимые величины и устранение дефектов, возникающих в результате нормального износа корпуса и судна в целом. Ремонт производят, как правило, с выводом судна из эксплуатации на специализированных судоремонтных предприятиях.

Ремонт судов выполняют по планово-предупредительной системе, которая предусматривает плановые осмотры корпуса, надстроек и механизмов судна, периодическое проведение (в установленные сроки) ремонта в объеме, обеспечивающем работоспособность судна до следующего планового ремонта.

В планово-предупредительной системе ремонта судна предусматривается для судов морского флота две категории заводского ремонта — малый и большой.

Малый ремонт сочетает в себе работы по сохранению и возобновлению работоспособности судна и обычно выполняется один раз в два года. Малый ремонт судна должен обеспечить безотказную работу его до очередного малого или большого ремонта.

Большой ремонт — это такой ремонт, в процессе которого выполняются работы по приведению всех частей судна в исправное состояние. Большой ремонт судна должен обеспечить надежность работы судна до следующего большого ремонта при условии выполнения работ, предусмотренных соответствующими правилами и инструкциями, а также выполнения промежуточных ремонтов.

Большой и малый ремонты охватывают весь комплекс элементов корпуса, надстроек, механизмов, подлежащих ремонту, а также докование (слипование) для ремонта подводной части корпуса (ремонт наружной обшивки, винто-рулевого устройства, дейдвудных валов, забортной арматуры, очистки и окраски подводной части корпуса и др.).

Читайте также:  Инжектор для ремонта стекол abro 12

В промежутках между заводскими ремонтами производят работы текущего характера (текущий ремонт), которые являются непрерывными и выполняются в порядке технического обслуживания экипажем без вывода судна из эксплуатации. Кроме рассмотренных категорий ремонта, производится поддерживающий, восстановительный и аварийный ремонты, не входящие в систему планово-предупредительного ремонта.

Поддерживающий ремонт выполняется на устаревших судах в последние годы их эксплуатации.

Восстановительный ремонт проходят суда, длительное время находившиеся в эксплуатации и потерявшие класс Регистра, а также суда, получившие большое повреждение при авариях и стихийных бедствиях.

Аварийный ремонт судов не имеет заранее установленных градаций: его объем определяется характером и размерами повреждений.

Для защиты корпуса от коррозии, обрастания и восстановления ходовых качеств суда подвергаются докованию. При доковании устраняют неисправности корпуса, винто-рулевого комплекса, донно-заборной арматуры, а также выполняют сопутствующие работы. Периодичность докования устанавливается в соответствии с положением (правилами) ремонта судов и требованиями Регистра. Периодичность ремонта- судов устанавливают Министерства морского флота (для морских судов) и речного флота (для судов внутреннего плавания).

Планово-предупредительная система ремонта (ППР) судов Министерства речного флота предусматривает следующие категории ремонта: текущий, средний и капитальный.

Средний и капитальный ремонты — основные категории ремонта, выполняемые судоремонтными предприятиями для обеспечения работоспособности, сохранения и улучшения эксплуатационно-технических качеств судна в течение всего срока его службы.

При выполнении среднего и капитального ремонтов производится обнажение подводной части корпуса судна докованием, слипованием или другим способом. В систему ППР не входят аварийный, восстановительный и повторный ремонты.

Источник

Виды и категории ремонта

Основной системой ремонта судов морского флота является система планово-предупредительных ремонтов (ППР), при которой судно после определенного, заранее установленного периода эксплуатации подвергается определенному виду ремонта. Система ППР действует в течение всего расчетного срока службы судна. Для судов Министерства морского флота установлены следующие виды ремонта: большой и малый (входят в систему ППР); восстановительный аварийный и поддерживающий (не входят в систему ППР).

Большой ремонт производится периодически. Сроки между большими ремонтами зависят от типа и назначения судна и назначаются в соответствии с «Положением о ремонте судов» (4—6 лет). В процессе большого ремонта выполняются работы, обеспечивающие восстановление технико-эксплуатационных характеристик судна и поддержание его в исправном техническом состоянии до очередного ремонта. Большой ремонт осуществляется в заводских условиях.

Малый ремонт судна производится ежегодно. Назначение малого ремонта — обеспечить исправное техническое состояние судна на предстоящий эксплуатационный период. Малый ремонт выполняется с выводом и без вывода судна из эксплуатации.

Восстановительному ремонту подвергают суда, выбывшие из состава действующего флота по непредвиденным обстоятельствам или из-за большого износа. Разрешение на этот ремонт дает Министерство морского флота для уникальных судов и судов, имеющих особую ценность. После выполнения восстановительного ремонта и сдачи в эксплуатацию судно вводится в систему ППР.

Аварийный ремонт предусмотрен для судов, получивших аварийное повреждение, без устранения которого судно нельзя эксплуатировать.

Поддерживающий ремонт предназначен для судов, исключенных из системы ППР в связи с истечением срока службы. Обычно, однако, при надлежащем уходе и выполнении ремонтных работ определенного объема такие суда еще можно эксплуатировать некоторое время, с ограничением района плавания или с использованием не по прямому назначению.

Для отдельных механизмов, комплектов, узлов и элементов корпуса судна установлены две категории ремонта: ремонт текущий и ремонт капитальный. Текущий ремонт — это ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов, деталей, элементов корпуса судна. Следует помнить, что малый ремонт предусматривает ремонт судна в целом. В период малого ремонта судна вместо ремонта отдельных механизмов, комплектов и узлов производят их замену с целью сокращения сроков ремонта. Капитальный ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов и частей корпуса судна выполняют с целью полного восстановления их нормальных технико-экономических характеристик. При этом ремонте заменяют или изготовляют механизмы и узлы, заменяют участки труб и др.

Читайте также:  Ремонт обмоток силовых трансформаторов презентация

При большом ремонте судна выполняют в основном работы, соответствующие капитальному ремонту механизмов, комплектов, узлов и частей корпуса судна и их замене. В то же время при большом ремонте судна, наряду с выполнением капитальных работ, может производиться текущий ремонт отдельных механизмов, комплектов, узлов и частей корпуса судна. Таким образом, понятие «виды ремонта» мы относим к ремонту судна в целом, а понятие «категория ремонта» — к ремонту отдельных механизмов, комплектов, узлов, частей корпуса судна.

Индустриальные методы ремонта заключаются в разработке и осуществлении организационных принципов, а также в применении технологических процессов, присущих высокоразвитым машиностроительным предприятиям. На судоремонтных предприятиях применяют различные методы ремонта: индивидуально-осмотровый, агрегатный, стандартный, комплектно-узловой и секционный.

При рассмотрении методов ремонта нельзя смешивать их с категориями и видами ремонта, так как при судоремонтных работах, независимо от категории или вида ремонта, могут применяться все указанные выше методы ремонта. Например, механизмы при капитальном ремонте обычно ремонтируют агрегатным методом, а для двигателей внутреннего сгорания большой мощности при капитальном ремонте применяют комплексно-узловой метод ремонта.

Индивидуально-осмотровый метод ремонта заключается в том, что ремонтная бригада разбирает в определенной последовательности судовые механизмы, выявляет имеющиеся дефекты, устраняет их, заменяет неисправные детали, собирает механизм и устанавливает его на место. Недостатки этого метода: большая продолжительность ремонтных работ, увеличивающая простои судов в ремонте, отсутствие специализации рабочих и потребность в рабочих высокой квалификации. Кроме того, нарушается ритмичность работы цеха, что затрудняет планирование. Этот метод нельзя в полной мере отнести к индустриальным методам ремонта, но он еще имеет значительное распространение. Для повышения производительности труда при этом методе вводят специализацию по отдельным видам работ, организуют бригады, выполняющие работы по однородным механизмам. С вводом в эксплуатацию новых крупносерийных судов объем работ, выполняемых этим методом, резко сократится.

Агрегатный метод предусматривает замену изношенных механизмов и узлов новыми или заблаговременно отремонтированными. Для осуществления этого метода создается так называемый обменный фонд механизмов, узлов и сменных деталей. Снятые с судна неисправные механизмы передают в ремонт, после чего через склад новых и отремонтированных комплектов, узлов и механизмов их устанавливают на любое судно той серии, для которой они были запроектированы. Так же поступают с деталями, узлами и другими изделиями. Агрегатный метод сокращает сроки ремонта, содействует специализации рабочих, обеспечивает равномерную загрузку цехов судоремонтного предприятия, способствует снижению стоимости ремонта.

Сущность стандартного метода заключается в том, что ответственные детали судовых механизмов подвергают ремонту по единому технологическому процессу. При этом детали восстанавливают до очередных стандартных размеров. Этот метод позволяет внедрить передовую технологию, современные методы восстановления деталей, специализированную оснастку, инструмент и поточность производства. В связи с ростом серийности судов и наличием однотипных механизмов агрегатный метод в сочетании со стандартным находит широкое применение в судоремонте.

Комплектно-узловой метод предусматривает изготовление или восстановление до ремонтных размеров отдельных комплектов и узлов механизмов в условиях завода, с последующим монтажом их на судне. В настоящее время на многих судах морского флота установлены крупногабаритные двигатели внутреннего сгорания. Ремонт таких двигателей агрегатным способом без разборки на узлы весьма затруднителен, так как необходимы специальные подъемные средства и большие затраты времени. Комплектно-узловой метод в этом случае значительно сокращает сроки, а также стоимость ремонта по сравнению с агрегатным и индивидуально-осмотровым методами.

Сущность секционного метода заключается в том, что заблаговременно, до постановки судна в ремонт, изготовляют необходимые секции и блоки корпуса судна. При ремонте судна изношенные элементы корпуса вырезают и вваривают изготовленные заранее.

Источник

Оцените статью