- Ремонт катушки своими руками
- Частые неисправности катушек:
- Ремонт безынерционных катушек самостоятельно
- Скрип катушки
- Неравномерное наматывание лески
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Повреждение шпули катушки
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Подача лески спиралью
- Самозатягивание фрикциона
- Ремонт катушки у специалиста
- Уход и профилактика поломок
- Чистка катушки
- Смазка катушки
- Как починить катушку дуга не держится. Ремонт безынерционных катушек или правильная их эксплуатация
- Проще некуда
- Сложнее – значит, лучше?
- Разборка и смазка катушек своими руками
- Тюнинг дужки лесоукладывателя
- Как разобрать безынерционную катушку
- Этапы разборки катушки:
- Содержание
- Смазка безынерционной катушки
- Смазка для катушек
- Прелюдия к статье
- Порядок обслуживания рыболовных катушек можно условно разделить на несколько этапов:
- Для разборки рыболовной катушки потребуется:
- Разборка рыболовной катушки Shimano Stradic 2500FB
- Подшипники
- Разборка ротора рыболовной катушки Shimano Stradic 2500FB
- Промывка катушки
- Смазываем рыболовные катушки
- Как правильно разобрать катушку
- Клипса для фиксации шнура/лески на шпуле
- Поломки и ремонт
- Потеря ручки
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Постоянные обрывы лески
- Леска подается спиралью
- Внутренний шум
- Неравномерное наматывание лески
- Защитный чехол на шпулю, защищающий от повреждений
- Уход за катушкой и профилактика поломок
Ремонт катушки своими руками
Большинство неисправностей спиннинговых катушек, которые возникают в ходе эксплуатации последних, можно устранить самостоятельно. В иных случаях всё же приходится обращаться в мастерскую, где за определенную плату опытные профессионалы отремонтируют любую катушку.
При обоих вариантах владелец сможет не только существенно сэкономить денежные средства, но и продолжить далее использовать полюбившуюся модель, а не покупать новую. Перед обзором распространенных поломок не лишним будет ещё раз напомнить, что эффективность и долговечность любой катушки во многом зависит от регулярного технического обслуживания!
Покупая новую катушку, обращайте внимание на ее производителя, стоит отдать предпочтение катушкам от фирмы Shimano, Daiwa и Ryobi.
Частые неисправности катушек:
- Скрип катушки
- Шум внутри катушки
- Механизм катушки клинит под нагрузкой
- Самосброс дужки лесоукладывателя
- Отказ стопора обратного хода
- Повреждения бортика шпули
- Обрывы лески под гайкой фрикциона
- Подача лески спиралью
- Неравномерное наматывание лески
- Самозатягивание фрикциона
Если вы хотите более подробно разобраться в теме выбора катушек для спиннинга, советуем наш интересный обзор — ссылка .
Ремонт безынерционных катушек самостоятельно
Далее мы описали, что именно нужно делать с вышеописанными проблемами катушек. Но не все проблемы безынерционных катушек можно решить самостоятельно, ведь могут потребоваться новые детали, которые бывает очень трудно достать, к примеру, главную пару для конкретной катушки.

Скрип катушки
В случае возникновения постоянных скрипов внутри катушки необходимо смазать её детали. Конечно, определить, какие именно детали требуют смазки, не так-то просто, потому оптимальным вариантом в такой ситуации будет процедура полного смазывания всего механизма катушки. При наличии хотя бы элементарных навыков в разборе, чистке и процессе смазывания внутренностей катушки никакие сложности возникнуть не должны. Как разобрать, почистить и смазать катушку читайте в статье — Обслуживание катушки.
Неравномерное наматывание лески
Иногда возникает небольшой казус, заключающийся в неравномерном наматывании лески, когда на шпуле образуется передний или же задний конус.
Эту мелкую погрешность можно легко исправить следующим образом: намотка лески конусом вниз устраняется путём снятия одной шайбы с основного вала катушки, а проблема с направлением конуса лески вверх – наоборот путём добавления ещё одной шайбочки.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Достаточно распространенная проблема, когда дужка лесоукладывателя самостоятельно сбрасывается в положение для подмотки лески, что зачастую может приводить к плачевным последствиям. Для устранения этой проблемы сначала стоит попробовать потуже подтянуть болты, с помощью которых и крепится дужка. Если такая простая процедура не поможет, следует придать большей упругости пружине под крышкой. Это можно сделать путём установки прокладки на стержень или же просто поставить новую, более жесткую пружинку.
Отказ стопора обратного хода
Когда отказывает стопор обратного хода, ручка катушки легко вращается назад-вперед и при включении блокировки. Как правило, в современных катушках стопор сделан на основе обгонной муфты, и суть проблемы с ним чаще всего заключается в попадании грязи или в скоплении густой смазки. В такой ситуации нужно разобрать муфту, очистить и аккуратно смазать её маслом.

Шум внутри катушки
Если вы услышали неестественные звуки, исходящие из катушки, желательно сразу же прекратить эксплуатацию изделия. Появление шумов может быть связано с тем же загрязнением, а также с поломкой подшипников или иных деталей. Дальнейшие действия – разбор катушки и последующее смазывание или замена поврежденных деталей, в зависимости от конкретной проблемы.
Механизм катушки клинит под нагрузкой
Когда при подмотке лески отчётливо слышны стуки внутри катушки, она периодически заедает и вовсе клинит под некоторой нагрузкой, можно смело говорить о повреждении механизма главной передачи. Скорей всего потребуется замена ведущей и ведомой шестерней на новые.
Повреждение шпули катушки
Наличие повреждений на бортике может существенно повлиять на дальность заброса, и, естественно, только негативным образом. Также из-за царапин и неровностей шпули часто страдает и сама используемая леска, сокращается срок её эксплуатации.
Поэтому после обнаружения таких дефектов поспешите устранить их путём шлифовки и полировки поверхностей. В некоторых современных катушках на бортик шпули наносится специальное напыление из твердого металлического сплава, которое желательно оставить на месте.
Обрывы лески под гайкой фрикциона
В катушках с передним фрикционом фиксирующая гайка находится чуть-чуть выше кромки шпули, всего на каких-нибудь 1-2 мм. Из-за этого часто леска зацепляется за гайку и попадает под кромку, что приводит к запутыванию и обрывам. Чтобы ликвидировать данную проблему, нужно разобрать катушку, снять гайку и шайбочки фрикционного тормоза, и заменить фетровою прокладку на тонкую прокладку из пластика.
Подача лески спиралью
Когда леска в процессе заброса сходит спиралью, причина кроется в попадании грязи внутрь механизма ролика лесоукладывателя. Способ ремонта привычный: разбор, чистка и смазка ролика лесоукладывателя.
Самозатягивание фрикциона
Из-за самозатягивания фрикционного тормоза во время стравливания лески последняя часто рвётся, реже происходит поломка механизма катушки. Данный недостаток встречается преимущественно в дешевых катушках низкого качества, и, к сожалению, как таковые способы его устранения отсутствуют.
Ремонт катушки у специалиста
В сложных ситуациях с целью ремонта любимой модели катушки лучше обратиться за помощью к специалисту, за спиной которого уже десятки отремонтированных и правильно настроенных катушек. Мастера, занимающиеся ремонтом спиннинговых катушек, имеют в своём распоряжении широкий ассортимент деталей для изделий любой категории, а потому наверняка у них найдётся, чем заменить поврежденный элемент вашей модели. Опытный специалист может осуществить не только непосредственно сам ремонт, но и смазать попутно детали, провести точную регулировку главной пары шестерней.
Уход и профилактика поломок
Стабильная работа катушек и срок их службы во многом зависят от обращения с изделием. Аккуратная транспортировка катушек и бережный уход наверняка продлят им жизнь. Избегайте падений и ударов катушки, старайтесь поменьше окунать её в воду, не кладите катушку в песок.
Чистка катушки
Попадание песка внутрь корпуса приводит к быстрому износу деталей, прежде всего, главной пары шестерней. В связи с этим нужно обязательно периодически разбирать и чистить катушку.
Мы написали очень полезную статью, в которой подробно описали процесс разборки, чистки, смазки и сборки катушки. В статье вы узнаете про внутреннее строение катушек, виды смазок и другие ценные советы. Читайте про это по ссылке тут — разборка и смазка катушек .
Смазка катушки
Ещё одна причина поломок катушек – отсутствие смазки внутренних механизмов. После каждой чистки от песка и грязи детали необходимо смазывать. Используемое для этого дела масло должно быть не слишком густым, без различных присадок, которые могут повредить детали из пластика. Естественно, лучше прикупить специальное масло, предназначенное именно для смазывания катушек.
Бережная эксплуатация и периодическое техобслуживание продлят жизнь катушки и защитят её от поломок. Если же последние всё-таки возникли, нужно своевременно заняться ремонтом на ранней стадии, чтобы мелкая проблема не превратилась в большую или вовсе критическую.
Источник
Как починить катушку дуга не держится. Ремонт безынерционных катушек или правильная их эксплуатация
Виной непреднамеренного «заброса без возврата» бывает чаще всего самопроизвольное закрывание, или, как говорят, «захлопывание», дужки лесоукладывателя. Причин же, вызывающих такое поведение столь важного узла «безынерционки», может быть довольно много, но основных три: слабая фиксация дужки в открытом положении, большая масса самой дужки и слишком малый угол хода рычага ролика лесоукладывателя. Все эти явления рассмотрим подробнее на примере разных конструкций узлов возврата дужки у распространенных моделей безынерционных катушек.
Проще некуда
Большинство катушек экономкласса оснащены наиболее простыми по устройству системами возврата и фиксации дужки лесоукладывателя. Сама дужка, как правило, выполнена из стальной монолитной проволоки, либо нержавеющей, либо с покрытием из относительно недорогого нитрида титана. Диаметр проволоки может доходить до 2 мм при массе дужки порядка 8 г с узлом крепления. Собственно, такая излишняя мощность ни к чему – дужка мало подвержена нагрузкам, ее задача всего лишь захватить леску, после того как заброс завершен и начата подмотка. Стоит напомнить, что безынерционные катушки изначально были придуманы для того, чтобы максимально упростить заброс и подмотку приманки, тем самым сделав процесс рыбалки более комфортным даже для «чайников», наконец-то решивших посвятить один свой уикэнд этому занятию. Поэтому изначально возврат дужки в положение «на подмотку» был сделан автоматическим. Как только рыболов провернет ручку «безынерционки», управляющий рычаг в стойке ротора наедет на «горочку» корпуса (фото 1), противоположный его конец приведет в движение систему рычагов, взаимодействующих с законцовкой дужки (или непосредственно на рычаг), и дужка с характерным щелчком закроется. Таким образом, она захватит леску и с некоторым натяжением направит ее на ручей ролика лесоукладывателя. Перевод дужки осуществляется достаточно мощной пружиной из стальной проволоки, которая выполнена в виде спирали на 3/4 оборота. Один конец этой спирали закреплен на стойке ротора катушки, а другой – на фигурном рычаге с роликом лесоукладывателя, но иногда и на законцовке противоположного конца дужки (фото 2).
Фиксация дужки в крайних положениях осуществляется через прохождение «мертвой точки» (фото 3), где усилие пружины максимально. Иногда система возврата, то есть пружина и управляющий ею рычажный механизм, находится в одной стойке ротора, но часто эти узлы разнесены: пружина в одной стойке, а рычажное устройство – в другой (фото 4). Достоинства и недостатки одинарной и разнесенной систем рассмотрим ниже, а пока отметим, что спиральная двуплечая пружинка столь же проста, сколь и недолговечна. Именно она во всей системе возврата дужки лесоукладывателя испытывает постоянные динамические нагрузки, полный цикл которых вдвое превышает количество забросов. Соответственно она часто выходит из строя, то есть попросту ломается, причем в самый неподходящий момент, и катушка становится совершенно неработоспособной. В домашних условиях отремонтировать ее довольно просто – умельцы уже давно используют для таких пружин английские булавки, подходящие по размеру и диаметру проволоки. Но в полевых условиях очень полезно иметь при себе запасную пружинку, сделанную заранее по размеру.
Сложнее – значит, лучше?
Было бы ошибкой полагать, что конструкторы и изготовители безынерционных катушек не ведают о проблеме «отстрела» или нарочно заложили ее в конструкцию, дабы бедные спиннингисты чаще раскошеливались на покупку новых воблеров, джиг-головок и всяких других приманок взамен безвозвратно улетевших. Система фиксации дужки совершенствовалась вместе с другими узлами «безынерционки», усложнялись ее конструкция, производство и сборка, а в итоге поднимались качество и цена катушки. В стремлении исключить «самосброс» конструкторы внесли следующие усовершенствования: — улучшили работоспособность пружины путем замены спиральной двуплечей пружины на длинную спиральную пружину, работающую на сжатие; — разнесли систему возврата и управления по двум стойкам ротора катушки; — ввели дополнительные детали в систему управления возвратом дужки; — уменьшили массу самой дужки для снижения момента инерции; — установили дополнительные пружинные фиксаторы рычага ролика; — и наконец, создали вызывающую споры среди рыболовов систему подтормаживания ротора катушки при открытой дужке.
Длинная спиральная пружина сжатия (фото 5) более долговечна, она практически не ломается; «осадка» пружины – явление крайне редкое у фирменных изделий. Окончательно решено, что пружинный привод должен воздействовать непосредственно на рычаг ролика (фото 6), а не на противоположный конец дужки, как в более простых моделях. Сам привод состоит из витой цилиндрической пружины, штока в виде буквы «Г», короткий конец которого упирается в отверстие на рычаге ролика, и ползуна (корпуса пружины), имеющего прилив-цапфу для качения на плоскости (см. фото 5). Рычажное управление возвратом дужки, размещенное в ответной стойке ротора (фото 7), так называемая разнесенная система, счита-ется оптимальным, поскольку улучшает балансировку ротора и снижает общую массу изделия. Однако я не совсем с этим согласен. Как известно, дужка не жестко укреплена на своих концах, всегда имея некую подвижность, особенно в узле крепления ответной законцовки дужки. К тому же благодаря собственной упругости она может изменять заданную изначально кривизну. Это в совокупности приводит к тому, что усилие, приложенное пружиной к одному концу дужки (например, к рычагу ролика), расходуется и на преодоление упругости самой дужки. Соответственно угол при фиксации дужки в открытом положении будет несколько меньше, чем хотелось бы для надежной фиксации. Так что, на мой взгляд, старая добрая система, где пружина и управляющий рычаг находились на одной стойке ротора (фото 8), лучше отвечает требованиям четкой фиксации дужки лесоукладывателя в открытом положении. К тому же «довести ее до ума» при умении и желании несколько проще. Если же сравнивать монолитную дужку из проволоки и трубчатую, то у трубчатой есть существенные преимущества. Она легче, а потому имеет малую инерцию, значит, сбросить ее при резком забросе труднее, и для ее фиксации достаточно незначительного усилия. При этом трубка жестче, чем монолитная проволока одинакового диаметра, и при разнесенных по разным стойкам ротора узлах будет лучше передавать усилие возвратной пружины.
Дополнительные фиксаторы рычага ролика обычно делают в виде подпружиненного шарика (или цилиндра с шаровой рабочей поверхностью), который заходит в выемку на секторе рычага. Такое устройство щелчком скорее оповещает рыболова о том, что дужка открыта, нежели основательно улучшает ее фиксацию перед забросом. Самостоятельно дорабатывать этот узел не стоит. Что касается подтормаживания ротора при открытой дужке, то эта опция есть лишь на дорогих катушках, которые сами по себе имеют достаточно надежный узел фиксации открытой дужки. Торможение осуществляется благодаря тому, что небольшой рычажок на роторе после открывания дужки одним своим плечом упирается в резиновое кольцо, надетое на корпус катушки под ротором. Считается, что катушки с очень легким ходом могут провернуться под тяжестью собственной ручки, тем самым заставив срабатывать систему возврата дужки не по воле рыболова. Поэтому если на купленной катушке имеется такое устройство, то пусть остается, если же нет – это не причина для печали.
В большинстве случаев любой рыболов, владеющий навыками работы с несложными инструментами, вполне может исправить досадный «самосброс». Задача состоит не в том, чтобы увеличить мощность пружины, как полагают многие. Увеличение мощности пружины приведет к тому, что срабатывание управляющего рычага будет более жестким, не рассчитанным на все остальные детали, и какаято из них (вплоть до «горочки» на корпусе) просто сотрется или быстрее выйдет из строя. Увеличивать нужно угол хода рычага с роликом лесоукладывателя. Для этого придется разобрать узел, внимательно следя, чтобы возвратная пружина дужки не «прыгнула» в неизвестном направлении. Внимательно осмотрите сам рычаг ролика: возможно, угол его хода в сторону «открытия» увеличить и не получится, так как слишком мало места для его отклонения и выступ рычага просто упирается в стойку ротора. В таком случае можно попробовать немного подогнуть верхнее колено штока таким образом, чтобы оно уходило чуть влево относительно штока с пружиной (фото 9). Соответственно усилие фиксации будет увеличено и «самосброс» сойдет на нет. На большинстве же моделей достаточно изменить конфигурацию отверстия на рычаге ролика, в которое входит колено штока. Нужно сделать его овальным, чтобы колено штока в положении дужки «открыто» продвинулось на 1,5-2 мм вверх по сектору рычага (см. фото 9). Тем самым усилие пружины будет направлено под другим углом к сектору рычага, и его фиксация окажется более надежной.
Два слова о профилактике узла возврата дужки лесоукладывателя и его смазке. Довольно часто спиннингисты, заметив потертости красочного слоя на трущихся деталях дужки (ответная рычагу законцовка, сам рычаг ролика), считают, что узел пришел в негодность или как минимум нуждается в техническом обслуживании. Так, недавно ко мне поступила катушка Splendor 3000, которая отработала не более одного сезона. Ее владелец, толковый спиннингист, заметив потертости красочного слоя на трущихся частях, усомнился в их надежности, решив, что эти детали стоит заменить. При разборке указанных узлов выяснилось, что сомнения были напрасны: все детали (как управляющие, так и привод пружины) не имели износа, не были загрязнены песком и почвенными частицами (фото 10а, 10б), у них лишь частично стерлось красочное покрытие в местах контакта. Даже в замене смазки не было необходимости. Заметим, что трущиеся детали обсуждаемого узла выполнены из пластиков, имеющих малый коэффициент трения, и излишняя смазка не улучшит их работу. Наоборот, в некоторых ситуациях она станет местом скопления абразивных частиц (песок, грунт), что приведет к повышенному износу. Самое надежное – по истечении гарантийного срока аккуратно вскрыть данный узел, согласовывая свои действия со сборочным чертежом, который прилагается к катушке, удалить остатки старой смазки и грязь кистью (лучше из искусственного волоса), смоченной в осветительном керосине. После этого на шток нанести тонкий слой силиконовой смазки, надеть пружину и установить все по месту. Такую же процедуру нужно провести и с другими трущимися деталями этого узла.
Среди спиннингистов считается хорошим тоном не захлопывать дужку лесоукладывателя с грохотом, проворачивая ручку безынерционной катушки, а тихо и плавно перекидывать дужку рукой. Безусловно, от этого катушка только выигрывает в долгожительстве. Но коль скоро практически все «безынерционки» имеют автоматически возвращаемую на подмотку дужку лесоукладывателя (пара элитных моделей от Vaan Stal не в счет), постарайтесь выбрать ту, которая делает это без излишнего удара и напряжения. Иногда остановить полет приманки можно лишь таким способом. В отношении резкости заброса, приводящего к нежелательному самозахлопыванию даже хорошо зафиксированной дужки, могу порекомендовать осваивать технику владения спиннинговым удилищем, а не сетовать на якобы плохую катушку. Лучше быть хорошим танцором и получать от этого удовольствие, чем постоянно жаловаться на собственное телосложение.
Как правило, новая безынерционная катушка имеет приятный бархатный ход, плавное и бесшумное вращение. Но после длительной эксплуатации, в механизме появляется некоторый хруст, шелест и вибрация. Чтобы избавиться или предотвратить такое, необходимо периодически производить разборку катушки, чистить ее от грязи и менять смазку.
Разборка и смазка катушек своими руками
Качественная смазка катушки делает работу катушки плавной и приятной, более того, новая смазка продлевает срок службы всех механизмов.
Профилактику катушки нужно делать периодически, несколько раз за сезон, в зависимости от частоты использования. И раз в год нужно делать полную разборку катушки с заменой смазки.
Естественно, что за катушкой нужно постоянно следить, не ронять ее на твердые поверхности, стараться избегать попадания воды в механизм и стараться избегать всевозможных загрязнений.
Тюнинг дужки лесоукладывателя
Задавшись целью получить на бюджетной катушке работу дужки ЛУ лучше, чем у топовых дорогих, можно поступить следующим образом:
Снимаем рычаги с плечей ротора, отмываем все от смазки. Смотрим как происходит контакт поверхностей. Туда мы поставим фторопласт.
Режем шайбы под рычаг дужки ЛУ из фторопласта и одну для дистанционирования головки крепящего самореза (ее я резал из текстолита). Задача текстолитовой шайбы — исключить перетяжку пакета фторопластовых шайб с рычагом к плечу ротора. С внутренней большой шайбой приходится поизвращаться — сделать функциональные окна.
Из тонкой фторопластовой пленки режем полоску и сворачивая ее получаем осевую втулку. Чтобы одеть рычаг с такой тонкой втулочкой на ось плеча ротора, потребуется поддерживающая палочка подходящего диаметра. После установки рычага, сверху кладем малую фторопластовую шайбу. На фото 6 у меня также вложена дистанционирующая шайба из текстолита (с медной фольгой получилась :)).
Ну и второй рычаг так же.
Смазывать ничего не надо. Фторопласт — материал с самым малым в мире коэффициентом трения. Отсутствие смазки также не плохо и для песка — меньше задерживается на сухой поверхности. Работает такая дужка как по мылу
Как разобрать безынерционную катушку
Разбирая безынерционную катушку, раскладывайте все ее детали по порядку справа налево, это позволит быстро и правильно собрать катушку.
Внимательно запоминайте положение и порядок установки всех деталей, следуйте следующей инструкции.
Этапы разборки катушки:
- Снимаем гайку фрикционного тормоза;
- Снимаем шпулю;
- Снимаем шайбы и шестеренки на штоке;
- Откручиваем ручку;
- Разбираем механизм катушки: откручиваем болтик, фиксирующий гайку.
- Аккуратно откручиваем ключом или плоскогубцами зажимную гайку ротора;
- Снимаем ротор
- Снимаем с ротора дужку лесоукладывателя и механизм, защелкивающий ее.
- Разбираем ролик лесоукладывателя (откручиваем отверткой);
- Откручиваем болты и заглушки на крышке и снимаем крышку.
- Внутри катушки вы увидите две шестерни и бегунок — это главный механизм.
- Далее нужно снять шток, предварительно выкрутив болтик, который его крепит.
- Снимаем основную шестерню, маленькую шестерню и остальные детали.
- Для снятия пальчиковой шестерни откручиваем три болта.
- Снимаем подшипник с пальчиковой шестерни.
- Снимаем цилиндр с пальчиковой шестерни.
Разборка катушки завершена!
Сборка катушки проводится в обратном порядке.
Содержание
- Тюнинг дужки лесоукладывателя
- Коррекция конуса намотки
- Клипса для фиксации шнура/лески на шпуле
- Защитный чехол на шпулю, защищающий от повреждений
Ранее мы затронули тему «Устранение люфтов» и «Обслуживание подшипников». В нашей заключительной статье по теме ТО катушек, мы поговорим о некоторых элементах ее тюнинга. Данные статьи основаны на материалах, которые предоставил Владимир (Prank) в ветке «Самостоятельное ТО безынерционной катушки».
Смазка безынерционной катушки
- Очищаете поверхность катушки.
- Разбираете катушку.
- Чистите детали в бензине.
- Смазываете детали и подшипники.
- Собираете катушку.
Для смазки шестеренок и деталей используется густая смазка. Для смазки подшипников используется жидкая смазка.
Зубцы всех шестеренок нужно смазывать таким образом, чтобы смазка полностью заполнила пространство между зубцами. Излишки смазки нужно убрать. Густой смазкой смазываете большую шестерню, пальчиковую шестерню, маленькую шестерню, внутреннюю деталь на маленькой шестерне и шток.
Тонким слоем густой смазки можно покрыть другие металлические детали, чтобы те не коррозировали. Подшипники открытого типа смазываете жидкой смазкой, а подшипники закрытого типа смазывать не нужно.
При сборке, штырек маленькой шестерни должен попасть в паз накрывающей его детали. Основную шестерню нужно смазать в нескольких местах и установить в корпус катушки. Далее смазываете шток по всей длине густой смазкой и устанавливаете на место. Основной механизм катушки смазан.
Смазка для катушек
Не стоит применять солидол в качестве густой смазки.
Используйте специализированные густые и жидкие смазки для катушек. В продаже можно отыскать смазки для катушек от специализированных рыболовных компаний: Abu Garcia, Daiwa, Shimano, Ryobi, Tica, Mikado, SFT и т.п.
Лучше использовать смазку той же компании, что произвела катушку.
К примеру, компания Shimano выпускает специальную консистентную смазку, предназначенную для главной пары, механизмов и подшипников. Ее вязкая структура уменьшает трение, увеличивает срок службы и делает работу катушки более плавной.
Цена смазок для катушек варьируется от 2 до 100 долларов, в зависимости от фирмы и объема.
По материалам fisher-book.ru
В этой записи рассмотрим разборку и смазку катушки Shimano Stradic 2500FB.
Прелюдия к статье
Любой, даже самый четко налаженный механизм рано или поздно потребует обслуживания. Особенно это относится к рыболовным катушкам, которые имеют свойство выходить из строя и приходить в негодность при отсутствии элементарной смазки. Эта инструкция по разборке и смазке подходит для любых рыболовных катушек безынерционного типа — практически все они однотипны.
Порядок обслуживания рыболовных катушек можно условно разделить на несколько этапов:
- Первичный осмотр
- Разборка
- Диагностика
- Промывка
- Смазка
- Сборка
- Тестирование
Первичный осмотр необходим для определения плачевности состояния катушки в целом, особенно это касается катушек, которые впервые попадают к вам в руки. Во время осмотра выясняется степень загрязнения механизмов и возможные неисправности. После первичного осмотра следует разборка и последующая диагностика — выясняем степень износа механизмов и если это необходимо, заказываем запчасти.
Для разборки рыболовной катушки потребуется:
- крестовая отвертка
- аккуратность
- внимательность (много элементов, которые легко потерять)
- пинцет
- плоскогубцы или гаечный ключ на 12
- желательна схема катушки
Разборка рыболовной катушки Shimano Stradic 2500FB
Чтобы добраться до внутренностей катушки, изначально необходимо открутить регулятор фрикциона и снять шпулю.
На штоке мы увидим шестерню трещотки и подкладочные кольца. Их необходимо удалить, потягивая вверх и покачивая из стороны в сторону. Снимается ротор. Ротор у большинства рыболовных катушек обычно крепится к бронзовой шестизаходной шестерне, гайкой с правым вращением. Затем контрится винтом, вкручивающимся рядом.
Винт удаляем, гайку скручиваем против часовой стрелки. Ротор стягиваем вверх и откладываем в сторону. Он нам еще пригодится. Далее удаляем обгонную муфту, откручивая три крупных винта, притягивающих ее к корпусу.
Сама муфта как правило, смазки не требует. Если у механизма имеется износ, или стопор заднего хода не срабатывает, есть смысл протереть ролики небольшим количеством силиконового масла. Совсем небольшим.
Меньше одной капли масла, чтобы покрыть ролики тонким слоем. Помогало в 9 случаях из 10 и работоспособность муфты восстанавливалась на длительное время. Вытягиваем бронзовую шестизаходную шестерню со всеми обвесами, снимаем кольцо предотвращающее самосброс дужки лесоукладывателя.
Откручиваем винт декоративной накладки корпуса и удаляем накладку. Выкручиваем три винта с боковой крышки корпуса. Средний винт у этой катушки — длиннее крайних.
Корпус можно разъединить. В пластиковой крышечке мы видим уложенные механизмы. Отсоединенная часть с ножкой отлита из алюминия и может выдерживать большие нагрузки.
Откручиваем винт, блокирующий направляющие хода штока (с торца). Извлекаем штифты направляющих и кулачковый вал (бесконечный винт) с его втулками. Кулачковый вал выточен из нержавейки, как и шток катушки. В другой части корпуса у нас осталась шестерня главного привода и ее подшипник. Подшипники крытые, не обслуживаемые.
Вскрывать их для обслуживания нет смысла, проще заказать комплект новых, если это необходимо (габариты подшипников — 2 штуки 7х13х4, одна штука 7х11х3, у ролика лесоукладывателя — 4х7х2,5мм). Странно, но на валу младших моделей в приводе ротора подшипники стоят 7х14х5 .
Подшипники
Кстати, если вам интересно, то подшипники 7x13x4 стоят еще и в таких катушках Шимано 2500 размера, как:
- Shimano Hyperloop FB
- Stradic FB, FC
- Technium FB, FC
- Catana FB, FC
- Aernos
- Alivio
- Exage FC, FD
- Sienna FC
- Sonora
- Aernos XT
- Ultegra
Это только те, которые я вспомнил. На самом деле, список шире. По конкретной модели инфу я привык находить, забивая код из схемы в поисковик. Схемы качаются с оф. сайта.
Разборка ротора рыболовной катушки Shimano Stradic 2500FB
Дужку лесоукладывателя снимаем, откручивая с двух сторон винты, крепящие ее к ротору. Механизм сброса дужки извлекаем и промываем (фото идентичного механизма).
Смазки потребует верхняя и нижняя часть пружины, а также остальные трущиеся друг о друга элементы. Смазывать сам фиксатор (мелкий пластмассовый или металлический подпружиненный штифт, рядом с осью рычажка дужки) нет необходимости, иначе — в последствии появится «самосброс». Собираем, совмещая пазы рычажка и механизма фиксатора. Обычно это прямое положение. Под небольшим усилием все встает на место.
Разбирается путем откручивания винта, и обычно не вызывает проблем с обратной сборкой. Обратите внимание при разборке, в какую сторону смотрит ролик, и в каком порядке стоят элементы. При неправильно собранном узле следуют такие проблемы как «ролик не крутится» и «ролик режет плетенку». В нормальном состоянии ролик реагирует на малейшее прикосновение к нему.
Жидкой смазки на этот узел требуется меньше капли. Смазывать как сам подшипник, так и втулку, которая вставляется в ролик лесоукладывателя.
Промывка катушки
Для промывки можно использовать бензин «Калоша», изопропиловый спирт. Они не агрессивны по отношению к лакокрасочному покрытию декора и пластиковым деталям катушки.
Детали складываем в емкость и заливаем бензином или спиртом. Достаем, чистим (всю старую смазку удаляем зубной щеткой, полоскаем деталь, откладываем в сторону сохнуть.
Смазываем рыболовные катушки
В промытые подшипники кладем совсем немного силиконового масла (подходит также веретяное, либо масло приборное силиконовое ПМС-100). Слишком много масла будет тормозить подшипник при вращении.
На шестерни и прочие детали кладем густую смазку. Если под рукой нет необходимой смазки, можете использовать любую подходящую. Необходимо учесть, что слишком густая смазка будет создавать дополнительное сопротивление вращению при работе катушки, а это, поверьте, очень неудобно. Для этой катушки лучше всего подходит фирменная шимановская смазка в виде спрея, стоимость комплекта смазки жидкая+густая за рубежом порядка $50.
Из более бюджетных вариантов можно использовать комплекты смазок от Penn, Abu Garcia, Daiwa, Tica. Смазку укладываем на зубья шестерен, канавки бесконечного винта. На шток смазки наносить очень тонким слоем, так как большое количество смазки также будет тормозить катушку при работе. После сбоки корпуса, беремся за ротор. Его тоже можно промыть, если необходимо.
Собираем катушку в обратной последовательности, радуемся. Катушка прослужит столько же, сколько прослужила до сего момента.
Разборка и обслуживание других мясорубок шимано примерно идентична.
Механизм катушек постоянно подвергается испытаниям, вызванным условиями, в которых они эксплуатируются. Наличие песка, пыли, воды могут способствовать различному роду поломок. Неправильное использование, транспортировка, несвоевременный ремонт и обслуживание рыболовных катушек также могут привести к их неисправности. Иногда поломки могут возникать на фоне их особенностей устройства или качества. Ремонт рыболовных катушек в большинстве случаев выполняется своими руками.
Как правильно разобрать катушку
Если ремонт рыболовной катушки своими руками проводится в первый раз, то необходимо строго соблюдать последовательность действий и выкладывать запчасти в порядке их снятия. Данное условие необходимо для правильного ее сбора после проведения ремонта или профилактических мер.
Перед разбором необходимо тщательно протереть внешнюю часть изделия от загрязнений при помощи ватного тампона, смоченного в обычной воде либо с использованием жидкого мыла. Если грязь не смывается, можно применить более действующие средства (бензин или спирт).
В первую очередь снимаются легкодоступные внешние детали:
- гайка фрикциона, после которой следует шпуля;
- мелкие шайбы и шестеренки. Главное, в процессе съемаих не перемешать и выложить в той последовательности, в котором они снимались;
- ручка механизма.
- необходимо выполнить отворот зажимной гайки и снять ее вместе с подкладкой;
- снимается ротор, потом дужка и разбирается механизм защелкивания. Лесоукладывательный ролик также нужно разобрать.
Разбирается корпус спиннинговой катушки:
- отвинчивается болт рычага, отвечающий за переключение на обратный ход, и снимается тумблер;
- вынимается заглушка и с помощью отвертки удаляется болт;
- снимается стенка катушки. Так как для этого понадобится усилие, то для упрощения процесса можно взять пинцет и подцепить ее им.
Разбор главного механизма, включающего две шестеренки и бегунок. Если причиной разбора является профилактика, то содержимое лучше не разбирать, а произвести очистку и смазку при помощи ватной палочки. Если детали сильно загрязнены, то их все же лучше снять и хорошо промыть.
Сборка рыболовной катушки после ремонта или очистки осуществляется в обратной последовательности, в которой сложены детали. Но при этом нужно проверять правильность установки каждой детали.
Клипса для фиксации шнура/лески на шпуле
Когда собирал, уже в самом конце, после намотки шнура, завел конец шнура за клипсу, а она рразз — и вылезла из шпули. Снял шпулю — заклепка валяется. Ну я ее на каплю суперклея и маленьким молоточком через стержень ударил разок, поставив шпулю на коленку. Заклепка-то встала, только наружный лепесток клипсы при этом отломился. Весчь чужая, пришлось ваять замену. Из 3-х металлических пластинок, толщиной
0,46-0,5 мм., спаивать, обтачивать.. Теперь зато хрен сломаешь.
Силовая пластинка, под которую заводится шнур, цельная.
Поломки и ремонт
В зависимости от качества и типа катушки, а также ее конструктивных особенностей, периодически возникают поломки, которые можно устранить в домашних условиях. Как отремонтировать катушку для спиннинга и какие бывают неполадки, рассмотрим более детально.
Потеря ручки
Немаловажным элементом катушки является система складывания ручки. Самый простой механизм состоит из ручки и шестигранника, который ее удерживает, а с обратной стороны в него вкручивается винт крепления. Более удобна ручка с кнопочным механизмом складывания. Такие ручки обладают большей износоустойчивостью и ломаются реже.
Самая распространенная проблема ручек спиннинга – их потеря. Ручки теряются при неправильной транспортировке, неаккуратной эксплуатации спиннинга. Иногда главной ошибкой рыбаков является вкручивание пластмассовой детали, тем самым устройство лишается стопорной контргайки.
- необходимо вставить новую ручку, навинчивая ее на железный штырь, и закрепить ее винтом;
- для предотвращения потери ручки рекомендуется приобретать модели с дополнительными крепежами, в виде шайб или втулок.
Самосброс дужки лесоукладывателя
Ремонт лескоукладывателя катушек для спиннинга выполняется своими руками. Причиной неполадок этой детали может стать ее загрязнение или неправильная техника забрасывания. При возникновении неполадок с лесоукладывателем могут возникнуть более серьезные поломки, такие как поломка удилища или плохая точность при броске.
- нужно тщательно осмотреть все крепежные устройства и в случае необходимости подкрутить. В большинстве случаев этого бывает достаточно;
- если результат остался прежний, необходимо искать причину в натяжной пружине. Для ее обнаружения и ремонта необходимо снять крышку катушки и, найдя ее, аккуратно заменить или вставить на место, в случае ее выскакивания;
- во избежание в дальнейшем ее выскакивания и для продления ее срока службы под нее рекомендуется подложить прокладку из резины. Такая прокладка также добавит пружине упругости;
- ремонт рыболовного лесоукладывателя катушки можно произвести прямо на месте, в процессе рыболовной ловли, а вместо пружины использовать самодельную булавку.
Постоянные обрывы лески
Обрывы лески является одной из самых распространенных поломок катушек.
- обрывы в основном происходят из-за фиксирующей гайки, которая у большинства конструкций катушек больше, чем шпуля, на 2 мм. При забросе лески она, цепляясь, попадает под гайку, где и происходит ее обрыв. Но стоит отметить, что происходит обрыв только плетенной лески, монофильная к обрыву не предрасположена;
- следующей причиной может являться преждевременное закрытие дужки лескодержателя;
- при использовании инерционных катушек обрыв лески происходит из-за выработки и заклинивания подшипников во время размотки лески.
- в случае заклинивания подшипников следует их заменить на новые, при этом нужно разобрать катушку;
- при преждевременном закрытии дужки необходимо заменить фиксатор и его корпус, если для данного бренда они имеются в продаже;
- если проблема заключается в выступающей фиксирующей гайке, необходимо заменить фетровую прокладку прокладкой меньшей толщины, например, из пластика. Это позволит опустить шайбу немного вниз и сравнять ее с краем шпули.
Важно! В целях предотвращения обрывов также необходимо следить за самой леской, и при появлении узелков нужно их устранять.
Леска подается спиралью
При неисправностях катушки бывает подача лески спиралью.
Основная причина подачи лески волной – это ее загрязнение. При попадании в подшипник грязи он забивается, перестает нормально функционировать и неправильно подает леску.
Ремонт катушек для спиннинга в этом случае заключается в ее разборе и очистке. Если проведение очистки не принесло результата, рекомендуется разобрать катушку до подшипников, снять с них старую смазку и нанести новую.
Внутренний шум
Шум внутри катушки означает поломку подшипников или одной из его частей. Причиной шума также может стать обычное загрязнение механизма. Необходимо сразу же прекратить ее эксплуатацию и произвести ремонт катушки спиннинга своими руками, для этого необходимо:
- разобрать катушку по описанной выше технологии;
- при обнаружении загрязнений произвести очистку;
- тщательно произвести осмотр всех деталей на их целостность и в случае поломки заменитьих;
- собрать катушку обратно.
Неравномерное наматывание лески
Бывает такое, что происходит неравномерное наматывание на шпулю лески, происходит оно по косой линии, образуя тем самым конус. На основной оси находятся шайбы, имеющие разную толщину. Если леска наматывается конусом вниз, нужно убрать одну шайбу. И, соответственно, при направлении конуса вверх шайба добавляется.
Необходимо выкладывать запчасти в порядке их снятия
Защитный чехол на шпулю, защищающий от повреждений
Подложку старого коврика (из микропористой резины) для мышки можно использовать для изготовления транспортировочного кольца на шпулю, которое защитит бортик шпули от повреждений. Можно дополнительно прорезать окна для вентиляции и сушки мокрого шнура.
На этом мы заканчиваем серию статей о самостоятельном ТО безынерционной катушки и надеемся, что затронули те нюансы, которые стали для вас новыми и полезными. Отдельное спасибо Владимиру (Prank) за вклад в развитие данной темы на нашем сайте.
Уход за катушкой и профилактика поломок
Первый шаг к длительной эксплуатации изделия – это бережное отношение к нему. Что для этого нужно:
- спиннинг нельзя ронять или бросать где попало;
- часто переставлять катушку с одной удочки на другую;
- катушку нельзя мочить, а в случае, если это произошло, ее необходимо просушить и желательно смазать;
- при транспортировке удочка не должна лежать среди инструментов, которые могут повредить катушку при тряске машины. Для удочки должен быть специальный противоударный чехол;
- после поездки необходимо проверить все крепежные болты, которые в процессе тряски могли раскрутиться или слететь;
- нельзя хранить удочки на солнце, так как ультрафиолет оказывает разрушающее действие на смазку устройства;
- необходимо на подшипниках постоянно поддерживать уровень смазывающего вещества, так как в случае их поломки ремонт будет стоить дороже;
- после окончания сезона рыбалки, если своими усилиями произвести ремонт и профилактику не получается, рекомендуется обратиться в сервисный центр. Особенно это касается дорогих моделей, таких как, например, рыболовная катушка «Амбассадор 5600», ремонт которой произвести своими руками не так уж и легко.
Не следует выбрасывать инструкцию по эксплуатации катушки, которая прилагается при покупке изделия. В ней рассказано, как ухаживать за определенной моделью.
Следующий шаг – это своевременный уход. Что для этого нужно:
- каждый рыбак в своем арсенале рыболовных принадлежностей должен иметь такие средства и инструменты: отвертка, вата, пинцет, спирт, смазывающее средство, жидкое мыло;
- каждые полгода, независимо от количества дней использования катушки, необходимо проводить очистку и смазку всего механизма;
- при смазке механизма обязательно нужно удалить остатки старой смазки, которая со временем начнет коксоваться, если вовремя ее не убрать. Затвердевшие остатки смазки сказываются на работе катушки и разрушающе действуют на алюминий, из которого выполнена большая часть изделия;
- если катушка имеет цельную конструкцию, применять лучше смазку с силиконовой основой либо спрей (также на его основе). Необходимо это для того, чтобы уберечь механизм от намокания и смазать самые труднодоступные места, это позволяет сделать именно силиконовая смазка.
Рассмотрев, как починить катушку для спиннинга, понимаешь, что любую проблему можно решить. Главное – это соблюдение последовательности при разборе катушки, аккуратное раскладывание ее элементов и наличие запасных деталей. Но если вовремя проводить профилактические меры, заключающиеся в чистке и смазке деталей катушки, можно предотвратить ее поломку вовсе. Бережное отношение и уход за изделием продлит срок службы на длительное время.
Источник