Классификация видов ремонтов и операций, проводимых в скважинах
Подземный ремонт скважин подразделяется на текущий и капитальный (рис. .5.1.)
Рис. 5.1. Классификация операций подземного ремонта:
1 — транспортные операции; 2 — подготовительные операции; 3 — спуско-подъемные операции; 4 — тартание и др.; 5 — депарафинизация; б- чистка пробок; 7-закачка теплоносителя; 8 — закачка кислоты; 9 — закачка специальной жидкости; 10- заливка цемента; 11 — цементирование ствола; 12— разбуривание
К текущему относятся работы, связанные с ремонтом извлекаемого подземного оборудования: колонны штанг, труб, насоса и т. д. Капитальный ремонт скважин включает сложные работы, связанные с ремонтом обсадной колонны и воздействием на пласт. Все операции, составляющие процесс подземного капитального ремонта скважин, выполняются при помощи подъемников, вышек или мачт, специализированного оборудования для очистки труб, промывки скважин, обработки призабойной зоны пласта, инструментов для выполнения ручных операций, а также средств механизации.
Все процессы подземного ремонта обязательно включают в себя транспортные, спуско-подъемные и заключительные операции. В балансе времени примерно 80 % приходится на указанные операции и 20 % на остальные. Таким образом, совершенно разные по назначению нефтепромысловые процессы имеют много общего по составляющим операциям.
Дата добавления: 2015-09-11 ; просмотров: 2400 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник
Классификация операций, выполняемых при подземном ремонте скважин
Тема 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ О ПОДЗЕМНОМ РЕМОНТЕ СКВАЖИН. ПОДГОТОВКА СКВАЖИН К РЕМОНТУ.
Увеличение фонда добывающих нефтяных скважин, в том числе механизированных, сопряжено с постоянным ростом числа подземных ремонтов скважин.
Классификация операций, выполняемых при подземном ремонте скважин
Подземным ремонтом скважины (ПРС) называется комплекс работ, связанных с предупреждением и ликвидацией неполадок с подземным оборудованием и стволом скважины.
Межремонтным периодомработы скважины (МРП) называют продолжительность ее эксплуатации на установленном режиме (в сутках) от предыдущего до следующего ремонта.
МРП различают на:
Плановый МРП каждой скважины проектируют, исходя из запланированного числа планово-предупредительных ремонтов, с учетом средней продолжительности (в часах) каждого вида ремонта.
Фактический МРП исчисляется исходя из фактических ремонтов данной скважины. Отношения фактически отработанного скважиной времени календарному называется коэффициентом эксплуатации.
При ремонтных работах скважины не дают продукции. В связи с этим простои скважин учитываются коэффициентом эксплуатации Кэ, т.е. отношением времени фактической работы скважин к их общему календарному времени за месяц, квартал, год. Коэффициент эксплуатации в среднем составляет 0,94-0,98.
ПРС условно можно разделить на:
Рисунок 1—Классификация операций подземного ремонта: 1 — транспортные операции; 2 — подготовительные операции; 3 — спускоподъемные операции; 4 — тартание и др.; 5 — депарафинизация; 6 — чистка пробок; 7 — закачка теплоносителя; 8 — закачка кислоты; 9 — закачка специальной жидкости; 10 — заливка цемента; 11 — цементирование ствола; 12 — разбуривание
1. Текущий ремонт скважин (ТРС) — комплекс работ направленных:
· на восстановление работоспособности скважинного и устьевого оборудования,
· на изменение режима эксплуатации скважины,
· на очистку скважинного оборудования, стенок скважины и забоя от различных отложений (парафина, гидратных пробок, солей, продуктов коррозии).
· на геолого-технические и другие мероприятия в скважинах по восстановлению и повышению их нефтеотдачи.
Цель текущего ремонта – устранение различных неполадок и нарушений в режиме эксплуатации скважин и подземного оборудования, подготовка к освоению новых скважин после бурения и КРС.
К основным работам при ТРС относятся:
· спуско-подъемные операции (СПО),
· монтаж и демонтаж устьевого оборудования.
ТРС подразделяют на:
а) планово-предупредительный (или профилактический)
б) восстановительный (аварийный)
в) технологические работы.
Планово-предупредительный ремонт (ППР) скважин — это ремонт с целью предупреждения отклонений от заданных технологических режимов эксплуатации скважин, вызванных возможными неполадками в работе, как подземного оборудования, так и самих скважин. ППР планируется заблаговременно и проводится в соответствии с графиками ремонта.
Восстановительный ремонт скважин — это ремонт, вызванный непредвиденным резким ухудшением технологического режима эксплуатации скважин или их остановкой по разным причинам (пробкообразование, забивание труб парафином, солями, обрыв штанг, труб, отказ насоса, пропуск клапана при газлифтной добыче и др.)
2. Капитальным ремонтом скважин (КРС) называется комплекс работ:
1) связанных с восстановлением работоспособности:
· призабойной зоны (ПЗП),
2) ликвидацией сложных аварий,
3) спуском и подъемом оборудования при раздельной эксплуатации и закачке.
В настоящее время около 90 % всех ремонтов выполняется на скважинах с ШСНУ и 5 % — с УЭЦН.
При КРС проводятся следующие операции:
а) транспортные — доставка оборудования на скважину;
б) подготовительные — подготовка к ремонту.
в) спускоподъемные (СПО) — подъем и спуск нефтяного оборудования;
г) операции по очистке скважины, замене оборудования, ликвидации мелких аварий;
д) заключительные — демонтаж оборудования и подготовка его к транспортировке.
Источник
Вопрос 5.1. Классификация видов ремонта и операций в скважинах
Цикл эксплуатации нефтяной скважины состоит из следующих последовательно выполняемых процессов:
а) отбор пластовой жидкости, т. е. эксплуатация скважин;
б) поддерживание технологического режима эксплуатации скважин — подземный и капитальный ремонты, гидравлический разрыв, промывка, кислотная обработка призабойной зоны и т. д.
Подземный ремонт скважин подразделяется на текущий и капитальный. К текущему относятся работы, связанные с ремонтом извлекаемого подземного оборудования: колонны штанг, труб, насоса и т. д. Капитальный ремонт скважин включает сложные работы, связанные с ремонтом обсадной колонны и воздействием на пласт.
Все операции, составляющие процесс подземного и капитального ремонта скважин, выполняются при помощи подъемников, вышек или мачт, специализированного оборудования для очистки труб, промывки скважин, обработки призабойной зоны пласта, инструментов для выполнения ручных операций, а также средств механизации.
Все процессы подземного ремонта (рис.5.1.) обязательно включают в себя транспортные, спускоподъемные и заключительные операции. В балансе времени примерно 80 % приходится на указанные операции и 20 % на остальные.
Таким образом, совершенно разные по назначению нефтепромысловые процессы имеют много общего по составляющим операциям.
Источник
КЛАССИФИКАЦИЯ ОПЕРАЦИЙ, ВЫПОЛНЯЕМЫХ ПРИ ПОДЗЕМНОМ РЕМОНТЕ СКВАЖИН
Характерной особенностью подземного ремонта является то, что при различных его назначениях могут выполняться одни и те же операции. Например, при изменении глубины подвески ШСН и при гидроразрыве выполняют спуско-подъемные операции и т. п. Независимо от целей подземного ремонта одинаковые по своему содержанию операции, входящие в него, требуют использования одних и тех же специализированных машин и инструментов.
При подземном ремонте выполняются следующие операции:
транспортные — доставка к скважине необходимого оборудования и инструмента;
подготовительные — установка оборудования на площадке скважины и подготовка его к работе;
спуско-подъемные — извлечение или спуск в скважину оборудования;
собственно операции ремонта;
заключительные — свертывание комплекса оборудования и под готовка его к транспортировке.
Подразделение операций при подземном ремонте достаточно условно. В ряде случаев операции, собственно подземного ремонта занимают очень мало времени по сравнению со всеми остальными, например смена цилиндра трубного скважинного насоса. Иногда спуско-подъемные операции являются целью ремонта
например при изменении глубины спуска колонны подъемных труб.
Подземный ремонт скважин включает в себя текущий и капитальный ремонты, а текущий, в свою очередь, подразделяется на предупредительный, вынужденный и технологические работы.
Предупредительный ремонт в зависимости от способа эксплуатации скважины включает следующие операции.
При фонтанной или компрессорной эксплуатации;
спуск или подъем колонн труб;
замену отдельных изношенных или имеющих дефекты труб;
установку или замену пакеров, якорей, газлифтных клапанов, клапанов-отсекателей;
очистку внутренней полости труб от песка, парафина, солей или продуктов коррозии (с подъемом и без подъема труб на поверхность)
При эксплуатации ШСН или ЭЦН:
спуск или подъем насоса, проверку его состояния, замену новым:
проверку и замену клапанных узлов;
проверку, очистку или замену защитных приспособлений насоса;
спуск, подъем или замену подземного оборудонании скважин, оборудованных ЭЦН
установку или замену клапанов-отсекателей.
Вынужденный ремонт проводят для устранения внезапно появившихся отказов или дефектов в работе оборудования:
ликвидация обрывов или отвинчивания колонны насосных штанг;
расхаживание заклиненного плунжера;
расхаживание прихваченных труб.
При текущих ремонтах целесообразно совмещать несколько операций, например, при замене ШСН целесообразно очистить поднятые трубы от песка или парафина, осмотреть и отбраковать дефектные штанги и трубы и т. п.
К технологическим работам относятся:
изменение глубины подвески рядов труб или их диаметров при фонтанной или газлифтной эксплуатации;
изменение глубины подвески насоса;
замена насоса на другой.
Необходимо отметить, что такое деление операций на перечисленные группы достаточно условно, но оно приводится здесь для облегчения понимания назначения и целей всего многообразия работ, проводимых со скважиной и оборудованием, спущенным в нее.
Например, образование пробок или отложений парафина может вызвать. вынужденный ремонт, если наблюдение за работой скважины пелось плохо и появление пробки привело к прекращению
подачи, или предупредительный — при постоянном наблюдении за работой скважин.
Капитальный ремонт скважин включает в себя операции, связанные с ремонтом собственно скважины и воздействием на призабойную зону и пласт. Кроме того, обычно к ним относят сложные вынужденные операции текущего ремонта, например извлечение оборванных штанг и труб.
Помимо обследования скважин и уточнения номенклатуры предстоящих к выполнению операций капитальный ремонт включает:
ремонтно-исправительные работы (герметизация устья, исправление и замена поврежденной части колонны, перекрытие дефектов в колонне, установка и разбуривание цементных пробок),
крепление пород призабойной зоны,
переход на другой продуктивный горизонт,
зарезку и бурение второго ствола,
К капитальному ремонту могут быть также отнесены и работы, связанные с воздействием на призабойную зону и пласты:
гидравлический разрыв пласта;
тепловое воздействие на призабойную зону.
Схема, иллюстрирующая перечисленные виды ремонтов и входящие в них операции, приведена на рис. IV. 1.
Рассмотрение технологии подземных ремонтов показывает, что спуск-подъем штанг или труб присутствует практически во всех случаях. Исследования показывают, что на эти процессы уходит 70—90.% всего времени, затрачиваемого на подземный ремонт.
Работа по сокращению времени и трудоемкости спуско-подъ-емных операций ведется в двух направлениях:
создание машин и механизмов для ускорения и облегчения труда бригад подземного ремонта в сочетании с совершенствованием технологии выполнения операций;
разработка оборудования, исключающего вообще или значительно сокращающего отдельные операции спуска-подъема.
В качестве примера первого направления можно привести создание автомата АПР-2 (автомат Молчанова) с комплексом инструментов, в качестве второго — эксплуатацию скважин с помощью вставных насосов (исключающих необходимость подъема труб при смене насоса) или использование гибких штанг, при подъеме и спуске которых исключается разборка колонны и т. п.
Что касается остальных операций, выполняемых при подземном ремонте, то анализ показывает, что они механизированы в значительно большей степени и длительность их проведения обусловлена не физическими возможностями людей, выполняющих эти операции, а технологией проведения операций и техническими характеристиками оборудования.
ПОДГОТОВКА СКВАЖИН К РЕМОНТУ
Скважину (эксплуатационную или нагнетательную) считают подготовленной для подземного ремонта, если создана возможность проведения всех необходимых операций при условии соблюдения безопасности рабочего персонала, исключения загрязнения окружающей среды и потерь нефти.
Подготовка скважины состоит из двух основных частей: собственно подготовки скважины к проведению планируемых работ и: подготовки используемого при этом оборудования.
К первой группе относятся работы, связанные с глушением скважины и предупреждением ее фонтанирования или каких-либо» проявлений в процессе проведения работ. Ко второй — установка или ремонт мостков, проверка якорей, установка передвижного агрегата подземного ремонта либо приведение в порядок стационарной вышки (ремонт полов и мостков, проверка состояния кронблока и мачты, смазка шкивов, оснастка талевой системы, установка оттяжного ролика), подвешиваение ролика к поясу вышки при работе на скважинах, оборудованных ЭЦН, расстановка оборудования на площадке.
Помимо этого, к подготовительным работам относят: доставку к скважине труб, насосных штанг, каната, талевого блока, подъемного крюка, укладку труб и штанг в стеллажи, райберовку труб, крепление муфт на трубах, работы, связанные с исследованием состояния скважины (определение уровня жидкости, места расположения пробки, глубины забоя и т. п.). Необходимость подготовки скважин, эксплуатирующихся механизированными способами, обусловлена возможностью ее проявления при подземном ремонте,. причем вероятность самоизлива скважины тем выше, чем большая депрессия создавалась на забое в процессе ее эксплуатации. Это объясняется следующим образом. Большинство месторождений разрабатывают с поддержанием пластового давления. При высокой обводненности и работе скважин в режиме форсированных отборов перепады между пластовым и забойным давлением весьма велики. Если после остановки такой скважины не заглушить ее, то« через сравнительно небольшой промежуток времени давление восстановится и статический уровень жидкости поднимется настолько, что начнется самоизлив скважины.
Для фонтанирующих скважин глушение обязательно, поскольку в противном случае начнется ее открытое фонтанирование.
Для эксплуатационных скважин подготовка их к ремонту может быть выполнена несколькими способами.
1. Наиболее рационально перекрытие клапана-отсекателя, установленного выше перфорационных отверстий эксплуатационной колонны. Для этого необходима предварительная установка клапана-отсекателя, позволяющего проводить ремонт без глушении скважины.
2. Промывка скважины в сочетании с глушением.
3. Оснащение устья скважины оборудованием, позволяющим проводить работы под давлением.
Глушение скважины заключается в замене жидкости в скважине, состоящей из нефти, газа и воды, на задавочную жидкость с плотностью, обеспечивающей создание необходимого противодавления на пласт.
Для удаления из скважины пластовой жидкости с малым удельным весом применяют прямую и обратную циркуляцию жидкости. При прямой технологическую жидкость закачивают по колонне на-сосно-компрессорных труб, а вытесняемая пластовая жидкость движется по кольцевому каналу между НКТ и эксплуатационной колонной. При обратной циркуляции технологическую жидкость закачивают в кольцевое пространство, а вытесняемая пластовая жидкость движется по НКТ.
Промывка с прямой и обратной циркуляцией обеспечивает гарантированное замещение столба пластовой жидкости лишь до глубины спуска насоса или НКТ. Для замещения всего объема жидкости поступают следующим образом: при обратной промывке после появления технологической жидкости на устье скважины, что определяется по периодическим отборам проб из контрольного вентиля, центральную задвижку закрывают, а закачку технологической жидкости не прекращают.
При условии повышения давления закачиваемой технологической жидкости по сравнению с пластовым столб жидкости, располагающийся ниже колонны промывочных труб или НКТ, будет задавлен обратно в пласт.
Гарантировать полное замещение всего столба пластовой жидкости на технологическую при промывке нельзя, поэтому плотность пластовой жидкости выбирают такой, чтобы противодавление на пласт превышало пластовое давление на 5—10 %. Соотношение противодавления и пластового давления называют коэффициентом запаса.
В качестве технологической жидкости при подземном ремонте обычно используют:
сточную воду, получаемую в процессе промысловой подготовки продукции нефтяных скважин, плотностью 1080-—1120 кг/м 3 ,
высокоминерализованную пластовую воду плотностью 1180— 1230 кг/м 3 ,
специальные утяжеленные растворы плотностью до 1450 кг/м 3 .
После завершения промывки и задавливания скважины (в тех случаях, когда это необходимо) вокруг нее размещают и монтируют оборудование для выполнения подземного ремонта.
В зависимости от способа эксплуатации, особенностей конструкции оборудования, спущенного в скважину, целей подземного ремонта состав и размещение оборудования могут быть различными. Общим для большинства работ (рис. 1У.2) является наличие у скважины приемных мостков со стеллажами для насосно-комп-рессорных труб и штанг (при эксплуатации скважины ШСН), якорей для соединения со страховочными оттяжками, площадки для
121
подъемника. При ремонте сква-жины, оборудованной УЭЦН, размещение оборудования несколько иное (рис. IV.3).
Порядок выполнения подготовительных работ следующий.
1. Установка передвижных
мостков у устья скважины в тех
случаях, когда отсутствуют ста-
ционарные.
2. Проверка якорей для крепления оттяжек.
3. Устройство площадки для
опоры домкрата вышки и агрегата.
4. Установка агрегата у устья
скважины.
5. Установка вышки в вертикальное положение, выдвижение
ее секции вверх.
6. Центровка мачты и натяжение оттяжек.
7. Установка настила рабочей площадки.
Рассмотрим более подробно выполняемые операции при монтаже агрегата Азинмаш-37А, В них участвуют оператор, помощник оператора, машинист подъемного агрегата и тракторист ходового трактора.
По сигналу оператора тракторист подгоняет ходовой трактор
к передвижным мосткам, .опера-
гор зацепляет их к фаркопфу и
наблюдает за точной установкой
мостков у устья. Вместе с помощником он отцепляет мостки после их установки.
Оператор вместе с трактористом проверяет качество крепления якорей. Для этого тракторист последовательно подводит трактор к каждой петле, оператор цепляет петлю якоря за фаркопф и дает сигнал на натяжку якоря. После проверки на усилие 45 кН трактор переезжает к следующему якорю.
В это время помощник наблюдает за подгонкой агрегата к устью скважины со стороны, противоположной мосткам. Не доезжая 10 м до устья, агрегат останавливается, оператор с помощником разматывают оттяжки и растаскивают их в стороны. Затем они подготавливают площадку под брусья и подъемный агрегат, укладывают брусья под домкраты агрегата.
Рис. IV.З. Схема размещения оборудования у устья ремонтируемой скважины с ЭЦН:
1 — якорь; 2 — страховочные оттяжки; 3 — приемные мостки; 4,5 — стеллажи для труб; б—рабочая площадка; 7— скважина; 8 — выкидная линия; 9 — площадка для подъемника; 10 — силовые оттяжки; 11 — кабеленаматыватель; 12 — культбудка, 13 — осветительная установка; 14 — станция управления ЭЦН и автотрансформатор
Машинист, руководствуясь сигналами оператора, стоящего на мостках, подгоняет агрегат к устью скважины таким образом, чтобы продольная ось агрегата совпадала с осью устья скважины. Одновременно с этим помощник следит за движением агрегата и, когда расстояние между плоскостью ног задней опоры мачты и устьем скважины составляет 1,5 м, дает сигнал на прекращение движения.
Машинист затормаживает агрегат, ставит его на ручной тормоз, присоединяет заземление к кондуктору и вынимает выносной пульт управления.
Оператор с помощником устанавливают ноги задней опоры мачты в нижнее положение. Для этого вытаскивают пальцы, фиксирующие их в верхнем положении, и после опускания ног их устанавливают в отверстие, соответствующее нижнему положению.
После этого вращением винтовых домкратов прижимают опорные плиты ног к фундаменту, устанавливают боковые откидные опоры, после чего разносят стяжные винты к якорям и цепляют их за петли.
После проверки исправности узлов подъема и работы упоров верхней секции вышки машинист заполняет маслом полость гидравлических домкратов для подъема мачты. По сигналу оператора, находящегося в 15—20 м от агрегата, машинист, работая за выносным пультом управления, начинает подъем до тех пор, пока мачта не сядет в гнезда задней опоры.
Оператор с помощником прикрепляют нижнюю секцию мачты к задней опоре и открепляют верхнюю секцию от нижней. Машинист по сигналу оператора начинает выдвижение секции вышки до появления светового сигнала на пульте, после чего опускает ее вниз, сажая на упоры.
При подъеме оператор с помощником наблюдают за подъемом секции и оттяжкой канатов. После выдвижения секции вышки они растаскивают оттяжки и зацепляют их за стяжные винты, ранее прикрепленные к петлям якорей.
Центрируют мачту вращением винтовых домкратов таким образом, чтобы ось вращения спущенного крюка совпадала с осью скважины. После центровки оператор с помощником натягивают оттяжки мачты винтами. Затем устанавливают и настилают рабочую площадку.
После размещения и монтажа оборудования бригада приступает к монтажу приспособлений для спуско-подъемочных операций: устанавливают инструментальный столик, монтируют, если они используются при ремонте, штанговый или трубные механические ключи и т. п.
Указывать общий для подземных ремонтов всех видов перечень работ не представляется целесообразным, поскольку он определяется не только целью ремонта, применяемыми инструментами и механизмами, но и традициями выполнения этих операций, существующими в НГДУ или объединениях.
Перед ремонтом скважины, эксплуатируемой Э11Н, рядом с ней в поле зрения тракториста устанавливают кабеленаматыва-тель и пульт управления им. Ось барабана должна быть перпендикулярна к линии, соединяющей его середину с осью скважины. Кабель должен сбегать с верхней части барабана и через подвесной ролик направляться к устью скважины.
У устья скважины располагают инструмент для спуско-подъ-емных работ, вспомогательное оборудование.
Проведению спуско-подъемных операций, расхаживанию труб и всех операций, связанных с применением или извлечением внут-рискважинного оборудования, предшествует разборка устьевой арматуры.
Фонтанную арматуру разбирают следующим образом: вначале отсоединяют боковые фланцы, снимают буферный и вместо него устанавливают подъемный патрубок. После отвинчивания болтов,
крепящих тройник к центровой задвижке, элеватор подводят под муфту подъемного патрубка и осторожно поднимают арматуру вверх.
Источник