Клей для ремонта ювелирных изделий

ОБЗОР И АНАЛИЗ КЛЕЕВ, ПРИМЕНЯЕМЫХ В ЮВЕЛИРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Фляте А. Д., Кесарев О. В.

В настоящее время предприятия ювелирной промышленности СССР используют в работе клеевые композиции, которые не удовлетворяют в полной мере жестким специфическим требованиям, предъявляемым отраслью к клеям и клеевым соединениям. Выбор предприятиями тех или иных клеящих материалов носит, в основном, случайный характер, при этом на практике нередко грубо нарушается технология склеива¬ния субстратов выбранными клеями, что приводит к значительному снижению прочности клеевых соединений, а это порождает ничем не обоснованное недоверие к склеиванию вообще.

Сознательный выбор оптимального варианта клеевой композиции и параметров технологии склеивания для конкретных материалов требует одновременной оценки ряда факторов. В связи с тем, что практически во всех рассматриваемых контактных парах одним из субстратов является металл, из всего многообразия синтетических клеев, по мнению авторов, следует принимать во внимание только клеи, обладающие достаточной адгезионной способностью к металлу.

Учитывая специфику ювелирных изделий, следует исключить клеи, отверждение которых требует либо высокой температуры, либо высокого давления при контакте склеиваемых деталей.

При выборе клеев необходимо учитывать требования, предъявляемые ювелирной промышленностью к технологичности клеевых операций. В соответствии с этими требованиями клеевую композицию можно считать технологичной, если она отвечает следующим условиям: однокомпонентность, нетоксичность, удобство хранения, быстрота отверждения, простота нанесения на склеиваемые поверхности, по возможности широкий диапазон применения, доступность.

Вполне естественно, что при выборе клея основным требованием остается образование достаточно прочного клеевого соединения, стойкого к действию переменных температур, влажности, различных сред, возможных в условиях эксплуатации изделия. В ряде случаев, например при склеивании контактной пары янтарь — янтарь, клей, кроме того, должен быть бесцветным и прозрачным.

В ювелирной промышленности клеевые композиции используют для склеивания контактных пар: металл — камень, камень — камень, металл — декоративные вставки (янтарь, жемчуг, стекло, полистирол и т. д.).

С помощью клеевых композиций осуществляют крепление элементов изделий как и на финишной, так и на промежуточных вспомогательных операциях, после которых сознательно разрушают клеевой шов. На промежуточных операциях используют, главным образом, так называемые мастики, которые в зависимости от назначения имеют различные составы, но подчиняются одной общей схеме (таблица): клеящее вещество (шеллак, канифоль, смола ЭД-5 или ЭД-6) —пластификатор (главным образом пчелиный воск) и наполнитель (мраморная пудра, окись алюминия, мел).

В некоторых случаях, когда клеевой шов скрыт, мастичные составы используют на финишной операции закрепки.

Общие недостатки мастичных составов следующие: многокомпонентность, необходимость применения при склеивании повышенных температур, а в случае использования их на заключительной операции — способность образовывать на изделии трудноудаляемые окрашенные затеки.

Мастичные составы, используемые на ЛПТО «Русские самоцветы»

Мастичные составы Компоненты, вес. %
канифоль шеллак пчелиный воск мел окись алюминия парафин стеарин олеиновая кислота зеленый крокус окись кремния смола ЭД-5 ПВА
КИТ 3,2 53,9 43,0
КОС 76,9 19,2 8,9
Зеленая 23,6 5,5 70,9
№27 45,4 18,2 18,2 18,2
№37 20 40 20 20
№39 18,2 35,4 35,4 9,0
Гипсовая 88,7 8,3 25

Широкое распространение в практике клеевой закрепки вставок в изделия, выпускаемые предприятиями Союзювелирпрома, получили феноло-поливинилбутиральные клеи — БФ-2 и БФ-4. К недостаткам клеев этого типа относятся: содержание в клее растворителя, который, улетучиваясь в ходе применения, увеличивает вязкость, что затрудняет нанесение клея и приводит к ухудшению прочностных свойств клеевых швов; технология склеивания требует обязательного выполнения операций «открытой выдержки» и отверждения при повышенной температуре, что усложняет процесс склеивания. При невыполнении названных требований достаточная прочность клеевых швов не обеспечивается. Дополнительное ограничение к применению клеев типа БФ в ювелирной промышленности — окрашенность этих композиций.

Читайте также:  Ремонт столярных изделий это

Аналогичными недостатками обладает и клей № 88, используемый некоторыми предприятиями Союзювелирпрома (например, Харьковским ювелирным заводом) для закрепки в касты изделий вставок из цветного камня и самоцветов.

Для склеивания янтарных деталей с фурнитурой из драгоценных и цветных металлов Калининградский янтарный комбинат использует поливинилбутиральный клей собственного изготовления:

Поливинилбутираль клеевой (бутвар)
ГОСТ 9439—60
. 100 г
Спирт этиловый гидролизный ГОСТ 8314—57 . 500 мл
Бензол (чда) ОСТ 5955—51 . 500 мл

Расход клея велик — 0,335 г на изделие. Наличие в рецептуре клея такого компонента, как бензол, указывает на значительную его токсичность, а необходимость «открытой выдержки» (15-20 мин) и последующего отверждения при температуре 90-100°С в течение 2 час с последующей выдержкой на воздухе в течение 24 час — на его явную нетехнологичность.

На некоторых ювелирных предприятиях (в частности, на Свердловском заводе «Русские самоцветы») наряду с использованием клеев типа БФ применяют эпоксидную смолу (например ЭД-5) для склеивания контактных пар: камень — камень и металл — камень. Вместе с тем, следует отметить, что в целом по отрасли применение эпоксидных компаундов в настоящее время весьма ограничено, что связано с их нетехнелогичностью и прочими недостатками.

Клеевая закрепка вставок из цветного камня и самоцветов, янтаря и жемчуга в изделия из драгоценных и недрагоценных металлов находит широкое применение за рубежом. К числу клеев наиболее широко распространенных в ювелирной промышленности зарубежных стран относятся эпоксидные и цианакрилатные клеи. В группу эпоксидных клеев входят: Аральдит (Швейцария) Лепокс (ЧССР) и клей японской фирмы «Camedine» — Нi-Supег, используемый для закрепки вставок (преимущественно жемчуга) в изделия как на зарубежных ювелирных предприятиях, так и на предприятиях Союзювелирпрома (например ЛПТО «Русские самоцветы», Бронницкий и Ереванский ювелирные заводы и др.).

Клеи на основе эпоксидных смол (в том числе и Нi-Supег) не могут быть рекомендованы для широкого использования в отечественной ювелирной промышленности из-за их нетехнологичности: двухкомпонентности, ограниченной жизнеспособности, затруднения в нанесении на склеиваемые поверхности и т. п., а также из-за сравнительно высокой токсичности.

Цианакрилатные клеи представляют собой однокомпонентную систему, основу их составляют мономеры алкил-(арил)-α-цианакрилатов, способные склеивать металлы, стекло, янтарь, жемчуг, пластмассы и другие неметаллические материалы в различных сочетаниях, быстро отверждаясь под действием следов влаги воздуха при комнатной температуре. Клеи на основе цианакрилатов, по сравнению с эпоксидными, получили более широкое распространение в зарубежной практике. К цианакрилатным клеям, успешно применяемым за рубежом в ювелирном деле, относятся: Цианобонд-5000, Суперцемент-1000, Цемедин-3000 (Япония), Арон-Альфа (Япония, США), Тиксо К-1 (Швеция), Истмэн-910 (США).

За последние годы в нашей стране ИНЭОС АН СССР разработаны методы синтеза мономерных цианакрилатов -алкил-(арил)-α-цианакрилатов. Получены и исследованы в качестве клеев следующие мономеры: метил, -этил, -н-пропил, -н-бутил, -н-амил, -н-гексил, аллил-, β-(3-метоксиэтил, -β-бутоксиэтил-α-цианакрилаты. Эти мономеры сами по себе являются клеями. Однако на их основе приготовлен ряд композиций, содержащих загуститель, пластификатор, стабилизатор и другие добавки. Цианакрилатные клеи различных марок, полученные в ИНЭОС АН СССР, имеют общее название Циакрин.

В результате проведенных работ по испытанию таких композиций в различных областях техники и медицины стало возможным внедрение в промышленность синтеза клея Циакрин и применение его в ряде отраслей народного хозяйства. Думается, клеевые композиции Циакрин, отвечающие большинству требований, которые предъявляются ювелирной промышленностью к клеям и клеевым соединениям, должны получить широкое распространение как на операции клеевой закрепки вставок, так и на других операциях, связанных с изготовлением ювелирных изделий.

Источник

Лучший клей для бижутерии: чем клеить фурнитуру

Всем известно, что самое лучшее в мире средство для того, чтобы склеить две вещи друг с другом — синяя изолента, а если эти вещи склеить не получается, значит банально мало изоленты.

На этом, в принципе, данный пост можно было бы и закончить.

Но всё же попытаемся разобраться, чем можно заменить это самое лучшее в мире средство.

Мы уже говорили про то, каким клеем можно склеить стекло со стеклом , чтобы оно не отвалилось. Сегодня поговорим об одной из самых наболевших проблем для мастеров занимающихся бижутерией: как приклеить металлическую фурнитуру к кулону, серьгам или кабошону для кольца.

Читайте также:  Ремонт трапеции дворников bmw e39

Не секрет, что в процессе носки изделия подвергаются различного рода механическим и физическим воздействиям. Это может быть и лютый холод, и адская жара, на украшение воздействуют солнечные лучи, пот, вода, кожное сало и и т.д. Поэтому очень часто украшения, которые на первый взгляд, «сидят» как каменные и их просто невозможно сломать. ломаются. И как следствие — к мастеру приходит недовольный клиент.

Как избежать лишней головной боли? Как приклеить фурнитуру так, чтобы её было не оторвать?

Физики говорят, что наилучший эффект дает высокомолекулярный синтез в вакууме под давлением в 20.000 мПА. (Шутка — я даже не наю что это такое).

На первых порах многие мастера (и мы в том числе) пытаются клеить фурнитуру на бытовой клей. Как правило это семейство клеев Хейнкель: Момент, МоментКристалл, СуперМомент, МоментГель, Секунда, СекундаГель и т.д.

Лучшее качество из всего вышеперечисленного даёт МоментГель. Но следует помнить, что это хороший бытовой клей. Качество соединения в принципе неплохое, но для профессионального использования его лучше не брать. Все «Моменты» боятся воздействия пота, очень не любят воздействия солнечных лучей, холода. При резких кратковременных нагрузках, например, при падении, соединение разрывается. В конце концов, промучавшись пару месяцев, мы от такого клея отказались.

Следующий клей — Космофен. Он очень похож на клей Момент (в его составе тот же самый цианакрилат), но благодаря добавкам держит он лучше. Многие ювелиры используют именно этот клей для приклеивания страз, кабошонов, каменных пластин и т.д. к металлической основе.

Наша мастерская тоже пробовала применять его, результаты в целом устроили, однако для этого клея характерны теже самые «болячки» что и для всех «Моментов». Космофен не сильно дорог и в целом по соотношению цена-качество довольно хорош.

Но, сами понимаете, лучшее — враг хорошего. Поиски продолжились. Следующий клей, который стоит на голову выше только что описанных — Двухкомпонентный эпоксидный клей UHU Creativ. Он очень похож на семейство эпоксидных смол и клеёв, но, опять же благодаря присадкам, делает свою работу на порядок лучше. Он практически «неубиваем».

Оторвать соединение склеенное «ухушкой» (так мы его называем) практически нереально — иногда ломается металл или отрывается кусочек стекла. В нашем городе этот клей можно было купить только в хобби-центре «Леопардо» по не всегда адекватной цене ( цена этого клея на просторах интернета примерно в два раза ниже), но в последнее время из продажи он исчез.

Столкнувшись с тем, что «ухушку» купить в нашем городе нереально, а пользоваться «Моментом» или «Космофеном» уже не хочется, мы снова отправились на поиски самого лучшего клея.

Искали долго. Очень долго. И однажды в одном из роликов на ютубе нашли упоминание о профессиональном клее, которым пользуется большинство зарубежных изготовителей бижутерии. Нашли и заказали на eBay.

Это так называемый «индустриальный» или промышленный клей, который фасуют в мелкую тару и продают в тубах по 30мл. Стоимость у него, конечно, адова — с доставкой получается примерно 1200 рублей. Склеивает он практически всё: кожу, металл, стекло, фарфор, керамику, полимерную глину, сплавы и т.д. После того, как мы перешли на этот клей — все проблемы с тем, что что-то отклеилось исчезли.

На eBay очень часто можно встретить китайскую подделку под этот клей. Продается подделка, как правило, не в блистере, тюбик отличается по цвету и выглядит следующим образом:

Стоит такая подделка ровно в два раза дешевле — 550 рублей. Иногда, что бы избежать преследования в суде, ушлые китайцы называют клей не Е6000, а, например, Е600 или B6000.

Мы по неопытности два года назад купили такие подделки. Первый раз 100% подделку, только без американского флага на блистере, склеивала она отвратительно, даже хуже чем Момент. А вот второй раз взяли B6000 — очень даже неплохо приклеилось (примерно на уровне UHU Creativ), но рисковать не стали, так и валяется в ящике.

Вот, наверное, и всё, что я хотел сегодня рассказать о клеях для бижутерии, раскрыл практически все наши секреты. Хотя о высокомолекулярном синтезе нужно подумать 🙂

Источник

Клей для ремонта ювелирных изделий

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Читайте также:  Автоэлектрика ваз 2107 ремонт

Использование клея Е-6000 и Hypo Cement для изготовления бижутерии

Клей Е6000 предназначен для склеивания различных поверхностей. Фактически клей клеит все ко всему. Это может быть металл, керамика, глина, камень, стекло, пластмасса, резина, винил, кожа и т, д. Основное преимущество клея состоит в том, что он не оставляет следов. В бижутерии и ювелирном деле он абсолютно незаменим. При использовании клея ткань не разрушается.

Таким образом, если на поверхность ткани или кожи нанести клей и с его помощью создать рисунок из страз или стекла, то основа останется гибкой. Фольгированная задняя поверхность страз также остается не поврежденной. Даже после стирки стразы и другие элементы останутся на поверхности материи или кожи. Клей имеет низкий коэффициент текучести, поэтому он не растекается. Засыхает он не сразу, а через минут 10-15 после нанесения. Полностью застывает субстанция после склеивания на протяжении 12-24 часов. Если излишки всё же проявятся, то после окончательного засыхания можно будет убрать их с помощью макетного ножа или иглы. Адгезия этого клея просто поражает. При температурах значительно ниже нуля клей не крошится, в его состав не входит этиловый спирт.

Также широко используется в бижутерии и ювелирном деле клей Hypo Cement . Однако его можно использовать исключительно для не пористых поверхностей. К таким можно отнести пластмассу, металл, керамику, камни, бисер . Часто его используют для ремонта ювелирных украшений. Для склеивания изделий из полимерной глины этот клей не подходит. Упаковка клея достаточно функциональная. В колпачке размещена толстая игла, благодаря которой носик тюбика не закупоривается остатками клея. Клей g-s hypo cement хорош наличием точного аппликатора. Благодаря этому гарантируется точнейшее нанесение субстанции, а также обеспечивается нужная дозировка. В итоге клей расходуется с приличной экономией, позволяя заниматься выполнением точной и аккуратной работы.

Клей обычно наносят на обезжиренную зашкуренную поверхность. На каждую поверхность, предназначенную для склеивания, предварительно наносят слой клея и дают ему немного просохнуть. Полученное соединение можно оставить для окончательного затвердевания на трое суток. Для того, чтобы крышка клея хорошо в дальнейшем закрывалась и открывалась ее желательно смазать вазелином. Для удаления оставшегося клея используют растворитель или ацетон. Если стразы наносятся на бумагу, то предварительно нужно попробовать приклеить бижутерию на небольшой участок. Дело в том, что качество склейки во многом зависит от бумаги.

При работе с клеем не рекомендуется выдавливать его порционно . Желательно при его использовании пользоваться зубочисткой. Следует ею снять каплю клея и нанести на поверхность склеивания. Например, для склеивания страза средней величины достаточно клея размером с горошину. Клей Е6000 отличается вязкостью и густотой. Более того, он не течёт, его можно быстро смыть без остатка следов.

Приведем некоторые правила, которые нужно соблюдать при использовании клея.

1. Использовать клей желательно в вертикальном положении. Минимальное количество клея нанести на поверхность с использованием зубочистки. После этого крышку тюбика нужно сразу закрыть.
2. Клей наносится на необходимый элемент. Если геометрические размеры элемента минимальны, то можно использовать пинцет. В этом случае клей можно нанести прямо на бисер или страз. Если нужно приклеить большую деталь, то клей необходимо наносить на середину места приклеивания.
3. После нанесения клея деталь нужно сразу приклеить к поверхности. Удалить остатки клея, выровнять деталь. Внимание! Не следует прилагать большие усилия для фиксации детали.
4. Через минут 15-20 будет заметно, приклеилась деталь или нет. Если соединение некачественное, то все остатки клея следует убрать и повторить операцию.

Наибольшее применение клей Е6000 получил при изготовлении винтажных украшений. Винтажная бижутерия достаточно привлекательная и красива. Такие украшения отправляют нас в 19 век. Они напоминают нам об эпохе рыцарей и королей, балов и дворцовых переворотов. Элементы винтажной бижутерии произведены с использованием такого материала как латунь. Для искусственного старения обычно используется патина. Винтажные украшения могут также изготавливаться из меди или серебра. Отличительной особенностью таких изделий является наличие гипоаллергенных покрытий. Это необходимо для людей, которые не могут носить обычную бижутерию. В качестве защитного гипоаллергенного слоя используют в основном серебро.

Эти 2 вида клея Вы можете приобрести здесь —

Источник

Оцените статью