Когда был ремонт исаакиевского собора

Реставрация Исаакиевского собора

В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины.

Кроме того, начался естественный процесс выветривания мраморной облицовки. Все это потребовало проведения длительных и трудоемких ремонтных и реставрационных работ, которые начались, по существу, еще на завершающем этапе строительства собора в 1840-х годах. Тогда Монферрану пришлось дополнительно укреплять основания колонн портиков и частично заменить мраморную облицовку фасадов.

В дальнейшем подобные работы не прерывались, та или иная часть здания постоянно находилась в лесах.

В 1867 году обнаружили трещины в местах соединений медных листов кровли, в которые просачивалась влага, повреждая кладку стен. В течение двух лет ремонтировали кровлю, была выполнена реставрация медной обшивки стилобата главного купола, а также отремонтированы водосточные трубы.

В начале 1870-х годов выяснилось, что из-за неравномерной осадки портиков их перекрытия стали опираться только на один край колонны. Колонны, в свою очередь, отклонились у основания от вертикали, в них стали появляться трещины.

Под руководством академика Е.А.Сабанеева в 1873 году начинаются работы по выравниванию колонн портиков, определившие начало первой комплексной реставрации храма. Она продолжалась в течение 25 лет. Были устранены основные дефекты конструкции здания, мраморной облицовки и проведена реставрация живописи.

В конце 1870-х годов на крыше собора установили чугунные ходовые мостики, устроили желоба и перила вокруг фонарика. Позже вновь потребовала ремонта кровля собора.

Постепенно начал интенсивно разрушаться мрамор наружной облицовки. Из-за примеси сернистого колчедана он не противостоял атмосферным воздействиям. Вследствие перепадов температуры, снега, дождя, а также последствий неравномерной осадки выпадали куски облицовки, в мраморе появлялись трещины, сколы кромок, каверны, обрушивались части карнизов и модульоны.

Во время ремонта наружный рускеальский мрамор был частично заменен флорентийским мрамором бардиллио — более устойчивым, но отличающимся от рускеальского более темным цветом.

В начале XX века в соборе провели частичную реставрацию живописи.

Следующий этап работ в храме — конец 1920-х годов. После проведения нивелировки, показавшей, что западная часть здания осела на 47 см больше восточной, частично восстановили мраморную облицовку.

Тяжелым испытанием стала для собора Великая Отечественная война. Несмотря на принятые меры (позолоту куполов покрыли маскировочной краской), он сильно пострадал от бомбежек, артобстрелов, сырости и холода.

Уже в октябре 1941 года рядом с собором разорвался снаряд, осколки которого частично разрушили мраморную облицовку северной стены и повредили гранитные колонны портика на глубину 10 — 15 см. Взрывной волной были выбиты стекла. Год спустя другой снаряд пробил медную кровлю и разорвался на своде малого купола.

Еще больший ущерб был нанесен храму в результате нарушения температурно-влажностного режима. С начала войны здесь не работала отопительная система, снег и дождь проникали внутрь, через пробоины в кровле.

Живопись на стенах и сводах была сильно загрязнена, ее лак потемнел и разлагался, осыпался красочный слой, местами штукатурка отставала от кирпичной кладки. Так, были утрачены некоторые фрагменты «Страшного суда» работы Ф.А.Бруни.

Пострадала наружная мраморная облицовка, утрачена большая часть золоченой лепнины на сводах и карнизах.

Послевоенная реставрация Исаакиевского собора началась в 1945 году с ремонта инженерных сетей, водопровода и канализации. Заново остеклили окна, отремонтировали кровлю и промыли от защитной краски позолоту куполов.

Уже в 1950-х годах обнаружили, что крепления и металлическая арматура креста главного купола сильно корродированны. В ходе реставрации их очистили, покрыли олифой и окрасили суриком, недостающие части изготовили заново. Крест был очищен от старой позолоты и грязи, отшлифован и покрыт лаком-марданом, после чего на его поверхность нанесли тонкий слой сусального листового золота. Эта работа осложнялась тем, что части креста приходилось разбирать на высоте около 100 м, спускать вниз, реставрировать, снова поднимать наверх и укреплять на свое место.

Главный купол в повторном золочении не нуждался, так как сделанная «через огонь» позолота оказалась достаточно прочной.

С 1947 по 1950 год реставраторы занялись консервацией настенной живописи.

Красочный слой укрепляли составом из пчелиного воска, канифоли, скипидара и спирта. Места его отставания от штукатурки после нанесения укрепляющего состава в горячем состоянии проглаживали через кальку утюгами. Такой способ позволял надежно скрепить красочный слой со штукатуркой и предохранить его от влажности. Поверхностные загрязнения удаляли составом из спирта-ректификата и скипидара.

Эти работы позволили предотвратить дальнейшее разрушение росписей, но консервации подвергалась не вся живопись, а лишь наиболее пострадавшие картины в аттике, алтарях и нишах пилонов.

С 1954 года под руководством Якова Александровича Казакова началась реставрация живописи в центральном нефе, аттике, главном алтаре и приделах. Предварительно была сделана графическая фиксация ее состояния. На схемах, составленных по каждой картине, указано было состояние штукатурного и красочного слоев.

После этого реставраторы занялись укреплением штукатурного слоя картин. Для собора наиболее подходящим оказался способ с применением извести-кипелки.

Раствор молотой негашеной извести с песком и толченым кирпичом вводили под давлением в специально проделанные отверстия в штукатурке. В процессе гашения извести раствор твердел и надежно связывал штукатурку с кирпичной кладкой собора. Кроме того, их подсушивало выделявшееся в процессе гашения извести тепло.

Затем реставраторы при помощи растворителей удаляли с картин грязь и потемневший лак. Утраченные фрагменты воссоздавались заново по архивным документам, фотографиям, авторским картонам и эскизам. После воссоздания утрат и снятия поздних «записей» живопись снова покрывалась лаком.

В некоторых случаях повреждения составляли 40 — 60 % общей площади росписей.

Таким образом, в течение 8 лет была отреставрирована вся живопись Исаакиевского собора. Завершающий этап этой работы — воссоздание плафона главного купола работы К.П.Брюллова.

Плафон находился в лучшем положении, чем многие росписи собора, потому что выполнен был по штукатуре, нанесенной на деревянную опалубку, а не на кирпичную кладку, и поэтому подвергся меньшему воздействию сырости. Утраты его красочного слоя составляли около 15 %. Поэтому, несмотря на гигантские размеры картины (816 кв.м) ее реставрацию провели всего за три месяца.

Читайте также:  Ремонт моторчиков фар volvo

Не представила особой трудности реставрация мозаик в иконостасах. Цветное стекло смальта — долговечный материал. Мозаики очистили от копоти, промыли, обработали открытые швы воском, затем отполировали войлоком и фетром.

Хуже сохранились мозаики в парусах. Здесь смальта частично отошла от кирпичной кладки, и ее пришлось заново укреплять цементным раствором.

Особенно много хлопот доставила реставрация витража. Это уникальное произведение состоит из 21 рамы, в 13 из которых цветное стекло было выбито. Его заново изготавливали после нескольких экспериментов, проведенных Ленинградским технологическим институтом им. Ленсовета. Стекло оказалось не только многослойным, но и различной толщины, для каждой группы стекол требовалось подобрать различную температуру плавления.

Восстанавливали витраж специалисты Экспериментальных мастерских и кафедры керамики и стекла ЛВХПУ им. В.И.Мухиной под руководством Е.В.Поповой.

Впоследствии выяснилось, что эти работы не отвечали требованиям научной реставрации и скорее носили характер консервации. В то время в Ленинграде просто не было опытных витражистов. При реставрации металлические рамы витража даже не демонтировались. Монтаж витражных стекол производился по вертикали. Нижняя часть картины по характеру росписи, некоторым провалам в тоновом решении отличалась от подлинной композиции. Грубо, штрихами кистью, были исполнены облака (акварельными красками на стекле).

При реставрации витража в 1998 году его полностью демонтировали. Все модули подгонялись по рисунку на стекле, что обеспечило точность композиции. Стекло применялось более толстое, склейка велась на медную фольгу, по примеру мировой практики реставрации старинных витражей.

Для прочности поверхность собранных модулей перед установкой в раму прошпаклевали специальной мастикой. В ходе этих работ уточнили рисунок облаков и плаща Христа, восстановили наружную раму с высокопрочным стеклом. Для ухода за уникальной картиной между рамами установили алюминиевые конструкции с переходными мостиками.

Немало усилий потребовало воссоздание поврежденных лепных орнаментов.

Утраченные фрагменты лепки заново отливали из алебастра и с помощью специальных штырей устанавливали на место, полировали, покрывали лаком-марданом и заново золотили сусальным золотом.

Часть позолоты гальванопластической скульптуры интерьера сохранилась. Особенно прочной она была на деталях, вызолоченных «через огонь». Тем не менее позолота была загрязнена и потускнела. Ее промыли горячей водой с мылом, наиболее загрязненные части очищали составом из нашатырного спирта и аммиака. Так были промыты большие и малые царские врата, паникадила, капители и базы пилястр, скульптуры ангелов в барабане купола. Вновь вызолотили группы «Преображение» и «Вознесение».

Позеленевшие в годы войны рельефы дверей собора покрыли искусственной патиной, предохранительным составом из воска, скипидара и красителей.

С 1956 по 1963 год восстанавливали внутреннюю мраморную облицовку стен, удаляли «переродившийся» слой мрамора и восполняли утраты вставками. Мрамор был в очень плохом состоянии, почернел и закоптился. От сырости и перепадов температур его поверхность утратила полировку, некоторые блоки выкрошились.

Мрамор обрабатывали карборундовыми наждачными кругами, снимая верхний слой на 1,5 — 2 мм. Трещины заделывались, первоначально — цементом с мраморной крошкой, эпоксидной смолой. Мрамор промывали и полировали. Всего обработано было 11600 кв. м камня, сделано более 10 000 вставок.

Во время послевоенной реставрации реконструировано освещение Исаакиевского собора. Раньше скульптуру и живопись в верхней части храма скрывал полумрак. В 1957 году на галереях, карнизе главного алтаря, вокруг плафона главного купола были установлены люминесцентные лампы, по углам здания — мощные софиты, и детали убранства стали доступны для обозрения.

Новая система отопления собора позволила поднять среднюю температуру воздуха до 17 — 20 градусов Цельсия вместо прежней 7 градусов Цельсия и снизить влажность до 50 — 60 %, что стало важнейшим условием сохранения мрамора, живописи, лепки и позолоты.

Первый этап комплексной реставрации был завершен в 1963 году. Во время этих работ было сделано геодезическое обследование состояния Исаакиевского собора. Его результаты показали, что обнаруженная в 1929 году неравномерная осадка собора прекратилась.

В конце 1960-х годов обследовали наружную мраморную облицовку и установили, что она нуждается в реставрации. Проводились работы в северо-западной части фасада и колокольни, состояние которых вызывало наибольшие опасения, был заменен ряд мраморных модульонов медными копиями, окрашенными под мрамор.

Общее состояние Исаакиевского собора проверялось в 1987 году. Была зафиксирована равномерная осадка здания на величину до 5 мм.

В настоящее время продолжается комплексная реставрация Исаакиевского собора.

Источник

Когда был ремонт исаакиевского собора

Реставрационные работы в Исаакиевском соборе

Исаакиевский собор является памятником архитектуры федерального значения, всемирно известным объектом культурного наследия.

История реставрации Исаакиевского собора насчитывает 176 лет. Впервые необходимость проведения восстановительных работ в храме возникла ещё в 1841 году, то есть за 17 лет до завершения строительства.

Причинами этого стали, прежде всего, огромный вес храма и его неравномерная осадка, вызванная разновременной постройкой восточной и западной частей здания. Это вызвало различные деформации, отклонение от вертикали колонн портиков, появление трещин в стенах и пилонах, нарушение мраморной облицовки. Всё это требовало проведения длительных и трудоёмких ремонтных и реставрационных работ, которые начались ещё на завершающем этапе строительства собора. Хотя в целом Монферрану удалось устранить эти повреждения, но с тех пор Исаакиевский собор нуждается в постоянном наблюдении и исследовании.

Помимо перечисленных конструктивных особенностей здания ситуацию усугубляет ещё и его местоположение. Исаакиевский собор является единственным в мире памятником подобного масштаба, находящимся за 60-й параллелью, в условиях северного приморского климата, на болотистой почве, в непосредственной близости от водной артерии. С каждым годом усиливается агрессивное техногенное воздействие. Таким образом, памятник находится в чрезвычайно сложных условиях и требует к себе пристального внимания.

Подчеркнём, что художественная и историческая ценность Исаакиевского собора обуславливает высокие требования к тщательности и продуманности его реставрации. Конструкции, фасады и интерьеры здания нуждаются в постоянном наблюдении и непрерывной научной реставрации.

Здесь следует пояснить два принципиально важных тезиса. Первый – об обязательной научной основе реставрации, и второй – о непрерывности реставрационного процесса.

Научная реставрация – это целый комплекс мероприятий, проводимых на основе научных исследований и направленных на сохранение и передачу будущим поколениям культурного наследия. Поэтому реставрацией занимается музей, в состав которого входит научное подразделение, обеспечивающее реставрацию необходимыми научными документами, основанными на архивных материалах.

Читайте также:  Вакансии мастер по ремонту принтеров с обучением

Второй тезис касается непрерывности реставрационного процесса. Это требование обусловлено особенностями самой конструкции здания, его колоссальным весом, спецификой росписей в интерьере храма и другими причинами. Состояние инженерно-архитектурных конструкций и художественной отделки собора нуждается в постоянном, непрерывном мониторинге и проведении своевременных ремонтно-реставрационных работ. А это в свою очередь требует непрерывного стабильного финансирования.

В настоящее время деньги на проведение обследования и реставрации здания обеспечивает Музей из собственных средств, поступающих от уставной деятельности. Поэтому Музей с уверенностью планирует долговременные реставрационные работы и заключает контракты с компаниями-исполнителями.

К сожалению, история Исаакиевского собора помнит периоды, когда памятник был лишён регулярного наблюдения и реставрации, и негативные последствия были очевидны. Так, после Октябрьской революции Исаакиевский собор был объявлен народным достоянием и передан в безвозмездное пользование общине верующих, под руководством распорядительного органа – так называемой «церковной двадцатки».

При этом на общину был возложен ряд обязанностей. В частности, «двадцатка» обязалась беречь переданное ей народное достояние и из своих средств производить оплату всех текущих расходов по содержанию храма как то: ремонту, отоплению, хранению». Однако община оказалась не в силах обеспечивать гигантскому собору надлежащий уход без помощи государства. В подтверждение приведу цитату из выпуска «Красной газеты» за 1923 год: «Не говоря уже о капитальном ремонте текущий ремонт – починка крыши и пр. – тоже для нас непосилен. Дело в том, что собор, как кафедральный, не имеет настоящих доходов от прихожан И такая редкая сокровищница художественного искусства ХIХ века обречена будет на медленное уничтожение. Своды сыреют, штукатурка местами валится и портятся творения Брюллова и других великих мастеров того времени. Такого памятника нет в Европе. И недопустимо было бы в Советской России дать ему погибнуть. Общество и государство должны прийти на помощь в деле сохранения этого музея».

После ряда обследований Комиссия, состоящая из представителей Главнауки, Художественных Академий и Исполкома, установила «картину систематического разрушения, как самого здания, так и находящегося в нём ценнейшего художественного и исторического имущества». «Церковной двадцатке» было вменено в обязанность выполнить условие договора и провести необходимый ремонт, но община «проигнорировала принятые на себя обязательства». За десять лет состояние собора ухудшилось настолько, что в 1928 году договор с «церковной двадцаткой» был расторгнут, и собор передали Главнауке с целью создания в нём музея.

Позволю привести выдержки из «Заключения по вопросу о расторжении договора с группой верующих о пользовании имуществом Исаакиевского собора и закрытии храма для богослужения в целях организации в нём музея»: «Исаакиевский собор представляет собой исключительный памятник искусства, являясь одним из наиболее ценных в СССР, и поэтому требует особо тщательной охраны и исключительной заботы со стороны арендаторов.
«Церковная двадцатка» своим отношением к арендованному имуществу доказала свою полную несостоятельность в проявлении должной заботливости о надлежащем сохранении вверенного ей ценного художественного и исторического имущества.
Главнаука предполагает использовать собор исключительно в культурно-просветительских целях, превратив его в музей и этим одновременно сохранив его от дальнейшего разрушения
».

К сожалению, пренебрежительное отношение к сохранению культурного наследия существует и поныне. И в настоящее время в Санкт-Петербурге мы также можем наблюдать примеры медленного разрушения неподдерживаемых объектов культурного наследия, а также плачевные результаты «антинаучных реставраций». Так, фасады и колонны одного из крупнейших соборов Петербурга, вопреки протестам градозащитников, покрасили известковой краской, что уничтожило исторический облик здания и теперь грозит разрушить фактуру камня и привести к необратимым последствиям. При реставрации другого исторического памятника была полностью уничтожена наружная скульптра. Классические пропорции и образы, созданные Пименовым, Демут-Малиновским и Щедриным изуродованы и потеряны безвозвратно.

Реставрация, проводимая ГМП «Исаакиевский собор», осуществляется строго на научной основе. Специалисты музея и реставраторы объединили достижения своих предшественников с мировой практикой и новейшими открытиями и технологиями в данной области. Это позволило вывести искусство реставрации на качественно новый уровень.

На сегодняшний день Исаакиевский собор – один из немногих крупных музеев России, работающий без федерального финансирования. Музей полностью формирует бюджет на реставрацию, ремонт и содержание храмов-памятников из собственных средств, поступающих от уставной деятельности. За десятилетие с 2006 по 2016 год Музей направил на реставрацию и ремонт Исаакиевского собора 770 миллионов 697 тысяч рублей.

Проведённые Музеем работы колоссальны по объёму и сложности. Они достойны самого подробного освещения. Коснемся лишь самых общих реставрационных направлений, реализованных Музеем за последние 10 лет.

Сначала сделаем краткий обзор внешних реставрационных работ. Первый раздел, который мы рассмотрим, – реставрация наружной скульптуры.

Скульптура играет значительную роль в художественно-символическом решении фасадов и интерьера Исаакиевского собора. Здание украшают 350 статуй, скульптурных групп, рельефов и горельефов. Из них 50 находятся снаружи. Для создания наружной скульптуры применялись разные техники: техника литой бронзы, гальванопластика, смешанная техника. Со временем использование разнородных по своим характеристикам материалов вызвало целый комплекс проблем. Скульптура оказалась подвержена всем видам коррозии. Следует отметить, что скульптурный ансамбль Исаакиевского собора стал одним из первых в истории примеров создания столь масштабных произведений искусства методом гальванопластики. Медные статуи укреплены на металлических каркасах. Со временем этот биметаллический характер конструкций усугубил разрушающее воздействие внешней среды: появились трещины и коррозия металла, грозящие обрушению фигур.

К реставрации наружной скульптуры Музей приступил в 2007 году. В первую очередь была демонтирована фигура «Апостола Павла» с северного фронтона и юго-западная скульптурная группа «Ангелы со светильником». При обследовании выяснилось, что повреждение тонких металлических оболочек, изготовленных гальванопластическим способом, составило более 40%. Каркасы также были разрушены временем из-за коррозионных процессов.

Работы велись несколько лет. Поскольку у реставраторов ещё не было опыта работы со столь крупными объектами, выполненными в технике гальванопластики, первым этапом стала разработка технологии реставрации. В итоге реставрация велась с применением таких новейших методов, как холодное газодинамическое напыление. Реставраторы также использовали нано-материалы, не применявшиеся ранее при работе с петербургскими памятниками. Например, при помощи этих материалов был восстановлен слой патины, химический состав которой идентичен первоначальному. Реставрационные работы завершились в ноябре 2011 года. Их стоимость составила около 21 млн. рублей.

Читайте также:  Тойота карина ремонт акпп

В 2011 году началась реставрация 24 скульптур «Ангельской балюстрады» Исаакиевского собора.

При обследовании выяснилось, что реставрации требуют не только фигуры ангелов, но и элементы балюстрады, на которых были выявлены многочисленные дефекты и повреждения. В ходе работ также было проведено усиление металлических опор и устранены дефекты основных несущих строительных металлоконструкций. Изначально предполагалось, что для проведения комплексной реставрации потребуется 12 лет, однако все намеченные работы удалось завершить в 2015 году. Их стоимость составила 125 миллионов рублей. Эти деньги Музей выделил полностью из собственных средств.

С 2011 по 2013 год Музей проводил реставрацию скульптур северного фронтона Исаакиевского собора «Евангелист Иоанн» и «Апостол Пётр».

Следующим крупным блоком работ стала реставрация звонниц Исаакиевского собора и воссоздание колоколов, которые были сняты и утрачены в конце 20-х годов ХХ века. Первый 10-тонный Полиелейный колокол был установлен в декабре 2012 года. Спустя год, в день 310-летия Санкт-Петербурга, после полуденного выстрела пушки впервые раздались 12 ударов колокола Исаакиевского собора – так было положено начало новой городской традиции.

Позднее ещё 14 колоколов заняли свои места на юго-восточной звоннице собора. В ноябре 2015 года на северо-западную звонницу был поднят и установлен Главный – Праздничный – колокол весом в 17 тонн.

Все колокола для Исаакиевского собора были воссозданы по историческим чертежам Огюста Монферрана на Колокололитейном заводе Анисимова в Воронеже.

В октябре 2012 года Государственный музей-памятник «Исаакиевский собор» открыл беспрецедентный проект «Петербург с высоты птичьего полета (для человека в инвалидной коляске)». Посетители с ограничениями в передвижении впервые получили уникальную возможность с помощью специального лифта подняться в коляске на смотровую площадку, находящуюся на высоте 37 метров и совершить круговой обзор панорамы города. Стоимость проекта составила порядка 20 миллионов рублей, и реализован он целиком за счет бюджета музея без привлечения сторонних средств

С 2015 года ведётся реставрация самой высотной части Исаакиевского собора – светового фонарика, который находится на высоте 90 метров. В числе запланированных работ и реставрация большого креста Исаакиевского собора.

Теперь обратимся к внутренним реставрационным работам.

К ним относятся реставрация всех видов камня, мраморных полов, малахитовой облицовки полуколонн алтарной части, воссоздание бронзовых позолоченных торшеров и лампад главного иконостаса. Сюда же входят такие технические работы, как усиление металлоконструкций; комплекс работ, связанный c системой вентиляции, отопления и теплоснабжения собора; ремонт электрический сетей. А также новая архитектурно-художественная подсветка интерьера Исаакиевского собора.

Отдельная задача, которую решает Музей, – поддержание оптимального температурно-влажностного режима в соборе. Это сложное и дорогостоящее мероприятие, но оно необходимо для сохранения ценных пород камня и росписей и продления срока действия уже проведённых реставрационных работ. В настоящее время для этого в соборе созданы все необходимые условия.
Из обширного списка внутренних работ мы рассмотрим лишь один, но наиболее репрезентативный аспект – восстановление росписей и икон.

Монументальные росписи и иконы Исаакиевского собора представляют собой уникальную коллекцию русской религиозно-исторической живописи 1840–1850 годов. Их авторами стали крупнейшие представители русской академической школы ХIХ столетия

Техника росписей, выполненных масляными красками по загрунтованной штукатурке, оказалась неустойчивой к петербургскому климату. Первые реставрационные работы потребовались уже в ХIХ столетии.

Росписи испытали на себе все перипетии ХХ века. Особенно губительными стали блокадные зимы. До нашего времени в интерьере Исаакиевского собора сохранились 103 настенные росписи и 52 картины-иконы на холсте. Сегодня судьба этих «сложных» произведений всецело зависит от правильного музейного хранения, регулярного мониторинга их состояния и своевременной помощи реставраторов.

В 2010 году Музей начал реставрацию крупноформатных икон, находящихся в нишах подкупольных пилонов. Трудоемкие и кропотливые работы проводились по методике, специально разработанной и утверждённой на научно-реставрационном совете Музея. Реставрационные работы завершились в 2013 году.

Спустя три года, в канун Рождества 2016 года, в одну из ниш пилонов было установлено воссозданное полотно итальянского художника Чезаре Муссини «Рождество Христово». Икону удалось воссоздать по обнаруженной архивной фотографии 1915 года.

В 2011–2012 годах проводилась реставрация росписей барабана центрального купола.

В 2016 году завершилась комплексная реставрация придела св. Екатерины.

В феврале 2016 года в Исаакиевский собор вернулась после реставрации храмовая икона «Св. Исаакий Далматский».

Спустя год, в феврале 2017 года, реставраторы завершили работу по восстановлению иконы «Апостол Пётр».

В 2016 году была проведена комплексная реставрация интерьера «западного колодца», т.е. западной части собора. Очищен, промыт и отреставрирован мрамор, скульптурный декор, позолоченные детали. Отреставрированы монументальные росписи.

Стоимость работ составила более 90 миллионов рублей.

В настоящее время аналогичные работы ведутся в юго-восточной части собора.

Мы коснулись лишь малой части того огромного массива реставрационных работ, которые непрерывно ведутся в Исаакиевском соборе.

Научная реставрация подобного уровня и масштаба возможна лишь при условии глубокого изучения архивных материалов по истории строительства и реставрации здания. Другим необходимым условием является тщательное и систематическое обследование конструкций и декора с использованием самых современных методов. А это, в свою очередь, требует непрерывного и стабильного финансирования, которое обеспечивает уставная деятельность Музея.

За сохранение нынешнего музейного статуса Исаакиевского собора выступил Российский комитет международного совета музеев (ИКОМ). Приведу выдержки из этого документа:

«Система законодательства РФ устанавливает серьёзные требования в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия. На протяжении многих десятилетий музейные работники Исаакиевского собора бережно сохраняли не только само здание, но и тысячи предметов, включённых в состав Музейного фонда Российской Федерации и являющихся неотъемлемыми составляющими интерьера собора и его истории

Исаакиевский собор является одним из памятников, составляющих объект Всемирного наследия ЮНЕСКО, соответственно Россия несёт международные обязательства, с которыми всё это время успешно справлялся музей

Мы уверены, что сохранение за Исаакиевским собором статуса государственного музея-памятника является необходимым и верным решением.»

О.А.Жарковская
специалист научно-редакционного отдела, искусствовед

Источник

Оцените статью