- Мавзолей на время ремонта накроют куполом, тело Ленина не тронут
- Саркофаг на Красной площади: почему перестраивали Мавзолей Ленина
- Деревянная пирамида
- Дуб и трибуны
- Гранит и лабрадор
- Новый саркофаг
- Мавзолей Ленина откроется для посетителей после ремонта
- «Реиспользование» Мавзолея на Красной площади — что за странная идея?
- Константин Михайлов о плане реставрации храма Ильи Пророка у Кремля
- Мавзолей был усыпальницей двух вождей недолгое время. Но официально «Мавзолеем Ленина — Сталина» числится до сих пор
- Как знаменитая усадьба в центре Москвы может превратиться в большую стройку
Мавзолей на время ремонта накроют куполом, тело Ленина не тронут
В ближайшее время тело Ленина может быть вынесено из Мавзолея, сообщает Федеральная служба охраны. В Мавзолее начнется ремонт, который продлится до 30 апреля.
Весь комплекс, включающий усыпальницу и две пристроенные позже трибуны, простоял без технического обследования и вмешательства более 80 лет. Лишь в 1973 году были обновлено внешнее оформление трибун. Из-за того, что Мавзолей строился в несколько этапов, между его частями со временем начались процессы деформации, которые повлекли, в частности, нарушение гидроизоляции здания.
Теперь в Мавзолее организуют стройплощадку, которую, возможно, накроют временным куполом. Однако в самой усыпальнице пока никаких работ не предусматривается, сообщает «Россия 24».
Доступ в Мавзолей прекратили еще в сентябре, и первоначально было объявлено, что он не откроется для посетителей до 31 декабря этого года. Официальный представитель ФСО Сергей Девятов сообщил, что срок ремонтных работ в Мавзолее решено продлить после тщательного изучения состояния здания.
По его словам, все это время в Мавзолее проводились исследовательские работы, направленные на определение характера и масштабов предстоящего ремонта. «На сегодняшний день все необходимые согласования для проведения ремонта получены. В ближайшее время начнутся работы по обустройству строительной площадки, которая, в случае необходимости будет закрыта временным куполом», — сказал Девятов.
На время ремонта тело Ленина из Мавзолея могут вынести. Сейчас этот вопрос решается. Однако как стало известно «Интерфаксу» из источников, близких к научно-исследовательскому центру биомедицинских технологий, в настоящее время тело вождя революции пока находится в Мавзолее.
Позже 24 декабря со ссылкой на советника главы ФСО Сергея Девятова «Российская газета» сообщила: тело Ленина во время реконструкции будет по-прежнему находиться на своем месте, в привычном саркофаге. «Никаких действий в отношении тела Ленина производиться не будет», — заверил Девятов.
Правда, как сообщает издание, в феврале 2013 года ученые будут работать с телом вождя мирового пролетариата, но это плановые медицинские работы, к которым спецслужбы не имеют прямого отношения.
«Ремонт Мавзолея и условия содержания тела Ильича никак между собой не связаны. Скорее, даже наоборот: по оценке ФСО, тело Ленина сейчас находится в «более чем удовлетворительном состоянии», в то время как состояние его усыпальницы постепенно ухудшается», — пишет «РГ».
Мавзолей — уникальное сооружение работы Алексея Щусева; памятник архитектуры, который находится в охранной зоне ЮНЕСКО.
Источник
Саркофаг на Красной площади: почему перестраивали Мавзолей Ленина
Союз архитекторов России объявил Всероссийский конкурс на лучшую концепцию по ре-использованию Мавзолея В. И. Ленина на Красной площади. До этого усыпальницу несколько раз перестраивали по различным причинам.
Рассказываем, почему решили создать Мавзолей и как он менялся в ХХ веке.
Деревянная пирамида
В день смерти первого руководителя Советского государства Владимира Ленина, 21 января 1924 года, в ЦК партии стали поступать телеграммы с просьбами советских граждан не предавать тело вождя большевистской партии земле. В результате было решено создать памятник-усыпальницу на месте трибун, с которых Ленин с речами обращался к народу. Уже 27 января по проекту Алексея Щусева был построен первый деревянный Мавзолей. На разработку проекта по принципу трехступенчатой пирамиды у архитектора ушла одна ночь, а на строительство — менее трех дней. Здание представляло собой куб с трехметровыми сторонами и двумя последовательно уменьшающимися кубами наверху.
По краям первого Мавзолея находились две пристройки для входа и выхода. Правая лестница спускалась на 3 м вниз и вела в Траурный зал, который освещали две массивные матовые люстры. Стены зала были обиты красной тканью с черными полосками. На потолке находились серп и молот на фоне складок из красной и черной материи. Интерьер оформили по рисункам художника Игнатия Нивинского. Тело Ленина забальзамировали, а гроб установили в центре сооружения. В первом Мавзолее сразу же было выявлено много недостатков — узкая лестница и небольшой Траурный зал не позволяли впустить всех желающих проститься с Лениным. Кроме того, во время прохождения публики температура в зале повышалась, что негативно сказывалось на состоянии тела.
Дуб и трибуны
Первую усыпальницу так и не достроили до конца, и она простояла в незавершенном виде до весны 1924 года, когда Мавзолей было решено закрыть для долговременного перебальзамирования тела Ленина. Тогда же был утвержден проект хрустального саркофага над гробом Ильича, который создал архитектор Константин Мельников. Второй Мавзолей Щусев также спроектировал на деревянном каркасе. Сооружение сохранило первоначальную композицию и было обшито лакированным дубом. К зданию пристроили портик и ступенчатые трибуны.
При проектировании здания Щусев использовал упрощенные формы ордерной архитектуры. Вокруг нового Мавзолея был создан небольшой сквер, обнесенный чугунной решеткой. Строительство сооружения завершилось в августе, и Мавзолей просуществовал в таком виде около шести лет — до 1929 года.
Гранит и лабрадор
В январе 1925 года был объявлен международный конкурс на проект каменной усыпальницы Ленина. Участники предлагали создать корабль «Октябрь» с фигурой Ленина на борту, круглый Мавзолей в виде земного шара, аналог египетской пирамиды, а также усыпальницу в форме пятиконечной звезды. Однако комиссия решила сохранить образ деревянного Мавзолея. Архитектором проекта снова стал Щусев. Новое строение было решено облицевать красным гранитом, а также черным и серым лабрадором.
Каменный Мавзолей был построен к октябрю 1930 года. По сравнению с деревянным новое здание построили выше на 3 м, внешний объем увеличили в 4,5 раза — до 5,8 тыс. кв. м, а внутренний — в 12 раз, до 2,4 тыс. «квадратов». Сооружения расположили на самой высокой точке на Красной площади. В каменном Мавзолее создали вестибюль, Траурный зал и две лестницы. Напротив входа в огромном гранитном блоке высечен герб СССР. Траурный зал по форме представляет собой десятиметровый куб с уступчатым потолком. Благодаря четырем незаметныи металлическим колонкам, которые поддерживали саркофаг, создалось ощущение, что плита висит в воздухе.
Новый саркофаг
Из-за того что на стекле саркофага в Мавзолее Ленина были видны отражения посетителей, а лампочки вокруг сильно нагревались, было решено создать новую гробницу. Проектом руководили Щусев и скульптор Борис Яковлев. Новый саркофаг имел форму перевернутой трапеции. Архитектор подобрал такой угол отражения, что стекло стало незаметным. В верхней плите саркофага поместили зеркальные лампы и светооптические приборы для лучшего освещения тела. Новый саркофаг был установлен в Мавзолее по окончании Великой Отечественной войны в 1945 году.
Источник
Мавзолей Ленина откроется для посетителей после ремонта
МОСКВА, 15 мая — РИА Новости. Мавзолей Ленина откроется для посетителей после ремонта, в ходе которого был обновлен фундамент и восстановлена историческая подсветка, сообщил РИА Новости официальный представитель Федеральной службы охраны Сергей Девятов.
Усыпальница была закрыта осенью 2012 года. «Реставрационно-реконструкционные работы в мавзолее в соответствии с планом завершились в конце апреля. Однако в связи с тем, что на Красной площади проводился парад, и к мавзолею не было доступа, он откроется для посетителей 15 мая», — пояснил Девятов.
Укрепление и подсветка
Он рассказал, «все работы проводились вне мавзолея». «Был укреплен фундамент — по периметру монолитной плиты было залито более 350 свай», — сказал Девятов.
Необходимость работ, пояснил он, была вызвана тем, что «плита фундамента оказалась немного подвижной». «Проводились геофизические исследования, которые показали, что платформа нестабильна. Слава Богу, никаких повреждений мавзолей не получил», — подчеркнул Девятов.
Он опроверг мнение, что фундамент усыпальницы мог пострадать от ремонтных работ в 14-м корпусе Кремля.
«Четырнадцатый корпус как стоял на месте, так и стоит. Дело в том, что часть фундамента мавзолея стоит на стабильном грунте, а часть на насыпном — на месте засыпанного в ХIХ веке Алевизова рва. Почва неравномерно уплотняется, и образуются пустоты», — рассказал Девятов.
По его словам, «проведены также работы по гидроизоляции верхнего яруса мавзолея». «Была восстановлена и подсветка четырехгранных колонн верхней части. Таким образом, восстановлен проект академика Щусева, разработанный в 1929 году и реализованный в 1930 году. Мы не могли определить, когда подсветка перестала функционировать, но предположительно в 40-х годах», — отметил официальный представитель ФСО.
Он подчеркнул, что «на этом завершился первый этап реставрационных работ мавзолея, входящего в ансамбль музея «Московский Кремль» и являющийся частью территории Красной площади — объектов Всемирного культурно-исторического наследия ЮНЕСКО».
Предстоит второй этап ремонтных работ, но, как пояснили РИА Новости в министерстве культуры, «в настоящее время объем и характер работ пока не согласован».
Внутри мавзолея никаких работ не проводилось, тело Ленина из усыпальницы не выносили. Как ранее сообщал Девятов, «состояние тела Владимира Ленина более чем удовлетворительное». Им занимается специальная медико-биологическая лаборатория.
Фундамент здания ни разу не ремонтировался на протяжении более чем 80 лет.
Мавзолей регулярно закрывался на полтора-два месяца только для проведения биохимических работ по сохранению тела Ленина. Специалисты работают с телом Ленина непосредственно в пантеоне. Ленину периодически меняют костюм.
Бывшая достопримечательность
Первый временный деревянный вариант мавзолея архитектора Алексея Щусева был открыт 27 января 1924 года возле Сенатской башни Кремля на Красной площади. Он представлял собой усеченную ступенчатую пирамиду. Однако через два месяца временный мавзолей был закрыт, и началось строительство нового деревянного мавзолея, которое продлилось с марта по август 1924 года. Новый мавзолей представлял собой крупную усеченную ступенчатую пирамиду, лестницы были включены в общий объем здания. Через пять лет под руководством Щусева началось строительство окончательного, каменного варианта мавзолея, которое завершилось в октябре 1930 года.
Каменный мавзолей в плане практически повторяет деревянный. Посетитель входит через главный вход и спускается по левой лестнице трехметровой ширины в траурный зал. Зал выполнен в форме куба со ступенчатым потолком. По периметру зала проходит широкая черная полоса из лабрадорита, на которую поставлены красные порфировые пилястры. Посетители обходят саркофаг с трех сторон по невысокому подиуму, покидают траурный зал, поднимаются по правой лестнице и выходят из мавзолея через дверь в правой стене.
Конструктивно здание выполнено на основе железобетонного каркаса с кирпичным заполнением стен, которые облицованы полированным камнем — мрамором, лабрадоритом, порфиром, гранитом.
Длина мавзолея по фасаду — 24, высота — 12 метров. Верхний портик смещен к Кремлевской стене. Пирамида мавзолея состоит из пяти разновысоких уступов. На первом уступе в 1945 году была устроена трибуна.
В советские времена мавзолей Ленина, который композиционно является центром Красной площади, был одной из главных достопримечательностей столицы. Ежегодно его посещали до 2,5 миллиона человек. В дни празднеств он также был торжественной правительственной трибуной.
До 1993 года у мавзолея Ленина находился Пост №1, но 7 октября 1993 года пост Почетного караула был ликвидирован. Постоянным местом главного Почетного караула страны стала могила Неизвестного солдата в Александровском саду.
Практически каждый год, особенно в преддверии памятных дат, связанных с вождем революции, в российском обществе разгорается дискуссия о захоронении тела Ленина.
По данным опроса Фонда общественного мнения, проведенного в апреле 2012 года, больше половины россиян (56%) считают, что тело Ленина нужно захоронить, против этого выступают 28%.
Источник
«Реиспользование» Мавзолея на Красной площади — что за странная идея?
Общероссийский сбор идей «реиспользования» Мавзолея на Красной площади, объявленный Союзом архитекторов неделю назад, закончился, не успев начаться. Что это было, товарищи?
Константин Михайлов, главный редактор сайта «Хранители наследия»
Пожалуй, в истории Москвы не было еще столь стремительного конкурса, связанного с памятником архитектуры и мемориальным объектом. «Всероссийский народный конкурс» 2020 года «на лучшую концепцию по реиспользованию Мавзолея В.И. Ленина» на Красной площади побил все рекорды.
Напомню: объявленный Союзами архитекторов России и Москвы 12 сентября, он был скоропостижно отменен организаторами уже через день. «Настолько много негатива, так все переврано, как будто мы хотим снести Мавзолей, вынести тело Ленина. Мне надоело оправдываться» — так объяснил решение об отмене президент Союза архитекторов РФ Николай Шумаков.
И добавил, что в ближайшие времена конкурс не повторится: «Чтобы восстановиться, нужно пятилетку потратить на это, я давно столько негатива в жизни не получал».
Так что это было?
Поскольку на отечественных публичных ристалищах давно принято не читать того, что комментируешь, равно как и не слушать тех, с кем споришь, начну с конспекта того самого «негатива». Он и впрямь впечатляет: всего за два дня организаторов конкурса успели обвинить и в намерении снести Мавзолей (в конкурсных условиях все в точности наоборот), и в желании «словить хайп», и в «раздувании скандала», и в политической провокации, и даже в попрании недавних поправок в Конституцию, где говорится о «преемственности в развитии Российского государства».
Организаторы пробовали, было, парировать: в начинании-де нет никакой политической подоплеки и тем более политического заказа. Просто хотели собрать банк идей на случай, если когда-нибудь Ленина решат захоронить, вот тогда-то, примерно через полвека, эти идеи, может, и пригодятся.
Однако выглядело это неубедительно. В положении о конкурсе как-никак прямо сказано, что «нахождение вождя Октябрьской социалистической революции В.И. Ленина в Мавзолее на Красной площади в Москве, в самом сердце страны, осознавшей исторические ошибки прошлого, входит в противоречие с современными представлениями о фиксации «вечной памяти» и является нарушением русской православной традиции, а также воли самого вождя». Такие декларации — сами по себе выражение политической позиции.
Словом, предвидеть бурную реакцию нетрудно. Уже в силу того, что в российском обществе, как известно, нет и не предвидится консенсуса ни по поводу фигуры Ленина, ни по поводу роли «Красного проекта» в отечественной и мировой истории.
И потому еще более странной выглядела спешка, с которой объявляли сам конкурс. Вплоть до того, что приглашенные в жюри дамы и господа — в том числе министр культуры Ольга Любимова и председатель партии «Справедливая Россия» Сергей Миронов — узнали об этой высокой чести из газет. Приглашений им не присылали.
Константин Михайлов о плане реставрации храма Ильи Пророка у Кремля
Большой новостью стал конкурс и для самого Музея архитектуры им. Щусева, филиалом которого, по замыслу организаторов, мог бы стать Мавзолей Ленина после «реиспользования». Директор музея Елизавета Лихачева выразилась по этому поводу так: «Вероятность этого («реиспользования» с «реподчинением».— «О» ) равна вероятности построить музей на Марсе».
А Москомархитектура, хотя ее-то никто ни в чем не заподозрил, поспешила в эти дни вовсе откреститься от начинания. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов заявил, что Союз архитекторов — организация общественная, от его ведомства не зависимая, а на такую «политизированную тему» устраивать конкурсы неправильно, ибо «это только будоражит общественность».
Словом, вместо творческого состязания вышел публичный скандал. Российским архитекторам, в общем, несвойственно выступать в роли возмутителей общественного спокойствия. Поэтому вопрос о том, чья же это была инициатива на самом деле, для меня лично остается открытым.
Остается он открытым и после того, как я — отдавая отчет в некоторой наивности такого вопроса — задал его ряду своих знакомых, работающих в непосредственной близости от площади, где стоит Мавзолей. И услышал в ответ: нет, это чья-то самодеятельность, сами были удивлены. Мало того, объяснили мне, в ближайшие годы никаких телодвижений в районе Мавзолея не планируется. Так что 100-летие со дня своей смерти вождь пролетариата встретит там, где его положили в 1924 году.
Имя нарицательное как имя собственное
Слово «мавзолей», означающее мемориально почитаемую гробницу-здание, происходит от имени Мавсола — сатрапа (наместника персидского царя) Карии, исторической области в Малой Азии. Его мавзолей, сооруженный в середине IV века до н.э. по приказу безутешной вдовы Артемисии, известен как одно из семи чудес света под именем Галикарнасского мавзолея.
Чудо это до наших дней, однако, не дожило. Гробница Мавсола, веками страдавшая от вражеских набегов и землетрясений, была разрушена в XV–XVI веках; на ее руинах завоевавшие город Галикарнас рыцари-госпитальеры построили замок святого Петра, включив в него фрагменты мавзолея из полированного мрамора. Замок тот сохранился; а поскольку Галикарнас (известный ныне как курортный город Бодрум в Турции) давно обжит российскими туристами, тысячи наших соотечественников, можно сказать, имели возможность лицезреть останки прототипа всех мавзолеев.
А если зайти в Москве в Пушкинский музей, то можно поглядеть еще и на статую самого сатрапа Мавсола, имя гробницы которого стало нарицательным и уже почти 100 лет обозначает одну из самых известных достопримечательностей российской столицы, а также составную часть объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО, каковым является ансамбль Московского Кремля и Красной площади.
Немногие знают, однако, как на самом деле официально называется это здание на Красной площади. А когда узнают, будут слегка шокированы. Да-да, не все ведь читают, например, приказы Министерства культуры РФ об утверждении предметов охраны (перечней подлежащих обязательному сохранению составных частей, особенностей и характеристик) объектов культурного наследия.
Это официальное российское название объекта культурного наследия федерального значения — под этим именем объект значится и в национальном Едином государственном реестре памятников истории и культуры. Если при этих словах кому-то захочется на баррикады, спешу заверить, что в этом обстоятельстве нет происков проникших в Минкультуры тайных сталинистов. Все дело в том, что наименования памятников в Едином госреестре и во всех прочих официальных приказах и распоряжениях соответствуют так называемому правоустанавливающему документу, то есть нормативному акту, которым они были поставлены под госохрану.
Иными словами, Мавзолей на Красной площади был объявлен памятником «государственного значения» (в нынешней терминологии — федерального) постановлением Совета Министров РСФСР от 30 августа 1960 года, и в нем он фигурировал именно под таким названием. «Культ личности» к тому времени уже успели разоблачить, а вот до выноса тела Сталина из Мавзолея еще не дошло, над входом красовались две фамилии.
В утвержденном же в 2019 году предмете охраны Мавзолея, кстати говоря, перечислены все черты его фасадов и интерьеров, но не упомянут прозрачный саркофаг, в котором покоится тело Ленина, не говоря уж о нем самом. Так что, строго говоря, конкурс, объявленный, было, Союзом архитекторов, формально не противоречит законодательству об охране памятников. Стоит ли думать, что Минкультуры, выпуская такой приказ в 2019 году, тоже не исключало, что лет через пятьдесят и он будет весьма кстати? Не знаю.
Мавзолей был усыпальницей двух вождей недолгое время. Но официально «Мавзолеем Ленина — Сталина» числится до сих пор
Фото: Дмитрий Бальтерманц / Фотоархив журнала «Огонёк»
Из всей дискуссии, которая столь неожиданно разгорелась в наши дни вокруг Мавзолея, я хотел бы обратить внимание просвещенной публики на мнение весьма тонкого теоретика и исследователя архитектуры Александра Раппапорта, задумавшегося над самой формулой конкурса. Итак, цитирую:
«Как использовать Мавзолей Ленина? Вопрос сложный. Прежде всего использовать — значит, сделать его полезным. Но разве в качестве монумента он бесполезен? Или что, его идеологический смысл должен быть заменен на коммерческий или иной вариант идеологии.
Кажется ясным, что превращение идеологического монумента в коммерческое учреждение не имеет смысла. В том числе и превращение его в музей и одновременно музейный экспонат. Сохранение сооружения как символа, однако, утратило однозначность столетней давности».
Не стоит думать, что «однозначность» эта и в коммунистические времена была незыблемой и Мавзолей осознавался как неприкосновенная святыня.
Например, в 1947 году, когда в послевоенной Москве обсуждалась идея памятника Победы в Великой Отечественной войне, одним из предложений было и такое — памятник, мол, этот должен представлять собой олицетворяющую Победу гигантскую статую Сталина, а постаментом для нее должен был послужить. Мавзолей Ленина. Причем предложение это исходило не от партийных вождей, а от архитектора А.В. Щусева, автора Мавзолея!
И это обсуждалось всерьез (замечу, без протестов со стороны верных ленинцев) на заседаниях специальной правительственной комиссии под председательством секретаря ЦК ВКП(б) Андрея Жданова, а в качестве альтернативного варианта постамента фигурировала… Сенатская башня Кремля!
Эти решения не прошли, поскольку в итоге было принято не менее ошеломляющее, но, к счастью, неосуществленное — построить памятник на месте Исторического музея, который ради этого надлежало, конечно же, снести.
Да и в более близкие к нашим времена, в первой половине 1990-х, покойный ныне архитектор-реставратор Виктор Виноградов предлагал, помнится, перестроить Мавзолей (несмотря на имевшийся уже статус памятника ЮНЕСКО!) в поминальную часовню памяти жертв российской революции. И эта идея тоже обсуждалась всерьез, хотя и без перспектив воплощения.
А когда в наши дни бывший директор Музея архитектуры Ирина Коробьина (объявленная куратором несостоявшегося конкурса) пишет о том, что «после Ленина» самое достойное предназначение его усыпальницы — «превращение в музей, посвященный всех трем версиям Мавзолея и конкурсу на саркофаг»,— в этом видится противоположная цель — десакрализация здания, которое для многих перестало быть святыней. Разве что от предложения «я бы сохранила и «главный объект показа» в голографическом формате» отдает каким-то невнятным духом «интерактивного» аттракциона, которые сейчас столь модны.
Я это к тому, что конкурс-то на самом деле продолжается — пусть он формально и отменен. А пружина его или, если угодно, двигатель — поиск нового смысла здания, которое перестает быть святыней, однако занимает то самое свято место, которое пусто не может быть.
Лакмусовая бумажка и привет из Америки
В современном российском, извините за выражение, дискурсе есть две идеи, которыми, как мне кажется, регулярно замеряют живучесть двух противоположных секторов общественного мнения. Ничем иным нельзя объяснить, что дискуссии на эти темы возникают неожиданно, ничем не заканчиваются и столь же неожиданно прекращаются — чтобы через некоторое время возобновиться вновь.
Как знаменитая усадьба в центре Москвы может превратиться в большую стройку
Я имею в виду вынос Ленина из Мавзолея и возвращение статуи Дзержинского на Лубянскую площадь.
Первой «проверяется», скажем так, коммунистическо-традиционалистский сектор общества, второй — тот, который считает себя либеральным. Есть ли в них жизнь? Насколько остро они реагируют на внешние раздражители? Сколь рьяно готовы отстаивать свои ценности и символы?
Как это узнать в очередной ответственный момент или в его преддверии? Да очень просто — вбросить дискуссию на соответствующую тему и посмотреть, что выйдет.
Ага, реагируют, раздражаются? Значит, живы. Ну ладно, так и запишем, так и доложим. И — до следующего раза.
До поры до времени эта теория казалась мне убедительной. Но в этот раз, честно говоря, я задумался вот над чем. Что если эти идеи — не лакмусовая бумажка, а некий социальный электрод? Которым не замеряют частоту и амплитуду колебаний в том или другом сегменте общественно-политического спектра, а, напротив, гальванизируют, дают некий импульс?
Пока мы размышляем над этой или другими гипотезами, из Соединенных Штатов Америки, столицу которых украшает не мавзолей, но величественный Мемориал президента Авраама Линкольна в виде древнегреческого храма, прилетел в Москву пламенный привет. И он, без сомнения, позволяет взглянуть на всю нашу катавасию с «реиспользованием» Мавзолея в новом свете.
16 сентября российские информационные агентства распространили информацию о предложении нью-йоркского художника Дэвида Датуны. Его пресс-служба сообщает, что художник не только хочет построить копию московского Мавзолея в Вашингтоне, но и выкупить у России тело Ленина. «Американцы устали от политики агрессивного капитализма, в рамках которой они вынуждены всю жизнь выплачивать кредиты и не иметь свободного доступа к медицине. Ленин и его мавзолей являются наиболее яркими символами перемен, запрос на которые в 2020 году в США особенно высок и все чаще обсуждается в преддверии выборов президента»,— говорится в этих сообщениях.
Выкупить Ленина американский художник предлагает за первоначальный взнос в миллион долларов, однако готов собрать для этих целей более миллиарда. «Америка движется в сторону коммунизма и социалистических идей. Сегодня атрибуты в виде мавзолея и Ленина больше нужны США, чем России. Построить второй мавзолей несложно, а вот заменить Ленина нельзя, поэтому я предлагаю его купить»,— поясняет художник.
Не знаю, что он имел в виду, но попал в самую точку.
И по части замены, и в том, что мы с такими творческими конкурсами, видимо, производим уже впечатление страны, которой можно предлагать торговать собственной историей. А что, желающие заработать найдутся…
Источник