Как изменился Зачатьевский монастырь после реставрации
В Зачатьевском монастыре отреставрировали северный корпус келий и церковь Сошествия Святого Духа с больничным корпусом, построенные в XIX веке. Работы продолжались около года.
«В советское время монастырь понес значительные утраты, тем не менее он остался важнейшим градостроительным элементом исторической застройки столицы. В начале 2000-х годов здесь проводились восстановительные и реставрационные работы. А буквально на днях мы приняли реставрационные работы в северном корпусе келий и в церкви Сошествия Святого Духа. Реставрация проходила под контролем нашего ведомства», — рассказал руководитель Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
Во время работ специалисты обновили штукатурное покрытие фасадов, покрасили стены, привели в порядок белокаменный цоколь и отмостки зданий. Кроме того, рабочие установили пандус на крыльце северного входа и заменили водосточную систему.
Кирпичное здание келейного корпуса со створчатыми подвалами построили в первой половине XIX века. Оно делилось на две равные части сквозными сенями, по обе стороны от которых находились просфорня и помещение для сестер.
Церковь Сошествия Святого Духа построили в 1849–1850 годах в западной части монастыря по инициативе игуменьи Варвары Головиной. Архитектором проекта был Михаил Быковский. Позднее к зданию пристроили каменный объем для детского приюта и церковно-приходской школы для девочек. В 1933 году разобрали барабан и купол храма. Исторический облик церкви вернули в начале 2000-х годов.
Зачатьевский монастырь был основан святителем Алексием в XIV веке. В 1547 году здание сгорело, а в 1584-м его заново построили при поддержке царя Федора Иоанновича. К началу ХХ века на его территории насчитывалось 11 каменных строений, 18 деревянных келий и четыре церкви. При монастыре действовали две богадельни, приют для девочек, мастерские и воскресная школа.
Источник
О восстановлении храма, где молился святой Патриарх Тихон
С октября 2016 года в монастыре ведется сбор подписей в поддержку воссоздания приписного храма Воскресения Словущего на Остоженке.
На 28 марта 2017 года собрано 9 387 подписей.
2017 год посвящен осмыслению событий 1917 года и последующих за ним лет особенно жестоких массовых гонений на Церковь в России. Особую ценность в этот год приобретают воспоминания о судьбах обителей и монашествующих, испивших горькую чашу страданий за веру.
Зачатьевский женский монастырь в 20-е годы XX века разделил скорбную участь многих храмов и монастырей, был подвергнут разрушению и разорению, но милостью Божией, был сохранен от полного уничтожения. Священнослужители и многие насельницы монастыря подверглись изгнанию.
У приписного храма Воскресения Словущего, что располагался неподалеку от монастыря, судьба сложилась трагически. В 1935 году храм с колокольней был полностью стерт с лица земли.
С возрождением Зачатьевского женского монастыря в начале 1990-х годов начинается новый этап в истории храма Воскресения Словущего. С самого начала восстановления архитектурного комплекса обители было принято решение воссоздать и разрушенный приписной храм.
Немаловажное значение имеет связь истории храма с новомучениками Русской Церкви. В монастыре с благоговением молитвенно чтут память святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. По документам известно, что Святейший Патриарх Тихон совершал богослужения в этом храме, и 21 марта 1925 г., за несколько дней до кончины совершал всенощную с выносом Креста на Крестопоклонной неделе Великого поста.
Здесь в домах № 17-19 по Остоженке располагалась частная клиника А.И, Бакунина, где Патриарх Тихон проходил лечение с 13 января 1925 г. Святейший Патриарх отошел ко Господу в этой больнице 7 апреля 1925 г.
С февраля по июль 1929 г. настоятелем храма был священномученик Павел Андреев, расстрелянный в 1937 г. на Бутовском полигоне.
27 ноября 2011 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время посещения Зачатьевского монастыря благословил воссоздание приписного храма Воскресения Христова на Остоженке.
Архитектура церкви Воскресения Христова Новое на Остоженке и проект воссоздания храма
Церковь Воскресения Христова Новое на Остоженке. Фото 1910 год
Вступление
В течение нескольких лет ведутся предварительные подготовительные работы по возможному восстановлению храма Воскресения Христова Новое на Остоженке. Это одна из московских церквей, разобранных в советское время , в 1935 году. Церковь стояла недалеко от Зачатьевского монастыря, Сейчас на месте храма сквер по адресу ул. Остоженка 15, там, где от Остоженки к Зачатьевскому монастырю отходят 1-ый и 2-ой Зачатьевские переулки.
В связи с идеей восстановления храма хотелось бы рассказать об особенностях его архитектуры и о тех материалах, на основе которых, выполнен архитектурный проект воссоздания. В данном очерке я касаюсь только вопросов архитектурной истории храма .
Архитектура церкви Воскресения Христова Новое на Остоженке
В дореволюционное время по истории храма не существовало каких-то специальных исследований. Церковь упоминалась в путеводителях по Москве . Четверик церкви назывался в них «древним», датировался XVII или даже XVI веком. Западная часть храма — трапезная с приделами и колокольня датировались первой половиной XIX века .
В настоящее время по истории его архитектуры так же нет специальных публикаций между тем его история и архитектура достаточно интересны.
Составлению проекта воссоздания Воскресенского храма предшествовала архивная работа, были проанализированы имеющиеся в нашем распоряжении на данный момент сведения об истории и архитектуре храма, уточнены датировки.
В 2013 году Зачатьевским монастырем издана написанная мною по результатам этой работы в архивах статья «Храм Воскресения Словущего на Остоженке». (сноска 1)
Кратко остановимся на основных этапах архитектурной истории церкви.
Первое документальное упоминание о церкви Воскресения Словущего на Остоженке относится к 1625 году. Храм был построен на землях Зачатьевской слободы, рядом с Зачатьевским монастырем на ул. Остоженка. Исторически участок владения храма располагался как бы на «мысу» ограниченном ул. Остоженка и 1-м и 2-м Зачатьевскими переулками, примерно совпадая с территорией современного сквера.
Церковь была освящена в честь Праздника Обновления (освящения) Храма Воскресения Христова в Иерусалиме, или Воскресения Словущего как он назывался на Руси.
Церковь Воскресения Христова именуемая Новым . Вид с юго-запада. Фото 1881 год
Помимо названия праздника Воскресения Словущего, в честь которого она была освящена, было и другое даже более часто использовавшееся название храма — Воскресения Христова Нового. На протяжении XVIII-XIX веков церковь называлась именно так «Воскресения Христова Нового на Остоженке» в отличии от храма Воскресения Старого, стоявшего в Савельевском переулке и разобранного после войны 1812 года .
На протяжении большей части XVII века Воскресенская церковь по — видимому, была деревянной. Строительство каменного храма можно отнести к последней четверти XVII века. Точная дата строительства храма не известна.
Архитектор С. Чижов фиксировавший разборку храма в 1935-году датирует четверик церкви 1670-80 годами XVII века.
По данным историко – архитектурных и градостроительных исследований Зачатьевского монастыря «В 1670-1690 годах, перестраиваются в кирпиче остоженские церкви, среди которых……., церковь Воскресения Нового перестроенная после пожара» (сноска 2) .
С.К. Богоявленский считал церковь Воскресения приходской церковью Зачатьевской слободы. По его мнению, она повторяла расположение более старой церкви, существовавшей еще в XVI веке.
По моему мнению, четверик церкви, его декоративные элементы открывшиеся при разборке храма, можно вполне отнести к последней четверти XVII-го века, когда наряду с появлением новых веяний, в древнерусской архитектуре продолжали возводиться постройки, и с использованием традиционных для русской архитектуры элементов. Прежде всего, это касалось именно посадских храмов, не связанных с заказчиком ориентированным на культуру Западной Европы.
С 1690-года по документам упоминается придел в честь Покрова Божией Матери.
В конце XVII-го и на протяжении почти всего XVIII века Воскресенский храм был кирпичным, пятиглавым, имел трапезную часть с одним приделом в честь Покрова Божией Матери и очевидно шатровую колокольню. Храм можно отнести к типу характерному для московского посадского зодчества середины XVII-го века. Тип подобного бесстолпного пятиглавого храма, возник в 1630-х годах и имел широкое распространение до 1680-х годов. В Москве сохранилось достаточно много храмов этого типа.
Отдельные декоративные элементы фасадов Воскресенской церкви, профилированный карниз, кокошники на фризе и в основании глав находят аналогии в декоративном оформлении московских храмов XVII-го века сохранившихся до нашего времени в частности : в церквях . Симеона Столпника на Поварской (1676-1679), Вмч. Георгия на Варварке. (1657г.) Федора Студита у Никитских ворот.(XVII в.)
Очевидно к концу XVIII –го века трапезная церкви и колокольня обветшали и нуждались в ремонте и перестройке. Рост числа жителей в этом приходе так же требовал расширения церкви.
Священником церкви Георгием Васильевым и прихожанами в 1800 году было начато строительство новой трапезной уже с двумя приделами и колокольни. (сноска 3) Вероятно в самом конце XVIII века или в первые годы XIX, перед началом строительства, была разобрана старая трапезная с приделом Покрова и шатровая колокольня. Пред идущая колокольня, существовавшая при церкви до построения новой в начале ХIX –века скорее всего была шатровой .
Трапезную церкви с приделами можно датировать не позднее 1806 года, когда ее контур зафиксирован на плане владения церкви, составленном в этом году. (сноска 4) На данный момент, это один из самый ранних найденный планов храма ,после перестройки начала XIX века. Контур плана церкви на этом чертеже совпадает с контуром плана храма на чертежах конца XIX-го начала XX вв.
На плане показана трапезная часть с двумя симметричными приделами, очевидно уже после перестройки. На углах трапезной показаны характерные для эпохи классицизма скругленные углы с раскреповками. На этом же плане, показан и первый ярус колокольни с характерными полукруглыми выступами в западной части. Именно с такими выступами мы видим основание колокольни на сохранившихся фотографиях. Возможно, что строительство колокольни в 1806 году еще велось, но встречающаяся в литературе датировка этих частей церкви 1831-годом вызывает сомнение.
Таким образом, храм был расширен и получил симметричную композицию плана характерную для эпохи классицизма.
Подобные трапезные с двумя боковыми приделами со скругленными углами и полукруглыми формами в интерьере были распространены в Москве на рубеже XVIII- XIX веков. А восходит этот тип к собранию чертежей храмов из «Смешанного» альбома проектов М. Ф.Казакова. Несколько храмов подобного типа сохранилось до нашего времени.
Такая композиция плана приходской церкви при сохранении древнего основного объема увеличивала ее площадь за счет новой просторной трапезной части и приделов в ней.
Стройная ампирная колокольня в литературе датируется 1831 годом, но как я уже говорил, скорее всего, ее строительство происходили в самом начале XIX века.
Храм был разграблен французами в 1812году и пострадал от пожара, как и почти вся застройка Зачатьевской слободы.
Возможно храм был частично разрушен и капитально ремонтировался после 1812 года, с чем и связана появившаяся более поздняя датировка его западной части.
1825 годом датируется дело о разрешении священнику церкви Воскресения Христова, Пречистенского сорока Васильеву Е. отремонтировать, покрасить и расписать церковь. (сноска 5)
Во 2-ой половине XIX обновляется интерьер храма.
В 1872 году устроен новый главный иконостас в стиле эклектики, трех – ярусный вызолоченный с резными декоративными элементами. Сохранилась его фотография. Иконы выполнены в живописной академической манере. В 1900 году сделаны иконостасы приделов . Интерьер храма был расписан, на сводах лепной декор. К началу XX-го века храм сохранялся в хорошем состоянии.
Церковь вместе с колокольней была хорошо видна с обоих сторон улицы Остоженка, и доминировала над окружающей невысокой застройкой. Этим, и объясняются вытянутые пропорции колокольни, выстроенной в начале XIX века, «в период особого внимания к созданию цельного городского ансамбля»
В начале ноября 1917 года Воскресенская церковь оказалась в эпицентре боев за Москву между большевиками и юнкерами. У церкви улицу Остоженка перегораживали баррикады. На колокольне храма, революционерами была организована огневая точка, обстреливавшая штаб Московского военного округа на ул. Пречистенке. Главы церкви были повреждены во время этих событий и, ремонтировались в последующие годы.
Впервые вопрос о сносе церкви Воскресения на Остоженке был поднят властями города 26 ноября 1929года.
Она попала в список 10 подлежащих сносу храмов в связи с мероприятиями по улучшению уличного движения. Реставраторы из ЦГРМ (Центральные государственные реставрационные мастерские) на рассмотрение которых был передан этот список выступили категорически против этих планов указав, что «…разборка ряда церквей из указанного списка не вызывается настоятельной необходимостью». (сноска 6) Снос храма был отсрочен. Впоследствии трагическую роль в судьбе церкви сыграло решение о строительстве тоннеля метрополитена под ул.Остоженка.
В августе 1933 года Фрунзенский райсовет, не дожидаясь обращения Метростроя , принял решение закрыть и снести храмы Воскресения и Успения на Остоженке.
В марте 1935 году храм был разобран. Возможно, частичная разборка была начата ранее , уже в 1934 году.
На момент разборки в 1935 году храм представлял соединение трех основных архитектурных объемов, возведенных в разное время: четверика, увенчанного пятиглавием с трехчастным алтарем (1670-80-е годы XVII), трапезной с двумя приделами и колокольни (начало XIX века). Все части церкви в XIX веке получили единую декоративную обработку фасадов с элементами классицизма.
Церковь Воскресения Христова Новое на Остоженке. Фото 1920-е годы
Много данных по архитектуре древнейшей части храма — четверика с алтарем появились именно в процессе разборки церкви. На протяжении разборки архитектором С.Чижовым велся «Дневник наблюдений над разборкой церкви Воскресения на Остоженке XVII век ». На обложке дневника дата 1935год. В дневнике фиксировалась разборка только древней части храма-четверика c алтарем. (сноска 7) Кратко перечислим его основные положения.
Храм в процессе разборки. Вид с северо — запада. Фото 1935 год
Лист из дневника разборки храма. Архитектор С. Чижов. 1935 год
На основании дневника четверик и пятиглавие церкви датируется XVII веком. Барабаны церкви не световые, полые внутри толщиною в один кирпич. Барабаны церкви поставлены на квадратные постаменты (Чижов называет их трибуны). Кирпич на главах использовался большемерный, типичный для XVII – го века. Сами маковицы, очевидно, начала XX го века, выполнены из листового железа, на железном же каркасе.
Кирпич свода и постамента барабана имеет размер 7-9 x 14,5-15 x 30-31cм.
Раствор чистого белого цвета с небольшим количеством очень мелкого белого песка, средней прочности.
Стены четверика завершались многорядным карнизом из профильного кирпича и фризом с рядом декоративных кокошников. По углам четверика полуколонки и оборванные раскреповки посередине. Карниз простого профиля с «бегунцом» и «поребриком». Закладки между архивольтами кокошников единовременны самим кокошникам, таким образом, кокошники несли здесь чисто декоративную функцию. Кокошники хорошо сохранились на западном фасаде в месте примыкания к четверику кровли трапезной. В процессе разборки стали видны они и на восточном фасаде, после снятия кровли над алтарем.
Храм в процессе разборки. Вид с востока на четверик. Фото 1935 год
Закомары на западном фасаде церкви скрытые кровлей
Профилировка кокошников простая. Следов других рядов кокошников выше на своде обнаружено не было. Четверик храма, таким образом, первоначально был перекрыт четырехскатной кровлей. Чижов датирует четверик церкви 1670-80 годами XVII века.
Карниз XVII – го века на абсидах не сохранился, верх абсид переложен из кирпича XIX –го века, однако ниже идет кладка XVII века. Все окна в церкви и в алтаре были значительно растесаны во все стороны, и никаких следов наличников при разборке церкви не обнаружено.
Бесстолпный четверик церкви перекрыт сомкнутым сводом. Тип подобного бесстолпного пятиглавого храма с многорядным венчающим карнизом и кокошниками в завершении фасадов, был характерен для московского посадского зодчества середины XVII-го века.
Четверик Воскресенского храма. Реконструкция. Архитектор С. Чижов. 1938 год
При разборке четверика на уровне пят свода открылась система внутристенных деревянных связей. Ниже деревянных связей в стене пояс из 4 железных связей. Помимо этого в уровне пят свода было и 4 четыре открытых железных связи. Железные связи проходили так же и в верхних частях стен алтаря. Таким образом, при разборке был обнаружен элемент конструктивной системы храма, широко использовавшийся в русской архитектуре XVII-века.
При разборке стен церкви так же были обнаружены голосники.
В процессе разборки Чижовым были выполнены схематичные обмеры общих габаритов четверика церкви, сделаны фотографии , зарисовки и обмеры ее отдельных конструктивных и архитектурных элементов. Впоследствии в 1938 году эти материалы были им обработаны и сведены в один графический лист чертежей под названием «Железо-деревянные крепления в Московском каменном строительстве в XVII-веке. Церковь Воскресения на Остоженке ». Основное внимание здесь уделено конструктивной системе железных и деревянных связей обнаруженных в четверике храма.
В настоящее время на месте церкви сквер. Современная трасса улицы Остоженка и 1-го Зачатьевского переулка немного отличаются от тех, что были до 1917 года. Исторический участок церкви был сокращен за счет спрямления ул. Остоженка и увеличения ширины 1-го Зачатьевского переулка.
Современное фото места где стоял храм
В 1990 году проводившимися археологическими исследованиями на месте сквера было подтверждено существование здесь приходского кладбища, примыкавшего к южному фасаду снесенного храма. Культурный слой в этом месте достигает 3-4 метров.
Проек т восстановления храма.
Храм Воскресения Христова Нового интересен не только своей архитектурой, но и важным градостроительным положением в этом районе Москвы.
Церковь являлась ценным архитектурным и градообразующим элементом, украшением этого района Москвы. С улицы Остоженки открывалась замечательная по своей художественной значимости перспектива на Зачатьевский монастырь: где на первом плане был храм Воскресения Христова, а на втором плане собор Зачатьевского монастыря и надвратная церковь Спаса Нерукотворного. От церкви Воскресения в сторону Москвы – реки отходили 1-ый и 2-ой Зачатьевские переулки. С церкви начиналась и заканчивалась красивая архитектурная перспектива этих переулков. Колокольня церкви возвышалась над проездом к Зачатьевскому монастырю и благодаря изгибу улицы хорошо просматривалась с обеих сторон улицы Остоженка, как от ее начала у Пречистенской площади, так и от Провиантских складов. Эти видовые точки запечатлены на фотографиях конца XIX начала XX- го века.
Воссоздание церкви Воскресения Христова на Остоженке восстановит некоторые существовавшие градостроительные и визуальные связи в этом районе . Перспективу ул. Остоженка будет замыкать воссоздаваемая колокольня церкви, даже в существующей ситуации она могла бы играть важную градостроительную роль. Силуэт церкви будет украшать виды из 1-го и 2-го Зачатьевских переулков на ул. Остоженку.
Вид с ул. Остоженка на Воскресенский храм и Зачатьевский монастырь. Архивное фото и фотомонтаж восстанавливаемого храма в современной ситуации
В историко — архитектурных и градостроительных исследованиях данного района и рекомендациях специалистов церковь значится как «утраченный особо ценный элемент исторической среды», а на схеме рекомендательных режимов реабилитации исторической архитектурно-планировочной среды района Воскресенский храм отмечен как здание «подлежащее воссозданию как ценный архитектурно – градостроительный объект». и «узловой элемента градостроительной концепции названных улиц и переулков». (сноска 8)
Важным основанием восстановления храма является так же, его церковная и мемориальная ценность.
Проект воссоздания, подготовленный мною предлагает восстановить храм в архитектурных формах существовавших на момент его разборки в 1935-ом году, но с некоторой корректировкой.
Церковь Воскресения Христова Новое на Остоженке. Предложение по воссозданию храма. Фотомонтаж в современной ситуации
Церковь Воскресения Христова Новое на Остоженке. Предложение по воссозданию храма. Фотомонтаж в современной ситуации
Предварительно на участке планируется провести археологические работы. Возможно, по их результатам появятся новые данные по архитектуре церкви. Фундаменты церкви открытые в результате археологических работ будут сохранены в подклетной части воссоздаваемого храма и будут доступны для осмотра. Как это сделано сейчас в подземном этаже собора Зачатьевского монастыря.
Исторический участок церкви после ее сноса был сокращен, за счет спрямления ул . Остоженка и увеличения ширины 1-ого Зачатьевского пер. При сопоставлении посадки церкви на исторических планах и на современном колокольня и частью северного придела выступает за существующую красную линию ул. Остоженка. Небольшая часть алтарных апсид так же выступает за красную линию 1-го Зачатьевского пер.
Современный ситуационный план с контуром плана снесенного храма.
Вариант решения этой ситуации, — посадка храма на несколько метров сдвигается в глубь участка от красной линии ул. Остоженка.
Четверик и алтарь храма предлагается восстановить в формах архитектуры XVII – го века. Основные размеры четверика церкви и его архитектурных элементов зафиксированы при разборке архитектором С. Чижовым. Как я уже писал, на протяжении разборки храма в 1935 году архитектором С.Чижовым велся «Дневник наблюдений над разборкой церкви Воскресения на Остоженке XVII век », впоследствии, на основе этих данных им же была выполнена реконструкция четверика храма. Эти материалы и легли в основу моего проекта воссоздания.
В процессе разборки церкви были открыты первоначальные элементы декора храма относящиеся к XVII веку: пояс кокошников в завершении фасадов четверика , профилированный карниз под ними и другие элементы. При разборке эти части были обмерены и сфотографированы. На основе материалов С. Чижова мною так же выполнена реконструкция всего храма на 1690-е годы XVII века.
Наличники окон и порталы не были зафиксированные при разборке, очевидно что оконные проемы и порталы в четверике были растесаны или переложены при ремонтах храма в процессе его существования. Эти элементы его архитектуры могут быть восстановлены по образу аналогичных архитектурных элементов XVII века из других московских храмов подобной типологии уже упоминавшихся мною.
Церковь Федора Студита у Никитских ворот. XVII век
Церковь Симеона Столпника на Поварской. 1676-1679 гг
Я считаю допустимым восстановление четверика храма с этими элементами, первоначально присущими его архитектуре и раскрытыми при разборке. Тогда как отделка фасадов четверика в XIX веке не выявляет его первоначальную архитектуру и является просто историческим наслоением, в данном случае случайным и не представляющим значительной ценности.
Трапезную часть с двумя приделами и колокольню предлагается восстановить в формах архитектуры XIX века.
Церковь Воскресения Христова Новое на Остоженке. Проект воссоздания. Северный фасад. Архитектор А.Б. Котов. 2014 год
Церковь Воскресения Христова Новое на Остоженке. Проект воссоздания . Восточный фасад. Архитектор А.Б. Котов. 2016 год
К сожалению, в дневнике разборки не была зафиксирована разборка частей церкви относящихся к XIX веку. Тем не менее, данные для их воссоздания имеются. Архитектура этих частей храма известна по архивным планам и фотографиям конца XIX первой трети XX века. Внешние габариты этой части реконструируются по архивным планам 1806, 1892 , 1903 годов. На плане 1806 года проставлены размеры внешнего контура четверика, трапезной и колокольни. На плане 1903 года вместе с Воскресенского храма показан сохранившийся дом № 17 по ул. Остоженка, по этому плану выполнена посадка церкви на современную ситуацию.
План владения храма. 1903 год. ЦИАМ Ф.142 Оп.4 Д.1730
Планировка трапезной с приделами, тип их перекрытия сводами фрагментарно отражена на одном из архивных фото. Так же план этой части может быть реконструирован по аналогам планам церквей подобного типа из «Смешанного» альбома М. Ф. Казакова и нескольким существующим подобным трапезным московских церквей, в частности церкви Воскресения на Успенском вражке (Трапезная с приделами 1816-1820 гг.), Троицы в Вешняках (Трапезная с двумя приделами 1804 год.)
Реконструкция план храма Воскресения Христова Новое на Остоженке. Архитектор А.Б. Котов. 2016 год. Два строительных периода в истории храма. Розовым цветом показаны части XVII века, серым части плана возведенные в первой трети XIX века
План неизвестной церкви из «Смешанного альбома» М.Ф Казакова. Подобные трапезные с двумя приделами получили широкое распространение в русской архитектуре в конце XVIII-первой трети XIX века
Более масштабным и не прямым но тоже в какой-то мере аналогом может являться трапезная с двумя приделами церкви Всех скорбящих радость на Большой Ордынке 1783-1791гг.
Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость на Ордынке(?). План перестройки из «Смешанного альбома» М.Ф Казакова
Несколько существующих московских храмов и в частности, упомянутая уже церковь Воскресения на Успенском вражке ( Середина XVII века, 1688 г., трапезная с приделами 1816-1820 гг.) являются примерами соединения относящегося к XVII – ому веку четверика и трапезной части с приделами пристроенной в XIX веке.
План церкви Воскресения на Успенском Вражке . Трапезная с приделами 1816-1820 гг. Пример соединения четверика XVII века и пристроенной в XIX веке трапезной с двумя приделами
Все эти аналоги проанализированы и использованы в проекте храма Воскресения Христова Новое.
На участке церкви будет максимально сохранено существующее озеленение, не будет возводиться каких-то вспомогательных построек. Участок не будет огорожен традиционной оградой, границы участка по улице Остоженка и 2-ому Зачатьевскому переулку будут отделены невысоким парапетом с естественной зеленой оградой, делающей храм открытым для обозрения. Территория сквера будет открыта для посещения, и в дневное время будет сохранять функции общественного пространства. В подклете храма будут музеефицированы и доступны для обозрения подлинные фундаменты снесенного храма и археологические находки найденные на этом участке.
Церковь может стать одним из украшений этого района , несущим не только функции действующего храма но и воссозданным памятником истории этого района Москвы.
Архитектор А.Б. Котов 26. 01.2017
Зачатьевский ставропигиальный женский монастырь и я лично приносим благодарность директору Центрального Исторического архива г. Москвы Болдиной Елене Григорьевне за помощь при работе с документами архива.
1. Храм Воскресения Словущего на Остоженке. Изд. Зачатьевского монастыря. Москва. 2013г.
2. Историко-архитектурные и градостроительные исследования. Памятник архитектуры XVII-XX вв. «Зачатьевский женский монастырь» Том 1, книга 1.М 2000г. Стр. 27. Здесь есть ссылка на книгу С.К. Богоявленского из которой взята дата 1683 год. Богоявленский С.К. « Московские слободы и сотни в XVIII веке» в книге «Московский край в ее прошлом», вып.2, М., 1930г., с.123.
3. ЦИАМ . Ф. 203. Оп.159.Д. 65.
4. ЦАНТДМ. Ф 1. оп 9. арх.комп.152 ед.хр. №1.
5. ЦИАМ. Ф. 203 . Оп. 209. Д. 190.
6. В. Козлов. «Вакханалия 1929-1930годы» Московский журнал № 5 1991г. Стр. 47-48.
7. ГНИМА. Ф. 33 оп.4 д.12. стр. 1- 4.
8. Историко – архитектурные и градостроительные исследования. Памятник архитектуры XVII-XX вв. «Зачатьевский женский ставропигиальный монастырь»(охр. №319). Адрес 2-й Зачатьевский пер., д 2. Том 3. М.2000г. стр. 71-74.
Источник