После реставрации: как преобразился Центральный павильон ВДНХ
Завершена реставрация фасадов Центрального павильона ВДНХ. Исторический облик здания, украшенного колоннами, скульптурами, барельефами и шпилем со звездой, восстанавливали последние полтора года. Теперь строительные леса полностью сняты. Увидеть во всей красе самое монументальное здание выставки горожане смогут 1 июня, когда после ремонта откроется ведущая к нему Главная аллея.
В ходе реставрации были расчищены от многолетних наслоений грязи, пыли, слоев старой краски и заново покрыты штукатуркой колонны на фасадах трех ярусов здания. Специалисты расчистили и восстановили скульптурные барельефы, расположенные за колоннами на южной и северной сторонах павильона. Капители колонн, гербы и ленты, украшавшие фасады, привели в порядок и тонировали под позолоту. Кирпичная кладка стилобатов у северного и южного входов в павильон была переложена. Обветшавшие за более чем 60 лет дубовые входные двери и декоративные торшеры, обрамлявшие их, пришлось и реставрировать, и частично восстанавливать. Шесть из семи подлинных дверей 1954 года не требовали замены, и специалисты смогли вернуть им прежний вид, сохранив функциональность. Однако одна дверь обветшала настолько, что была заменена на воссозданную по оригинальным эскизам и сохранившимся аналогам копию.
Полностью заменить на воссозданные пришлось и все 88 окон Центрального павильона. Старые рамы рассохлись и не защищали здание от сквозняков и сырости. Тепловлажностный режим помещения был нарушен еще с конца 80-х — начала 90-х годов XX века, когда павильон использовался не по назначению, а для нужд розничной торговли.
«Реставраторы провели уникальную работу на фасадах Центрального павильона, в том числе по воссозданию медальонов с изображениями герба Карело-Финской ССР, которые украшали фасады первого яруса здания до 1956 года. Более 60 лет назад изображения герба были сбиты, а медальоны замазаны цементным раствором. В 2017 году в рамках разработки проекта реставрации Центрального павильона архитекторами-реставраторами было принято согласованное с Департаментом культурного наследия города Москвы решение о воссоздании утраченных гербов с двух сторон павильона», — рассказал глава Мосгорнаследия Алексей Емельянов.
По его словам, до начала работ были изучены архивные материалы, включая проектные чертежи 1954 года и исторические фотографии, проведены натурные исследования сохранившихся круглых основ из бетона, на которых некогда располагались рельефные гербы. По эскизам скульпторы подготовили модели медальонов из пластилина. Именно по ним восстанавливали лепные элементы.
«Два воссозданных медальона были возвращены на исторические места под карнизом первого яруса на высоте 17,5 метра на фасадах. В общей сложности все работы по воссозданию медальонов заняли 1,5 месяца», — отметил Алексей Емельянов.
Работы по реставрации фасадов велись под контролем специалистов Мосгорнаследия и по согласованным ведомством проектам на протяжении всего времени. Первыми в марте этого года были открыты после реставрации шпиль и золотая звезда, венчающие Центральный павильон ВДНХ. А в апреле от строительных лесов были освобождены медные скульптурные группы авторства Георгия Мотовилова, которые изображают рабочего и колхозницу.
Здание Центрального павильона Выставки достижений народного хозяйства было построено в 1950–1954 годах по проекту архитектора Юрия Щуко. Оно расположено по адресу: проспект Мира, дом 119, строение 1. Это прямоугольное кирпичное строение высотой почти 90 метров вместе со шпилем. Здание имеет три яруса, оно украшено скульптурами и лепниной. Считается, что Центральный павильон был построен на основе лучших традиций русской архитектуры, а прообразом здания могла послужить башня петербургского Адмиралтейства — одного из лучших сооружений в стиле русский ампир. Центральный павильон — самый монументальный на ВДНХ, от главного входа к нему ведет аллея из 14 гранитных фонтанов. Это характерно для дворцовых ансамблей и придает торжественность сооружению. Павильон признан объектом культурного наследия федерального значения.
На ВДНХ продолжается второй этап масштабной реконструкции, который стартовал весной прошлого года. Здесь проводят работы по реставрации исторических и архитектурных памятников, таких как фонтан «Золотой колос» и арка центрального входа. Кроме того, идет благоустройство территории выставочного комплекса и площади у главного входа. Создаются и новые объекты, среди них образовательный центр в «Парке знаний», ландшафтный парк и большая прогулочная аллея.
До 1 июня доступ на Центральную аллею — от арки главного входа до площади Промышленности — ограничен в связи с ремонтом. Попасть на ВДНХ можно через контрольно-пропускные пункты «Север-3» и «Север-2» со стороны Продольного проезда, «Хованский» (в районе Хованской улицы), «Лихоборский» (в районе Лихоборского проезда), «Совхозный» (в районе Совхозного проезда) и с улицы Сергея Эйзенштейна. Также в этот период временно прекратят работу некоторые павильоны выставки. Узнать об этом подробнее можно здесь.
Источник
Возрождение легенды: как проходит реставрация павильонов ВДНХ
Весной 2014 года на территории ВДНХ (в тот момент еще ВВЦ) начались работы по возрождению павильонов, произведений монументального искусства и ландшафтной архитектуры. За более чем 20 лет, в течение которых главная выставка страны использовалась как торговый центр, исторические здания сильно пострадали.
С момента передачи ВДНХ под контроль Правительства Москвы над возрождением объектов выставки работали десятки реставраторов, художников и архитекторов. Уже завершена комплексная реставрация 23 объектов культурного наследия, в 23 еще продолжаются работы, шесть из них будут готовы до конца этого года.
О восстановлении исторического облика и развитии главной выставки страны mos.ru рассказала Юлия Логинова, заместитель руководителя Департамента культурного наследия Москвы и куратор реставрационных работ на ВДНХ.
С чего все начиналось
В общей сложности на ВДНХ находится 49 объектов культурного наследия (включая павильоны, скульптурные композиции, исторические фонтаны, каскад искусственных прудов с прилегающей территорией, дубовую и каштановую рощи). В 2015 году вся территория выставки стала 50-м объектом со статусом достопримечательного места федерального значения. По словам Юлии Логиновой, состояние почти всех исторических памятников ВДНХ до начала реставрации оценивалось как аварийное.
«Первое, с чего начались работы в апреле 2014 года, — это удаление всех поздних конструкций, выставочных, торговых, фальшфасадов, поздних перегородок внутри павильонов, а также демонтаж всех пристроек к историческим объектам с наружной стороны, раскрытие первоначального облика этих объектов. Нам нужно было понять, в каком состоянии дошли до нас павильоны. Так, входная группа павильона № 70 “Москва” (“Монреальский”) была полностью раскрыта в рамках работ 2014 года», — отмечает Юлия Логинова.
Такие работы затронули 14 павильонов. Также прошли первичные противоаварийные мероприятия, после чего специалисты составили поэтапную программу, где для каждого павильона расписали сроки его обследования, разработки проекта реставрации и приспособления.
В числе первых занялись реставрацией системы цветочных партеров Центральной аллеи, которые также входят в реестр объектов культурного наследия. В рамках проекта «Ландшафтный парк», который объединяет запрудную зону с каскадом прудов, Мичуринский сад и окружную дорогу, было проведено комплексное благоустройство, в основе которого также лежали исторические исследования.
Принцип реставрации
«Главная концепция, которой придерживаются специалисты с 2014 года, — реставрация объектов в соответствии с их обликом в 1954 году, поскольку основная архитектурная периодизация памятников относится к этому времени. При этом нередко в ходе исследований павильонов обнаруживаются более ранние или поздние фрагменты архитектурного или интерьерного декора», — рассказывает Юлия Логинова.
Например, в павильоне № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР»), в котором в декабре 2018 года открылся Дворец госуслуг «Мои документы», были отреставрированы витражи 1958 года в стиле советского кубизма. Они находятся в ротондной части здания. Также был демонтирован фальшгерб из алюминия и раскрыт герб РСФСР, который находился на павильоне в момент открытия выставки в 1954 году после реконструкции.
Другой пример — павильон № 13 «Здравоохранение» (бывший павильон «Армянская ССР»). В одном из его залов была раскрыта орнаментальная потолочная живопись, которая относится к 1939 году. Специалисты включили ее в предмет охраны памятника. Она была расчищена и законсервирована в том виде, в котором дошла до нашего времени.
Живопись 1985 года обнаружили и в павильоне № 31 «Геология» (бывший павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры»).
«На колоннах в основном зале до начала работ мы вообще не предусматривали и не видели по состоянию сохранности, что здесь могут быть какие-то живописные фрагменты. Однако в процессе при расчистке штукатурного слоя мы наткнулись на остатки рулонных обоев в центральных частях этих колонн, за которыми в очень хорошей сохранности была найдена живопись в технике фрески периода 1958 года с изображением сцен из жизни геологов. Эта живопись была включена в предмет охраны этого павильона, и в настоящее время проводится завершающая стадия работ по консервации найденных фрагментов», — говорит Юлия Логинова.
Особые технологии
В 1954 году скульптор Сергей Орлов предложил для обрамления архитектурного декора ВДНХ смальтовую технологию, которая впоследствии стала одной из отличительных особенностей объектов выставочного комплекса. Ее, в частности, использовали при облицовке четырех женских скульптур, украшающих павильон № 58 «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»), и при оформлении скульптурной композиции «Тракторист и колхозница» на главном входе в 1954 году.
«Когда мы обследовали состояние бетонных конструкций и смальтовой облицовки скульптур павильона № 58 “Земледелие” (бывший павильон “Украинская ССР”) и скульптур главного входа, то увидели, что там требуется фрагментарное инъектирование, а также есть возможность фрагментарной реставрации — восполнения поврежденных участков смальты. Если мы внимательно сравним фотографии до и после реставрации скульптур главного входа, то можем заметить, что есть участки восстановленные, а есть участки подлинной смальты. По фотографиям до реставрации хорошо видно, что лица мужчины и женщины были практически утрачены, облицовка смальты нв этих участках не сохранилась. Здесь мы делали цветовую подборку смальты и уже восстанавливали покрытие в границах утрат», — объясняет Юлия Логинова.
В такой же технике выполнены и скульптуры павильона № 34 «Космос». Там состояние смальты было аварийным и требовались работы по бетону и основаниям фигур. Специалисты приняли решение демонтировать смальту с последующей отбраковкой тех фрагментов, которые не могут использоваться для переоблицовки. Была заказана и выложена смальта такого же размера, что была на скульптуре до начала работ.
В разных павильонах смальта использовалась в архитектурном декоре, например в элементах гербов павильона № 71 «Атомная энергия» (бывший павильон «РСФСР») и Центрального павильона. Мастера отреставрировали сохранившиеся участки и восполнили утраты.
Уникальный опыт
Реставрация главной выставки страны — максимально открытый процесс. Российские специалисты приглашают для осмотра объектов и знакомства с результатами проведенных работ иностранных коллег. Таким образом, зарубежные эксперты имеют возможность пообщаться с отечественными архитекторами-реставраторами, которые разрабатывают проектную документацию, осуществляют авторский надзор и методическое руководство.
«Если говорить с точки зрения опыта, то опыт ВДНХ уникален. Первая проблема, которую мы сегодня решаем, — это реставрация построек изначально временного типа, не рассчитанных на зимнюю эксплуатацию, и приспособление их для круглогодичного использования. Второй вопрос, который мы всегда обсуждаем с экспертами, — это вопрос подлинности, вопрос сохранения напластований, которые раскрываются в ходе работ. И третий — это вопрос обретения павильонами новых функций. Ведь происходит комплексное возрождение ВДНХ. Павильоны должны быть интересны не только с архитектурной точки зрения, но и с точки зрения контента, который сейчас предлагается посетителю», — поясняет Юлия Логинова.
Примером серьезной работы профессионалов по обследованию, реставрации и приспособлению объектов выставочного комплекса стал павильон «Космос», где в апреле 2018 года открылась экспозиция «Космонавтика и авиация». Попадая внутрь, посетители могут оценить масштабность и уникальность архитектурного пространства эллинга, который был построен в 1939 году и включен в новый объем здания с куполом в 1954-м. Это самый большой павильон на территории выставки.
В 1939 году эллинг внешне больше напоминал открытый ангар и использовался для экспозиции сельскохозяйственной техники. При реконструкции в 1954-м к нему пристроили два объема и закрыли его с двух сторон, однако не была решена проблема его круглогодичной эксплуатации. Павильон был холодным и не мог полноценно использоваться по назначению. Историческая функция вернулась к нему в 2018 году после работ по приспособлению. В экспозиции появились новые иммерсивные экспонаты. Мультимедийные технологии помогли найти новые способы использования выставочного пространства.
В павильоне № 58 «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР») после реставрации весной 2019 года начал работу центр славянской письменности «Слово», интерактивная экспозиция которого посвящена развитию кириллицы.
А в павильоне № 62 «Охрана природы» (бывший павильон «Строительные материалы») открылся Международный центр балета. После реставрации в помещении разместились оборудованные балетные классы и студии. По словам Юлии Логиновой, благодаря бережному приспособлению не был нарушен внутренний декор здания.
«Следует отметить, что когда мы говорим о реставрации исторического павильона, то мы думаем о сохранении его как предмета охраны, при этом рассматриваем возможности внедрения новой функции в существующий объем. На мой взгляд, каждый павильон уникален, планировочные решения не повторяются, и возможности его приспособления обсуждаются достаточно длительно. Важно, как современное приспособление сочетается с архитектурой сталинского ампира. Учитывая, что реставрация фасадной части всегда превалирует, необходимо избежать дисбаланса восприятия той или иной экспозиции», — говорит Юлия Логинова.
Работа мастеров
В восстановлении исторических объектов ВДНХ участвует большое количество профессионалов. Помимо архитекторов-реставраторов, которые определяют направление исследований объектов, в команде есть химики-технологи, архивисты, историки, специалисты, которые занимаются восстановлением живописи, позолоты, скульптуры и так далее. Есть также дизайнеры и специалисты по музейному делу, отвечающие за создание экспозиций.
Большая палитра специализаций включает не только реставраторов архитектуры, живописи, штукатурного и гипсового декора, но и паркетчиков, а также мастеров, которые занимаются воссозданием люстр или работают с искусственным мрамором, керамикой, деревом и смальтой.
«Особенно хотела бы остановиться на этом виде работ, так как именно на ВДНХ реставраторы смальты получили беспрецедентный опыт в таком объеме, — отмечает Юлия Логинова. — Один из первых фонтанов ВДНХ, где проводились работы, — это фонтан “Золотой колос”, который более 30 лет не эксплуатировался. Его конструкции находились в аварийном состоянии, смальта многократно поновлялась не с помощью восстановления отдельных декоративных тессер, а подкрашивалась поэлементно. Была проведена действительно глобальная работа по его реставрации, по возвращению вида струй и направления подачи воды — все это было сделано большой командой специалистов».
К 80-летию выставки была выпущена книга-альбом «Москва, которая есть. ВДНХ», где представлены результаты работ, затронувших 20 объектов комплекса. Кроме того, там указаны имена специалистов и названия организаций, включая архитекторов и участников производственных работ. Отдельная книга была издана о реставрации павильона «Земледелие» (бывший павильон «Украинская ССР»). Оба издания размещены в свободном доступе на сайте столичного Департамента культурного наследия. С их помощью можно взглянуть на объекты ВДНХ глазами реставраторов.
Промежуточные итоги
В 2021 году завершить восстановительные работы планируется в павильонах № 1 «Центральный», № 6 «Химия» (бывший павильон — корр «Литовская ССР»), № 30 «Микробиологическая промышленность» (бывший павильон «Масличные культуры»), № 31 «Геология» (бывший павильон «Лен, конопля и другие лубяные культуры»), № 44 «Кролиководство», а также № 15 «Радиоэлектроника и связь» (бывший павильон «Поволжье»).
«Совсем скоро вы сможете оценить как результаты проведенных работ, так и новые экспозиции в этих павильонах, — говорит Юлия Логинова. — Летом мы планируем продолжить тематические экскурсии по выставке, в ходе которых мы стараемся рассказывать не только об истории ВДНХ, но и об изменениях, которые произошли за последние семь лет, о возвращении исторического архитектурного облика объектам, об интересных находках. Пользуясь случаем, всех приглашаем на эти экскурсии. Всякий раз гуляя по выставке, вы можете открывать для себя что-то новое. Не забывайте фотографировать и сравнивать результаты реставрации, для того чтобы лучше изучить архитектурный ансамбль выставки и понять феномен ВДНХ».
Источник