Когда ремонт авто нецелесообразен

Когда ремонт авто нецелесообразен

Современные ремонтные технологии и оборудование позволяют устранять очень сложные аварийные повреждения. Например, восстанавливать автомобили, имеющие после аварий особо сложный перекос кузова, т.е. такое повреждение кузова, когда нарушена геометрия передних и задних лонжеронов, имеется перекос проема капота, проема багажника, нарушена геометрия каркаса кузова. В этом случае автомобиль полностью разбирается, проводятся сложные и трудоемкие стапельные работы, дорогостоящий ремонт кузовных элементов, замена невосстанавливаемых частей, проводится полная окраска кузова.

Стоимость такого ремонта велика и может в несколько раз превышать стоимость автомобиля на момент аварии. В таком случае ремонт признается экономически нецелесообразным, если только автомобиль не представляет какой-либо особой (например, исторической, коллекционной) ценности для владельца.

В случаях, когда ремонт экономически нецелесообразен, размер ущерба, причиненного в результате аварии, определяется на основе оценки стоимости автомобиля на момент аварии и стоимости «остатка», т.е. стоимости неповрежденных деталей, узлов и агрегатов, которые могут быть реализованы на вторичном рынке запасных частей.

Стоимость автомобиля на момент аварии определяется как рыночная стоимость автомобиля, т.е. та цена, за которую автомобиль может быть продан и куплен на свободном рынке в условиях конкуренции при условии информированности участников сделки о свойствах товара.

В странах с развитым и хорошо организованным вторичным рынком автомобилей существуют специализированные фирмы, которые собирают и обрабатывают большие объемы информации о ценах автомобилей различных моделей и модификаций. При этом учитывается модель, возраст автомобиля, его пробег, комплектация и другие факторы, влияющие на его стоимость на вторичном рынке.

В России подобная информация также собирается, обрабатывается и публикуется, но масштабность этой работы значительно уступает иностранным справочным материалам. Большая территория России, приближенность или удаленность от основных источников поступления автомобилей на рынок (заводы-изготовители, граница с другими государствами с развитым автомобильным рынком), другие факторы приводят к тому, что справочные материалы, носящие общий характер, не дают необходимой точности оценки.

Ряд методических изданий основывает оценку автомобиля на вторичном рынке на вычислении его стоимости по формуле:

· Са — стоимость автомобиля на вторичном рынке;
· Сн — стоимость нового автомобиля такой же модели и комплектации;
· И — процент износа, под которым понимается снижение стоимости автомобиля.

Вычисление процента износа (снижения стоимости) осуществляется по формуле, приведенной в разд. 2.3. В расчетной формуле учитывается влияние двух факторов — пробега автомобиля и срока его эксплуатации. Это сильно упрощенная модель процесса формирования цен на вторичном рынке автомобилей. Коэффициенты И и HI, содержащиеся в формуле, периодически уточняются, но не могут отразить динамику процессов, происходящих на автомобильном рынке, и динамику изменения цен на нем. Рынок может резко, практически скачкообразно, реагировать как на общую экономическую ситуацию в стране, так и на введение или отмену каких-либо правил, касающихся именно автомобильного рынка. Примером может служить изменение таможенных правил, введение или отмена налогов на автомобили определенной категории, расширение или сокращение объемов выпуска и модельного ряда новых автомобилей и др.

Достаточно точное определение стоимости автомобиля на вторичном рынке определенного региона в определенное время возможно только на основе исследования этого рынка. Оценка базируется на информации о продажах автомобилей данной модели, в данном регионе, в данное время. Эта информация содержится в региональных печатных изданиях, прайс-листах торгующих организаций и других источниках. Ее можно получить в системе Интернет. При сборе исходной информации необходимо принять все возможные меры, чтобы статистическая выборка была, по возможности, однородной, т.е. необходимо собирать сведения о ценах на автомобили данной модели и близкие по комплектации, пробегу, техническому состоянию. Для оценки стоимости автомобиля, например, определенного года выпуска, собирается информация о ценах на автомобили данной модели за ряд лет. Интересующий нас год выпуска должен находиться в середине этого временного отрезка. Собранная первичная исходная информация обрабатывается на предмет отсеивания резко выделяющихся значений. Для этого используются стандартные методики анализа статистической информации. После отсеивания выпадающих значений, для каждого года выпуска определяются: минимальная цена Смин, максимальная цена Смакс и вычисляется среднее значение цены Сср

Читайте также:  Дипломная работа по ремонту легкового автомобиля

Если в качестве источника информации использовались частные объявления о продаже автомобилей, то необходимо учитывать, что это только предложение к продаже. Реальная цена продажи будет в подавляющем большинстве ниже, т.е. имеет место «утор-говывание». С учетом этого фактора корректируется исходная информация. Процент снижения цен при торге на вторичном рынке мало изучен, но ориентировочно его можно принять равным в среднем 5-10 % от заявленной цены. При анализе ценовой информации торговых организаций (комиссионная продажа, аукционы) подход к ее обработке должен быть иным с учетом механизма формирования цены.

По полученным данным строятся графики зависимости нижнего уровня цен Смин, верхнего уровня цен Смакс и среднего уровня цен Сср от года выпуска автомобиля. Пример такого анализа приведен на рис. 2.1 Из построенного графика видно, что существует закономерность снижения цены автомобиля по мере его старения. Процесс протекает плавно без существенных скачков. Если имеет место какой-либо резкий перегиб кривой цен, то необходимо проверить исходную информацию на наличие ошибок. Но это может и не быть следствием ошибок, а реально отражать ситуацию на рынке. Например, заметно дешевеют автомобили, которые должны проходить инструментальный контроль при очередном техническом осмотре или автомобили, произведенные перед модернизацией конструкции.

Рис. 2.1. Пример: Стоимость автомобилей Volvo 850 на вторичном рынке Московского региона.

Из графика видно, что автомобили 1993 г. выпуска продаются по ценам от 5200 до 8800 у. е. Средний уровень цен на эти автомобили составляет 7093 усл. ед. Диапазон цен определяется различием технического состояния автомобилей, их комплектации и условиями конкретных сделок. Окончательная результирующая оценка дается в национальной валюте.

Для конкретного автомобиля определяется цена с учетом его пробега, технического состояния, комплектации с ориентацией на полученные верхний, нижний и средний уровни цен. Опыт проведения такого анализа показал высокую достоверность полученных оценок, т.е. хорошее их соответствие реальным ценам сделок.

Для определения надбавок или скидок относительно среднего уровня цен за перепробег или недопробег автомобиля, а также с учетом оснащенности его какими-либо дополнительными устройствами можно с успехом использовать корректировочные наценки (скидки) (табл. 2.14), приведенные в SCHWACKELISTE. Пример таблицы для корректировки средней цены автомобиля с учетом его реального пробега приведен далее.
Максимальные значения скидок и наценок относятся к автомобилям небольшого размера (например, FIAT Panda, HONDA Jazz, MITSUBISHI Colt, NISSAN Micra, OPEL Corsa, PEUGEOT 106, VW Polio и т.п.). Их цены в большей степени зависят от перепробега или недопробега.

Минимальные значения скидок и наценок относятся к микроавтобусам и фургонам (например, FIAT Ducato, Hyundai HI00, MERCEDES BENZ 210, MITSUBISHI L300, PEUGEOT Boxer, RENAULT Trafic, VW Transporter и т.п.).
Полученная оценка автомобиля сравнивается с затратами на его ремонт и делается вывод об экономической целесообразности необходимого ремонта.

Источник

justice pro…

юридическая помощь

Полная гибель автомобиля или ремонт: «тотал» по ОСАГО и вне страхового урегулирования

Решение о полной гибели автомобиля или возможности восстановительного ремонта влияет на размер страхового возмещения по ОСАГО и в рамках взыскания ущерба с виновника ДТП. Выясним, когда признается «тотал» по ОСАГО и полная гибель ТС в споре с виновником аварии с примерами из судебной практики.

Как известно, потерпевший в ДТП имеет право возместить реальный ущерб, т.е. расходы в результате гибели или повреждения своего автомобиля. К реальному ущербу также относится утрата товарной стоимости автомобиля, поврежденного в результате ДТП (при определении величины ущерба в случае полной гибели ТС УТС не учитывается).

Читайте также:  Оборудование для ремонта грузовых машин

Полная гибель автомобиля по ОСАГО: закон

Полная гибель автомобиля признается не только в случае, когда автомобиль невозможно отремонтировать из-за существенных конструктивных повреждений. Согласно пункту 18 статьи 12 Закона об ОСАГО под полной гибелью транспортного средства понимаются случаи, при которых

  • ремонт поврежденного имущества невозможен
  • либо стоимость ремонта поврежденного имущества равна стоимости имущества на дату наступления страхового случая или превышает указанную стоимость.

Здесь может возникнуть вопрос, какую стоимость ремонта учитывают для определения «тотала» по ОСАГО: с учетом износа или без учета износа. Для определения размера расходов на восстановительный ремонт в рамках ОСАГО проводится независимая техническая экспертиза с использованием единой методики, которая утверждается Банком России. Вот о чем говорит пункт 6.1 «Единой методики определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства» (Приложение к Положению Банка России от 19 сентября 2014 года N 432-П):

При принятии решения об экономической целесообразности восстановительного ремонта, о гибели и величине стоимости транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия необходимо принимать величину стоимости транспортного средства на момент дорожно-транспортного происшествия равной средней стоимости аналога на указанную дату по данным имеющихся информационно-справочных материалов, содержащих сведения о средней стоимости транспортного средства, прямая адресная ссылка на которые должна присутствовать в экспертном заключении. Сравнению подлежат стоимость восстановительного ремонта, рассчитанная без учета износа комплектующих изделий (деталей, узлов, агрегатов), подлежащих замене, и средняя стоимость аналога транспортного средства. Проведение восстановительного ремонта признается нецелесообразным, если предполагаемые затраты на него равны или превышают стоимость транспортного средства до дорожно-транспортного происшествия (стоимость аналога).

Отметим, что Решением Верховного Суда РФ от 15 октября 2018 г. N АКПИ18-877 пункт 6.1 единой методики признан не противоречащим действующему законодательству.

Размер выплаты при полной гибели автомобиля по ОСАГО

Согласно п. 18 ст. 12 Закона об ОСАГО в случае полной гибели автомобиля размер подлежащих возмещению страховщиком убытков определяется в размере действительной стоимости имущества на день наступления страхового случая за вычетом стоимости годных остатков. При тотальной гибели автомобиля по ОСАГО его остатки остаются у владельца ТС.

Полная гибель транспортного средства по ОСАГО: судебная практика

Если ответственность виновника ДТП застрахована по ОСАГО, то потерпевший в ДТП может получить страховое возмещение (даже если сам потерпевший без страховки или не вписан в полис ОСАГО).

В том случае, когда сумма страхового возмещения не устраивает потерпевшего, он после подачи досудебной претензии страховщику, имеет право обратиться в суд. Вот пример из практики, когда страховая компания существенно занизила страховую выплату. Не согласившись с размером страхового возмещения (36300 руб.), потерпевший обратился в суд. На основании результатов судебной экспертизы была установлена гибель транспортного средства (стоимость восстановительного ремонта без учета износа 529 618,40 руб., рыночная стоимость автомобиля 516 666 руб.). Суд признал, что обязательства страховой компанией не исполнены полностью и взысканию в пользу истца подлежит страховое возмещение с учетом произведенной выплаты в сумме 363 700 руб. (Решение Ленинского районного суда г. Краснодара (Краснодарский край) от 22 октября 2018 г. по делу № 2-10905/2018).

Отметим, что не всегда размер страхового возмещения по результатам независимой экспертизы, проводимой страховщиком, занижен. Так, потерпевший обратился в суд за взысканием со страховой компании страхового возмещения в размере разнице между убытками, определенными по результатам независимой экспертизы (была установлена полная гибель ТС), проведенной потерпевшим, и убытками, определенными по результатам независимой экспертизы страховщика. Однако судебная экспертиза определила рыночную стоимость автомобиля в меньшем размере (по сравнению с заключением экспертизы потерпевшего и даже экспертизы страховщика). В результате в удовлетворении исковых требований потерпевшего в части взыскания страхового возмещения было отказано (Решение Псковского городского суда (Псковская область) от 22 октября 2018 г. по делу № 2-2025/2018).

Читайте также:  Ремонт крыльев автомобиля от вмятин

Возможны ситуации, когда потерпевший просит суд взыскать со страховой компании в его пользу невыплаченное страховое возмещение исходя из стоимости восстановительного ремонта. Но после проведения судебной экспертизы признается полная гибель автомобиля, в результате чего взыскиваемая сумма может снизиться (Ленинский районный суд г. Воронежа (Воронежская область) от 13 сентября 2018 г. по делу № 2-2962/2018).

Полную гибель автомобиля могут признать не только в случае, когда ремонт невозможен, но также в случае экономической нецелесообразности

Взыскание с виновника ДТП ущерба при гибели ТС

В случае, когда ответственность виновника ДТП не застрахована, потерпевший имеет право для возмещения ущерба подать в суд на виновника ДТП. Так, потерпевший просил взыскать в свою пользу стоимость восстановительного ремонта, т.к. он был намерен полностью восстановить свой автомобиль в состояние, в котором тот находился до повреждения в результате ДТП. Однако суд, основываясь на результаты судебной экспертизы, принял решение об уничтожении автомобиля потерпевшего (наступила полная гибель транспортного средства). При этом суд руководствовался Постановлением Конституционного Суда РФ от 10 марта 2017 г. № 6-П, согласно которому размер возмещения, подлежащего выплате лицом, причинившим вред, может быть уменьшен судом, если в результате возмещения причиненного вреда с учетом стоимости новых деталей, узлов, агрегатов произойдет значительное улучшение транспортного средства, влекущее существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет лица, причинившего вред. Суд посчитал, что восстановление автомобиля явно нецелесообразно в связи со значительным повреждением деталей двигателя и сопутствующих агрегатов и деталей кузова. И, как следствие, удовлетворение иска по доводам истца по мнению суда явно привело бы к весьма значительному улучшению его автомобиля, что повлекло бы существенное и явно несправедливое увеличение его стоимости за счет причинившего вред ответчика, либо позволило бы истцу приобрести два и более аналогичных автомобилей вместо одного поврежденного. Суд пришел к выводу, что автомобиль потерпевшего считается уничтоженным (наступила полная гибель ТС) (Решение Первомайского районного суда г. Омска (Омская область) от 11 октября 2018 г. по делу № 2-2169/2018).

Отметим, что в случае взыскания ущерба по ДТП вне страхового урегулирования (например, когда у виновника ДТП нет страховки, в том числе в случае наличия поддельной страховки), могла применяться другая методика проведения экспертизы. Так, ранее согласно методическим рекомендациям «Исследование автомототранспортных средств в целях определения стоимости восстановительного ремонта и оценки (Методические рекомендации для судебных экспертов)» (прекратили действие с 1 января 2019 г.в связи с вступлением в силу «Методических рекомендаций по проведению судебных автотехнических экспертиз и исследований колесных транспортных средств в целях определения размера ущерба, стоимости восстановительного ремонта и оценки» от 1 января 2018 года) под полной гибелью автомобиля (полным уничтожением) понимается случай, когда стоимость восстановительного ремонта поврежденного АМТС, с учетом износа заменяемых деталей, узлов, агрегатов, равна или превышает 80 % его стоимости на момент повреждения (Решение Калужского районного суда (Калужская область) от 3 сентября 2018 г. по делу № 2-5985/2018).

По вопросу недостаточности страхового возмещения и/или взыскания ущерба с виновника ДТП, Вы можете обратиться к специалистам настоящего проекта за юридической консультацией. Помощь окажут участники и партнеры проекта — практикующие юристы, имеющие большой опыт в данной сфере правоотношений.

Если автомобиль в ДТП получил повреждения и по результатам экспертизы определена невозможность ремонта или его экономическая нецелесообразность, то может быть установлена полная гибель автомобиля. Если потерпевший не согласен с размером ущерба в этом случае, то за защитой своих нарушенных прав он может обратиться в суд.

Источник

Оцените статью