Юбилей Моста Александра Невского
60-летний юбилей отметит 5 ноября 2025 мост Александра Невского, который до сих пор остается самым длинным и самым высоким из разводных мостов Санкт-Петербурга. Перекинутый через Неву от площади Александра Невского к Заневскому проспекту, он соединил исторический центр с правобережными районами города.
История
Продолжить Невский проспект на правый берег Невы планировалось еще в 1930-е годы. На генеральном плане Ленинграда 1939 года обозначен новый мост между Красной площадью (ныне площадь Александра Невского) на левом берегу реки и площадью Челюскинцев и 1-й Охтинской прорезкой (ныне Заневский проспект) — на правом.
Потребность в новом мосте стала особенно острой в 1950-х годах, когда на правом берегу Невы, в районе Заневского проспекта, развернулось активное жилищное строительство. Сооружение переправы было объявлено «градостроительной задачей особой важности».
В 1959 году был объявлен конкурс на лучший проект моста через реку Неву в районе площади Александра Невского. В конкурсе приняли участие ведущие проектные организации Москвы и Ленинграда, которые подали 8 проектов плюс один вне конкурса. Первое место комиссия не присудила никому, второе место занял проект института «Лентрансмостпроект» (позднее — «Ленгипротрансмост», ныне ОАО «Трансмост»).
После доработки проект был принят в производство. Его авторы — инженеры А.С. Евдонин (ГИП), К.П. Клочков, Г.М. Степанов и архитекторы А.В. Жук, С.Г. Майофис и Ю.И. Синица.
Строительство переправы началось в 1960 году под рабочим названием Старо-Невский мост. Это семипролётное железобетонное сооружение с разводным пролётом посередине имело длину 633 метра, а вместе с пандусами на обоих берегах—907,7 метров.
Мост Александра Невского стал самым длинным и самым высоким из разводных мостов в пределах города. В его проекте были применены передовые для того времени инженерные решения.
Для стационарных пролётных строений применены сложные конструкции с комбинированной предварительно-напряжённой арматурой, не имевшие аналогов в отечественном и зарубежном мостостроении. Впервые в СССР были использованы ванты — стальные тросы из легированной стали диаметром 70 мм. Они находились внутри полных внутренних железобетонных конструкций (в современных проектах мостов ванты выносятся наружу). Натяжение тросов регулировалось в зависимости от температурного режима.
Таким образом, мост Александра Невского можно условно назвать первым вантовым мостом в Петербурге. Эта технология позволила уменьшить количество пролетов, значительно увеличив их длину. Максимальный пролет моста — 123 метра, в 3–4 раза длиннее пролетов стандартных железобетонных мостов.
Новой для советского мостостроения стала и конструкция пролетных строений. Их отливали на берегу, а потом устанавливали в пролеты моста. Общий вес каждой конструкции превышает 5000 тонн.
Мост Александра Невского стал первой переправой в черте города, где фундаменты опор базируются на железобетонных сваях-оболочках большого диаметра. Речные опоры, состоящие из двух раздельных полуопор, установлены на сваях-оболочках диаметром 2 метра, опоры разводного пролёта — на сваях-оболочках диаметром 2 и 3 метра.
Разводное пролётное строение – металлическое двукрылое с криволинейным очертанием нижнего пояса, с гидравлическим приводом разводки. Противовесы размещены между массивными полуопорами и главными балками примыкающих железобетонных пролётных строений, что позволило уменьшить ширину опор разводного пролёта до 7 метров вместо обычных 11–12 метров.
В опорах разводного пролёта размещены механизмы разводки, пульты управления механизмами и судоходной сигнализацией и другие эксплуатационные устройства.
Мост Александра Невского стал одним из первых мостов в СССР, где была разработана и внедрена гидравлическая система, обеспечивающая более высокую надёжность, простоту разводки и обслуживания.
К устоям на обоих берегах примыкают пандусы, в них разместили гаражи. С четырёх сторон моста соорудили лестничные спуски к Неве с гранитными ступенями и площадками. Одновременно были решены и транспортные развязки на обоих берегах Невы.
Строительство переправы продолжалось 5 лет, генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6».
15 мая 1965 года мост официально получил свое современное наименование — мост Александра Невского, по одноименной площади на левом берегу Невы. К ноябрю того же года переправа была готова к открытию. 1 ноября проведено испытание моста — по мосту была пущена колонна танков.
Открытие переправы состоялось 5 ноября 1965 года, событие было приурочено к 48-й годовщине Октябрьской революции.
Реконструкции и ремонты
Хотя мост Александра Невского строился с применением передовых технологий, в проекте был допущен ряд ошибок, гидроизоляция со временем оказалась изношена, стальные ванты подверглись коррозии. Увеличилась и транспортная нагрузка на мост, по сравнению с проектной. Уже к 1967 году 56 тросов лопнули.
В 1982 году на мосту произошла авария: во время разводки произошёл отрыв коробки противовеса левого крыла весом 700 тонн. Противовес отвалился и упал на дно Невы, где и лежит до сих пор.
После аварии мост Александра Невского был закрыт на ремонт и налажена паромная переправа. Противовес заменили, и в 1983 году после проведенных испытаний движение на мосту возобновилось.
С июня 2000 по май 2002 года был выполнен капитальный ремонт переправы по проекту института «Стройпроект». Генеральным подрядчиком выступил «Мостострой-6». Проект предусматривал полную реконструкцию разводного пролета и усиление железобетонных конструкций постоянных пролетов. Строители заменили 12 километров вант-канатов, трубопроводы и всю гидроизоляцию, установили систему подклинки крыльев, капитально отремонтировали цилиндры, установили современную систему управления разводкой.
Движение по мосту Александра Невского закрывалось только на четыре месяца в период реконструкции разводного пролета, с декабря 2000 года по апрель 2001 года.
Затем небольшие ремонтные работы на мосту выполнялись в 2005 году, а в 2007 году была модернизирована компьютерная система контроля состояния моста и местоположения судов.
В 2003 году к юбилею Санкт-Петербурга была смонтирована декоративная подсветка моста. В 2014 году ее заменили новой, более мощной.
Характеристики моста
Мост Александра Невского соединяет Центральный и Красногвардейский районы Санкт-Петербурга.
Мост представляет собой семипролетное сооружение (без учета двух эстакад пандусов: левобережная — четырехпролетная, правобережная — пятипролетная) протяженностью 907,7 метров и шириной 35,8 метра.
Для пропуска судов предусмотрен разводной пролёт размером в свету 50 метров, а также два постоянных пролёта размером в свету по 120 метров и высотой 11 метров, так что многие суда могут проходить под мостом, даже когда он наведен.
Разводка осуществляется посредством гидравлического привода. За три минуты крылья весом около 570 тонн каждое поднимаются на угол 74°.
Переправу освещают 760 светодиодных прожекторов.
Информация для туристов
С моста открывается вид на Свято-Троицкую Александро-Невскую Лавру — действующий православный мужской монастырь и один из старейших архитектурных ансамблей Петербурга. Монастырь, расположенный на левом берегу, был основан в 1713 году Петром I.
Источник
Мост Александра Невского сужает возможности автомобилистов и лишает их денег. ФАН-ТВ
Санкт-Петербург, 23 мая. Ремонт моста Александра Невского в Петербурге завершен. Автомобилисты проявляют по этому поводу самые разные эмоции, от искренней радости до неприкрытого гнева. В чем же дело? Репортер ФАН-ТВ разбирался в ситуации.
После того, как на мосту Александра Невского, соединяющего Центральный и Красногвардейский районы, закончили ремонт дорожного покрытия, здесь появилась новая разметка, а также повесили камеры наружного видеонаблюдения. Теперь посередине моста проходит жирная сплошная линия. Автолюбители уже шутят в соцсетях о том, что «движение по мосту теперь платное».
И действительно, в понедельник утром здесь дежурили сотрудники ГИБДД. Они останавливали тех, кто плевал на сплошную, и вручали им протокол о нарушении правил дорожного движения. Люди посообразительнее, прознавшие про бригаду ДПС, в середине моста все-таки ехали, «как трамвай», но ближе к спуску начинали перестраиваться в «законные» ряды, из-за этого на мосту возникла большая пробка. Днем она рассосалась, но осадочек остался. Наверняка его еще почувствуют те, кому придет по почте «письмо счастья» с фотографией на тему «Как я провел лето». Точнее, «как я проехал по мосту Александра Невского».
Пользователи группы «ДТП и ЧП Санкт-Петербург» ВКонтакте делятся своими эмоциями по поводу новой разметки моста. Кто-то явно одобряет такое нововведение, кто-то – наоборот.
«Ну наконец то все стоят по полосам, умники по рельсам за сплошной шпарят ! Задолбали!» – пишет пользователь Илья Тимофеев.
«Сплошной там очень не хватало, ибо до перекрестка раньше можно было по трамвайкам ехать, вот все и лезли с них и на перекресток», – выражает схожее мнение Александр Пашинцев.
«Нечего ездить по трамвайным путям. О людях в трамваях кто думает. Особенно умники удивляют, едут по трамвайным путям, потом в конце моста перестраиваются в крайний правый ряд», – солидарен с другими Олег Божуков, чей комментарий фактически иллюстрирует происходящее на мосту.
«Вообще, как по мне, так это хорошее решение! Заработает данное действо, и не будет пробок только тогда, когда все поймут, что нужно двигаться по полосе!! Ибо пробки создаются не из-за законопослушных людей, а из за молекул, которые лезут впереди всея руси! Имхо. » – выражает свое мнение Евгений Кривилев.
«Пусть дерут этих недоносков рельсовых», – лаконичен пользователь Роман Юрич.
Пользователь Сашка Алекс, судя по всему, даже рад присутствию ГИБДД на месте событий: «Еще бы на Обуховской от Володарского в сторону от КАДа ДПС поставили бы, чтобы ататашили тех, кто через сплошную по рельсам летают, и вообще сказка была бы».
Очень эмоционален Кирилл Залужский: «И то же самое – на Володарском. Миллион лет там сплошная линия по всему мосту между дорогой и трамвайными путями, и всё равно каждый раз находится стадо питекантропов, которое прётся по трамвайным путям, а потом начинает вклиниваться в общий поток! Бесят – ппц. И никто не борется. А кажется – что проще – повесь 2-3 камеры над трамвайными путями и рассылай штрафы всем подряд. И казна пополнится, и у орангутангов условный рефлекс выработается. »
«А нехрен по рельсам гонять, а потом в поток влезать в конце моста, всегда таких уродов щемил, пускай в «Ленте» попробуют с тележкой вперед всех у кассы проскочить», – приводит своеобразную аналогию Виталий Топтыгин.
Но, как говорится, сколько людей – столько и мнений. Немало тех, кому не по душе нововведения на мосту Александра Невского.
«И так пробок куча, теперь и это сделали. Лучше б дороги починили», – негодует Валерий Богданов.
Схожее мнение озвучивает и Дмитрий Макаров: «Они бы там еще выделенную полосу для общественного транспорта сделали! Идиоты. По-хорошему, чтобы мост разгрузить, нужно рельсы убрать к черту и полосу реверсивного движения делать, как на Среднеохтинском. Город и без трамваев проживет. Автобусов и метро и так хватает!»
«Да. веселый понедельничек», – пишет Аленка Андреева, подразумевая пробку на мосту.
«В трамвае 10 человек, в машинах сотни», – комментирует Иван Гладченко фразу о том, что стоит подумать о пассажирах общественного транспорта. Судя по всему, пользователь считает, что приоритет нужно отдавать автомобилистам и думать прежде всего о них.
«Всегда там езжу по трамвайным путям, никому не мешаю, после моста налево сразу ухожу, а теперь пробка еще длиннее будет», – уверен Дмитрий Дмитриев, который, судя по всему, имеет в виду, что после съезда с моста Александра Невского в центр поворачивает влево в сторону проспекта Обуховской обороны и набережной Обводного канала.
Солидарен с Дмитрием пользователь Иван Массак: «Когда пробки — правила теряют смысл. И поворот со 2 и 3 ряда и трамвайки только помогают. Мосты вообще реверсировать нужно по утрам вечерам».
«Только пробку этим усугубили!» – ругается Камал Минаев.
Напомним, в районе моста Александра Невского на пересечении южной набережной Обводного канала и проспекта Обуховской обороны в настоящее время ведется строительство транспортной развязки, которая создается в том числе для обеспечения беспрепятственного проезда по проспекту Обуховской Обороны.
Именно об этой развязке и пишет Любовь Озерова, высказывая свое мнение по поводу новой разметки моста: «Мне кажется, что нужно было принимать такие меры после отстройки развязки. А пока закрывать глаза на езду по трамвайным. Мне, например, прямо на Невский, а поворот налево на Обводный делают с крайнего правого даже».
Напомним, что настоящими Правилами дорожного движения предусмотрено: водитель может использовать трамвайные пути попутного направления для движения прямо – в том случае, если все другие полосы движения в попутном направлении заняты автотранспортом. Правда, ехать можно, только без создания помех трамваю. Таким образом, допускается и опережение автотранспорта, двигающегося в том же направлении вне трамвайных путей.
Казалось бы, в чем тогда проблема, и зачем все эти камеры на мосту? А вот зачем: ПДД допускают запрещение выезда на трамвайные пути дополнительными знаками и разметкой. В этом случае вдоль трамвайных путей наносится сплошная линия разметки. На мосту Александра Невского как раз такой случай. Камера ФАН-ТВ фиксирует, что линия разметки здесь сплошная. Значит, все вышесказанные моменты не работают.
Таким образом, автомобилистам, которые все-таки решат двигаться по трамвайным путям, нужно будет платить штраф. Итак, согласно ПДД, если трамвайные пути отделены от остальной проезжей части сплошной линией разметки, штраф по статье 12.16, часть 1 за ее пересечение составит 500 рублей или предупреждение.
Источник