- Ремонт динамика
- Ремонт автомобильных динамиков
- Как восстановить динамики
- Восстановление динамика
- Ремонт эстрадных динамиков своими руками
- Ремонт динамика колонки
- Ремонт акустических динамиков
- Ремонт динамиков своими руками без разбора
- Ремонт автомобильного динамика своими руками: как заклеить?
- Причины поломки автомобильного динамика
- Какой клей выбрать?
- Инвентарь
- Способ ремонта динамика с помощью клея
- Выявление и устранение неполадок
- Проверка
Ремонт динамика
Любая система воспроизведения звука состоит из электронной и механической части. Электронная часть это усилитель, а механическая – громкоговорители, которые являются основой акустической системы. Они нередко выходят из строя, поэтому ремонт динамиков своими руками избавит владельца акустики от серьёзных расходов. Качественные системы стоят дорого, а отремонтировать их в специализированных мастерских не всегда удаётся. Чтобы разобраться, как восстановить динамик своими руками нужно знать его конструкцию.
Ремонт автомобильных динамиков
Звуковые системы автомобилей состоят из двух или трёхполосных систем коаксиального типа и сабвуфера. Коаксиальный прибор имеет овальную или круглую форму. Его конструктивной особенностью является установка высокочастотной головки или «пищалки» на специальной пластине над диффузором широкополосной акустики. Система занимает мало места, а высокочастотная головка не мешает распространению звуковых волн. Автомобильная акустика подвержена множеству негативных воздействий. Наличие пыли и постоянной вибрации являются причиной отказа автомобильных систем воспроизведения звука.
Некоторые модели коаксиальных автомобильных колонок состоят из трёх динамиков. Два из которых – высокочастотный и среднечастотный, установлены над низкочастотным динамиком. Чаще всего неисправность возникает в широкополосной головке. Восстановить динамики находящиеся в машине можно. Для этого потребуется несложный инструмент и некоторые навыки. При ремонте овальных динамиков своими руками сначала нужно снять высокочастотный узел.
Для этого необходимо вывернуть центральный винт, находящийся на заднем фланце динамика.
Головка винта обычно заклеена.
Нужно удалить этикетку, тогда будет доступна головка винта.
После того как модуль будет снят нужно аккуратно отпаять подходящие к нему провода. Теперь можно заняться широкополосной головкой. Резиновый подвес диффузора прижимается пластмассовой накладкой. Её нужно поддеть плоской отвёрткой или лезвием ножа и снять с диффузородержателя. Затем отделить резиновый подвес диффузора. Он приклеивается эластичным клеем типа резинового, поэтому подцепить край можно отвёрткой, а затем осторожно отклеивать его руками. Когда край диффузора будет полностью отделён от металлического основания, снимается центрирующая шайба. Сначала от контактной пластины следует отпаять проводки звуковой катушки. Затем очень осторожно отклеить центрирующую шайбу. Её очень легко повредить, поэтому работу лучше выполнять плоской и тонкой отвёрткой.
Когда динамик полностью разобран, можно приступать к поиску дефекта. Неисправность акустической системы определяется на слух в процессе эксплуатации. Звук в колонке становится искажённым, появляются хрипы и треск, особенно на больших уровнях громкости. Иногда полностью пропадают высокие частоты, и звук становится глухим и неразборчивым. В основном ремонт авто динамика своими руками сводится к очистке магнитного зазора широкополосной головки от посторонних включений. Чаще всего в зазор постоянного магнита попадает грязь или пыль.
Для удаления мусора можно воспользоваться пылесосом. Сложнее удалять из зазора металлические частицы. Магнит динамика сильный и пылесос здесь не поможет. При удалении магнитных частиц поможет обычный скотч. Небольшие его полоски вводятся в зазор при помощи тонкой пластинки из текстолита или другого немагнитного материала. Затем они извлекаются вместе с прилипшими частичками.
Эту операцию следует повторить несколько раз. Посмотреть качество работы можно с помощью мощной лампы и лупы. Собирается узел в обратном порядке. Старый клей лучше не удалять, так как это позволит точно установит диффузор. Все склейки можно выполнять обычным клеем «Момент». После установки диффузора нужно рукой проверить насколько хорошо перемещается звуковая катушка в зазоре магнита. Не должно быть никаких механически зацеплений. Катушка должна двигаться без усилий и шорохов. Восстановление и ремонт динамика автомобиля не требует особых знаний, поэтому ремонтировать динамики своими руками сможет каждый.
Как восстановить динамики
Восстановление динамика своими руками во многом зависит от его конструкции и характера неисправности. При эксплуатации акустической системы в головках могут возникнуть следующие дефекты:
- Электрический пробой катушки
- Возникновение короткозамкнутых витков
- Повреждение обмотки
- Разрыв диффузора
- Попадание грязи в зазор магнитной системы
Если звук в колонке отсутствует нужно проверить целостность обмотки звуковой катушки с помощью тестера. Сопротивление у звуковых катушек небольшое и тестером можно только убедиться, что обрыва нет. Наличие короткозамкнутых витков в катушке 4 или 8 Ом потребует специальных измерительных приборов. После снятия диффузора и центрирующей шайбы сгоревшую катушку видно сразу.
Если эмалевая изоляция провода сильно потемнела, это говорит о том, что в центре катушки могут быть короткозамкнутые витки и её придётся перематывать. Бывают случаи, когда от сильной вибрации звуковой катушки часть витков отклеивается и колечком спадает с катушки. В этом случае их можно аккуратно вернуть на место с помощью пинцета, а затем проклеить. Ремонт автомобильных динамиков своими руками связан не только с коаксиальными, но и с компонентными устройствами. Такие акустически системы состоят из трёх динамиков и кроссовера. Кроссовер или блок LC-фильтров осуществляет разделение звукового диапазона на три полосы частот, каждая из которой подаётся на свой динамик. Ремонт компонентного динамика не имеет существенных отличий от ремонта других моделей.
Восстановление динамика
Частым дефектом является разрыв диффузора. Ремонт порванного динамика своими руками заключается в его восстановлении. Бывают разные причины повреждения диффузора:
- Износ из-за продолжительной работы
- Механические повреждения
- Отделение звуковой катушки
В результате износа диффузора или воздействия влаги на нём могут появиться разрывы. Это приводит к тому, что звук в акустических системах начинает искажаться. В этом случае ремонт акустического динамика возможен постановкой заплаты на повреждённое место. Несмотря на плотность диффузора для его реставрации нужно использовать мягкую бумагу типа газетной. Офисная бумага формата А4 для этой цели не подойдёт. Для проклейки заплаты используется эластичный клей. Это может быть ПВА или ему подобный. Клеем промазывается обратная сторона диффузора в месте разрыва. Затем небольшой прямоугольник мягкой бумаги промазывается клеем и накладывается на разрыв с обратной стороны. Бумагу нужно аккуратно приглаживать, используя круглый и гладкий предмет.
Если разрыв большой, то полоски бумаги наклеивают так, чтобы они перекрывали друг друга и заходили на неповреждённый сегмент диффузора. После выравнивания и разглаживания накладывается второй слой бумажных полосок. С внешней стороны место трещины промазывается клеем. Излишков клея быть не должно, поэтому диффузор протирается мягкой тряпкой. Готовая конструкция должна просыхать не менее суток. После полного высыхания проверяется качество заклеивания и свободное перемещение диффузора. Если место склейки получилось тоньше чем остальной материал, то процедуру проклейки нужно повторить. Разная толщина приведёт к тому, что в этом месте снова образуется надрыв. Последняя проверка качества заключается в подаче на динамик музыкального фрагмента с выхода усилителя. Лучше всего прослушать отрывок из симфонического произведения, так как там присутствует почти весь частотный диапазон. Ремонт динамиков автомобиля выполняется по аналогичной схеме.
Ремонт эстрадных динамиков своими руками
В аппаратуре для усиления звука, которая используется на концертных площадках, используются мощные широкополосные динамики. По своей конструкции они немного отличаются от обычных моделей. Поскольку они рассчитаны на мощность в десятки и сотни ватт, то имеют более плотный диффузор, закреплённый на упругой резиновой подвеске. Ремонт аудио динамиков включает в себя восстановление звуковой катушки и ремонт диффузора.
Ремонт динамика колонки
При ремонте НЧ динамиков своими руками нужно знать, как его разобрать, чтобы не повредить акустическую систему. Все работу нужно выполнять строго последовательно. Сначала удаляется пылезащитный колпачок. Поскольку он приклеен клеем на синтетической основе, то для его растворения применяется ацетон или другой органический растворитель. Нужно аккуратно увлажнять растворителем ободок колпачка до тех пор, пока его нельзя будет удалить.
Затем нужно отпаять провода, идущие от звуковой катушки на контактную панель. После этого обрабатывать ацетоном края защитного кольца и резиновой подвески. После некоторого времени диффузор отклеится. После этого осторожно подрезается центрирующая шайба и диффузор вместе со звуковой катушкой можно вынуть из магнитной системы.
Ремонт акустических динамиков
При ремонте акустических динамиков своими руками самым сложным процессом будет перемотка звуковой катушки. Это трудоёмкая и тонкая работа. После того как диффузор вместе с катушкой будет снят с корпуса, нужно аккуратно смотать сгоревший или порванный провод. Витки можно не считать, чтобы не сбиться. Достаточно измерить длину смотанного провода и замерить микрометром его диаметр, чтобы подобрать аналогичный кусок. Для намотки катушки нужно использовать оправку соответствующего диаметра, на которую надевается звуковая катушка. Так можно избежать сминания бумажного каркаса. Звуковая катушка наматывается строго виток к витку. Для фиксации лучше всего использовать клей БФ-2.
Поле полного высыхания катушки узел можно собирать. При наличии небольшого опыта ответ на вопрос можно ли восстановить динамики будет положительным.
Ремонт динамиков своими руками без разбора
У динамиков, которые встроены в акустические системы, могут случиться не только внутренние дефекты, но и внешние. Чаще всего это ослабление крепления динамиков к передней панели акустических систем. Это вызывает посторонние шумы в колонках и нарушение акустической картины. Особенно часто это происходит в звуковых системах автомобиля. Если разболталось крепление нужно снять фальш панель и подтянуть все соединения. Если пропал звук в колонках, это часто связано с обрывом проводов, идущих от усилителя к динамикам. Поэтому прежде чем вскрывать акустический модуль нужно проверить его работоспособность.
Источник
Ремонт автомобильного динамика своими руками: как заклеить?
Музыка в машине перестала играть как надо? Если качество музыки в вашем автомобиле ухудшилось или вы вообще не слышите звук, то ваш динамик порвался, и вы имеете дело с классическим случаем поломки. Можно решить эту проблему самому, но для этого следует знать, как заклеить динамик самостоятельно.
Не торопитесь копить деньги на новые колонки или обращаться в мастерскую – можно сэкономить, если выполнить ремонт своими руками. С информацией о том, чем заклеить динамик сабвуфера, представленной в статье, вы сможете выполнить ремонт без обращения к мастеру.
Причины поломки автомобильного динамика
В большинстве случаев проблема возникает из-за неисправности, называемой термическим отказом. Термическое повреждение происходит, когда устройство потребляет больше энергии, чем может выдержать, и перегревается. Перегрев часто повреждает клей, склеивающий все компоненты акустической системы.
Также перегрев часто приводит к расплавлению или ожогу проводов, звуковой катушки. Повреждение катушки приведет к плохому звуку или даже к его отсутствию.
Механический отказ происходит, когда компонент динамика, называемый диффузором, смещается. Подвес диффузора смещается обычно из-за неправильной настройки акустики. Если он сдвинется с того места, где должен быть, части динамика могут столкнуться друг с другом или с корпусом. Столкновение может сломать, ослабить или порвать эти компоненты.
Элементы акустики высокого качества также со временем ломаются, даже при условии их правильного использования. Любые электронные устройства в процессе эксплуатации изнашиваются и ломаются. Прочтите инструкцию в статье, чтобы узнать, как заклеить мембрану динамика.
Какой клей выбрать?
Такую проблему не решить клеем Момент, который известен всем. Выбор клеящей смеси зависит от ее состава, области применения, а также от характера повреждения.
Если не знаете, чем заклеить динамик колонки в машине, обратите внимание на этот список:
- Diffusor SL – однокомпонентная универсальная клеящая смесь на основе полихлоропрена. Предназначена для устранения неисправностей динамических громкоговорителей и сабвуферов. Состав также нередко используют для сборки колонок. Затвердевая, смесь становится бесцветной, образуя незаметный и высокопрочный шов. Время схватывания составляет 2 часа, а полностью высыхает за сутки. Использовать отремонтированное устройство ранее, чем через 24 часа, запрещено.
- DKD – однокомпонентный состав с низкой адгезией. В основном его применяют для ремонта обмоточного провода при приклеивании звуковой катушки. Состав полностью высыхает за 2-3 часа в зависимости от условий окружающей среды. Время можно ускорить, используя строительный фен.
- Akfi 705 – двухкомпонентный состав с широкой сферой применения. Он универсален, используется для ускоренного ремонта, поскольку быстро застывает. Крепко склеивает поверхности из резины и пластика, оставляя аккуратный клеевой шов.
- Interbond – смесь на основе двух компонентов (цианакрилата и этиа-2) с высоким уровнем адгезии. Страна-производитель – Турция. Состав подходит для любых материалов, обеспечивая эффективное сцепление. Используется при вклеивании катушки, гибких выводов. Производитель не рекомендует использовать смесь при низких температурах.
Инвентарь
Для ремонта колонки вам понадобится:
- с учетом типа поломки – новый диффузор или звуковая катушка;
- тонкая кисть;
- наждачная бумага (нулевка);
- ватные палочки;
- строительный нож;
- клей;
- отвертка или трещотка;
- строительный фен;
- микрофибра;
- растворитель (например, спирт 96%).
Расположите инвентарь под рукой, чтобы во время работы не отвлекаться на поиск нужного инструмента.
Способ ремонта динамика с помощью клея
Перед разборкой колонки прочтите руководство к вашему автомобилю. Есть вероятность, что вы найдете инструкции по снятию частей колонки для вашей модели. Однако если у вас нет руководства или инструкции неясны, следуйте указаниям в статье.
Используйте отвертку или трещотку, чтобы открыть корпус. Затем отсоедините все провода, которые соединяют динамик с вашим автомобилем. Снять окантовку можно ножом или ножницами. Для этого осторожно воткните нож в пенопласт, а затем медленно вырежьте его.
Далее снимите ножом диффузор, чтобы добраться до звуковой катушки. Отсоедините все провода, соединяющие систему со звуковой катушкой, прежде чем снимать ее. Если оставшегося клея много, используйте растворитель, если нет – аккуратно соскребите его наждачной бумагой или ножом.
Перед тем как клеить динамик, важно очистить его от грязи и пыли. Для чистки всего достаточно микрофибры и спирта. Используйте ватные палочки, чтобы дотянуться до каждой части и тщательно очистить все элементы.
Выявление и устранение неполадок
Сначала проверьте диффузор. Если он порван или порезан, вы можете просто зафиксировать клеем разорванные части (посмотрите видео ниже). Но, если диффузор сильно поврежден, вам придется его заменить.
Еще одна важная часть, которую нужно проверить, – это звуковая катушка. Если она расплавилась, то нужно будет найти новую. Заменить звуковую катушку несложно. Достаточно поставить ее на место старой и подключить все провода.
Провести замену диффузора также достаточно просто. Вы должны кистью нанести клей на новый диффузор и аккуратно установить его вместо старого с учетом времени, необходимого на его полное высыхание. Если торопитесь, ускорьте засыхание строительным феном.
После установки звуковой катушки и диффузора на место разместите также динамик объемного звучания. Важно нанести немного клея на окантовку перед тем, как надеть ее, и подождать, пока он высохнет. Далее подключите все провода и снова прикрутите крепежные винты. Не включайте устройство до тех пор, пока клей полностью не засохнет в течение времени по инструкции.
Проверка
Лучший способ убедиться, что все работает правильно, – это проверить акустическую систему, включив ее. Музыку следует включить не громко, а затем постепенно увеличивать громкость, чтобы увидеть, не изменится ли что-нибудь в звучании.
Если ремонт был выполнен правильно, то устройство будет работать нормально. В противном случае обратитесь к своему автомеханику.
Источник