При обнаружении повреждения провода на этом месте ставят метку и сообщают бригадиру, который определяет способ ремонта и организует его. При обрыве до 30 % проволок на место их повреждения устанавливают ремонтную муфту, а если повреждено более 30 % проволок, то провод разрезают и соединяют с помощью овального соединителя (рис. 3, а) методом скручивания (можно применять термитную сварку). Расстояние между ремонтными муфтами, соединителем и ремонтной муфтой, а также двумя соединителями должно быть не менее 15 м. Количество соединителей и муфт на одном проводе в пролете должно быть не более трех, в том числе не более двух соединителей и одной ремонтной муфты. В пролетах пересечения ВЛ с инженерными сооружениями установку соединителей и муфт не допускают.
Количество поврежденных проволок на длине до 15 м
Нормальное количество проволок в проводе
Поврежденные проволоки подогнать под один размер, а на концах установить ремонтные муфты
Поврежденные проволоки подогнать под один размер, на дефектном участке вплести проволоки, на одну меньше числа отсутствующих, после чего в местах обрыва установить ремонтные муфты
Поврежденный участок вырезать, установить соединительный зажим
Овальный соединитель с введенными в него проводами:
о — овальный, монтируемый обжатием; 5 — овальный, монтируемый скручиванием; в — овальный, прессуемый для монометаллических проводов; г — то же для сталеалюминиевых проводов
Монтаж ремонтной муфты производят в такой последовательности (см. рис. 3): матрицу и пуансон подбирают в соответствии с маркой ремонтируемого провода; берут овальный соединитель, разрезают по продольной оси, и торцы его развальцовывают напильником; края разводят на расстояние, обеспечивающее свободную укладку в муфту ремонтируемого провода; проволоки укладывают по направлению повива, на расстоянии 200 мм по обе стороны от места повреждения накладывают бандажи; корпус муфты надевают на провод так, чтобы поврежденные жилы были на равном расстоянии от концов муфты; легким постукиванием молотка через прокладку разведенные концы подгибают, материал прокладки должен соответствовать материалу муфты; производят опрессование муфты. При установке овального соединителя его надвигают на один из концов соединяемых проводов. Второй конец провода вводят в соединитель внахлестку (см. рис. 3, б). Концы соединяемых проводов должны выходить из соединителя на 20—40 мм, на них надевают бандажи. Монтаж проводов овальными соединителями производят с помощью приспособлений.
Скрутку проводов производят так: ослабляют гайку откидного болта 1 (рис. 4); снимают верхнюю откидную плашку 2; соединитель с введенными в него проводами устанавливают в прорезь головки корпуса и, развернув на 90°, кладут плоской стороной один конец на ползушку, а другой конец — на нижнюю плашку 3 так, чтобы концы соединителя выступали на плашки не более чем на 5 мм; устанавливают верхнюю плашку на соединитель, крепят ее гайками до упора; вставляют рычаг 4 в отверстие головки и закручивают соединительца 4—4,5 оборотов в любую сторону. При скручивании соединителей СОАС- 150-2А и СОАС-185-2А допускают применение дополнительного рычага.
Рис. 4. Заушные узлы приспособления МИ-189А:
а — ползушка; б — поворотная часть
Скрученный соединитель (рис. 3, б) освобождают от плашек или матриц и вынимают из приспособления через прорезь корпуса. Натяжку проводов, соединенных между собой и поднятых на опоры, производят с усилием, достаточным для удержания их на нужном расстоянии от земли. При помощи расчетных таблиц определяют стрелу провеса, откладывают полученную величину на двух рейках. Рейки с отметками подвешивают на двух соседних опорах на высоте мест крепления провода. Монтер располагается на одной опоре так, чтобы уровень его глаз находился у нижней отметки рейки, подвешенной на этой же опоре. Во время натяжки провода монтер «визирует» (смотрит через бинокль на отметку рейки, подвешенной на соседней опоре) и дает команду прекратить натяжку провода, когда нижняя точка поднимаемого провода будет расположена на прямой, соединяющей отметки на рейках.
§ 33. Электромонтер по ремонту воздушных линий электропередачи 4-го разряда
Характеристика работ. Ремонт, монтаж, демонтаж и техническое обслуживание линий электропередачи напряжением 35 — 110 кВ, средств изоляции и грозозащиты с применением средств механизации. Техническое обслуживание ЛЭП всех напряжений, ответвлений к помещениям, перемычек, заземляющих спусков, контуров заземлений. Оформление результатов обследования и составление технической документации. Подготовка рабочих мест и допуск бригады к работе на ЛЭП напряжением 35 — 110 кВ. Верховые проверки высоковольтных линий электропередачи с выемкой проводов и тросов из зажимов с детальной проверкой подвесной и оттяжной арматуры. Проверка ржавления металлических опор и металлических траверс железобетонных опор. Проверка состояния механизмов и защитных средств при выполнении работ на высоте и под напряжением. Очистка и окраска металлических опор под напряжением в сложных условиях вручную и при помощи механизмов. Руководство простейшими работами на высоковольтных линиях напряжением до 35 кВ. Такелажные работы с грузами при помощи грузоподъемных механизмов и специальных приспособлений.
Должен знать: основные характеристики воздушных линий электропередачи и их классификацию; категории электроприемников в части обеспечения их надежности электроснабжения; требования, предъявляемые к фундаментам опор; технические условия на производство и приемку строительных и монтажных работ при сооружении фундаментов; технические требования к деревянным опорам, допуски при сборке деревянных опор; инструменты, применяемые при замерах опор; марки стали, применяющиеся при изготовлении металлических опор; конструкцию проводов и тросов, их маркировку и область применения; конструкцию изоляторов, их технические данные, способы отбраковки; конструкции сцепной арматуры; конструкцию поддерживающих и натяжных зажимов; устройство защитной арматуры; дефекты, возникающие в арматуре, разрядниках, молниеотводах на линиях электропередачи и способы их устранения; технологию антисептирования древесины опор; приемы работ по безопасности при проведении верхолазных работ и работ под напряжением; сложные монтажные приспособления, такелажные средства, грузоподъемные машины и механизмы, применяемые при ремонте высоковольтных линий электропередачи.
1. Гирлянды изоляторов подвесные на линии напряжением 110 кВ на промежуточной опоре — замена под напряжением.
8. Провода и тросы — замер стрелы провеса и визировка, сращивание способом обжатия и опрессования, раскатка на трассе и подъем на опоры.
9. Разрядники на линии напряжением 35 кВ — установка и снятие под напряжением.
10. Шунты на дефектные соединители — установка.
11. Соединители на ВЛ-110 кВ — установка и замена.
Источник
Капитальный ремонт ЛЭП
ООО » Электроремонтная компания » осуществляет капитальный ремонт линий электропередач:
По регламенту осмотр воздушных линии электропередач проводят ежегодно в случае дефектов проводят ремонтные работы ЛЭП. Капитальный ремонт линий электропередач проводят раз в 10 лет, при капитальном ремонте заменяют опоры ЛЭП, или часть металлической решетчатой опоры. Производят перетяжку проводов ВЛ.
Ремонт деревянных опор ЛЭП
При ремонте деревянных опор ЛЭП используют лебедку для восстановления опор в вертикальное положение, так как со временем опоры отклоняются. После восстановления опоры, фундамент опоры укрепляют. Также подтягивают бандаж (усиление части опоры ЛЭП) в случае его присутствия. В случае отсутствия фундамента укрепляется грунт. Если часть опоры начало гнить, гнилье снимают, покрывают антисептической пастой, поверх накладывают рубероид или синтетическую пленку; после этого накладывают антисептические бандажи.
На сегодняшний день применяют технологию замены приставки железобетонными конструкциями (пасынок). Если состояние опоры хорошее, то при замене пасынка напряжение не снимается.
Ремонт железобетонных опор ЛЭП
При ремонте железобетонных опор ЛЭП используют телескопическую вышку для выпрямления в вертикальное положение. Дефекты бывают следующих видов:
В зависимости от толщины трещины, железобетонные опоры ремонтируют:
Если трещина менее 0,6 мм, то поврежденные места окрашивают или покрывают специальными растворами, устанавливают бандажи или вовсе меняют опору. Перед нанесением покрытия, поврежденные места тщательно обрабатывают растворителем, после этого наносят покрытие, затем наносят грунтовку химически стойким лаком и наносят лак с цементом в соотношении один к одному. После того как все высохнет, покрывают эмалью. Чтобы приготовить специальный раствор, смешивают с песком цемент по соотношению два к одному и добавляют 5% эмали полимерной.
Если трещина более 0,6 мм и до повреждений площадью 25 см 2 , то накладывают бандажи. Дефектное место зачищают, устанавливают каркасы из стали диаметром до 16 мм, устанавливают опалубку и заливают бетоном. Бандаж должен перекрывать края бетона на 20 см дефектную зону.
Железобетонную опору ЛЭП заменяют в случае повреждения бетона, отверстий, раковин площадью больше 25 см 2 и продольных трещин больше 3 метров.
Ремонт металлических опор ЛЭП
Ремонт металлических опор заключается в очистке опор от ржавчины и покраске. Также при сильных повреждениях опоры усиливают, заменяют отдельные конструкции или меняют ее. Также опоры на оттяжках регулируют, выправляют.
Зачистка от ржавчины и краски является самым трудоемким процессом. Для чистки используют шлифовальные машины или металлические щетки. Для хорошей чистки применяют кислоты, после чистки покрывают краской. Краску наносят краскораспылителем или малярной кистью. Все зачистные работы и работы покраски обычно проводят без отключения линии электропередач. Вблизи подвески проводов на гирляндах красят кистями. При проведении ремонтных работ с частичной заменой конструкции металлические опоры на оттяжках ослабляют. Болты поврежденные коррозией, погнутые срезают и устанавливают новые оцинкованные. При замене конструкций опоры, заранее заготавливают металлоконструкции того же профиля и марки стали, чаще всего оцинковывают. Поврежденную часть конструкции вырезают горелкой или бензорезом. Затем приготовленную металлоконструкцию соединяют и наносят определенные сварные швы.
Замена и чистка изоляторов
Изоляторы можно зачистить двумя способами:
под напряжением (чистка струей воды);
без напряжения (зачистка вручную);
Замену поврежденного изолятора производят:
без опускания провода (масса провода небольшая, применяют телескопические вышки);
с опусканием провода.
После демонтажа вязок с помощью спец. ключа изоляторы снимают со штыря и производят замену колпачка из полиэтилена, предварительно нагревают в воде при 85-90 градусов. Затем насаживают на крюк с помощью деревянного молотка, устанавливают изолятор и закрепляют провода.
Ремонт проводов ЛЭП
Регулировка стрел провеса проводов осуществляется за счет вырезки и вставки части провода. Заранее отмеряют провод для вставки, после этого убирают напряжение, после снимают провод с одной из опор, делают вставку и снова натягивают. В случае, если длина провода нужная для вырезки до 60 см, то провес убирают за счет изменения крепления провода на опоре.
Если провода повреждены незначительно 3-5 жил из 19, проволоки скручивают и накладывают бандаж или муфту ремонтируют, при этом провода не вырезают. Муфта — овальный соединитель разрезанный вдоль. Края разреза при монтаже убирают в стороны, затем муфту накладывают на место повреждения провода (длина зависит от повреждения) и опрессовывают прессом.
Если в проводе много поврежденных жил, то производится замена поврежденных частей. Если в проводе много поврежденных жил, то производится замена поврежденных частей в том же направлении скрутки провода. В зависимости от поврежденного участка выбирается длина вставки. При ремонте проводов высоковольтных линий используют сварку термическими патронами.
Чистка просек трассы ЛЭП
Чистка линий электропередач проводится, чтобы исключить повреждение линий деревьями: падения, возгорание. Данные работы планируются заранее. Читка просек бывает: механическая, ручная (0,38-10 кВ), химическая.