Конспекты для слесарей по ремонту автомобилей

Слесарь по ремонту автомобилей (автомеханик): автомобильный «доктор»

Среди множества технических специальностей чаще всего, пожалуй, простому смертному приходится контактировать с двумя людьми: водопроводчиком и автомехаником. Первый является к вам в дом, когда вы затопили соседей из-за лопнувшей трубы. Ко второму вы едете сами, когда в машине начинает что-то стучать или скрипеть.

Как бы там ни было, любая движущаяся техника рано или поздно выходит из строя, требует обслуживания и замены расходных материалов. А, значит, профессия автомеханика будет нужна всегда.

Работа автомеханика и его основные обязанности

В официальных документах эта профессия называется «Слесарь по ремонту автомобилей», что вполне закономерно.

Работа слесаря по ремонту автомобилей напрямую связана с обработкой металла, деталей и различных механизмов. Хороший автомеханик может изготовить некоторые детали с нуля, либо качественно заменить отдельные сложные компоненты.

Хотя узлов и агрегатов в современном автомобиле настолько много, и они зачастую крайне сложны, так что автомеханик редко способен обслужить все в одиночку. Отсюда возникает с десяток смежных профессий. Вот лишь некоторые из них:

Специалист по диагностике. Он проводит первый осмотр автомобиля, прозванивает цепи электропитания, проверяет основные параметры (давление, уровень масла и т.д.), снимает показания с датчиков (компьютерная диагностика) и делает заключение о возможных поломках.

Автоэлектрик. Данная специальность имеет совершенно иную квалификацию (слесарь-электрик по ремонту электрооборудования). Специалист полностью обслуживает всю электротехническую систему оборудования (датчики, система зажигания, аккумуляторы и т.д.).

Специалист по ремонту двигателей (моторист). Занимается восстановлением и регулировкой работы двигателей, коробок передач и всех агрегатов, связанных с подачей топлива.

Слесарь по ходовой. Занимается ремонтом подвески, тормозной системы и прочих узлов ходовой части машины.

Вулканизаторщик и монтировщик шин. Чинят колеса (диски, покрышки, камеры), занимаются балансировкой.

В действительности специализаций следи автомехаников ещё больше. Кто-то хорошо чинит отечественные машины, кто-то иностранные. Третьи специализируются на автомобилях определенной марки, четвертые – хорошо делают тюнинг и умеют чуть ли не с нуля строить гоночные аппараты. Пятые и вовсе чинят только тяжелую технику, грузовики или автобусы. Все зависит от места работы и интересов работника.

Однако во всех случаях для работы слесарем по ремонту автомобилей требуются обширные навыки и познания в движущейся технике.

Чем шире будут знания специалиста – тем выше будет его востребованность на рынке труда.

Дополнительная сложность в том, что хорошему автомеханику требуется физическая сила и выносливость для работы, поэтому профессия эта преимущественно мужская. Хотя, конечно, встречаются и девушки-автомеханики, особенно если речь идет о каких-то тонких работах, не требующих особой физподготовки.

Так или иначе в круг обязанностей слесаря по ремонту автомобилей входит:

замена масла, расходников и прочего оборудования;

регулировка клапанов и прочих механизмов двигателя;

изготовление вручную некоторых элементов и деталей (к примеру, хомутиков и креплений, кронштейнов, выточка болтов и т.д.);

проверка правильности сборки узлов и агрегатов;

диагностика всех систем (тормоза, электрика, двигатель, трансмиссия и т.д.).

Условия труда автомехаников

Работа автомеханика предполагает постоянный контакт с металлическими деталями, смазочными жидкостями, острыми и движущимися частями. Образ чумазого от масла мастера на СТО в общих чертах соответствует действительности, хотя все зависит от того, за какие агрегаты он отвечает.

Однако, чем бы ни занимался слесарь по ремонту автомобилей, ему всегда нужно соблюдать технику безопасности. Нужно пользоваться средствами защиты: перчатками, очками, надевать спецодежду и обувь.

Режим работы слесаря по ремонту автомобилей слишком индивидуален. Все зависит от конкретного предприятия. Если речь о государственных авторемонтных заводах – там обычно стандартная пятидневка, либо 12-часовые смены. В частном секторе и сервисных центрах компаний тоже преимущественно посменная работа (включая дневные и ночные смены), а зарплата напрямую зависит от количества выполненных заказов.

В отдельных случаях автомеханик может работать на себя или брать подработки.

По работе слесарь по ремонту автомобилей также часто контактирует с заказчиками. Это неотъемлемая часть профессии. Так что профессия автомеханика, как ни странно, требует не только ремонтных навыков, но и умения находить общий язык с людьми.

В целом, конечно, работу слесаря по ремонту автомобилей не назовешь простой. Здесь и тяжелые физические нагрузки, и выматывающие смены, и работа с документацией, и, порой, неадекватные клиенты.

Обучение автомехаников: среднее специальное образование и курсы переподготовки

Профессию автомеханика достаточно сложно освоить. Она требует и мастерства, и опыта, и обширных теоретических познаний.

Читайте также:  Ремонт кожаных кресел авто

Получить первоначальную подготовку можно как в среднем специальном учебном заведении, так и в вузах технической направленности. Как правило, это институты, связанные с автомобильной и автодорожной отраслями.

Впрочем, на рынке труда работодатель все равно будет отдавать предпочтение соискателям с реальными навыками, а не с дипломом, так что наличие высшего образования вряд ли можно назвать серьезным преимуществом.

Альтернативный вариант – курсы профессиональной переподготовки для автомехаников, которые зачастую организовывают крупные авторемонтные комбинаты, либо частные учебные центры. Предпочитают готовить специалистов с нуля, либо переучивать и специализированные сервисные центры.

Разряды слесарей по ремонту автомобилей

В ЕТКС перечислено семь разрядов слесарей по ремонту автомобилей с 1-го по 7-й. На начальном этапе автомеханику даже не требуется специальное образование. Он занимается самыми элементарными операциями (замена масла, разборка маслофильтров, воздушных фильтров, замена расходников) причем под руководством более опытного мастера.

На высшей ступени квалификации (7 разряд) слесарь по ремонту автомобилей в своей работе умеет практически всё от диагностики до регулировки и ремонта сложных узлов и агрегатов.

Вакансии слесарей по ремонту автомобилей, зарплата

Автомеханики – это профессия, которая будет востребована всегда. Вакансий автомехаников всегда в избытке на сайтах объявлений. При этом, конечно, заработная плата сильно зависит от того, что умеет работник.

Опытным и квалифицированным автомеханикам за работу предлагают до 100 тысяч рублей. Начинающим вряд ли предложат больше 30 тысяч рублей.

Плюсы и минусы профессии автомеханика

У любой рабочей специальности есть как плюсы, так и минусы. Работа слесаря по ремонту автомобилей не исключение. В плюсы здесь можно записать:

технически интересную работу;

достойную заработную плату при условии высокой квалификации;

возможность карьерного роста (руководство бригадой).

физически тяжелая работа;

риск несчастных случаев и травм;

зарплата и трудоустройство сильно зависят от опыта и навыков;

Источник

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»

МБУДО «Лянторский ЦДО»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ

по направлению: «Слесарь по ремонту автомобилей»

Составил: Кот А.И., педагог дополнительного образования

Цель: обобщить и систематизировать знания и умения по проектированию уроков теоретического обучения с использованием современных педагогических технологий, методов интерактивного обучения.

Задачи: Изучить литературу по проблеме «пед. технологии». Изучить литературу по предмету и требованиям к современному уроку. Разработать систему уроков теоретического обучения по теме «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля».

Значение активных методов обучения определяется тем, что они обеспечивают переход от организации всего учебного процесса преподавателем к самоорганизации этого процесса обучающимися. Самоорганизация обучающихся строится на основе изменения ценностного отношения обучаемых к процессу знаний, которые они приобретают благодаря самостоятельному открытию, поиску. Активные методы обучения стимулируют мотивационно-творческую активность и направленность обучающихся в процессе получения знаний. Стремление к творческим достижениям выражается в намерении обучающегося наилучшим образом выполнить учебно-творческое задание.

Интерактивное обучение реализует главную человеческую потребность – потребность в общении. Главное достоинство такого обучения состоит в том, что опыт, полученный при решении учебных задач, личность может перенести на внешний мир. При интерактивном обучении происходит осознание обучающимися ценности других людей, формируется потребность оказывать поддержку другим людям (своим товарищам по учебной группе) в ходе совместной деятельности.

Поэтому для развития навыков самостоятельной работы, творческого использования полученных знаний, приобретения обучающимися опыта в познавательной деятельности и развития индивидуальных способностей каждого обучающегося можно использовать групповой способ обучения. Члены группы собираются вместе. Цель данного этапа заключается в выработке общих положений. При этом большое внимание уделяется не только содержанию, но и форме решения задачи.

План-конспект урока теоретического обучения

Тема раздела программы «Техническое обслуживание и ремонт двигателя» (10часов)

Тема урока: ТО и текущий ремонт ГРМ (2 часа.)

Цель урока: формирование знаний и умений обучающихся в выполнении последовательности работ при ремонте.

· Изучить требования, предъявляемые к ТО и ремонту двигателей и обязанности слесаря соблюдения правил по ТБ.

· Закрепить знания обучающихся в использовании понятий и терминов.

· Отработать умения обучающихся на практике.

Воспитывающая: воспитание культуры поведения, уважение к окружающим.

Развивающая : развивать познавательную активность обучающихся, товарищескую взаимопомощь и сотрудничество.

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: беседа, дискуссия.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуально-групповая.

Методы обучения: беседа, рассказ, демонстрация, проблемный, частично – поисковый метод машинного контроля, контроль с применением карточек заданий.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение урока:

1. Учебник «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», Власов, В. М.

3. Карточки – задания.

Межпредметные и внутрипредметные связи: «Устройство автомобиля», разделы программы «Основы безопасности жизнедеятельности»: Нормативно – техническая документация.

Читайте также:  Ремонт автомобиля шкода замена

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Изучение нового материала

Закрепление и применение знаний

Выдача домашнего задания

Подведение итогов, рефлексия.

Информационная карта урока

1. Подготовительный этап.

1.1. Организационный момент.

2. Проверяет явку обучающихся.

3. Проверяет готовность к уроку

2. Готовятся к уроку.

1.2. Целевая установка.

1. Сообщает тему урока.

2. Совместно с обучающимися формулирует цель урока

1. Воспринимают и записывают тему урока.

2. Участвуют в формулировке цели.

1.3. Проверка домашнего задания.

2. Актуализация опорных знаний.

Организует деятельность обучающихся

Беседа с обучающими о начальных знаниях устройства ГРМ.

Рассказывают о текущем ремонте КШМ.

3. Основной этап.

3.1. Изучение нового материала.

1.Излагает новый материал по теме.

2.Организует и управляет деятельностью обучающихся

1. Воспринимают материал.

2. Изучают материал самостоятельно.

3. Конспектируют материал.

3.2. Закрепление и применение знаний.

1.Выдает задание и объясняет алгоритм работы.

2.Организует и управляет деятельностью обучающихся

1. Слушают и задают вопросы.

2.Выполняют практические задания

3.3. Выдача домашнего задания.

Комментирует домашнее задание.

Обсуждают домашнее задание.

4. Заключительный этап. Подведение итогов,

2. Оценивает работу обучающихся.

3. Даёт общую оценку занятию

1. Слушают, проводят само- и взаимоконтроль.

2. Слушают, беседуют с преподавателем.

Организует рефлексию (Приложение ).

1. Подготовительный этап.

1.1. Организационный момент. – 2мин.

1.2. Целевая установка. – 2 мин.

1.3. Проверка домашнего задания. – 5мин.

2. Актуализация опорных знаний. – 5 мин.

Беседа с учащимися о начальных знаниях роли ГРМ в двигателе внутреннего сгорания.

Двигатель – наиболее сложный и важный агрегат, от состояния которого зависят многие технические и экономические показатели работы автомобиля. Если рассмотреть динамику распределения отказов по двигателю, которые возникают в процессе эксплуатации, то на долю ГРМ приходится около 7% от общего числа отказов. Сам же механизм газораспределения служит для своевременного впуска в цилиндры двигателя горючей смеси и выпуска из них отработавших газов. Техническое состояние ГРМ можно определить по шумам и стукам, по расходу сжатого воздуха, подаваемого в цилиндры, и компрессии, по измерениям изменений разряжения во впускном трубопроводе, а также упругости клапанных пружин.

Общее устройство ГРМ.

Знакомство с терминами.

Двигатель – источник механической энергии, необходимый для движения автомобиля.

Фазы газораспределения – это моменты открытия и закрытия клапанов, выраженные в градусах угла поворота коленчатого вала относительно мертвых точек.

Верхняя мертвая точка (ВМТ) – крайнее верхнее положение поршня.

Нижняя мертвая точка (НМТ) – крайнее нижнее положение поршня.

Распределительный вал – это вал, предназначенный для своевременного открытия и закрытия клапанов в определенной последовательности.

3. Основной этап.

3.1. Изучение нового материала. – 15 мин.

Поскольку тема нашего урока «ТО и текущий ремонт ГРМ», вам необходимо знать последовательность выполнения операций технического обслуживания ГРМ, перечень работ по диагностированию и ТО ГРМ. Уметь выявить неисправности и произвести необходимый ремонт. Прежде чем начать изучать новую тему необходимо вспомнить из чего состоит механизм привода клапанов.

[слайд 3] [слайд 4] [слайд 5]

Техническое обслуживание газораспределительного механизма заключается в следующем: ежедневно при контрольном осмотре автомобиля после прогрева двигателя необходимо на слух убедиться в отсутствии стуков при различной частоте вращения коленчатого вала. После первых 2000 км пробега, а в дальнейшем через 30000 км на двигателях ВАЗ надо подтягивать гайки крепления крышки подшипников распредвала в установленной последовательности моментом 18,4 — 22, 6 Н·м.

После каждых 15000 км пробега необходимо проверять состояние и степень натяжения ремня привода распределительного вала и натягивать его. При наличии складок, трещин, расслоения, замасливания и разлохмачивания приводного ремня возникает опасность разрыва при работе двигателя, поэтому в этом случае он должен быть заменен ранее установленного срока (60000 км пробега). Но стоит помнить, что ремень и шкив привода распределительного вала должны иметь одинаковый профиль.

В случае замасливания ремень тщательно протирают ветошью, смоченной бензином.

Если привод распределительного вала осуществляется цепью, то для предупреждения преждевременного изнашивания и снижения шума цепного привода необходимо первые две его подтяжки производить через 5000 км пробега, а последующие – через каждые 10000 км пробега.

После каждых 30000 км пробега рекомендуется проверять и регулировать тепловые зазоры клапанов. После каждых 60000 км пробега производить замену зубчатого ремня привода распредвала и маслоотражательных колпачков.

Основными дефектами распределительного вала являются изгиб, износ опорных шеек и шейки под распределительную шестерню, износ кулачков. Для устранения этих дефектов необходимо выполнить разборку привода распределительного вала. [слайд 8]

Дефектами клапанов являются износ и обгорание рабочей фаски, деформации тарелки, износ и изгиб стержня. Клапаны с небольшим износом рабочей фаски восстанавливают притиркой к седлу. При значительных износах или наличии глубоких раковин и рисок осуществляют шлифование и притирку. После шлифования фаски высота цилиндрической части головки клапана должна быть не менее установленной техническими условиями.

Читайте также:  Ремонт ручек дверей авто

Все клапаны притирают одновременно на специальном станке. Герметичность контролируют прибором или путем заполнения камеры сгорания керосином.

Изгиб стержня и биение рабочей фаски головки относительно стержня проверяют на специальном приспособлении. При большом биении стержень правят. Изношенный стержень клапана восстанавливают хромированием или отсталиванием с последующим шлифованием до ремонтного размера.

У толкателей клапанов изнашиваются сферическая и цилиндрическая поверхности. В коромыслах клапанов изнашиваются втулки, которые заменяют на новые и растачивают отверстие в них до номинального или ремонтного размера. В новой втулке сверлят масляные отверстия. Изношенную сферическую поверхность носка коромысла обрабатывают шлифованием. Но для ремонта клапанов и их гнёзд необходимо произвести разборку головки цилиндров.

Головки цилиндров также имеют дефекты: трещины, износ клапанных гнёзд, коррозионный износ головок из аллюминиевых сплавов, износ резьбы, неплоскостность поверхности, сопрягаемой с блоком цилиндров. Поэтому в ремонтном производстве имеются основные размеры для ремонта головок цилиндров.

Для сняти и установки клапанов используют специальный съемник для стяжки пружин.

Также можно использовать приспособление 67.7823.9505.

Износ клапанных гнезд практически в той или иной мере встречается у всех ремонтируемых головок двигателей. Ударные нагрузки, попадание углистых и абразивных частиц, высокая температура – всё это вызывает износ гнезд и самих клапанов. В зависимости от износа гнезда клапанов восстанавливают фрезерованием или шлифованием фасок и установкой новых колец.

[слайд 13] [слайд 14]

Кольца запрессовывают в расточенные гнёзда при помощи оправки с предварительным нагревом головки в масле до 150-180˚С.

Далее приступают к шлифованию клапанов. Сначала шлифуют торец стежня, а затем стержень, после чего обрабатывают фаску тарелки.

Изношенные направляющие втулки клапанов выпрессовывают и на их место запрессовывают новые. Втулки запрессовывают с натягом 0,02 – 0,03 мм. После запрессовки внутренний диаметр обрабатывают разверткой, обеспечивая необходимый зазор в соединении.

Биение промежуточных опорных шеек проверяют при установке вала в призмы на крайние опорные шейки.

Допустимое биение определено техническими условиями. Если биение превышает допустимое значение, то вал правят под прессом. Изношенные шейки шлифуют на меньший диаметр до одного из ремонтных размеров. После шлифования шейки полируют абразивной лентой или пастой ГОИ. При этом осуществляют замену изношенных опорных втулок на новые. Внутренние диаметры новых запрессованных втулок обрабатывают разверткой или расточкой резцом под размер перешлифованных шеек распредвала. Опорные шейки вала, вышедшие из ремонтных размеров, можно восстанавливать хромированием или отсталиванием под номинальный или ремонтный размер.

Небольшой износ кулачков устраняют шлифованием на копировально-шлифовальном станке. При значительном износе восстанавливают наплавкой сормайтом № 1 с последующим шлифованием на электрошлифовальной установке и окончательной обработкой на копировально-шлифовальном станке.

После ремонта головку блока промывают, протирают клапаны и гнёзда, смазывают стержни моторным маслом и вставляют клапаны во втулки. На стержень клапанов надевают предварительное кольцо, на втулки – проверенные клапанные пружины, а на них тарелки.

Собранную головку блока цилиндров устанавливают на двигатель и регулируют клапанный механизм. При регулировке теплового зазора необходимо совместить метки на распределительного вала и на установочном усике задней крышке ремня, а также совместить метки на крышке масляного насоса и на шкиве коленчатого вала.

[слайд 20] [слайд 21]

При регулировке тепловых зазоров используются специальные щупы и приспособления.

Сборка газораспределительного механизма ведётся в обратной последовательности разборки. [слайд 23]

3.2. Закрепление пройденного материала.-7 мин.

Работа по карточкам, видеоматериалам.

Проверка знаний с использованием ПК .

3.3. Выдача домашнего задания.-4 мин.

4. Заключительный этап. Подведение итогов, рефлексия.-5 мин.

1. Власов, В. М. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей»./ В. М. Власов, С. В. Жанказиев, С. М. Круглов,–М.: Издательский центр «Академия», 2003.–480 с.

2. Карагодин, В. И. Учебник для студ. учреждений сред. проф. образования «Ремонт автомобилей и двигателей»./ В. И. Карагодин, Н. Н. Митрохин,–3-е изд., стер.–М.: Издательский центр «Академия», 2005.–496 с.

3. Обучающие системы «Специалист по ремонту и обслуживанию двигателей внутреннего сгорания»./ Министерство труда и социального развития РФ, 2002 г.

4. Шестопалов, С. К. Учебник для нач. проф. образования «Устройство, техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей»./ С. К. Шестопалов,–5-е изд., стер.–М.: Издательский центр «Академия», 2006.–544 с.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Познакомился с ……………………………….

Во время урока Я Нашел новое для себя ………………………..

Не знал…………………………………………..

Прежде Я Не понимал………………………………………

Сейчас Я Могу………………………………………………..

Умею……………………………………………….

Рефлексия (дорисовать лицо)

Понравилось Не понравилось Не очень понравилось

Источник

Оцените статью