В процессе капитального ремонта дизели должны пройти холодную и горячую обкатку, приемосдаточные испытания, технический осмотр, органолептический контроль. Дизели, поступающие на обкатку и испытание, должны быть собраны и отрегулированы в соответствии с требованиями ГОСТ 18523—79 «Дизели тракторные и комбайновые. Сдача в капитальный ремонт и выпуск из капитального ремонта. Технические условия» и разработанной на его оенове технологией. Дизели, поступающие на обкатку и испытание, должны быть снабжены документами с указанием номера дизеля, номера топливного насоса и отметкой о выполнении операций контроля при сборке.
Дизели поступают на обкатку и испытание без вентилятора, гидронасоса, жидкостного и масляного радиаторов. Допускается обкатка без генератора с применением натяжного ролика. Коленчатый вал должен проворачиваться от руки свободно, без заеданий, при приложении момента 60… 80 Нм,
Перед проведением испытаний нужно проверить и отрегулировать зазоры клапанов, затем проверить и отрегулировать на стенде натяжение ремня привода жидкостного насоса. Нормальный прогиб ветви ремня от усилия (40 ± 1) Н на участке между шкивами составляет 12… 17 мм. Необходимо проверить состояние наружных креплений — гайки и болты должны быть затянуты до отказа.
Обкатку дизелей рекомендуется проводить с применением централизованной смазочной системы. При отсутствии на ремонтном предприятии или в мастерской централизованной смазочной системы в картер дизеля должно быть залито 11,8 л дизельного масла, прогретого до температуры 60… 75 °С. В корпус регулятора топливного насоса должно быть залито то же масло, что и в картер дизеля, до уровня контрольных пробок.
Жидкостные и газоотводящие трубопроводы, а также топливопроводы системы питания должны быть герметично присоединены к соответствующим патрубкам дизеля. К дизелю должна быть присоединена тяга управления и установлены датчики приборов контроля давления масла, температуры охлаждающей жидкости и масла. Система питания дизеля должна быть заполнена дизельным топливом.
Холодная обкатка дизелей
В течение 30 мин необходимо провести холодную обкатку дизеля на следующих режимах:
600…650 мин-1 — 10 мин
750 …800 мин-1 — 10 мин
900…950 мин-1 — 10 мин
Обкатка дизелей при снятых форсунках не допускается. Во время обкатки дизелей (при наличии централизованной смазочной системы) необходимо поддерживать давление масла в масляной магистрали не ниже 0,2 МПа при температуре охлаждающей жидкости на выходе из дизеля в пределах 60… 75 °С и регулярно проверять подачу смазки на регулировочные винты коромысел и штанг толкателей.
Подтекание и каплеобразование топлива, масла и охлаждающей жидкости в местах соединения трубопроводов и плоскостей стыков сопрягаемых деталей не допускаются. В процессе обкатки посторонние стуки и шумы в дизеле не допускаются.
Горячая обкатка дизелей без нагрузки
Перед горячей обкаткой нужно удалить воздух из топливной системы, проверить и при необходимости установить угол начала подачи топлива в пределах 10… 20°. Пуск дизелей должен проводиться электродвигателем обкаточно-тормозного стенда при частоте вращения коленчатого вала 500… 750 мин-1. Горячую обкатку дизелей без нагрузки следует проводить в течение 15 мин на следующих режимах:
1 200 мин-1 — 10 мин
1 400 мин-1 — 5 мин
Давление масла в магистрали должно быть в пределах 0,25… 0,35 МПа при температуре охлаждающей жидкости на выходе из дизеля в пределах 60… 90 °С. По окончании горячей обкатки без нагрузки нужно подтянуть болты крепления головки цилиндров моментом 190…210 Нм, проверить регулировку зазоров между бойками коромысел и торцами стержней клапанов на прогретом дизеле.
Горячая обкатка дизелей под нагрузкой
Пуск дизелей должен проводиться электродвигателем обкаточно-тормозного стенда. Горячую обкатку дизелей под нагрузкой следует проводить в течение 30 мин на режимах, приведенных в таблице:
Таблица. Режимы горячей обкатки дизеля
Частота вращения коленчатого вала п, мин 1
Нагрузка Р, Н, по показаниям весового механизма стенда
Источник
Важные особенности ремонта дизельного двигателя
Статья о нюансах ремонта дизельного двигателя: мифы о дизеле, особенности, диагностика ГБЦ и другие важные моменты. В конце статьи — видео о ремонте дизельного агрегата. Статья о нюансах ремонта дизельного двигателя: мифы о дизеле, особенности, диагностика ГБЦ и другие важные моменты. В конце статьи — видео о ремонте дизельного агрегата.
Что самое важное при ремонте дизельных моторов? Чистота сборки, точная балансировка хода поршня, четкость при затяжке крепежа и использование сертифицированных деталей. Это первое, что отмечают все практикующие автомеханики, специализирующиеся на ремонте именно дизельных агрегатов.
Мифы о дизельном двигателе
Дизельные моторы окружены большим количеством выдумок, которые развеиваются всеми владельцами «солярного чуда» — вот некоторые из них
Дизель имеет очень большой ресурс. Действительно, ресурс дизельного мотора на грузовике нельзя было сравнивать с бензиновым мотором. В то время, как бензиновый двигатель отправляли на второй капитальный ремонт или на переплавку, дизельный агрегат только заканчивал срок свой эксплуатации.
В легковых автомобилях ресурс дизельного двигателя и бензинового практически одинаков — здесь о преимуществе говорить не приходится.
Большая экономичность. Если брать расход топлива, то дизельные моторы действительно потребляют меньше солярки на 100 км, стоимость дизтоплива на 20-50% дешевле, чем бензина. Расходы на ремонт и обслуживание дизельного мотора превышают в несколько раз расходы на обслуживание бензинового агрегата.
Экономия на топливе нивелируется эксплуатационными затратами. И в этом случае преимущество дизелей перед бензином минимально.
Особенности ремонта дизельного мотора
С первой минуты появления дизельного двигателя, пришедшего как альтернатива бензиновому для легковых автомобилей, не прекращаются споры о том, какой силовой блок лучше. Мнение водителей-профессионалов с большим стажем работы, которые утверждают, что моторы, как дизель, так и бензин не должны сравниваться по техническим характеристикам, в расчет не берутся.
Ремонт дизельных моторов отличается от бензиновых тем, что всегда используется специальное оборудование и тестовые стенды от производителя. Если бензиновый мотор можно перебрать в гараже, то дизельный агрегат в домашних условиях можно только диагностировать.
Во время диагностики главное внимание уделяется измерению давления в цилиндре на такте сжатия и давлению моторного масла.
Разборка мотора происходит на стенде. После демонтажа с автомобиля сливаются все рабочие жидкости. Если силовой блок вынимается вместе с коробкой передач, отсоединяются: проводка, воздухоотводы, ГУР, топливные патрубки, воздушный и масляной фильтр, трос газа, гидротрансформатор.
Все демонтированные узлы с мотора моются или вручную или в пескоструйной машине и проверяются на степень износа.
Для дизельных двигателей главной особенностью остается ремонт головки блока цилиндра и правильный подбор прокладки ГБЦ.
Диагностика и ремонт головки
После разборки двигателя перед чисткой детали мастер осматривает ГБЦ на предмет трещин. Чаще всего, трещины в детали появляются в промежутке между клапанами. Далее ремонт двигателя происходит по этапам:
Осмотр кромки клапана. В зависимости от марки авто, производитель устанавливает индивидуальные размеры для кромки клапана. Минимально допустимая — 0,5 мм. Если кромка отсутствует, клапан проваливается, происходит быстрое и неравномерное истирание фаски клапана.
При работе двигателя на холостом ходу будет заметно недостаточное уплотнение детали. Для устранения недостатка или перешлифовывается фаска, или меняется клапан.
Трещины в головках дизельных агрегатов чаще всего диагностируются у моторов серии Toyota 2L-T. При этом если седло клапана выпадает из головки, мастера рекомендуют не использовать старое седло, менять головку полностью.
Шлифовка ГБЦ. После шлифовки деталь проверяется на кривизну на специальном стенде. В некоторых СТО проводят измерение на кривизну перед шлифовкой — это прописано в правилах по ремонту, рекомендованных производителем дизельных моторов. Допустимое искажение — 0,1 мм.
Промывка головки и продувка сжатым воздухом.
Контроль клапана. Допустимый износ стержня по диаметру — не более 0,1 мм. Если износ клапана больше, деталь подлежит замене, в противном случае клапан прогорит.
Проверка фаски, контактного кольца.
Проверка пружины. При переборке двигателя особое внимание уделяется пружине. Проверяется ее высота и степень отклонения от вертикальной линии. Если высота пружины меньше нормы, поршень будет доходить до клапана на высоких скоростях. Если кривизна пружины больше допустимой, клапан будет подклинивать на любых оборотах дизельного мотора.
Еще одной особенностью при ремонте дизельного двигателя называют замену прокладки ГБЦ. Если вовремя не заменить прокладку, водителю гарантированно понадобится ремонт всего силового блока. Прокладка используется как уплотнитель для:
охлаждающей системы мотора;
Замена прокладки необходима при любом ремонте двигателя и в случае, если наблюдаются:
Следы подтекания моторного масла или охлаждающей жидкости на месте соединения головки и блока.
Если на масляном щупе при проверке уровня масла заметны следы охлаждающей жидкости в масляном бачке.
Белый дым при выхлопе (минуты прогрева авто зимой в расчет не берутся).
В радиаторе заметны пятна масла или пузырьки газа.
Провести замену прокладки можно самостоятельно, если использовать сертифицированную деталь из ремкомплекта.
Ремонт дизельного двигателя, как и бензинового, требует аккуратности и тщательного соблюдения норм при затяжке креплений. В дизелях нельзя перекручивать болты или недостаточно их затягивать. Точность хода поршня, четкость затяжки крепежа — все это влияет на общее состояние мотора.
Сложность самостоятельного ремонта и диагностики очевидна, не у каждого водителя есть в наличии аппарат СОМАТ для ультразвуковой чистки деталей, стенд для разборки мотора (использовать подручные материалы не получится) и т. д. Поэтому для ремонта мотора следует искать профессионального автослесаря и надежное СТО.
Видео о ремонте дизельного мотора:
Источник
Диагностика дизельного двигателя автомобиля: тонкости и нюансы
Дизельный двигатель является достаточно надежным и проверенным временем типом ДВС. Однако, как и любой другой сложный механизм, дизели также имеют ряд определенных проблем. Как правило, большинство распространенных неполадок связаны не с самим мотором, а с его топливной системой.
Также хорошо известно, что дизельный агрегат является более выносливым и «ходит» дольше бензиновых аналогов до капитального ремонта. При этом на ресурс дизельного двигателя сильно влияет именно топливоподающая аппаратура, которая определяет качество его работы и общий срок службы.
Далее мы поговорим о том, для чего нужна и что показывает диагностика дизельного двигателя, как часто и в каких случаях ее проводить, а также почему регулярная диагностика топливной системы дизельных двигателей позволяет значительно продлить жизнь такому мотору.
Проверка дизельного двигателя и его систем: на что обратить внимание
Итак, на начальном этапе или в комплексе с проведением диагностических процедур следует обращать особое внимание на признаки, которые могут точнее указать на характер неисправности.
Другими словами, необходимо точно зафиксировать, как проявляется проблема. Например, если дизельный двигатель плохо заводится, тогда возможными причинами могут оказаться:
изношенные элементы внутри ТНВД;
неверно выставленный угол опережения впрыска;
изношены распылители на дизельных форсунках;
снижение давления впрыска дизтоплива;
завоздушивание топливной системы;
топливо подается в малом объеме из-за проблем с регулятором;
происходят сбои в работе подкачивающего топливного насоса;
неполадки свечей накаливания;
горючее парафинизируется в системе;
Если заметно снижение мощности дизеля, тогда также необходимо обратить внимание на следующие возможные причины:
износ плунжерных пар ТНВД и/или регулятора давления;
неправильная регулировка топливного насоса;
ненастроенный угол опережения впрыска;
неполадки или износ распылителей на форсунках;
низкое давления впрыска дизтоплива (неисправности системы питания или засорение фильтров);
проблемы с подкачивающим насосом;
воздух в топливных магистралях или других элементах;
Также добавим, что высокий расход топлива, жесткая работа дизеля или троение, черный, белый, сероватый выхлоп, рывки, провалы при разгоне, высокие обороты холостого хода или плавающие обороты, солярка в масле и другие симптомы и признаки также часто указывают на:
неправильный угол опережения впрыска;
износ плунжерных пар насоса высокого давления;
загрязнение или повреждение форсунок и распылителей;
грязный воздушный и/или топливный фильтр;
завоздушивание системы топливоподачи;
ранний или поздний впрыск дизтоплива;
нарушение смесеобразования;
пробой прокладки ГБЦ;
сбои в работе клапанного механизма и фаз ГРМ;
низкую компрессию по цилиндрам;
Еще в процессе диагностики нужно проверить состояние «обратки», так как сливной топливопровод от насоса к топливному баку может быть забит. Параллельно проверяется и давление картерных газов, система EGR.
Диагностика топливных систем дизельных двигателей
Как видно, хотя в дизельном моторе вполне могут выйти из строя клапана ГРМ, поршни или кольца, большинство неисправностей дизеля связаны именно с системой питания.
По этой причине проверка узлов и элементов топливной системы является первостепенной задачей.
Изношенными могут оказаться и нагнетательные клапаны, а еще распространенной ситуацией является нарушение правильной регулировки ТНВД. Как правило, к таким неполадкам приводят тяжелые условия эксплуатации, нарушение или игнорирование базовых рекомендаций по обслуживанию двигателя, а также использование дизтоплива низкого качества.
Среди основных методов диагностики специалисты выделяют три:
Визуальный осмотр и анализ шумов во время работы ДВС.
Замеры определенных параметров (давление топлива и т.п.).
Компьютерная диагностика дизельного двигателя.
В первом случае можно быстро выявить серьезные неисправности, которые приводят к явным сбоям в работе силовой установки. Если мастер опытный, тогда одного визуального осмотра будет достаточно для оценки состояния двигателя, ответственных узлов топливоподающей аппаратуры и т.д.
Сделать выводы о состоянии ДВС позволяет воздушный фильтр, звук работы дизеля и ТНВД на ХХ и под нагрузкой, цвет выхлопных газов, внешний вид свечей накала и осмотр других элементов.
Во втором случае предполагается, что мастер локализовал проблему, однако необходимо более точное определение неполадки при помощи замеров ряда параметров, которые укажут на отклонения в работе той или иной системы или самого мотора.
Такая диагностика топливной системы дизельных двигателей и других узлов обычно проводится на машинах, где электронная диагностика при помощи сканеров невозможна (старый дизель с механическим ТНВД). В этом случае потребуется снять форсунки для их проверки, замерить компрессию, давления наддува, давление картерных газов, проверить фильтры, фазы газораспределения, установку приводных ремней, провести диагностику калильных свечей и т.д.
Например, замер компрессии в цилиндрах часто проводится, если дизель троит. Троение может указывать как на проблемы в системе питания, так и на неисправности в силовом агрегате. В ситуации, когда компрессия низкая, топливо не горит и цилиндр попросту не работает. Это значит, ремонтировать нужно не элементы топливоподачи, а сам двигатель.
Третий способ позволяет выявить сбои и поломки как в электронной системе управления двигателя (ЭСУД), так и целый ряд «механических» проблем. Компьютерная диагностика позволяет проверить работу датчиков и управляющей электроники, а также на основании анализа показаний от датчиков определить другие неисправности.
Что касается диагностики топливной аппаратуры дизельных двигателей, на начальном этапе производится анализ работы «электрической» части форсунок, также компьютерное сканирование определяет показатели температуры, производится замер параметров во время работы вакуумных устройств и т.д.
Далее все собранные показания оцениваются, после чего компьютер выводит данные об ошибках, что позволяет приступить к устранению обнаруженных дефектов. Главным плюсом такой диагностики является простота, скорость работы, а также отсутствие необходимости разбирать двигатель и проводить дополнительные манипуляции.
Советы и рекомендации
Как уже было сказано выше, срок службы дизельного мотора сильно зависит от качества работы системы питания. Нарушения и сбои в работе указной системы не только влияют на эксплуатационные характеристики, но и могут привести к быстрой поломке ДВС.
При этом важно понимать, что ремонт дизеля является достаточно дорогим по сравнению с аналогами на бензине. С учетом вышесказанного становится понятно, что диагностика топливной системы дизельного двигателя должна проводиться не только уже после появления неисправностей, но и в профилактических целях.
Дело в том, что обнаружение проблем на начальной стадии позволяет избежать более серьезных поломок и дорогого ремонта. Обычно незначительные неисправности топливной системы быстро прогрессируют, что приводит к ремонту дизельных форсунок и топливного насоса высокого давления.
На многих СТО и сервисах по обслуживанию и ремонту дизелей имеется необходимое диагностическое оборудование для дизельных двигателей (механотестер, сканер и т.д.), что позволяет быстро проверить дизельную систему питания, производительность ТНВД при частичных и полных нагрузках, замерить давление топлива.
Что в итоге
Итак, хорошо известно, что дизельные двигатели обладают достаточно высоким уровнем надежности. Если владелец регулярно обслуживает мотор и следит за состоянием ДВС, своевременно меняет расходники и оперативно устраняет неисправности, тогда риск неожиданного выхода агрегата из строя минимален.
Как правило, прекращение эксплуатации и незамедлительная диагностика необходимы в таких случаях:
когда дизельный мотор начал дымить;
возникли малейшие проблемы с запуском;
отмечена жесткая и шумная работа;
пропала тяга и мощность;
агрегат начал троить или работать неустойчиво;
Напоследок также отметим, что мелкие поломки дизеля также возможны, однако они зачастую не могут быстро и значительно повлиять на ресурс и общее состояние агрегата данного типа.
Например, частой неполадкой подобного рода является некорректная работа клапана ЕГР, загрязнение сажевого фильтра, снижение пропускной способности топливного фильтра и т.д. В таких случаях диагностика и последующий ремонт могут быть выполнены самим владельцем автомобиля в условиях гаража.
Завоздушивание топливной системы дизеля: признаки неисправности и диагностика. Как самостоятельно найти место подсоса воздуха, способы решения проблемы.
Черный цвет выхлопа дизельного двигателя. Сажа из выхлопной трубы дизеля, причины неполного сгорания топлива. Определение основных неисправностей.
Синий выхлоп дизельного мотора, неисправности и причины появления сизого выхлопа дизеля. Износ цилиндропоршневой группы, компрессия, подача дизтоплива.
Почему дизельный двигатель дымит белым выхлопом. Белый выхлоп дизеля «на холодную» и после прогрева мотора. Основные причины, диагностика неисправностей.
Появление стуков на разных режимах работы дизеля. Диагностика неисправностей. Характер стуков кривошипно-шатунного механизма, ГРМ, топливной аппаратуры.
Признаки неработающего цилиндра (троение и вибрации) дизельного двигателя. Поиск неисправности: компрессия, дизельные форсунки, свечи накала, ТНВД и другие.