- Создание спецсчета капитального ремонта для МКД
- Формирование специального счета
- Преимущества специальных счетов
- Как поменять способ формирования фонда капитального ремонта
- Контроль за формированием фонда капитального ремонта
- Обязанности собственника специального счета
- Обязанности региональных операторов
- Обязанности органов госжилнадзора
- Как осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта
- Что такое капитальный ремонт
- Средства фонда капитального ремонта – целевые
- Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта
- Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома
Создание спецсчета капитального ремонта для МКД
Сейчас все больше жильцов многоквартирных домов хотят выйти из фонда капитального ремонта региональных операторов и создать для каждого отдельного МКД специальный счет, чтобы иметь возможность управлять своими денежными средствами по собственному усмотрению и контролировать процесс проведения капремонта. Поэтому многие управляющие компании интересуются алгоритмом действий и законными основаниями для осуществления этой задачи.
Формирование специального счета
Согласно ст.170 Жилищного кодекса, формироваться фонд капитального ремонта МКД может:
- на специальном счете
- на счете регионального оператора
Изначально фонды капремонта создаются на счетах региональных операторов (Приказ Минстроя РФ №41/пр от 07.02.2014 г.), поэтому от жильцов МКД никаких действий для этого не требуется. Но чтобы сменить фонд капитального ремонта, необходимо путем проведения общего собрания собственников помещений в МКД и принятия соответствующего решения выбрать способ накопления денежных средств на специальном счете. Решение будет утверждено, если за него проголосует не менее 2/3 участников общего собрания жильцов дома согласно п.1.1 ч.2 ст.44 ЖК РФ.
Решение о переводе денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета должно быть принято не позднее 6 месяцев со дня опубликования региональной программы капитального ремонта, к которой относится многоквартирный дом. В аналогичный период требуется отправить копию протокола ОСС региональному оператору. Общее собрание собственников помещений в МКД решает следующие вопросы касательно проведения капитального ремонта:
- сумму ежемесячного взноса
- список услуг и/или работ
- сроки проведения
- владельца специального счета
- банк, в котором будет открыт специальный счет
Сумма ежемесячного взноса, список ремонтных работ/услуг и сроки проведения капремонта должны полностью соответствовать регламенту региональной программы. В качестве владельца специального счета по сбору средств для капитального ремонта может быть назначена управляющая компания, которая осуществляет управление МКД, согласно ст.175 ЖК РФ. Банк, в котором может быть открыт специальный счет, должен обладать уставным капиталом не меньше 20 миллиардов рублей.
Преимущества специальных счетов
Формирование фондов на специальных счетах обладает целым рядом преимуществ:
- разрешается начисление процентов на хранящиеся в банке денежные средства для проведения капитального ремонта.
- любой собственник помещений в МКД может получить интересующую его информацию о сумме денежных средств и операциях по нему.
- в рамках регионального законодательства может быть установлен лимит денежной суммы, по достижении которой общее собрание жильцов МКД может принять решение о приостановлении обязанности по уплате взносов.
- денежные средства полностью защищены по законодательству от нелегальных операций благодаря контролю банка над их расходованием.
- на денежные средства не накладывается взыскание по обязательствам владельца счета, если они не связаны с капремонтом.
- денежные накопления не входят в конкурсную массу при банкротстве владельца счета.
Как поменять способ формирования фонда капитального ремонта
Если жильцы МКД не довольны способом формирования фонда капремонта, то они могут изменить его в любое время на основании решения проведенного собрания. Если жильцы решили перевести свои денежные средства на специальный счет, то их решение в пятидневный срок необходимо отправить региональному оператору.
Но решение это вступит в законную силу только по прошествии 2 лет согласно ч.5 ст.173 ЖК РФ. А до этого момента оплата по-прежнему будет поступать на счет регионального оператора. Однако по усмотрению регионов этот период может быть уменьшен. Например, Мосгордума приняла поправки к закону, которые сокращают период перевода денежных средств со счетов региональных операторов на спецсчета с 2 лет до 3 месяцев.
Главным условием для перевода денежных накоплений со счетов региональных операторов на спецсчета выступает отсутствие задолженностей собственников помещений в МКД за капитальный ремонт, а также непогашенных кредитов и займов.
В целом же алгоритм перехода на специальные счета выглядит следующим образом:
- Жильцы МКД инициируют и проводят общее собрание, на котором решением не менее 2/3 голосов выбирают способ перевода денежных накоплений на проведение капитального ремонта со счетов региональных операторов на спецсчет.
- Этим же решением выбирается банк, где открывается спецсчет, сумма ежемесячных взносов, перечень работ/услуг и сроки проведения капремонта.
- В качестве владельца счета избирается управляющая компания, которая осуществляет деятельность по управлению этим домом.
- Утвержденное решение и протокол ОСС отправляется в адрес регионального оператора в течение 5 дней с момента принятия этого решения.
- В эти же сроки необходимо уведомить ГЖИ о создании спецсчета, назначении управляющей компании в качестве его владельца и переводе денежных средств на него.
- Ждете 2 года или меньшего периода, оговоренного в региональном законодательстве, для вступления в законную силу решения общего собрания собственников помещений в МКД.
Провести общее собрание собственников и решить любой вопрос по капитальному ремонту дома гораздо проще с помощью сервиса «ОСС на 100%».
Источник
Контроль за формированием фонда капитального ремонта
Владелец спецсчета должен подавать в структуру госжилнадзора сведения о взносах, перечисленных в фонд капитального ремонта.
Обязанности собственника специального счета
Структура, которая владеет специальным счетом на протяжении 5 рабочих дней с того момента, как он был открыт, обязана отправить ответственным особам органа государственного жилищного надзора уведомление. В нем должно быть указано, какой способ создания фонда капитального ремонта предпочли владельцы жилья соответствующего многоквартирного дома (МКД).
При этом к уведомлению следует приложить копию решения высшего органа (общего собрания владельцев жилья МКД), банковские справки об открытии специального счета и другую документацию, если это предусмотрено законодательными актами.
В протокольном решении обязана содержаться информация, предусмотренная пунктом 3 и 4 статьи 170 ЖК, а именно:
- каким способом планируется формировать фонд капитального ремонта (финансы будут перечисляться региональному оператору или на специальный счет);
- если финансовые средства аккумулируются на специальном счете, в протокольном решении необходимо указать собственника спецсчета, кредитную структуру, в которой данный счет открыт, а также зафиксировать величину взноса, которая не должна быть меньше, чем минимально допустимый взнос, установленный соответствующими нормативными документами.
Также владелец спецсчета должен подавать в структуру госжилнадзора сведения о взносах, перечисленных в фонд капитального ремонта хозяевами жилья МКД, а также о величине остатка финансов, находящихся в его распоряжении.
Обязанности региональных операторов
Согласно статьи 172 обязательства перед структурой государственного жилищного надзора имеет и региональный оператор (РО), который должен в порядке, установленном законодательными актами России и в установленный термин, предоставлять следующую информацию:
- должностным особам органа государственного жилищного надзора подаются данные о МКД, хозяева жилья которых производят формирование фондов капитального ремонта на расчетном счете РО;
- кроме этого орган государственного жилищного надзора оповещается о факте поступления взносов, которые оплачивают владельцы жилья для осуществления капитального ремонта.
Обязанности органов госжилнадзора
Структура государственного жилищного надзора в свою очередь обязана:
- вести реестр уведомлений, полученных от владельцев специальных счетов;
- вести реестр спецсчетов;
- информировать структуру местного самоуправления и операторов о МКД, хозяева помещений которых не определились, каким образом должен формироваться их фонд капитального ремонта, или же данное решение было принято, но не было реализовано.
Структурой государственного жилищного надзора полученные сведения и собранная информация предоставляются в федеральный исполнительный орган власти, который ответственен за выработку и реализацию госполитики и регулирование нормативно-правового характера в отрасли социально-экономического развития субъектов России и муниципалитетов и ЖКХ. Делать это нужно в порядке, который установлен таким федеральным органом.
Указанным федеральным органом предоставленные структурой государственного жилищного надзора данные должны быть размещены в системе в определенном на законодательном уровне порядке и в установленные сроки.
Если размер поступающих в фонд капитального ремонта взносов составляет меньше, чем 50% от размера счетов, которые предоставлены к уплате, структурой государственного жилищного надзора оповещается владелец спецсчета о потребности проинформировать хозяев жилых помещений о возникшей задолженности. Ее необходимо устранить в термин, который не должен превышать 5 месяцев.
Собственник спецсчета, получивший подобное уведомление от структуры государственного жилищного надзора, должен донести до хозяев жилья эту информацию в письменном виде в течение 5 дней и предпринять необходимые меры для устранения задолженности.
Если по истечении пяти месяцев задолженность не будет ликвидирована в должном размере и структурой госжилнадзора не будут получены документы, которые подтверждают ликвидацию долга, данная структура должна уведомить о подобном факте структуру местного самоуправления. Последняя в свою очередь в течение 30 дней выносит решение о том, что фонд капитального ремонта будет сформирован на счетах РО.
Данное решение адресуется владельцу спецсчета, который обязуется перевести все средства, имеющиеся на спецсчете, региональному оператору для формирования у него фонда капремонта. Сделать это следует на протяжении месяца после получения соответствующего решения.
Если владелец спецсчета отказывается выполнять свои обязательства и переводить средства для создания фонда капитального ремонта на счетах регионального оператора в указанный термин, любой владелец жилья МКД, сам региональный оператор или структура местного самоуправления имеют право подать иск в судебную инстанцию о взыскании этих средств.
Источник
Как осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта
Губин Виталий
Исходя из многочисленных обращений граждан, очень часто собственники помещений задают вопрос: Как и кем осуществляется контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта многоквартирных домов, формируемый на специальном счету владельцев спецсчета: управляющей организации или товарищества собственников жилья. Этот вопрос мы и рассмотрим подробно в настоящей статье на примере Амурской области.
Что такое капитальный ремонт
Капитальный ремонт – это замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (п. 14.1 ст. 1 ГрК РФ) от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ
Согласно пунктам 5.1 и 5.2 ВСН 58-88(р) Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования, благоустройство окружающей территории.
На капитальный ремонт должны ставиться, как правило, здание (объект) в целом или его часть (секция, несколько секций). При необходимости может производиться капитальный ремонт отдельных элементов здания или объекта, а также внешнего благоустройства.
Средства фонда капитального ремонта – целевые
Прежде всего, необходимо отметить главное – средства фонда капитального ремонта многоквартирного дома являются целевыми и могут использоваться только для:
- оплаты услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- разработки проектной документации (в случае, если подготовка проектной документации необходима в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности);
- оплаты услуг по строительному контролю;
- погашения кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты указанных услуг, работ, а также для уплаты процентов за пользование такими кредитами, займами, оплаты расходов на получение гарантий и поручительств по таким кредитам, займам.
При этом за счет средств фонда капитального ремонта в пределах суммы, сформированной исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, могут осуществляться финансирование только работ, предусмотренных частью 1 статьи 166 настоящего Кодекса, и работ, предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, погашение кредитов, займов, полученных и использованных в целях оплаты данных работ, и уплата процентов за пользование этими кредитами, займами (ч. 1 ст. 174 ЖК РФ).
Частью 1 статьи 166 ЖК РФ установлен перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, а именно:
- ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения;
- ремонт или замену лифтового оборудования, признанного непригодным для эксплуатации, ремонт лифтовых шахт;
- ремонт крыши;
- ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме;
- ремонт фасада;
- ремонт фундамента многоквартирного дома.
Т.е. средства фонда капитального ремонта не могут быть потрачены на иные цели, кроме как указанные выше. Расходование средств фонда на содержание и текущий ремонт общего имущества недопустимо. Например, вне зависимости от косметического состояния подъездов, их ремонт за счет средств фонда капитального ремонта не может быть проведен.
Государственный и муниципальный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта
В целях недопущения нецелевого использования денежных средств собственников, государством установлен достаточно жесткий контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта как региональным оператором, так и владельцем специального счета (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные специализированные жилищные кооперативы).
Так, в соответствии с ч. 3 ст. 172 ЖК РФ, владелец специального счета обязан представлять в орган государственного жилищного надзора в порядке и в сроки, которые установлены законом субъекта Российской Федерации:
- сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт;
- сведения о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт;
- сведения о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета;
- сведения о размере остатка средств на специальном счете;
- сведения о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров.
Согласно п. 3 ст. 8 Закона Амурской области от 08 июля 2013 года № 200-ОЗ «Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Амурской области» владелец специального счета обязан представлять в орган жилищного надзора:
- ежеквартально, в срок до 15 числа месяца, следующего за отчетным кварталом, сведения о размере средств, начисленных в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере средств, поступивших в качестве взносов на капитальный ремонт, о размере израсходованных средств на капитальный ремонт со специального счета по форме, установленной органом жилищного надзора;
- ежегодно, в срок не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным, сведения о размере остатка средств на специальном счете, о заключении договора займа и (или) кредитного договора на проведение капитального ремонта с приложением заверенных копий таких договоров по форме, установленной органом жилищного надзора.
Можно было бы сказать, что предоставление отчетов всего лишь «бюрократическая проволочка», не имеющая какой-либо эффективности, поскольку объем сведений, вносимых в отчеты, напрямую зависит от усмотрения владельца специального счета. Однако это не так.
Орган государственного или муниципального жилищного надзора в порядке ст. 20 Жилищного кодекса РФ по заявлению заинтересованного лица вправе провести выездную документарную проверку, в ходе которой вправе истребовать и проверить всю документацию, касаемую проведения владельцем специального счета капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома, в том числе:
- наличие протокола общего собрания собственников об утверждении сроков и видов капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома и его стоимость;
- наличие сметных расчетов на производство работ и выполнение услуг;
- наличие и условия договоров с подрядными организациями;
- порядок и полнота взаиморасчетов с подрядными организациями;
- фактическое соответствие выполненных работ и услуг по капитальному ремонту их сметному объему;
- качество выполненных работ и оказанных услуг по капитальному ремонту.
В Амурской области в соответствии с постановлением Правительства Амурской области от 23 января 2014 года № 24 Государственный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта осуществляется государственной жилищной инспекцией Амурской области в отношении регионального оператора – некоммерческой организации “Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Амурской области”, владельцев специальных счетов при проведении проверок в рамках государственного жилищного надзора.
По другим субъектам Российской Федерации также утверждены свои Порядки осуществления контроля, с которыми возможно ознакомиться пройдя по ссылке.
Контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта собственниками помещений многоквартирного дома
Проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме осуществляется на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. При этом, собственники помещений в многоквартирном доме в любое время вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по предложению лица, осуществляющего управление многоквартирным домом или оказание услуг и (или) выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, регионального оператора либо по собственной инициативе (ч.ч. 1 и 2 ст. 189 ЖК РФ).
Решение всех вопросов о проведении капитального ремонта общего имущества в соответствии с ч. 2 ст. 44 Жилищного кодекса РФ относится к исключительной компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме. Следует отметить, что жилищным кодексом ни один орган управления юридических лиц, созданных по инициативе собственников (ТСЖ, ЖСК, ЖК иной специализированный кооператив) такими правами не наделен. Т.е. ни органы управления, ни члены жилищных объединений на их общем собрании не вправе решать вопросы, отнесенные к компетенции общего собрания собственников помещений.
Кроме того, ч. 1 ст. 177 Жилищного кодекса РФ, установлен исчерпывающий перечень операций по специальному счету. А в соответствии с частью 3 этой же статьи операции по перечислению со специального счета денежных средств могут осуществляться банком по указанию владельца специального счета в адрес лиц, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, при предоставлении следующих документов:
- протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий решение такого собрания об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- договор об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусматривающий в том числе установление гарантийного срока на оказанные услуги и (или) выполненные работы продолжительностью не менее пяти лет с момента подписания соответствующего акта приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ, а также обязательства подрядных организаций по устранению выявленных нарушений в разумный срок, за свой счет и своими силами;
- акт приемки оказанных услуг и (или) выполненных работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части. Такой акт приемки не предоставляется в случае осуществления операции по выплате аванса на оказание услуг и (или) выполнение работ в размере не более чем тридцать процентов от стоимости таких услуг и (или) работ по договору, указанному в пункте 2 настоящей части.
Т.е. во всяком случае списание средств фонда капитального ремонта со специального счета производится на основании протокола общего собрания собственников помещений.
Изложенное все выше позволяет сделать вывод о том, что осуществлять действенный контроль за расходованием средств Фонда капитального ремонта можно и нужно, как самостоятельно, так и с привлечением органов государственного или муниципального жилищного надзора.
Но это один этап контроля, другой: Контроль качества произведенного капитального ремонта, мы рассмотрим позже в следующих статьях.
Источник