- Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
- ГАРАНТ:
- Строительный контроль при капитальном ремонте МКД
- УО, ТСЖ обязаны осуществлять строительный контроль
- Кто проводит строительный контроль: силами УО, ТСЖ или сторонняя организация?
- Контрольное мероприятие капитальный ремонт
Постановление Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468 «О порядке проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства»
В соответствии с частью 8 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Утвердить прилагаемое Положение о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства.
2. Установить, что в отношении объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета:
а) если подготовка проектной документации завершена и принята заказчиком по акту приемки выполненных работ до вступления в силу настоящего постановления, заказчик проектной документации вправе направить ее на государственную экспертизу без проведения дополнительных работ, связанных с осуществлением расчета размера затрат на проведение строительного контроля;
б) отсутствие расчета размера затрат на проведение строительного контроля в проектной документации, представленной на государственную экспертизу, в случае, указанном в подпункте «а» настоящего пункта, а также в случае если государственная экспертиза проектной документации не завершена до вступления в силу настоящего постановления, не является основанием для подготовки отрицательного заключения государственной экспертизы проектной документации;
в) при отсутствии в проектной документации расчета размера затрат на проведение строительного контроля финансирование расходов на его осуществление производится за счет средств, предусмотренных на непредвиденные работы и затраты в сводном сметном расчете стоимости строительства, в размере, не превышающем размер, рассчитанный в соответствии с пунктом 15 Положения, утвержденного настоящим постановлением, за исключением случаев, если затраты на проведение строительного контроля на дату вступления в силу настоящего постановления превысили установленный размер.
Председатель Правительства
Российской Федерации
Положение
о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства
(утв. постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. N 468)
ГАРАНТ:
См. также Положение по проведению строительного контроля при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства (СДОС-03-2009), утвержденное Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору
1. Настоящее Положение устанавливает порядок проведения строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта (далее — строительство) объектов капитального строительства независимо от источников их финансирования, а также порядок определения размера затрат на проведение строительного контроля и численности работников, осуществляющих строительный контроль, по объектам, финансируемым полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета.
2. Предметом строительного контроля является проверка выполнения работ при строительстве объектов капитального строительства на соответствие требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов в целях обеспечения безопасности зданий и сооружений.
3. Строительный контроль проводится:
лицом, осуществляющим строительство (далее — подрядчик);
застройщиком, заказчиком либо организацией, осуществляющей подготовку проектной документации и привлеченной заказчиком (застройщиком) по договору для осуществления строительного контроля (в части проверки соответствия выполняемых работ проектной документации) (далее — заказчик).
4. Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля.
5. Строительный контроль, осуществляемый подрядчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка качества строительных материалов, изделий, конструкций и оборудования, поставленных для строительства объекта капитального строительства (далее соответственно — продукция, входной контроль);
б) проверка соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемой продукции;
в) проверка соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении строительства объекта капитального строительства;
г) совместно с заказчиком освидетельствование работ, скрываемых последующими работами (далее — скрытые работы), и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) приемка законченных видов (этапов) работ;
е) проверка совместно с заказчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, технических регламентов.
6. Строительный контроль, осуществляемый заказчиком, включает проведение следующих контрольных мероприятий:
а) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком входного контроля и достоверности документирования его результатов;
б) проверка выполнения подрядчиком контрольных мероприятий по соблюдению правил складирования и хранения применяемой продукции и достоверности документирования его результатов;
в) проверка полноты и соблюдения установленных сроков выполнения подрядчиком контроля последовательности и состава технологических операций по осуществлению строительства объектов капитального строительства и достоверности документирования его результатов;
г) совместно с подрядчиком освидетельствование скрытых работ и промежуточная приемка возведенных строительных конструкций, влияющих на безопасность объекта капитального строительства, участков сетей инженерно-технического обеспечения;
д) проверка совместно с подрядчиком соответствия законченного строительством объекта требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, результатам инженерных изысканий, требованиям градостроительного плана земельного участка, требованиям технических регламентов;
е) иные мероприятия в целях осуществления строительного контроля, предусмотренные законодательством Российской Федерации и (или) заключенным договором.
7. Входной контроль осуществляется до момента применения продукции в процессе строительства и включает проверку наличия и содержания документов поставщиков, содержащих сведения о качестве поставленной ими продукции, ее соответствия требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
Подрядчик вправе при осуществлении входного контроля провести в установленном порядке измерения и испытания соответствующей продукции своими силами или поручить их проведение аккредитованной организации.
В случае выявления при входном контроле продукции, не соответствующей установленным требованиям, ее применение для строительства не допускается.
8. В случае если в ходе проверки соблюдения правил складирования и хранения выявлены нарушения установленных норм и правил, применение продукции, хранившейся с нарушением, для строительства не допускается впредь до подтверждения соответствия показателей ее качества требованиям рабочей документации, технических регламентов, стандартов и сводов правил.
9. В ходе контроля последовательности и состава технологических операций по строительству объектов капитального строительства осуществляется проверка:
соблюдения последовательности и состава выполняемых технологических операций и их соответствия требованиям технических регламентов, стандартов, сводов правил, проектной документации, результатам инженерных изысканий, градостроительному плану земельного участка;
соответствия качества выполнения технологических операций и их результатов требованиям проектной и подготовленной на ее основе рабочей документации, а также требованиям технических регламентов, стандартов и сводов правил.
10. До завершения процедуры освидетельствования скрытых работ выполнение последующих работ запрещается.
11. В случае если контрольные мероприятия выполняются в соответствии с пунктами 5 и 6 настоящего Положения совместно подрядчиком и заказчиком, подрядчик обеспечивает уведомление заказчика о дате и времени проведения этих мероприятий не позднее, чем за 3 рабочих дня.
В случае если заказчик был уведомлен в установленном порядке и не явился для участия в контрольных мероприятиях, подрядчик вправе провести их в отсутствие заказчика.
12. Проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путем составления акта. Сведения о проведенных контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в 2 экземплярах и подписываются их представителями.
В случае, предусмотренном абзацем вторым пункта 11 настоящего Положения, подрядчик в течение 3 дней после завершения контрольного мероприятия обязан направить заказчику 1 копию акта, составленного по результатам контрольного мероприятия.
13. На объектах капитального строительства, возводимых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, осуществление подрядчиком строительного контроля финансируется за счет накладных расходов подрядчика, предусмотренных в цене договора строительного подряда.
14. Нормативы расходов заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля, определяются согласно приложению.
15. Размер затрат заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, определяется исходя из общей стоимости строительства, за исключением расходов на приобретение земельных участков, в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г. (без налога на добавленную стоимость) путем расчета с применением нормативов расходов заказчика, определенных в приложении к настоящему Положению, и указывается в главе 10 сводного сметного расчета стоимости строительства отдельной строкой «Строительный контроль».
Приложение
к Положению о проведении
строительного контроля при
осуществлении строительства,
реконструкции и капитального ремонта
объектов капитального строительства
Нормативы расходов
заказчика на осуществление строительного контроля при строительстве объектов капитального строительства, финансируемых полностью или частично с привлечением средств федерального бюджета, и нормативы численности работников заказчика, на которых в установленном порядке возлагается обязанность по осуществлению строительного контроля
Стоимость строительства в базисном уровне цен по состоянию на 1 января 2000 г.
Норматив расходов заказчика на осуществление строительного контроля
Норматив численности работников заказчика, осуществляющих строительный контроль
Источник
Строительный контроль при капитальном ремонте МКД
УО и ТСЖ в своей деятельности должны руководствоваться огромным количеством нормативных правовых актов. При проведении капитального ремонта УО/ТСЖ часто упускают из вида обязанность по проведению строительного контроля, которая предусмотрена Градостроительным кодексом (далее — ГрК РФ). Подробнее в статье.
УО, ТСЖ обязаны осуществлять строительный контроль
Согласно ч. 1 ст. 53 ГрК РФ строительный контроль проводится в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства.
Цель строительного контроля — проверка:
- соответствия выполняемых работ проектной документации (в том числе решениям и мероприятиям, направленным на обеспечение соблюдения требований энергетической эффективности и требований оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов);
- требованиям технических регламентов, результатам инженерных изысканий;
- требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства.
Строительный контроль лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором либо привлекаемыми ими на основании договора индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом.
Кто проводит строительный контроль: силами УО, ТСЖ или сторонняя организация?
Функции строительного контроля вправе осуществлять работники подрядчика и заказчика, на которых в установленном порядке возложена обязанность по осуществлению такого контроля (п. 4 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 г. № 468).
Обратите внимание! Возможность ведения строительного контроля подрядной организации и организации, которая проводит работы по капитальному ремонту, была опровергнута Минстроем в письме от 20 декабря 2018 г. N 55067-ОГ/08, где сделан вывод : очевидно, в этой связи, что соответствующие контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках строительного контроля заказчиком в отношении подрядчика, не могут осуществляться самим подрядчиком.
Как правило, работы по капитальному ремонту оформляются договором строительного подряда и регулируются соответствующими нормами ГК РФ. В свою очередь, заказчик в целях осуществления контроля и надзора за строительством и принятия от его имени решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить самостоятельно без согласия подрядчика договор об оказании заказчику услуг такого рода с соответствующим инженером (инженерной организацией). В этом случае в договоре строительного подряда определяются функции такого инженера (инженерной организации), связанные с последствиями его действий для подрядчика (ст. 749 ГК РФ).
Таким образом, УО/ТСЖ имеют право самостоятельно осуществлять строительный контроль при наличии у организации штатного инженера. Также, возможен вариант привлечь инженера или инженерную организацию по договору об оказании услуг.
Источник
Контрольное мероприятие капитальный ремонт
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПО СОДЕЙСТВИЮ РАЗВИТИЮ СТРОИТЕЛЬНОЙ ОТРАСЛИ «СОЮЗ ИНЖЕНЕРОВ-СМЕТЧИКОВ»
от 28 марта 2019 года N РС-ПГ-129/19
Об отдельных вопросах проведения контрольных проверок объемов и стоимости выполненных работ в системе исполнения государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства (с изменениями и дополнениями)
В целях оказания методической помощи по отдельным вопросам проведения контрольных проверок строительно-монтажных работ в системе государственных (муниципальных) закупок, предупреждения и выявления возможных нарушений при расчетах за выполненные работы, Союз инженеров-сметчиков рекомендует руководствоваться следующими
1. Контрольные проверки являются одним из основных способов выявления нарушений в системе исполнения государственных (муниципальных) контрактов на строительство и реконструкцию, текущий и капитальный ремонт объектов капитального строительства и обеспечения принципа эффективности использования бюджетных средств согласно ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Целью контрольной проверки является оценка и установление достоверности объемов и стоимости, выполненных строительно-монтажных и ремонтных работ на объектах капитального строительства и ремонта, а также выявление соответствия количества и номенклатуры (параметров) фактически использованных материалов и установленного оборудования.
2. При проведении контрольных мероприятий также выявляется несоответствие сметных норм и расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов, сметной прибыли и других нормативов, принятых при расчете стоимости выполненных работ, сметным нормам и расценкам, коэффициентам (индексам) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размерам лимитированных и прочих затрат, нормам накладных расходов, сметной прибыли и другим нормативам, предусмотренным контрактом на выполнение работ.
При этом при наличии положительного заключения достоверности сметной стоимости строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства необходимость дополнительной проверки, в том числе в рамках контрольных мероприятий, правильности примененных сметных нормативов, в том числе единичных расценок, в утвержденной смете государственного (муниципального) контракта отсутствует (за исключением случаев внесения изменений в сметную документацию к контракту без проведения повторной экспертизы).
3. Обмерные работы — это комплекс мероприятий по выполнению замеров и фиксации результатов измерений строительных конструкций зданий и сооружений и их отдельных элементов, определение или уточнение фактических геометрических характеристик и параметров строительных конструкций или их отдельных элементов.
4. Стоимость объемов работ, отраженных в актах о приемке выполненных работ, превышающих фактически выполненные объемы, считается завышением стоимости выполненных работ, а их оплата государственным заказчиком является неэффективным использованием бюджетных средств. Оплата заказчиком полной твердой договорной цены фактически невыполненных подрядчиком объемов работ противоречит принципам возмездности гражданско-правовых договоров и возмездного оказания услуг, нарушая баланс прав и интересов сторон, и нарушает публичные интересы при оплате услуг на основании государственного контракта ввиду необоснованного расходования бюджетных (публичных) денежных средств.
Несогласованные дополнительные работы в силу п.4 ст.743 ГК РФ могут быть оплачены заказчиком лишь при доказанности их выполнения в условиях предотвращения гибели или повреждения объекта строительства. При этом обязанность доказать необходимость немедленных действий в интересах заказчика возложена на подрядчика.
5. При формировании актов сдачи-приемки выполненных работ КС-2, справки о стоимости выполненных работ КС-3 и при расчетах за выполненные работы должны применятся сметные нормативы и их редакции, предусмотренные сметой к государственному (муниципальному) контракту.
6. В ходе проверки необходимо убедиться в отсутствии неправомерных изменений физических объемов и стоимости выполненных работ на объекте капитального строительства (завышения или уменьшения), вызванных:
— включением в акты о приемке выполненных работ затрат, не предусмотренных проектной документацией и контрактом и не относящихся к строительно-монтажным и ремонтным работам;
— включением в расчетные документы работ и затрат, фактически не выполненных или ранее уже оплаченных работ;
— необоснованным включением в расчетные документы физических объемов работ, превышающих объемы, предусмотренные контрактом и проектной документацией;
— несоответствием сметных норм и расценок, коэффициентов (индексов) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размеров лимитированных и прочих затрат, норм накладных расходов, сметной прибыли и других нормативов, принятых при расчете стоимости выполненных работ, сметным нормам и расценкам, коэффициентам (индексам) пересчета сметной стоимости работ в уровень текущих цен, размерам лимитированных и прочих затрат, нормам накладных расходов, сметной прибыли и другим нормативам, предусмотренным контрактом на выполнение работ;
— определение стоимости демонтажных работ (при капитальном ремонте) по сборникам на строительные и специальные строительные работы, с применением коэффициентов на демонтажные работы, при наличии прямых норм в сборниках на ремонтно-строительные работы и в сборнике части 46 «Работы при реконструкции зданий и сооружений»;
— неправильное применение коэффициентов на демонтажные работы (при капитальном ремонте), в том числе применение коэффициентов 1,15 и 1,25 к демонтажным работам с использованием сборников на строительные и специальные строительные работы, что не допустимо;
— необоснованным увеличением стоимости монтажных работ за счет завышения количества единиц и веса оборудования;
— включением в акты о приемке выполненных работ затрат, входящих в состав накладных расходов или в нормы дополнительных затрат, связанных с производством работ в зимнее время;
— неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией заказчикам стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией в случаях, если эти материалы и конструкции приняты от заказчика подрядной организацией или передача их предусмотрена контрактом;
— неполным или несвоевременным возвратом подрядной организацией объекту контроля стоимости материалов и конструкций, полученных от разборки сносимых и переносимых зданий и сооружений, в размере, определенном сметной документацией;
— приемкой работ до заключения контракта;
— приемкой работ после подписания акта о приемке выполненных работ;
— другими причинами завышения объемов и стоимости работ.
7. К завышениям объемов и стоимости выполненных работ, кроме вышеуказанных случаев, относятся:
— разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена неравноценная замена материалов и конструкций, качество, технические и функциональные характеристики которых не являются улучшенными;
— разница в стоимости работ и материалов, принятых по проекту и фактически уложенных в конструкции, если выявлена замена материалов и конструкций на более дорогие;
— стоимость работ по монтажу оборудования, если отсутствуют акты об индивидуальном его опробовании вхолостую (в этом случае работы по монтажу оборудования считаются незаконченными).
8. Замена подрядчиком в процессе исполнения контракта подлежащих применению строительных материалов, если их конкретные технические характеристики установлены контрактом (проектно-сметной документацией) по своему усмотрению в одностороннем порядке неправомерна и противоречит требованиям законодательства о контрактной системе, а оплата их заказчиком — принципам эффективного использования бюджетных средств и может квалифицироваться как «неправомерное использование бюджетных средств» в нарушение требований ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации. В то же время, учитывая, что сметные нормативы разработаны на основе принципа усреднения, а для оценки проектного решения (при отсутствии прямых сметных нормативов), могут применяться наиболее близкие по составу (применительно), то при оценке и квалификации необоснованной замены исполнителем работ (подрядчиком) материалов, состава применяемых машин и механизмов, технологии выполнения работ (состава технологических операций), — требования утвержденной проектной документации (проектных технических и технологических решений) должны иметь приоритет над сметой.
9. Если в проектно-сметной документации к государственному (муниципальному) контракту текущие сметные цены на часть строительных материалов, изделий и конструкций, приняты на основании данные заводов-изготовителей (поставщиков), которые имеют форму персонифицированных коммерческих предложений и прайс-листов и которые нельзя считать публичной офертой в соответствии с гражданским законодательством (п.2 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе 44-ФЗ), то заказчикам следует предусмотреть обязанность исполнителя работ (подрядчика) подтверждать исполнительной и первичной документацией фактическую стоимость таких материалов, изделий и конструкций, а также транспортных расходов и оборудования в Актах выполненных работ по форме КС-2.
При этом подрядчик должен будет предоставить Заказчику заверенные главным бухгалтером подрядной организации копии товарных накладных по форме ТОРГ-12, счета-фактуры, ТТН, УПД и др.
Цена фактической закупочной стоимости и транспортных расходов должна быть отражена в актах о приемке выполненных работ по форме КС-2 с указанием реквизитов документов на покупку материалов и оборудования между подрядчиком и заводом-изготовителем (поставщиком).
Если текущие сметные цены на строительные материалы, изделия и конструкции приняты на основании Территориальных сборников (каталогов) текущих сметных цен (ТССЦ), которые утверждены (введены в действие) распорядительными документами (решениями) уполномоченных государственных и муниципальных органов, то они являются официальным источником информации и надлежащим обоснованием для целей определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с п.6 части 18 статьи 22 Закона о контрактной системе 44-ФЗ.
В этом случае при производстве расчетов за выполненные работы по государственным (муниципальным) контрактам, отсутствует необходимость дополнительной проверки и (или) подтверждения сметных цен, принятых по указанным Сборникам, в том числе обязанность исполнителя работ (подрядчика) подтверждать первичной документацией фактическую стоимость материалов, изделий и конструкций в Актах выполненных работ по форме КС-2, за исключением случаев, когда такая обязанность установлена государственным (муниципальным) контрактом или правилами финансового контроля, в том числе в рамках казначейского сопровождения контрактов.
Исключением является случаи, когда в процессе приемки выполненных работ или контрольной проверки, будет установлено фактическое применение (укладка в дело, установка в проектное положение) отличных от проектных решений и сметы материалов, в том числе и согласованных заказчиком в установленном порядке, и приобретенных по более низкой цене, но предъявляемых к оплате по ценам материалов, изначально предусмотренных в смете без соразмерного уменьшения цены контракта (размера платежа по контракту).
10. При проверке работ, оплаченных или предъявленных к оплате, стоимость которых определена на основании единичных расценок, следует иметь в виду, что незаконченные части конструктивных элементов и видов работ включаются в справки для оплаты лишь в тех случаях, когда сметными нормами допускаются промежуточные расчеты и это обусловлено договором. В противном случае стоимость незаконченных конструктивных элементов и видов работ следует считать завышением.
К завышениям следует относить также стоимость оплаченных строительных материалов, изделий и конструкций, завезенных или изготовленных на строительной площадке, но не уложенных в проектное положение.
11. Если договором подряда (государственным (муниципальным) контрактом) установлена твердая договорная цена, в составе которой предусмотрены средства на временные здания и сооружения на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ, то при расчетах за выполненные работы оплата затрат на временные здания и сооружения должна также осуществляться по указанной процентной норме, при этом дополнительная расшифровка сумм, полученных подрядной организацией, не требуется. Однако в этом случае при расчетах за временные здания и сооружения заказчик вправе удерживать в качестве возвратной суммы 15% от стоимости этих зданий и сооружений в текущем уровне сметных цен. Они исключаются из окончательной суммы подлежащих оплате выполненных работ, что отражается записью «За минусом возвратных сумм».
При расчете за фактически построенные временные здания и сооружения на основе сметного расчета, а не по установленной норме, стоимость возвратных материалов после ликвидации временных зданий и сооружений определяется на основании акта, подписанного заказчиком и подрядчиком.
По окончании возведения временных титульных зданий и сооружений подрядчик обязан сдать их заказчику независимо от принятого в договоре подряда порядка расчетов за временные здания и сооружения.
По окончании строительства — при вводе в эксплуатацию объектов капитального строительства временные здания и сооружения, оплаченные Заказчиком в соответствии с условиями контракта, либо передаются Подрядчику как возвратные материалы (в случаях, предусмотренных контрактом) на условиях уменьшения при этом суммы выполненных строительно-монтажных работ, либо принимаются Заказчиком к учету.
Если в ходе контрольной проверки будет установлено, что подрядчику были оплачены затраты по возведению временных зданий и сооружений, без документов, подтверждающих принятие на учет заказчиком в период строительства временных зданий и сооружений, то подрядчик не может ссылаться на отсутствие необходимости подтверждения расходов на возведение и разборку временных зданий и сооружений (когда средства на временные здания и сооружения определены на основе норматива в процентах от стоимости строительно-монтажных работ).
В случаях когда при капитальном ремонте заказчик обеспечивает подрядчика необходимыми помещениями, затраты на строительство временных зданий и сооружений в сметной документации и в стоимости выполненных работ не учитываются.
12. При изучении правильности применения сметных норм и единичных расценок целесообразно определить:
— соответствие выбранной нормы (расценки) технологическому процессу (работе);
— отсутствие фактов двойного включения в сметную стоимость одних и тех же работ;
— отсутствие фактов включения материалов, использование которых не предусмотрено проектной документацией или ранее учтено посредством применения другой сметной нормы (расценки).
13. Кроме того, рекомендуется проверить правильность применения поправочных коэффициентов, учитывающих соответствующие особенности производства работ, а также правильность применения нормативов накладных расходов и сметной прибыли.
14. При контрольных проверках (обмерах) выполнения земляных работ проверятся:
— положение выемок и насыпей в пространстве (в плане и высоте);
— геометрические размеры земляных сооружений;
— характеристики уложенных и уплотненных грунтов;
— правильный подсчет объема и стоимости перевозок грунта на те или иные расстояния.
В случае расхождений между данными, представленными подрядчиком в исполнительной документации и данными, полученными при проверке и приемке объемов выполненных работ по объекту, принимается к учету и оплате фактический объем уложенного грунта.
Проверяя решения об излишке или недостатке грунта по строительной площадке в целом и включения в смету (акты) на вертикальную планировку затраты на перемещение грунта от выемок к насыпям, следует помнить, что затраты на разработку и погрузку излишнего грунта в автосамосвалы уже учтены в сметах на строительство отдельных зданий и сооружений. Следовательно, в смете (акте) на вертикальную планировку должны отражаться только затраты на перемещение указанных объемов грунта.
15. Отсутствие у заказчика установленной исполнительной документации и актов на скрытые работы дает основание предполагать, что работы выполнены с нарушениями проектных решений или не выполнены вообще.
16. Обстоятельства, вызванные неблагоприятными погодными условиями, в том числе подтвержденные справками гидрометеорологической службы, не являются основаниями для изменения существенных условий, в том числе цены государственного (муниципального) контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ РФ.
При расчетах за выполненные работы оплата затрат на снегоборьбу по процентной норме от сметной стоимости строительно-монтажных работ без расшифровки (подтверждения) не допускается и должна производиться, исходя из объемов фактически выполненных и документально подтвержденных работ.
17. Возможность учета резерва средств на непредвиденные работы и затраты в начальной (максимальной) цене контракта при подготовке конкурсной документации определяется государственным заказчиком по согласованию с главным распорядителем средств соответствующего бюджета (за исключением случаев, когда государственным заказчиком является главный распорядитель средств).
Оплата заказчиком неподтвержденного исполнителем работ (подрядчиком) резерва средств на непредвиденные работы и затраты при проведении контрольно-ревизионных мероприятий квалифицируется как «неправомерное использование бюджетных средств» в нарушение требований ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
18. При осуществлении расчетов за выполненные работы между заказчиком и подрядчиком, стоимость возвратных материалов, конструкций и деталей, полученных от разборки, и пригодных для повторного применения, не исключаются из объема выполненных работ, и показывается справочно отдельной строкой в форме КС-2 под названием «В том числе возвратные суммы» согласно расчета. В случае невозможности использования или реализации материалов от разборки или попутной добычи их стоимость в возвратных суммах не учитывается.
Если пригодные для повторного применения возвратные материалы в соответствии с условиями договора (контракта) остаются у подрядной организации (передаются подрядчику заказчиком с документальным оформлением первичными документами — актами приема-передачи), то согласно подпункту «б» пункта 3.1.8 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций (утвержденных письмом Минфина Российской Федерации от 30.12.1993 N 160), они исключаются из окончательной суммы подлежащих оплате выполненных работ, что отражается записью «За минусом возвратных сумм» в Справке по форме КС-3. Сумма к оплате в справке КС-3 определяется как разница между стоимостью выполненных работ за минусом возвратных сумм, умноженная на ставку НДС.
Таким образом, возможность оплаты работ за минусом стоимости возвратных материалов предусмотрена только в случае, если в соответствии с условиями договора (контракта), такие материалы остаются у подрядчика (передаются подрядчику заказчиком) с документальным подтверждением, в противном случае работы подлежат оплате заказчиком в полном объеме согласно данным, отраженным в актах приемки и справках об их выполнении, а в строке 8 «Всего к оплате» счета-фактуры, составляемого подрядчиком, указывается стоимость выполненных строительно-монтажных работ в полном объеме согласно данным, отражаемым в справках о выполнении и актах приемки строительно-монтажных работ, с учетом стоимости возвратных материалов.
19. Если финансирование строительства осуществляется частично или полностью за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета субъектам Российской Федерации (предоставленных из федерального бюджета в форме субсидий, субвенций и дотаций), а также на основании соглашений (договоров) о предоставлении субсидий юридическим лицам, субсидий федеральным бюджетным и автономным учреждениям, договоров о предоставлении бюджетных инвестиций, то при определении сметной стоимости и расчетах за выполненные работы необходимо применять Федеральные единичные расценки (ФЕР) в редакции 2017 года (с учётом изменений и дополнений) и ежеквартальные индексы Минстроя России.
Применение Территориальных единичных расценок (ТЕР), а также индексов (коэффициентов) к ним органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, может быть квалифицировано, как нарушение и привести к отказу в санкционировании расходов за счет целевых средств Управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации (ТОФК) и Межрегиональным операционным Управлением Федерального казначейства (УФК).
Источник