- Модернизация ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: что получит Россия?
- Длинная история с неизвестным финалом
- Детали модернизации
- Что есть и что будет?
- Совсем не «ржавое корыто»: могли ли корабли ВМФ России догнать британской «Дефендер»
- Плавучие доки и их особенности
- Принцип работы
- Транспортно-передаточные доки
- Полупогружные баржи
Модернизация ТАВКР «Адмирал Кузнецов»: что получит Россия?
Длинная история с неизвестным финалом
В июне вновь заставил о себе говорить тяжёлый авианесущий крейсер (ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов». Ещё в 2018-м году российское Минобороны и Объединенная судостроительная корпорация заключили соглашение на средний ремонт и ограниченную модернизацию корабля. Согласно недавнему заявлению вице-президента по военному кораблестроению ОСК Владимира Королева, завершение работ перенесли на 2023-й.
В целом, это совершенно ожидаемое явление. Напомним, что за последние годы корабль стал фигурантом сразу нескольких громких ЧП. 30 октября 2018 года затонул плавучий док ПД-50, авианосец получил повреждения от падения докового крана, но остался на плаву. А 12 декабря 2019 года на корабле произошёл пожар: если верить официальным данным, повреждения не были критическими. В Объединенной судостроительной корпорации ущерб от пожара оценили в 500 миллионов рублей.
Можно ещё вспомнить «странный» поход корабля к берегам Сирии, когда в результате летных происшествий потеряли два истребителя: старый Су-33 и более новый МиГ-29К, но это напрямую не относится к сути вопроса.
Детали модернизации
Авианесущий крейсер спустили на воду ещё в 1985 году. То есть он условный ровесник американского USS Theodore Roosevelt (CVN-71) типа Nimitz, который в обозримом будущем заменят новым кораблём типа Gerald R. Ford. Авианосец, чьё имя пока неизвестно, вступит в строй примерно в 2034 году. Пока что, напомним, американцы имеют лишь один корабль такого типа — USS Gerald R. Ford (CVN-78).
Логично, что корабль, который на Западе прозвали «проблемным», решили модернизировать «постольку поскольку». Можно сказать, что речь идёт об урезанном варианте модернизации. Напомним, в 2017-м источник в оборонно-промышленном комплексе сообщил, что во время ремонта и модернизации на авианесущем крейсере ракетный комплекс «Гранит» будет заменён на ракетный комплекс «Калибр-НК».
Для запуска этих ракет используют универсальные вертикальные установки 3С14, примечательной особенностью которых является возможность применять новую гиперзвуковую ракету «Циркон» (вертикальные установки также позволяют использовать противокорабельные ракеты «Оникс»).
Вообще, П-700 «Гранит» — это то, что отличает российский корабль от других авианосцев. Гигантская ракета имеет массу 7000 килограмм и может поражать цели на дальности примерно 600 километров. Мы не можем судить точно про её возможности, так как ракету ни разу не применяли в бою. Однако, повторимся, другие страны избрали иной путь развития своих авианосцев, превратив их в большие плавучие аэродромы, лишённые ударного вооружения. Это касается не только США, но и, например, КНР, получившей ранее побратима ТАВКР «Адмирал Кузнецов» в лице «Варяга» (теперь это «Ляонин»).
Как следует из текста заявления Владимира Королева, Россия решила «не изобретать велосипед» и пойти по стопам других стран мира. Боевая авиация — главное (по сути) единственное реальное оружие. Решение остальных задач, включая применение крылатых ракет, могут обеспечить другие корабли, входящие в состав авианосной ударной группы, а вот нести на борту истребители-бомбардировщики они не могут чисто физически (нужно сказать, сама по себе концепция ТАВКР изначально была как минимум странной).
Что касается авиационной группы, то заявление представителя ОСК тоже не должно никого удивлять. «Адмирал Кузнецов», в отличие от американских авианосцев, не имеет стартовой катапульты. Это изначально накладывает ограничения как на боевую нагрузку летательных аппаратов, так и на типы самолетов, которые можно применять.
Палубных истребителей у России два: это Су-33 и МиГ-29К. Если верить данным из открытых источников, корабль несёт 14 самолетов Су-33 и 10 истребителей МиГ-29К. Альтернатив им нет и не будет. Проект Су-33УБ давно ушёл в небытие, а создание палубной версии истребителя Су-57 в реалиях жёсткой экономии выглядит откровенно фантастично.
При этом самолет Су-33 сильно устарел: как морально, так и физически. Последнюю машину произвели в конце 90-х. С точки зрения боевых характеристик она находится примерно на уровне не модернизированного Су-27, чего явно недостаточно в наше время.
Фактически единственным палубным истребителем России останется МиГ-29К. Истребитель четвертого поколения с боевым радиусом 850 километров (без применения ПТБ) и боевой нагрузкой 4500 килограмм на 9 узлах подвески.
Что есть и что будет?
Вопрос о том, что делать с авианосцем «Адмирал Кузнецов», дискуссионный, но ответ, как видится, лежит на поверхности. В идеале корабль вообще лучше бы в обозримой перспективе отправить на покой, но это в идеале. Дело в том, что ТАВКР не просто единственный «полноценный» российский авианосец, но и останется таковым в будущем. Заменить его банально нечем, а совсем остаться без такого класса кораблей столь крупной стране, как Россия (имеющей свои интересы в разных частях мира), трудно хотя бы с моральной точки зрения.
Если посмотреть на проекты российских авианосцев последних лет, то становится понятно, что пока не определились с тем, какой именно корабль нужен. Гигантский авианосец проекта 23000 «Шторм», представленный в 2013 году сменил (дополнил?) более скромный, похожий на «Адмирала Кузнецова» корабль проекта 11430Э «Ламантин». А после него в 2021 году в России представили «Варан», на борту которого может базироваться ограниченная авиагруппа, включая два десятка пилотируемых боевых самолетов.
Для сравнения: предполагаемая авиационная группа упомянутого выше «Шторма» — до 90 летательных аппаратов, включая палубную версию истребителя пятого поколения Су-57. Сейчас такой проект кажется почти нереальным, но даже с учётом «миниатюризации» новый авианосец может быть для России чересчур дорог.
Само собой, модернизировать «Кузнецова» бесконечно не получится, но в нынешних реалиях средняя модернизация корабля выглядит единственным более или менее рациональным подходом. Какие-то задачи он ещё сможет решать: даже без ударного вооружения и с ограниченными возможностями авиагруппы.
Источник
Совсем не «ржавое корыто»: могли ли корабли ВМФ России догнать британской «Дефендер»
Симоньян, выступая в ток-шоу Соловьева, рассказала, как отреагировали англоязычные зрители канала RT на инцидент с «обстрелом» английского военного корабля «Дефендер» у берегов Крыма, к которым он подошел во время своего морского похода. Симоньян призналась, что ее «поразили» советы англичан, которые они дали российским военным: «Да потопите вы эту ржавую посудину!»
Не вдаваясь в подробности о том, кто и как делает такого рода комментарии в пропагандистских СМИ, приведем мнение эксперта Дмитрия Шульгина по поводу «ржавой посудины», то есть «Дефендера», особенно в сравнении его с кораблями ВМФ России:
«Начнем с фактологии. Британский эскадренный миноносец типа 45, или класса Daring, HMS Defender (D36) обладает водоизмещением 8500 тонн. Газотурбинные двигатели позволяют ему развивать максимальную скорость более 30 узлов (более 56 км/ч).
Корабль был введен в строй 21 марта 2013 года. В ходе эксплуатации у командования появились претензии к двигательным установкам эсминцев класса Daring, которые перегревались при высоких температурах, а британцам необходимо было использовать эти корабли в Арабском заливе. Поэтому эсминцы типа 45 прошли модернизацию.
В частности, наш HMS Defender (D36) вернулся в строй в апреле 2018 года после серьезного 20-месячного ремонта в Портсмуте. Поэтому, когда указывается, что его максимальная скорость сейчас более 30 узлов (более 56 км/ч), я этому верю.
Российские патрульные корабли проекта 22460 «Охотник», вышедшие на перехват британского эсминца, располагают следующими возможностями: патрульная скорость – 10 узлов (18,5 км/ч), крейсерская скорость – 21 узел (38,9 км/ч), максимальная – 28 узлов (51,8 км/ч). Если верить законам физики и официальным характеристикам кораблей, то российские патрульные корабли не могли догнать британский эсминец.
Предположим, что корабли проекта 22460 «Охотник» располагают «секретным варп-двигателем», который бы позволил им догнать эсминец. Полное водоизмещение корабля проекта 22460 «Охотник» – 750 тонн. И они пошли бы на таран эсминца водоизмещением 8500 тонн? Предположим, что патрульные корабли обвешаны бронированными листами и могут идти на таран, но тогда они плавали бы со скоростью броненосцев 20-х годов прошлого века. Далее, корабли проекта 22460 «Охотник» вооружены зенитными установками, которые не предназначены для борьбы с крупными надводными кораблями (они на видео палят из АУ АК-630 в небушко — максимальная дальность 4000 м). Единственное вооружение, которое они могли бы использовать против эсминца – это две тумбовые пулеметные установки МТПУ 14,5-мм с дальностью стрельбы до 2000 м. А у британского эсминца 114-миллиметровая корабельная универсальная артустановка с дальностью стрельбы 27,5 км.
Конечно, у Черноморского флота есть и другие корабли. Посмотрим на них.
Флагман ракетный крейсер «Москва», по официальным данным, обладает скоростью 32 узла, правда, этот корабль был введен в строй в 1982 году. В июле 2020 крейсер вышел из дока с «капитально отремонтированным двигателем, заменой дизель-генераторов и систем РТС». Теоретически, он мог бы попытаться догнать HMS Defender (D36). Но… но… но… Качество российских ремонтных работ вызывает большие сомнения. А если бы у крейсера котлы сорвало от перегрева? Да и выводить флагманский крейсер против одного эсминца было бы потерей лица для флота.
Есть еще сторожевые корабли проекта 1135 «Буревестник» (введены в строй в 1981-м и в 1982-м годах, водоизмещение — 3200 тонн). По официальным данным, они обладают скоростью 32 узла, но почитайте долгую и нудную историю их ремонта, и у вас возникнут те же сомнения, что и по поводу крейсера «Москва».
Фрегаты проекта 11356Р «Буревестник» (водоизмещение — 4000 тонн) обладают скоростью 30 узлов – опять маловато.
Как мне кажется, против эсминца россияне бросили те корабли, которые они могли быстро «поднять по тревоге». Корабли проекта 22460 «Охотник» – это современные патрульные корабли, введенные в строй с 2009 по 2018 годы. Начальство справедливо предположило, что они могут выдержать гонку с английским эсминцем хоть какое-то время, а выводить старые корыта, чтобы продемонстрировать позорище перед всем миром (помните старого дымокура «Кузю»?), командование не захотело. Это было вполне разумное решение.
Получается, что не так-то просто бодаться с НАТО на практике…»
Источник
Плавучие доки и их особенности
Поводом для сегодняшнего рассказа ТГД послужили печальные события, произошедшие 30 октября на 82-м судоремонтном заводе (СРЗ) в Мурманске, когда в результате аварии затонул плавучий док ПД-50. В доке находился единственный российский авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов». Корабль получил повреждения, но остался на плаву. Речь пойдёт не о причинах и поиске виновных, а о технических особенностях гигантских сооружений для судоремонта.
Принцип работы
Для проведения судоремонтных работ необходимо обеспечить доступ к днищу судна или корабля. Суда небольшого водоизмещения можно поднять с помощью слипа (наклонного спускового устройства). Процедура похожа на спуск на воду, только в обратную сторону.
Для крупнотоннажных судов и кораблей используются плавучие доки. Корабль заводится в такой док, затем с помощью насосов из башен откачивается вода, и док постепенно всплывает. В результате объект ремонта полностью оказывается на открытом воздухе и твёрдой поверхности. Далее с помощью кранов (установленных на доке, береговых или плавучих) производятся ремонтные работы. Спуск на воду происходит в обратной последовательности.
Откачивающие воду насосы запитываются от дизель-генераторов, расположенных на плавучем доке, либо от береговой сети. Второй вариант считается менее надёжным. По одной из версий, прекращение подачи электроэнергии от сети и могло спровоцировать инцидент 30 октября на 82 СРЗ. Однако в определённых случаях энергоснабжение с берега организовать проще и дешевле.
Плавучий док ПД-50, принадлежащий 82 СРЗ в мурманском районе Росляково, благодаря своим характеристикам активно использовался для ремонтных работ на базирующихся поблизости судах и кораблях.
Плавучий док из Росляково является одним из крупнейших в мире. Его длина составляет 330 м, ширина – 88 м, полное водоизмещение превышает 215 тыс. т.
ПД-50 был построен в Швеции в 1970-х годах по проекту 7454 по заказу ВМФ СССР. Предполагалось, что с помощью плавучего дока можно будет производить ремонт крупных надводных кораблей, подводных лодок и транспортных судов водоизмещением от 25 тыс. т.
По данным официального сайта 82 СРЗ, на предприятии проходили ремонт такие корабли, как АПЛ «Оренбург», АПЛ «Брянск», БДК «Кондопога», а также единственный в мире атомный контейнеровоз «Севморпуть». К слову, длина последнего превышает 260 м, ширина – 32 м, а водоизмещение составляет 61 тыс. т. Использовался ПД-50 и при подъёме АПЛ «Курск» в 2001 году.
Транспортно-передаточные доки
Ещё одним типом сооружений для судоремонта являются транспортно-передаточные доки. Они используются в основном не для ремонта, а для спуска на воду и подъёма больших судов и кораблей.
Например, вот такой передаточный док грузоподъёмностью 40 тыс. т получила строящаяся дальневосточная судоверфь «Звезда» летом 2018 года.
Док был построен в Китае компанией BSIC и должен стать одним из ключевых элементов будущей суперверфи. Предполагается, что с помощью данного дока корабелы «Звезды» смогут спускать с тяжёлого стапеля крупногабаритные суда и объекты морской техники длиной 300 м и шириной более 50 м со спусковой массой до 40 тыс. т.
Помимо этого, плавучий док можно использовать и для передачи на причал и спуска на воду ремонтируемых объектов. Впрочем, для обслуживания авианосца «Адмирал Кузнецов» данный док не подошёл бы из-за размеров и массы корабля. Но транспортно-передаточный док создавался не для этого. Принять авианесущий крейсер мог бы сухой док «Звезды» размерами 485х114 м, но завершение его строительства ожидается не ранее 2020 года.
Полупогружные баржи
Ещё один интересный пример сооружений для судостроения и судоремонта – полупогружная баржа «Атлант», построенная и эксплуатирующаяся на Выборгском судостроительном заводе. Длина «Атланта» составляет 130 м, ширина – 35 м, дедвейт – 14419 т, валовая вместимость – 11500 т.
Баржа не имеет собственных подъёмных механизмов. Для облуживания строящихся судов тяжёлые краны перемещаются по рельсам на берегу. Также может использоваться плавучий кран.
Очевидно, что «Атлант» никак не сможет заместить затопленный ПД-50. По данным «Коммерсанта», ближайший аналог потерпевшего аварию сооружения, – большой плавдок ПД-41, который должен находиться в настоящее время в районе базирования 30 СРЗ на Дальнем Востоке. Ещё один вариант – плавучий док ПД-190, находящийся в Новороссийске. В обоих случаях встаёт вопрос транспортировки на Север.
Если поднять ПД-50 не удастся, то его потеря может стать серьёзным ограничением по судоремонту для местных заказчиков, в основном, для Северного флота.
Источник